Рыбный Мурман. 1973 г. Август.
1 с ЕГОДНЯ наша «Стра ница рационализато ра» — тематическая. Новаторы Мурманского тралового флота сделали немало д л я совершенство вания техники БМРТ типа «Пушкин». Активное уча стие 4 этом принимает it технологическая группа управления. Забот у этой группы много. Она осуще ствляет руководство спе циалистами судов, прове ряет состояние оборудова ния, контролирует выпол нение правил эксплуата ции, оформляет флотские и судовые заказы на ре монт, следит за его ходом, рассматривает рационали заторские предложения. Инженеры группы за последние три года сами по дали более 70 предложений. Только от внедрения и х за последний год экономиче ский эффект составил 100 тысяч рублей. НА СНИМКЕ (слева на право): групповые механи ки т.т. Елизаров В. Д., Про кофьев О. M.t Соколов Л. А., флагманский механик тОв. Чурин В. Т. Фото Л. Кузнецовой. П Р Е Д Л О Ж Е Н И Я ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ КОРАБЕЛЬНОЙ ТЕХНИКИ Б М Р Т Т И П А « П У Ш К И Н » п РИ РАБОТЕ НА ТЯЖЕЛЫХ ГРУНТАХ интенсивно подтираются кабели, очень часты случаи обрыва, особенно верх них тонких кабелей. Для предотвращения обрыва и удлинения срока службы кабелей стар- петлю ставится скоба № 4, в нее — вторая, а затем двухзвенная цепка стопорная н трехавенная щепка, притеняющиеся для включения траловых досок. Двойные кабеля соединяются скобой № 4, далее — вертлюг 6, 9, скоба >6 4, в которую вставлена ЧТОБЫ КАБЕЛЬ НЕ РВАЛСЯ шнй мастер во добыче БМРТ-241 «Душанбе» тов. Кбшкна Н. Н. предложил ставить в районе со единения одинарного кабели с двойными кабеля ми выключающийся 600 мм бобине* со штоком. .Для этого к одинарному основному кабелю в духзвенная стопорная цепка н скоба М 4, в кото рую ставится гак включения досок. Выключающий ся бобинец вооружается следующим обраром: на клвчовочный шток спускается 600 мм бовннец, с каждой стороны которого ставится по шайбе. С од ной стороны штока ставится скоба 4 и трехзвенная дока для включения досок, с другой стороны — дца скобы № 4 и гак включения траловых досок. Во яабежведе самопроизвольного выключений клячевки на грунте при задеве в обоих гаках вклю чения сверлятся по два отверстия для стопорных гужнков. к станине траловой лебедки крепятся две стопорные оттяжки с гаками. Длина оттяжек долж на быть не менее трех нетроа. По предложению технической секции данное предложённе было испытано на ВМРТ-242 на тя жел*** грунтах. Проведенные испытания доказали необходимость внедрения этого рационализатор- ского предложения. I РАСЧЕТ УПРОЩЕН РИ ПОДСЧЕТЕ мощности главного двигателя по ин дикаторным диаграммам приходится производить значи-. тельное количество арифметиче ских действий. Старший механик БМРТ-256 «Серафимович» тов. Фролов В. К. предложил упростить эту работу. Для этого нужно заранее рассчитать номограмму для данного двигателя н определенного масштаба пружины tfWttt&TOpa. Подобные номограммы легко рассчитать заранее для различных типов двигателей в диапазоне нагрузок, например, от 75 до 100 процентов для двух-трех ходовых пружин индикаторов. Таким образом, каждый двига тель будет иметь 2—3 номограммы, что значительно облегчит обсчет инди каторных диаграмм. В Масштабе флота подобные диаграммы можно рассчи тать и размножить, например, по линии КБ тралового флота. Предложение интересно, эффективно и принято к внедрению на судах. З А М Е Н А В Е Н Т И Л Я Т О Р А • На судах, где передатчик радиолокационной станцяц находится непосредственно в рулевой руб ке, при его работе создается большой шум от вен тилятора обдува генераторных ламп. Этот фактор создаёт помехи в управлении судном. Во время ту мана нз-за шума вентилятора плохо слышны туман ные сигналы, подаваемые соседними судами. Для замены вентилятора РЛС, не изменяя схемы крепления, электрорадионавигатор БМРТ-248 «Ульянову» тов. Островой Н. М. предложил быто- wm nmm yum i | мм I ни i г ....... ... вой вентилятор типа ТВ-1 с переключателе* на Две скорости вращения. Для его установки в передат чике необходимо вырезать из оцинкованж)го Железа или жести полоску шириной 15—20 миллиметров и длиной 145—150 миллиметров, просверлить1 два отверстия диаметром шесть миллиметров на рас стоянии 135 миллиметров Друг от друга. Развер нуть вентилятор основанием вверх, вставить на ме сто старого вентилятора РЛС, и вырезанной пласти ной с двумя винтами закрепить его с Другой частью я основания. ' Так как вентилятор ТВ-1 работает от напряжения 220 вольт переменного тока частотой 50 гц, то под ключать его нужно через выключатель соответст венно к этому напряжению. Производительность вентилятора ТВ-1 позво ляет эксплуатировать передатчик РЛС в режимах, определенных инструкцией по эксплуатации РЛС. При длительной эксплуатации (200—250 часов) сальники подшипников вентилятора необходимо с помощью масленки пропитать машинным маслом. В холодное время целесообразно переключать вен тилятор на меньшие обороты, тогда сроки смазки увеличиваются до 400—500 часов. - В I960 году после окон чания Мурманского выс шего инженерного мор ского училища пришел в тралс&ый флот Эдуард Нльгеч. Тсшиарав. Ходильна., кораблях механиком. Спу стя шесть лет его перевели на работу 1 в управление флота , на должность груп пового инженера-механика. В его ведении сначала бы ли суда типа БМРТ , а за тем — ПРТ. Пригодились накопленные знания и опыт. В 1969 году его на значили главным механи ком по холодильному обо рудованию. , Эдуард Ильич — актив ный рационализатор. Из девятнадцати внесенных им предложений . двенадцать внедрено — о общим эко номическим эффектом око ло SO тысяч рублей . НА СНИМКЕ {слева на право): главный механик тов. Гончаров д. И. обсуж дает с работниками ВРИЗа инженером - экономистом тов. IIIпановой Л. С. и стар шим инженером тов. Па- лицыным Е. Н. свое рацио нализаторское предложение «Везртутный указатель уровня аммиака в аппара тах холодильных устано вок». Предложение одоб рено и принято к внедре нию на флотах Северного бассейна. 2 часа j I КОНСТРУКЦИЯ СТОПОРОВ | У Л У Ч ШЕ Н А | При установке растормаживающего устройства на траловой лйбедке на с\'дах“ типа «Пушкин» обжатие стопоров производилось На тормозной тумбе. При спуске и подъеме трала приходится затрачивать время на Ва- жатие и отдачу стопоррв лебедки. И для матроса дело утомительное; при- | ходится делать до 20 оборотов маховика, диаметр которого 280 мм, а шаг ре&ьбы на червячке 6 мм (диаметр 30 мм). Старший механик ВМРТ-246 тов. Степанов В. Н. предложил срезать стопорные ленты: носовую вЗО мм. кормовую 420 мм. Изготовить новые I куски лент: носовую 510 мм, кормовую 400 мм с проушинами для га&Ви червячного вала я сухаря. Также установить червячный вал (диамэтр — 46 мм, шаг резьбы трапецевидной в мм). На червячный вал насадить махо вик (диаметр — 400—500 мм). Moiee ^усгромс rlo и три j минуты | I мьжооук Mtctb СВ«»«4’ ИЯ Данное предложение выполнен* на I междурейсовой стоянки. При работе БМРТ «Северное снйннё» е о вре- с тралом время на спуск его Конструкция уплотнения шту цера для индикаторного кра- на на выход# ого на цнпнндро __ вой крышки главного даигате- ■ Уменьшается на 3—5 минут. Предложение внедрено на ВМРТ-241 в ля МАН-9В0В состоит на ре* |ьМРТ*243. После изменения конструкций растормаживающее устройство яинояых кояоц и нажимной | работает хорошо, атулки. Тан как г о втулка но имеет бурта, то в процессе эксплуатации при случаях за мены резиновых колец, кото* рыв со временем подверга ются разрушению от действия температуры, особенно при нидицкроееиии двигателя, ив снятие во затрачивается более двух часов времени. Практи чески вту втулку без засвер ловки и приспособлений выта щить невозможно. СтаршнЯ механик BMPT-2S0 «Пушкин» тов. Пархоменко И. И. для быстрой съемки ука занно* нажимной втулки при И З М Е Н Е Н * С Х Е М Воздушные коздрессорШ 1 и 2 охлаждаются во время работы забортной водой. Работа-компрессора без открытой охлаждающей воды приводит к его перегреву, что недопустимо в эксплуатации. Электрик ВМРТ-256 «Серафимович» тов. Зеленев В. В. предложил стчновнть простое устройство:* на шток водяного клапана закрепить ко шеную шайбу, выточенную из >латуни или бронзы. На кронштейне за крепляется концевой выключатель, который своим роликом прикасается к конусной шайбе водяного клапана. К концевому выключателю подклю чен кабель РШМ длиной в один метр, а вторые концы кабеля подключе ны последовательно в цепь катушки нулевой защиты М 5 (удерживающей) пускового реостата. г « % При каждом окончании работы компрессора охлаждающая вода пере крывается клапаном, что соответствует правилам эксплуатации. Шток кла пана при перекрытии опускается и опускает конусную шайбу, ролик кон цевого выключателя КВ я п р ят под действием пружины и освобождает конец, несущий подвижные контакты концевого выключателя КВ. Кон такты размыкаются* цепь нулевой защиты удерживающей катушки раз рывается, н реостат при последующем включении в работу компрессора удерживаться не будет. В результате этого запуск не осуществится до тех пор, пока не откроют клапан охлаждающей воды компрессора. Этим пред отвращается пуск в работу воздушного компрессора без охлаждающей воды. При открытии воздушною клапана конусная шайба поднимается и действует на рычаг концевого выключателя, который в срою очередь дей ствует ка контакты. Контакты, замыкаясь, подготавливают схему к нор мальной работе. Данное >^вдложение эффективно. • * * Моторист БМРТ-256 «Серафимович» тов. Подгорный В. С. для борь бы с загрязнением прибрежнья вод нефтяными отходами предложил сле дующее. ч f t ж К нагнетательной трубе осушительного центробежного насоса прива ривается труба соответствующего диаметра и другой конец ее вваривается в мерительную трубу танка >№3 двойного дна. Это дает возможность при стоянке судна в порту и при плавании в прибрежных районах собирать льяльные воды в танк № 3 двойного дна для последующей их сепарации. Предложение принято техническим советом судна, внедрено, дало по ложительные результаты. В условиях ЭКС' ллуатации, предложил: сверлить отверстия t ммх втулках уплотнения шту- цорое для индикаторных кра- марезать резьбу М4. Кроме тесе, изготовить два рыма с резьбой М4 для вы- таскиааиия этих втулок. На EMPT-250 это предложение внедрено и испытано. Резуль таты испытания положитель ные. Время для выемки одной втулки секретилось до трок минут. С И Г Н А Л И З А Ц И Я О З А Т О П Л Е Н И И ПОМЕЩЕНИЯ РМУ Во время стоянок в порту или переходов на промысел, когда на рыбо- фабряке н в РМУ нет людей, из открытых пожарных рожков или из-за неисправности водовровода вода попадает в РМУ и затапливает оборудо вание, находящееся там. В связи с этим возникла необходимость установки сигнализации о затоплении. Электрик ВМРТ-256 «Серафимович» тов. Брянцев предложил схему сигнализации с использованием кабельной микрофонной проводки с над- спипопой дуги на кормовой мостик. а-в £ к J 220 Нв нижней палубе в РМУ поставлен конечный выключатель с поплав ком (в качестве поплавка используется кухтыль). От концевика проложен кабель до микрофонной коробки, находящейся у консервного отделения. Используются две яшлф кабеля связи. Микрофонный кабель соединен с запасной жилой индукторного теле фона ♦мостик-машина». С телефона в машинном отделении сделан выход на специально оборудованный щит. где вместе с двумя звонками н сиг нальной лампой стоит пакетник прекращения сигнализации. Сигнализация выведена в машину потому, что на стоянках и в рейсе в машине всегда находится вахтенный моторист или механик, которые услышат звонки и примут соответствующие меры. Предложение тов. Брянцева одобрено техническим советом, внедрено и рекомендуется к внедрению на другие суда. рун насСс I Для удобства эксплуатации и сокращения срока обслуживания рулевой машины моторист БМРТ-256 «Серафимович» тов. Артемьев И. В. предложил установить в румпельном отделении пе рекачивающий масляный насос для пополнения расходного масляного бачка (см. схему). Расходный бачок расположен в неудобном ме- Т Е П Е Р Ь Б А Н К А НЕ НУЖНА сте — под подволоком над рулевой машиной, до бавлять в него масло банкой, как это делалось рань ше, неудобно. При внедрении данного предложения моторист тов. Артемьев использовал ручной насос «Альвеер», который взят из старых деталей. Пред ложение принято техническим советом, внедрено, получены положительные результаты. &ММ* Мурмлж* О 31 «лдогст» 1973 го д я \
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz