Рыбный Мурман. 1973 г. Июль.
МНЕНИЕ СТАРШЕГО МАСТЕРА ОДИН ИЗ КОЛЛЕКТИВА ТРАЛОВОГО ФЛОТА НОВОЕ В РЫБОПОИСКОВОЙ ТЕХНИКЕ Б ОРИСУ ГАВРИЛОВУ за труднительно было сказать, когда, как и почему он «за болел» морем . Твердо знает од - и с : случилось это еще в детстве, классу к шестому он решил быть м оря ком . Только им ! И вот те перь, представляясь, имеет право сказать: м оря к тралового флота. А появилась эта мечта', может быть, потому, чтф Борис родился и жил в Леьнрмграде. И позвало жет быть, тогда услышал заворо женный мальчишка зов моря!.. В школе был у них кр уж о к «Юный моряк» . Несколько раз в неделю приходили шефы — стройные, подтянутые курсанты высшего мореходного училища имени Ф рун зе — и проводили с ребятами занятия по морскому делу. Изучали они устройство ко рабля, сигнализацию и многое другое. Д Е Л Е Г А Т С Л Т А М О Л О Д Ы &со море — сначала роб ко , а по том все сильнее и сильнее — когда наблюдал шумную жизнь порта, где разгружались величе ственные морские суда, а может быть, тогда, когда смотрел, как идут по Неве большие и малые корабли. А на набережной Борис был частый гость!.. Еще: однажды в детстве отец взял его с собой на корабль. Он бывший военный моряк . В 1945 году шестнадцатилетним мальчишкой пошел ои служить на флот юнгой. А окончил службу уж е взрослым мужчиной , дем о билизовался в звании старшины второй статьи. Так что вел отец Бориса в свой дом . И, мо - В этом кр уж ке Борис Гаврилов начал заниматься с шестого клас са. И был в нем до окончания школы. Подал заявление в Ленинград ское мореходное училище иа электромеханический факультет. Успешно выдержал конкурс , поступил. После окончания второго к у р са была у них практика на рыбо ловецких судах. Борис попал в Ригу, а оттуда пошел впервые в море на большом современ ном судне. Рейс был долгий — пять с половиной месяцев. И в этом первом сбылись его многие мечты, связанные с морем , с профессией моряка . Во- первых, вплотную знакомясь с устройством корабля — большо го м орозильно го траулера, — Борис почувствовав силу и мощь современного рыбацкого флота. Проникся чувством большой от ветственности за ту технику, ко торая будет вверена его моло дым рукам. Позади было два курса, думал, откровенно говоря, что неких высот в избранной про фессии уж е достиг, а на практи ке увидел, что нужно учиться и учиться. Поэтому дело свое стал осваивать еще упорнее. В этом ж е рейсе они дважды заходили в иностранные порты Канады и М арокко . Так что сбы лась мечта Бориса повидать чу ж ие страны. Окончив училище, осенью прошлого года пришел Борис в наш траловый флот. И снова по шел в море на большом судне БМРТ «Прогресс». Наряду с работой активно уча ствовал молодой специалист и в общественной жизни. На корабле было 25 комсомольцев, Бориса избрали секретарем комсомоль ской организации. Ребята устраи вали рейды с целью изыскания резервов производства, обраща ли внимание на качество выпус каемой продукции , на темпы раз делки рыбы. Провели шахмат ный и шашечный турниры , подго товили концерт художественной самодеятельности. Одним сло вом, комсомольцы во главе со своим секретарем умели находить интересные и нужные дела. А новый, 1973 год, Борис встре чал с особо праздничным наст роением : в море незадолго до этого получил он радиограмму с известием о рождении дочери. Назвали они ее с женой, как и было условлено, Машенькой. На днях молодые рыбаки Каре лии, Архангельска, Мурманска собрались в нашем городе на свой слет. Борис Гаврилов пред ставлял на нем рыбацкую смену нашего тралового флота. Он — один из тех, ком у вести рыбац кий флот дальше. В. КАРСКИЙ. ТРАЛ БЕЗКРЫЛЫВ Специалисты отдела добычи Мурманского тралового флота разработали конструкцию ново* го разноглубинного трала без крыльев. Базой послужил трал чертежа 2131. Испытания, про водившиеся на БМРТ «Поле сье», показали неплохие его эк сплуатационные качества и уло вистость. Сейчас ведется дора* ботка конструкции. Разноглубинный трая без крыльев — новый вид орудия лова в Северном рыбопромыс ловом бассейне. - ЪЩШЩ:■. : г ' . ... ! W: МШШШ 1 я Ш М I 8 i • Жк i' j Ш .......... тш - ш ПОСЛЕ ХОРОШЕГО УЛОВА. Фото В. Филькова. В ЫИ Г Р ЫШ С Х Е М Ы „ Д У Б Л Ь * В родной порт из своего пер вого промыслового рейса воз вратился БМРТ-129 «Поле сье». За рейс выловлено 5600 тонн рыбы, что составляет 7,3 тонны на одно траление. Рейс показал, что, несмотря на неко торые конструктивные недора ботки, суда данного типа мо гут работать успешно. До рейса на «Полесье» мне приходилось ходить как на БМРТ немецкой и польской постройки, так и на судах ти па ПРТ. И, естественно, мне хотелось познакомиться с ра ботой судов типа «Алтай». В ноябре, перед отлетом в Николаев на приемку «Поле сья», об отличительных особен ностях работы на палубе на судах этого типа мне расска зал флагманский наставник отдела добычи флота тов. Юга- нов. Тогда же им и была по дана мысль о применении про мысловой схемы «Дубль» на судах типа «Алтай». Основную часть промыслово го времени экипаж «Полесья» работал по этой схеме, и те перь можно с уверенностью оказать, что ее применение значительно увеличивает вылов рыбы. Переход с обычной промыс ловой схемы на работу по схе ме «Дубль» происходит без каких-либо потерь промысло вого времени. Во время трале ния на оба кабельных бараба на подсоединяется по два вы тяжных конца одинаковой дли ны. При выборке кабелей на один барабан для того, чтобы они укладывались более рав номерно, впереди барабана и посредине его вертикально ста вится съемный штырь из прут кового железа, диаметром око ло 50 мм, длиной 1,5—2 метра. На штырь накладывается отре зок трубы большего диаметра с тем, чтобы труба могла вра щаться. Это приспособление как бы разделяет барабан на две части. Подъем трала происходит следующим образом. После вы борки ваеров и подхода трало вых досок к переходным кон цам трала подсоединяются оба вытяжных конца одного из ка бельных барабанов. Выборка кабелей проводится одной ка бельной лебедкой. В это время вахтенный штурман должен следить за тем, чтобы кабели были вытянуты ровно по кур су. При выходе трала на палу бу подбора подтягивается при помощи вытяжного конца ма лого барабана кабельной лебед ки этого же борта и джильсона гиневой лебедки противополож ного борта. Джильсон гиневой лебедки заводится в трехтонный кани фас-блок, который крепится между кабельными лебедками в районе промерочного ролика. Мешок с уловом поднимается гиневой лебедкой того борта, иа который выбран трал. При этом желательно, чтобы судно имело крен в сторону рабоче го борта. Достигается это поворотом судна на 10—15 градусов на противоположный борт. После выхода мешка на па лубу можно приступать к спус ку второго трала. Преимущества промысловой схемы «Дубль»: 1. Главным является то, что после подъема одного трала сразу производится спуск второго, исключая, таким об разом, затраты времени на вы- ливку улова и подготовку тра ла к спуску. В среднем на вы- ливку и подготовку трала ухо дит 15—20 минут. Учитывая,' что за сутки в среднем • дела ется восемь тралений, выигрыш во времени составляет 2—2.5 часа, то есть можно сделать еще одно траление. 2. При обычной схеме рабо ты в случае порыва трала око ло 20 минут уходит на переход с одного трала на другой. Здесь еще могут быть задержки вре мени, если необходима замена кабелей. При работе промысло вой схемой «Дубль» эти потери времени исключаются. 3. Преимущества ее особо ощущаются, когда в зависимо сти от .промысловой обстанов ки надо часто переходить с донного трала на пелагический и наоборот. При обычной схеме этот переход зашшает около 1.5 часа. Здесь же, как правило, палубной команде приходилось выполнять очень большую фи зическую работу. На некоторых судах пытались сократить это время: ставили единые кабели как для донного трала, так и пелагического. Но обычно это приводило к некоторому снижению уловис- тости одного из тралов. Схема «Дубль» позволяет сократить время перехода в 4—5 раз и не требует больших усилий, которые были необходимы при обычной схеме. 4. Увеличивается продолжи тельность работы тралов, так как палубная команда гораздо больше времени уделяет осмот ру и ремонту промвооружения. 5. Работая попеременно раз ными по своей конструкции тралами, легко сравнить их уловистость. 6. Улучшается соблюдение правил техники безопасности гши выливке улова, так как вы- лйвка производится в* более спокойной обстановке. Может возникнуть вопрос: не будет ли перекоса трала при том варианте, о котором шел разговор? На судне в течение рейса проводились замеры перекоса сетной части трала. Перекос не превышал пяти процентов, а. следовательно, отрицательно го влияния он практически не имел. ' Д. ВОРОНЕЦ, старший ма стер лова БМРТ «Полесье». На плавбазе «Северодвинск» во всех делах задают тон вете раны. На нашей странице вы веди те только двоих: И. А. Сташ- ков, В. Я. Попов (слева на право). Оден из них, не в ущерб своим основным обязанно стям взял на себя должность библиотекаря. Другой, и это даже (важнее, обучил морскому делу двенадцать курсантов мо реходною училища. Фото В. Нименского. П РО ХОЖ Д ЕНИ Е У ЗКОСТИ И РАДИОСВЯЗЬ Связь давно уже стала надежным помощником судоводи телей, но еще не всегда используются все ее возможности. При следовании кораблей в узкости из-за отсутствия радио телефонной связи вахтенным штурманам часто до последнего момента трудно предположить, какие действия предпримет встречное судно. А это может привести к тяжелым последст виям. Именно по этой причине в Кольском заливе в разные годы произошли столкновения РС-5252 с МБС-137150, транс портных рефрижераторов «В. Лягнн» и «И. Айвазовский», траулера «Котлас» с теплоходом «Стара Планнна». «Севгосрыбфлотинспекция» выступила с предложением пе ред судовладельцами заинтересованных организаций о введе нии единого канала УКВ связи в Кольском заливе на участке от мыса Мншуков до Тюва-губы и на реке Северная Двина от устья до порта Архангельск. Цель — ведение переговоров по согласованию действий расхождения судов всех ведомств, г. том числе иностранных (с лоцманом на борту), а также для обмена навигационной информацией. Для других целей, не связанных с безопасностью морепла вания, этот канал связи не должен использоваться. Применение такой радиотелефонной связи не освобождает судоводителей от обязанностей соблюдать ППСС и местные правила. При выходе из строя аппаратуры должны быть приняты меры к быстрому ее восстановлению. Выход нз строя радиотелефонной аппаратуры не должен рассматриваться как нарушение правил, которые будут введе ны. Однако это должно учитываться при судовождении. Судно, не имеющее этой аппаратуры, также не будет счи таться нарушителем. Каждое судно, желающее вступить в связь с другим, долж но сообщить свое название, местонахождение, а если необхо димо, курс н скорость. Другое судно должно подтвердить при ем и сообщить свое название. После этого штурманы взаимно информируют друг друга о своих намерениях. Связь между кораблями должна поддерживаться до пол ного их расхождения. Такое правило должно соблюдаться толь ко в хорошую видимость. Указанные положения должны найти отражения в правилах радиотелефонной связи в узкости, которые будут разработаны в будущем. Желательно, чтобы судоводители н другие заинтересован ные специалисты высказали свое мнение по этому вопросу на страницах бассейновой газеты. В. ПРОСОЕДОВ, старший мореной инспектор «Севгосрыбфлотннспекпнн». Ж , Д а е м координаты НОВАЯ МАРКА КАБЕЛЯ Всесоюзный научно-иссле- довательский институт кабель ной промы ш л е н н о с т и (ВНИИКП) разработал судо вые электрокабели марки КНРПк повышенной надежно сти и долговечности. Натурные испытания кабе лей на ряде судов Минморфло- та подтвердили их эксплуата ционную надежность. Организо ваны н проводятся испытания кабелей в лабораторных усло виях в специальных средах (крепкие растворы поваренной соли, рыбий жир ит . п.), а так же на судах «Севрыбхолодфло та». Предварительные испыта ния кабелей дали положитель ные результаты. Кабели рекомендованы для прокладки на открытых палу бах и в помещениях общесудо вого назначения (кроме поме щений, в которых возможно воздействие на кабели продук тов рыбообработки, технологи ческих растворов и т. п.). Кабели предназначены для эксплуатации на судах морско го флота с неограниченным районом плавания, при неподви жной прокладке в установках напряжением до 1000 вольт по стоянного тока в следующих условиях: температура окружа ющей среды от —40° до +50° С, относительная влажность воз духа до 98+2% при темпера туре до +40° С при воздейст вии морской воды, паров, кис лот и щелочей. Кабели изго тавливаются 1—2—3-жнль- ными, сечением от 1,0 до 120 мм2. Срок службы кабелей (вклю чая время хранения монтажа и эксплуатации) устанавливает ся до 15 лет. Указанный срок службы не ограничивается 15 годами, а определяется техни ческим состоянием кабеля к концу регламентированного тех- условиями срока службы. Учитывая, что используемые в настоящее время в новом су достроении кабели марки КНР, КНРП и др. по своим харак теристикам уступают вновь соз данным кабелям марки КНРПк, считается целесообразным орга низовать применение последних на ремонтируемых судах. ПО СВОЕЙ СХЕМЕ.^ В одном из рейсов промысло вики траулера «Орион» не сколько изменили схему осна стки трала чертежа 1625-А. Центральный грунтроп был на бит шестью 400-мнллнметровы- ми бобннцамн, на каждом из них — 10 кг груза. Крылья на биты таким же образом, но на концах поставили по одной чу гунной катушке весом 8 кг. Трал вооружили без голых топенантов. На верхнюю подбору привя зали: на центр 20 кухтылей, на крылья по 15 тех же кухтылей и по пять обычных. Такой трал поставили на правый борт, на левый — во оруженный по схеме промыс лового отдела, которым сделали всего три траления и который показал худшие результаты. Весь рейс работали «правым бортом». За 13 суток взяли без малого 160 тонн рыбы. ШЛИФОВАНИЕ СТАНКОВ НА СУДОВЕРФИ^ Станина ' основа всех то карных станков. При полном ре монте станка очищенная от обо- рудовання станина поднимает ся краном (на судоверфи это кран грузоподъемностью в 15 т) на специальное возвышение я затем три слесаря в течение 50 часов зачищают или шабрят станину. Работа эта производи лась вручную н требовала боль ших затрат труда. Несколько облегчила процесс зачистки ста нины керамическая чашка, но она требовала специальных за щитных средств при работе, г. к. в любую минуту могла лопнуть. В основу шлифовального станка (вернее небольшого нрк- способления, предложенного рационализаторами Мурман ской судоверфи) положен шли фовальный круг, который со стоит из специального сплава эльбора. Эта маленькая машинка шли фует станок с точностью до 0,01 мм на всю длину. Качест во обработки отличное. Более чем в пять раз увеличилась производительность труда. у в о о р у ж е н т р а л Промысел в районе Лабрадо ра судами Мурманского трало вого флота начался в 1958 году. Этот район отличается неблаго приятными грунтовыми услови ями, где наблюдаются значи тельная задевистость, порывы 3 >алое, попадает много камней, ря тралениях на глубинах 400—500 м нередко происхо дит врезание бобинцев и трало вых досо-к в плотную, вязкую глину. Более благоприятные грунтовые условия на глубинах 150—250 м. Для успешного ведения про мысла на глубинах 350—500 м следует использовать передо вой опыт экипажей БМРТ 410, 454, 255, 123, о ко тором и пойдет речь. Среди добытчиков Северно го бассейна идет спор об уло- внстости тралов по чертежу 2050—(Н и «Треока-М». Не которые утверждают, что «'Рре- сна-IVfr» имеет выше уловис тость, чем трал 2050—01. Это мнение ошибочно. Работника* мн отдела добычи нашего фло та в последние два года прово дились сравнительные испы тания данных тралов в районе Лабрадора, Они показали, что трая 2050—01 за один час хранения дает на 1,0—2*) цеяянера уловистосзь выше, чем «Э&реска-№». Учитывая трудности работы * районе Лабрадора на глуби нах 350—500 метров, необхо димо серьезно, со знанием де ла подходить к вооружению а осяастме траста 2050—0 ! . Приводим оптимальную схе му вооружения трала (схема М-Ц. ИЗ ОПЫТА ЭКСПЛУАТАЦИИ ТРАЛА ЧЕРТЕЖА 2050—01 • Грунтроп набивается 500 мм бобннцамн из расчета 7 штук на секцию. Добивка грунтропов производится металлическими катушками. Общий вес набив ного грунтропа в воде, с уче том веса цепей, должен состав лять 500—550 кг. Конец нижнего крыла присо единяется к верхнему плечу коромысла фигурной клячовки. Конец грунтропной цепи, длина которой 3 метра, присоединяет ся к нижнему плечу коромысла фигурной клячовки. Клячовка должна быть в сборе. На шток этой клячовки одевается 500 мм бобинец. Наличие клячовки позволяет в зависимости от грунтовых ус ловий н необходимости регули ровать ход нижней подборы над грунтропом посредством добав ления или, наоборот, уменыпе- 1 шя количества звеньев цепи. К штоку донной клячовки присоединяется 9,5-метровый голый грунтроп, изготовленный из стального троса диаметром 22 мм, к которому, в свою оче редь, присоединяется голая цепь длиной 3 метра и клячов ка (600 мм бобинец на штоке). Нижний кабель, изготовлен ный из 20 мм стального троса, длиной 60 м крепится к штоку этой клячовки. Верхний кабель из 15 мм стального троса длиной 60 м крепится к З-метровым верх ним голым концам. Оба кабеля посредством 30- метрового кабеля, изготовлен ного из 22 мм стального троса, соедашяются с переходным кон це»! и ваером. нижней части рекомендуется в районе нижних гужей подвязы вать воловьи шкуры. Нередко, имея такое воору жение трала, суда оказываются в пролове. Добытчики не учи тывают скорость траления и не обращают внимания на распор траловых досок. Некоторые старшие мастера не пользуют ся определением расстояния между досками во время трале ния, что очень важно для нор мальной работы тралового комплекса. Ниже мы приводим один из способов определения расстоя ния между досками на БМРТ. По ваерам за подвесными блоками одновременно пуска ют две скобы, которые соедине ны между собой тросиком опре деленной длины (наиболее удобно — 9,0 м). К скобам присоединяют дополнительные тросики, разбитые ка марш? через каждые 5 —Ю см. Скобы скользят по ваерам до тех пор, пока тросик, соединяющий их, не натянется втугую. Затея дополнитеяывые тро- оики но команде выбирают рав номерно через подвесные бяони и замеряют их длину. Сделав несколько замеров, выбирают среднюю велшину (ехеэдаА&ЭД. Верхняя подбора вооружает ся обычными 160 кухтыля- мн, общая подъемная сила ко торых равна 320 кг. Кухтыли необходимо располагать вплот ную по всей подборе. Между двойными и одинар ными кабелями необходимо включать промежуточный бо бинец. Он предохранит кабели от частых задевов, износа и по рывов. При частых порывах Расстояние СД между доска ми определяется как сумма двух отрезков. СД=СК+КД . КД=АВ (расстояние между подвесными блоками), так как АК параллельна ВД. СК определяют из подобия треугольников АКС и АМЕ. А€ АЕ где Ж — длина вытравленных ваерей,, МЕ=ФЕ—АВ, а А'Е определя ют по замерам. Регулировать доски необхо димо посредством перенесения крепления лапок. В. ТАРАСЕНКО и Ю. НИ- КИШЕВ, флагманские стар шие мастера по добыче тралового флота. „ " Р ы б н ы й М у р я х & н * * * 1 1 и ю л я 1 9 7 3 г .
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz