Рыбный Мурман. 1973 г. Июль.

п и ь м о ИЗ МОСКВЫ Уважаемые товарищи! Очень сожалею, что время не позволило мне зайти в ре­ дакцию «Рыбного Мурмана* после прихода из Баренцева моря, тем более что я рас­ считывал на знакомство о еще несколькими поэтами- моряками. Хочу вас поблагодарить ва те стихи Владимира Сы­ чева и Петра Волошина, с которыми познакомил меня «Рыбный Мурман». Два сти­ хотворения этих поэтов во­ шли уже в мою северную тему. Я очень надеюсь па дальнейшее знакомство о морской северной поэзией и на помощь «Рыбного Мур* мана». Я увез с собой полную за ­ пасную книжку впечатле­ ний ог теидых встреч, кон­ цертов, дискуссий, открове­ ний моряков. Не знаю, как я отблагодарю моих новых друзей, подаривших мне но­ вую реальность — страну северного моря. Может быть, новым спектаклем. Пока не знаю, но что-то я обязатель­ но должен сделать. Самые теплые слова при­ знательности хотелось бы сказать работникам объеди­ ненной культбазы плавсоста­ ва, конкретно — методисту Леониду Владимировичу Го­ рюнову. знатоку северного края, его людей, его писате­ лей и поэтов. Концертно - эстрадное бю­ ро, его директор Вера Ми­ хайловна Лобова вместе с объединенной культбазой де­ лают очень, очень нужное дело, налаживая регулярное обслуживание тружеников моря непосредственно в районе промысла. Тридцать моих встреч-концертов были организованы на кораблях. Работа для моряков (я вы­ ступал с поэтнчешшм спек­ таклем «Лирический моно­ лог» до произведениям со­ ветских поэтов) доставляет артисту глубокое творческое наслаждение, помогает ча­ сто по-новому, на более вы­ соком уровне подходить к трактовке литературного ма­ териала. Эстетические тре­ бования этого зрителя очень высоки, это ко многому обя­ зывает, но и приносит на­ стоящее удовлетворение. Общение с интересными людьми разных профессий и должностей, знакомство с современной техникой и про­ изводством на судах «Эль­ брус», «Параллакс», «Рево­ люция», плавбазах «Сергей Василисин». «Феликс Кон». «Маточкин Шар»-, «Григорий 1Яысеико» и других судах оставляет незабываемое впе­ чатление. требует внутрен­ ней работы. Обстановка в районе про­ мысла бывает разная — по рыбе* погоде и т. д. Тем не менее поражает собранность, спокойствие, уверенность мо­ ряков в любой ситуации. Когда я расставался с плавбазой «Маточкин Шар», во судовой трансляции я услышал приказ капитан-ди- ретггора Ивана Егоровича Петрова, в котором объявля­ лась благодарность целому ряду товарищей за хорошую работу. В те дни процент выполнения плана был 114 процентов. И это — после серьезного ремонта, который всегда требует доводки, до­ полнительного немалого тру­ да, и это — несмотря на то, что половши личного соста­ ва состоит из впервые вы­ шедших в море. Как-то идут у них дела сейчас? Интереснейшими были бе­ седы - дискуссии после спектаклей на «Маточкином Шаре», душой которых был Василий Григорьевич Гре­ бенников, первый помощник капитана. Как хотелось бы продолжить, развернуть эти разговоры-поиски. Длились они иногда часами, трудно было прервать их, но «вах­ та есть вахта». Мы решили продолжить, укрепить творческую друж­ бу с коллективом плавбазы «Маточкин Шар», устано­ вить переписку, организо­ вать обсуждение сценария моего будущего спектакля. Я, как режиссер и актер, многого жду от такого со­ трудничества. Вчера я от­ правил на «Маточкин Шар» первую корреспонденцию — статью по психологии. Глубокое впечатление на меня произвел Леонид Алек­ сандрович Александров о «Феликса Кона», автор пей­ зажа, подаренного мне кол­ лективом плавбазы. Русский северный пейзаж, выполнен­ ный техникой выжигания по дереву. Прекрасная работа, очень своеобразный угол зре­ ния, оригинальная манера. Восемнадцать лет плавает Леонид Александрович, ма­ шинист рыбомучной установ­ ки. Работа трудная, жаркая. Может быть, поэтому так много воздуха, широты в пейзажах. Им создано более сорока работ. Как хотелось бы увидеть их на постоян­ ной выставке творчества мо­ ряков Севера! Интересная, содержатель­ ная и психологически слож­ ная, совсем не простая жизнь у моряков. Далеко не всегда удовлетворены они произведениями, отражаю­ щими их труд, их жизнь. Об этом часто говорилось в им­ провизированных беседах. Конечно, художники, писате­ ли, драматурги в большом долгу перед моряками-про- мысловиками. Но и у рыба­ ков есть серьезный «дол­ жок» — надо активней вме­ шиваться в жизнь искусств, помочь писателям, творче ским работникам откровен­ ностью своих суждений, не­ приятием фальши, помочь письмами, публичными об­ суждениями конкретных произведений. Еще раз спасибо «Рыбно­ му Мурману». Спасибо мо­ им новым зрителям. Я по­ лучил приглашение от объ­ единенной плавбазы, от мо­ ряков на судах приехать со своей новой программой. Я обязательно им восполь­ зуюсь. Большое спасибо! Александр ОСМОЛОВСКИЙ, актер н режиссер. ВЫСТАВКА ДЕТСКИХ РИСУНКОВ На ПРТ «Павлово» решили организовать выставку дет­ ских рисунков. В ней примут участие все дети членов эки­ пажа. В дальнем рейсе рисунки напомнят морякам о семье, о доме* Судовой комитет профсоюза нросит родных и близких моряков направлять на «Павлово» рисунки детей на плот­ вой бумаге, размером в развернутый тетрадный лист в спе­ циальных конвертах .чтобы не было сгибов. А может быть, такие же выставки организовать и на других судах? МУРМАНСК НОЧЬЮ. Фото В. Нименског». н и р н г А р В А. ЕД С Л к А. JI Я А гать молодые ребята-доброволм цы, которые а увлечением зани* мелись постройкой необычного судна вместо того, чтобы бес­ цельно бродить по улицам. Таким обрезом попутно формировался и экипаж. Начали, естественно, с лаготое- ки необходимого материала. На лесоторговой базе купили дюй­ мовых и двухдюймовых досок, Доски были сырые, с сучками. Сложили их на берегу в оетабсмь, на просушку, а по мере высыха­ ния строгали вручную. Никак не удавалось достать балок для бим­ сов и топтимберсов. Тогда стали собирать по берегам плавник я топляки, уподобясь потерпевшим кораблекрушение, которые на не­ обитаемом острове надумали строить судно. Таким образом мы одновременно очищали фарвате­ ры, пляжи, отмели от ненужного хлама. Из выловленных подтова- рин тесали топорами балки, суши­ ли, снова тесали'и строгали. В то же время другая частьг команды освобождала палубу, . разбирая лишние надстройки (которые по­ том, разумеется, тоже пошли в дело), чистили все внутренние по­ мещения. Сроки были сжатые, потребо­ валась слаженная работа всего коллектива и железная дисцип«и-: на. К концу лета корпус вчерне был готов. Осенью отделывали Разве не хотелось вам, хотя бы стояло срезать существующую помещения, а зимой качали ста- когда-нибудь в детстве, чтобы рулевую рубку, вывести транец и вить мачть’ и раскреплять их те- ожили страницы любимых книг? оборудовать кормовую надстрой- кеяажем- Зимними вечерами и м* Разве не хотелось вам, хотя бы в ку, наполовину увеличить высоту ли паРуса» Д®лали блоки, резные детских мечтах, ворочать штурвал фальшборта в средней части суд- УкРашения* Теперь мы уже были настоящего фрегата или стоять с на, настелить палубу на полуюта не плотниками, • кузнецами я подзорной трубой на шканцах пи- и шканцах. слесарями, краснодеревцами, ма- ратского брига? Наверное, да. Много хлопот — даже еще на стеРами ’ такелажниками, портнь#* Нам — строителям, капитанам бумаге — доставило парусное во- ми' ~ каких только ремесел при и матросам каравеллы «Нева» — оружение. С одной стороны, оно постройке судна не бывает! Дажо такие мечты не давали покоя и должно было быть декоратив- - пушкарями! Уточню, что делали в зрелом возрасте. Желание Ным и похожим на вооружение мы всв сами' вчлючая Ф«иэмен- примкнуть к первооткрывателям и подлинных каравелл, с другой ную одежду «тех времен* и пуш- бродягам морей привело нас в стороны — безопасным в эксплу- ки‘ n<>CKOJ1b,ty во времена Ко- ряды членов Ленинградского клу- * Тации на корпусе рыболовного яумба дажа торговые корабли и ба водно-моторного туризма. судна XX века, который по всем суда' * экспедиции, не- Плавали мы на самых разных су- своим показателям (внешний вид nP e w e H H 0 вооружались пушками# дах. И неизменно мечтали о том, тут ш при сожсвм нв пв. нашему судну тоже был придан как было бы здорово, если бы хож на КОрпус судна времен Ко- *оинственныи «"А- В бортах были удалось соединить романтику пумба и Магеллана. Пришлось не прорезаны квадратные отвер* дальних плаваний и не менее ро- только рисовать много вариан- сти" , ~ порты, а на батарейное мантический мир морской стари- тоа общего вида парусности но nM v^ установлены &деревянные ны. Выход был один — плавать и депать множество расчетов пушки' ког .. ....................... на старинном судне. Где егоостойчивости. Естественно, при- на$то’,щ!,в' взять? Построить. Своими рука- шлось прибегнуть к загрузке бал- ми, по своим эскизам. Чтобы оно ластом, было точно таким, каким виде- Q ^ навигации все было готово. На лось много лет. Так родилась у н® гов°Р '° ' что Для всего кормв каравеллы появилось не- иде)|. * тог» нам пришлось проштудиро- званив — «Нева». На основе корабельного бар- вать массу кнкг с изображения- Судно получилось прочное а каса мы построили бригантину ми стаРинны* «УД0*. изучить всю надежное, с неплохими мореходг «Тайна» — многие ленинградцы А °СТУПНУЮ литературу по проек- Ными качествами. Конечно, дл* видели ее. Бригантине не повез- т*Рованию яхт и парусных судов, плаваний через океан наша «Не- ло, ее корабельная жизнь была ‘ Конечно, мы понимали, что ва» непригодна, да и не предна- омрачена аварией, но — нет ху- для работы с таким сложным па- значена, но свой первый шторм да без добра! — мы остановить- русным вооружением нужна мно- у Стиосуддена она уже выдерже- ся уже не моглк ■и тут же ре» гочмсленмэя и опытная команда, яа хорошо. шили строить судно побольше Н® как только дело у нас стало Куда бы мы ни приходили, размерами................................................... разворачиваться и, иа удивление люди толпятся у нашей стоянку Не поручусь, что вышла имен- серьезным людям, над корпусом с интересом разглядывая нерв­ но каравелла. Точно воссоздать рыболовного бота появился остов веллу. Мы оказывались- неизмен- старинный парусник, начав пост- высокой кормы, недостатка е ными учестниками всех водны* ройку efo от киля, —- удовольст* кандидатах на должности матро- праздников и киносъемок на исто- вие, пожалуй, для любителей сов у нас не было. Недостатка в рические темы. _ _ слишком дорогое. Опыт подске- рабочих руках тоже. Стали помо- зывал, что на это уйдет уйма вре- - -—....... 1 1 .... пушки, которые выглядят как стоящие. Весной судно оснастили п о й » ностью, и к открытию в ЛКБМ1 Р. п сж огин . мени, а главное — мы даже не сможем достать материала на корпус. Поэтому мы решили не мудрствовать, а искать подходя­ щий корпус из списанных судов и перестраивать его. После долгих-долгих поисков подходящее судно было найдено в одном из рыболовецких кол­ хозов. Мы его выкупили и кое- как довели до своей стоянки. Обмерили корпус и в течение зимы и весны 1969 года разраба­ тывали и обсуждали чертежи всех переделок и вооружения. Пред- Редактор Е. В. МИХАЙЛОВСКИЙ " ' " " Д 111 С промысла — в порт СЕГОДНЯ ОЖИДАЕТСЯ ПРИХОД: РТ-144 «Ма гнито горск* . РТ-188 «Лавна» , ТР «В. Суриков* . ЗАВТРА: РТ-269 «Да гестан» , РТ-263 «Галич» . РТ-281 «Алма- Ата», СРТ-4224, т а н к е р а «Н еф т е к амс к» . 1S ИЮЛЯ: СРТ-4124 , БМРТ-442. «Рыбный Мурман». Индекс $5654. Цена 1 экз. — 2 поп. Мурманская областная типография, г. Мурманск, 3ак.3015. ПН-00487.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz