Рыбный Мурман. 1973 г. Декабрь.
(Продолжение. Нач. на 1 стр.) Необходимость промера вае ров после задева тралом за препятствие на грунте опреде ляется сроком экспатриации ваеров и характером задева. Как уже отмечалоеь в нашей газете, вытяжка ваеров нрн за- деве, которая могла бы отра зиться на уловистостн трала, возможна только в первые 30 тралений от начала эксплуа тации ваеров. При дальнейшей эксплуатации ваеров задев тра лом за грунт на разнице в их длинах не отражается, за исклю чением случаев обрывов ваеров или их хотя бы кратковремен ных ослаблений, которые мо гут иметь место при снятии тра ла с задева. Но в данном случае на изменение длин ваеров влия ет не вытяжка, а изменение их крутки.'Причем велйчина изме нения крутки будет зависеть от того, насколько значительно была изменена крутка ■ваеров до момента задева й o f глубины этом ваера. У них правило: чем' чаще промеришь ваера, тем больше они уверены в нормаль ной уловпстости тралов. Но это правило годится только для случая, если промеры выпол няются в свободное от промыс ла время. А эти промысловики не берегут промысловое время. Так, .например, в одном из рей сов на МБ-237 ваера проверя лись в среднем через 10' тра-~ лений, а на МБ-441 — через 13 тралений. Подчеркиваю: это в среднем, а вообще были слу чаи, когда в одни сутки выпол нялось по два промера ваеров. Могут сказать, что частота промеров определяется, в основ ном качеством ваеров и поэто му нельзя винить специалистов за частые их промеры. Отвечу. Нет плохих ваеров (по части разницы в их’длинах), есть пло хие специалисты. Ваера можно назвать плохи ми только в случаях, когда в процессе работы одна из прядей симостй разницы в длинах вае ров от продолжительности пре дыдущей (перед данным рей сом) междурейсовой стоянки судна в порту. На первый взгляд кажется, как же может повлиять длительность стоянки в порту на разницу в длинах ваеров? Оказалось в среднем эта зависимость прямая. При длительности междурейсовой стоянки в пределах 10 суток средняя разница в длинах вае ров на длине 1000 метров со ставляет около двух метров. С увеличением стоянки она воз растает, и при длительности сто янки шесть месяцев средняя разница в длинах ваеров состав ляет 12 метров, а в некоторых случаях до 20 метров. Причи на одна — коррозированне верт люгов подвесных блоков. Отсю да плохая их разворачивае- мость в сторону ваеров. Отсю да набегание ваеров на щеки роликов и, значит, изменение их крутки, а вместе с ней и дли- Правйла работы с роликами описаны в «Рыбном Мурмане» (9 февраля 1973 г.). Одновременно следует конт ролировать исправность работы ваеров по их натяжению, по их крутке и по объячейке рыбы в трале. В подавляющем боль шинстве случаев этих трех при знаков вполне достаточно, что бы не терять драгоценного про мыслового времени на промер ваеров и успешно добывать ры бу- Есть группа способов вырав нивания длин ваеров по их на тяжению. Это выравнивание ваеров с помощью динамомет ров, вмонтированных в трало вые лебедки, которые установ лены на судах типа «Аскания» и «Рыбак»; выравнивание вае ров по их высоте над поверх ностью воды; по натяжению, ощущаемому при оттягивании ваеров в сторону или вниз вручную; выравнивание ваеров с помощью стреломера, которое О ЧАСТОТЕ ПРОМЕРОВ ВАЕРОВ промысла. Так, известно, что при нор мальной крутке ваер при сво бодном ходовом конце может раскрутиться под действием собственного веса. Величина изменения крутки почти пропор- диональна его длине за бортом. <ГПри проведении эксперимен тальных работ по данному во просу было установлено, что ваер диаметром 26,5 миллимет ра длиной 1000 метров, вы травленный за борт в свободном состоянии, изменяет крутку ко ренного конца на 3 витка на метр, оставив без изменения крутку ходового конца. Поэто му если ваер, имея нормальную крутку, оборвется или получит свободу вращения через верт люг, когда за бортом его длина 500 метров, то за изменение его длины можно не беспокоиться. Но если за бортом 2000 метров ваера, то следует ожидать зна чительное изменение его длины, н после такой ситуации ваера следует промерить. Если же до момента задева замечалось зна чительное изменение крутки ва еров, то после задева, при кото ром имел место обрыв ваера. или прокручивание вертлюга, следует ваера промерить, так как, будучи в напряженном со стоянии, они обязательно изме нят крутку и вместе с ней свою длпну. Контрольный промер после продолжительной эксплуатации ваеров от момента предыдуще го промера, если не наблюда лось выше описанных признаков неравенства длин, следует вы полнять только в случае, когда судно не занято промыслом. Мужно помнить, что даже lfo—20 минут, которые теряют ся на промер ваеров при их вы борке, довольно часто отража ются на суточном вылове рыбы значительно больше, чем могли бы отразиться эти 20 минут в другое время. Ведь рыба посто янно перемещается, а ветер и течение смещают судно подчас в неизвестном направлении, и поэтому промысел будет зна чительно успешнее при ритмич ной работе. Контрольные промеры ваеров при. подозрении На снижение уловистости трала можно объ единить (хотя и не всегда) с промером по причине нервозно сти экипажа. Именно о этих видах промеров и пойдет речь ниже. • На флоте имеются специали сты, которые промеряют ваера через промежутки 130—150 тралений. У них никогда нет по терь промыслового времени на промеры ваеров, потому что занимаются они нм только в свободное от промысла время. Как правило, суда, которые воз главляют такие промысловики, приходят в порт с хорошими уловами. Есть и другой отряд промыс ловиков, которым все кажется, что их тралы недолавлнвают рыбу, и чаще всего они винят в каната возвысится над другими, изнашивается быстрее других и когда попадет канат, у которого быстро наступает ершистость (частые обрывы проволочек). Все эти случаи, как правило, могут наблюдаться на одной бухте каната, а не по всей дли не ваеров, и отражаются они на долговечности канатов, а не на разнице в длинах ваеров. Разницу же в длинах ваеров 'никак нельзя характеризовать качеством канатов. За многолет нюю практику работы с ваера- ми я пришел к выводу, что раз ница в длинах ваеров, изготов ленных из канатов с металличе ским сердечником, в среднем несколько меньше, чем у кана тов с органическим сердечни ком. В остальном все канаты в части разницы в длинах ваеров одинаковы. Ранее я уже сообщал и здесь вынужден повториться, что ос новной причиной изменения разниц в длинах ваеров явля ются ваерные ролики, и осо бенно подвесные ваерные роли ки. Иногда сказывается также трение ваеров о планширь, ро лы и другие детали судна. Так, например, на судах типа «Лесков» с № 401 по № 417 для предотвращения истирания колонн портала установлены ро лики, которые иногда значи тельно вредят ваерам. Необхо димо их срезать, а на их место приварить стальной лист раз мером 400x400x10. В существующей конструк ции подвесных ваерных блоков основное влияние на разницу в длинах ваеров оказывают верт люги (подвески) блоков. В под тверждение этому приведу сле дующий факт. В процессе обработки посту пающих с судов кормового тра ления ваерных журналов были отобраны только те суда, на ко торые перед последним рейсом были выданы новые ваера. По содержащимся в журналах све дениям построен график зави- ны. В этой работе также выяв лено, что характер изменения средней разницы в длинах вае- ' ров. таков, что она резко воз растает в начале эксплуатации ваеров примерно до 100 трале ний, а затем начинает умень шаться и примерно к 400 трале ниям приходит в норму, как будто бы судно в ремонте не было. То есть к этому времени ролики сами собой расходятся и начинают работать нормально. Как правило, в случаях очень большой разницы в длинах вае ров моряки обвиняют их в нека чественном изготовлении. А ведь, основываясь на вышепри веденном, нетрудно догадаться что виновны не ваера, а под весные блоки,'и, значит, винов ны сами специалисты, обвиняю щие ваера. Еще факт. Ожидалось, что вместе с переоборудованием су дов с двухблочной схемы про водки-ваеров на одноблочную разница в длинах ваеров долж на --уменьшиться. Фактически оказалось, что на судах типа «Лесков» и «Аскання» с одно блочной схемой проводки вае ров разница в длинах ваеров в среднем вдвое больше, чем на судах типа «Пушкин» и «Гру- мант». Этот пример говорит о том, что основное изменение крутки, а вместе с ней и раз ницы в длинах ваеров происхо дит именно под действием под весных роликов. Больше того, при существующей конструк ции подвесных блоков наличие второго (палубного) ваерного ролика благоприятно действу ет на ваера, как бы сдерживая изменение их круйш. Невольно напрашивается во прос: если ваерные ролики мо гут изменять крутку ваеров и делают это стихийно, в ущерб нам, неужели нельзя, исполь зуя их возможность, сделать так, чтобы они работали в нашу пользу? Конечно, можно и да же нужно. свободно можно осуществить на судах с двухблочной схемой проводки ваеров (на судах с од ноблочной схемой проводки по следний способ не годен). Мы задали вопрос представи телям промысловиков ГДР, по сетившим в 1972 году г. Мур манск: промеряют ли они ваера на судах типа «Цубрин- гер», где промысловые меха низмы аналогичны судну «Ры бак». И получили ответ, что они промеряют ваера только на берегу, т. е. один раз перед рейсом. В остальных случаях выравнивают ваера по их натя жению с помощью динамомет ров. У нас же на судах типа «Ас- кашш» точно такие же прибо ры используются далеко не везде. А там, где они вышли из строя, их не спешат ремонтиро вать. Умелая эксплуатация дина мометров была в последнем рейсе на БМРТ «Диксон». Здесь в один из промежутков между промерами ваеров было выполнено 429 тралений. Види мо, можно назвать старшего ма стера по добыче рыбы А. С. Белоуса, который возглавлял палубную команду судна, пио нером по части правильного ис пользования приборов. На судах, где нет таких при боров, можно применять визу альные методы контроля за ваерами по натяжению. Однако следует заметить, что они дают надежные результаты только на малых ' глубинах (до 150—200 метров). С увеличением глуби ны к их показаниям следует подходить критически, К следующей группе спосо бов выравнивания длин ваеров по крутке относятся расчет разницы в длинах ваеров по оборотам ваерных вертлюгов, определению разницы в крутке, а отсюда и разницы в длинах по непосредственному замеру крут ки, выравнивание ваеров по крутке. IIIIIIШIillllil(IIIПIIIII1lllltllllllllllllllllllllilllHlllllllllllliliI!lllllllllllllllllllllllllllllllllilllllllllllllllllllllllllllll!llllllll, Когда уловы хороши, за рыбоделами тесно. Фото А. Емельянова. #JJD f y M h / e / r o e * * K / t i Эти способы ранее описыва лись в нашей газете, и поэтому напомню лишь общие положе ния. Если ваерные вертлюги на палубе в момент отключения траловых досок не прокручива ются или прокручиваются мало (до двух оборотов), причем в одном подъеме трала в одну сторону, а в следующем подъ еме трала в другую сторону, то за разницу в длинах ваеров можно не беспокоиться —- она не изменяется. Если же какой-то из вертлю гов систематически прокручи вается в одну сторону или верт люги обоих ваеров прокручи ваются в различные стороны, то нужно ожидать изменения разницы в длинах ваеров. При чем ваер, вертлюг которого вра щается по часовой стрелке, т. е. с левого борта на правый, удли няется. В этом случае лучше сделать так, чтобы подвесной блок разворачивался, как гово рят, «от дуновения ветра», а ваера при их выборке не заде вали ни планширь, ни ролы, ни ролики, установленные на пор тале или слипе. Ролики ваеро- укладчика. и сама укладка вае ров на барабанах „ лебедки на изменение их крутки практиче ски не влияют. К третьей группе способов контроля за правильностью хо да трала относятся , разница в объячейке рыбы в боковых уча стках пластёй трала и разница в осветлении кабелей. По сведениям наблюдатель ных добытчиков разница в сте пени объячейки одного и дру гого бока трала начинает заме чаться с разницы в длинах вае ров, равной 1,5 метра. Конечно, такая очень маленькая вели чина требует к себе повышен ной наблюдательности. Зато разницу в длинах ваеров 3 мет ра по объячейке рыбы уже за метно почти всегда. Доказано, что при существу ющем вооружении тралов раз ница в длинах ваеров в преде лах пяти метров на добыче ры бы практически не отражается. Эта разница в длинах не отра жается на добыче рыбы в том случае, если отсутствующ дру гие дефекты в оснастке тралов, например, разница в длинах ка белей, в длинах топенантов и другие. Поэтому с одной сторо ны следует всемерно стараться содержать ваера при равной длине, а с другой стороны не следует бояться в случае необ ходимости даже умышленно пе ретравливать один из ваеров на 2—3 метра. А если так, то ве личина чувствительности трала к объячейке рыбы вполне до статочна, чтобы, не рискуя уло вом, определить оптимальную разницу в длинах ваеров. Сам собой напрашивается но вый способ выравнивания вае ров при тралении без потерь промыслового времени, заклю чающийся в следующем. Допустим, при нулевой раз нице в длинах ваеров (марки обоих ваеров на одинаковом расстоянии от лебедки) замече но преобладание объячейки ры бы в левом крыле трала. Воз можно также, что одновремен но замечен повышенный блеск кабелей левого крыла. В оче редном тралении перетравили правого ва'ера на 2 метра. Трал пришел с ровной объячейкой. В следующем тралении перетрави ли правый ваер на 4 метра. Опять трал пришел с ровной объячейкой. В следующем тра лении перетравили правый ваер на 6 метров. Трал пришел с преобладанием объячейки в правом крыле. Возможно, так же удастся получить такое же подтверждение и по блеску ка белей. Не трудно догадаться, что в данном примере для нор мальной работы трала следует перетравливать -правый ваер на 3 метра. В настоящее время замечен ная неравномерность в объячей ке рыбы в трале используется моряками В основном как сиг нал для предстоящего конт рольного промера ваеров. А ведь можно использовать этот фактор как один из основных (Окончание на 4 стр.)
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz