Рыбный Мурман. 1973 г. Декабрь.

ДОКУМЕНТ БОЛЬШОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ силы Министерством рыбно­ го хозяйства утвержде­ ны форма и правила веде­ ния судового журнала на судах флота рыбной промышленности СССР. С УДОВОЙ ЖУРНАЛ яв­ ляется единственным официальным докумен­ том, непрерывно отражающим деятельность судна во всех ее проявлениях в хронологической последовательности, а также все объективные условия и об­ стоятельства, сопровождающие эту деятельность. Ведение судового журнала возлагается на вахтенных по­ мощников, а ответственность за надлежащее ведение возложена на капитана. Капитан судна обя­ зан ежесуточно проверять судо­ вой журнал и удостоверять его содержание своей подписью в конце каждого листа. Однако почти все капитаны подписы­ вают журнал по окончании записей за сутки. - Хуже того, некоторые капита­ ны неделями не заглядывают в журнал. Так, на БМРТ «Подмо­ сковье» нет подписи капитана с 14 по 22 октября 1973 года, а за это время судовой журнал велся с грубыми отступлениями от правил. Например, там запи­ сано, что на пожарную вахту за­ ступил матрос, а вместо фами­ лии — пропуск. Как выясни­ лось после, на пожарную вахту вообще никто не заетупал, так как и в журнале инструктажа вахтенной службы фамилия матроса не указана, тоже про­ пуск. Капитан обязан вносить в специальную графу свои заме­ чания и дополнения к записям, сделанным вахтенным штурма­ ном. Больше того, никто не име­ ет праЕа делать пометок, заме­ чаний и других записей, хотя право проверять журнал имеют работники служб и отделов мо­ реплавания, представители Главгосрыбфлотинспекции и ка­ питана порта. Записи в судовом журнале имеют огромное юридическое значение. При расследовании аварийного случая они являют­ ся наиболее вескими и основны­ ми доказательствами, подтверж­ дающими правильность приня­ тых ' экипажем мер, их целесо­ образность и соответствие дей­ ствующим законам, нормам и рекомендациям. От качества записей иногда может зависеть предотвраще­ ние весьма крупных материаль­ ных потерь. Вот почему судо- , вой журнал должен вестись пра­ вильно, объективно и продуман­ но, а каждый штурман — уде­ лять этому самое серьезное внимание. Записи должны предельно точно отражать ведение счисле­ ния. контроль за движением судна и связанные с этим дейст­ вия: перемены курсов, измене­ ния режима работы главных двигателей, определепне места судна, измерения глубин, по­ становка на якорь, включение н выключение навигационных ог­ ней, несение знаков, время на­ чала и окончания радиолокаци­ онного наблюдения и т. д. Они должны обеспечивать возмож­ ность восстановления проклад­ ки пути судна в таком виде, как она велась во время рейса. В судовом журнале пассажир­ ского катера «Волна» записано следующее: <01.00 отошли от причала № 1 рыбного порта. Следуем на южный рейд с раз­ решения службы движения. На борту 20 пассажиров. 02.30. Об­ служив суда, ошвартовались у причала № 1». Из таких запи­ сей о деятельности катера узна­ ешь немного, совсем ничего — о столкновении с рейдовым ка­ тером «Иван Мохов», происшед­ шем в это время (в 01.20 мин. 26 августа 1973 г.) в южном колене Кольского залива. Из проверок правильности ве­ дения судовых журналов видно, что почти все журналы ведутся с нарушениями требований, причем ошибки и нарушения носят систематический характер и являются в значительной ча­ сти общими. ■ В судовом журнале БМРТ- .406 «Спутник» записано: «Сто­ им на швартовых левым бортом у левого борта ТР «Карл Либк- нехт». Огни согласно ППСС...» Далее: «04.00 дрейф, огни со­ гласно ППСС». Подобные выражения: «Пода­ ем туманные сигналы согласно ППСС», «Несем огни согласно ППСС» в судовых журналах встречаются довольно часто. Следует отметить, что Правила предупреждения столкновения судов в море предусматривают многие варианты несения нави­ гационных огней гидросамоле­ тами на воде, а также подачи различных по характеру звуко­ вых сигналов. Поэтому вахтен­ ный штурман обязан конкретно указать, какие огни или знаки из предписанных ППСС несутся на судне в тот или иной момент, какие подаются звуковые сиг­ налы. Другие примеры: «Стали на якорь в южном колене Кольско­ го залива». А о цели постанов­ ки на якорь, об определении места якорной стоянки, какой якорь отдан, сколько смычек, какая готовность главного дви­ гателя, какой грунт, какие дей­ ствуют течения, какие подняты сигналы, судоводители часто пи­ сать забывают. Нередко в судовых журналах встречается такая запись: «Про­ изведен обход судна, замечаний нет». При этом неизвестно, кто проводил осмотр, цель осмотра и конкретно помещения, под­ вергнутые осмотру. Другая запись: «Видимость ухудшилась». В судовом жур­ нале надо отражать все те ме­ роприятия, которые следует произвести для обеспечения без­ опасности плавания: устано­ вить режим умеренного хода, выставить проинструктирован­ ного впередсмотрящего, начать подачу звуковых туманных сиг­ налов, предупредить вахтенно­ го механика о возможности ре­ верса главного двигателя, вклю­ чить в дневное время ходовые огни, радиолокатор и устано­ вить тщательное наблюдение за эхосигналами. В судовом жур­ нале необходимо также записы­ вать все сигналы и маневры, производимые согласно ППСС при встрече с другими судами. При заполнении журнала сле­ дует избегать неопределенных записей, таких, как «Уменьшили ход», «Туман», «Следуем уме­ ренным ходом», «Стали на якорь», «Начали подавать ту­ манные сигналы» и т. п. Надо отметить, что в судовом журнале записи ведутся от име­ ни третьего лица во множест­ венном числе в прошедшем вре­ мени, без употребления место­ имений. Однако наблюдаются случаи, когда журнал ведется • от своего имени, что запрещено. 26 августа 1973 г. вахтенный штурман рейдового. катера • «Иван Мохов» писал: «Я обра- - •тил внимание, что.".», «Об этом факте я доложил...». < • - ->• • Судовой журнал заполняется • вахтенным штурманом' по окон- ■ чании несения вахты. Во время - вахты все записи ■производятся ■ в черновом журнале в произ­ вольной форме, однако доста­ точно подробно, чтобы все собы­ тия, связанные с судовождени­ ем н обеспечением безопасности судна, можно было восстановить в хронологическом порядке. При разборе аварийных слу­ чаев записям в черновом журна­ ле придается очень большое значение. Сделанные в судовом журна­ ле записи характеризуют не только уровень профессиональ­ но-технической квалификации судоводителя, но и свидетельст­ вуют о его общей культуре. Часто судоводители невни­ мательно - заполняют журнал. Так, в судовом журнале танке­ ра «Пирятин» записано: «08.20 вахту принял на якоре в кв. 25/6 ст. пом. капитана Прокофь­ ев». Интересно, почему именно на якоре, а не в каюте или на палубе? Правильное ведение судово­ го журнала штурманским соста­ вом и ежедневный контроль за качеством записей со стороны капитана будут способствовать четкой организации судовой службы, обеспечению безопас­ ности мореплавания и успешной эксплуатации судна. А. ПЛЮСНИН, морской инспектор «Севгосрыбфлот- ннспекции». На одной из переборок красного уголка плавбазы «Алексей Хлобыстов» уста­ новлен стенд с документами и снимками, посвященными жизни и боевым подвигам Героя Советского Союза лет­ чика Алексея Степановича Хлобыстова, чье имя носит этот корабль. Весь материал объединен общим заголовком «Герои не умирают». На переднем плане порт­ рет Хлобыстова, выполнен­ ный масляными красками. Рядом помещены копии «Боевой характеристики» и «Наградного листа» о при­ своении отважному летчику' звания Героя Советского Союза. Далее идет газетная вы­ резка с очерком «Русское сердце» Константина Симо­ нова, в котором рассказыва­ ется о подвиге Хлобыстова при защите Мурманска. С большой теплотой написан этот очерк, а встреча с его героем у писателя оставила неизгладимое впечатление. Рядом прикреплено не* сколько фотографий, отоб­ ражающих боевые будни: вот Хлобыстов получает партийный билет, в тот са­ мый памятный день 8 апреля 1942 года, когда он совер­ шил два тарана в одном воз­ душном бою. Вот он стоит со своими фронтовыми друзья­ ми у самолета. Здесь же сни­ мок, сделанный в москов­ ском госпитале, где Хлобы­ стов находился после ране­ ния. Исключительный инте­ рес вызывает фотография, где Алексей Хлобыстов за­ снят в тот момент, когда Михаил Иванович Калинин вручает ему правительствен­ ную награду. Завершает серию снимков фотография, на которой ге­ рой запечатлен в кругу своих родственников. Члены экипажа плавбазы с особой заботой относятся к этой внтрние. Рядом с ней помещена Доска показателей в социалистическом сорев­ новании. Материалы прошло­ го н сегодняшнего дня как бы перекликаются между со­ бой. Подвиг героя продол­ жается и в наши дни. П. ВАСИН БРИГАДА ЛЕБЕДЕВА СДЕРЖАЛА СЛОВО ЛЕНИНГРАД. «Выполне­ но!» — эго слово стоит сей­ час под каждым пунктом го­ довых социалистических обязательств бригады шли­ фовщиков члена ЦК КПСС, Героя Социалистического Труда Е. И. Лебедева с Ки­ ровского завода. ' Причем программа, на 25 процентов превосходящая прошлогод­ нюю, реализована без увели­ чения численности бригады. Разработать и внедрить механизированную подачу заготовок, перевести все станки на принудительную смазку, увеличить мощность вентиляторов, отводящих мельчайшие частицы сошли- фованного металла и абра­ зива, увеличить количество станков — таковы были ос­ новные пункты комплексно­ го плана шлифовщиков, ко­ торые сейчас выполнены. Высок авторитет бригады Лебедева на Кировском за­ воде. Призыв бригады — вы­ полнять пятидневное зада­ ние за четыре дня — был поддержан всем коллекти­ вом. Около восьми тысяч ки­ ровцев соревнуются под де- НА СТАРТЕ — ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ ГИГАНТЫ МОСКВА. Научно-иссле­ довательский институтi вГид* ропроект» — колыбель ялек* трических гигантов , действу­ ющих почти m есех=круп- пых реках страны. Здесь рождались проекты Куйбы­ шевской и Волжской ГЭС, отрабатывались элементы Нурекской, Саратовской и многих других станций. Ученые института большое внимание уделяют проверке параметров будущих стан­ ций на моделях. В одном з а ­ ле здесь можно увидеть ря­ дом модели Саяпо-Шушеп- ской, Токтогульской ГЭС и проектируемой Богучанской. На снимке: в отделе филь­ трационных исследований. Инженер Г. Соловьева гото­ вит установку для иаслёдо- вания фильтрационной проч­ ности грунтов. Фото В. Созинова. (Фотохроника ТАССК m визом: «Пять — в четыре!». На верхнем снимке: Е. И. Лебедев за работой. На нижнем снимке: трак­ торы «Кировец» в одном из цехов завода. Фото С. Смольского. (Фотохроника ТАСС). V

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz