Рыбный Мурман. 1973 г. Декабрь.

iH IK IIIIIIIIIIIIIH IIIIillllt lilllllllillllllllllllllllllllllllillllllllllH IIU IIIf lllllllllillilllllillllllllllllllll ll l l l l l l lll ll lll lll lll lll lll lll ll lll lll lll lll lilf llllllllH IN IIIIIIIIIIIIIIIIIIIIItlllllltf fIIIIIIIIIIH IIII-f lllllllllllllllllllllli (ЗА ТАКИХ ГОВОРЯТ ДЕЛА (Окончание. Нач. па 1 стр.). Боцман отозвался о . нем кратко: — Десяток таких матросов — и можно смело идти в лю­ бой рейс. На флот Иван Николаевич пришел в 1958 году. И первым его судном был РТ «Махачка­ ла». Отходил он на нем три го­ да. Между прочим, на каждом корабле он ходит подолгу и память о себе оставляет и до­ брую и крепкую. Вот на по­ следнем, на нашем «Хабаров­ ске», он уже четыре года. Первый рейс на «Махачкале» отходил матросом. Но, выпол­ няя свои обязанности, он нахо­ дил время, чтобы интересо­ ваться работой, так сказать, не по своему профилю: как нуж­ но укладывать рыбу в трюм, как солить, сколько соли. И все это как-то быстро схватывал. В результате уже через рейс пошел он засольщиком. Есть у него памятный рейс, падающий на начало его ры­ бацкой «службы». Такой, кото­ рый пожелал бы взять в свой актив любой рыбак. Было это в 1962 году. Ходил он на БМРТ «Свердловск». Это первое судно, которое шло с Севера на Кубу и в трюмах везло рыбу. Задание было вы­ полнено успешно. За этот рейс Ивану Николаевичу Боринцу, в числе всего экипажа, была объ­ явлена благодарность минист­ ром рыбной промышленности СССР. О себе говорить — у него как-то не получается. И совер­ шенно верными по этому пово­ ду были такие услышанные слова; «Николаевич из тех, кто о себе не -говорит. За таких го­ ворят дела». Был такой случай. Сооружа­ ли на судне рыбодел. Народу собралось много, но было вид­ но, что дело идет, так сказать, «не шибко». Подошел Нико­ лаич: дайте-ка, мол, я попро­ бую. Увидите, как у меня бу­ дет получаться. Подойдет —* тогда я и сделаю. И людей не надо, одного человека оставь­ те — хватит! И сделал любо- дорого. Так же, как и в этот раз, с любовью. Плотничье ре­ месло его руки знают не пло­ хо. В рейсе он работал на фи­ лейной машине, то есть на главном участке производства. Многих матросов обучил он работе на этой машине. Тща­ тельно следит за ней, «пони­ мает» ее, в случае поломки — механика-наладчика по пустя­ кам звать не станет. Посмотрит сам, разберется что к чему, на­ ладит. Любимое словечко Боринца — «припускать». Сейчас оно ходит по всему кораблю. Нам он говорит: — Скоро, ребята, пойдем припускать филе. Если он не «припустит», на­ строение испорчено. На вахту он приходит пер­ вым, а уходит последним. Свое рабочее место оставляет та­ ким, каким и должен его оставлять хороший хозяин: ма­ шина после работы тщательно вымыта, кругом все убрано и прибрано. Вот я слыхал, как матросы — опытные, умелые матросы — говорят о Боринце: — Он пашет! Стояло за этим словом не­ поддельное уважение. Как-то один моряк бросил в моечную машину чайку. Нико­ лаевич тут же молнией ринул­ ся к машине, спас птицу, а с тем матросом очень крупно поругался. О случае этом я слыхал. Подошел к Боринцу, спрашиваю, так ли это. Он дол­ го молчал, а потом сказал: — Я все время помню слова капитана Тарана: «Все живое рыбаку обижать нельзя!» Крепко помню!.. Забавно смотреть, как он НА СНИМКЕ: И. Н. Боринец. ' 5 Фото Б. Щукина. = ^ llli:ilIII ll!llllllll||III |||||||(lill|||I if |||||fllllll||||||||lill|||||||f ||||||i!l!ll!lll|IIIIIII ||||||||||||||||||||||ll,} |||||l!llllllllllilllllllllllllllin i||||||||tilii||||,|||||||||iit*^ |||,t |||||||||||||||||ti||||||||ttlll! ||||||||||||||||f7 . разговаривает с рыбой. Мы на вахте, шкерим рыбу. И вдруг видим, что крупная филейная треска попела в пасть большой зубатки. Первым это улавлива­ ет Николаевич. Он быстро хва­ тает треску, начинает ее отни­ мать у зубатки и при этом приговаривает: — Отдай филейку! Отдай! Ты что, чокнулась что ли?.. Мы с ним стоим в каюте у иллюминатора. Видно, как с криком летают чайки. — Здесь много чаек! — не­ громко и как-то раздумчиво говорит он. — Так уж! Может, это одни и те же летают? — Нет, Вася! Все они разные. Здесь много чаек!.. — настой­ чиво повторил он. И все это было сказано с ноткой, которая открывала за­ мечательную натуру этого че­ ловека, доброту его души. Приятно зайти в каюту, где он живет. Чистота, порядок. Пол выкрашен приятной кра­ ской. Это — его рук дело. В салоне у нас висит Доска почета, на которой фамилии лучших людей экипажа. Фами­ лия матроса Ивана Николаеви­ ча Боринца не сходит оттуда. По полному праву В. ГАЛЮДКИН, матрос БМРТ-240 «Хабаровск». МУРМАНСК СЕГОДНЯ. НА ПРОСПЕКТЕ В. И. ЛЕНИНА. Фото Б. Щукина. МОРЯКУ — СРЕДНЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ Феподаватель русского язы- ;а и литературы заочной аколы моряков Татьяна Мат* )еевна Бережинская. Судо- ;ая комиссия содействия точной учебе при активном частни Татьяны Матвеевны довела большую организа­ ционную работу, в результа­ те которой десять моряков шовь начали учиться. Еще :емь стали заочниками в ярЛилом рейсе, а остальные документально оформили по­ ступление в заочную школу аоряков в порту или на дру­ гих судах. Вот как распреде­ лились по классам все наши 26 учащихся: в седьмом — штыре человека, в восьмом — один, в девятом — две­ надцать, в десятом — шесть i в одиннадцатом — трн че- говека. Полтора месяца заочники 130 дня в день упорно зани- *ались по русскому языку и [итературе, регулярно посе- цая групповые и индивиду- льные консультации, сдавая ачеты, предусмотренные чебной программой. В кон- е октября учащиеся восьмо- о и одиннадцатого классов спешно сдали экзамены. Особенно надо отметить вось­ миклассника консервного :астера тов. Фазулзянова и днннадцатиклассника мат- оса тов. Неиахова, получив- шх заслуженную похвалу ленов экзаменационной ко- иссии. С хорошими результатами о русскому языку и литера- уре закончили соответст­ вующие классы матросы тт. Фрол кин, Шумский н Чу­ даков, мотористы тт. Семен- цов и Ваев, машинист рыбо­ мучной установки тов. Пе­ стовский. По нескольку заче­ тов для окончания очередно­ го этапа учебы осталось у матросов тт. Шевцова, Чибн- сова н Шуйского, у мастера по добыче тов. Сербинов» ского. Нелегко учиться заочно на промысловом корабле. Это своеобразное испытание ха­ рактера. Татьяна Матвеевна Бережинская видела стара­ тельность, видела слабые стороны своих подшефных, сама работала, не считаясь со временем. Не была она в стороне н от общественной работы. Она прочитала лек­ цию на тему: «Русский язык за рубежом», провела беседу о культуре речи молодого человека, сделала стенд «Оформление деловых бу­ маг». Всего за время пребыва­ ния на судне Татьяна Матве­ евна приняла 145 зачетов. Партийная организация, администрация, бюро комсо­ мольской организации кораб­ ля постоянно контролируют учебу моряков. Активно ра­ ботает комиссия содействия заочному образованию, ут­ верждены общественные консультанты нз числа командиров, имеющих выс­ шее образование. Старший механик Виктор Иванович Брусннец, четвертый помощ­ ник капитана Вячеслав Пет­ рович Осипов н судовой врач Светлана Иосифовна Статнв- ка консультируют учащихся по истории, географии, хи­ мии, математике н биологии. На корабле оборудована классная комната, в распоря­ жении учащихся и кают-ком­ пания. В судовой библиоте­ ке — достаточное количество учебников по всем предме­ там. Ведется журнал учета успеваемости заочников н работы общественных кон­ сультантов. Ход учебы не­ редко ставится на повестки дня партийных и комсомоль­ ских собраний, собраний са­ мих учащихся. Заочное об­ разование стало- общим де­ лом коллектива. Вся эта работа дает поло­ жительные результаты, при­ учает заочников к дисципли­ нированности, определен­ ным образом систематизиру­ ет учебу, вырабатывает у людей самоконтроль и усид­ чивость. А главное — спо­ собствует успешному реше­ нию производственных задач: годовой план по выпуску ры­ бопродукции выполнен до­ срочно. В. ЛАДЫГИН. первый помощник капитана БМРТ «ЗКигулевск». НА СНИМКЕ: преподава­ тель заочной школы моряков Татьяна Матвеевна Бережин­ ская проводит проверочный диктант с учащимися БМРТ «Жягулевск». Фото электоомеханика И. ЧЕРНОУСОВА. С Т Р О И - С А М Ы Й ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ (Окончание. 1 и 2 стр.). Начало на в миллион раз демократичнее самой демократической бур­ жуазной республики». . В капиталистических странах права трудящихся избирать и быть избранными в государст­ венные органы фактически су­ ществуют лишь на бумаге. В большинстве . , капиталистиче­ ских стран женщины в основ­ ном отстранены от политиче­ ской жизни, а в 14 из них во­ обще лишены права участво­ вать в голосовании. Наши Советы . избираются практически всем взрослым . населением страны. В то же время в США на президент­ ских выборах 1960 года участ­ вовало только 63,2 процента избирателей, в 1964 году — 62, в 1968 году — 61, а в 1972 году — только 55 процентов. Характерная черта буржуаз­ ных выборов — необходи­ мость затраты тем или иным кандидатом огромных денеж­ ных сумм. По свидетельству американской прессы, канди­ дат в палату представителей конгресса должен затратить от сорока до семидесяти тысяч долларов, кандидат в губерна­ торы — по крайней мере мил­ лион долларов. Причем это средние цифры, а настоящая «цена выборов» может ока­ заться гораздо выше. В 1952 году на избирательную кампа­ нию в США было израсходова­ но 140 миллионов долларов, в 1956-м — 155, в 1960-м — 175г в 1964-м — 200, в 1968-м — 300, а в 1972 году расходы до­ стигли рекордной суммы — 400 миллионов долларов. Даже урезанный, усеченный демократизм не устраивает со­ временную монополистиче­ скую буржуазию. Как только в результате упорной классовой борьбы создается реальная возможность использования трудящимися провозглашен­ ных конституциями прав и свобод, она все более реши­ тельно предпринимает разно­ го рода антидемократические действия, а нередко прибегает к прямому насилию и террору. Наиболее яркий пример тому — недавние события в Чили, где империалистическая реак­ ция. руками военной хунты свергла законное, сформиро­ ванное на основе конституции правительство Народного единства. При этом был убит избранный народом президент t страны Сальвадор Альенде, учинена кровавая расправа над многими видными прогрессив­ ными деятелями; десятки ты­ сяч патриотов брошены в тюрьмы. Наступление на важнейшие завоевания трудящихся, выхо­ лащивание содержания тради­ ционных демократических ин­ ститутов, свертывание законно­ сти и попытки установления режима «сильной власти» — такое далеко не полный пере­ чень направлений, по которым империалисты совершают ны­ не поход против демократии. Буржуазная демократия не послужила препятствием на пути такого чудовищного яв­ ления, как фашизм. Более то­ го, именно на ниве буржуаз­ ной демократии родились и сегодня сохраняются в ряде стран самые реакционные ре­ жимы, процветают разного ро­ да легальные и полулегальные организации неофашистского толка. Развитие Советской Консти­ туции неразрывно связано с историей советского общества, с борьбой нашего народа, ру­ ководимого Коммунистической партией, за построение социа­ лизма и коммунизма. «Но жизнь идет вперед, — говорил Л. И. Брежнев в докладе «О пятидесятилетии Союза Совет­ ских Социалистических Рес­ публик». — За три с половиной десятилетия, прошедшие со времени принятия Конститу­ ции, в развитии советского об­ щества, в мировом развитии, в расстановке классовых сил на международной арене про­ изошли принципиальные изме­ нения». Все эти изменения в жизни нашей Родины и задачи, вставшие перед советским об­ ществом в новых условиях, бу­ дут отражены в новой Консти­ туции, которая сейчас обра ­ батывается. Встречая День Советской Конституции, выполняя исто­ рические решения XXIV съез­ да КПСС, советские люди пол­ ны решимости и впредь мно­ жить усилия в борьбе за даль­ нейший расцвет социалистиче­ ской Родины, за полное и все­ стороннее торжество на зем­ ле подлинно наоодной, под­ линно гуманной социалистиче­ ской демократии.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz