Рыбный Мурман. 1973 г. Февраль.
РАЦИОНАЛИЗАТОРЫ РЫБОКОМБИНА ТА ЗДЕСЬ «ОТДЫХАЮТ» КОРАБЛИ,* ШШ 1 ППП 1 Ш Фото И. Ящ^рхщына, JB прошлом году в рацио нализаторской работе на рыбокомбинате приняло уча стие 2Ц) человек, причем рабочих среди них было большинство. В течение го да поступило 287 предложен ний, из них внедрено 252. Экономический эффект при этом составил 133 тысячи рублей. Лучших результатов до бился коллектив холодиль ного завода № 2. Под руко водством и при активном участии главного инженера Л. В. Щипанова люди пыт ливой мысли разработали и подали 91 предложение, нз которых внедрено 67. Эко номический эффект соста вил 15,3 тысячи рублей. Среди лучших рационализа торов в этом коллективе сле сарь-наладчик Ю. С. Куле- АВАРИЙНОСТИ ТРАЛА М ЖН БЕЖАТ Н ТА !{СТРЛНИЦАХ <?Рыбно« го Мурмана» много места уделяется показу передо- Ього опыта разноглубинного промысла. Статьи капитанов, старших помощников, мастеров по добыче рыбы и других спе циалистов,, ..ррещ»,.. .помогают в работе.,' Вот, ,-И,я.решил поде литься своими соображениями о промысле мойвы тралом черте жа «\в 2131, а конкретнее — о том, как уменьшить аварий ность тралов. Замечено, что аварийность чаще наблюдается на кораблях, где двигатели и траловые ле бедки большой мощности, а так же увеличивается»*«ухудшением п о г ф Д О . , ‘ Одни капитаны и старшие ма стера по добыче рыбы видят причину аварийности в недоста точной прочности траловой нит ки, особенно в концевой части трала, где дель устанавливается из нитки текс 96x24. Другие специалисты считают, что допу щены просчеты в конструкции орудий лова. Мне думается, что до истины в этих суждениях далеко. Рас смотрим, к примеру, мысль о непрочности траловой нитки. Если нить текс 96x24 слабая, то в таком случае порывы сет ного полотна должны начинать ся непосредственно с этой дела. А они наблюдаются в местах, где применена дель с нитью текс 96x48. ^Укрепление концевой части мешка пожилинами эффекта не дало. Мы практиковали ставить пожилины от гужей по диагона ли к противоположному шву (как у трала 2152 «а»). Порыв сетного полотна прекращается в точке перекрещивания пожи- лин. По моему мнению, начальной причиной порывов сетного по лотна боковых пластин является скручивание боковых подбор с последующим западанием их в ячеи дели 400 мм. Рассекание подбор и сбороч ных в районе гужей к желае мым результатам не привело. В момент спуска и подъема трала боковые подборы сходят ся вместе и западают в ячеи. В результате они лопаются я на кручивают на себя дель, а в процессе раскрытия трала рвут сети. На нашем корабле была сде лана попытка предотвратить скручивание. Для этого брали ваерный трос (бывший в упо треблении, но без колючек) но дайне бокового гужа 9.7 мет ра. Концы троса на одном мет ре делали па сгон, то есть от рубали по одной паре через 15— 20 см. а после этого оклет- нрвывали сгон сеточником. Кре- вшИГлрнвязками через 20 см к основной боковой подборе на весь гуж. Концы заделывали впотай, чтобы не цеплялись за нити. Ваер своей упругостью не давал делать малых колец, ко торые обычно западают в ячеи. Порывы боковых пластин пре кратились. Порывы верхних я нижних пластей происходят по другим причинам. Мы заметили, что при порыве верхней пласти ры бы в мешке, как правило, нет. Это наталкивает на мысль, что трал порван при спуске. И, на оборот, при порыве нижней пла сти в большинстве случаев ме шок приходит с рыбой. Напра шивается вывод; порыв произо начало верхней пласти трала в районе гужа. Оставалось только тщательно следить за порыва ми посадочных ячей и восста навливать их, особенно в райо не гужей как верхних, нижних, так и боковых пластин. Благодаря этим мерам у нас не было аварий верхних н бо ковых пластин, хотя сделали около 200 тралений. С уменьшением порывов нижних пластей дело обстоит сложнее. Чтобы добиться это го, требуется особенно четкая работа вахтенных судоводите лей и мастеров по добыче во время спуска и подъема трала. шел в момент дотравливания, подборки ваеров или в момент начала подъема трала. В позапрошлом рейсе на на шем корабле наблюдалось не сколько порывов верхней пла сти. При разборе аварий вину перекладывали то на штурман ский-состав, то на мастеров по добыче, а конкретных причин так и не находили. В том рейсе радионавигатор требовал строгого соблюдения инструкции при эксплуатации лебедки ИГЭКу, то есть ручку контроллера держать в положе нии «2» при травлении кабе лей, а при травлении ваеров — «3»— «4». В минувшем рейсе ввиду из носа кабеля работали по-друго му. Кабели с большой скоро стью траловой лебедки ве тра вили. потому что лебедка ИГЭКу ее успевала. Ручка контроллера стояла в положе нии «О». Во время травления ваеров ручка контроллера сто яла на делениях *1»-«2», что бы кабель сильно не натяги вался. Во время ходом с тра лом ручка стояла в волонсе- нин «2>. При подъеме трала крылья брали двумя перехватами. Оба перехвата крепили на отдель ных стопорных оттяжках. При спуске трала нрылья стравли вали также двумя перехватами через турачки траловой лебед ки. Это позволило избежать резких рывков на кабели и па Траловые лебедки на нашем корабле (гидравлические и электрические) не предназначе ны для травления ваеров с включенными муфтами. А с по мощью стопоров редко удается обеспечить плавное травление и торможение ваера. Еще хуже обстоит дело с дотравливанием ваеров стопором. Резкое тор можение или неравномерное травление приводят к сильным динамическим рывкам. Эти рыв ки передаются на трал. В ре зультате провисания нижней подборы (за счет углубителей и регулировочных концов) ниж няя пласть принимает на себя основное сопротивление воды, а поэтому ее чаще выносит. В рейсе на одной из ночных вахт у нас вынесло нижнюю пласть трала 2131 (посадки трала на грунт не было). При разборе и расшифровке ленты самописца удалось установить, что допущено дотравливанне одной марки ваеров, а через нестолько минут подвирыва- яне этой марки. Машина дер жала постоянные обороты ипри одном развороте лопастей. Нгок- ияя подбора вышла из поля контроля вибратора. Были приняты меры, чтобы подобные явления не повторя лись. Вахтенному мастеру по до быче рыбы запретили выравни вание, подтравливание, подви- рывапие ваеров без разрешения вахтенного штурмана. Дотравливание ваеров стали производить только при соеди ненной лебедке, при пуске ле бедки на задний ход н при под жатых стопорах. Перед остановкой лебедкн во время травления или выборки Ваеров обязательно об этом ставился в известность вахтен ный штурман. При дотравливаннн ваеров штурман, ведя трал в ственной близости от грунта, подплавлял его плавным бавлением хода. В ход сбавлялся и дотравливание ваеров. трал находился в толще то перед дотравливанием ваеров также сбавляли ход. Ни в коем случае у нас не разрешалось сразу с тралового хода начинать выборку ваеров, предварительно не подплавя трал и не сбавив хода. При подъеме трала от грун та, чтобы не посадить его на грунт, приходится по несколь ку раз приостанавливать вы борку трала для того, чтобы подплавить его. Можно с уверенностью ска зать, что, используя. перечис ленные мною меры предосто-^ рожности, можно даже, в слож-' ных условиях зимнего промыс ла в большистве случаев избе жать аварийности орудий лова. Есть у меня замечания по работе лебедки ИГЭКу и вибра тора на трале. При работе траловой лебедкн (вследствие вибрации) самопи сец плохо фиксирует положе ние трала в воде. На ленте са-. мописца запись затушевывает ся сплошными вертикальными линиями. Та же картина при дотравливании и подборе вае ров. Это затрудняет определе ние, на каком горизонте в дан ный период трал. Наблюдалось образование под вибратором мертвой зоны, иногда она достигает десяти метров. Штурману очень труд но определить, где лучше захо ды рыбы, он может наблюдать их только в средней и нижней частях трала. Специалистам следует обратить на это внима ние, тан как от четкой работы прибора зависит эффективность каждого траления. Заметили мы у себя на ко рабле также, что заходы наблю даются больше в средней части устья трала, уловы при той же записи гораздо выше. Все, о чем рассказано в этой статье, относится к промыслу мойвы разноглубинным тра лом. Другие виды рыб разно глубинным тралом мне облав ливать не приходилось. Л. МИХАИЛОВ, старший ма стер по добыче рыбы ПРТ «Рембрандт». шов, слесарь В. В. Воро- жейкин, электросварщик А. И. Никитин. На холодильном заводе № 2 по предложению слеса ря А. М. Аштаева были пе реоборудованы поддоны для перевозки готовой продук ции при помощи электропо грузчика. Слесарь ремонтно- строительного цеха Ю. А. Патракиев изготовил кон дуктор для сверловки щечек цепи элеватора. Слесарь этого же цеха В. Ф. Степа нов н старший мастер В. А. Проскуряков внесли измене ние в конструкцию смывоч ного поддона. Внедрение этих предложе ний способствовало повыше нию производительности тру да, улучшению условий ра боты рыбообработчиков. В сравнении с прошлым годом активнее стали рабо тать новаторы и на консерв ном заводе. Они внедрили 33 предложения, что дало 12,2 тысячи рублей прибы ли. Работа новаторов завода освещалась в информацион ных листках, на предприя тиях рыбокомбината систе матически обновлялись стен ды с материалами по рацио нализации. В социалистических обя зательствах на 1973 год рыбообработчики обязались за счет внедрения рациона лизаторских предложений добиться годовой экономии не менее 100 тысяч рублей. Д. ЛАВРИНЕНКО, старший инженер по ра ционализации. На Нововоронежской атом ной станции осуществлен фи зический луск реактора чет* вертого энергоблока мощно стью 440 тысяч киловатт. С подом в эксплуатацию ново* го блока мощность АЭС до стигнет полутора миллионов киловатт, и она будет одной из самых мощных атомных станций в мире. На снимке: загрузка урано вого топлива в активную зону реактора перед физическим пуском. (Фотохроника ТАСС),
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz