Рыбный Мурман. 1973 г. Август.

ПРОСТОИ РАСЧЕТ КОШЕЛЬКОВОГО ЗАМЕТА НЕВОДА М НОГОЛЕТНЯЯ ПРАК* Эта схема также помогает и ТИКА показывает, что учету движения косяка. Если в капитаны, осваивающие процессе замета произведено из- кошельковый промысел, прихо- менение перекладки руля (до- дят в затруднение, когда при- пустим, в точке 3), то по норма- ходится делать расчет замета, ли к касательной 3-Б, то есть Между тем существует простой на прямой 3-А, откладывается инструментально - графический измеренный ранее другой радн- способ, дающий достаточно ус циркуляции судна и строится высокую точность для любого продолжение графика из нового типа судов и любых пород рыб. центра. При использовании до- Основными параметрами за* статочно малых отрезков с по­ мета являются диаметр цирку- мощыо циркуля, обходя по тра­ диции судна и длина кошель- екторин замета, измеряется дли- кового невода. Для нашего бас- на невода на любом этапе заме- сейна наиболее типичны невода та, и, следовательно, заранее длиной 650—750 метров, а нор- можно знать длину «ворот», вежцы применяют невода дли- Разумеется, нет никакой йе­ ной 400—500 метров, исполь- обходимости заниматься этими зуя суда с меньшим радиусом вычислениями перед каждым за- Циркуляции. Рекомендуемый метом. Достаточно твердо уяс- расчет вытекает из значительно- нить себе критические велнчи- го несовпадения работы кошель- ны (например, минимальное ковым неводом на судах типа расстояние до косяка при отда- СРТ, СРТ-р, СРТ-м и на судах че невода, углы положения ко- типа «Пионер», более крупных сяка — так называемые кром- и неповоротливых. Именно стре- ки), чтобы с большей вероятно- мясь найти причину малопроиз- стью делать правильные и ре- водительной работы крупнотон- зультативные заметы и свести нажных судов, мы и пришли к ошибки к минимуму, этим расчетам. Перебрав несколько вариан- Косяк необходимо охватить тов на бумаге, вы изберете для неводом полностью, причем не практики нужные исходные дан- приближаясь к нему ближе, чем ные и в соответствии с ними бу- на 80—60 метров. (Это выте- дете строить замет. Здесь мож- кает из натурной формы выме- но искать и найти свой идеал за- танного невода, которая пред- мета. Графически можно также ставляет собой перевернутый учесть и побочные величины, вершиной вниз усеченный ко- вроде расстояния от вибратора нус или, точнее, круглую кор- гидролокатора до кормы, рас- зинку). Необходимо также оста- стояние некоторой протяжки не- вить косяк как можно дальше вода буем и прочее, от «ворот», а сами «ворота» ле При прохождении косяка и сделать более 100—200 мет- принятии решения на замет па­ ров или не менее 1—2 длин лубной команде необходимо не- корпуса судна. Меньшая нели- чина «ворот» затрудняет манев- ^ ркрование судна при кольцева- г нии. ' • ч Наиболее выгодной точкой па- Z. чала вамета является точка, “ наиболее дальняя при условии. ♦ что для полного охвата косяка длины невода промысловику 4 J будет хватать. А -ее будет доста- ^ / точно для конкретного судна у тоща, когда правильно будет ' / учтен диаметр циркуляции суд- на-и длины невода. Iju На рисунке приведены при- j , J J мдпше параметры -невода и ра- * | " диус циркуляции для суда® 1 р типа «Яионер». Радиус щирку- | ляцни измеряется при строкой- 1 1. ном штилевом море или в зали- 1 ' ве на полном или среднем (или у'о* ипт^есугощем вас) ходу нри | полной или нужяой вам пере­ кладке руля и полояянии вибра- I . тора гидролокатора 90 градусов '*>»« J ' в сторону поворота. 1 • f to возвращении судаа на об- 1 I j ратный курс и наклоне вибра- I тора 0 градусов на самописце ^ лт J 7 / / выдается диаметр циркуляций судна с довольно хорошей точ­ ностью (запись «струи» от впи­ та). На рисунке первые 200 метров выложены по прямой, но, измерив диаметр циркуля­ ции при различных положениях руля, вы можете графически видеть, что будет с неводом (и косяком) при других вариантах. Помещая косяк на графике в различные его точки, можно определить, будет ли косяк об­ метан полностью или перерезан неводом н какие исходные пара­ метры отдачи невода наиболее приемлемы. которое время для подготовки к замету, а штурману — для вы­ хода на курс замета. У каждого свое мнение о способе выхода на замет. Простейший способ, не требующий акустического строгого сопровождения кося­ ка, следующий. При прохождении косяка лю­ бым курсом и принятии реше­ ния на замет делается поворот по ветру (безразлично, правый или левый) и при заходе судна на курс «по ветру» запус­ кается секундомер. Достаточно 3—5 минут пройти по этому курсу малым или самым малым ходом и тем же поворотом руля можно ложиться на курс замета. При наличии акустического контакта (пусть в точке 1) про­ изводится необходимый доворот на курс замета, причем доворот не превышает 10— 20 градусов, что вполне приемлемо. Угол 3—1—2 и является углом вы­ хода на замет. Простота спосо­ ба не мешает точности выхода на косяк, а правильно избран­ ное расстояние отхода от кося­ ка (или, что то же самое, вре­ мя отхода) только повышает точность. Исключается надоб­ ность в довольно сложных и требукйцих быстроты умозри­ тельных построений расче­ тов, нервирующих капитана при замете. Конечно, если на один косяк имеют виды десять судов, то далеко не отойдешь я врицеливание на косяк будет шнужденно приблизительным л поспешным. В. РЕМИЗОВ, Г. БИБА, гплячиь» показателей я соревновании двоился экипаж яавбавы «Макгскин Шар». Досрочно выполнен план полуто­ не * второго квартале « о ившуску продукции. Достойный &ЛВД * Ус д и коллектива внесла машинная команда под уководствош главного механика Вячеслава Степановича Па- зльчекко. На вертолетной палубе т о сфотографировал слесарь рой плавбазы А. Глушннекнн. <к i , - ч «>*/■/» С v n q > т ПОЯ и J tx е t*tа & / 7 ^ *4 *7/ э а ё с псе / л о р гъ 9 '7 9 v хО$ i / Cf j 4 а Р Е л л о ж п я о рильник на судах типа «Пав­ лово» н «Апатит». Автор тов. Контарев И. Д. При эксплуатации рыбомуч­ ных установок на судах типа «Павлово» на концевой част» шнека подачи сырья образуют-, ся утолщения, которые мещакмй поступлению сырья в варнль*. ник. Для очистки шнека прихо­ датся останавливать установку^ •скрывать шнек и очищать его» Автором предложено подве­ сти к концевой части шнека' трубопровод диаметром 30 ми от парового коллектора РМУ ** при засорении шнека подавать пар, который струей разрушав# сгусток сырья, ббест 'т ы а перебойную работу установки РМУ. В. АЛЕКСАНДРОВА, инженер технического от­ дела тралового флота. откидные нолукоягух» на ШОЙ: шурдата^ <2АКу\М-Су- льных барабанов РМУ типа W » . Аитвр тав. Лещина

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz