Рыбный Мурман. 1973 г. Декабрь.
iH IK IIIIIIIIIIIIIH IIIIillllt lilllllllillllllllllllllllllllllllillllllllllH IIU IIIf lllllllllillilllllillllllllllllllll ll l l l l l l lll ll lll lll lll lll lll lll ll lll lll lll lll lilf llllllllH IN IIIIIIIIIIIIIIIIIIIIItlllllltf fIIIIIIIIIIH IIII-f lllllllllllllllllllllli (ЗА ТАКИХ ГОВОРЯТ ДЕЛА (Окончание. Нач. па 1 стр.). Боцман отозвался о . нем кратко: — Десяток таких матросов — и можно смело идти в лю бой рейс. На флот Иван Николаевич пришел в 1958 году. И первым его судном был РТ «Махачка ла». Отходил он на нем три го да. Между прочим, на каждом корабле он ходит подолгу и память о себе оставляет и до брую и крепкую. Вот на по следнем, на нашем «Хабаров ске», он уже четыре года. Первый рейс на «Махачкале» отходил матросом. Но, выпол няя свои обязанности, он нахо дил время, чтобы интересо ваться работой, так сказать, не по своему профилю: как нуж но укладывать рыбу в трюм, как солить, сколько соли. И все это как-то быстро схватывал. В результате уже через рейс пошел он засольщиком. Есть у него памятный рейс, падающий на начало его ры бацкой «службы». Такой, кото рый пожелал бы взять в свой актив любой рыбак. Было это в 1962 году. Ходил он на БМРТ «Свердловск». Это первое судно, которое шло с Севера на Кубу и в трюмах везло рыбу. Задание было вы полнено успешно. За этот рейс Ивану Николаевичу Боринцу, в числе всего экипажа, была объ явлена благодарность минист ром рыбной промышленности СССР. О себе говорить — у него как-то не получается. И совер шенно верными по этому пово ду были такие услышанные слова; «Николаевич из тех, кто о себе не -говорит. За таких го ворят дела». Был такой случай. Сооружа ли на судне рыбодел. Народу собралось много, но было вид но, что дело идет, так сказать, «не шибко». Подошел Нико лаич: дайте-ка, мол, я попро бую. Увидите, как у меня бу дет получаться. Подойдет —* тогда я и сделаю. И людей не надо, одного человека оставь те — хватит! И сделал любо- дорого. Так же, как и в этот раз, с любовью. Плотничье ре месло его руки знают не пло хо. В рейсе он работал на фи лейной машине, то есть на главном участке производства. Многих матросов обучил он работе на этой машине. Тща тельно следит за ней, «пони мает» ее, в случае поломки — механика-наладчика по пустя кам звать не станет. Посмотрит сам, разберется что к чему, на ладит. Любимое словечко Боринца — «припускать». Сейчас оно ходит по всему кораблю. Нам он говорит: — Скоро, ребята, пойдем припускать филе. Если он не «припустит», на строение испорчено. На вахту он приходит пер вым, а уходит последним. Свое рабочее место оставляет та ким, каким и должен его оставлять хороший хозяин: ма шина после работы тщательно вымыта, кругом все убрано и прибрано. Вот я слыхал, как матросы — опытные, умелые матросы — говорят о Боринце: — Он пашет! Стояло за этим словом не поддельное уважение. Как-то один моряк бросил в моечную машину чайку. Нико лаевич тут же молнией ринул ся к машине, спас птицу, а с тем матросом очень крупно поругался. О случае этом я слыхал. Подошел к Боринцу, спрашиваю, так ли это. Он дол го молчал, а потом сказал: — Я все время помню слова капитана Тарана: «Все живое рыбаку обижать нельзя!» Крепко помню!.. Забавно смотреть, как он НА СНИМКЕ: И. Н. Боринец. ' 5 Фото Б. Щукина. = ^ llli:ilIII ll!llllllll||III |||||||(lill|||I if |||||fllllll||||||||lill|||||||f ||||||i!l!ll!lll|IIIIIII ||||||||||||||||||||||ll,} |||||l!llllllllllilllllllllllllllin i||||||||tilii||||,|||||||||iit*^ |||,t |||||||||||||||||ti||||||||ttlll! ||||||||||||||||f7 . разговаривает с рыбой. Мы на вахте, шкерим рыбу. И вдруг видим, что крупная филейная треска попела в пасть большой зубатки. Первым это улавлива ет Николаевич. Он быстро хва тает треску, начинает ее отни мать у зубатки и при этом приговаривает: — Отдай филейку! Отдай! Ты что, чокнулась что ли?.. Мы с ним стоим в каюте у иллюминатора. Видно, как с криком летают чайки. — Здесь много чаек! — не громко и как-то раздумчиво говорит он. — Так уж! Может, это одни и те же летают? — Нет, Вася! Все они разные. Здесь много чаек!.. — настой чиво повторил он. И все это было сказано с ноткой, которая открывала за мечательную натуру этого че ловека, доброту его души. Приятно зайти в каюту, где он живет. Чистота, порядок. Пол выкрашен приятной кра ской. Это — его рук дело. В салоне у нас висит Доска почета, на которой фамилии лучших людей экипажа. Фами лия матроса Ивана Николаеви ча Боринца не сходит оттуда. По полному праву В. ГАЛЮДКИН, матрос БМРТ-240 «Хабаровск». МУРМАНСК СЕГОДНЯ. НА ПРОСПЕКТЕ В. И. ЛЕНИНА. Фото Б. Щукина. МОРЯКУ — СРЕДНЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ Феподаватель русского язы- ;а и литературы заочной аколы моряков Татьяна Мат* )еевна Бережинская. Судо- ;ая комиссия содействия точной учебе при активном частни Татьяны Матвеевны довела большую организа ционную работу, в результа те которой десять моряков шовь начали учиться. Еще :емь стали заочниками в ярЛилом рейсе, а остальные документально оформили по ступление в заочную школу аоряков в порту или на дру гих судах. Вот как распреде лились по классам все наши 26 учащихся: в седьмом — штыре человека, в восьмом — один, в девятом — две надцать, в десятом — шесть i в одиннадцатом — трн че- говека. Полтора месяца заочники 130 дня в день упорно зани- *ались по русскому языку и [итературе, регулярно посе- цая групповые и индивиду- льные консультации, сдавая ачеты, предусмотренные чебной программой. В кон- е октября учащиеся восьмо- о и одиннадцатого классов спешно сдали экзамены. Особенно надо отметить вось миклассника консервного :астера тов. Фазулзянова и днннадцатиклассника мат- оса тов. Неиахова, получив- шх заслуженную похвалу ленов экзаменационной ко- иссии. С хорошими результатами о русскому языку и литера- уре закончили соответст вующие классы матросы тт. Фрол кин, Шумский н Чу даков, мотористы тт. Семен- цов и Ваев, машинист рыбо мучной установки тов. Пе стовский. По нескольку заче тов для окончания очередно го этапа учебы осталось у матросов тт. Шевцова, Чибн- сова н Шуйского, у мастера по добыче тов. Сербинов» ского. Нелегко учиться заочно на промысловом корабле. Это своеобразное испытание ха рактера. Татьяна Матвеевна Бережинская видела стара тельность, видела слабые стороны своих подшефных, сама работала, не считаясь со временем. Не была она в стороне н от общественной работы. Она прочитала лек цию на тему: «Русский язык за рубежом», провела беседу о культуре речи молодого человека, сделала стенд «Оформление деловых бу маг». Всего за время пребыва ния на судне Татьяна Матве евна приняла 145 зачетов. Партийная организация, администрация, бюро комсо мольской организации кораб ля постоянно контролируют учебу моряков. Активно ра ботает комиссия содействия заочному образованию, ут верждены общественные консультанты нз числа командиров, имеющих выс шее образование. Старший механик Виктор Иванович Брусннец, четвертый помощ ник капитана Вячеслав Пет рович Осипов н судовой врач Светлана Иосифовна Статнв- ка консультируют учащихся по истории, географии, хи мии, математике н биологии. На корабле оборудована классная комната, в распоря жении учащихся и кают-ком пания. В судовой библиоте ке — достаточное количество учебников по всем предме там. Ведется журнал учета успеваемости заочников н работы общественных кон сультантов. Ход учебы не редко ставится на повестки дня партийных и комсомоль ских собраний, собраний са мих учащихся. Заочное об разование стало- общим де лом коллектива. Вся эта работа дает поло жительные результаты, при учает заочников к дисципли нированности, определен ным образом систематизиру ет учебу, вырабатывает у людей самоконтроль и усид чивость. А главное — спо собствует успешному реше нию производственных задач: годовой план по выпуску ры бопродукции выполнен до срочно. В. ЛАДЫГИН. первый помощник капитана БМРТ «ЗКигулевск». НА СНИМКЕ: преподава тель заочной школы моряков Татьяна Матвеевна Бережин ская проводит проверочный диктант с учащимися БМРТ «Жягулевск». Фото электоомеханика И. ЧЕРНОУСОВА. С Т Р О И - С А М Ы Й ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ (Окончание. 1 и 2 стр.). Начало на в миллион раз демократичнее самой демократической бур жуазной республики». . В капиталистических странах права трудящихся избирать и быть избранными в государст венные органы фактически су ществуют лишь на бумаге. В большинстве . , капиталистиче ских стран женщины в основ ном отстранены от политиче ской жизни, а в 14 из них во обще лишены права участво вать в голосовании. Наши Советы . избираются практически всем взрослым . населением страны. В то же время в США на президент ских выборах 1960 года участ вовало только 63,2 процента избирателей, в 1964 году — 62, в 1968 году — 61, а в 1972 году — только 55 процентов. Характерная черта буржуаз ных выборов — необходи мость затраты тем или иным кандидатом огромных денеж ных сумм. По свидетельству американской прессы, канди дат в палату представителей конгресса должен затратить от сорока до семидесяти тысяч долларов, кандидат в губерна торы — по крайней мере мил лион долларов. Причем это средние цифры, а настоящая «цена выборов» может ока заться гораздо выше. В 1952 году на избирательную кампа нию в США было израсходова но 140 миллионов долларов, в 1956-м — 155, в 1960-м — 175г в 1964-м — 200, в 1968-м — 300, а в 1972 году расходы до стигли рекордной суммы — 400 миллионов долларов. Даже урезанный, усеченный демократизм не устраивает со временную монополистиче скую буржуазию. Как только в результате упорной классовой борьбы создается реальная возможность использования трудящимися провозглашен ных конституциями прав и свобод, она все более реши тельно предпринимает разно го рода антидемократические действия, а нередко прибегает к прямому насилию и террору. Наиболее яркий пример тому — недавние события в Чили, где империалистическая реак ция. руками военной хунты свергла законное, сформиро ванное на основе конституции правительство Народного единства. При этом был убит избранный народом президент t страны Сальвадор Альенде, учинена кровавая расправа над многими видными прогрессив ными деятелями; десятки ты сяч патриотов брошены в тюрьмы. Наступление на важнейшие завоевания трудящихся, выхо лащивание содержания тради ционных демократических ин ститутов, свертывание законно сти и попытки установления режима «сильной власти» — такое далеко не полный пере чень направлений, по которым империалисты совершают ны не поход против демократии. Буржуазная демократия не послужила препятствием на пути такого чудовищного яв ления, как фашизм. Более то го, именно на ниве буржуаз ной демократии родились и сегодня сохраняются в ряде стран самые реакционные ре жимы, процветают разного ро да легальные и полулегальные организации неофашистского толка. Развитие Советской Консти туции неразрывно связано с историей советского общества, с борьбой нашего народа, ру ководимого Коммунистической партией, за построение социа лизма и коммунизма. «Но жизнь идет вперед, — говорил Л. И. Брежнев в докладе «О пятидесятилетии Союза Совет ских Социалистических Рес публик». — За три с половиной десятилетия, прошедшие со времени принятия Конститу ции, в развитии советского об щества, в мировом развитии, в расстановке классовых сил на международной арене про изошли принципиальные изме нения». Все эти изменения в жизни нашей Родины и задачи, вставшие перед советским об ществом в новых условиях, бу дут отражены в новой Консти туции, которая сейчас обра батывается. Встречая День Советской Конституции, выполняя исто рические решения XXIV съез да КПСС, советские люди пол ны решимости и впредь мно жить усилия в борьбе за даль нейший расцвет социалистиче ской Родины, за полное и все стороннее торжество на зем ле подлинно наоодной, под линно гуманной социалистиче ской демократии.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz