Рыбный Мурман. 1973 г. Декабрь.

(Продолжение. Нач. на 1 стр.) Необходимость промера вае­ ров после задева тралом за препятствие на грунте опреде­ ляется сроком экспатриации ваеров и характером задева. Как уже отмечалоеь в нашей газете, вытяжка ваеров нрн за- деве, которая могла бы отра­ зиться на уловистостн трала, возможна только в первые 30 тралений от начала эксплуа­ тации ваеров. При дальнейшей эксплуатации ваеров задев тра­ лом за грунт на разнице в их длинах не отражается, за исклю­ чением случаев обрывов ваеров или их хотя бы кратковремен­ ных ослаблений, которые мо­ гут иметь место при снятии тра­ ла с задева. Но в данном случае на изменение длин ваеров влия­ ет не вытяжка, а изменение их крутки.'Причем велйчина изме­ нения крутки будет зависеть от того, насколько значительно была изменена крутка ■ваеров до момента задева й o f глубины этом ваера. У них правило: чем' чаще промеришь ваера, тем больше они уверены в нормаль­ ной уловпстости тралов. Но это правило годится только для случая, если промеры выпол­ няются в свободное от промыс­ ла время. А эти промысловики не берегут промысловое время. Так, .например, в одном из рей­ сов на МБ-237 ваера проверя­ лись в среднем через 10' тра-~ лений, а на МБ-441 — через 13 тралений. Подчеркиваю: это в среднем, а вообще были слу­ чаи, когда в одни сутки выпол­ нялось по два промера ваеров. Могут сказать, что частота промеров определяется, в основ­ ном качеством ваеров и поэто­ му нельзя винить специалистов за частые их промеры. Отвечу. Нет плохих ваеров (по части разницы в их’длинах), есть пло­ хие специалисты. Ваера можно назвать плохи­ ми только в случаях, когда в процессе работы одна из прядей симостй разницы в длинах вае­ ров от продолжительности пре­ дыдущей (перед данным рей­ сом) междурейсовой стоянки судна в порту. На первый взгляд кажется, как же может повлиять длительность стоянки в порту на разницу в длинах ваеров? Оказалось в среднем эта зависимость прямая. При длительности междурейсовой стоянки в пределах 10 суток средняя разница в длинах вае­ ров на длине 1000 метров со­ ставляет около двух метров. С увеличением стоянки она воз­ растает, и при длительности сто­ янки шесть месяцев средняя разница в длинах ваеров состав­ ляет 12 метров, а в некоторых случаях до 20 метров. Причи­ на одна — коррозированне верт­ люгов подвесных блоков. Отсю­ да плохая их разворачивае- мость в сторону ваеров. Отсю­ да набегание ваеров на щеки роликов и, значит, изменение их крутки, а вместе с ней и дли- Правйла работы с роликами описаны в «Рыбном Мурмане» (9 февраля 1973 г.). Одновременно следует конт­ ролировать исправность работы ваеров по их натяжению, по их крутке и по объячейке рыбы в трале. В подавляющем боль­ шинстве случаев этих трех при­ знаков вполне достаточно, что­ бы не терять драгоценного про­ мыслового времени на промер ваеров и успешно добывать ры­ бу- Есть группа способов вырав­ нивания длин ваеров по их на­ тяжению. Это выравнивание ваеров с помощью динамомет­ ров, вмонтированных в трало­ вые лебедки, которые установ­ лены на судах типа «Аскания» и «Рыбак»; выравнивание вае­ ров по их высоте над поверх­ ностью воды; по натяжению, ощущаемому при оттягивании ваеров в сторону или вниз вручную; выравнивание ваеров с помощью стреломера, которое О ЧАСТОТЕ ПРОМЕРОВ ВАЕРОВ промысла. Так, известно, что при нор­ мальной крутке ваер при сво­ бодном ходовом конце может раскрутиться под действием собственного веса. Величина изменения крутки почти пропор- диональна его длине за бортом. <ГПри проведении эксперимен­ тальных работ по данному во­ просу было установлено, что ваер диаметром 26,5 миллимет­ ра длиной 1000 метров, вы­ травленный за борт в свободном состоянии, изменяет крутку ко­ ренного конца на 3 витка на метр, оставив без изменения крутку ходового конца. Поэто­ му если ваер, имея нормальную крутку, оборвется или получит свободу вращения через верт­ люг, когда за бортом его длина 500 метров, то за изменение его длины можно не беспокоиться. Но если за бортом 2000 метров ваера, то следует ожидать зна­ чительное изменение его длины, н после такой ситуации ваера следует промерить. Если же до момента задева замечалось зна­ чительное изменение крутки ва­ еров, то после задева, при кото­ ром имел место обрыв ваера. или прокручивание вертлюга, следует ваера промерить, так как, будучи в напряженном со­ стоянии, они обязательно изме­ нят крутку и вместе с ней свою длпну. Контрольный промер после продолжительной эксплуатации ваеров от момента предыдуще­ го промера, если не наблюда­ лось выше описанных признаков неравенства длин, следует вы­ полнять только в случае, когда судно не занято промыслом. Мужно помнить, что даже lfo—20 минут, которые теряют­ ся на промер ваеров при их вы­ борке, довольно часто отража­ ются на суточном вылове рыбы значительно больше, чем могли бы отразиться эти 20 минут в другое время. Ведь рыба посто­ янно перемещается, а ветер и течение смещают судно подчас в неизвестном направлении, и поэтому промысел будет зна­ чительно успешнее при ритмич­ ной работе. Контрольные промеры ваеров при. подозрении На снижение уловистости трала можно объ­ единить (хотя и не всегда) с промером по причине нервозно­ сти экипажа. Именно о этих видах промеров и пойдет речь ниже. • На флоте имеются специали­ сты, которые промеряют ваера через промежутки 130—150 тралений. У них никогда нет по­ терь промыслового времени на промеры ваеров, потому что занимаются они нм только в свободное от промысла время. Как правило, суда, которые воз­ главляют такие промысловики, приходят в порт с хорошими уловами. Есть и другой отряд промыс­ ловиков, которым все кажется, что их тралы недолавлнвают рыбу, и чаще всего они винят в каната возвысится над другими, изнашивается быстрее других и когда попадет канат, у которого быстро наступает ершистость (частые обрывы проволочек). Все эти случаи, как правило, могут наблюдаться на одной бухте каната, а не по всей дли­ не ваеров, и отражаются они на долговечности канатов, а не на разнице в длинах ваеров. Разницу же в длинах ваеров 'никак нельзя характеризовать качеством канатов. За многолет­ нюю практику работы с ваера- ми я пришел к выводу, что раз­ ница в длинах ваеров, изготов­ ленных из канатов с металличе­ ским сердечником, в среднем несколько меньше, чем у кана­ тов с органическим сердечни­ ком. В остальном все канаты в части разницы в длинах ваеров одинаковы. Ранее я уже сообщал и здесь вынужден повториться, что ос­ новной причиной изменения разниц в длинах ваеров явля­ ются ваерные ролики, и осо­ бенно подвесные ваерные роли­ ки. Иногда сказывается также трение ваеров о планширь, ро­ лы и другие детали судна. Так, например, на судах типа «Лесков» с № 401 по № 417 для предотвращения истирания колонн портала установлены ро­ лики, которые иногда значи­ тельно вредят ваерам. Необхо­ димо их срезать, а на их место приварить стальной лист раз­ мером 400x400x10. В существующей конструк­ ции подвесных ваерных блоков основное влияние на разницу в длинах ваеров оказывают верт­ люги (подвески) блоков. В под­ тверждение этому приведу сле­ дующий факт. В процессе обработки посту­ пающих с судов кормового тра­ ления ваерных журналов были отобраны только те суда, на ко­ торые перед последним рейсом были выданы новые ваера. По содержащимся в журналах све­ дениям построен график зави- ны. В этой работе также выяв­ лено, что характер изменения средней разницы в длинах вае- ' ров. таков, что она резко воз­ растает в начале эксплуатации ваеров примерно до 100 трале­ ний, а затем начинает умень­ шаться и примерно к 400 трале­ ниям приходит в норму, как будто бы судно в ремонте не было. То есть к этому времени ролики сами собой расходятся и начинают работать нормально. Как правило, в случаях очень большой разницы в длинах вае­ ров моряки обвиняют их в нека­ чественном изготовлении. А ведь, основываясь на вышепри­ веденном, нетрудно догадаться что виновны не ваера, а под­ весные блоки,'и, значит, винов­ ны сами специалисты, обвиняю­ щие ваера. Еще факт. Ожидалось, что вместе с переоборудованием су­ дов с двухблочной схемы про­ водки-ваеров на одноблочную разница в длинах ваеров долж­ на --уменьшиться. Фактически оказалось, что на судах типа «Лесков» и «Аскання» с одно­ блочной схемой проводки вае­ ров разница в длинах ваеров в среднем вдвое больше, чем на судах типа «Пушкин» и «Гру- мант». Этот пример говорит о том, что основное изменение крутки, а вместе с ней и раз­ ницы в длинах ваеров происхо­ дит именно под действием под­ весных роликов. Больше того, при существующей конструк­ ции подвесных блоков наличие второго (палубного) ваерного ролика благоприятно действу­ ет на ваера, как бы сдерживая изменение их круйш. Невольно напрашивается во­ прос: если ваерные ролики мо­ гут изменять крутку ваеров и делают это стихийно, в ущерб нам, неужели нельзя, исполь­ зуя их возможность, сделать так, чтобы они работали в нашу пользу? Конечно, можно и да­ же нужно. свободно можно осуществить на судах с двухблочной схемой проводки ваеров (на судах с од­ ноблочной схемой проводки по­ следний способ не годен). Мы задали вопрос представи­ телям промысловиков ГДР, по­ сетившим в 1972 году г. Мур­ манск: промеряют ли они ваера на судах типа «Цубрин- гер», где промысловые меха­ низмы аналогичны судну «Ры­ бак». И получили ответ, что они промеряют ваера только на берегу, т. е. один раз перед рейсом. В остальных случаях выравнивают ваера по их натя­ жению с помощью динамомет­ ров. У нас же на судах типа «Ас- кашш» точно такие же прибо­ ры используются далеко не везде. А там, где они вышли из строя, их не спешат ремонтиро­ вать. Умелая эксплуатация дина­ мометров была в последнем рейсе на БМРТ «Диксон». Здесь в один из промежутков между промерами ваеров было выполнено 429 тралений. Види­ мо, можно назвать старшего ма­ стера по добыче рыбы А. С. Белоуса, который возглавлял палубную команду судна, пио­ нером по части правильного ис­ пользования приборов. На судах, где нет таких при­ боров, можно применять визу­ альные методы контроля за ваерами по натяжению. Однако следует заметить, что они дают надежные результаты только на малых ' глубинах (до 150—200 метров). С увеличением глуби­ ны к их показаниям следует подходить критически, К следующей группе спосо­ бов выравнивания длин ваеров по крутке относятся расчет разницы в длинах ваеров по оборотам ваерных вертлюгов, определению разницы в крутке, а отсюда и разницы в длинах по непосредственному замеру крут­ ки, выравнивание ваеров по крутке. IIIIIIШIillllil(IIIПIIIII1lllltllllllllllllllllllllilllHlllllllllllliliI!lllllllllllllllllllllllllllllllllilllllllllllllllllllllllllllll!llllllll, Когда уловы хороши, за рыбоделами тесно. Фото А. Емельянова. #JJD f y M h / e / r o e * * K / t i Эти способы ранее описыва­ лись в нашей газете, и поэтому напомню лишь общие положе­ ния. Если ваерные вертлюги на палубе в момент отключения траловых досок не прокручива­ ются или прокручиваются мало (до двух оборотов), причем в одном подъеме трала в одну сторону, а в следующем подъ­ еме трала в другую сторону, то за разницу в длинах ваеров можно не беспокоиться —- она не изменяется. Если же какой-то из вертлю­ гов систематически прокручи­ вается в одну сторону или верт­ люги обоих ваеров прокручи­ ваются в различные стороны, то нужно ожидать изменения разницы в длинах ваеров. При­ чем ваер, вертлюг которого вра­ щается по часовой стрелке, т. е. с левого борта на правый, удли­ няется. В этом случае лучше сделать так, чтобы подвесной блок разворачивался, как гово­ рят, «от дуновения ветра», а ваера при их выборке не заде­ вали ни планширь, ни ролы, ни ролики, установленные на пор­ тале или слипе. Ролики ваеро- укладчика. и сама укладка вае­ ров на барабанах „ лебедки на изменение их крутки практиче­ ски не влияют. К третьей группе способов контроля за правильностью хо­ да трала относятся , разница в объячейке рыбы в боковых уча­ стках пластёй трала и разница в осветлении кабелей. По сведениям наблюдатель­ ных добытчиков разница в сте­ пени объячейки одного и дру­ гого бока трала начинает заме­ чаться с разницы в длинах вае­ ров, равной 1,5 метра. Конечно, такая очень маленькая вели­ чина требует к себе повышен­ ной наблюдательности. Зато разницу в длинах ваеров 3 мет­ ра по объячейке рыбы уже за­ метно почти всегда. Доказано, что при существу­ ющем вооружении тралов раз­ ница в длинах ваеров в преде­ лах пяти метров на добыче ры­ бы практически не отражается. Эта разница в длинах не отра­ жается на добыче рыбы в том случае, если отсутствующ дру­ гие дефекты в оснастке тралов, например, разница в длинах ка­ белей, в длинах топенантов и другие. Поэтому с одной сторо­ ны следует всемерно стараться содержать ваера при равной длине, а с другой стороны не следует бояться в случае необ­ ходимости даже умышленно пе­ ретравливать один из ваеров на 2—3 метра. А если так, то ве­ личина чувствительности трала к объячейке рыбы вполне до­ статочна, чтобы, не рискуя уло­ вом, определить оптимальную разницу в длинах ваеров. Сам собой напрашивается но­ вый способ выравнивания вае­ ров при тралении без потерь промыслового времени, заклю­ чающийся в следующем. Допустим, при нулевой раз­ нице в длинах ваеров (марки обоих ваеров на одинаковом расстоянии от лебедки) замече­ но преобладание объячейки ры­ бы в левом крыле трала. Воз­ можно также, что одновремен­ но замечен повышенный блеск кабелей левого крыла. В оче­ редном тралении перетравили правого ва'ера на 2 метра. Трал пришел с ровной объячейкой. В следующем тралении перетрави­ ли правый ваер на 4 метра. Опять трал пришел с ровной объячейкой. В следующем тра­ лении перетравили правый ваер на 6 метров. Трал пришел с преобладанием объячейки в правом крыле. Возможно, так­ же удастся получить такое же подтверждение и по блеску ка­ белей. Не трудно догадаться, что в данном примере для нор­ мальной работы трала следует перетравливать -правый ваер на 3 метра. В настоящее время замечен­ ная неравномерность в объячей­ ке рыбы в трале используется моряками В основном как сиг­ нал для предстоящего конт­ рольного промера ваеров. А ведь можно использовать этот фактор как один из основных (Окончание на 4 стр.)

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz