Рыбный Мурман. 1973 г. Февраль.

РАЦИОНАЛИЗАТОРЫ РЫБОКОМБИНА ТА ЗДЕСЬ «ОТДЫХАЮТ» КОРАБЛИ,* ШШ 1 ППП 1 Ш Фото И. Ящ^рхщына, JB прошлом году в рацио­ нализаторской работе на рыбокомбинате приняло уча­ стие 2Ц) человек, причем рабочих среди них было большинство. В течение го­ да поступило 287 предложен ний, из них внедрено 252. Экономический эффект при этом составил 133 тысячи рублей. Лучших результатов до­ бился коллектив холодиль­ ного завода № 2. Под руко­ водством и при активном участии главного инженера Л. В. Щипанова люди пыт­ ливой мысли разработали и подали 91 предложение, нз которых внедрено 67. Эко­ номический эффект соста­ вил 15,3 тысячи рублей. Среди лучших рационализа­ торов в этом коллективе сле­ сарь-наладчик Ю. С. Куле- АВАРИЙНОСТИ ТРАЛА М ЖН БЕЖАТ Н ТА !{СТРЛНИЦАХ <?Рыбно« го Мурмана» много места уделяется показу передо- Ього опыта разноглубинного промысла. Статьи капитанов, старших помощников, мастеров по добыче рыбы и других спе­ циалистов,, ..ррещ»,.. .помогают в работе.,' Вот, ,-И,я.решил поде­ литься своими соображениями о промысле мойвы тралом черте­ жа «\в 2131, а конкретнее — о том, как уменьшить аварий­ ность тралов. Замечено, что аварийность чаще наблюдается на кораблях, где двигатели и траловые ле­ бедки большой мощности, а так­ же увеличивается»*«ухудшением п о г ф Д О . , ‘ Одни капитаны и старшие ма­ стера по добыче рыбы видят причину аварийности в недоста­ точной прочности траловой нит­ ки, особенно в концевой части трала, где дель устанавливается из нитки текс 96x24. Другие специалисты считают, что допу­ щены просчеты в конструкции орудий лова. Мне думается, что до истины в этих суждениях далеко. Рас­ смотрим, к примеру, мысль о непрочности траловой нитки. Если нить текс 96x24 слабая, то в таком случае порывы сет­ ного полотна должны начинать­ ся непосредственно с этой дела. А они наблюдаются в местах, где применена дель с нитью текс 96x48. ^Укрепление концевой части мешка пожилинами эффекта не дало. Мы практиковали ставить пожилины от гужей по диагона­ ли к противоположному шву (как у трала 2152 «а»). Порыв сетного полотна прекращается в точке перекрещивания пожи- лин. По моему мнению, начальной причиной порывов сетного по­ лотна боковых пластин является скручивание боковых подбор с последующим западанием их в ячеи дели 400 мм. Рассекание подбор и сбороч­ ных в районе гужей к желае­ мым результатам не привело. В момент спуска и подъема трала боковые подборы сходят­ ся вместе и западают в ячеи. В результате они лопаются я на­ кручивают на себя дель, а в процессе раскрытия трала рвут сети. На нашем корабле была сде­ лана попытка предотвратить скручивание. Для этого брали ваерный трос (бывший в упо­ треблении, но без колючек) но дайне бокового гужа 9.7 мет­ ра. Концы троса на одном мет­ ре делали па сгон, то есть от­ рубали по одной паре через 15— 20 см. а после этого оклет- нрвывали сгон сеточником. Кре- вшИГлрнвязками через 20 см к основной боковой подборе на весь гуж. Концы заделывали впотай, чтобы не цеплялись за нити. Ваер своей упругостью не давал делать малых колец, ко­ торые обычно западают в ячеи. Порывы боковых пластин пре­ кратились. Порывы верхних я нижних пластей происходят по другим причинам. Мы заметили, что при порыве верхней пласти ры­ бы в мешке, как правило, нет. Это наталкивает на мысль, что трал порван при спуске. И, на­ оборот, при порыве нижней пла­ сти в большинстве случаев ме­ шок приходит с рыбой. Напра­ шивается вывод; порыв произо­ начало верхней пласти трала в районе гужа. Оставалось только тщательно следить за порыва­ ми посадочных ячей и восста­ навливать их, особенно в райо­ не гужей как верхних, нижних, так и боковых пластин. Благодаря этим мерам у нас не было аварий верхних н бо­ ковых пластин, хотя сделали около 200 тралений. С уменьшением порывов нижних пластей дело обстоит сложнее. Чтобы добиться это­ го, требуется особенно четкая работа вахтенных судоводите­ лей и мастеров по добыче во время спуска и подъема трала. шел в момент дотравливания, подборки ваеров или в момент начала подъема трала. В позапрошлом рейсе на на­ шем корабле наблюдалось не­ сколько порывов верхней пла­ сти. При разборе аварий вину перекладывали то на штурман­ ский-состав, то на мастеров по добыче, а конкретных причин так и не находили. В том рейсе радионавигатор требовал строгого соблюдения инструкции при эксплуатации лебедки ИГЭКу, то есть ручку контроллера держать в положе­ нии «2» при травлении кабе­ лей, а при травлении ваеров — «3»— «4». В минувшем рейсе ввиду из­ носа кабеля работали по-друго­ му. Кабели с большой скоро­ стью траловой лебедки ве тра­ вили. потому что лебедка ИГЭКу ее успевала. Ручка контроллера стояла в положе­ нии «О». Во время травления ваеров ручка контроллера сто­ яла на делениях *1»-«2», что­ бы кабель сильно не натяги­ вался. Во время ходом с тра­ лом ручка стояла в волонсе- нин «2>. При подъеме трала крылья брали двумя перехватами. Оба перехвата крепили на отдель­ ных стопорных оттяжках. При спуске трала нрылья стравли­ вали также двумя перехватами через турачки траловой лебед­ ки. Это позволило избежать резких рывков на кабели и па Траловые лебедки на нашем корабле (гидравлические и электрические) не предназначе­ ны для травления ваеров с включенными муфтами. А с по­ мощью стопоров редко удается обеспечить плавное травление и торможение ваера. Еще хуже обстоит дело с дотравливанием ваеров стопором. Резкое тор­ можение или неравномерное травление приводят к сильным динамическим рывкам. Эти рыв­ ки передаются на трал. В ре­ зультате провисания нижней подборы (за счет углубителей и регулировочных концов) ниж­ няя пласть принимает на себя основное сопротивление воды, а поэтому ее чаще выносит. В рейсе на одной из ночных вахт у нас вынесло нижнюю пласть трала 2131 (посадки трала на грунт не было). При разборе и расшифровке ленты самописца удалось установить, что допущено дотравливанне одной марки ваеров, а через нестолько минут подвирыва- яне этой марки. Машина дер­ жала постоянные обороты ипри одном развороте лопастей. Нгок- ияя подбора вышла из поля контроля вибратора. Были приняты меры, чтобы подобные явления не повторя­ лись. Вахтенному мастеру по до­ быче рыбы запретили выравни­ вание, подтравливание, подви- рывапие ваеров без разрешения вахтенного штурмана. Дотравливание ваеров стали производить только при соеди­ ненной лебедке, при пуске ле­ бедки на задний ход н при под­ жатых стопорах. Перед остановкой лебедкн во время травления или выборки Ваеров обязательно об этом ставился в известность вахтен­ ный штурман. При дотравливаннн ваеров штурман, ведя трал в ственной близости от грунта, подплавлял его плавным бавлением хода. В ход сбавлялся и дотравливание ваеров. трал находился в толще то перед дотравливанием ваеров также сбавляли ход. Ни в коем случае у нас не разрешалось сразу с тралового хода начинать выборку ваеров, предварительно не подплавя трал и не сбавив хода. При подъеме трала от грун­ та, чтобы не посадить его на грунт, приходится по несколь­ ку раз приостанавливать вы­ борку трала для того, чтобы подплавить его. Можно с уверенностью ска­ зать, что, используя. перечис­ ленные мною меры предосто-^ рожности, можно даже, в слож-' ных условиях зимнего промыс­ ла в большистве случаев избе­ жать аварийности орудий лова. Есть у меня замечания по работе лебедки ИГЭКу и вибра­ тора на трале. При работе траловой лебедкн (вследствие вибрации) самопи­ сец плохо фиксирует положе­ ние трала в воде. На ленте са-. мописца запись затушевывает­ ся сплошными вертикальными линиями. Та же картина при дотравливании и подборе вае­ ров. Это затрудняет определе­ ние, на каком горизонте в дан­ ный период трал. Наблюдалось образование под вибратором мертвой зоны, иногда она достигает десяти метров. Штурману очень труд­ но определить, где лучше захо­ ды рыбы, он может наблюдать их только в средней и нижней частях трала. Специалистам следует обратить на это внима­ ние, тан как от четкой работы прибора зависит эффективность каждого траления. Заметили мы у себя на ко­ рабле также, что заходы наблю­ даются больше в средней части устья трала, уловы при той же записи гораздо выше. Все, о чем рассказано в этой статье, относится к промыслу мойвы разноглубинным тра­ лом. Другие виды рыб разно­ глубинным тралом мне облав­ ливать не приходилось. Л. МИХАИЛОВ, старший ма­ стер по добыче рыбы ПРТ «Рембрандт». шов, слесарь В. В. Воро- жейкин, электросварщик А. И. Никитин. На холодильном заводе № 2 по предложению слеса­ ря А. М. Аштаева были пе­ реоборудованы поддоны для перевозки готовой продук­ ции при помощи электропо­ грузчика. Слесарь ремонтно- строительного цеха Ю. А. Патракиев изготовил кон­ дуктор для сверловки щечек цепи элеватора. Слесарь этого же цеха В. Ф. Степа­ нов н старший мастер В. А. Проскуряков внесли измене­ ние в конструкцию смывоч­ ного поддона. Внедрение этих предложе­ ний способствовало повыше­ нию производительности тру­ да, улучшению условий ра­ боты рыбообработчиков. В сравнении с прошлым годом активнее стали рабо­ тать новаторы и на консерв­ ном заводе. Они внедрили 33 предложения, что дало 12,2 тысячи рублей прибы­ ли. Работа новаторов завода освещалась в информацион­ ных листках, на предприя­ тиях рыбокомбината систе­ матически обновлялись стен­ ды с материалами по рацио­ нализации. В социалистических обя­ зательствах на 1973 год рыбообработчики обязались за счет внедрения рациона­ лизаторских предложений добиться годовой экономии не менее 100 тысяч рублей. Д. ЛАВРИНЕНКО, старший инженер по ра­ ционализации. На Нововоронежской атом­ ной станции осуществлен фи­ зический луск реактора чет* вертого энергоблока мощно­ стью 440 тысяч киловатт. С подом в эксплуатацию ново* го блока мощность АЭС до­ стигнет полутора миллионов киловатт, и она будет одной из самых мощных атомных станций в мире. На снимке: загрузка урано­ вого топлива в активную зону реактора перед физическим пуском. (Фотохроника ТАСС),

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz