Рыбный Мурман. 1973 г. Июль.

) Ш 1 и а к и 1 1 Н 1 1 1 т «V 1111Н11111Ш1К111111111К1КШИШ11111Ш111111111МН11111» 26 ИЮЛЯ — НАЧАЛО НАЦИОНАЛЬНОГО ВОССТАНИЯ НА КУБЕ (1$53} т я & я. I 3 Г § 1 М Пачти 14Ф тысяч- т ш рыбы , нреветан П- других продуктов моря» выловили к прошлом году кубинские рыбаки ; Изменился- их быт, изменился и труд. Народное правительс тво предостави­ ло рыболо в ецким кооперативам . со вр еменные суда . Для- труже - ; ников: моря и их семей пестроны бла гоустроенные поселки. На снимке : 66-летний Теодорино Самбрану впервые вышел в море десятилетним^ мальчиком . Утлое суденышко , с т а р а я сеть? ветхая хижина — это все, что было у его семьи . Сейчас Самбрану — капит ан рыболовецкого барка с а . Он охотно передает свой опы т молодежи. В его семью уже давно пришел достаток , но с т а р ы й рыб а к не хочет р а с с т а в а т ь с я с делом, которому он посвятил свою жизнь* . Фото Е.Алрксеева . (Фотохроника ТАСС). На Кубе введена в строй первая высоноаольтная линия эл ек ­ тропередач напряжением в 220 тыс яч вотпег. Она с в я з а л а меж­ ду собой города Сантьяго-де- Куба и Ольгин. Эта линия поло­ жил а начало единой энерг етической системе в республике . Зак годы н а родной власти выр або тк а э ле ктро э нергии в с т р а ­ не более чем удвоилась . Кубинский н а р од ставит перед эиономи* кой новую з ад а ч у — довести к 1975 году производство эл ек тро ­ энергии до 1,5* миллиона киловатт . Большое значение имеет со­ трудничество ш э т ой области с Советским Союзом и другими Странами социалистического лагеря . На снимке : одна из крупнейших ТЭС республики «Мануэль де Сеспедис» в- города* Сьенфуэгос — важное звено в создаю­ щейся единой энерг етической системе . Фото Е. Алексеева . (Фотохроника ТАСС). n i U M f l l l H I I I I I I I I I I I I I H I l U u b u i i M i K i i i i a t K i i a a M i i M i M i a B a ■■■вовь'4 ХОЗРАСЧЕТА НАЧИНАЯ С СЕГОДНЯШНЕГО НОМЕРА, РЕДАКЦИЯ ГАЗЕТЫ НАЧИНАЕТ ПУБ­ ЛИКОВАТЬ МАТЕРИАЛ ЗАВЕДУЮЩЕГО СЕКТОРОМ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОБОСНОВА­ НИЙ ЦПКТБ ТОВ. ЖУЛИНА НИКОЛАЯ СЕМЕНОВИЧА. В НЕМ ПРЕДЛАГАЮТСЯ ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ. ОРГАНИЗАЦИИ ВНУТРИ­ СУДОВОГО ХОЗЯЙСТВЕННОГО РАСЧЕТА. АВТОР РЕКОМЕНДУЕТ ПРИМЕНЯТЬ В СУДОВОЙ ХОЗРАСЧЕТНОЙ ПРАКТИКЕ НОРМ ТИВНЫЙ МЕТОД ЕЖЕДНЕВНОГО УЧЕТА СУДОВЫХ ЗАТРАТ. РЕДАКЦИЯ ПРОСИТ КАПИТАНОВ, МЕХАНИКОВ, ТЕХНОЛОГОВ, ЧЛЕНОВ СУДО­ ВЫХ БЮРО ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА, ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКИХ РАБОТНИ- - KOft УПРАВЛЕНИЙ «ЛОПГО» ВЫСКАЭАТБ СВОЕ МНЕНИЕ ПО МАТЕРИАЛУ ТОВ. и ш ш м л А ЖУИппАи ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЮ ’ Хозяйственный расчет в бригадах и звеньях предприятий социалистической промышленно­ сти впервые был введен в хоз- рДсчё^ную практику в годы Be- лй^сги Отечественной войны. В п&*тевго£нные тоды он получил широкое развитие и теперь *в- дз^е'гс'я распространенной формой участия широких масс трудящих­ ся в управлении производством. Хоэресчет низших звеньев про­ изводства тесно связывается с творческой самодеятельностью масс — с социалистическим внутрипроизводственным сорев­ нованием. В- рыбной промышленности п»редпринимались попытки орга­ низации внутрисудового хозяй­ ственного расчета как системы, как внутреннего содержания су­ дового хозрасчета. В Мурманском траловом флоте в 1S6&—61 годах внедрялся внут- рнсудовой хозрасчет по системе, разработанной капитаном тов. Ввяелновым. Однако цель не бы­ ла* достигнута. Причины этого заключаются в многообразии (виола 80) форм учета и множе­ стве* расчетов* которые должны были выполняться в течение рей­ са. Кроме того, показатели этих ферм не совпадали с данными первичного учета. Очевидно, не быво принято в качестве основ­ ных) направления достижение единства внутрисудового хозрас­ чета с хозрасчетом судна и пред­ приятия. . Из теоретических основ хоз­ расчета известно, что только в у*сл&вияхт т г единства * различных ^ов'М^яВДДОжзздйй ^хозрасчета во^мсжйо *я&лноценное функцио­ нирование хозрасчетных подраз­ делений предприятия. Углубле­ ние же хозрасчета может и должно усиливать это единство. Е некоторых отраслях промыш­ ленности при ведении хозрасчета бригад, участков и звеньев пла­ нируются численность работаю­ щих, фонд заработной платы, производственные затраты. Дея- тейййх^гь хозрасчетных единиц нJfcfenti офай<ение в бухгалтер­ ском и оперативном учете,, то е^ть бригадный хозрасчет при­ ближен по форме к цеховому. Это делается на крупных пред- фйЯгийх, где- бригады велики по численности и их хозяйственная деятельность многосторонняя На судах, основная хозяйствен­ ная деятельность которых прохо­ дит в длительном отрыве от пор ­ тов базирования и по характеру сзоем у однообразна , планирова­ ние производства и учет в бри га - дзх рг на участках по^ цеховому методу нецелесообразны . Плано­ вые показатели иа судового рей- с&ваго планаг. могут доводиться де сведен»* бригад и участков: в ферме наглядных таблиц. В них делжнь* быть указаны в начале рейса7 плановые задания с раз* бнекой' по бригадам и участкам и - ш конце рейса — результаты. Конкретные формы доведения до экипажей и отдельных аудо- вы* звеньев будут изложены дальше. Подведение итогов» рейсового бригадного' хозрасчете и вс* его организация а- течение рейса должны быть крайне простыми, доуодчивыми до каждого члена экипажа. Они не должны обре­ менять излишней ефермиталь- ской * учетней работой- руково­ дителей бригад, участков и ко­ мандный состав судна, а также не должны отрываться: от карди*- нального направления и смысла судового хозрасчета. Основные принципы внутрисудового хоз­ расчета должны быть следующие! доведение де бригад и учесг- ков основных производетвенно- экономических показателей; распределение по бригадам и участкам расходов на производ­ стве в соответствии г судове* сметой, затрат? расходы указыва­ ются те, на которые бригады и участии оказывают непосредст­ венное влияние; учет динамики производитель- ности труда; экономия материалов и береж­ ливость во всем; коллективная и индивидуаль­ ная заинтересованность в улуч­ шении работы; наделение капитане правем снижать или повышать размер премии по результатам внутри- судового хозрасчета и социали­ стического соревнования по предстевяению руководитепей бригад*, смен и участков и согла­ сованию с судовым комитетом; гласность результатов внутри- судовсго хозрасчета и социали­ стического соревнования. На судах рыбодобывающих флотов бригадной формой хоз­ расчета можно охватить смены, машинные команды и отдельные участки. Так, на судах типа БМРТ, ПРТ и РТМ на бригадный хозрас­ чет мсжно перевести •дае смены производственной команды, маг шинную команду и бригаду до­ бытчиков (палубную команду). На судах типа РТ, СРТ и др. — производственную, машинную команды, консервную бригаду и клипфиокника. В некоторых отраслях промыш­ ленности для организации хоз­ расчета в низших звеньях имеют­ ся методические указания, разра­ батываются ведомственные ин­ струкции. положения о бригад­ ном хозрасчете, формы* планов и отчетов-. В рыбной* премышлен- «ости этой форме хозрасчета та*- кого внимание еще не уделялась* Йопытаемся изложит* и» предло­ жить основные методические направления- в органниции внут­ рисудового хозрасчете. ОСНОВНЫЕ МЕТеДОЧКНИЕ НАПРАВЛЕНИЯ В «9ГАНЯЭ вн у т р и су д ав в го ХОЗРАСЧЕТА Наиболее крупньиг шаг в раз­ витии внутрисудового хозрасчета вделан в рыбодобывающие фло­ тах главного управление «Запры- ба». На судах этих флотов в ос­ новном соблюдаются * принципы внутрисудЪвого хозрасчета. Уже е 1970 годе действовало положе­ ние еб образовании и использова­ нии фонда судна. Этот фон^ образовывался на морозильных судах по рейсовым результатам при условии выпол­ нения плана по прибыли,, выпу­ ску товарной продукции, филе и разделанной рыбы,, отсутствия аварий и аварийных происшест­ вий по вине экипажа, повышения производительности труда. Фонд судна формировался за счег ча­ сти фонда- материального поощ­ рения, выделяемого * на текущее премирование плавсостава, допол­ нительных средств, поступающих в фонд базы* за перевыполнение плана. Он начислялся в преде­ лах до 3 тысяч рублей. По планово­ убыточным рейсам — до 1 тыся­ чи* рублей при условии, что не допущен рост убытка по сравне­ нию с плановым и соблюдении прочих условий, перечисленных выше. Размер фонда судна устанав­ ливался начальником базы по представлению хозрасчетной ко­ миссии и согласованию с базо­ вым комитетом профсоюза. Фон­ дом судна распоряжался капитан по согласованию с судовым коми­ тетом и под контролем парторга­ низации. Он используется на пре­ мирование членов экипажа в за­ висимости от их личного вклада в г выполнение и перевыполнение плана и социалистических обяза­ тельств, а также на приобретение , культинвентаря, путевок и на дру­ гие цели. Фонд судна не выпланивал- ся или уменьшался за произ­ водственные упущения экипажа в течение рейса, перечень которых был предусмотрен в Положении. Это Положение имело большое стимулирующее влияние на улуч­ шение работы экипажей. С 1972 года все предприятия при разработке положений для премирования из фонда матери­ ального поощрения' руководству­ ются ««Рекомендациями по разре> ботке положений о премировании рабочие* плавсостава, руководи щих, инженерно-технически* ра» бстмиков* служащих и другн* ка­ тегорий* работников, в**плете воз- награждений- зе общие годовые итоги- работы предприятие, т так­ же по разработке сметы расходо­ вания фонде материального по­ ощрения», утвержденными Мини­ стерством рыбного- хозяйстве СССР и ЦК профсоюза* рабочих пищевой промышленности. На суда* флотов главного уп­ равление «Запрыба» действует также «Положение о материаль­ ном поощрении за экономию ма­ териалов»*. В нем предусматрива­ ется премирование членов экипа­ жей в размере от 5 до 10 процен­ тов от стоимости сэкономленных материалов. Определен круг лиц, которые премируются за их эко­ номию. Например, за экономию топлива премируются все члены машинной команды, машинисты РМУ,. капитан и весь штурманский состав. За экономию орудий лова и промснаряжения — вся бригада добытчиков (палубная команда), капитан и штурманский состав; За экономию эксплуатационных ма­ териалов — весь экипаж. За хла-- дагенты — рефмеханик и* реф- машинисгы,: за тару и упаковоч­ ные материалы- — рыбообработ­ чики и т. д. Это играет положительную роль в развитии внутрисудового хоз­ расчета» Но в этой .системе по­ ощрения имеются и недостатки. Обращает на себя внимание тот факт, что, например, по топ­ ливу и орудиям лова имеется большая вероятность достигнуть крупной суммы экономии (от 10 до 50 тысяч pryблей), чем по экс­ плуатационным материалам при мизерной сумме экономии* (от 0,5 до 3,0 тысячи- рублей). Значит, круг лиц, получающи* премию за экономик* топлива и орудий лова (16- человек) заведомо поставлен в более выгодные условия, чем круг лиц, получающих премию за эксплуатационные материалы (весь экипаж!). В этом случае не 16 че­ ловек распределяется сумма пре­ мии от 0,5 до 2,5 тысячи - рублей и на 92 человека — ог 0,05 до 0,3 тыс. рублей. А какой- может быть экономия по таре?’ Не 33 килограмма* моро­ женой рыбы нельзя израсходо­ вать меньше одной картонной ко­ робки — расход тары не каждый вид продукции строго нормиро­ ван. Далее, рейсовые расходы на хладагенты составляют на БМРТ примерно 400 рублей. Какой- дол­ жна быть экочомия по. эгой статье, чтобы три человека- компрессор­ ного отделения были заинтересо­ ваны в получении восьми процен­ тов от нее, отчисляемых на пре­ мирование? Здесь недостатки- яв­ ные в определении- размеров гтре- мии за экономию материалов. И: они не единственные в своем ро­ д е Поэтому неизбежны отступле­ ния- от Положения, что на прак­ тике и делается. Другая категория недостатков состоит в том, что расходы по пе­ речисленным статьям в большин­ стве своем зависят не только от те» лиц, которые определены пе­ речнем- для премирования. Напри­ мер, от экономии по транспорт­ ным расходам должны премиро­ ваться помощник капитана по про­ изводству, мастера по обработке рыбы и матросы-трюмные. Смысл экономии по транспорт­ ным расходам заключается в том, чтобы по возможности сократить долю продукции, сдаваемой на транспортные суда для доставки- в порт с тем, чтобы больше до­ ставить ее у себя на борту. Зна­ чит». надо полнее, рациональнее загрузить трюмы рыбопродукцией. Но полная загрузка трюмов за­ висит не только от перечислен­ ных лиц. Если капитан, старший помощник капитана, старший меха­ ник и его помощники просчита­ ются при пополнении топливом и водой и на день окончания про­ мысла на борту* окажется запасов- топлива и воды больше, чем не­ обходимо на переход в порт, то никакая рациональная укладка продукции в трюмах не обеспе­ чит экономии по транспортным расходам. Если добытчики и обработ­ чик** по каким-либо причинам в конце рейса снизят темпы лова и обработки рыбы, а штурман­ ский состав будет плохо держать судно на концентрациях рыбы, то оно может сняться с промысла с недогрузом трюмов. Третья категория недостатков состоит в том, что Положение предусматривает при перерасходе материалов удержания согласно перечню, определяющему преми­ рование, в тех же размерах из причитающейся членам экипажа премии за счет ФМП. Здесь от­ рицательным фактором встают перечисленные во второй катего­ рии недостатки. Наказанными мо­ гут оказаться невиновные в пере­ расходе лица. Нет сомнения, что борьбу за экономию материалов и матери­ альных ценностей необходимо ос** новывать на личной заинтересо* ванности членов экипажей. Но ор* ганизовать это надо проще. Необ* ходимо учитывать всю сумму эко* номии по судовой смете затрат и размер премирования за эконо­ мию материалов не ограничив вать десятью процентами, а дозе-* сти его до 20 процентов. Как диф* ференцировать по бригадам и уча^ сткам степень заслуг или вины за- экономию или перерасход, будет рассмотрено в следующем разде­ ле. (Продолжение следует). %

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz