Рыбный Мурман. 1973 г. Февраль.

Увравлевее « в * м » ■ерь 1973 года. Лучншх р щ а м ш и * я * *е этого биле* «Арктика*-. Он 113 филе, 50780 бака* консер­ вов, 2516 центнеров кормо­ вой муки. На втором месте экипаж плавбазы «Феликс Кон», на третьем месте экипаж плав­ базы «Алексей Хлобыстов». Следует, однако, отметить, что с месячным заданием по трудоемкости (выработке продукции в нормо-часах) справились только моряки «Арктики». М, КАРПОВ, старший инженер отде­ ла труда и зарплаты. НОВАЯ ПРОДУКЦИЯ Кандалакшский рыбоконсерв* мый завод Мурманского рыбо­ комбината уже освоилв 1973 ГОДУ производство консервов «Скумбрия в горчичном соусе*. Новая продукция пришлась по вкусу жителям города. На очереди выпуск консер­ вов «Сардинелла в горчичном соусе* и «Ставрида натураль­ ная с добавлением масла»» А. БРЫСОВ, наш корреспондент. Н А АРТБАТАРЕБ был перекур. Трое иэрас­ чета. трое «старич­ ков», у которых в карманах гимнастерок покоились ма­ ленькие календарики, где иезачеркиутых клеточек до дня демобилизации осталось совсем немного, уединились в сторонке. Шел такой раз­ говор: — Ну, так что, твердо? — спрашивал ефрейтор Мака­ ров. — Вез поправок! —^ска­ зал наводчик Станкеннчус, а третий солдат Размахоа не сказал ничего, а просто по­ жал плечами, о чем, мол, разговор. Происходило это осенью 1958 года. Отправиться в Мурманск после демобилизации и «поступить» в рыбаки — было решено давно. Поти­ хоньку откладывались день­ ги. Хранились они у «каз­ начея». Когда прибыли в го­ род, на троих имели 1300 рублей. На первое время, пока оформлялись, пока проходили комиссию, опре­ делялись — хватило. Анатолию Макарову за­ помнилось и первое судно — РТ «Красноармеец» — и первые шаги на рыбацкой дороге. Октябрь — месяц «зубастый», и море в эту пору начинает показывать характер. В начале первого рейса около двух суток про­ лежал он пластом, не мог ни пить ни есть. А потом вдруг как рукой сняло. Встал, по­ шел в салон и за милую ду­ шу «умял» целый обед. С тех пор нелады со штормо­ вым морем исчезли. — Да сейчас об этом и говорить нечего! Вот после отпуена прихожу, сразу в море, н каким бы оно ни было — все равно хорошо. Морское дело, правда, краем задел Анатолий еще раньше. Семь классов за» кончил он в своей вологод­ ской деревне. Чтобы учиться дальше, нужно было еже- — Помню, приехала, ос­ воились немного, приходит нОмсорг — худенькая де­ вушка небольшого росточка. Пойдемте, говорит, ребята, покажу, что у нас есть. При­ ходим , открывает она ком­ натушку — а там мячи, бутсы, форма футбольная. i i B i R B i i i i i i i i i i i a i i n i i i H i i i i Т Р АЛМЕЙС Т Е Р В Е Л Ь С К А " 19 диовпо уходить в район за десять километров. Туда и обратно — двадцать. И нуж­ но их пройти. Зимой и осенью. В соответствующей одежке и обувке. А та и другая была одна на все времена-года, на любую по­ году. В семье же, кроме не­ го, еще двухлетняя сестрен­ ка и мать. Короче, пошел Анатолий работать. Вскоре пришла разнаряд­ ка с предложением' напра­ вить двух человек в город Великий Устюг в школу ФЗО от судостроительного завода. Учиться стал на судового плотника. Что там ни гово­ ри, а кое-какие навыки в этом деле были, топориком «махать» приходилось. Закончил. Ремонтировал суда. Пришла просьба: при­ слать «на прорыв» 25 ком­ сомольцев на Северную Двину. ШН! 1Ш 11В 1НШШШШ 11В 1Н 1ПШШ[ 1Ш11Ш11!1П1П1ШП111П1111ШШ!) ПОЧЕМУ ЛЕВЫЙВАЕРДЛИННЕЕ? П ОЧЕМУ на судах кормового траления по­ чт» всегда левый ваер бывает длиннее правого? Такой вопрос задают мне очень часто мастера по добыче рыбы и судоводители промысловых судов. Коротко отвечу. Виноваты в этом крутка ваеров и ваерные ролики. Известно, что при раскручивании трос удли­ няете* и при закручивании —-укорачивается. Процесс изменения крутки ваеров веерными роликами происходит только ори выборке вае­ ров. Если ваер направлен точно вдоль ручья ро­ лика, то крутка не изменяется, но если ваер на­ бегает на ролик не по центру ручья; то проис­ ходит изменение крутки и вместе с этим ее пе­ ремещение от моренного к ходовому концу вао- ра, где излишняя крутка сбрасывается через ваерный вертлюг. Если посмотреть на ваерный вертлюг в момент отключения траловой доски, ■ю по направлению его арасценил можно узнать, закручивался ваер при данном подъеме трала »юи раскручивайся. Для этой цели советую за­ помнить сформулированное мною правило об­ ратное буравчику (для ваеров правой свивки): «Находясь около подвесного веерного блока, следует стать лицом к лебедке. Если в момент ослабления ваера (при отключении доски) верт­ люг прокрутится против, часовой стрелки, то ваер закручивается, а если по часовой стрелке, то он раскручивается». Известно, что с уменьшением за бортом дли­ ны. ваеров угол между ними увеличивается. По­ скольку ролики разворачиваются вслед за веера­ ми с некоторым запаздыванием (скачкообразно), то во время выборки ваера периодически набе­ гают на внешние щеки роликов — правый ваер на правую щеку правого ролика, а левый — на левую щеку левого ролика. Скатываясь со щеки в ручей, правый ваер закручивается (укорачива­ ется), а левый — раскручивается (удлиняется). Вот, собственно, и весь секрет. В общем, под влиянием этих и других причин е процессе эксплуатации ваера раскручиваются, но левый раскручивается больше. Сведения, по­ лученные из ваерных журналов, поступающих от старших мастеров по добыче рыбы судов кор­ мового траления, позволяют заключить, что у SO процентов из всех пар ваеров левы» ваер длиннее в среднем на 4 метре и только у ^ п р о ­ центов пар ваеров правый ваер в среднем не­ много длиннее левого. Можно ли избавиться от этого нежелательного явпения? Да, можно. Первый путь — применять ваера левой и пра­ вой свивки^ Второй путь — применять ваерные блоки е противовесами и подшипниками качения- Третий . путь — разворачивать ваерные ролики вслед за ааерами вручную ломиком». На первый взгляд, третий путь не заслуживает внимания- Однако яго далеко но так. О » прово­ рен на. практике мною, в затем, старевши маете* сами ВМРТ тт. Кошкиным и Белоусом. И оквзал» ~св достаточно надежным и-вполне щжмеиимым хот» бы до того момента, как будут освоены промышленностью первые два пути. Здесь следует уточнить. Ведь совсем не обяза­ тельно разворачивать ломиком ролик при каж­ дом подъеме трала. Нужно лишь понять, что от тебя требуется. Если в повседневных наблюдени­ ях мастер видит, что ваерные вертлюги при от­ ключении траловых досок прокручиваются не бо­ лее 2—3 оборотов, причем то а одну, а то а дру­ гую сторону, то за изменение разницы в дли­ нах ваеров можно но беспокоиться; Если же, например, правый ваерный вертлюг стал систе­ матически при каждом подъеме трала прокручи­ ваться в одну сторону, то, значит, плохо работает вертлюг подвесного блока (реже влияет ручей ролика или палубный ролик) и нужно принять меры к ликвидации этой задержки. Вот тут-то и нужно применять ломик. Одновре­ менно с поиском и ликвидацией причин, влияю­ щих на изменение крутки, следует при выборке ваеров ломиком разворачиввть ролик так, что­ бы крутка ваера изменялась в обратную сторону. Е. ЛЕБЕДЕВ, капитан дальнего плавания. И все это богатство в кучу свалено. Видать, без надоб­ ности было. Распределили — на три команды хватило. Спорт после этого в поселке ожил. Ну и основное, ради чего приехали, конечно, тоже. Ребята подобрались работящие. Недаром дирек­ тор завода ни в какую не хо­ тел отпускать. — Сейчас-то плотницкое дело не забылось? — Да нет как будто! Не так уж и давно в деревню ездил. Матери нужно было избу подновить. Ничего! От плотников вроде не отста­ вал. Однаясды, а случалось это, когда Макаров уже пять лет принадлежал к рыбац­ кой семье, на отход не при­ шел помощник мастера ло­ ва. Тралмейстер А. В. Шед- ров подозвал Макарова. — Давай, Никанорыч, принимай командование. Принял. Экипаж в новоис­ печенном помощнике не ошибся : с тралами он уп­ равлялся расторопно. Похо­ дил помощником, подал до­ кументы в ШУКС. Вот так, с легкой руки Шедрова, тралмейстером на флоте стало больше. После учебы долгое вре­ мя ходил Макаров на трау­ лере «Магнитогорск». По нхогам работы в 1967 году экипаж занял третье место по флоту. Тогда же Анато» лий Никанорович был на­ гражден значком «Отличник социалистического соревно­ вания». Годом позже в его жизни произошло незабыва­ емое событие: вступил в ря­ ды Коммунистической пар­ тии. Сейчас он на судне — се­ кретарь партийной органи­ зации. Активно ведут ком­ мунисты общественную ра­ боту: выступают перед лич­ ным составом с лекциями по экономике, делают обзоры международной жизни. В по­ следнем рейсе состоялся большой разговор о предсто­ ящем обмене партийных до­ кументов. Новый. 1973 год экипаж траулера «Вельск» встре­ чал на промысле. Обстанов­ ка была нервная: чередова­ лись команды «Трал за борт» н «Трал на борт». За­ ступающая вахта была «на товсь». Накануне Нового года мо­ ряки постарались по воз­ можности украсить садов. Выпустили стенга з е т у, оформили Доску почета. На ней, между прочим, была и фамилия Макарова. Красо­ валась и небольшая синте­ тическая елочка, появившая­ ся благодаря стараниям ра­ диста М. Н. Турутина, пред­ седателя судового комитета. Рыбаки не унывали, делали все, чтобы встретить Но­ вый год интересно. И это общее бодрое настроение по­ старался выразить в своем стихотворении с л е с а р ь А, Емельянов: А где же взять Мороза-деда? У нас его с собою нет. А впрочем, есть! Есть, непоседа. Но звать его — машинный дед. Вместе со всеми новогод­ нюю радость, помноженную на трудовую победу в рейсе, делил и тралмейстер А. Н. Макаров. В. КАРПЕНКО. СТУПЛЕНИН «ГЛАВНОЕ - КАЧЕСТВО» •кг, Tax называлась коррес­ понденция, овубликоввиная к номере «Рыбного Мурма- да» за 12 января 197Э года. Зоя. начальника славного управления «Севрыба» тов. Данилов М. Я. сообщил ре­ дакции, что вопросы, связанные е улучшение* ка­ чества продукции, рассмот­ рены на заседании коллегии. Решение ее доведено до кол­ лективов флотов в рыбоком­ бината. Применение нневмоуста- новок для выгрузки рыбы ускоряет обработку судов в порту. Главком «Севрыба» к А К утверждаю специальные технические условия, в кото­ рых учитывается процент неизбежных механических повреждений рыбы ж воз­ можность направления такой рыбы на выработку кулина­ рии, консервов. Сами паев» моустановкн непрерывно со­ вершенствуются. Главное управление «Се» рыба» считает, что при внлыюм использовании хо­ лодильных емкостей на ры­ бокомбинате достаточно для хранения запасов мороже­ ной рыбы и продукции те­ кущей выработки. в ж

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz