Рыбный Мурман. 1973 г. Декабрь.

шжщттшш штштштт . • . - х - гея перечислять много гай. На судовой Доске 1 имена многих моря- Опытных и новичков. [ки работали не хуже промысла и по результа- . Назову xa.Kyjo цифру — ^процентов — на столько выполнили рейсовое за- НА СЖ4ЦКЕ: передовики траулс) Яушкин, помощник рыбмастера Рейс нам планировали 26 суток, как большинству кораблей. Мы попросили ру­ ководство флота увеличить плавание вдвое, сдавать ры­ бу на базы. «Добро» получи­ ли. Без этого вряд ли бы удалось уложиться в наме­ ченную норму — 20 тысяч. — Нельзя ли поподробнее рассказать, какой вклад вне­ сла машинная команда? — Приведу такие факты. Обычно механики после двухмесячного рейса перед приходом в порт требуют не менее четырех часов на раз­ личные машинные работы. У нас — два часа. Дело тут простое. В течение всего пла­ вания машинные специали­ сты используют любую сво­ бодную минуту для осмотра механизмов. Случилась ава­ рия с орудиями лова, «дед» лично спросит у мастеров по добыче, насколько можно настолько оживленно, что не знаешь, на каком месте зав­ тра окажешься. А это под­ стегивает. И не только меня, как капитана, а всех моря­ ков. Нужно вндеть, с каким интересом они анализирова­ ли х результаты работы за сутки, пятидневки. Мы не упускали из виду всю груп­ пу, но особенно бдительно следили за магннтогорцами. Когда они заняли первое ме­ сто, мы отставали тогда на семьдесят тонн. Сумели обо­ гнать. Но суть соревнования не только в этом. Если в прошлом году по флоту, сре­ ди РТ было два пятнаддати- тысячинка, то. в этом . будет, думаю, шесть 20-тысячии- ков. • Мне вспомнилось,, В день прихода «Смоленска», когда экипаж поздравлял началь­ ник флота Ю Н. Быстров, он говорил: I Почти год назад, встретив вернувшийся с моря траулер «Смоленск», мы говорили с капитаном Я, Г. Булковским о том, как думает экипаж строить свою работу в ре­ шающем году пятилетки. Яков Григорьевич подчерк­ нул: — То, что мы выступили инициаторами общефлотско­ го соревнования, известно. И на мой взгляд, чтобы спра­ виться с обязательством, на­ до постоянно работать с людьми. И когда каждый по­ чувствует себя ответствен­ ным за дело, успех будет. И вот очередная наша встреча. Тогда, в январе, она была иной — обычный при­ ход судна с промысла, обыч­ ные хлопоты. Сейчас на при­ чале гремел оркестр, среди встречающих — представите­ ли городских организаций, руководства, партийного, ба­ зового комитетов флота, журналисты. И как в про­ шлый раз — близкие, дру­ зья моряков. В этом, пожа­ луй, разницы в двух встре­ чах не было. До конца года оставался еще месяц, а экипаж «Смо­ ленска» первым на флоте стал 20-тысячником, спра­ вившись с государственным заданием по выработке полуфабриката в июле. По­ тому с "Такими почестями и встречали победителей со­ ревнования. И сразу, конеч­ но, напрашивался вывод: видимо, удалось команди-. рам так организовать дол- лёктнв, чтО все от капитана. до юнгн трудились наг со­ весть. Кстати, примерно об чэтом сказал на митинге Я. Г, Булковский: ' ’ .. у — Кто хорошо работал, г------------------- * ------- ------ -------- ' ~ КОВ. t Учени 1 своих учителей/ ___ двадцать два ударника ком­ мунистического труда. — Только что окончив­ шийся рейс должен быть для рас по-своему С \ — Естественно, — отвеча­ ет ,- ~ Я. Г. БУЛКОВСКИЙ. — В рейее вы и решили довести вылов до 20 тысяч центнеров? Как принималось такое ответственное реше­ ние? — Сначала мы наметили рубежи несколько иные. А старший механик Виталий Георгиевич Марышев гово­ рит: «Что уж мельчить, да­ вайте круглую цифру». Ста­ ли прикидывать еще “раз. вы­ слушиваем доводы «деда». (Замечу, он много как руко­ водитель машинной команды сделал, чтобы ни одной лиш­ ней минуты не потеряли на профилактику, ремонт меха­ низмов). На общее собрание ’ моряков представили уже определенные наметки. рассчитывать механикам. Или вахтенный штурман со-. общит об этом. Вот еще более характер­ ный пример стиля работы машинной команды. В лет­ нее время сломалась трало­ вая лебедка. Судоремонтни­ ки сказали: « Два месяца по­ требуется для устранения аварии». Два месяца, когда у экипажа наметилась пер­ спектива выйти на первое место в соревновании. Такой срок не устраивал экипаж. Механики решили взяться за дело сами. Нас поддержал партийный комитет, оказал помощь. И вместо двух ме­ сяцев ушло на ремонт лебед­ ки пять суток. Потрудиться, конечно, пришлось в полную силу. Кстати, в подобном поло­ жении недавно оказались мо­ ряки РТ-313. Они восполь­ зовались опытом нашей ма­ шинной команды и ремонти­ ровали лебедку своими сила­ ми. Я не говорю уж о том, что механики, машинисты «Смо­ ленска» всегда придут на помощь матросам в обработ­ ке рыбы. Это и понятно. Ког­ да по своему заведованию порядок, почему не принять участие в общем деле. — Вы часто упоминаете о соревновании. Что оно вам дало? — Очень много. С начала года определилась группа лидеров, она сохраняется и сейчас. Это экипажи трауле­ ров «Магнитогорск», «Моло- дечно», «Дагестан», «Е. Пу­ гачев». Соревнование идет — Вы пришли в знамена­ тельный день. Сегодня .кол­ лектив флота выполнил план решающего года девя­ той пятилетки. Это явилось результатом широко развер­ нутого социалистического соревнования, в котором вы занимаете первое место. Ваш вклад ощутим, на вас равня­ ются другие. То же самое прозвучало в выступлениях первого сек­ ретаря Октябрьского райко­ ма КПСС А. И. Козлитина, вручившего экипажу во вто­ рой раз переходящее Крас­ ное знамя горкома ‘ КПСС и горисполкома; секретаря флотского партийного коми­ тета В. Ф. Матвеенкова. Вот еще один из плюсов соревнования. В предыдущем рейсе экипаж РТ-303 не справился с рейсовым зада­ нием. По выходе в новое пла­ вание мы его вызвали на со­ перничество. Понимаете, ка­ кой моральный фактор. Ли­ дер соревнуется с отстаю­ щим. Контакт у нас был тес­ нейший, чем могли, помо­ гали. Постоянно соревновались также с моряками РТ-324. Интересный момент. По ре­ зультатам работы за месяц он почти всегда был победи­ телем. Нам надо было заду­ маться, в чем тут дело. Наша беседа с капитаном Булковским продолжалась. — В начале года вы по­ теряли больше месяца из-за непланового ремонта. Потом этот случай с лебедкой. На­ пряженное складывалось по­ ложение. И вы из него вы- мы . даниё. В прошлые условия были лучше, но та­ кого результата редко удава­ лось достигнуть. А сейчас шторма,-, за рыбой ■обегали все Баренцево море. За 48 суток лова сумели заготовить 427 тонн трескового, палту­ сового полуфабриката. Д. . 'Организации м. .«Смоленск» (слева направо) помощник консервного мастера А. Тарасов, котельный машинист секретарь комсомольской Политов, первый помощник напитана Н. Чалов, матрос А. Колесников. шли блестяще. В чег.) же суть такого успеха? — Я бы сказал, в людил. Когда определился общим настрой, работать спустя р.у- •кава невозможно. Вспоминаю слова матроса Александра Андреевича Колесникова, пришедшего к нам взамен другого моряка: «В вашем экипаже плохо трудиться просто нельзя». Прописан был на «Смо. eti ске»" матрос Бронислав Бильд. Отдел кадров по чн тал нужным прислать ему за мену. И знаете, уходил мо­ ряк почти 'со _слезами. Тру . дился потом на РТ-262. .Ког: да наши дуда одновременно стояЛи в" порту, так он при; шел к нам, не просто в го :тн / а рассказать, как налажена : у них работа, какое различие в организации службы цчух экипажей. Это я говорю об общей ат­ мосфере, царящей на трауле ре. Надо подчеркнуть , еще высокие профессиональные качества наших моряков. Ес­ ли бы,- снажем, -второй 'меха* . ник Михаил Михайлович Те- решкин так не ’пекся о глав* , ной машине, то простои бы- ’ли бы неминуемы. А так ма­ шина работает безотказно. Или еще такой пример. В минувшем рейсе старший ма­ стер по добыче Анатолий Александрович Мазин. но­ вый на «Смоленске» чело­ век, проявил высокую про- -фессйональную прозорли­ вость. Работали мы старыми ваерами, и что-то стали они барахлить. Анатолий Алек­ сандрович тут же присмот­ релся, обнаружил огрехи, перекомбинировал ваера. Могу много хорошего ска­ зать о своих помощниках: Викторе Леонтьевиче Тишко- ве и Алексее Александрови­ че Паленове. Судоводители они опытные, Тишков, напри­ мер, раньше ходил на поис­ ковых судах, знает море, Паленов — ветеран флота. Замечу: по приходе с моря Алексею Александровичу был вручен нагрудный знак «Ветеран труда Мурманско­ го тралового флота». Тогда же другие, моряки: капитан Булковский, матрос Анато­ лий Васильевич Горелов, первый помощник капитана Николай Васильевич Чалов, боцман Виктор Иванович Ба- вин были награждены знач­ ками «Победитель социали­ стического соревнования 1973 года». Последний вопрос задаю капитану: — Ваш «секрет» работы как судоводителя? — Не о секретах должен идти разговор. Думается, многие капитаны на этот во­ прос однозначно не ответят. Тут многое играет роль. На­ пример, миграция рыбы. Знаю, весной, в апреле, тре­ ска идет в определенном районе со скоростью 14 уз­ лов в сутки. Но год на год не приходится. Она может и за­ держаться на 2—3 недели. Обычно на Зюйд-капе ры­ ба больше двух недель не держится. В этом году дер­ жалась два месяца. И как-то. непроизвольно, интуитивно надо чувствовать обстанов­ ку. Мы, например, с северо- запада моря на восток ушли сразу — и не обманулись. Хорошо, руководитель про­ мысла не чинил никаких пре­ пятствий. Сегодня экипаж коммуни­ стического труда «Смолен­ ска» имеет на своем счету более 20 тысяч центнеров рыбного полуфабриката. За­ думка такая: дать до конца года еще 1500 центнеров со­ леной', свежей -трески, окуня, палтуса. И как сказал на­ чальник флота, у коллектива есть возможность добиться наивысшего за последние пять лет вылова по судам бортового траления. Что ж, остается пожелать морякам рыбанкой удачи. Беседу провел В. СЕРГЕЕВ. /

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz