Рыбный Мурман. 1973 г. Февраль.

пл длтшл. ^дкако при оораоитке ваерных журналов нам ни ка од­ ном судне не удалось зафиксиро­ вать "разницу в длинах ваеров, происшедшую от задевов даже в первые 50 тралений от начала экс­ плуатации ваеров. Единственный случай, который удалось наблю­ дать автору, был на РТ-185. На шестом тралении произошел задев левой траловой доской за грунт. Ваер потравился на 4 метра, и судно остановилось очень быстро. При последовавшем затем подъе­ ме трала было обнаружено, что срост около марки 500 м наполо­ вину раздернулся. Ориентировочно можно заключить, что сила рывка была около 30 тонн. Промер вае­ ров показал, что этот ваер вытя­ нулся на 3 метра на длине 700 м. Некоторые промысловики могут возражать такому утверждению, приводя примеры из своей практи­ ки. Но возражения в большинстве своем окажутся несостоятельны. II вот почему. Разница в длинах вае­ ров, найденная после задева, пору­ чается, как правило, и за счет не­ посредственного удлинения ваера при задеве, и за счет изменения его крутки, произошедшей еще до задева, и за счет ошибок преды­ дущего и настоящего промеров. При обработке собранных с су­ дов материалов по ваерам, кроме прочего, изучалось их удлинение при обрывах на задеве. По-вндимо- му, здесь следует ожидать наи­ большую вытяжку/ Однако случа­ ев удлинения ваеров при их обры­ вах нам встретилось ровно столько же, сколько и их укорочения. Дру­ гими словами, даже и при обры­ вах ваеров закономерности1 в их. удлинении не найдено. Поскольку разница в длинах вае-. ров изменяется в течение всего пе­ риода их эксплуатации и посколь­ ку задевы тралом за препятствия на грунте на нее влияния почти на оказывают, то можно считать, что разница в длинах изменяется вме­ сте с изменением -крутки - троса.: Крутка же может изменяться в ос­ новном через ваерный вертлюг. • ■ Начиная с 1930 года, когда впервые -был применен ваерный вертлюг с целью предотвращения образования на ваерах колышек, он постоянно совершенствуется в направлении лучшего прокручива­ ния. В 1962 году на,судах борте­ вого траления Мурманского трало­ вого флота некоторые мастера по добыче рыбы начали устанавли­ вать на каждый ваер по два верт­ люга последовательно, а в 1965 году уже 95 процентов судов 'это-, го типа работали двумя вертлюга­ ми. В 1966 году новшество' начи­ нает внедряться на судах кормово­ го траления и СРТ. В результате из 57 судов кормового тра­ ления, обследованных в 197-1 — 72 годах, 31 работало с дву­ мя ' вертлюгами на каждом вае- ре. Таким образом, • на сегодня большинство судов главка <Севры- ба» работают с двумя вертлюгами на каждом' вае^е. Причем многие мастера по добыче рыбы мечтают о ваерном вертлюге на подшипни­ ках качения. Собственно, об этом мечтали не только рыбаки Севера. Наконец, ЦПКТБ главка «Лзчеррыба» скок- lUtv- (£ О l!VJ .‘V. ..„„..л.- „тальные канаты, рассчитываются и изго­ товляются так, что наибольшая их прочность и долговечность обес­ печивается при той крутке, кото­ рая задана- им •при их свивке на канатовыощей машине, только в этом случае все проволоки каната имеют одинаковое напряжение при растяжении. Всякое изменение крутки обязательно приводит к перераспределению напряжений проволок под нагрузкой — одни проволоки начинают нести мень­ шие нагрузки, а другие перегру1 жаются. Естественно, что пере­ груженные проволоки быстрее об­ рываются, ослабляя тем самым ка­ нат. Практически это ясно видели все мастера добычи судов бортово­ го траления Мурманского тралово­ го флота на примере обрывов сер­ дечников ваеров по ГОСТ 7666-55, которые .применялись до 1971 го­ да. Сохранить крутку ваеров около нормы, а вместе с ней их длину и прочность, можно в том случае, если отказаться от •ваериых верт­ люгов. Однако в большинстве слу­ чаев, при распространенной на флотах схеме проводки ваеров, не применять вертлюги нельзя: уве­ личатся случаи травматизма. Дело в том, что основное изменение крутки ваеров происходит подчас под'действием ненормальной рабо­ ты ваерных роликов, а ваерные вертлюги являются 'лишь исполни­ тельным механизмом, через кото­ рые' сбрасывается измененная ва- ерными роликами излишняя крут­ ка. Значит, если убрать ваерные вертлюги, то при отключении тра­ ловых досок, когда ваерам' дается слабина, на скрученном роликом ваере может образоваться ,:колыш- ка. Расправлять , приходится ее вручную при работающей лебедке. Процесс этот далеко не безопас­ ный. В практике флота известны слу­ чаи работы судов без ваерных вертлюгов. Например, РТ № № ‘26, 185, .БМРТ-4.49. .но. все эти, суда имели в то время подвесные ваер­ ные ролики, в -исправном состоя­ нии. Поэтому колышек на ваерах не наблюдалось. На основании сказанного можно сделать следующий вывод. На судах кормового траления типа «Подмосковье», где при подъ­ еме трала ваера от траловых до­ сок не отключаются, ваерные вертлюги можно не применять. На судах кормового траления, работающих по старой схеме, •то есть с отключением траловых до­ сок, а также на РТ и СРТ следует применять только один ваерный верт*люг на*каждом ваере, помня при этом: чем лучше работает вергглюг, тем'это хуже сказывает­ ся на работе ваерюв. У нас распространены ваерные вертлюги.,с шайбами, служащими даш лучшего / прокручивания верт­ люга. Эти шайбы-очень быстро из­ нашиваются,. а .вместе с их изно­ сом, как правило, вертлюги заме­ няют. Советую промысловикам не спешить заменять вертлюги. Ведь вместе с износом шайбы вероят­ ность изменения• крутки ваера уменьшается. Е. ЛЕБЕДЕВ, . кацитан дальнего плавания. I те^ьность ВАР : у — ох" 4 до о. Горизонт хода трала (если он был менее 1/2 глу­ бины места) лучше определять по записи эхосигна- , лов от поверхности воды, которая четко фиксирует­ ся на эхограмме, так как расположена* выше отметки грунта. При горизонте хода трала более 1/2 глубины ме­ ста его удобнее определять,чкак мною рассказано в предыдущей статье, то есть из глубины места,-по­ казанной на самописце, вычесть отстояние верхней подборы от грунта и прибавить осадку судна. Горизонт хода трала в этом случае будет опреде­ лен правильно при нахождении судна и трала на одной изобате, то есть при - ровном дне. В соответствии с • особенностями вертикальной миграции мойвы поиск производили прицельно;с по­ мощью гидролокатора «Лодар» по горизонтальному тракту. При этом преследовали цель — обнаружить рыбу не только под судном, но и в стороне от кур­ са. Скорость при поиске была около 10 узлов. Поме­ хи на этом ходу при ведении горизонтального поис­ ка гидролокатором «Лодар» не наблюдались. Эхо- контакт при использовании’ гидролокатора «Лодар» в режиме горизонтального поиска был чёткий и хо­ рошо фиксировался при следующих положениях регулировочных рукояток; диапазон 0-2400 или 0-1200, усиление— 6, амплитуда ВА РУ — 5,5, длительность ВА РУ — 1,5. Иногда поиск, и трале­ ние производили с использованием одного эхолота «Лодар» (по вертикальному тракту) или эхолота «Элак» (самописец Сециор), Во время поиска и траления вахтенные штурма­ ны вели промысловый планшет в крупном масшта­ бе с нанесенной сеткой линий положения системы ВРМ-5. На планшет наносили контуры косяков, скоплений и глубину их залегания, обозначая через дробь:-в числителе — глубину верхней границы ко­ сяка, а в знаменателе —-глубину нижней границы. Обнаружив косяк -с помощью, гидролокатора, определяли расстояние до него, протяженность по горизонту, затем ложились курсом на середину ко­ сяка с расчетом пройти по его наиболее плотной ча­ сти. По показаниям эхолота «Элак» при прохожде­ нии над косяком определяли глубину залегания, величину и плотность косяка.-После этого выходили на исходную позицию для спуска трала на рассто­ яние 6— 8 кабельтовых-от косяка. Расчет тут был прост — закончить спуск трала и вывести его на нужный горизонт до подхода к косяку. При отсутствии ветра и • волнения курсы для спуска трала и траления выбирали в любом направ­ лении (при совместном промысле необходимо при­ держиваться рекомендованных курсов и учитывать окружающую обстановку).' При ветре;3— 4 балла за­ ход на спуск трала выполняли на ветер, а спуск ве­ ли по ветру. При ветре'5— 6 баллов спуск трала производили против ветра до изготовления траловых досок, а затем разворачивались на среднем ходу на обратный, курс для травления ваеров- с кабелем связи. •< Количество вытравленных ваеров, определяли по тарировочному графику. При облове единичного большого косяка горизонт хода трала.для назначе­ ния длины ваеров определяли по глубине, нахожде­ ния верхней границы косяка, iЭту границу-узнавали : по эхолоту или гидролокатору, (по' вертикальному тракту) в момент прохождения судна-над косяком при заходе в точку спуска трала. При облове груп­ пы одинаковых небольших косяков основной' гори­ зонт определяли как среднее.:. арифметическое глу­ бин нахождения верхних храииц косяков. Травление ваеров всегда производили на среднем ходу (90 об./мнн.). ИГЭКу включали-в рабочее по­ ложение с началам травления ‘ваеров и следили за положением трала по эхаграмме ‘ самописца этого прибора. При спуске трала и при выходе.на косяк вахтенный штурман корректировал •куре-по данным гидролокатора «Лодар» (по ’горизонтальному,; трак­ ту). 1 ! С обнаружением начала записи-косяка на эхо- грамме самописца эхолота вахтенный штурман уточ­ нял глубину верхней границы косяка : и приводил трал на этот горизонт. Используя данные'тарйровоч- ного графика и "таблицы скорости погружения и подъема трала, он подавал команды об ' изменении режима' работы-главного двигателя или длины вае- Эхограмма самописца ИГЭКу, на которой зафиксировано положе­ ние- разноглубинного трала (черт. 2152) лри тралении в районе о. Надежды с момента спуска тра­ ла до его подъема. Диапазон 0—200; усиление 25, амплитуда ВАРУ — 3; длитель­ ность ВАРУ — 6; длительность импульса — 1. Условные обозначения: А — запись- « период спуска трала; Б — запись в-период траления; В — запись-в период подъема; 1 —. эхо- сигнал от поверхности воды; 2 — от­ метка'верхней'подборы; 3 — отметка ш тш ш кш тт ■V* * 4- * На; рисунке- — эхограм­ ма самописца ;эхрлота «Сени- ор» с записью.косяков мойвы в .светлое-время суток в 'рай* ойе 'о. Надежды. Уловы — 2b тонн за полтора часа. Диапа­ зон 0—375, м; глубина по эхо- лоту 175 м. Усиление 8 (раз­ ноглубинный трал чертежа гнц . . нижней подборы; 4 — отметка грун­ та; 5 — дополнительные отметки эха; 6 — запись заходов рыбы в трал; 7 — отметки времени. ГГ УСТРОЙСТВО для разделки Р Ы Б Ы Н А Ф И А Е ро) фл Рыбная промышленность не рас­ полагает оборудованием, позволя­ ющим, согласно требованиям стан­ дарта, вырабатывать филе из всех подходящих для этой цели видов пищевых промысловых рыб из-за сложности технологии филетиро* ванйя. Используя опыт рацнонализато- >в Таллинской базы тралового >лота по созданию станка с упро­ щенным способом филетировання рыбы и выполнив ряд самостоя­ тельных исследований по этому вопросу, ЦПКТБ главного управ­ ления «Запрыба» разработало устройство для разделки различ­ ных промысловых рыб на филе •с реберными костями и черной пленкой. Устройство используется для об­ работки рыбы как на судах рыбо­ промыслового7флота, так и на бе­ реговых рыбоперерабатывающих предприятиях. Трудоемкость филетирования значительно снизилась. Филетировоушый механизм сос­ тоит из сварной рамы, внутри ко­ торой размещены две направляю­ щие, несущие на себе две плиты. К каждой ,плите прикреплен элек­ тродвигатель, на валу которого установлен дисковый нож. К кор­ пусам электродвигателей крепит­ ся лоток для отвода филе. Лоток для отходов крепится к раме. Пли­ ты,связаны между собой двумя на­ правляющими, одна из' которых выполняет роль " регулирующего винта. При' вращении маховиков -.регу­ лирующего винта плиты, благода^ ря правой и левой резьбам, , сим-, метрично меняют расстояние меж­ ду собой, чем обеспечивается уста­ новка необходимого зазора между дисковыми -'ножами, соответствую­ щего размеру обрабатываемой ры­ бы. Линейка предназначена для уточнения■ величины зазора. Водосистема, расположенная внутри рамы и состоящая из тру­ бопровода, наконечника и запор­ ного вентиля, служит для омыва- ния дисковых ножей и лотков и для промывки рыбы. Лоток загрузки, состоящий из двух половин, предназначен для центрированной подачи рыбы к дисковым ножам. Каждая полови­ на лотка, в свою очередь, состоит из держателя, прикрепленного по­ средством кронштейна к плите,; и направляющей. Направляющие, поворачиваясь вокруг своих осей, могут симметрично менять рассто­ яние между собой, в соответствии с формой рыбы, поворотом одного из валиков, связанных плавающей муфтой. Дисковые ножи устанавливают­ ся симметрично относительно оси канала для подачи рыбы. В ре­ зультате поворота оснований элек­ тродвигателей меняется угол между дисковыми ножами. На филетированне поступает обезглавленная и потрошеная ры­ ба, у которой предварительно уда­ лены плечевые кости, грудные и брюшные плавники. Она уклады­ вается в .лоток загрузки головным срезом вперед, брюшком вверх-и под собственным весом поступает к дисковым ножам. Дальнейшее перемещение рыбы происходит благодаря силам сцепления, воз­ никающим на поверхности контак­ та рыбы с ножами. Дисковые ножи разрезают рыбу на две ПоЛовйнЫ: филе (с ребер­ ными костями и черной пленкой) и среднюю часть (позвоночную кость с остатками мяса' и плавниками). Филе и отходы разделяются лотка­ ми. ’ t Выработанное филе требует до­ работки с целью удаления черной пленки и реберных костей. , При выработке филе отходы превышают действующие нормы на 4-“ 10 процентов, :• г ‘ * Г «РМСНЫЙ МУРМАН» 0 2 ФЕВРАЛЯ 1973 г. А)

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz