Рыбный Мурман. 1973 г. Июль.

МНЕНИЕ СТАРШЕГО МАСТЕРА ОДИН ИЗ КОЛЛЕКТИВА ТРАЛОВОГО ФЛОТА НОВОЕ В РЫБОПОИСКОВОЙ ТЕХНИКЕ Б ОРИСУ ГАВРИЛОВУ за­ труднительно было сказать, когда, как и почему он «за­ болел» морем . Твердо знает од - и с : случилось это еще в детстве, классу к шестому он решил быть м оря ком . Только им ! И вот те­ перь, представляясь, имеет право сказать: м оря к тралового флота. А появилась эта мечта', может быть, потому, чтф Борис родился и жил в Леьнрмграде. И позвало жет быть, тогда услышал заворо­ женный мальчишка зов моря!.. В школе был у них кр уж о к «Юный моряк» . Несколько раз в неделю приходили шефы — стройные, подтянутые курсанты высшего мореходного училища имени Ф рун зе — и проводили с ребятами занятия по морскому делу. Изучали они устройство ко ­ рабля, сигнализацию и многое другое. Д Е Л Е Г А Т С Л Т А М О Л О Д Ы &со море — сначала роб ко , а по­ том все сильнее и сильнее — когда наблюдал шумную жизнь порта, где разгружались величе­ ственные морские суда, а может быть, тогда, когда смотрел, как идут по Неве большие и малые корабли. А на набережной Борис был частый гость!.. Еще: однажды в детстве отец взял его с собой на корабль. Он бывший военный моряк . В 1945 году шестнадцатилетним мальчишкой пошел ои служить на флот юнгой. А окончил службу уж е взрослым мужчиной , дем о ­ билизовался в звании старшины второй статьи. Так что вел отец Бориса в свой дом . И, мо - В этом кр уж ке Борис Гаврилов начал заниматься с шестого клас­ са. И был в нем до окончания школы. Подал заявление в Ленинград­ ское мореходное училище иа электромеханический факультет. Успешно выдержал конкурс , поступил. После окончания второго к у р ­ са была у них практика на рыбо­ ловецких судах. Борис попал в Ригу, а оттуда пошел впервые в море на большом современ­ ном судне. Рейс был долгий — пять с половиной месяцев. И в этом первом сбылись его многие мечты, связанные с морем , с профессией моряка . Во- первых, вплотную знакомясь с устройством корабля — большо­ го м орозильно го траулера, — Борис почувствовав силу и мощь современного рыбацкого флота. Проникся чувством большой от­ ветственности за ту технику, ко ­ торая будет вверена его моло­ дым рукам. Позади было два курса, думал, откровенно говоря, что неких высот в избранной про ­ фессии уж е достиг, а на практи­ ке увидел, что нужно учиться и учиться. Поэтому дело свое стал осваивать еще упорнее. В этом ж е рейсе они дважды заходили в иностранные порты Канады и М арокко . Так что сбы­ лась мечта Бориса повидать чу­ ж ие страны. Окончив училище, осенью прошлого года пришел Борис в наш траловый флот. И снова по­ шел в море на большом судне БМРТ «Прогресс». Наряду с работой активно уча­ ствовал молодой специалист и в общественной жизни. На корабле было 25 комсомольцев, Бориса избрали секретарем комсомоль­ ской организации. Ребята устраи­ вали рейды с целью изыскания резервов производства, обраща­ ли внимание на качество выпус­ каемой продукции , на темпы раз­ делки рыбы. Провели шахмат­ ный и шашечный турниры , подго­ товили концерт художественной самодеятельности. Одним сло­ вом, комсомольцы во главе со своим секретарем умели находить интересные и нужные дела. А новый, 1973 год, Борис встре­ чал с особо праздничным наст­ роением : в море незадолго до этого получил он радиограмму с известием о рождении дочери. Назвали они ее с женой, как и было условлено, Машенькой. На днях молодые рыбаки Каре­ лии, Архангельска, Мурманска собрались в нашем городе на свой слет. Борис Гаврилов пред­ ставлял на нем рыбацкую смену нашего тралового флота. Он — один из тех, ком у вести рыбац­ кий флот дальше. В. КАРСКИЙ. ТРАЛ БЕЗКРЫЛЫВ Специалисты отдела добычи Мурманского тралового флота разработали конструкцию ново* го разноглубинного трала без крыльев. Базой послужил трал чертежа 2131. Испытания, про­ водившиеся на БМРТ «Поле­ сье», показали неплохие его эк­ сплуатационные качества и уло­ вистость. Сейчас ведется дора* ботка конструкции. Разноглубинный трая без крыльев — новый вид орудия лова в Северном рыбопромыс­ ловом бассейне. - ЪЩШЩ:■. : г ' . ... ! W: МШШШ 1 я Ш М I 8 i • Жк i' j Ш .......... тш - ш ПОСЛЕ ХОРОШЕГО УЛОВА. Фото В. Филькова. В ЫИ Г Р ЫШ С Х Е М Ы „ Д У Б Л Ь * В родной порт из своего пер­ вого промыслового рейса воз­ вратился БМРТ-129 «Поле­ сье». За рейс выловлено 5600 тонн рыбы, что составляет 7,3 тонны на одно траление. Рейс показал, что, несмотря на неко­ торые конструктивные недора­ ботки, суда данного типа мо­ гут работать успешно. До рейса на «Полесье» мне приходилось ходить как на БМРТ немецкой и польской постройки, так и на судах ти­ па ПРТ. И, естественно, мне хотелось познакомиться с ра­ ботой судов типа «Алтай». В ноябре, перед отлетом в Николаев на приемку «Поле­ сья», об отличительных особен­ ностях работы на палубе на судах этого типа мне расска­ зал флагманский наставник отдела добычи флота тов. Юга- нов. Тогда же им и была по­ дана мысль о применении про­ мысловой схемы «Дубль» на судах типа «Алтай». Основную часть промыслово­ го времени экипаж «Полесья» работал по этой схеме, и те­ перь можно с уверенностью оказать, что ее применение значительно увеличивает вылов рыбы. Переход с обычной промыс­ ловой схемы на работу по схе­ ме «Дубль» происходит без каких-либо потерь промысло­ вого времени. Во время трале­ ния на оба кабельных бараба­ на подсоединяется по два вы­ тяжных конца одинаковой дли­ ны. При выборке кабелей на один барабан для того, чтобы они укладывались более рав­ номерно, впереди барабана и посредине его вертикально ста­ вится съемный штырь из прут­ кового железа, диаметром око­ ло 50 мм, длиной 1,5—2 метра. На штырь накладывается отре­ зок трубы большего диаметра с тем, чтобы труба могла вра­ щаться. Это приспособление как бы разделяет барабан на две части. Подъем трала происходит следующим образом. После вы­ борки ваеров и подхода трало­ вых досок к переходным кон­ цам трала подсоединяются оба вытяжных конца одного из ка­ бельных барабанов. Выборка кабелей проводится одной ка­ бельной лебедкой. В это время вахтенный штурман должен следить за тем, чтобы кабели были вытянуты ровно по кур­ су. При выходе трала на палу­ бу подбора подтягивается при помощи вытяжного конца ма­ лого барабана кабельной лебед­ ки этого же борта и джильсона гиневой лебедки противополож­ ного борта. Джильсон гиневой лебедки заводится в трехтонный кани­ фас-блок, который крепится между кабельными лебедками в районе промерочного ролика. Мешок с уловом поднимается гиневой лебедкой того борта, иа который выбран трал. При этом желательно, чтобы судно имело крен в сторону рабоче­ го борта. Достигается это поворотом судна на 10—15 градусов на противоположный борт. После выхода мешка на па­ лубу можно приступать к спус­ ку второго трала. Преимущества промысловой схемы «Дубль»: 1. Главным является то, что после подъема одного трала сразу производится спуск второго, исключая, таким об­ разом, затраты времени на вы- ливку улова и подготовку тра­ ла к спуску. В среднем на вы- ливку и подготовку трала ухо­ дит 15—20 минут. Учитывая,' что за сутки в среднем • дела­ ется восемь тралений, выигрыш во времени составляет 2—2.5 часа, то есть можно сделать еще одно траление. 2. При обычной схеме рабо­ ты в случае порыва трала око­ ло 20 минут уходит на переход с одного трала на другой. Здесь еще могут быть задержки вре­ мени, если необходима замена кабелей. При работе промысло­ вой схемой «Дубль» эти потери времени исключаются. 3. Преимущества ее особо ощущаются, когда в зависимо­ сти от .промысловой обстанов­ ки надо часто переходить с донного трала на пелагический и наоборот. При обычной схеме этот переход зашшает около 1.5 часа. Здесь же, как правило, палубной команде приходилось выполнять очень большую фи­ зическую работу. На некоторых судах пытались сократить это время: ставили единые кабели как для донного трала, так и пелагического. Но обычно это приводило к некоторому снижению уловис- тости одного из тралов. Схема «Дубль» позволяет сократить время перехода в 4—5 раз и не требует больших усилий, которые были необходимы при обычной схеме. 4. Увеличивается продолжи­ тельность работы тралов, так как палубная команда гораздо больше времени уделяет осмот­ ру и ремонту промвооружения. 5. Работая попеременно раз­ ными по своей конструкции тралами, легко сравнить их уловистость. 6. Улучшается соблюдение правил техники безопасности гши выливке улова, так как вы- лйвка производится в* более спокойной обстановке. Может возникнуть вопрос: не будет ли перекоса трала при том варианте, о котором шел разговор? На судне в течение рейса проводились замеры перекоса сетной части трала. Перекос не превышал пяти процентов, а. следовательно, отрицательно­ го влияния он практически не имел. ' Д. ВОРОНЕЦ, старший ма­ стер лова БМРТ «Полесье». На плавбазе «Северодвинск» во всех делах задают тон вете­ раны. На нашей странице вы веди­ те только двоих: И. А. Сташ- ков, В. Я. Попов (слева на­ право). Оден из них, не в ущерб своим основным обязанно­ стям взял на себя должность библиотекаря. Другой, и это даже (важнее, обучил морскому делу двенадцать курсантов мо­ реходною училища. Фото В. Нименского. П РО ХОЖ Д ЕНИ Е У ЗКОСТИ И РАДИОСВЯЗЬ Связь давно уже стала надежным помощником судоводи­ телей, но еще не всегда используются все ее возможности. При следовании кораблей в узкости из-за отсутствия радио­ телефонной связи вахтенным штурманам часто до последнего момента трудно предположить, какие действия предпримет встречное судно. А это может привести к тяжелым последст­ виям. Именно по этой причине в Кольском заливе в разные годы произошли столкновения РС-5252 с МБС-137150, транс­ портных рефрижераторов «В. Лягнн» и «И. Айвазовский», траулера «Котлас» с теплоходом «Стара Планнна». «Севгосрыбфлотинспекция» выступила с предложением пе­ ред судовладельцами заинтересованных организаций о введе­ нии единого канала УКВ связи в Кольском заливе на участке от мыса Мншуков до Тюва-губы и на реке Северная Двина от устья до порта Архангельск. Цель — ведение переговоров по согласованию действий расхождения судов всех ведомств, г. том числе иностранных (с лоцманом на борту), а также для обмена навигационной информацией. Для других целей, не связанных с безопасностью морепла­ вания, этот канал связи не должен использоваться. Применение такой радиотелефонной связи не освобождает судоводителей от обязанностей соблюдать ППСС и местные правила. При выходе из строя аппаратуры должны быть приняты меры к быстрому ее восстановлению. Выход нз строя радиотелефонной аппаратуры не должен рассматриваться как нарушение правил, которые будут введе­ ны. Однако это должно учитываться при судовождении. Судно, не имеющее этой аппаратуры, также не будет счи­ таться нарушителем. Каждое судно, желающее вступить в связь с другим, долж­ но сообщить свое название, местонахождение, а если необхо­ димо, курс н скорость. Другое судно должно подтвердить при­ ем и сообщить свое название. После этого штурманы взаимно информируют друг друга о своих намерениях. Связь между кораблями должна поддерживаться до пол­ ного их расхождения. Такое правило должно соблюдаться толь­ ко в хорошую видимость. Указанные положения должны найти отражения в правилах радиотелефонной связи в узкости, которые будут разработаны в будущем. Желательно, чтобы судоводители н другие заинтересован­ ные специалисты высказали свое мнение по этому вопросу на страницах бассейновой газеты. В. ПРОСОЕДОВ, старший мореной инспектор «Севгосрыбфлотннспекпнн». Ж , Д а е м координаты НОВАЯ МАРКА КАБЕЛЯ Всесоюзный научно-иссле- довательский институт кабель­ ной промы ш л е н н о с т и (ВНИИКП) разработал судо­ вые электрокабели марки КНРПк повышенной надежно­ сти и долговечности. Натурные испытания кабе­ лей на ряде судов Минморфло- та подтвердили их эксплуата­ ционную надежность. Организо­ ваны н проводятся испытания кабелей в лабораторных усло­ виях в специальных средах (крепкие растворы поваренной соли, рыбий жир ит . п.), а так­ же на судах «Севрыбхолодфло­ та». Предварительные испыта­ ния кабелей дали положитель­ ные результаты. Кабели рекомендованы для прокладки на открытых палу­ бах и в помещениях общесудо­ вого назначения (кроме поме­ щений, в которых возможно воздействие на кабели продук­ тов рыбообработки, технологи­ ческих растворов и т. п.). Кабели предназначены для эксплуатации на судах морско­ го флота с неограниченным районом плавания, при неподви­ жной прокладке в установках напряжением до 1000 вольт по­ стоянного тока в следующих условиях: температура окружа­ ющей среды от —40° до +50° С, относительная влажность воз­ духа до 98+2% при темпера­ туре до +40° С при воздейст­ вии морской воды, паров, кис­ лот и щелочей. Кабели изго­ тавливаются 1—2—3-жнль- ными, сечением от 1,0 до 120 мм2. Срок службы кабелей (вклю­ чая время хранения монтажа и эксплуатации) устанавливает­ ся до 15 лет. Указанный срок службы не ограничивается 15 годами, а определяется техни­ ческим состоянием кабеля к концу регламентированного тех- условиями срока службы. Учитывая, что используемые в настоящее время в новом су­ достроении кабели марки КНР, КНРП и др. по своим харак­ теристикам уступают вновь соз­ данным кабелям марки КНРПк, считается целесообразным орга­ низовать применение последних на ремонтируемых судах. ПО СВОЕЙ СХЕМЕ.^ В одном из рейсов промысло­ вики траулера «Орион» не­ сколько изменили схему осна­ стки трала чертежа 1625-А. Центральный грунтроп был на­ бит шестью 400-мнллнметровы- ми бобннцамн, на каждом из них — 10 кг груза. Крылья на­ биты таким же образом, но на концах поставили по одной чу­ гунной катушке весом 8 кг. Трал вооружили без голых топенантов. На верхнюю подбору привя­ зали: на центр 20 кухтылей, на крылья по 15 тех же кухтылей и по пять обычных. Такой трал поставили на правый борт, на левый — во­ оруженный по схеме промыс­ лового отдела, которым сделали всего три траления и который показал худшие результаты. Весь рейс работали «правым бортом». За 13 суток взяли без малого 160 тонн рыбы. ШЛИФОВАНИЕ СТАНКОВ НА СУДОВЕРФИ^ Станина ' основа всех то­ карных станков. При полном ре­ монте станка очищенная от обо- рудовання станина поднимает­ ся краном (на судоверфи это кран грузоподъемностью в 15 т) на специальное возвышение я затем три слесаря в течение 50 часов зачищают или шабрят станину. Работа эта производи­ лась вручную н требовала боль­ ших затрат труда. Несколько облегчила процесс зачистки ста­ нины керамическая чашка, но она требовала специальных за­ щитных средств при работе, г. к. в любую минуту могла лопнуть. В основу шлифовального станка (вернее небольшого нрк- способления, предложенного рационализаторами Мурман­ ской судоверфи) положен шли­ фовальный круг, который со­ стоит из специального сплава эльбора. Эта маленькая машинка шли­ фует станок с точностью до 0,01 мм на всю длину. Качест­ во обработки отличное. Более чем в пять раз увеличилась производительность труда. у в о о р у ж е н т р а л Промысел в районе Лабрадо­ ра судами Мурманского трало­ вого флота начался в 1958 году. Этот район отличается неблаго­ приятными грунтовыми услови­ ями, где наблюдаются значи­ тельная задевистость, порывы 3 >алое, попадает много камней, ря тралениях на глубинах 400—500 м нередко происхо­ дит врезание бобинцев и трало­ вых досо-к в плотную, вязкую глину. Более благоприятные грунтовые условия на глубинах 150—250 м. Для успешного ведения про­ мысла на глубинах 350—500 м следует использовать передо­ вой опыт экипажей БМРТ 410, 454, 255, 123, о ко­ тором и пойдет речь. Среди добытчиков Северно­ го бассейна идет спор об уло- внстости тралов по чертежу 2050—(Н и «Треока-М». Не­ которые утверждают, что «'Рре- сна-IVfr» имеет выше уловис­ тость, чем трал 2050—01. Это мнение ошибочно. Работника* мн отдела добычи нашего фло­ та в последние два года прово­ дились сравнительные испы­ тания данных тралов в районе Лабрадора, Они показали, что трая 2050—01 за один час хранения дает на 1,0—2*) цеяянера уловистосзь выше, чем «Э&реска-№». Учитывая трудности работы * районе Лабрадора на глуби­ нах 350—500 метров, необхо­ димо серьезно, со знанием де­ ла подходить к вооружению а осяастме траста 2050—0 ! . Приводим оптимальную схе­ му вооружения трала (схема М-Ц. ИЗ ОПЫТА ЭКСПЛУАТАЦИИ ТРАЛА ЧЕРТЕЖА 2050—01 • Грунтроп набивается 500 мм бобннцамн из расчета 7 штук на секцию. Добивка грунтропов производится металлическими катушками. Общий вес набив­ ного грунтропа в воде, с уче­ том веса цепей, должен состав­ лять 500—550 кг. Конец нижнего крыла присо­ единяется к верхнему плечу коромысла фигурной клячовки. Конец грунтропной цепи, длина которой 3 метра, присоединяет­ ся к нижнему плечу коромысла фигурной клячовки. Клячовка должна быть в сборе. На шток этой клячовки одевается 500 мм бобинец. Наличие клячовки позволяет в зависимости от грунтовых ус­ ловий н необходимости регули­ ровать ход нижней подборы над грунтропом посредством добав­ ления или, наоборот, уменыпе- 1 шя количества звеньев цепи. К штоку донной клячовки присоединяется 9,5-метровый голый грунтроп, изготовленный из стального троса диаметром 22 мм, к которому, в свою оче­ редь, присоединяется голая цепь длиной 3 метра и клячов­ ка (600 мм бобинец на штоке). Нижний кабель, изготовлен­ ный из 20 мм стального троса, длиной 60 м крепится к штоку этой клячовки. Верхний кабель из 15 мм стального троса длиной 60 м крепится к З-метровым верх­ ним голым концам. Оба кабеля посредством 30- метрового кабеля, изготовлен­ ного из 22 мм стального троса, соедашяются с переходным кон­ це»! и ваером. нижней части рекомендуется в районе нижних гужей подвязы­ вать воловьи шкуры. Нередко, имея такое воору­ жение трала, суда оказываются в пролове. Добытчики не учи­ тывают скорость траления и не обращают внимания на распор траловых досок. Некоторые старшие мастера не пользуют­ ся определением расстояния между досками во время трале­ ния, что очень важно для нор­ мальной работы тралового комплекса. Ниже мы приводим один из способов определения расстоя­ ния между досками на БМРТ. По ваерам за подвесными блоками одновременно пуска­ ют две скобы, которые соедине­ ны между собой тросиком опре­ деленной длины (наиболее удобно — 9,0 м). К скобам присоединяют дополнительные тросики, разбитые ка марш? через каждые 5 —Ю см. Скобы скользят по ваерам до тех пор, пока тросик, соединяющий их, не натянется втугую. Затея дополнитеяывые тро- оики но команде выбирают рав­ номерно через подвесные бяони и замеряют их длину. Сделав несколько замеров, выбирают среднюю велшину (ехеэдаА&ЭД. Верхняя подбора вооружает­ ся обычными 160 кухтыля- мн, общая подъемная сила ко­ торых равна 320 кг. Кухтыли необходимо располагать вплот­ ную по всей подборе. Между двойными и одинар­ ными кабелями необходимо включать промежуточный бо­ бинец. Он предохранит кабели от частых задевов, износа и по­ рывов. При частых порывах Расстояние СД между доска­ ми определяется как сумма двух отрезков. СД=СК+КД . КД=АВ (расстояние между подвесными блоками), так как АК параллельна ВД. СК определяют из подобия треугольников АКС и АМЕ. А€ АЕ где Ж — длина вытравленных ваерей,, МЕ=ФЕ—АВ, а А'Е определя­ ют по замерам. Регулировать доски необхо­ димо посредством перенесения крепления лапок. В. ТАРАСЕНКО и Ю. НИ- КИШЕВ, флагманские стар­ шие мастера по добыче тралового флота. „ " Р ы б н ы й М у р я х & н * * * 1 1 и ю л я 1 9 7 3 г .

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz