Рыбный Мурман. 1973 г. Декабрь.

и м и ЗАТРИ В минувшую пятницу на борту РТ-199 «Вельск» за­ меститель начальника Мур­ манского тралового флота Б. Г. Зайцев вручил перехо­ дящий вымпел Министерст­ ва рыбного хозяйства СССР н ЦК профсоюза рабочих пи­ щевой промышленности эки­ пажу этого судна за успеш­ ное выполнение социалисти­ ческих обязательств в треть­ ем квартале и занявшему первое место среди однотип­ ных судов. За три месяца было добыто 5300 центнеров рыбы. Вся она принята по­ вышенной сортностью. НА СНИМКЕ: замести­ тель начальника тралового флота Борне Григорьевич Зайцев вручает переходя­ щий вымпел капитану РТ-199 Александру Дмит­ риевичу Шейченко. Фото Б. Щукина. llllllllilllllilillilllllllllllllllllllllllllllllllllllllittlillMllilllUlltlillilillilllHililllllllllllllllllUlllltllilllllilllllHllllitllltlll „ П Е С Н И Н А Д М О Р Е М " А С Т А Ш И Н ВЛАДИМИР АЛЕКСЕЕВИЧ Пришел к подписчикам и появился в киосках «Союзпечати» 11-й номер журнале «Молодой коммунист». Среди других интересных материа­ лов моряки Северного бассейна смогут прочитать в нем записки культработнике, методиста культ- базы плавсостава Леонида Горюнова «Песни над морем». В своих записках автор рассказывает об органи­ зации на плавбазе «Маточкин Шар» культурно- массовой работы на промысле, о создании на судне коллектива художественной самодеятель­ ности и о том, какая помощь была оказана судо­ вым культорганизаторам. 12 декабря 1973 года пос­ ле тяжелой болезни скончал­ ся корреспондент газеты «Водный транспорт» по Мур­ манскому морскому бассей­ ну, член Союза журналистов СССР Владимир Алексеевич АСТАШИН. Он родился в 1932 году в г. Кашине Калининской об­ ласти. С 1951 по 1954 год работал в редакциях област­ ной газеты и радиовещания. После окончания Централь­ ной комсомольской школы при ЦК ВЛКСМ Владимир Алексеевич приехал на рабо­ ту в Мурманскую область, и с 1956 года его жизнь и трудовая деятельность были связаны с Заполярьем. Он был корреспондентом «Полярной правды», одним из первых осваивал в 1957 году новый вид журналисти­ ки — тележурналистику. Работая в комитете по те­ левидению и радиовещанию, тов. Асташин заочно окончил Высшую партийную школу при ЦК КПСС. С 1968 по 1970 год Вла­ димир Алексеевич Асташин плавал первым помощником капитана на судах тралового флота. А с 1970 года и до О ЧАСТОТЕ ПРОМЕРОВ ВАЕРОВ (Окончание. Нач. на 1 и 3 стр.) способов выравнивания длин ваеров. Больше того, в последний год все чаще с моря поступают све­ дения, что зачастую промеры ваеров обычным способом не соответствуют действительно­ сти. Точнее уловы рыбы тра­ лом с выровненными согласно промеру ваерами несколько ниже, чем с ваерами, выровнен­ ными согласно объячейке рыбы в трале и блеску кабелей. В связи с этим мы попроси­ ли 41 старшего мастера по до­ быче рыбы с судов кормового траления ответить, приходи­ лось ли им в последнем рейсе отмечать случаи, при которых наблюдения за правильностью хода трала по объячейке рыбы не соответствовали промерам ваеров и что в таких случаях предпринималось экипажем судна? Тридцать человек ответили, что объячейка рыбы в трале всегда соответствовала проме­ рам ваеров. Некоторые из них пытались перетравливать ка­ кой-либо из ваеров на один- два метра, но сразу же замети­ ли неравномерность объячей- кн. ~ Восемь мастеров по добыче на своих судах заметили несо­ ответствие таблиц промера вае­ ров с правильностью хода трала согласно объячейке. Причем уловы рыбы при выровненных по таблице промера ваеров бы­ ли несколько ниже, чем при вы­ равнивании ваеров по объячей­ ке рыбы. Для устранения объ- ячейки рыбы им систематиче­ ски приходилось перетравли­ вать правый ваер на 2—3 мет­ ра больше, чем по таблице про­ мера ваеров, а некоторые ма­ стера перетравливали в сред­ нем 5 и даже 6 метров. Два мастера с той же це­ лью часть рейса перетравлива­ ли левый ваер, а часть рейса правый ваер на 2—3 метра. Один мастер перетравливал левый ваер на 1,5 метра. Ниже привожу несколько записей из высказываний .стар­ ших мастеров по добыче рыбы. Мошников К. М. (ПРТ «За полярный»). В рейсе с ноября по май 1973 г. работал бессмен­ но одним комплектом тралов и в основном одной парой трало­ вых досок на глубинах 400 метров. При вытравливании ва­ еров согласно таблицам их про­ мера объячейка рыбы преобла­ дала в левом конусе. Для лик­ видации объячейки постоянно перетравливали правый ваер в среднем на 3 метра. За 20 су­ ток до конца промысла обруби­ ли по 600 метров ходовых кон­ цов ваеров и заменили трало­ вые доски. Объячейка рыбы стала преобладать в правом крыле. Пришлось перетравли­ вать левый ваер сначала на 2 метра, а затем на 3 метра. Мошников К. М. считает, что успешно выравнивать длины ваеров по объячейке рыбы в ко­ нусах трала можно при облове всех пород рыб. Пестов В. Ф. (БМРТ «Друж­ ба»). В рейсе с января по май 1973 г. работали в Атлантике. За 223 траления выполнено всего 2 промера ваеров. В остальных случаях ваера вы­ равнивали по их высоте лад во­ дой, а результат выравнивания контролировали по объячейке рыбы в трале. По причине большого изменения крутки ваеров в левом конусе стала преобладать объячейка рыбы. Потравили на 2 метра правого ваера. Объячейка стала нор­ мальной. Через некоторое вре­ мя опять стала преобладать объячейка рыбы в левом кону­ се. Стали перетравливать пра­ вого ваера на 4 метра. Затем опять появилась объячейка в левом конусе и т. д. В резуль­ тате к концу рейса перетравли­ вали правый ваер на 18 метров. Уловы по сравнению с другими судами были отличные, поэто­ му экипаж не интересовала дей­ ствительная величина разницы в длинах ваеров. Зубченок П. П. (БМРТ «Бе­ резники»). В рейсе с октября по апрель 1973 г. работали на глубинах от 200 до 450 мет­ ров. Объячейка рыбы в конусах не соответствовала равенству длин ваеров согласно промерам обычным способом и по заме­ рам усилий в ваерах. Для уст­ ранения объячейки приходилось до 5 метров, иногда даже до 8 метров перетравливать правый ваер. Тов. Зубченок считает, что способ выравнивания трала по отношению к потоку воды по объячейке рыбы в конусах удо­ бен, но еще лучше можно вы­ ровнять трал, ориентируясь по блеску кабелей. Особенно хо­ рошие результаты дает средний из тройных кабелей в трале по чертежу JMs 326. Сказанное дает основание за­ ключить, что в практике рыбо­ ловства бывают случаи, при ко­ торых полезнее бывает вырав­ нивать ваера не по промеру, а по объячейке рыбы в трале пли по блеску кабелей. По-видимо- му, зависит это от работы тра­ ловых досок. Известно, что при ежеднев­ ных промерах ваеров изменение разницы в их длинах не пре­ вышает двух метров. Сопостав­ ляя это с вышесказанным, на­ прашивается вопрос: стоит ли промерять длину ваеров до то­ го, как будет заметна разни­ ца в объячейке рыбы в конусах трала? По-видимому, пет. Итак, вывод. В настоящее время ваера промеряются в среднем через 10 промысловых суток. Вполне можно промерять их в среднем через 30 суток используя только свободное от промысла время. Любителям промеров ваеров нужно помнить, что не следует зря терять промыслового вре­ мени на промер ваеров. Как крайний случай промерить их можно лишь в том случае, ког­ да они, выровненные согласно последнему промеру, располага­ ются не на одинаковой высоте над уровнем воды, или замече­ на разница в их натяжении дру­ гими путями, или установлено систематическое прокручива­ ние вертлюгов, или наблюдает­ ся неравномерность объячейки рыбы, причем сведения эти опровергают друг друга (что маловероятно). Если же ни один из указанных признаков не наблюдается, то, значит, раз­ ница в длинах ваеров не выхо­ дит за пределы 1,5 метра, а это слишком мало, чтобы ощу­ щался недолов рыбы по причи­ не разницы в длинах ваеров. Рекомендуется завести на судне журнал крутки ваеров и периодически рассчитывать раз­ ницу в длинах ваеров по оборо­ там ваерных вертлюгов соглас­ но формулам, опубликованным в номере «Рыбного Мурмаиа» за 23 ноября 1973 года. Е. ЛЕБЕДЕВ, капитан даль­ него плавания. МОСКВА. Один из отделов Все­ союзного научно-исследователь­ ского, проентно-нонструктореко- го й технологического института электротермического оборудова­ ния (ВНИНЭТО) разрабатывает со­ временные бытовые электропри­ боры для населения. Здесь проек­ тируются, испытываются и полу­ чают путезку в жизнь электропри­ боры, предназначенные для приго­ товления пищи, нагревания воды, отопления помещений и другие (электропаяльники, электрофены и т. п.). ПРОЕКТИРУЮТСЯ ЭЛЕКТРОПРИБОРЫ ДЛЯ НАСЕЛЕНИЯ На снимках: бытовые электро­ приборы, разработанные отделом бытовой электротермии ВНИИЭТО. Слева — эяентрошкаф-тостер для приготовления мясных, мучных и рыбных блюд^ с плавным регули­ рованием температуры от 100 до 300 градусов. Он выпускается трансформаторным заводом в г. Кентау. Справа»электроутюг с терморегулятором и пароувлажни- телем. выпускаемый электровозо­ строительным заводом г. Новочер­ касска, и малогабаритный утюг с терморегулятором и съемной руч­ ной, выпускаемый Харьковским электромеханическим заводом. Фото А. Володина. (Фотохроника ТАСС). конца своей жизни был кор­ респондентом газеты «Вод­ ный транспорт». Труженики бассейна хоро­ шо знали тов. Асташина, не­ утомимого политработника, вдумчивого и талантливого журналиста. Добрая память о нем навсегда останется в сердцах всех, кто знал его, кто работал вместе с ним. Группа товарищей. ФОТОКОНКУРС ИА КОРАБЛЕ В рейсе на ПРТ «Глетчер» нашлось немало фотолюбите­ лей.: По их инициативе была создана судовая фотогазета, рассказывающая о труде и отдыхе моряков корабля. Та­ кая газета выходила четы­ режды. % v Среди фотолюбителей про­ шел конкурс на лучший сни­ мок рейса. Серия фотосним­ ков из цикла «Наши спутни­ ки» принесла матросу Васи­ лию Семенчуку первое ме­ сто. Второе присуждено ко­ тельному машинисту Ивану Теплых за серию производст­ венных фотоснимков. Победителям вручены пзГ* мятные подарки. Первый помощник капнта- на ИВАНОВ. ____ _ Редактор Е. В. МИХАЙЛОВСКИЙ. С промысла в порт СЕГОДНЯ ОЖИДАЕТСЯ ПРИХОД: РТ-137 «Днестр», РТ-220 «Вилково». ЗАВТРА: РТ-66 «Урал»* РТ-177 «Сулкн», Р Х 125 «Нептун». В помещении выставки во охране труда (ул. Траловая, № 12) ежедневно с 14 до 17.45 проводится подготов­ ка к переаттестации по тех­ нике безопасности специали­ стов флотов и предприятий главка «Севрыба». Выходные дни — суббота, воскресенье. В базовый комитет союза управления «Севрыб- холодфлот» поступили шуте» ки в санатории, панснэнатйГ и дома отдыха на первый квартал 1974 года. Имеются также путевки на декабрь 1973 года. Для работников флота путевки выдаются бес­ платно и на льготных усло­ виях. За справками обращаться в базовый комитет по теле­ фону № 7-73-81. Н л ш А Д Р Е С ** Т Е / * Е ф о н ь ё ; г. Мурманск-183001, уп. Тра­ ловая, д. 89. Телефоны АТС рыбного пор­ та: редактор 62-64, промыш­ ленный отдел 63-96, секрета­ риат 70-89. Вызов с телефонов городской АТС осуществляется по номерам 7-62-64, 7-63-96 н 7-70-89. «Рыбный Мурман». Индекс 55654. Цена 1 экз. — 2 коп. Мурманская областная типография г. Мурманск. За к. 7308. ПИ-01490

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz