Рыбный Мурман. 1973 г. Февраль.
a m a a a i a ® , d s c ! ) a s a a ® СЕКРЕТ ОСОБОГО ОТНОШЕНИЯ Что рыболовы — народ разговор чивый, всякий знает. Чуть речь зай дет о рыбалке, таких историй наслу шаешься, что диву даешься, насколь ко каждый из них ловок, сметлив и, главное, удачлив. Эта особенность рыболовов нашла довольно убеди тельное отражение и в анекдотах, и даже в полотнах известных мастере» живописи. Да, рыболовы поговорить мастера, аато рыбаки — совсем наоборот. Хо тя, казалось бы, длительный рейс в море — это вам не с удочкой поси деть на утренней зорьке. Тут уж должно хватить пищи для разговоров. А попросите рыбака, только что вер нувшегося в порт, рассказать о рабо те экипажа! — Нормально, — как правило, услышишь в ответ, — план есть, да же с гаком. — Ну, а подробнее, какие, трудно сти были, как вы их преодолевали?.. — Конечно, не без этого... Поштор- мовали малость. Рыбешка негуста шла. В общем-то, как обычно... А иной, видя, что человека с блок нотом такие ответы не устраивают н по доброте душевной и искренне же лая помочь ему (или поскорее отвя заться), начинает чуть ли не дикто вать готовый текст будущей заметки: «Несмотря на трудности... Воодушев ленный... мобилизовав все резервы, экипаж перевыполнил рейсовое зада ние на столько-то процентов». При этом в глазах такого добряка можно ясно прочесть, что, мол, вот как про сто, а ты чего-то мучаешься... Должен признаться, что все выше описанное никакого отношения к те ме данной статьи не имеет. Хотя это «лирическое» отступление (или встул- ление) сделано, конечно, не для того, чтобы рассказик был подлиннее или чтобы пожаловаться на трудность ре месла. Дело в том, что на судне, где мне довелось побывать на днях, все было иначе: в разговорах с его хо зяевами я совсем не испытывал тех затруднений, о которых поведал вы ше. И вовсе не потому, что на этом стареньком траулере, носящем имя древней литовской столицы, люди были разговорчивы, как рыболовы. Нет, слов на ветер они тоже не бро сали. Весь «секрет», пожалуй, заклю чался в моем собственном особом от ношении к этому судну, а,, следова тельно, и к его экипажу. Впрочем, об этом я и сам не подозревал, пока не ступил на его палубу. Справившись у вахтенного, на бор ту ли капитан и другие члены экипа жа, и получив утвердительный ответ, я, однако, не сразу поднялся в коман дирские каюты, а пошел бродить по кораблю, заглядывал во все закоул ки, тыкался туда-сюда. Такое поведе ние, естественно, со стороны, а тем более вахтенному, не могло не пока заться весьма подозрительным... Но ведь и вахтенный, как любой человек, много-много лет не бывав ший у своей старушки мамы и попав ший, наконец, в дом, где прошла его юность, поступил бы точно так же. ( Конечно, откуда ему было знать, что в тот момент я словно почувствовал себя моложе на 14 лет. Потому что ровно столько времени утекло с той поры, когда меня, моло дого корреспондента «Рыбного Мур мана», командировали в море как раэ на РТ-274 «Вильнюс». Именно на этом корабле я впервые увидел, как -впускают и поднимают трал, какой радостью загораются глаза у всех (от капитана до юнги включительно), ког да очередной улов удачен, а, главное, абстрактные до тех пор понятия — L СТШБЙН1И Доку м е н- чалъпый рас сказ об одном рейсе экипа жа траулер а, не сказ а т ь чтобы пере дового, но и далеко не от- стдао щего, о м « р и X 0 < «сто р и ч е- скими» от - етупл е н и я- ми автора. ф Траулеры «В ильнюс » к «Шексна» «мнят параллельными курсами. Снимок сде лан В. Стерубленноаым с барта «Вильнюса* а апреле 1959 года. ш Капитан Геннадий Васильевич Волков. nniieiiaai «морская дружба», «морская взаимо помощь», «стремление экипажа сде лай» все для победы» — эти понятия как бы обрели в моем сознании плоть и кровь, стали ясны и близки, КАКИМ ШНАЗАД Разумеется, я и не рассчитывал, что сейчас увижу хоть одного из тех, е кем принимал свое первое «мор* ское крещение». И все же прежде всего капитана Геннадия Васильевича Волкова я спросил о ветеранах. — Дольше всех ходит здесь стар ший механик Роман Константинович Скоревков. Шесть лет. — Да, срок тоже немалый. — Еще бы! — подхватил Генна дий Васильевич. — И это здорово сказывается на работе всего экипажа. За машину в море я всегда спокоен. Мало того, что сам он отличный спе циалист, и команду умеет свою на строить соответственно. Вот, к при меру, в прошлый рейс прислали нам молодого машиниста Ивана Ивченко. Так «дед» с него глаз не спускал. Товарищи по машинной команде тоже помогали ему освоиться. И парень быстро вник в дело, работал рейс, можно сказать, хорошо. Правда, и до моря закалка у него что надо — в армии Ивченко был танкистом. Продолжая знакомство с экипа жем нынешнего траулера «Вильнюс», я вольно или невольно все время сравнивал то, что происходило в по следнем рейсе этого судна, с тем, что было совсем давно. Иные имена, не похожие лица, другие судьбы, но от ношение к своей трудн&й рыбацкой профессии, к своим морским обязан ностям оставалось прежним. Целе устремленность, непреклонная реши мость добиться того, что имя же на мечено, ощущались во всех их дела* и поступках. Здесь, как н на «Вильнюсе» 1959 года, были свои асы шкерки, остав шейся, к сожалению, до сих пор од ной из важнейших операций при про изводстве рыбного полуфабриката* Взять хотя бы Михаила Тимофеевича Ицкова. Он — старшина третьей вах ты. По немногословным, но достаточ но убедительным отзывам о нем Я Почти зримо представил себе, сколько усилий, упорства, воли, мастерства Потребовалось ему для того, чтобы обеспечить за своей вахтой первенст во в соревновании. А ведь у него были не только опыт ные матросы, но и новички, вроде Коли Ястребова. Со временем Нико лай Ястребов, получив необходимый плавценз, станет судоводителем, а пока он стоит за рыбоделом рядом с Ицковым и старается разделывать треску так же быстро, как и старши на. Говорят, что к концу рейса это ему почти удавалось. Таких, как Ястребов, стремящихся смолоду познать «тайны» мастерства, на «Вильнюсе» много. «Молодой па рень, но тяглый», так кто-то на суд не по-поморски метко отоззался о ма шинисте рыбомучной установки Ста ниславе Муравьеве. Этот «тяглый» парень совсем не давно ходил в море на РТ помощни ком повара. Хорошо накормить лю дей — значит, дать им новые силы в труде, в борьбе со стихией. Все это прекрасно понимал Станислав, но все-таки белые поварские доспехи его не устраивали. Он подался на учебу в ШУКС. Причем выбрал, по- моему, самую, как бы это полегче сказать, неприятную что ли, рыбац кую профессию. Помнится, во время моего хожде ния в море ва «Вильнюсе»-я с уда* вольствием а ежедневно заходил ва все помещения на норме н под полу бакам, в рубку радиста н н кочега рам, но туда, где медленно крутились барабаны с переваривающимися рыб ными отходами, из которых через определенное время получалась мука, туда меня после первого посещения не затащить было и арканом. Уж слишком эта весьма полезная и нуж ная для животноводства продукция скверно пахнет. Впрочем, на вкус да на цвет, как говорят, товарища нет. Во всяком случае, в двух последних рейсах, ког да машинистом РМ У стал Станислав, его, наоборот; трудно было вытащить из насыщенного «ароматами» поме щения у самого днища судва. И ре зультаты его усилий получались от менные. Оба рейса ему удавалось по чти вдвое превысить плановое зада ние по выработке рыбной тупя. ШЛА Ч, Так называлась одна из моих кор респонденций, переданных по радио с борта траулера «Вильнюс» и напе чатанная в «Рыбном Мурмане» в 1959 году. В не* рассказывалось о том. нак передовой экипаж траулера «Шексна», возглавляемый тогда Ге роем Социалистического Труда Дмит рием Ивановичем Шайтановым, помо гал отстающему прежде «Вильнюсу» вести промысел на уровне лучших еу- дои флота. Корабли ходили параллельншш курсами, капитаны постоянно обме нивались промысловой информацией, но когда и этого оказалось недостаточ но, опытный тралмейстер Александр Замарин перешел с «Шексны» на «Вильнюс» и двое суток помогал под шефным наладить тралы. В то время такая помощь называ лась шефством передового экипазка над отстающим. Это были первые ростки получившего ныне широкое распространение парного и группо вого соревнования. Вряд ли я вспомнил бы об этих давнишних событиях, если бы в рас сказах рыбаков «Вильнюса» о по следнем рейсе снова не было названо имя РТ-228. В конце 1972 года н в начале 1S73 года опять, как и 14 лет назад, «Шек сна» и «Вильнюс» ходили в одном ; районе параллельными курсами,, су доводители также обменивались ин формацией. Толыю в одном была разница — экипажи на сей раз поме нялись ролями. - ; ...Промысловый совет в Баренце- i вом море подходил к концу, когда Геннадий Васильевич Волков, капи тан «Вильнюса», уелышалг — РТ-274, РТ-274Г Прошу остать ся... Как вскоре выяснилось, просьба исходила с РТ-228 «Шексна». П о скольку суда находились в Северо- Центральном районе и почти рядом, разговаривать можно было по радио станции «Акация». — Двое суток мучаемся, — жало вался капитан «Шексны» Альберт Григорьевич Кутыловекий. — й про мысловая обстановка, вроде бы. под ходящая. Другие, смотрю, по десять тонн берут за сутки. * не вышибало»? В чем му! Конечно, Волкову опыта работы ив судах бортового траления не зани мать. Среди его учителей, когда хо дил он еще в штурманах, был» до вольно известные в траловом фЖте напитаны. С особой теплотой в бЖ 1 - гедарностыо вспоминает ей при слу чае Федора Сядороакча Малыгина, выяе пенсионера. И не за то, разуме ется; что. уходя с траулера. «Лоцман» в 1965 году, Малыгин предлагал по ставить там капитаном своего стар пома Геннадия Волкова. Всем, чем богата была кладовая °сйытл судоводителя н промысловика, Федор Сндорович щедро делился с молоды ми. Отсюда и благодарность ему от его питомцев. (Окончание на 4 етр.}.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz