Рыбный Мурман. 1973 г. Декабрь.

вести с промы сла Почти восемь тысяч тонн пищевой рыбной продукции выра­ ботал в минувшем рейсе экипаж плавбазы «Маточкин Шар», которым командует Иван Егорович Петров. Это значительно больше to fo , что полагалось по рейсовому заданию. И это не единственный успех коллектива. Главный — 26 сентября он справился с годовым планом, выпущена 13101 тонна про­ дукции, в том числе пищевой —- 12076 тонн. Сейчас плавбаза в родном порту. Идет ее разгрузка. К чести портовиков, они работают такими же ударными темпами, как и моряки. Особенно отличилась бригада Ивана Владимировича Андреева, выдавшая «на-гора* из трймов судна 3 декабря 124 тонны груза. Экономия времени при этом шесть часов. Принявшая вахту другая бригада — Алексея Федоровича Васильева — за смену выгрузила 110 тонн продукции, а брига­ да Юрия Федоровича Петроченко — 123 тонны. Разгрузку вел коллектив первого района рыбного порта, иоторый 30 ноября выполнил годовое задание по переработке груза. s ■" ЭИМНИЯ ДЕНЬ НА СУДОВЕРФИ. Фото И. Ящерицына. Р А Ц ИО Н А Л И З А Т О Р С К И Е ПРЕДЛОЖЕНИЯ , • • ' • . * • 5 - примятые к в н е др е нию в г р а ловом Съемник для выпрессовки стопорного кольца со штока вы­ хлопного клапана главного дви­ гателя «Бурмейстер и Вайн» 3100 л. с. (Автор Остроумов А. К.). При ремонте выхлопного кла­ пана необходимо производить его разборку. Для этого нужно снимать со штока клапана сто­ порное кольцо, удерживающее клапан в корпусе при неполной разборке. Разбирать клапан без, специального съемника Удобно . Автором предложена конструкция простого и удоб­ ного съемника. Переоборудование колонки золотникового привода шпиля. {Автор Дмитриев А. И.). Во время промысла в север­ ных районах и стоянках в порту в зимнее время в колонку при­ вода попадает вода и вморажи­ вает шток золотника в корпус колонки. Во время пуска шпиля яри переводе рукоятки срывает­ ся кокс в соединении штока зо­ лотника с приводом. Исправле­ ние дефекта требует демонтажа золотниковой коробки, трудо­ емкости, много времени, вызы­ вает потери масла. Автором предложено сре­ зать колонку привода золотни­ ка, приварить к подошве трубы фланец, нарезать резьбу на фланце палубы, удлинить вилку соединения штока золотника с приводом так, чтобы при сня­ тии колонки можно было легко заменить кокс в случае его по­ ломки и очистки ото льда, избе­ гая демонтажа золотниковой коробки. Приспособление для проточ­ ки выхлопных клапанов глав­ ных двигателей типа ДМ-650- УВ-90, (Автор Киселев Е. М.). Ранее притирка клапанов производилась без проточки по­ ля, что требовало физических усилий и затраты времени око­ ло 65 часов. Выработка штока устранялась на токарном станке с применением люнета. Для проточки выработки што­ ка и поля клапана автором предложено приспособление, которое состоит из центра-хо­ мутика и центра-оправки. При применении проточки в центрах отпадает необходи­ мость в установке люнета и центровки клапана, снижается трудоемкость основной опера­ ции в притирке, значительно облегчается процесс работы. Принудительная вентиляция рыбомучного трюма на судах ти­ па «Пушкин». (Автор Вазагов Г. Ф.). На судах типа «Пушкин» вентиляция рыбомучного трюма отсутствует, тан как рукава, вы­ ходящие на кормовую палубу естественной вентиляции, ис­ пользуются для обработки ры­ бы на палубе. Автором пред­ ложено использовать систему вентиляции рыбофабрики для вентиляции рыбомучного трю­ ма и помещения РМУ путем соединения рукавов вентиляции рыбомучного трюма с рукавами вентиляции помещения рыбо­ фабрики. Включение вентилятора ох­ лаждения гирокомпаса «Амур» минровындючателем термореле. (Автор Дмитриев А. ИЛ. те При работе гирокомпаса «Амур» в некоторых районах промысла наблюдается резкое изменение температуры поддер­ живающей жидкости. При вы­ ключенном вентиляторе темпе­ ратура поддерживающей жид­ кости падает ниже 30 граду­ сов С, а при включенном — по­ вышается до 43° С. Для поддер­ жания - постоянной температу­ ры жидкости вахтенному штур­ ману часто приходится отвле­ каться от своих обязанностей и постоянно вести наблюдения за показаниями термометра, вклю­ чать или выключать вентилятор гирокомпаса. Автором предложено включе­ ние вентилятора гирокомпаса осуществить контактами мик­ ровыключателя термореле. Две фазы направления подаются на мотор вентилятора по старой схеме через переключатель «Вентилятор». Первая фаза по­ дается с клеммной платы стола основного прибора через кон­ такты микровыключателя тер­ мореле иа клемму' 18 этой же платы и далее на лютер. Повышение безопасности при спуско-подъемных операциях аппарата «Север-2». (Автор Ро­ зенберг И. М.). При спуско-подъемных опера­ циях аппарата «Север-2» об­ служивание грузовой лебедки ПЭШ-2 производят два .челове­ ка, из них один находится у по­ ста аварийного отключения ле­ бедки на шлюпочной палубе, второй непосредственно у ле­ бедки для наблюдения за ее ра­ ботой Барабаны лебедки уклад­ ки троса ограничения продоль­ ного раскачивания аппарата «Север-2» имеют малую высоту реборд, что приводит к заеда­ нию троса и может привести к аварии аппарата. Автором предложено увели­ чить высоту реборд барабанов для укладки троса путем при­ варивания по периметру допол­ нительных реборд высотой 70 мм; перенести пост аварийного отключения со шлюпочной палу­ бы к лебедке. Этим достигается обслуживание лебедки одним лицом и повышается безопас­ ность спуско-подъемных опера­ ций. В. АЛЕКСАНДРОВА, инже­ нер технического отдела тра­ лового флота. . * ВИДЕЛ М г « к . М> А » . ^ виЧвНЯв# Гв4»^» w выдаете» не рейс три-четыре, осталь­ ные — донные. Этого, количества ору­ дий лове, промыслового вооружения, по словам капитанов, местёроя по добыче, вполне достаточно не любой рейс. До- снабжение в море производится очень редко. Все суде Западного бассейне снабже­ ны комплектами промысловых пввише- ц»р по районам выпуске 1*65—IfTD гг. Исходными данными, для них служат ма­ териалы АтлантНИРО, ПИНРО й Север­ ной разведки. Кроме того, капитаном ври выходе е плавание дается! задание не составление рабочих планшете*. Не них Должны наноситься глубины,реко­ мендованные курсы тралений, характер грунта, места задевов, уловы, ассорти­ мент, рекомендации по вооружению тралов и другие полезные сведения. Планшеты по приходе судна в порт'сда­ ются в отделы добычи или службы мо­ реплавания для издания новых посо­ бий. Каждый штурман ведет также для еебя записи условий промысла и рабо­ чие планшеты (кальки). \ Для балтийцев для работы основными являются некоторые районы Северо-За­ падной и Центрально-Восточной Атлан­ тики. Поэтому по ним имеется гораздо больше сведений, чем у экипажей на­ ших судов. Много информации, план­ шетов, материалов капитанов судов в отделе добычи объединения «Океан». Коллеги советовали нашим специалистам съездить к ним и отобрать нужные по­ собия. В районах, где работают моряки «Зал- рыбы», объекты лова хек, скумбрия, ставрида. Промежуточный район — Ир­ ландский шельф. При хорошей промыс­ ловой обстановке и когда таковой нет а основных районах, суда могут здесь начинать или заканчивать рейс. В этом отношении район очень удобен , для балтийцев, так как расположен на пути следования аг основные районы. Лабра­ дор для них не является важным п 'эа -1 нимает незначительный удельный вес в общем объеме добычи. Использование районов СЗА, ЦВА и ЮВА в качестве основных привело в более широкому использованию резно- глубинных тралов. Это обусловлено не­ личном здесь большого количестве пе­ лагических рыб. По эффективности использования раз­ ноглубинных тралов на первое место' можно поставить промысловиков «Аа- черрыбы». Главным образом они рабо­ тают в районе ЮВА, где лучшие грун­ товые .условия, а также больше п*- логических рыб. При лове а Северо-За­ падной Атлантике — районе, который для них но является основным и где на­ ряду с разноглубинными ■ тралами а одинаковой мере используются донные, если нет условий для пелагического ле­ ва, они работают слабее других фло­ тилий. п ••• • г . ' 1 * Географическое разделение района обусловливает для судов нашего глав­ ка в большей степени развитие донно­ го лова и в меньшей — разноглубинно­ го по сравнению с другими бассейна­ ми. Кроме того, балтийцы и черномор­ цы имеют на вооружении суда, техни­ чески более совершенные и с меньшим сроком эксплуатации их. Эти суда име­ ют большие возможности для ведения с них разноглубинного промысла. Так, БМРТ типа «Пушкин», которых в трало­ вом флоте много, технически самые низкие из всех крупнотоннажных судов. Таким образом, экипажи траулеров «Запрыбыя и «Азчеррыбы» при боль­ шом опыте работы и наличии более со­ временной техники добиваются лучших результатов пелагического лова, И дело не только в результатах отдельных рей­ сов. У. них более высокие, чем у севе­ рян, и годовые показатели. Балтийцы работают в более произво­ дительных районах. В общем объёме добычи большой удельный вес состав­ ляют хек, скумбрия, ставрида, которые дают высокие цифры вылова, выпуска пищевой продукции и ее реализации. Затраты же на добычу более низкие по ряду причин: лучшие грунтовые усло­ вия, более высокая производительность районов, . меньше износ механизмов. Все. это сказывается на- финансовых по-, казателях реботы экипажей. Они доби­ ваются большей прибыли, чем северя­ не, которые облавливают ценные поро­ ды рыб, но а условиях Баренцева моря и других трудных районов. Нам приходилось общаться с коман-. дами судов шести управлений «Запры- бы». Суда каждого управления подчиня­ ются своему флагману. Общее .руко­ водство осуществляет начальник про-. мыслового района —- , представитель главка. Промысловиков обслуживает разведка АтлантНИРО. При спаде про­ мысле а каком-либо районе капитаны полагаются не только на данные раз-, аедки, но и осуществляют групповой по­ иск. V v . Флагман группы Дает каждому судну район поиска, Хорошие знания его, большое число 'участников поиска, нали­ чие на судах станций УКВ большого ра­ диуса действия позволяют оперативно переключаться а более производитель­ ные районы. Когда нет сырьевой базы на хеке, скумбрии, ставриде, сельди или когда база позволяет загрузись фабрику за два—три траления, суда выходят в районы, где ловятся породы рыб, год­ ные для разделки и обеспечивающие выполнение плана по ассортименту. Несколько слов об орудиях лова, при­ меняемых балтийцами. При облове не­ регулируемых пород рыб они исполь­ зуют донные тралы таких конструкций: А-Э1, «Хек», «Хек-М», «Хек-Н». Первые два трала представляют со­ бой обычную двухпластную конструк­ цию, мало отличающуюся от широко ис­ пользуемого в Северном бассейне дон­ ного трала проекта 326. Но трал А-31 имеет меньшую затененную площадь по сравнению с 326-м за счет применения более крупной ячеи и ниточной дели в двух последних плахах мотни. Спедове- тедьйо, у наго и. меньшее агрегатное со­ противление. Это, а свою очередь, дает право предположить, что. на облоее , ставриды, скумбрии, сельди трал A-St даст больший эффект. Трал («Хек» и его дальнейшие моди­ фикации хорошо нам. знвкрмы. Сравни­ тельные .испытания, проведенные не БМРТ «Вымпел», не Выявили его пре*. имущества перед\тралом-чертежа 326. Схема вооружения орудий лова на5 балтийских БМРТ и на наших одинакова.' Доски наши коллеги - применяют двух - конструкций: овальные трехщелевые и угловые. Веере — 25,5 мМ. Комбини­ рование их не практикуют. •- \ . - - . - V -X J Как правило, балтийцы применяют подъемные щитки не. длинных оттяжках. Они изготовлены из текстолита толщи­ ной 12—20 мм в судовых условиях. Мы также стали применять текстолит, так как* щиток из сплава АМГ при спуске и подъёме трала деформируется. . На вооружении промысловиков «Зал- рыбы» несколько видов конструкций разноглубинных тралов. Большинство же бМРТ применяют трал 62,2 метра. Все зависит от того, как команда при­ способилась к той или иной конструк­ ции. Следует отметить, что все пелагиче­ ские тралы•Западного бассейна имеют максимальный шаг ячеи 600—800 мм, а* соответственно и меньшее агрегатное сопротивление. Это, в свою очередь, по-» зволяет добиваться наибольшего успеха. Администрация флотов Западного бассейна проявляет завидную оператив­ ность по . Внедрению разноглубинных орудий лова. Огромно желание и самих промысловиков работать новыми трала-' ми. После рейса все сведения по и* эксплуатации передаются в отдел добы­ чи. К сожалению, в большинстве случа­ ев наши капитаны с меньшей охотой применяют опытные образцы тралов. Как правило, испытания проходят в офи­ циальном порядке. В, ЕПИФАНОВ, флагманский специ­ алист по добыче рыбы Мурманского тралового флота. /

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz