Рыбный Мурман. 1973 г. Февраль.

a m a a a i a ® , d s c ! ) a s a a ® СЕКРЕТ ОСОБОГО ОТНОШЕНИЯ Что рыболовы — народ разговор­ чивый, всякий знает. Чуть речь зай­ дет о рыбалке, таких историй наслу­ шаешься, что диву даешься, насколь­ ко каждый из них ловок, сметлив и, главное, удачлив. Эта особенность рыболовов нашла довольно убеди­ тельное отражение и в анекдотах, и даже в полотнах известных мастере» живописи. Да, рыболовы поговорить мастера, аато рыбаки — совсем наоборот. Хо­ тя, казалось бы, длительный рейс в море — это вам не с удочкой поси­ деть на утренней зорьке. Тут уж должно хватить пищи для разговоров. А попросите рыбака, только что вер­ нувшегося в порт, рассказать о рабо­ те экипажа! — Нормально, — как правило, услышишь в ответ, — план есть, да­ же с гаком. — Ну, а подробнее, какие, трудно­ сти были, как вы их преодолевали?.. — Конечно, не без этого... Поштор- мовали малость. Рыбешка негуста шла. В общем-то, как обычно... А иной, видя, что человека с блок­ нотом такие ответы не устраивают н по доброте душевной и искренне же­ лая помочь ему (или поскорее отвя­ заться), начинает чуть ли не дикто­ вать готовый текст будущей заметки: «Несмотря на трудности... Воодушев­ ленный... мобилизовав все резервы, экипаж перевыполнил рейсовое зада­ ние на столько-то процентов». При этом в глазах такого добряка можно ясно прочесть, что, мол, вот как про­ сто, а ты чего-то мучаешься... Должен признаться, что все выше­ описанное никакого отношения к те­ ме данной статьи не имеет. Хотя это «лирическое» отступление (или встул- ление) сделано, конечно, не для того, чтобы рассказик был подлиннее или чтобы пожаловаться на трудность ре­ месла. Дело в том, что на судне, где мне довелось побывать на днях, все было иначе: в разговорах с его хо­ зяевами я совсем не испытывал тех затруднений, о которых поведал вы­ ше. И вовсе не потому, что на этом стареньком траулере, носящем имя древней литовской столицы, люди были разговорчивы, как рыболовы. Нет, слов на ветер они тоже не бро­ сали. Весь «секрет», пожалуй, заклю­ чался в моем собственном особом от­ ношении к этому судну, а,, следова­ тельно, и к его экипажу. Впрочем, об этом я и сам не подозревал, пока не ступил на его палубу. Справившись у вахтенного, на бор­ ту ли капитан и другие члены экипа­ жа, и получив утвердительный ответ, я, однако, не сразу поднялся в коман­ дирские каюты, а пошел бродить по кораблю, заглядывал во все закоул­ ки, тыкался туда-сюда. Такое поведе­ ние, естественно, со стороны, а тем более вахтенному, не могло не пока­ заться весьма подозрительным... Но ведь и вахтенный, как любой человек, много-много лет не бывав­ ший у своей старушки мамы и попав­ ший, наконец, в дом, где прошла его юность, поступил бы точно так же. ( Конечно, откуда ему было знать, что в тот момент я словно почувствовал себя моложе на 14 лет. Потому что ровно столько времени утекло с той поры, когда меня, моло­ дого корреспондента «Рыбного Мур­ мана», командировали в море как раэ на РТ-274 «Вильнюс». Именно на этом корабле я впервые увидел, как -впускают и поднимают трал, какой радостью загораются глаза у всех (от капитана до юнги включительно), ког­ да очередной улов удачен, а, главное, абстрактные до тех пор понятия — L СТШБЙН1И Доку м е н- чалъпый рас­ сказ об одном рейсе экипа­ жа траулер а, не сказ а т ь чтобы пере­ дового, но и далеко не от- стдао щего, о м « р и X 0 < «сто р и ч е- скими» от - етупл е н и я- ми автора. ф Траулеры «В ильнюс » к «Шексна» «мнят параллельными курсами. Снимок сде­ лан В. Стерубленноаым с барта «Вильнюса* а апреле 1959 года. ш Капитан Геннадий Васильевич Волков. nniieiiaai «морская дружба», «морская взаимо­ помощь», «стремление экипажа сде­ лай» все для победы» — эти понятия как бы обрели в моем сознании плоть и кровь, стали ясны и близки, КАКИМ ШНАЗАД Разумеется, я и не рассчитывал, что сейчас увижу хоть одного из тех, е кем принимал свое первое «мор* ское крещение». И все же прежде всего капитана Геннадия Васильевича Волкова я спросил о ветеранах. — Дольше всех ходит здесь стар­ ший механик Роман Константинович Скоревков. Шесть лет. — Да, срок тоже немалый. — Еще бы! — подхватил Генна­ дий Васильевич. — И это здорово сказывается на работе всего экипажа. За машину в море я всегда спокоен. Мало того, что сам он отличный спе­ циалист, и команду умеет свою на­ строить соответственно. Вот, к при­ меру, в прошлый рейс прислали нам молодого машиниста Ивана Ивченко. Так «дед» с него глаз не спускал. Товарищи по машинной команде тоже помогали ему освоиться. И парень быстро вник в дело, работал рейс, можно сказать, хорошо. Правда, и до моря закалка у него что надо — в армии Ивченко был танкистом. Продолжая знакомство с экипа­ жем нынешнего траулера «Вильнюс», я вольно или невольно все время сравнивал то, что происходило в по­ следнем рейсе этого судна, с тем, что было совсем давно. Иные имена, не­ похожие лица, другие судьбы, но от­ ношение к своей трудн&й рыбацкой профессии, к своим морским обязан­ ностям оставалось прежним. Целе­ устремленность, непреклонная реши­ мость добиться того, что имя же на­ мечено, ощущались во всех их дела* и поступках. Здесь, как н на «Вильнюсе» 1959 года, были свои асы шкерки, остав­ шейся, к сожалению, до сих пор од­ ной из важнейших операций при про­ изводстве рыбного полуфабриката* Взять хотя бы Михаила Тимофеевича Ицкова. Он — старшина третьей вах­ ты. По немногословным, но достаточ­ но убедительным отзывам о нем Я Почти зримо представил себе, сколько усилий, упорства, воли, мастерства Потребовалось ему для того, чтобы обеспечить за своей вахтой первенст­ во в соревновании. А ведь у него были не только опыт­ ные матросы, но и новички, вроде Коли Ястребова. Со временем Нико­ лай Ястребов, получив необходимый плавценз, станет судоводителем, а пока он стоит за рыбоделом рядом с Ицковым и старается разделывать треску так же быстро, как и старши­ на. Говорят, что к концу рейса это ему почти удавалось. Таких, как Ястребов, стремящихся смолоду познать «тайны» мастерства, на «Вильнюсе» много. «Молодой па­ рень, но тяглый», так кто-то на суд­ не по-поморски метко отоззался о ма­ шинисте рыбомучной установки Ста­ ниславе Муравьеве. Этот «тяглый» парень совсем не­ давно ходил в море на РТ помощни­ ком повара. Хорошо накормить лю­ дей — значит, дать им новые силы в труде, в борьбе со стихией. Все это прекрасно понимал Станислав, но все-таки белые поварские доспехи его не устраивали. Он подался на учебу в ШУКС. Причем выбрал, по- моему, самую, как бы это полегче сказать, неприятную что ли, рыбац­ кую профессию. Помнится, во время моего хожде­ ния в море ва «Вильнюсе»-я с уда* вольствием а ежедневно заходил ва все помещения на норме н под полу­ бакам, в рубку радиста н н кочега­ рам, но туда, где медленно крутились барабаны с переваривающимися рыб­ ными отходами, из которых через определенное время получалась мука, туда меня после первого посещения не затащить было и арканом. Уж слишком эта весьма полезная и нуж­ ная для животноводства продукция скверно пахнет. Впрочем, на вкус да на цвет, как говорят, товарища нет. Во всяком случае, в двух последних рейсах, ког­ да машинистом РМ У стал Станислав, его, наоборот; трудно было вытащить из насыщенного «ароматами» поме­ щения у самого днища судва. И ре­ зультаты его усилий получались от­ менные. Оба рейса ему удавалось по­ чти вдвое превысить плановое зада­ ние по выработке рыбной тупя. ШЛА Ч, Так называлась одна из моих кор­ респонденций, переданных по радио с борта траулера «Вильнюс» и напе­ чатанная в «Рыбном Мурмане» в 1959 году. В не* рассказывалось о том. нак передовой экипаж траулера «Шексна», возглавляемый тогда Ге­ роем Социалистического Труда Дмит­ рием Ивановичем Шайтановым, помо­ гал отстающему прежде «Вильнюсу» вести промысел на уровне лучших еу- дои флота. Корабли ходили параллельншш курсами, капитаны постоянно обме­ нивались промысловой информацией, но когда и этого оказалось недостаточ­ но, опытный тралмейстер Александр Замарин перешел с «Шексны» на «Вильнюс» и двое суток помогал под­ шефным наладить тралы. В то время такая помощь называ­ лась шефством передового экипазка над отстающим. Это были первые ростки получившего ныне широкое распространение парного и группо­ вого соревнования. Вряд ли я вспомнил бы об этих давнишних событиях, если бы в рас­ сказах рыбаков «Вильнюса» о по­ следнем рейсе снова не было названо имя РТ-228. В конце 1972 года н в начале 1S73 года опять, как и 14 лет назад, «Шек­ сна» и «Вильнюс» ходили в одном ; районе параллельными курсами,, су­ доводители также обменивались ин­ формацией. Толыю в одном была разница — экипажи на сей раз поме­ нялись ролями. - ; ...Промысловый совет в Баренце- i вом море подходил к концу, когда Геннадий Васильевич Волков, капи­ тан «Вильнюса», уелышалг — РТ-274, РТ-274Г Прошу остать­ ся... Как вскоре выяснилось, просьба исходила с РТ-228 «Шексна». П о скольку суда находились в Северо- Центральном районе и почти рядом, разговаривать можно было по радио­ станции «Акация». — Двое суток мучаемся, — жало­ вался капитан «Шексны» Альберт Григорьевич Кутыловекий. — й про­ мысловая обстановка, вроде бы. под­ ходящая. Другие, смотрю, по десять тонн берут за сутки. * не вышибало»? В чем му! Конечно, Волкову опыта работы ив судах бортового траления не зани­ мать. Среди его учителей, когда хо­ дил он еще в штурманах, был» до­ вольно известные в траловом фЖте напитаны. С особой теплотой в бЖ 1 - гедарностыо вспоминает ей при слу­ чае Федора Сядороакча Малыгина, выяе пенсионера. И не за то, разуме­ ется; что. уходя с траулера. «Лоцман» в 1965 году, Малыгин предлагал по­ ставить там капитаном своего стар­ пома Геннадия Волкова. Всем, чем богата была кладовая °сйытл судоводителя н промысловика, Федор Сндорович щедро делился с молоды­ ми. Отсюда и благодарность ему от его питомцев. (Окончание на 4 етр.}.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz