Рыбный Мурман. 1973 г. Август.
1 м в ш « ш м 1 м ш ш 1 1 1 ш 1 1 « п и м ш т п 1 1 1 ш 1 п 1 м 1 ш 1 1 1 ш м 1 | 1 и в и м н т и а м ш и и s ! :*w m s i 1 : ! S -•Vе. • . s m : ! a s В ПОМОЩЬ ТВОРЧЕСКИМ БРИГАДАМ НОТ СВЕРДЛОВСКАЯ ОБЛАСТЬ. На строительстве системы очистки воздуха от вредных газов трубоволочильного цеха «В-3» Синарского трубного завода в Каненске-Уральском работает вертолет-края «МИ-10К», экиианг которого возглав ляет летчик Г. Р. Карапетян. С его помощью предстоит воз вести в недоступном для обычных подъемных механизмов месте четыре скруббера-капдеуловителя башенного типа об щим весом 400 тонн и высотой 45 метров каждый. На подъ ем одной укрупненной секцнн-царги весом до 10 тонн затра чивается в среднем 12 минут с момента подъема вертолета в воздух до возвращения его на оперативную взлетно-посадоч ную площадку. Царги монтируются на месте с точностью • до 3-х миллиметров. S На снимках; установки царги вертолетом на здании тру* 2 боволочильного цеха; командир вертолета летчик Гурген Ру- 8 бенович Карапетян. Фото В. Клипиницера (Фотохроника ТАСС). 8 гаааа«ааааам*аааааав*ааааааааавааяаввааававввааяааваааавашаявааавааваааааааааавааааа 'аааавааавааавааТ : ■■■ 5Э?55£а О ДНИМ из самых дейст венных рычагов повы шения производитель ности труда, не требующих крупных капитальных вложе нии и обеспечивающих быструю окупаемость производственных затрат, является внедрение на учной организации труда. Творческими бригадами НОТ, созданными на судах флота, проделана значительная работа по разработке и внедре нию планов НОТ. За 1972 год внедрение ти повых мероприятий по совер шенствованию организации труда на ПРТ датской построй ки позволило получить эконо мический эффект в сумме 810.6 тысяч рублей. Внедре ние типового отраслевого плава МОТ на БМРТ немецкой и польской построек дало эко номический эффект в сумме 134.6 тысяч рублей. Учитывая, что во внедре нии научной организации тру да должны активно участво вать не : только специалисты отделов и; служб управления, и» и моряки промысловых су дов, 20 апреля 1973 года по траловому флоту издан пря на» «Об у л у чш и м работы су довых творческих бригад НОТ*. Приказ вшьшвет от ветственность судовой админи страции за проведение работы не ВОТ в представляет враво руководству T in lf tp iT n if iii SOT вносить предложения по вы плате премия экипажу судна за период рейса с учетом его работы но научной организа ции труда. Экипажи ПРТ «Перемышль, «Навигатор», - - «Магнит», БМРТ «А. Бредов», «Хаба ровск», «Н. Кононов», «Капи тан Демидов». «Березники», «Диксон», «Полесье», РТ «Га лич», «Веха» «Юг», «Е. Пуга ч е » , «Вилново», «Томь» суме ли внедрить в производство ряд интересных мероириятий, И НА «БОРТОВИКАХ» МОЖНО МНОГОЕ СОВЕРШЕНСТВОВАТЬ вскрыть и привести в действие резервы производства. Но пока еще остается поже лать много лучшего в проведе нии работы по совершенство ванию организации производ ства и труда многим экипажам БМРТ немецкой и польской по строек и судов бортового тра ления. Некоторые из экипажей этих судов не всегда представляют в лабораторию НОТ материалы о работе, проделанной за рейс. Кроме того, часть из представ ленных материалов не имеет достаточных данных для об счета экономической эффектив ности. Неумение администрации оцешвать результаты своего труда в мыслить экономически приводит к тому, что нередко проделанная работа по НОТ остается надлежащим образом неоформленной и не доведен ной до сведения капитанов од нотипных судов. В составе тралового флота много судов бортового трале ния. На их . долю приходится около 30 процентов добываемой рыбы. Казалось бы, что на этих старых кораблях вопросы со вершенствования организации труда и производства решены полностью. Однако опыт рабо ты творческих бригад и экипа жей некоторых РТ показывает, что место творческому поиску есть н на наших «бортовиках». Вот некоторые примеры. Члены творческой бригады НОТ траулера «Галич», руко водимой старшим механиком тов. Зотовым А. Ф., предложи ли и внедрили мероприятия, позволяющие сократить потери топлива, улучшить условия труда и облегчить некоторые операции по обслуживанию главной машины и по приему топлива. При снабжении в .море в свежую погоду на бакштове бывает невозможно точно за мерить количество принятого топлива. Расчет за топливо ведется по показаниям счетчи ка, установленного на танкере или плавбазе, что приводит к разногласиям. Чтобы избежать этого, на «Галиче» в магистраль приема топлива установили счетчик. При профилактическом ре монте металлических набивок поршневых штоков главной машины отдельные сегменты могут падать в картер, да и за пасные части и инструмент на ходятся не под рукой. С целью улучшения организации рабо чего места и сокращения за трат на данную операцию, вторым механином тов. Коро левым Б. П. изготовлен раз борный столик из фанеры тол щиной 8 миллиметров с выре зом под диаметр штока. После снятия обоймы столик устанав ливается в картере и скрепля ется. Инструмент и запчасти за счет буртиков, установлен ных на столе, располагаются надежно. На траулера «Галич» для откачки льяльных вод выделе ны сборные емкости (танки JS» 2 левого и правого бортов емкостью 10 тонн). Откачка воды производится через топливную магистраль й двенадцатнкдапанную коробку. Оставшаяся в cucfewe льяль- ная вода ирн перекачке топлива в главный танк попадала в не го. Попадание топлива в танки или воды из этих танков про исходило также из-за неплот ности клапанов или попадания под клапан инородного тела. К тому же сток от сборного бака сепаратора выведен в сточную цистерну, в которую также стекает вода- со всех под донов. Поэтому иногда прихо дится перекачивать ее через сепаратор или откачивать в главный танк. Для обеспечения удобства и исключения переполнения тан ков членами машинной коман ды предложено установить ин дивидуальную систему откачки льяльных вод в танки Jsfe 2 ле вого и правого бортов, а также от танков к сепаратору, минуя топливную магистраль и кла панные коробки. Сепариро ванное топливо от бака сепара тора выводится в танк № 3, а не в сточную цистерну. Для улучшения работы сепараторов льяльных аод необходимо установить индивидуальные насосы производительностью пять тонн. Грамотная эксплуатация ис парителя, полностью обеспечи вающего водой котельную уста новку, позволила экипажу брать в рейс на 15 тонн воды меньше. За счет этого ври вы ходе в 85-суточный рейс эки паж принимал такое же коли чество топлива. А так как стоимость топлива, получаемо го в море, дороже за счет до ставки, то экипаж сэкономил на этом одну тыеячу рублей. Старший механик траулера «Юг» тов. Степаненко Д. С. и первый помощник капитана тов. Корсун Н. К. при работе экипажа на кошельковом про мысле организовали выработ ку кормовой муки. За рейс бы ло выпущено свыше 63 тонн этой нужной народному хозяй ству продукции. Мука не сда валась на плавбазу и храни лась до прихода в порт в муч ном трюме. Качество ее было хорошим. Для снижения тем пературы в помещении РМУ по технической документации, разработанной ЦПКТБ, СРЗ № 1 устанавливает вентилятор. Творческой бригадой НОТ в целях экономии электроэнер гии в процессе снятия стяжных колец невода со стяжного тро са с перестановкой на тран спортировочный предложено вместо траловой лебедки мощ ностью 143 квт использовать, специальный шпиль с электро мотором 1,5 киловатт. Шпиль установили на плите левого по воротного ролика. Очень большую работу по обеспечению хорошего техниче ского состояния судна провели моряки траулера -«Емельян Пу гачев». Благодаря этому, кораблю, бывшему в капиталь ном ремонте в 1967 году, ин спекцией Регистра класс прод лен до конца 1974 года. При затаривании крафтмеш- ков с мукой для включения штока приходится выделять человека в помощь машинисту РМУ. Если же эту работу вы полнял один машинист, то вре мя на выгрузку увеличивалось на 40—50 минут. (Окончание на 4 стр.) ОПЫТ НАШИХ ДРУЗЕЙ l l l l t « l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l »! t l l lMl l l l l l l l l t l l l l t l t ( l i l l l I l t l l l l l l l f >t lYI I I I I ! l l t l l l l lMl l l l l l t l l l l | | l t l l l ! I I IVIHy i l l » t t l l l l l l lUl i n i t l l l t l t l l l l l I I | l l l l l l t l l l l l l l l l l l l l t l l l t l i r i l l l l l l l l l l l l l l i n t l l l l КОШЕЛЬКОВЫЙ НЕВОД НА «ВЕРХОВОДКЕ» «в ЕРХОВОДКА», то есть косяк рыбы на поверхно сти, встречается двух раз новидностей-т В одном случае ойа движется' в пя'ти-семи мет рах от поверхности воды и визу- ально наблюдается с борта про мыслового судна по сереньким вргицам, которые держатся на воде стаями. По размерам этих «таи визуально определяется «одходящая стая рыбы для за мета невода. Птицы епдят на воде голов ками в одну сторону или пере летают с места на место. По йвтеденшб'птичек," то есть на правлению их головок и курса их постоянных перелетов, су дят о направлении и скорости движении косяка рыбы. Следу ем домнить, что птички сидят да ^хвосте» стаи. «Верховодка» определяется и акустикой — открывается за 100—150 метров при нулевом вертикальном наклоне опущен ного вибратора гидроакустиче ской установки. Но делать за мет с помощью акустики в атом случае не рекомендуется, так как or посылок контакта стая рассыпается. Поэтому необходимо посту пать следующим образом: не вод подготавливается для заме та по беспроводниковой схеме; на главной палубе подготавли ваются две «кошки» с капроно выми линями; заводят тросы по беспроводниковой схеме, то есть проводник подается через траловые ролики на носовую часть судна. Для проведения замета вы ходя» на подветренную от стаи сторону на расстояние 600 —700 метров. На самом малом ходу выпускают за борт буи, «хаос*» невода и двигают ся в сторону стаи вод курсовым углом 10—15 градусов с пра вого борта. За 300—400 мет ров до стан дают полный ход машине» удерживая стаю под курсовым углом 10—15 граду сов. - г . . . Зная, что птицы сидят па Чхвоете» стаи, судно подходит к ним на расстояние до 80 мет ров и экипаж отдает невод. За мет производится полным хо дом по плавному нругу, остав- ' ляя птиц в центре невода. При подходе к буям дают полный ход назад, погашая инерцию судна и отпугивая рыбу от во рот невода. Обработка буев, выборка тросов и невода ве дутся обычными методами. В некоторых случаях при за мете на малых глубинах можно производить частичную выбор ку бежного уреза и стяжного троса, не дожидаясь полной об работки буев, закрепления пя ткой части невода и стяжного троса. Но это производится при большом опыте работы палубной команды по беспро водниковой схеме заметов. На такой «верховодке» хорошим заметом считается улов в 20—30 тонн рыбы. Во втором случае «верховод ка» визуально наблюдается на поверхности воды но «голов ке» стаи. Следует помнить, что в этом случае внден нервый движущийся край косяка. По направлению движения сгустка «головки» стаи определяют екорость и направление движе ния всего косяка рыбы, боль шей частью не выходящей на поверхность. Уловы могут до стигать 60 и более тонн. Подготовку невода, заводку тросов проводят также по бес проводниковой схеме. Подход и обработку стаи проводят так же, как и при замете невода на «птичках». Акустика такие стаи обнаруживает за 200— 250 метров при нулевом верти кальном наклоне опущенного вибратора установки. Но поль зоваться акустикой при замете на такие стаи не рекомендует ся, так как в большинстве слу чаев при замете косяк рыбы рассыпается или уходит под нижнюю подбору невода, всплы вая с другой стороны его. Замет следует производить за 300—400 метров до стаи при курсовом угле 10—15 градусов с правого борта. Ма шине дают команду: «Полный ход» и идут на стаю, выпустив предварительно буи, тросы и «хвост» невода. Отдают невод за 100—120 метров до голов ки стаи при курсовом угле 15—20 градусов с правого бор та и положении руля судна 5 градусов вправо. Первые несколько десятков метров невода отдают на пол ном ходу, затем дают в маши ну максимальные обороты, идя на обгон стаи. После того, как судно обгонит, «головку» стаи хотя бы на 20—25 градусов к траверзу, кладут руль на 20—30 градусов правого бор та. В этом случае «головка» стаи отворачивает вправо от носа судна и идет под углом 30—50 градусов по его ходу. Замет ведут полным ходом до завершения, выводя стаю под названным углом на пят- ную часть невода. Не доходя до буев, дают судну полный ход назад. Иногда «головку» стаи «ре жут», то есть проходят по ры бе. В такое случае опасаться за результаты замета не следует, так как с левого борта судна остается только ведущая часть стаи рыбы, а основной косяк остается в неводе, хорошо об лавливается и не уходит под нижнюю подбору во время кольцевания. Лов на «верлрводке» по дао* ной схеме проведен экипажей СРТР-9168 во главе с капита ном Ю. М. Антошиным в ми нувшем рейсе. Практика пода твердила высокую эффектив ность этого опыта. В. БУЛГАКОВ, наставник по добыче.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz