Рыбный Мурман. 1973 г. Декабрь.
ДОКУМЕНТ БОЛЬШОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ силы Министерством рыбно го хозяйства утвержде ны форма и правила веде ния судового журнала на судах флота рыбной промышленности СССР. С УДОВОЙ ЖУРНАЛ яв ляется единственным официальным докумен том, непрерывно отражающим деятельность судна во всех ее проявлениях в хронологической последовательности, а также все объективные условия и об стоятельства, сопровождающие эту деятельность. Ведение судового журнала возлагается на вахтенных по мощников, а ответственность за надлежащее ведение возложена на капитана. Капитан судна обя зан ежесуточно проверять судо вой журнал и удостоверять его содержание своей подписью в конце каждого листа. Однако почти все капитаны подписы вают журнал по окончании записей за сутки. - Хуже того, некоторые капита ны неделями не заглядывают в журнал. Так, на БМРТ «Подмо сковье» нет подписи капитана с 14 по 22 октября 1973 года, а за это время судовой журнал велся с грубыми отступлениями от правил. Например, там запи сано, что на пожарную вахту за ступил матрос, а вместо фами лии — пропуск. Как выясни лось после, на пожарную вахту вообще никто не заетупал, так как и в журнале инструктажа вахтенной службы фамилия матроса не указана, тоже про пуск. Капитан обязан вносить в специальную графу свои заме чания и дополнения к записям, сделанным вахтенным штурма ном. Больше того, никто не име ет праЕа делать пометок, заме чаний и других записей, хотя право проверять журнал имеют работники служб и отделов мо реплавания, представители Главгосрыбфлотинспекции и ка питана порта. Записи в судовом журнале имеют огромное юридическое значение. При расследовании аварийного случая они являют ся наиболее вескими и основны ми доказательствами, подтверж дающими правильность приня тых ' экипажем мер, их целесо образность и соответствие дей ствующим законам, нормам и рекомендациям. От качества записей иногда может зависеть предотвраще ние весьма крупных материаль ных потерь. Вот почему судо- , вой журнал должен вестись пра вильно, объективно и продуман но, а каждый штурман — уде лять этому самое серьезное внимание. Записи должны предельно точно отражать ведение счисле ния. контроль за движением судна и связанные с этим дейст вия: перемены курсов, измене ния режима работы главных двигателей, определепне места судна, измерения глубин, по становка на якорь, включение н выключение навигационных ог ней, несение знаков, время на чала и окончания радиолокаци онного наблюдения и т. д. Они должны обеспечивать возмож ность восстановления проклад ки пути судна в таком виде, как она велась во время рейса. В судовом журнале пассажир ского катера «Волна» записано следующее: <01.00 отошли от причала № 1 рыбного порта. Следуем на южный рейд с раз решения службы движения. На борту 20 пассажиров. 02.30. Об служив суда, ошвартовались у причала № 1». Из таких запи сей о деятельности катера узна ешь немного, совсем ничего — о столкновении с рейдовым ка тером «Иван Мохов», происшед шем в это время (в 01.20 мин. 26 августа 1973 г.) в южном колене Кольского залива. Из проверок правильности ве дения судовых журналов видно, что почти все журналы ведутся с нарушениями требований, причем ошибки и нарушения носят систематический характер и являются в значительной ча сти общими. ■ В судовом журнале БМРТ- .406 «Спутник» записано: «Сто им на швартовых левым бортом у левого борта ТР «Карл Либк- нехт». Огни согласно ППСС...» Далее: «04.00 дрейф, огни со гласно ППСС». Подобные выражения: «Пода ем туманные сигналы согласно ППСС», «Несем огни согласно ППСС» в судовых журналах встречаются довольно часто. Следует отметить, что Правила предупреждения столкновения судов в море предусматривают многие варианты несения нави гационных огней гидросамоле тами на воде, а также подачи различных по характеру звуко вых сигналов. Поэтому вахтен ный штурман обязан конкретно указать, какие огни или знаки из предписанных ППСС несутся на судне в тот или иной момент, какие подаются звуковые сиг налы. Другие примеры: «Стали на якорь в южном колене Кольско го залива». А о цели постанов ки на якорь, об определении места якорной стоянки, какой якорь отдан, сколько смычек, какая готовность главного дви гателя, какой грунт, какие дей ствуют течения, какие подняты сигналы, судоводители часто пи сать забывают. Нередко в судовых журналах встречается такая запись: «Про изведен обход судна, замечаний нет». При этом неизвестно, кто проводил осмотр, цель осмотра и конкретно помещения, под вергнутые осмотру. Другая запись: «Видимость ухудшилась». В судовом жур нале надо отражать все те ме роприятия, которые следует произвести для обеспечения без опасности плавания: устано вить режим умеренного хода, выставить проинструктирован ного впередсмотрящего, начать подачу звуковых туманных сиг налов, предупредить вахтенно го механика о возможности ре верса главного двигателя, вклю чить в дневное время ходовые огни, радиолокатор и устано вить тщательное наблюдение за эхосигналами. В судовом жур нале необходимо также записы вать все сигналы и маневры, производимые согласно ППСС при встрече с другими судами. При заполнении журнала сле дует избегать неопределенных записей, таких, как «Уменьшили ход», «Туман», «Следуем уме ренным ходом», «Стали на якорь», «Начали подавать ту манные сигналы» и т. п. Надо отметить, что в судовом журнале записи ведутся от име ни третьего лица во множест венном числе в прошедшем вре мени, без употребления место имений. Однако наблюдаются случаи, когда журнал ведется • от своего имени, что запрещено. 26 августа 1973 г. вахтенный штурман рейдового. катера • «Иван Мохов» писал: «Я обра- - •тил внимание, что.".», «Об этом факте я доложил...». < • - ->• • Судовой журнал заполняется • вахтенным штурманом' по окон- ■ чании несения вахты. Во время - вахты все записи ■производятся ■ в черновом журнале в произ вольной форме, однако доста точно подробно, чтобы все собы тия, связанные с судовождени ем н обеспечением безопасности судна, можно было восстановить в хронологическом порядке. При разборе аварийных слу чаев записям в черновом журна ле придается очень большое значение. Сделанные в судовом журна ле записи характеризуют не только уровень профессиональ но-технической квалификации судоводителя, но и свидетельст вуют о его общей культуре. Часто судоводители невни мательно - заполняют журнал. Так, в судовом журнале танке ра «Пирятин» записано: «08.20 вахту принял на якоре в кв. 25/6 ст. пом. капитана Прокофь ев». Интересно, почему именно на якоре, а не в каюте или на палубе? Правильное ведение судово го журнала штурманским соста вом и ежедневный контроль за качеством записей со стороны капитана будут способствовать четкой организации судовой службы, обеспечению безопас ности мореплавания и успешной эксплуатации судна. А. ПЛЮСНИН, морской инспектор «Севгосрыбфлот- ннспекции». На одной из переборок красного уголка плавбазы «Алексей Хлобыстов» уста новлен стенд с документами и снимками, посвященными жизни и боевым подвигам Героя Советского Союза лет чика Алексея Степановича Хлобыстова, чье имя носит этот корабль. Весь материал объединен общим заголовком «Герои не умирают». На переднем плане порт рет Хлобыстова, выполнен ный масляными красками. Рядом помещены копии «Боевой характеристики» и «Наградного листа» о при своении отважному летчику' звания Героя Советского Союза. Далее идет газетная вы резка с очерком «Русское сердце» Константина Симо нова, в котором рассказыва ется о подвиге Хлобыстова при защите Мурманска. С большой теплотой написан этот очерк, а встреча с его героем у писателя оставила неизгладимое впечатление. Рядом прикреплено не* сколько фотографий, отоб ражающих боевые будни: вот Хлобыстов получает партийный билет, в тот са мый памятный день 8 апреля 1942 года, когда он совер шил два тарана в одном воз душном бою. Вот он стоит со своими фронтовыми друзья ми у самолета. Здесь же сни мок, сделанный в москов ском госпитале, где Хлобы стов находился после ране ния. Исключительный инте рес вызывает фотография, где Алексей Хлобыстов за снят в тот момент, когда Михаил Иванович Калинин вручает ему правительствен ную награду. Завершает серию снимков фотография, на которой ге рой запечатлен в кругу своих родственников. Члены экипажа плавбазы с особой заботой относятся к этой внтрние. Рядом с ней помещена Доска показателей в социалистическом сорев новании. Материалы прошло го н сегодняшнего дня как бы перекликаются между со бой. Подвиг героя продол жается и в наши дни. П. ВАСИН БРИГАДА ЛЕБЕДЕВА СДЕРЖАЛА СЛОВО ЛЕНИНГРАД. «Выполне но!» — эго слово стоит сей час под каждым пунктом го довых социалистических обязательств бригады шли фовщиков члена ЦК КПСС, Героя Социалистического Труда Е. И. Лебедева с Ки ровского завода. ' Причем программа, на 25 процентов превосходящая прошлогод нюю, реализована без увели чения численности бригады. Разработать и внедрить механизированную подачу заготовок, перевести все станки на принудительную смазку, увеличить мощность вентиляторов, отводящих мельчайшие частицы сошли- фованного металла и абра зива, увеличить количество станков — таковы были ос новные пункты комплексно го плана шлифовщиков, ко торые сейчас выполнены. Высок авторитет бригады Лебедева на Кировском за воде. Призыв бригады — вы полнять пятидневное зада ние за четыре дня — был поддержан всем коллекти вом. Около восьми тысяч ки ровцев соревнуются под де- НА СТАРТЕ — ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ ГИГАНТЫ МОСКВА. Научно-иссле довательский институтi вГид* ропроект» — колыбель ялек* трических гигантов , действу ющих почти m есех=круп- пых реках страны. Здесь рождались проекты Куйбы шевской и Волжской ГЭС, отрабатывались элементы Нурекской, Саратовской и многих других станций. Ученые института большое внимание уделяют проверке параметров будущих стан ций на моделях. В одном з а ле здесь можно увидеть ря дом модели Саяпо-Шушеп- ской, Токтогульской ГЭС и проектируемой Богучанской. На снимке: в отделе филь трационных исследований. Инженер Г. Соловьева гото вит установку для иаслёдо- вания фильтрационной проч ности грунтов. Фото В. Созинова. (Фотохроника ТАССК m визом: «Пять — в четыре!». На верхнем снимке: Е. И. Лебедев за работой. На нижнем снимке: трак торы «Кировец» в одном из цехов завода. Фото С. Смольского. (Фотохроника ТАСС). V
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz