Рыбный Мурман. 1973 г. Июль.
« к о н ь я к о и ЦВЕТЫ НЕ ПОЛИВАЮТ» Весело отдыхают дети рыб аков в пионерском ла гере «Березайка» . После купания и прогулок по лесу у ребят з авидный аппетит . Чтобы обед был вкусный и сытный , много сил и умения при л а г а е т повар Мария Селиверстовна Жигалова (снимок справа) . Энтузиаст своего дела и садо вод -огородник Иван Кузьмич Наумов. Цветы на территории лагеря , свежие овощи для детей — это во многом его з аслуга . ф ото б. Алексеева . Всем известно, что от водки до преступления один шаг, и большинство случа ев нарушения правопоряд ка совершается лицами, на ходящимися в нетрезвом со стоянии. Некоторые счита ют спиртные напитки це лебными. Такого мнения придержи вается, например, второй механик СРТ-р-723 управ ления «Мурмансельдь» Петр Ярмак, которого работники охраны задержали в про ходной. Он пытался проне сти на судно пять бутылок водки, которые он, по его утверждению, намеревался использовать «чисто для ле чебных целей». Хочется еще вспомнить и такой случай. В дежурную комнату отдела охраны порта по телефону посту пил сигнал «тревоги». Про сили срочно прислать наряд милиции на БМРТ-118 «Эльбрус» для успокоения разбушевавшихся гуляк, ко торые, находясь в нетрез вом состоянии, пытались по пасть на судно. Их не про пускал на . борт корабля старший помощник капита на Г. А. Шанин. И тогда в его адрес послышались угрозы и брань. Прибывший наряд удалил с судна на ночь в медвытрезвитель ко тельного машиниста Васи лия Вяткина, моториста Ва силия Борисова, а для тре тьего гуляки, подвернувше го ногу (сн пытался бежать от милиции), Николая Деме- нева вызвали скорую по мощь. За совершенный поступок эта троица заслуживала ареста на пятнадцать су ток, но их пощадили, может быть, они в конце концов поймут и сделают из этого правильные выводы на бу дущее. А вот матросу с БМРТ-425 тралового флота Виктору О некоторых старинных мор ских суевериях, о том, как при чудливо сплетается иногда у моряков христианская религия с древними языческими веро ваниями, рассказывается в предлагаемом отрывке из кни ги Хельмута Ханке «Моряк, смерть и дьявол», изданной в 1966 году в Ростоке — ГДР. М ОРЯК НИКОГДА не был боязливым. Море — же сточайшая школа мужества и героизма. И тем не менее мор ская стихия столь грозна, пере менчива и могуча, что моряки испокон веков были крайне суеверны. Начиналось это еще с соору жения судна. Чтобы парусник обладал добрыми мореходны ми качествами, для его по стройки следовало употребить несколько краденых бревен. Искра, возникшая при закладке судна, считалась дурным пред знаменованием. Лучше уж бы ло начинать все сызнова. Пе ред тем как поставить мачту, иод ее шпор (основание) бро сали золотой. Такая своеобраз ная вариация древнего жертво приношения при закладке жи лища должна была принести счастье. Когда судно спускали на воду, то вместо нынешней бутылки шампанского обычно произносили заговор: «Госпо ди. упаси сей корабль от бурь и непогоды, от нужды и опас ностей и защити его от всех оол в мире, и от тех также, господи, что исходят от лю дей». • Моряцкие суеверия относят ся ко всем силам природы, на пример. к ветру, который был необходим для парусника. Вет ром, как известно, не может командовать ни один смерт ный, но моряк не желал здесь признаваться в своем бессилии. ВЕКА Подобно тому, как люди камен ного века верили в охотничьи заклинания, морской волк был убежден, что, соблюдая опре деленные условия, может по влиять и на ветер — это кап ризное дитя небес. Даже во второй половине XIX века, всего за несколько десятилетий до наших дней, мо ряки еще прибегали к заклина ниям, стараясь заполучить по путный ветер. Рулевой, стоящий у штурва ла и произносящий определен ные ритуальные слова, мог, к примеру, вызвать желаемый ветер лишь в том случае, если пользовался медово-сладкими интонациями. А если, несмот ря на это, не возникло ни ма лейшего дуновения, следую щее «слово» можно было гово рить более напористо и гром ко, примерно так: «Приди, бриз, с литаврами и трубами!» Рисковали даже вызывать шторм. Главное, чтобы подул хоть какой-нибудь ветер.. Это уже было провокационное эредство, иначе нельзя объяс нить заклинания, в котором призывали ветер разрушить мачты и стеньги. От этого был лишь один шаг до проклятий. Ведь в конце концов у самого выдержанного моряка лопает ся терпение, если ничего не по лучается даже после самых рискованных вызовов: «Ветер, небесный пес! Навались же, на конец, чтобы мачты задрожали и сопнулись. как скрипичные смычки!» Под конец посылали к мачте марсового. Он должен был дуть в парус или бить по нему поварешкой. . Хотя при благоприятном вет ре всякий свист на борту был запрещен под угрозой строго го наказания, тем не менее ве- и ПОВЕРЬЯ рйлиЛ.что в штиль ветер мож но ; «высвистать». -Е го можно было также «разбудить», поче сывая мачту. Встречный ветер нельзя было «пришивать». Иголки и нитки в это время от дыхали — 'у парусного мастера был перерыв в работе. . Ни на одном грузовом па руснике античного мира не об ходилось без с жертвенника на юте (надстройка на кормовой части судна). Здесь для убла жения бога ветров вначале приносили даже человеческие жертвы. Лишь постепенно в жертву, стали приносить голо ву и сердце морских животных. Об этом обряде напоминает обычай прибивать акульи плав ники или крылья альбатроса к утлегарю (бревно, выступаю щее на носу парусного судна). Еще в начале нашего столетия корабельная традиция, корня ми своими уходящая в античные времена, бытовала на больших парусных барках, доставляв ших в Европу селитру из Чили или пшеницу из Австралии: ка питаны этих" самых больших из всех когда-либо плававших па русников вскоре после отплы тия бросали свои фуражки за борт. Причем подобная куль товая жертва считалась обеспе чивающей успех лишь в том случае, если приносилась с на ветренной стороны. Необычайные случаи на мо ре тоже становились источни ками суеверий. В 1907 году единственная тогда в мире се- мимачтовая шхуна «Томас Лоу сон» наскочила на скалы. Когда об этом стало известно, вспом нили вдруг о том, что амери канский писатель, чье имя но-* Сила шхуна, написал книгу под зловещим названием «Пятница, тринадцатого^. Ведь несчаст ный корабль не только поднял якорь для своего последнего плавания в пятницу, но и погиб в пятницу, да еще именно три надцатого числа, в декабре. Носовые фигуры уже не сколько тысячелетий украшаю щие форштевни кораблей, так же связаны с заклинаниями. Они появились еще во време на, когда зверей почитали, как божества, или, во всяком слу чае, приписывали им сверхъес тественные свойства. На фини кийских грузовых парусниках форштевень венчали вырезан ной из дерева конской голо вой.- Вера в спасительное дей ствие символа лошади* была настолько крепка на кораблях, что еще в XIX веке моряки охотно прибивали подкову к гротмачте. Древние греки даже корпу са своих кораблей уподобляли телам животных, предпочитая при этом дельфина. Киль у них переходил в носовой части в резную голову животного. Та ким образом, был изобретен таран, За задорные пляски на волнах, когда дельфин, играя и резвясь, следует за кораблем, за «смеющиеся» почти челове ческие глаза—вот за что древ ние греческие моряки полю били этого славного морского зверя. Этой любовью дельфин пользуется у моряков и по сей день. Носовые фигуры на кораб лях, связанные первоначально о почитанием божественных покровителей, варьировались с течением времени. Викинги, на пример, завершали форштевни Своих судов страшными голо вами змей и драконов, кото рые должны были вызывать ужас у врагов. (Продолжение следует). Перункову пришлось иметь двойную неприятность. На ходясь на судне в нетрез- е о м состоянии, он не на шутку разбушевался. Ему пришлось за свои хулиган ские поступки нести ответ ственность. Вначале его по местили в медвытрезвитель, а затем нарсудья дал ему десять суток ареста. Спиртное пытаются про нести в порт на корабли, так сказать, по причине и без причины. У задержан ного с двумя бутылками коньяка матроса тралового флота Юрия Афиногенова, находившегося тогда в от пуске, в дежурной комнате охраны взяли объяснение, по какой причине ему не обходимо было пронести на судно спиртное. Он написал вот с такой наглостью: «Коньяком цветы не поли вают, и в десятый раз пи сать объяснение не считаю нужным». Ничего не ска жешь, не лишен человек юмора. Здорово не повезло Евге нию Петровичу Воронову — судовому врачу с БМРТ-423 тралового флота. Кому как не ему на судне вести разъ яснительную работу среди моряков о вреде алкоголиз ма, а он сам, судовой врач, напился до того, что пряма из проходной угодил в мед вытрезвитель. Как только не ухитряют ся любители спиртного про нести через проходные ви но и водку. Рыбмастер Леонид Гай дуков пытался пронести через проходную под видом березового сока водку, за печатанную в трехлитро вую стеклянную банку. В число нарушителей по пала официантка с плавбазы «Г. Лысенко» Лидия Жива- ева. Она хотела пронести две бутылки водки. С ней ограничились беседой, на спустя час ее снова задер жали на другой проходной с той же водкой, только не в бутылках, а в консервных банках из-под фруктового ассорти. 18 июня в центральной проходной порта задержали гражданина Плющева за п о - : пытку пронести спиртное в порт. Взяли с него объясне ние, и вот что он пишет? «Работаю на РТ-263 капита-: ном, нес водку с целью уго стить женщин на рыбоком-1 бинате по случаю дня сво его рождения». Работники охраны проверили места работы задержанного, и ока залось, что Александр Плю щев работает, по данным от дела кадров тралфлота, на РТ-182 и не капитаном, в. мастером добычи. Пьянство наносит вред производству, приводит Ft прогулам и отставаниям от кораблей. Много бел.рщ вод ки, а ее все. Пытаются и пытаются проносить, js, порт. Н. АЛЕКСЕЕВ. Редактор Е. В. МИХАЙЛОВСКИЙ. Возвращаются в порт СЕГОДНЯ ОЖИДАЕТСЯ ПРИ ХОД: РТ-317 «Мета», РТ-220 «Вилково», БМРТ-2Ф42 «Пина- горий», ТР «Иркутск» , танкер» «Нефтекамск» . ЗАВТРА: РТ-177 «Сулии», РТ-152 «Сосновец», ППР «Ремб рандт». 27 ИЮЛЯ: пл а вба зы «Маточ- нин Шар»»_______________ _ «Рыбный Мурман», ЙиДвю 55654. Цена 1 »кз. 2 коп. Мур манская областная типография, г. Мурманск, Эак. 4860. ПН-02744.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz