Рыбный Мурман. 1973 г. Февраль.
Увравлевее « в * м » ■ерь 1973 года. Лучншх р щ а м ш и * я * *е этого биле* «Арктика*-. Он 113 филе, 50780 бака* консер вов, 2516 центнеров кормо вой муки. На втором месте экипаж плавбазы «Феликс Кон», на третьем месте экипаж плав базы «Алексей Хлобыстов». Следует, однако, отметить, что с месячным заданием по трудоемкости (выработке продукции в нормо-часах) справились только моряки «Арктики». М, КАРПОВ, старший инженер отде ла труда и зарплаты. НОВАЯ ПРОДУКЦИЯ Кандалакшский рыбоконсерв* мый завод Мурманского рыбо комбината уже освоилв 1973 ГОДУ производство консервов «Скумбрия в горчичном соусе*. Новая продукция пришлась по вкусу жителям города. На очереди выпуск консер вов «Сардинелла в горчичном соусе* и «Ставрида натураль ная с добавлением масла»» А. БРЫСОВ, наш корреспондент. Н А АРТБАТАРЕБ был перекур. Трое иэрас чета. трое «старич ков», у которых в карманах гимнастерок покоились ма ленькие календарики, где иезачеркиутых клеточек до дня демобилизации осталось совсем немного, уединились в сторонке. Шел такой раз говор: — Ну, так что, твердо? — спрашивал ефрейтор Мака ров. — Вез поправок! —^ска зал наводчик Станкеннчус, а третий солдат Размахоа не сказал ничего, а просто по жал плечами, о чем, мол, разговор. Происходило это осенью 1958 года. Отправиться в Мурманск после демобилизации и «поступить» в рыбаки — было решено давно. Поти хоньку откладывались день ги. Хранились они у «каз начея». Когда прибыли в го род, на троих имели 1300 рублей. На первое время, пока оформлялись, пока проходили комиссию, опре делялись — хватило. Анатолию Макарову за помнилось и первое судно — РТ «Красноармеец» — и первые шаги на рыбацкой дороге. Октябрь — месяц «зубастый», и море в эту пору начинает показывать характер. В начале первого рейса около двух суток про лежал он пластом, не мог ни пить ни есть. А потом вдруг как рукой сняло. Встал, по шел в салон и за милую ду шу «умял» целый обед. С тех пор нелады со штормо вым морем исчезли. — Да сейчас об этом и говорить нечего! Вот после отпуена прихожу, сразу в море, н каким бы оно ни было — все равно хорошо. Морское дело, правда, краем задел Анатолий еще раньше. Семь классов за» кончил он в своей вологод ской деревне. Чтобы учиться дальше, нужно было еже- — Помню, приехала, ос воились немного, приходит нОмсорг — худенькая де вушка небольшого росточка. Пойдемте, говорит, ребята, покажу, что у нас есть. При ходим , открывает она ком натушку — а там мячи, бутсы, форма футбольная. i i B i R B i i i i i i i i i i i a i i n i i i H i i i i Т Р АЛМЕЙС Т Е Р В Е Л Ь С К А " 19 диовпо уходить в район за десять километров. Туда и обратно — двадцать. И нуж но их пройти. Зимой и осенью. В соответствующей одежке и обувке. А та и другая была одна на все времена-года, на любую по году. В семье же, кроме не го, еще двухлетняя сестрен ка и мать. Короче, пошел Анатолий работать. Вскоре пришла разнаряд ка с предложением' напра вить двух человек в город Великий Устюг в школу ФЗО от судостроительного завода. Учиться стал на судового плотника. Что там ни гово ри, а кое-какие навыки в этом деле были, топориком «махать» приходилось. Закончил. Ремонтировал суда. Пришла просьба: при слать «на прорыв» 25 ком сомольцев на Северную Двину. ШН! 1Ш 11В 1НШШШШ 11В 1Н 1ПШШ[ 1Ш11Ш11!1П1П1ШП111П1111ШШ!) ПОЧЕМУ ЛЕВЫЙВАЕРДЛИННЕЕ? П ОЧЕМУ на судах кормового траления по чт» всегда левый ваер бывает длиннее правого? Такой вопрос задают мне очень часто мастера по добыче рыбы и судоводители промысловых судов. Коротко отвечу. Виноваты в этом крутка ваеров и ваерные ролики. Известно, что при раскручивании трос удли няете* и при закручивании —-укорачивается. Процесс изменения крутки ваеров веерными роликами происходит только ори выборке вае ров. Если ваер направлен точно вдоль ручья ро лика, то крутка не изменяется, но если ваер на бегает на ролик не по центру ручья; то проис ходит изменение крутки и вместе с этим ее пе ремещение от моренного к ходовому концу вао- ра, где излишняя крутка сбрасывается через ваерный вертлюг. Если посмотреть на ваерный вертлюг в момент отключения траловой доски, ■ю по направлению его арасценил можно узнать, закручивался ваер при данном подъеме трала »юи раскручивайся. Для этой цели советую за помнить сформулированное мною правило об ратное буравчику (для ваеров правой свивки): «Находясь около подвесного веерного блока, следует стать лицом к лебедке. Если в момент ослабления ваера (при отключении доски) верт люг прокрутится против, часовой стрелки, то ваер закручивается, а если по часовой стрелке, то он раскручивается». Известно, что с уменьшением за бортом дли ны. ваеров угол между ними увеличивается. По скольку ролики разворачиваются вслед за веера ми с некоторым запаздыванием (скачкообразно), то во время выборки ваера периодически набе гают на внешние щеки роликов — правый ваер на правую щеку правого ролика, а левый — на левую щеку левого ролика. Скатываясь со щеки в ручей, правый ваер закручивается (укорачива ется), а левый — раскручивается (удлиняется). Вот, собственно, и весь секрет. В общем, под влиянием этих и других причин е процессе эксплуатации ваера раскручиваются, но левый раскручивается больше. Сведения, по лученные из ваерных журналов, поступающих от старших мастеров по добыче рыбы судов кор мового траления, позволяют заключить, что у SO процентов из всех пар ваеров левы» ваер длиннее в среднем на 4 метре и только у ^ п р о центов пар ваеров правый ваер в среднем не много длиннее левого. Можно ли избавиться от этого нежелательного явпения? Да, можно. Первый путь — применять ваера левой и пра вой свивки^ Второй путь — применять ваерные блоки е противовесами и подшипниками качения- Третий . путь — разворачивать ваерные ролики вслед за ааерами вручную ломиком». На первый взгляд, третий путь не заслуживает внимания- Однако яго далеко но так. О » прово рен на. практике мною, в затем, старевши маете* сами ВМРТ тт. Кошкиным и Белоусом. И оквзал» ~св достаточно надежным и-вполне щжмеиимым хот» бы до того момента, как будут освоены промышленностью первые два пути. Здесь следует уточнить. Ведь совсем не обяза тельно разворачивать ломиком ролик при каж дом подъеме трала. Нужно лишь понять, что от тебя требуется. Если в повседневных наблюдени ях мастер видит, что ваерные вертлюги при от ключении траловых досок прокручиваются не бо лее 2—3 оборотов, причем то а одну, а то а дру гую сторону, то за изменение разницы в дли нах ваеров можно но беспокоиться; Если же, например, правый ваерный вертлюг стал систе матически при каждом подъеме трала прокручи ваться в одну сторону, то, значит, плохо работает вертлюг подвесного блока (реже влияет ручей ролика или палубный ролик) и нужно принять меры к ликвидации этой задержки. Вот тут-то и нужно применять ломик. Одновре менно с поиском и ликвидацией причин, влияю щих на изменение крутки, следует при выборке ваеров ломиком разворачиввть ролик так, что бы крутка ваера изменялась в обратную сторону. Е. ЛЕБЕДЕВ, капитан дальнего плавания. И все это богатство в кучу свалено. Видать, без надоб ности было. Распределили — на три команды хватило. Спорт после этого в поселке ожил. Ну и основное, ради чего приехали, конечно, тоже. Ребята подобрались работящие. Недаром дирек тор завода ни в какую не хо тел отпускать. — Сейчас-то плотницкое дело не забылось? — Да нет как будто! Не так уж и давно в деревню ездил. Матери нужно было избу подновить. Ничего! От плотников вроде не отста вал. Однаясды, а случалось это, когда Макаров уже пять лет принадлежал к рыбац кой семье, на отход не при шел помощник мастера ло ва. Тралмейстер А. В. Шед- ров подозвал Макарова. — Давай, Никанорыч, принимай командование. Принял. Экипаж в новоис печенном помощнике не ошибся : с тралами он уп равлялся расторопно. Похо дил помощником, подал до кументы в ШУКС. Вот так, с легкой руки Шедрова, тралмейстером на флоте стало больше. После учебы долгое вре мя ходил Макаров на трау лере «Магнитогорск». По нхогам работы в 1967 году экипаж занял третье место по флоту. Тогда же Анато» лий Никанорович был на гражден значком «Отличник социалистического соревно вания». Годом позже в его жизни произошло незабыва емое событие: вступил в ря ды Коммунистической пар тии. Сейчас он на судне — се кретарь партийной органи зации. Активно ведут ком мунисты общественную ра боту: выступают перед лич ным составом с лекциями по экономике, делают обзоры международной жизни. В по следнем рейсе состоялся большой разговор о предсто ящем обмене партийных до кументов. Новый. 1973 год экипаж траулера «Вельск» встре чал на промысле. Обстанов ка была нервная: чередова лись команды «Трал за борт» н «Трал на борт». За ступающая вахта была «на товсь». Накануне Нового года мо ряки постарались по воз можности украсить садов. Выпустили стенга з е т у, оформили Доску почета. На ней, между прочим, была и фамилия Макарова. Красо валась и небольшая синте тическая елочка, появившая ся благодаря стараниям ра диста М. Н. Турутина, пред седателя судового комитета. Рыбаки не унывали, делали все, чтобы встретить Но вый год интересно. И это общее бодрое настроение по старался выразить в своем стихотворении с л е с а р ь А, Емельянов: А где же взять Мороза-деда? У нас его с собою нет. А впрочем, есть! Есть, непоседа. Но звать его — машинный дед. Вместе со всеми новогод нюю радость, помноженную на трудовую победу в рейсе, делил и тралмейстер А. Н. Макаров. В. КАРПЕНКО. СТУПЛЕНИН «ГЛАВНОЕ - КАЧЕСТВО» •кг, Tax называлась коррес понденция, овубликоввиная к номере «Рыбного Мурма- да» за 12 января 197Э года. Зоя. начальника славного управления «Севрыба» тов. Данилов М. Я. сообщил ре дакции, что вопросы, связанные е улучшение* ка чества продукции, рассмот рены на заседании коллегии. Решение ее доведено до кол лективов флотов в рыбоком бината. Применение нневмоуста- новок для выгрузки рыбы ускоряет обработку судов в порту. Главком «Севрыба» к А К утверждаю специальные технические условия, в кото рых учитывается процент неизбежных механических повреждений рыбы ж воз можность направления такой рыбы на выработку кулина рии, консервов. Сами паев» моустановкн непрерывно со вершенствуются. Главное управление «Се» рыба» считает, что при внлыюм использовании хо лодильных емкостей на ры бокомбинате достаточно для хранения запасов мороже ной рыбы и продукции те кущей выработки. в ж
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz