Рыбный Мурман. 1973 г. Июль.
п и ь м о ИЗ МОСКВЫ Уважаемые товарищи! Очень сожалею, что время не позволило мне зайти в ре дакцию «Рыбного Мурмана* после прихода из Баренцева моря, тем более что я рас считывал на знакомство о еще несколькими поэтами- моряками. Хочу вас поблагодарить ва те стихи Владимира Сы чева и Петра Волошина, с которыми познакомил меня «Рыбный Мурман». Два сти хотворения этих поэтов во шли уже в мою северную тему. Я очень надеюсь па дальнейшее знакомство о морской северной поэзией и на помощь «Рыбного Мур* мана». Я увез с собой полную за пасную книжку впечатле ний ог теидых встреч, кон цертов, дискуссий, открове ний моряков. Не знаю, как я отблагодарю моих новых друзей, подаривших мне но вую реальность — страну северного моря. Может быть, новым спектаклем. Пока не знаю, но что-то я обязатель но должен сделать. Самые теплые слова при знательности хотелось бы сказать работникам объеди ненной культбазы плавсоста ва, конкретно — методисту Леониду Владимировичу Го рюнову. знатоку северного края, его людей, его писате лей и поэтов. Концертно - эстрадное бю ро, его директор Вера Ми хайловна Лобова вместе с объединенной культбазой де лают очень, очень нужное дело, налаживая регулярное обслуживание тружеников моря непосредственно в районе промысла. Тридцать моих встреч-концертов были организованы на кораблях. Работа для моряков (я вы ступал с поэтнчешшм спек таклем «Лирический моно лог» до произведениям со ветских поэтов) доставляет артисту глубокое творческое наслаждение, помогает ча сто по-новому, на более вы соком уровне подходить к трактовке литературного ма териала. Эстетические тре бования этого зрителя очень высоки, это ко многому обя зывает, но и приносит на стоящее удовлетворение. Общение с интересными людьми разных профессий и должностей, знакомство с современной техникой и про изводством на судах «Эль брус», «Параллакс», «Рево люция», плавбазах «Сергей Василисин». «Феликс Кон». «Маточкин Шар»-, «Григорий 1Яысеико» и других судах оставляет незабываемое впе чатление. требует внутрен ней работы. Обстановка в районе про мысла бывает разная — по рыбе* погоде и т. д. Тем не менее поражает собранность, спокойствие, уверенность мо ряков в любой ситуации. Когда я расставался с плавбазой «Маточкин Шар», во судовой трансляции я услышал приказ капитан-ди- ретггора Ивана Егоровича Петрова, в котором объявля лась благодарность целому ряду товарищей за хорошую работу. В те дни процент выполнения плана был 114 процентов. И это — после серьезного ремонта, который всегда требует доводки, до полнительного немалого тру да, и это — несмотря на то, что половши личного соста ва состоит из впервые вы шедших в море. Как-то идут у них дела сейчас? Интереснейшими были бе седы - дискуссии после спектаклей на «Маточкином Шаре», душой которых был Василий Григорьевич Гре бенников, первый помощник капитана. Как хотелось бы продолжить, развернуть эти разговоры-поиски. Длились они иногда часами, трудно было прервать их, но «вах та есть вахта». Мы решили продолжить, укрепить творческую друж бу с коллективом плавбазы «Маточкин Шар», устано вить переписку, организо вать обсуждение сценария моего будущего спектакля. Я, как режиссер и актер, многого жду от такого со трудничества. Вчера я от правил на «Маточкин Шар» первую корреспонденцию — статью по психологии. Глубокое впечатление на меня произвел Леонид Алек сандрович Александров о «Феликса Кона», автор пей зажа, подаренного мне кол лективом плавбазы. Русский северный пейзаж, выполнен ный техникой выжигания по дереву. Прекрасная работа, очень своеобразный угол зре ния, оригинальная манера. Восемнадцать лет плавает Леонид Александрович, ма шинист рыбомучной установ ки. Работа трудная, жаркая. Может быть, поэтому так много воздуха, широты в пейзажах. Им создано более сорока работ. Как хотелось бы увидеть их на постоян ной выставке творчества мо ряков Севера! Интересная, содержатель ная и психологически слож ная, совсем не простая жизнь у моряков. Далеко не всегда удовлетворены они произведениями, отражаю щими их труд, их жизнь. Об этом часто говорилось в им провизированных беседах. Конечно, художники, писате ли, драматурги в большом долгу перед моряками-про- мысловиками. Но и у рыба ков есть серьезный «дол жок» — надо активней вме шиваться в жизнь искусств, помочь писателям, творче ским работникам откровен ностью своих суждений, не приятием фальши, помочь письмами, публичными об суждениями конкретных произведений. Еще раз спасибо «Рыбно му Мурману». Спасибо мо им новым зрителям. Я по лучил приглашение от объ единенной плавбазы, от мо ряков на судах приехать со своей новой программой. Я обязательно им восполь зуюсь. Большое спасибо! Александр ОСМОЛОВСКИЙ, актер н режиссер. ВЫСТАВКА ДЕТСКИХ РИСУНКОВ На ПРТ «Павлово» решили организовать выставку дет ских рисунков. В ней примут участие все дети членов эки пажа. В дальнем рейсе рисунки напомнят морякам о семье, о доме* Судовой комитет профсоюза нросит родных и близких моряков направлять на «Павлово» рисунки детей на плот вой бумаге, размером в развернутый тетрадный лист в спе циальных конвертах .чтобы не было сгибов. А может быть, такие же выставки организовать и на других судах? МУРМАНСК НОЧЬЮ. Фото В. Нименског». н и р н г А р В А. ЕД С Л к А. JI Я А гать молодые ребята-доброволм цы, которые а увлечением зани* мелись постройкой необычного судна вместо того, чтобы бес цельно бродить по улицам. Таким обрезом попутно формировался и экипаж. Начали, естественно, с лаготое- ки необходимого материала. На лесоторговой базе купили дюй мовых и двухдюймовых досок, Доски были сырые, с сучками. Сложили их на берегу в оетабсмь, на просушку, а по мере высыха ния строгали вручную. Никак не удавалось достать балок для бим сов и топтимберсов. Тогда стали собирать по берегам плавник я топляки, уподобясь потерпевшим кораблекрушение, которые на не обитаемом острове надумали строить судно. Таким образом мы одновременно очищали фарвате ры, пляжи, отмели от ненужного хлама. Из выловленных подтова- рин тесали топорами балки, суши ли, снова тесали'и строгали. В то же время другая частьг команды освобождала палубу, . разбирая лишние надстройки (которые по том, разумеется, тоже пошли в дело), чистили все внутренние по мещения. Сроки были сжатые, потребо валась слаженная работа всего коллектива и железная дисцип«и-: на. К концу лета корпус вчерне был готов. Осенью отделывали Разве не хотелось вам, хотя бы стояло срезать существующую помещения, а зимой качали ста- когда-нибудь в детстве, чтобы рулевую рубку, вывести транец и вить мачть’ и раскреплять их те- ожили страницы любимых книг? оборудовать кормовую надстрой- кеяажем- Зимними вечерами и м* Разве не хотелось вам, хотя бы в ку, наполовину увеличить высоту ли паРуса» Д®лали блоки, резные детских мечтах, ворочать штурвал фальшборта в средней части суд- УкРашения* Теперь мы уже были настоящего фрегата или стоять с на, настелить палубу на полуюта не плотниками, • кузнецами я подзорной трубой на шканцах пи- и шканцах. слесарями, краснодеревцами, ма- ратского брига? Наверное, да. Много хлопот — даже еще на стеРами ’ такелажниками, портнь#* Нам — строителям, капитанам бумаге — доставило парусное во- ми' ~ каких только ремесел при и матросам каравеллы «Нева» — оружение. С одной стороны, оно постройке судна не бывает! Дажо такие мечты не давали покоя и должно было быть декоратив- - пушкарями! Уточню, что делали в зрелом возрасте. Желание Ным и похожим на вооружение мы всв сами' вчлючая Ф«иэмен- примкнуть к первооткрывателям и подлинных каравелл, с другой ную одежду «тех времен* и пуш- бродягам морей привело нас в стороны — безопасным в эксплу- ки‘ n<>CKOJ1b,ty во времена Ко- ряды членов Ленинградского клу- * Тации на корпусе рыболовного яумба дажа торговые корабли и ба водно-моторного туризма. судна XX века, который по всем суда' * экспедиции, не- Плавали мы на самых разных су- своим показателям (внешний вид nP e w e H H 0 вооружались пушками# дах. И неизменно мечтали о том, тут ш при сожсвм нв пв. нашему судну тоже был придан как было бы здорово, если бы хож на КОрпус судна времен Ко- *оинственныи «"А- В бортах были удалось соединить романтику пумба и Магеллана. Пришлось не прорезаны квадратные отвер* дальних плаваний и не менее ро- только рисовать много вариан- сти" , ~ порты, а на батарейное мантический мир морской стари- тоа общего вида парусности но nM v^ установлены &деревянные ны. Выход был один — плавать и депать множество расчетов пушки' ког .. ....................... на старинном судне. Где егоостойчивости. Естественно, при- на$то’,щ!,в' взять? Построить. Своими рука- шлось прибегнуть к загрузке бал- ми, по своим эскизам. Чтобы оно ластом, было точно таким, каким виде- Q ^ навигации все было готово. На лось много лет. Так родилась у н® гов°Р '° ' что Для всего кормв каравеллы появилось не- иде)|. * тог» нам пришлось проштудиро- званив — «Нева». На основе корабельного бар- вать массу кнкг с изображения- Судно получилось прочное а каса мы построили бригантину ми стаРинны* «УД0*. изучить всю надежное, с неплохими мореходг «Тайна» — многие ленинградцы А °СТУПНУЮ литературу по проек- Ными качествами. Конечно, дл* видели ее. Бригантине не повез- т*Рованию яхт и парусных судов, плаваний через океан наша «Не- ло, ее корабельная жизнь была ‘ Конечно, мы понимали, что ва» непригодна, да и не предна- омрачена аварией, но — нет ху- для работы с таким сложным па- значена, но свой первый шторм да без добра! — мы остановить- русным вооружением нужна мно- у Стиосуддена она уже выдерже- ся уже не моглк ■и тут же ре» гочмсленмэя и опытная команда, яа хорошо. шили строить судно побольше Н® как только дело у нас стало Куда бы мы ни приходили, размерами................................................... разворачиваться и, иа удивление люди толпятся у нашей стоянку Не поручусь, что вышла имен- серьезным людям, над корпусом с интересом разглядывая нерв но каравелла. Точно воссоздать рыболовного бота появился остов веллу. Мы оказывались- неизмен- старинный парусник, начав пост- высокой кормы, недостатка е ными учестниками всех водны* ройку efo от киля, —- удовольст* кандидатах на должности матро- праздников и киносъемок на исто- вие, пожалуй, для любителей сов у нас не было. Недостатка в рические темы. _ _ слишком дорогое. Опыт подске- рабочих руках тоже. Стали помо- зывал, что на это уйдет уйма вре- - -—....... 1 1 .... пушки, которые выглядят как стоящие. Весной судно оснастили п о й » ностью, и к открытию в ЛКБМ1 Р. п сж огин . мени, а главное — мы даже не сможем достать материала на корпус. Поэтому мы решили не мудрствовать, а искать подходя щий корпус из списанных судов и перестраивать его. После долгих-долгих поисков подходящее судно было найдено в одном из рыболовецких кол хозов. Мы его выкупили и кое- как довели до своей стоянки. Обмерили корпус и в течение зимы и весны 1969 года разраба тывали и обсуждали чертежи всех переделок и вооружения. Пред- Редактор Е. В. МИХАЙЛОВСКИЙ " ' " " Д 111 С промысла — в порт СЕГОДНЯ ОЖИДАЕТСЯ ПРИХОД: РТ-144 «Ма гнито горск* . РТ-188 «Лавна» , ТР «В. Суриков* . ЗАВТРА: РТ-269 «Да гестан» , РТ-263 «Галич» . РТ-281 «Алма- Ата», СРТ-4224, т а н к е р а «Н еф т е к амс к» . 1S ИЮЛЯ: СРТ-4124 , БМРТ-442. «Рыбный Мурман». Индекс $5654. Цена 1 экз. — 2 поп. Мурманская областная типография, г. Мурманск, 3ак.3015. ПН-00487.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz