Рыбный Мурман. 1973 г. Февраль.
пл длтшл. ^дкако при оораоитке ваерных журналов нам ни ка од ном судне не удалось зафиксиро вать "разницу в длинах ваеров, происшедшую от задевов даже в первые 50 тралений от начала экс плуатации ваеров. Единственный случай, который удалось наблю дать автору, был на РТ-185. На шестом тралении произошел задев левой траловой доской за грунт. Ваер потравился на 4 метра, и судно остановилось очень быстро. При последовавшем затем подъе ме трала было обнаружено, что срост около марки 500 м наполо вину раздернулся. Ориентировочно можно заключить, что сила рывка была около 30 тонн. Промер вае ров показал, что этот ваер вытя нулся на 3 метра на длине 700 м. Некоторые промысловики могут возражать такому утверждению, приводя примеры из своей практи ки. Но возражения в большинстве своем окажутся несостоятельны. II вот почему. Разница в длинах вае ров, найденная после задева, пору чается, как правило, и за счет не посредственного удлинения ваера при задеве, и за счет изменения его крутки, произошедшей еще до задева, и за счет ошибок преды дущего и настоящего промеров. При обработке собранных с су дов материалов по ваерам, кроме прочего, изучалось их удлинение при обрывах на задеве. По-вндимо- му, здесь следует ожидать наи большую вытяжку/ Однако случа ев удлинения ваеров при их обры вах нам встретилось ровно столько же, сколько и их укорочения. Дру гими словами, даже и при обры вах ваеров закономерности1 в их. удлинении не найдено. Поскольку разница в длинах вае-. ров изменяется в течение всего пе риода их эксплуатации и посколь ку задевы тралом за препятствия на грунте на нее влияния почти на оказывают, то можно считать, что разница в длинах изменяется вме сте с изменением -крутки - троса.: Крутка же может изменяться в ос новном через ваерный вертлюг. • ■ Начиная с 1930 года, когда впервые -был применен ваерный вертлюг с целью предотвращения образования на ваерах колышек, он постоянно совершенствуется в направлении лучшего прокручива ния. В 1962 году на,судах борте вого траления Мурманского трало вого флота некоторые мастера по добыче рыбы начали устанавли вать на каждый ваер по два верт люга последовательно, а в 1965 году уже 95 процентов судов 'это-, го типа работали двумя вертлюга ми. В 1966 году новшество' начи нает внедряться на судах кормово го траления и СРТ. В результате из 57 судов кормового тра ления, обследованных в 197-1 — 72 годах, 31 работало с дву мя ' вертлюгами на каждом вае- ре. Таким образом, • на сегодня большинство судов главка <Севры- ба» работают с двумя вертлюгами на каждом' вае^е. Причем многие мастера по добыче рыбы мечтают о ваерном вертлюге на подшипни ках качения. Собственно, об этом мечтали не только рыбаки Севера. Наконец, ЦПКТБ главка «Лзчеррыба» скок- lUtv- (£ О l!VJ .‘V. ..„„..л.- „тальные канаты, рассчитываются и изго товляются так, что наибольшая их прочность и долговечность обес печивается при той крутке, кото рая задана- им •при их свивке на канатовыощей машине, только в этом случае все проволоки каната имеют одинаковое напряжение при растяжении. Всякое изменение крутки обязательно приводит к перераспределению напряжений проволок под нагрузкой — одни проволоки начинают нести мень шие нагрузки, а другие перегру1 жаются. Естественно, что пере груженные проволоки быстрее об рываются, ослабляя тем самым ка нат. Практически это ясно видели все мастера добычи судов бортово го траления Мурманского тралово го флота на примере обрывов сер дечников ваеров по ГОСТ 7666-55, которые .применялись до 1971 го да. Сохранить крутку ваеров около нормы, а вместе с ней их длину и прочность, можно в том случае, если отказаться от •ваериых верт люгов. Однако в большинстве слу чаев, при распространенной на флотах схеме проводки ваеров, не применять вертлюги нельзя: уве личатся случаи травматизма. Дело в том, что основное изменение крутки ваеров происходит подчас под'действием ненормальной рабо ты ваерных роликов, а ваерные вертлюги являются 'лишь исполни тельным механизмом, через кото рые' сбрасывается измененная ва- ерными роликами излишняя крут ка. Значит, если убрать ваерные вертлюги, то при отключении тра ловых досок, когда ваерам' дается слабина, на скрученном роликом ваере может образоваться ,:колыш- ка. Расправлять , приходится ее вручную при работающей лебедке. Процесс этот далеко не безопас ный. В практике флота известны слу чаи работы судов без ваерных вертлюгов. Например, РТ № № ‘26, 185, .БМРТ-4.49. .но. все эти, суда имели в то время подвесные ваер ные ролики, в -исправном состоя нии. Поэтому колышек на ваерах не наблюдалось. На основании сказанного можно сделать следующий вывод. На судах кормового траления типа «Подмосковье», где при подъ еме трала ваера от траловых до сок не отключаются, ваерные вертлюги можно не применять. На судах кормового траления, работающих по старой схеме, •то есть с отключением траловых до сок, а также на РТ и СРТ следует применять только один ваерный верт*люг на*каждом ваере, помня при этом: чем лучше работает вергглюг, тем'это хуже сказывает ся на работе ваерюв. У нас распространены ваерные вертлюги.,с шайбами, служащими даш лучшего / прокручивания верт люга. Эти шайбы-очень быстро из нашиваются,. а .вместе с их изно сом, как правило, вертлюги заме няют. Советую промысловикам не спешить заменять вертлюги. Ведь вместе с износом шайбы вероят ность изменения• крутки ваера уменьшается. Е. ЛЕБЕДЕВ, . кацитан дальнего плавания. I те^ьность ВАР : у — ох" 4 до о. Горизонт хода трала (если он был менее 1/2 глу бины места) лучше определять по записи эхосигна- , лов от поверхности воды, которая четко фиксирует ся на эхограмме, так как расположена* выше отметки грунта. При горизонте хода трала более 1/2 глубины ме ста его удобнее определять,чкак мною рассказано в предыдущей статье, то есть из глубины места,-по казанной на самописце, вычесть отстояние верхней подборы от грунта и прибавить осадку судна. Горизонт хода трала в этом случае будет опреде лен правильно при нахождении судна и трала на одной изобате, то есть при - ровном дне. В соответствии с • особенностями вертикальной миграции мойвы поиск производили прицельно;с по мощью гидролокатора «Лодар» по горизонтальному тракту. При этом преследовали цель — обнаружить рыбу не только под судном, но и в стороне от кур са. Скорость при поиске была около 10 узлов. Поме хи на этом ходу при ведении горизонтального поис ка гидролокатором «Лодар» не наблюдались. Эхо- контакт при использовании’ гидролокатора «Лодар» в режиме горизонтального поиска был чёткий и хо рошо фиксировался при следующих положениях регулировочных рукояток; диапазон 0-2400 или 0-1200, усиление— 6, амплитуда ВА РУ — 5,5, длительность ВА РУ — 1,5. Иногда поиск, и трале ние производили с использованием одного эхолота «Лодар» (по вертикальному тракту) или эхолота «Элак» (самописец Сециор), Во время поиска и траления вахтенные штурма ны вели промысловый планшет в крупном масшта бе с нанесенной сеткой линий положения системы ВРМ-5. На планшет наносили контуры косяков, скоплений и глубину их залегания, обозначая через дробь:-в числителе — глубину верхней границы ко сяка, а в знаменателе —-глубину нижней границы. Обнаружив косяк -с помощью, гидролокатора, определяли расстояние до него, протяженность по горизонту, затем ложились курсом на середину ко сяка с расчетом пройти по его наиболее плотной ча сти. По показаниям эхолота «Элак» при прохожде нии над косяком определяли глубину залегания, величину и плотность косяка.-После этого выходили на исходную позицию для спуска трала на рассто яние 6— 8 кабельтовых-от косяка. Расчет тут был прост — закончить спуск трала и вывести его на нужный горизонт до подхода к косяку. При отсутствии ветра и • волнения курсы для спуска трала и траления выбирали в любом направ лении (при совместном промысле необходимо при держиваться рекомендованных курсов и учитывать окружающую обстановку).' При ветре;3— 4 балла за ход на спуск трала выполняли на ветер, а спуск ве ли по ветру. При ветре'5— 6 баллов спуск трала производили против ветра до изготовления траловых досок, а затем разворачивались на среднем ходу на обратный, курс для травления ваеров- с кабелем связи. •< Количество вытравленных ваеров, определяли по тарировочному графику. При облове единичного большого косяка горизонт хода трала.для назначе ния длины ваеров определяли по глубине, нахожде ния верхней границы косяка, iЭту границу-узнавали : по эхолоту или гидролокатору, (по' вертикальному тракту) в момент прохождения судна-над косяком при заходе в точку спуска трала. При облове груп пы одинаковых небольших косяков основной' гори зонт определяли как среднее.:. арифметическое глу бин нахождения верхних храииц косяков. Травление ваеров всегда производили на среднем ходу (90 об./мнн.). ИГЭКу включали-в рабочее по ложение с началам травления ‘ваеров и следили за положением трала по эхаграмме ‘ самописца этого прибора. При спуске трала и при выходе.на косяк вахтенный штурман корректировал •куре-по данным гидролокатора «Лодар» (по ’горизонтальному,; трак ту). 1 ! С обнаружением начала записи-косяка на эхо- грамме самописца эхолота вахтенный штурман уточ нял глубину верхней границы косяка : и приводил трал на этот горизонт. Используя данные'тарйровоч- ного графика и "таблицы скорости погружения и подъема трала, он подавал команды об ' изменении режима' работы-главного двигателя или длины вае- Эхограмма самописца ИГЭКу, на которой зафиксировано положе ние- разноглубинного трала (черт. 2152) лри тралении в районе о. Надежды с момента спуска тра ла до его подъема. Диапазон 0—200; усиление 25, амплитуда ВАРУ — 3; длитель ность ВАРУ — 6; длительность импульса — 1. Условные обозначения: А — запись- « период спуска трала; Б — запись в-период траления; В — запись-в период подъема; 1 —. эхо- сигнал от поверхности воды; 2 — от метка'верхней'подборы; 3 — отметка ш тш ш кш тт ■V* * 4- * На; рисунке- — эхограм ма самописца ;эхрлота «Сени- ор» с записью.косяков мойвы в .светлое-время суток в 'рай* ойе 'о. Надежды. Уловы — 2b тонн за полтора часа. Диапа зон 0—375, м; глубина по эхо- лоту 175 м. Усиление 8 (раз ноглубинный трал чертежа гнц . . нижней подборы; 4 — отметка грун та; 5 — дополнительные отметки эха; 6 — запись заходов рыбы в трал; 7 — отметки времени. ГГ УСТРОЙСТВО для разделки Р Ы Б Ы Н А Ф И А Е ро) фл Рыбная промышленность не рас полагает оборудованием, позволя ющим, согласно требованиям стан дарта, вырабатывать филе из всех подходящих для этой цели видов пищевых промысловых рыб из-за сложности технологии филетиро* ванйя. Используя опыт рацнонализато- >в Таллинской базы тралового >лота по созданию станка с упро щенным способом филетировання рыбы и выполнив ряд самостоя тельных исследований по этому вопросу, ЦПКТБ главного управ ления «Запрыба» разработало устройство для разделки различ ных промысловых рыб на филе •с реберными костями и черной пленкой. Устройство используется для об работки рыбы как на судах рыбо промыслового7флота, так и на бе реговых рыбоперерабатывающих предприятиях. Трудоемкость филетирования значительно снизилась. Филетировоушый механизм сос тоит из сварной рамы, внутри ко торой размещены две направляю щие, несущие на себе две плиты. К каждой ,плите прикреплен элек тродвигатель, на валу которого установлен дисковый нож. К кор пусам электродвигателей крепит ся лоток для отвода филе. Лоток для отходов крепится к раме. Пли ты,связаны между собой двумя на правляющими, одна из' которых выполняет роль " регулирующего винта. При' вращении маховиков -.регу лирующего винта плиты, благода^ ря правой и левой резьбам, , сим-, метрично меняют расстояние меж ду собой, чем обеспечивается уста новка необходимого зазора между дисковыми -'ножами, соответствую щего размеру обрабатываемой ры бы. Линейка предназначена для уточнения■ величины зазора. Водосистема, расположенная внутри рамы и состоящая из тру бопровода, наконечника и запор ного вентиля, служит для омыва- ния дисковых ножей и лотков и для промывки рыбы. Лоток загрузки, состоящий из двух половин, предназначен для центрированной подачи рыбы к дисковым ножам. Каждая полови на лотка, в свою очередь, состоит из держателя, прикрепленного по средством кронштейна к плите,; и направляющей. Направляющие, поворачиваясь вокруг своих осей, могут симметрично менять рассто яние между собой, в соответствии с формой рыбы, поворотом одного из валиков, связанных плавающей муфтой. Дисковые ножи устанавливают ся симметрично относительно оси канала для подачи рыбы. В ре зультате поворота оснований элек тродвигателей меняется угол между дисковыми ножами. На филетированне поступает обезглавленная и потрошеная ры ба, у которой предварительно уда лены плечевые кости, грудные и брюшные плавники. Она уклады вается в .лоток загрузки головным срезом вперед, брюшком вверх-и под собственным весом поступает к дисковым ножам. Дальнейшее перемещение рыбы происходит благодаря силам сцепления, воз никающим на поверхности контак та рыбы с ножами. Дисковые ножи разрезают рыбу на две ПоЛовйнЫ: филе (с ребер ными костями и черной пленкой) и среднюю часть (позвоночную кость с остатками мяса' и плавниками). Филе и отходы разделяются лотка ми. ’ t Выработанное филе требует до работки с целью удаления черной пленки и реберных костей. , При выработке филе отходы превышают действующие нормы на 4-“ 10 процентов, :• г ‘ * Г «РМСНЫЙ МУРМАН» 0 2 ФЕВРАЛЯ 1973 г. А)
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz