Рыбный Мурман. 1973 г. Декабрь.
вести с промы сла Почти восемь тысяч тонн пищевой рыбной продукции выра ботал в минувшем рейсе экипаж плавбазы «Маточкин Шар», которым командует Иван Егорович Петров. Это значительно больше to fo , что полагалось по рейсовому заданию. И это не единственный успех коллектива. Главный — 26 сентября он справился с годовым планом, выпущена 13101 тонна про дукции, в том числе пищевой —- 12076 тонн. Сейчас плавбаза в родном порту. Идет ее разгрузка. К чести портовиков, они работают такими же ударными темпами, как и моряки. Особенно отличилась бригада Ивана Владимировича Андреева, выдавшая «на-гора* из трймов судна 3 декабря 124 тонны груза. Экономия времени при этом шесть часов. Принявшая вахту другая бригада — Алексея Федоровича Васильева — за смену выгрузила 110 тонн продукции, а брига да Юрия Федоровича Петроченко — 123 тонны. Разгрузку вел коллектив первого района рыбного порта, иоторый 30 ноября выполнил годовое задание по переработке груза. s ■" ЭИМНИЯ ДЕНЬ НА СУДОВЕРФИ. Фото И. Ящерицына. Р А Ц ИО Н А Л И З А Т О Р С К И Е ПРЕДЛОЖЕНИЯ , • • ' • . * • 5 - примятые к в н е др е нию в г р а ловом Съемник для выпрессовки стопорного кольца со штока вы хлопного клапана главного дви гателя «Бурмейстер и Вайн» 3100 л. с. (Автор Остроумов А. К.). При ремонте выхлопного кла пана необходимо производить его разборку. Для этого нужно снимать со штока клапана сто порное кольцо, удерживающее клапан в корпусе при неполной разборке. Разбирать клапан без, специального съемника Удобно . Автором предложена конструкция простого и удоб ного съемника. Переоборудование колонки золотникового привода шпиля. {Автор Дмитриев А. И.). Во время промысла в север ных районах и стоянках в порту в зимнее время в колонку при вода попадает вода и вморажи вает шток золотника в корпус колонки. Во время пуска шпиля яри переводе рукоятки срывает ся кокс в соединении штока зо лотника с приводом. Исправле ние дефекта требует демонтажа золотниковой коробки, трудо емкости, много времени, вызы вает потери масла. Автором предложено сре зать колонку привода золотни ка, приварить к подошве трубы фланец, нарезать резьбу на фланце палубы, удлинить вилку соединения штока золотника с приводом так, чтобы при сня тии колонки можно было легко заменить кокс в случае его по ломки и очистки ото льда, избе гая демонтажа золотниковой коробки. Приспособление для проточ ки выхлопных клапанов глав ных двигателей типа ДМ-650- УВ-90, (Автор Киселев Е. М.). Ранее притирка клапанов производилась без проточки по ля, что требовало физических усилий и затраты времени око ло 65 часов. Выработка штока устранялась на токарном станке с применением люнета. Для проточки выработки што ка и поля клапана автором предложено приспособление, которое состоит из центра-хо мутика и центра-оправки. При применении проточки в центрах отпадает необходи мость в установке люнета и центровки клапана, снижается трудоемкость основной опера ции в притирке, значительно облегчается процесс работы. Принудительная вентиляция рыбомучного трюма на судах ти па «Пушкин». (Автор Вазагов Г. Ф.). На судах типа «Пушкин» вентиляция рыбомучного трюма отсутствует, тан как рукава, вы ходящие на кормовую палубу естественной вентиляции, ис пользуются для обработки ры бы на палубе. Автором пред ложено использовать систему вентиляции рыбофабрики для вентиляции рыбомучного трю ма и помещения РМУ путем соединения рукавов вентиляции рыбомучного трюма с рукавами вентиляции помещения рыбо фабрики. Включение вентилятора ох лаждения гирокомпаса «Амур» минровындючателем термореле. (Автор Дмитриев А. ИЛ. те При работе гирокомпаса «Амур» в некоторых районах промысла наблюдается резкое изменение температуры поддер живающей жидкости. При вы ключенном вентиляторе темпе ратура поддерживающей жид кости падает ниже 30 граду сов С, а при включенном — по вышается до 43° С. Для поддер жания - постоянной температу ры жидкости вахтенному штур ману часто приходится отвле каться от своих обязанностей и постоянно вести наблюдения за показаниями термометра, вклю чать или выключать вентилятор гирокомпаса. Автором предложено включе ние вентилятора гирокомпаса осуществить контактами мик ровыключателя термореле. Две фазы направления подаются на мотор вентилятора по старой схеме через переключатель «Вентилятор». Первая фаза по дается с клеммной платы стола основного прибора через кон такты микровыключателя тер мореле иа клемму' 18 этой же платы и далее на лютер. Повышение безопасности при спуско-подъемных операциях аппарата «Север-2». (Автор Ро зенберг И. М.). При спуско-подъемных опера циях аппарата «Север-2» об служивание грузовой лебедки ПЭШ-2 производят два .челове ка, из них один находится у по ста аварийного отключения ле бедки на шлюпочной палубе, второй непосредственно у ле бедки для наблюдения за ее ра ботой Барабаны лебедки уклад ки троса ограничения продоль ного раскачивания аппарата «Север-2» имеют малую высоту реборд, что приводит к заеда нию троса и может привести к аварии аппарата. Автором предложено увели чить высоту реборд барабанов для укладки троса путем при варивания по периметру допол нительных реборд высотой 70 мм; перенести пост аварийного отключения со шлюпочной палу бы к лебедке. Этим достигается обслуживание лебедки одним лицом и повышается безопас ность спуско-подъемных опера ций. В. АЛЕКСАНДРОВА, инже нер технического отдела тра лового флота. . * ВИДЕЛ М г « к . М> А » . ^ виЧвНЯв# Гв4»^» w выдаете» не рейс три-четыре, осталь ные — донные. Этого, количества ору дий лове, промыслового вооружения, по словам капитанов, местёроя по добыче, вполне достаточно не любой рейс. До- снабжение в море производится очень редко. Все суде Западного бассейне снабже ны комплектами промысловых пввише- ц»р по районам выпуске 1*65—IfTD гг. Исходными данными, для них служат ма териалы АтлантНИРО, ПИНРО й Север ной разведки. Кроме того, капитаном ври выходе е плавание дается! задание не составление рабочих планшете*. Не них Должны наноситься глубины,реко мендованные курсы тралений, характер грунта, места задевов, уловы, ассорти мент, рекомендации по вооружению тралов и другие полезные сведения. Планшеты по приходе судна в порт'сда ются в отделы добычи или службы мо реплавания для издания новых посо бий. Каждый штурман ведет также для еебя записи условий промысла и рабо чие планшеты (кальки). \ Для балтийцев для работы основными являются некоторые районы Северо-За падной и Центрально-Восточной Атлан тики. Поэтому по ним имеется гораздо больше сведений, чем у экипажей на ших судов. Много информации, план шетов, материалов капитанов судов в отделе добычи объединения «Океан». Коллеги советовали нашим специалистам съездить к ним и отобрать нужные по собия. В районах, где работают моряки «Зал- рыбы», объекты лова хек, скумбрия, ставрида. Промежуточный район — Ир ландский шельф. При хорошей промыс ловой обстановке и когда таковой нет а основных районах, суда могут здесь начинать или заканчивать рейс. В этом отношении район очень удобен , для балтийцев, так как расположен на пути следования аг основные районы. Лабра дор для них не является важным п 'эа -1 нимает незначительный удельный вес в общем объеме добычи. Использование районов СЗА, ЦВА и ЮВА в качестве основных привело в более широкому использованию резно- глубинных тралов. Это обусловлено не личном здесь большого количестве пе лагических рыб. По эффективности использования раз ноглубинных тралов на первое место' можно поставить промысловиков «Аа- черрыбы». Главным образом они рабо тают в районе ЮВА, где лучшие грун товые .условия, а также больше п*- логических рыб. При лове а Северо-За падной Атлантике — районе, который для них но является основным и где на ряду с разноглубинными ■ тралами а одинаковой мере используются донные, если нет условий для пелагического ле ва, они работают слабее других фло тилий. п ••• • г . ' 1 * Географическое разделение района обусловливает для судов нашего глав ка в большей степени развитие донно го лова и в меньшей — разноглубинно го по сравнению с другими бассейна ми. Кроме того, балтийцы и черномор цы имеют на вооружении суда, техни чески более совершенные и с меньшим сроком эксплуатации их. Эти суда име ют большие возможности для ведения с них разноглубинного промысла. Так, БМРТ типа «Пушкин», которых в трало вом флоте много, технически самые низкие из всех крупнотоннажных судов. Таким образом, экипажи траулеров «Запрыбыя и «Азчеррыбы» при боль шом опыте работы и наличии более со временной техники добиваются лучших результатов пелагического лова, И дело не только в результатах отдельных рей сов. У. них более высокие, чем у севе рян, и годовые показатели. Балтийцы работают в более произво дительных районах. В общем объёме добычи большой удельный вес состав ляют хек, скумбрия, ставрида, которые дают высокие цифры вылова, выпуска пищевой продукции и ее реализации. Затраты же на добычу более низкие по ряду причин: лучшие грунтовые усло вия, более высокая производительность районов, . меньше износ механизмов. Все. это сказывается на- финансовых по-, казателях реботы экипажей. Они доби ваются большей прибыли, чем северя не, которые облавливают ценные поро ды рыб, но а условиях Баренцева моря и других трудных районов. Нам приходилось общаться с коман-. дами судов шести управлений «Запры- бы». Суда каждого управления подчиня ются своему флагману. Общее .руко водство осуществляет начальник про-. мыслового района —- , представитель главка. Промысловиков обслуживает разведка АтлантНИРО. При спаде про мысле а каком-либо районе капитаны полагаются не только на данные раз-, аедки, но и осуществляют групповой по иск. V v . Флагман группы Дает каждому судну район поиска, Хорошие знания его, большое число 'участников поиска, нали чие на судах станций УКВ большого ра диуса действия позволяют оперативно переключаться а более производитель ные районы. Когда нет сырьевой базы на хеке, скумбрии, ставриде, сельди или когда база позволяет загрузись фабрику за два—три траления, суда выходят в районы, где ловятся породы рыб, год ные для разделки и обеспечивающие выполнение плана по ассортименту. Несколько слов об орудиях лова, при меняемых балтийцами. При облове не регулируемых пород рыб они исполь зуют донные тралы таких конструкций: А-Э1, «Хек», «Хек-М», «Хек-Н». Первые два трала представляют со бой обычную двухпластную конструк цию, мало отличающуюся от широко ис пользуемого в Северном бассейне дон ного трала проекта 326. Но трал А-31 имеет меньшую затененную площадь по сравнению с 326-м за счет применения более крупной ячеи и ниточной дели в двух последних плахах мотни. Спедове- тедьйо, у наго и. меньшее агрегатное со противление. Это, а свою очередь, дает право предположить, что. на облоее , ставриды, скумбрии, сельди трал A-St даст больший эффект. Трал («Хек» и его дальнейшие моди фикации хорошо нам. знвкрмы. Сравни тельные .испытания, проведенные не БМРТ «Вымпел», не Выявили его пре*. имущества перед\тралом-чертежа 326. Схема вооружения орудий лова на5 балтийских БМРТ и на наших одинакова.' Доски наши коллеги - применяют двух - конструкций: овальные трехщелевые и угловые. Веере — 25,5 мМ. Комбини рование их не практикуют. •- \ . - - . - V -X J Как правило, балтийцы применяют подъемные щитки не. длинных оттяжках. Они изготовлены из текстолита толщи ной 12—20 мм в судовых условиях. Мы также стали применять текстолит, так как* щиток из сплава АМГ при спуске и подъёме трала деформируется. . На вооружении промысловиков «Зал- рыбы» несколько видов конструкций разноглубинных тралов. Большинство же бМРТ применяют трал 62,2 метра. Все зависит от того, как команда при способилась к той или иной конструк ции. Следует отметить, что все пелагиче ские тралы•Западного бассейна имеют максимальный шаг ячеи 600—800 мм, а* соответственно и меньшее агрегатное сопротивление. Это, в свою очередь, по-» зволяет добиваться наибольшего успеха. Администрация флотов Западного бассейна проявляет завидную оператив ность по . Внедрению разноглубинных орудий лова. Огромно желание и самих промысловиков работать новыми трала-' ми. После рейса все сведения по и* эксплуатации передаются в отдел добы чи. К сожалению, в большинстве случа ев наши капитаны с меньшей охотой применяют опытные образцы тралов. Как правило, испытания проходят в офи циальном порядке. В, ЕПИФАНОВ, флагманский специ алист по добыче рыбы Мурманского тралового флота. /
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz