Рыбный Мурман. 1973 г. Июль.
) Ш 1 и а к и 1 1 Н 1 1 1 т «V 1111Н11111Ш1К111111111К1КШИШ11111Ш111111111МН11111» 26 ИЮЛЯ — НАЧАЛО НАЦИОНАЛЬНОГО ВОССТАНИЯ НА КУБЕ (1$53} т я & я. I 3 Г § 1 М Пачти 14Ф тысяч- т ш рыбы , нреветан П- других продуктов моря» выловили к прошлом году кубинские рыбаки ; Изменился- их быт, изменился и труд. Народное правительс тво предостави ло рыболо в ецким кооперативам . со вр еменные суда . Для- труже - ; ников: моря и их семей пестроны бла гоустроенные поселки. На снимке : 66-летний Теодорино Самбрану впервые вышел в море десятилетним^ мальчиком . Утлое суденышко , с т а р а я сеть? ветхая хижина — это все, что было у его семьи . Сейчас Самбрану — капит ан рыболовецкого барка с а . Он охотно передает свой опы т молодежи. В его семью уже давно пришел достаток , но с т а р ы й рыб а к не хочет р а с с т а в а т ь с я с делом, которому он посвятил свою жизнь* . Фото Е.Алрксеева . (Фотохроника ТАСС). На Кубе введена в строй первая высоноаольтная линия эл ек тропередач напряжением в 220 тыс яч вотпег. Она с в я з а л а меж ду собой города Сантьяго-де- Куба и Ольгин. Эта линия поло жил а начало единой энерг етической системе в республике . Зак годы н а родной власти выр або тк а э ле ктро э нергии в с т р а не более чем удвоилась . Кубинский н а р од ставит перед эиономи* кой новую з ад а ч у — довести к 1975 году производство эл ек тро энергии до 1,5* миллиона киловатт . Большое значение имеет со трудничество ш э т ой области с Советским Союзом и другими Странами социалистического лагеря . На снимке : одна из крупнейших ТЭС республики «Мануэль де Сеспедис» в- города* Сьенфуэгос — важное звено в создаю щейся единой энерг етической системе . Фото Е. Алексеева . (Фотохроника ТАСС). n i U M f l l l H I I I I I I I I I I I I I H I l U u b u i i M i K i i i i a t K i i a a M i i M i M i a B a ■■■вовь'4 ХОЗРАСЧЕТА НАЧИНАЯ С СЕГОДНЯШНЕГО НОМЕРА, РЕДАКЦИЯ ГАЗЕТЫ НАЧИНАЕТ ПУБ ЛИКОВАТЬ МАТЕРИАЛ ЗАВЕДУЮЩЕГО СЕКТОРОМ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОБОСНОВА НИЙ ЦПКТБ ТОВ. ЖУЛИНА НИКОЛАЯ СЕМЕНОВИЧА. В НЕМ ПРЕДЛАГАЮТСЯ ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ. ОРГАНИЗАЦИИ ВНУТРИ СУДОВОГО ХОЗЯЙСТВЕННОГО РАСЧЕТА. АВТОР РЕКОМЕНДУЕТ ПРИМЕНЯТЬ В СУДОВОЙ ХОЗРАСЧЕТНОЙ ПРАКТИКЕ НОРМ ТИВНЫЙ МЕТОД ЕЖЕДНЕВНОГО УЧЕТА СУДОВЫХ ЗАТРАТ. РЕДАКЦИЯ ПРОСИТ КАПИТАНОВ, МЕХАНИКОВ, ТЕХНОЛОГОВ, ЧЛЕНОВ СУДО ВЫХ БЮРО ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА, ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКИХ РАБОТНИ- - KOft УПРАВЛЕНИЙ «ЛОПГО» ВЫСКАЭАТБ СВОЕ МНЕНИЕ ПО МАТЕРИАЛУ ТОВ. и ш ш м л А ЖУИппАи ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЮ ’ Хозяйственный расчет в бригадах и звеньях предприятий социалистической промышленно сти впервые был введен в хоз- рДсчё^ную практику в годы Be- лй^сги Отечественной войны. В п&*тевго£нные тоды он получил широкое развитие и теперь *в- дз^е'гс'я распространенной формой участия широких масс трудящих ся в управлении производством. Хоэресчет низших звеньев про изводства тесно связывается с творческой самодеятельностью масс — с социалистическим внутрипроизводственным сорев нованием. В- рыбной промышленности п»редпринимались попытки орга низации внутрисудового хозяй ственного расчета как системы, как внутреннего содержания су дового хозрасчета. В Мурманском траловом флоте в 1S6&—61 годах внедрялся внут- рнсудовой хозрасчет по системе, разработанной капитаном тов. Ввяелновым. Однако цель не бы ла* достигнута. Причины этого заключаются в многообразии (виола 80) форм учета и множе стве* расчетов* которые должны были выполняться в течение рей са. Кроме того, показатели этих ферм не совпадали с данными первичного учета. Очевидно, не быво принято в качестве основ ных) направления достижение единства внутрисудового хозрас чета с хозрасчетом судна и пред приятия. . Из теоретических основ хоз расчета известно, что только в у*сл&вияхт т г единства * различных ^ов'М^яВДДОжзздйй ^хозрасчета во^мсжйо *я&лноценное функцио нирование хозрасчетных подраз делений предприятия. Углубле ние же хозрасчета может и должно усиливать это единство. Е некоторых отраслях промыш ленности при ведении хозрасчета бригад, участков и звеньев пла нируются численность работаю щих, фонд заработной платы, производственные затраты. Дея- тейййх^гь хозрасчетных единиц нJfcfenti офай<ение в бухгалтер ском и оперативном учете,, то е^ть бригадный хозрасчет при ближен по форме к цеховому. Это делается на крупных пред- фйЯгийх, где- бригады велики по численности и их хозяйственная деятельность многосторонняя На судах, основная хозяйствен ная деятельность которых прохо дит в длительном отрыве от пор тов базирования и по характеру сзоем у однообразна , планирова ние производства и учет в бри га - дзх рг на участках по^ цеховому методу нецелесообразны . Плано вые показатели иа судового рей- с&ваго планаг. могут доводиться де сведен»* бригад и участков: в ферме наглядных таблиц. В них делжнь* быть указаны в начале рейса7 плановые задания с раз* бнекой' по бригадам и участкам и - ш конце рейса — результаты. Конкретные формы доведения до экипажей и отдельных аудо- вы* звеньев будут изложены дальше. Подведение итогов» рейсового бригадного' хозрасчете и вс* его организация а- течение рейса должны быть крайне простыми, доуодчивыми до каждого члена экипажа. Они не должны обре менять излишней ефермиталь- ской * учетней работой- руково дителей бригад, участков и ко мандный состав судна, а также не должны отрываться: от карди*- нального направления и смысла судового хозрасчета. Основные принципы внутрисудового хоз расчета должны быть следующие! доведение де бригад и учесг- ков основных производетвенно- экономических показателей; распределение по бригадам и участкам расходов на производ стве в соответствии г судове* сметой, затрат? расходы указыва ются те, на которые бригады и участии оказывают непосредст венное влияние; учет динамики производитель- ности труда; экономия материалов и береж ливость во всем; коллективная и индивидуаль ная заинтересованность в улуч шении работы; наделение капитане правем снижать или повышать размер премии по результатам внутри- судового хозрасчета и социали стического соревнования по предстевяению руководитепей бригад*, смен и участков и согла сованию с судовым комитетом; гласность результатов внутри- судовсго хозрасчета и социали стического соревнования. На судах рыбодобывающих флотов бригадной формой хоз расчета можно охватить смены, машинные команды и отдельные участки. Так, на судах типа БМРТ, ПРТ и РТМ на бригадный хозрас чет мсжно перевести •дае смены производственной команды, маг шинную команду и бригаду до бытчиков (палубную команду). На судах типа РТ, СРТ и др. — производственную, машинную команды, консервную бригаду и клипфиокника. В некоторых отраслях промыш ленности для организации хоз расчета в низших звеньях имеют ся методические указания, разра батываются ведомственные ин струкции. положения о бригад ном хозрасчете, формы* планов и отчетов-. В рыбной* премышлен- «ости этой форме хозрасчета та*- кого внимание еще не уделялась* Йопытаемся изложит* и» предло жить основные методические направления- в органниции внут рисудового хозрасчете. ОСНОВНЫЕ МЕТеДОЧКНИЕ НАПРАВЛЕНИЯ В «9ГАНЯЭ вн у т р и су д ав в го ХОЗРАСЧЕТА Наиболее крупньиг шаг в раз витии внутрисудового хозрасчета вделан в рыбодобывающие фло тах главного управление «Запры- ба». На судах этих флотов в ос новном соблюдаются * принципы внутрисудЪвого хозрасчета. Уже е 1970 годе действовало положе ние еб образовании и использова нии фонда судна. Этот фон^ образовывался на морозильных судах по рейсовым результатам при условии выпол нения плана по прибыли,, выпу ску товарной продукции, филе и разделанной рыбы,, отсутствия аварий и аварийных происшест вий по вине экипажа, повышения производительности труда. Фонд судна формировался за счег ча сти фонда- материального поощ рения, выделяемого * на текущее премирование плавсостава, допол нительных средств, поступающих в фонд базы* за перевыполнение плана. Он начислялся в преде лах до 3 тысяч рублей. По планово убыточным рейсам — до 1 тыся чи* рублей при условии, что не допущен рост убытка по сравне нию с плановым и соблюдении прочих условий, перечисленных выше. Размер фонда судна устанав ливался начальником базы по представлению хозрасчетной ко миссии и согласованию с базо вым комитетом профсоюза. Фон дом судна распоряжался капитан по согласованию с судовым коми тетом и под контролем парторга низации. Он используется на пре мирование членов экипажа в за висимости от их личного вклада в г выполнение и перевыполнение плана и социалистических обяза тельств, а также на приобретение , культинвентаря, путевок и на дру гие цели. Фонд судна не выпланивал- ся или уменьшался за произ водственные упущения экипажа в течение рейса, перечень которых был предусмотрен в Положении. Это Положение имело большое стимулирующее влияние на улуч шение работы экипажей. С 1972 года все предприятия при разработке положений для премирования из фонда матери ального поощрения' руководству ются ««Рекомендациями по разре> ботке положений о премировании рабочие* плавсостава, руководи щих, инженерно-технически* ра» бстмиков* служащих и другн* ка тегорий* работников, в**плете воз- награждений- зе общие годовые итоги- работы предприятие, т так же по разработке сметы расходо вания фонде материального по ощрения», утвержденными Мини стерством рыбного- хозяйстве СССР и ЦК профсоюза* рабочих пищевой промышленности. На суда* флотов главного уп равление «Запрыба» действует также «Положение о материаль ном поощрении за экономию ма териалов»*. В нем предусматрива ется премирование членов экипа жей в размере от 5 до 10 процен тов от стоимости сэкономленных материалов. Определен круг лиц, которые премируются за их эко номию. Например, за экономию топлива премируются все члены машинной команды, машинисты РМУ,. капитан и весь штурманский состав. За экономию орудий лова и промснаряжения — вся бригада добытчиков (палубная команда), капитан и штурманский состав; За экономию эксплуатационных ма териалов — весь экипаж. За хла-- дагенты — рефмеханик и* реф- машинисгы,: за тару и упаковоч ные материалы- — рыбообработ чики и т. д. Это играет положительную роль в развитии внутрисудового хоз расчета» Но в этой .системе по ощрения имеются и недостатки. Обращает на себя внимание тот факт, что, например, по топ ливу и орудиям лова имеется большая вероятность достигнуть крупной суммы экономии (от 10 до 50 тысяч pryблей), чем по экс плуатационным материалам при мизерной сумме экономии* (от 0,5 до 3,0 тысячи- рублей). Значит, круг лиц, получающи* премию за экономик* топлива и орудий лова (16- человек) заведомо поставлен в более выгодные условия, чем круг лиц, получающих премию за эксплуатационные материалы (весь экипаж!). В этом случае не 16 че ловек распределяется сумма пре мии от 0,5 до 2,5 тысячи - рублей и на 92 человека — ог 0,05 до 0,3 тыс. рублей. А какой- может быть экономия по таре?’ Не 33 килограмма* моро женой рыбы нельзя израсходо вать меньше одной картонной ко робки — расход тары не каждый вид продукции строго нормиро ван. Далее, рейсовые расходы на хладагенты составляют на БМРТ примерно 400 рублей. Какой- дол жна быть экочомия по. эгой статье, чтобы три человека- компрессор ного отделения были заинтересо ваны в получении восьми процен тов от нее, отчисляемых на пре мирование? Здесь недостатки- яв ные в определении- размеров гтре- мии за экономию материалов. И: они не единственные в своем ро д е Поэтому неизбежны отступле ния- от Положения, что на прак тике и делается. Другая категория недостатков состоит в том, что расходы по пе речисленным статьям в большин стве своем зависят не только от те» лиц, которые определены пе речнем- для премирования. Напри мер, от экономии по транспорт ным расходам должны премиро ваться помощник капитана по про изводству, мастера по обработке рыбы и матросы-трюмные. Смысл экономии по транспорт ным расходам заключается в том, чтобы по возможности сократить долю продукции, сдаваемой на транспортные суда для доставки- в порт с тем, чтобы больше до ставить ее у себя на борту. Зна чит». надо полнее, рациональнее загрузить трюмы рыбопродукцией. Но полная загрузка трюмов за висит не только от перечислен ных лиц. Если капитан, старший помощник капитана, старший меха ник и его помощники просчита ются при пополнении топливом и водой и на день окончания про мысла на борту* окажется запасов- топлива и воды больше, чем не обходимо на переход в порт, то никакая рациональная укладка продукции в трюмах не обеспе чит экономии по транспортным расходам. Если добытчики и обработ чик** по каким-либо причинам в конце рейса снизят темпы лова и обработки рыбы, а штурман ский состав будет плохо держать судно на концентрациях рыбы, то оно может сняться с промысла с недогрузом трюмов. Третья категория недостатков состоит в том, что Положение предусматривает при перерасходе материалов удержания согласно перечню, определяющему преми рование, в тех же размерах из причитающейся членам экипажа премии за счет ФМП. Здесь от рицательным фактором встают перечисленные во второй катего рии недостатки. Наказанными мо гут оказаться невиновные в пере расходе лица. Нет сомнения, что борьбу за экономию материалов и матери альных ценностей необходимо ос** новывать на личной заинтересо* ванности членов экипажей. Но ор* ганизовать это надо проще. Необ* ходимо учитывать всю сумму эко* номии по судовой смете затрат и размер премирования за эконо мию материалов не ограничив вать десятью процентами, а дозе-* сти его до 20 процентов. Как диф* ференцировать по бригадам и уча^ сткам степень заслуг или вины за- экономию или перерасход, будет рассмотрено в следующем разде ле. (Продолжение следует). %
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz