Рыбный Мурман. 1973 г. Август.
ПРОСТОИ РАСЧЕТ КОШЕЛЬКОВОГО ЗАМЕТА НЕВОДА М НОГОЛЕТНЯЯ ПРАК* Эта схема также помогает и ТИКА показывает, что учету движения косяка. Если в капитаны, осваивающие процессе замета произведено из- кошельковый промысел, прихо- менение перекладки руля (до- дят в затруднение, когда при- пустим, в точке 3), то по норма- ходится делать расчет замета, ли к касательной 3-Б, то есть Между тем существует простой на прямой 3-А, откладывается инструментально - графический измеренный ранее другой радн- способ, дающий достаточно ус циркуляции судна и строится высокую точность для любого продолжение графика из нового типа судов и любых пород рыб. центра. При использовании до- Основными параметрами за* статочно малых отрезков с по мета являются диаметр цирку- мощыо циркуля, обходя по тра диции судна и длина кошель- екторин замета, измеряется дли- кового невода. Для нашего бас- на невода на любом этапе заме- сейна наиболее типичны невода та, и, следовательно, заранее длиной 650—750 метров, а нор- можно знать длину «ворот», вежцы применяют невода дли- Разумеется, нет никакой йе ной 400—500 метров, исполь- обходимости заниматься этими зуя суда с меньшим радиусом вычислениями перед каждым за- Циркуляции. Рекомендуемый метом. Достаточно твердо уяс- расчет вытекает из значительно- нить себе критические велнчи- го несовпадения работы кошель- ны (например, минимальное ковым неводом на судах типа расстояние до косяка при отда- СРТ, СРТ-р, СРТ-м и на судах че невода, углы положения ко- типа «Пионер», более крупных сяка — так называемые кром- и неповоротливых. Именно стре- ки), чтобы с большей вероятно- мясь найти причину малопроиз- стью делать правильные и ре- водительной работы крупнотон- зультативные заметы и свести нажных судов, мы и пришли к ошибки к минимуму, этим расчетам. Перебрав несколько вариан- Косяк необходимо охватить тов на бумаге, вы изберете для неводом полностью, причем не практики нужные исходные дан- приближаясь к нему ближе, чем ные и в соответствии с ними бу- на 80—60 метров. (Это выте- дете строить замет. Здесь мож- кает из натурной формы выме- но искать и найти свой идеал за- танного невода, которая пред- мета. Графически можно также ставляет собой перевернутый учесть и побочные величины, вершиной вниз усеченный ко- вроде расстояния от вибратора нус или, точнее, круглую кор- гидролокатора до кормы, рас- зинку). Необходимо также оста- стояние некоторой протяжки не- вить косяк как можно дальше вода буем и прочее, от «ворот», а сами «ворота» ле При прохождении косяка и сделать более 100—200 мет- принятии решения на замет па ров или не менее 1—2 длин лубной команде необходимо не- корпуса судна. Меньшая нели- чина «ворот» затрудняет манев- ^ ркрование судна при кольцева- г нии. ' • ч Наиболее выгодной точкой па- Z. чала вамета является точка, “ наиболее дальняя при условии. ♦ что для полного охвата косяка длины невода промысловику 4 J будет хватать. А -ее будет доста- ^ / точно для конкретного судна у тоща, когда правильно будет ' / учтен диаметр циркуляции суд- на-и длины невода. Iju На рисунке приведены при- j , J J мдпше параметры -невода и ра- * | " диус циркуляции для суда® 1 р типа «Яионер». Радиус щирку- | ляцни измеряется при строкой- 1 1. ном штилевом море или в зали- 1 ' ве на полном или среднем (или у'о* ипт^есугощем вас) ходу нри | полной или нужяой вам пере кладке руля и полояянии вибра- I . тора гидролокатора 90 градусов '*>»« J ' в сторону поворота. 1 • f to возвращении судаа на об- 1 I j ратный курс и наклоне вибра- I тора 0 градусов на самописце ^ лт J 7 / / выдается диаметр циркуляций судна с довольно хорошей точ ностью (запись «струи» от впи та). На рисунке первые 200 метров выложены по прямой, но, измерив диаметр циркуля ции при различных положениях руля, вы можете графически видеть, что будет с неводом (и косяком) при других вариантах. Помещая косяк на графике в различные его точки, можно определить, будет ли косяк об метан полностью или перерезан неводом н какие исходные пара метры отдачи невода наиболее приемлемы. которое время для подготовки к замету, а штурману — для вы хода на курс замета. У каждого свое мнение о способе выхода на замет. Простейший способ, не требующий акустического строгого сопровождения кося ка, следующий. При прохождении косяка лю бым курсом и принятии реше ния на замет делается поворот по ветру (безразлично, правый или левый) и при заходе судна на курс «по ветру» запус кается секундомер. Достаточно 3—5 минут пройти по этому курсу малым или самым малым ходом и тем же поворотом руля можно ложиться на курс замета. При наличии акустического контакта (пусть в точке 1) про изводится необходимый доворот на курс замета, причем доворот не превышает 10— 20 градусов, что вполне приемлемо. Угол 3—1—2 и является углом вы хода на замет. Простота спосо ба не мешает точности выхода на косяк, а правильно избран ное расстояние отхода от кося ка (или, что то же самое, вре мя отхода) только повышает точность. Исключается надоб ность в довольно сложных и требукйцих быстроты умозри тельных построений расче тов, нервирующих капитана при замете. Конечно, если на один косяк имеют виды десять судов, то далеко не отойдешь я врицеливание на косяк будет шнужденно приблизительным л поспешным. В. РЕМИЗОВ, Г. БИБА, гплячиь» показателей я соревновании двоился экипаж яавбавы «Макгскин Шар». Досрочно выполнен план полуто не * второго квартале « о ившуску продукции. Достойный &ЛВД * Ус д и коллектива внесла машинная команда под уководствош главного механика Вячеслава Степановича Па- зльчекко. На вертолетной палубе т о сфотографировал слесарь рой плавбазы А. Глушннекнн. <к i , - ч «>*/■/» С v n q > т ПОЯ и J tx е t*tа & / 7 ^ *4 *7/ э а ё с псе / л о р гъ 9 '7 9 v хО$ i / Cf j 4 а Р Е л л о ж п я о рильник на судах типа «Пав лово» н «Апатит». Автор тов. Контарев И. Д. При эксплуатации рыбомуч ных установок на судах типа «Павлово» на концевой част» шнека подачи сырья образуют-, ся утолщения, которые мещакмй поступлению сырья в варнль*. ник. Для очистки шнека прихо датся останавливать установку^ •скрывать шнек и очищать его» Автором предложено подве сти к концевой части шнека' трубопровод диаметром 30 ми от парового коллектора РМУ ** при засорении шнека подавать пар, который струей разрушав# сгусток сырья, ббест 'т ы а перебойную работу установки РМУ. В. АЛЕКСАНДРОВА, инженер технического от дела тралового флота. откидные нолукоягух» на ШОЙ: шурдата^ <2АКу\М-Су- льных барабанов РМУ типа W » . Аитвр тав. Лещина
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz