Рыбный Мурман. 1973 г. Август.

1 м в ш « ш м 1 м ш ш 1 1 1 ш 1 1 « п и м ш т п 1 1 1 ш 1 п 1 м 1 ш 1 1 1 ш м 1 | 1 и в и м н т и а м ш и и s ! :*w m s i 1 : ! S -•Vе. • . s m : ! a s В ПОМОЩЬ ТВОРЧЕСКИМ БРИГАДАМ НОТ СВЕРДЛОВСКАЯ ОБЛАСТЬ. На строительстве системы очистки воздуха от вредных газов трубоволочильного цеха «В-3» Синарского трубного завода в Каненске-Уральском работает вертолет-края «МИ-10К», экиианг которого возглав­ ляет летчик Г. Р. Карапетян. С его помощью предстоит воз­ вести в недоступном для обычных подъемных механизмов месте четыре скруббера-капдеуловителя башенного типа об­ щим весом 400 тонн и высотой 45 метров каждый. На подъ­ ем одной укрупненной секцнн-царги весом до 10 тонн затра­ чивается в среднем 12 минут с момента подъема вертолета в воздух до возвращения его на оперативную взлетно-посадоч­ ную площадку. Царги монтируются на месте с точностью • до 3-х миллиметров. S На снимках; установки царги вертолетом на здании тру* 2 боволочильного цеха; командир вертолета летчик Гурген Ру- 8 бенович Карапетян. Фото В. Клипиницера (Фотохроника ТАСС). 8 гаааа«ааааам*аааааав*ааааааааавааяаввааававввааяааваааавашаявааавааваааааааааавааааа 'аааавааавааавааТ : ■■■ 5Э?55£а О ДНИМ из самых дейст­ венных рычагов повы­ шения производитель­ ности труда, не требующих крупных капитальных вложе­ нии и обеспечивающих быструю окупаемость производственных затрат, является внедрение на­ учной организации труда. Творческими бригадами НОТ, созданными на судах флота, проделана значительная работа по разработке и внедре­ нию планов НОТ. За 1972 год внедрение ти­ повых мероприятий по совер­ шенствованию организации труда на ПРТ датской построй­ ки позволило получить эконо­ мический эффект в сумме 810.6 тысяч рублей. Внедре­ ние типового отраслевого плава МОТ на БМРТ немецкой и польской построек дало эко­ номический эффект в сумме 134.6 тысяч рублей. Учитывая, что во внедре­ нии научной организации тру­ да должны активно участво­ вать не : только специалисты отделов и; служб управления, и» и моряки промысловых су­ дов, 20 апреля 1973 года по траловому флоту издан пря­ на» «Об у л у чш и м работы су­ довых творческих бригад НОТ*. Приказ вшьшвет от­ ветственность судовой админи­ страции за проведение работы не ВОТ в представляет враво руководству T in lf tp iT n if iii SOT вносить предложения по вы­ плате премия экипажу судна за период рейса с учетом его работы но научной организа­ ции труда. Экипажи ПРТ «Перемышль, «Навигатор», - - «Магнит», БМРТ «А. Бредов», «Хаба­ ровск», «Н. Кононов», «Капи­ тан Демидов». «Березники», «Диксон», «Полесье», РТ «Га­ лич», «Веха» «Юг», «Е. Пуга­ ч е » , «Вилново», «Томь» суме­ ли внедрить в производство ряд интересных мероириятий, И НА «БОРТОВИКАХ» МОЖНО МНОГОЕ СОВЕРШЕНСТВОВАТЬ вскрыть и привести в действие резервы производства. Но пока еще остается поже­ лать много лучшего в проведе­ нии работы по совершенство­ ванию организации производ­ ства и труда многим экипажам БМРТ немецкой и польской по­ строек и судов бортового тра­ ления. Некоторые из экипажей этих судов не всегда представляют в лабораторию НОТ материалы о работе, проделанной за рейс. Кроме того, часть из представ­ ленных материалов не имеет достаточных данных для об­ счета экономической эффектив­ ности. Неумение администрации оцешвать результаты своего труда в мыслить экономически приводит к тому, что нередко проделанная работа по НОТ остается надлежащим образом неоформленной и не доведен­ ной до сведения капитанов од­ нотипных судов. В составе тралового флота много судов бортового трале­ ния. На их . долю приходится около 30 процентов добываемой рыбы. Казалось бы, что на этих старых кораблях вопросы со­ вершенствования организации труда и производства решены полностью. Однако опыт рабо­ ты творческих бригад и экипа­ жей некоторых РТ показывает, что место творческому поиску есть н на наших «бортовиках». Вот некоторые примеры. Члены творческой бригады НОТ траулера «Галич», руко­ водимой старшим механиком тов. Зотовым А. Ф., предложи­ ли и внедрили мероприятия, позволяющие сократить потери топлива, улучшить условия труда и облегчить некоторые операции по обслуживанию главной машины и по приему топлива. При снабжении в .море в свежую погоду на бакштове бывает невозможно точно за­ мерить количество принятого топлива. Расчет за топливо ведется по показаниям счетчи­ ка, установленного на танкере или плавбазе, что приводит к разногласиям. Чтобы избежать этого, на «Галиче» в магистраль приема топлива установили счетчик. При профилактическом ре­ монте металлических набивок поршневых штоков главной машины отдельные сегменты могут падать в картер, да и за­ пасные части и инструмент на­ ходятся не под рукой. С целью улучшения организации рабо­ чего места и сокращения за­ трат на данную операцию, вторым механином тов. Коро­ левым Б. П. изготовлен раз­ борный столик из фанеры тол­ щиной 8 миллиметров с выре­ зом под диаметр штока. После снятия обоймы столик устанав­ ливается в картере и скрепля­ ется. Инструмент и запчасти за счет буртиков, установлен­ ных на столе, располагаются надежно. На траулера «Галич» для откачки льяльных вод выделе­ ны сборные емкости (танки JS» 2 левого и правого бортов емкостью 10 тонн). Откачка воды производится через топливную магистраль й двенадцатнкдапанную коробку. Оставшаяся в cucfewe льяль- ная вода ирн перекачке топлива в главный танк попадала в не­ го. Попадание топлива в танки или воды из этих танков про­ исходило также из-за неплот­ ности клапанов или попадания под клапан инородного тела. К тому же сток от сборного бака сепаратора выведен в сточную цистерну, в которую также стекает вода- со всех под­ донов. Поэтому иногда прихо­ дится перекачивать ее через сепаратор или откачивать в главный танк. Для обеспечения удобства и исключения переполнения тан­ ков членами машинной коман­ ды предложено установить ин­ дивидуальную систему откачки льяльных вод в танки Jsfe 2 ле­ вого и правого бортов, а также от танков к сепаратору, минуя топливную магистраль и кла­ панные коробки. Сепариро­ ванное топливо от бака сепара­ тора выводится в танк № 3, а не в сточную цистерну. Для улучшения работы сепараторов льяльных аод необходимо установить индивидуальные насосы производительностью пять тонн. Грамотная эксплуатация ис­ парителя, полностью обеспечи­ вающего водой котельную уста­ новку, позволила экипажу брать в рейс на 15 тонн воды меньше. За счет этого ври вы­ ходе в 85-суточный рейс эки­ паж принимал такое же коли­ чество топлива. А так как стоимость топлива, получаемо­ го в море, дороже за счет до­ ставки, то экипаж сэкономил на этом одну тыеячу рублей. Старший механик траулера «Юг» тов. Степаненко Д. С. и первый помощник капитана тов. Корсун Н. К. при работе экипажа на кошельковом про­ мысле организовали выработ­ ку кормовой муки. За рейс бы­ ло выпущено свыше 63 тонн этой нужной народному хозяй­ ству продукции. Мука не сда­ валась на плавбазу и храни­ лась до прихода в порт в муч­ ном трюме. Качество ее было хорошим. Для снижения тем­ пературы в помещении РМУ по технической документации, разработанной ЦПКТБ, СРЗ № 1 устанавливает вентилятор. Творческой бригадой НОТ в целях экономии электроэнер­ гии в процессе снятия стяжных колец невода со стяжного тро­ са с перестановкой на тран­ спортировочный предложено вместо траловой лебедки мощ­ ностью 143 квт использовать, специальный шпиль с электро­ мотором 1,5 киловатт. Шпиль установили на плите левого по­ воротного ролика. Очень большую работу по обеспечению хорошего техниче­ ского состояния судна провели моряки траулера -«Емельян Пу­ гачев». Благодаря этому, кораблю, бывшему в капиталь­ ном ремонте в 1967 году, ин­ спекцией Регистра класс прод­ лен до конца 1974 года. При затаривании крафтмеш- ков с мукой для включения штока приходится выделять человека в помощь машинисту РМУ. Если же эту работу вы­ полнял один машинист, то вре­ мя на выгрузку увеличивалось на 40—50 минут. (Окончание на 4 стр.) ОПЫТ НАШИХ ДРУЗЕЙ l l l l t « l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l »! t l l lMl l l l l l l l l t l l l l t l t ( l i l l l I l t l l l l l l l f >t lYI I I I I ! l l t l l l l lMl l l l l l t l l l l | | l t l l l ! I I IVIHy i l l » t t l l l l l l lUl i n i t l l l t l t l l l l l I I | l l l l l l t l l l l l l l l l l l l l t l l l t l i r i l l l l l l l l l l l l l l i n t l l l l КОШЕЛЬКОВЫЙ НЕВОД НА «ВЕРХОВОДКЕ» «в ЕРХОВОДКА», то есть косяк рыбы на поверхно­ сти, встречается двух раз­ новидностей-т В одном случае ойа движется' в пя'ти-семи мет­ рах от поверхности воды и визу- ально наблюдается с борта про­ мыслового судна по сереньким вргицам, которые держатся на воде стаями. По размерам этих «таи визуально определяется «одходящая стая рыбы для за­ мета невода. Птицы епдят на воде голов­ ками в одну сторону или пере­ летают с места на место. По йвтеденшб'птичек," то есть на­ правлению их головок и курса их постоянных перелетов, су­ дят о направлении и скорости движении косяка рыбы. Следу­ ем домнить, что птички сидят да ^хвосте» стаи. «Верховодка» определяется и акустикой — открывается за 100—150 метров при нулевом вертикальном наклоне опущен­ ного вибратора гидроакустиче­ ской установки. Но делать за­ мет с помощью акустики в атом случае не рекомендуется, так как or посылок контакта стая рассыпается. Поэтому необходимо посту­ пать следующим образом: не­ вод подготавливается для заме­ та по беспроводниковой схеме; на главной палубе подготавли­ ваются две «кошки» с капроно­ выми линями; заводят тросы по беспроводниковой схеме, то есть проводник подается через траловые ролики на носовую часть судна. Для проведения замета вы­ ходя» на подветренную от стаи сторону на расстояние 600 —700 метров. На самом малом ходу выпускают за борт буи, «хаос*» невода и двигают­ ся в сторону стаи вод курсовым углом 10—15 градусов с пра­ вого борта. За 300—400 мет­ ров до стан дают полный ход машине» удерживая стаю под курсовым углом 10—15 граду­ сов. - г . . . Зная, что птицы сидят па Чхвоете» стаи, судно подходит к ним на расстояние до 80 мет­ ров и экипаж отдает невод. За ­ мет производится полным хо­ дом по плавному нругу, остав- ' ляя птиц в центре невода. При подходе к буям дают полный ход назад, погашая инерцию судна и отпугивая рыбу от во­ рот невода. Обработка буев, выборка тросов и невода ве­ дутся обычными методами. В некоторых случаях при за­ мете на малых глубинах можно производить частичную выбор­ ку бежного уреза и стяжного троса, не дожидаясь полной об­ работки буев, закрепления пя­ ткой части невода и стяжного троса. Но это производится при большом опыте работы палубной команды по беспро­ водниковой схеме заметов. На такой «верховодке» хорошим заметом считается улов в 20—30 тонн рыбы. Во втором случае «верховод­ ка» визуально наблюдается на поверхности воды но «голов­ ке» стаи. Следует помнить, что в этом случае внден нервый движущийся край косяка. По направлению движения сгустка «головки» стаи определяют екорость и направление движе­ ния всего косяка рыбы, боль­ шей частью не выходящей на поверхность. Уловы могут до­ стигать 60 и более тонн. Подготовку невода, заводку тросов проводят также по бес­ проводниковой схеме. Подход и обработку стаи проводят так же, как и при замете невода на «птичках». Акустика такие стаи обнаруживает за 200— 250 метров при нулевом верти­ кальном наклоне опущенного вибратора установки. Но поль­ зоваться акустикой при замете на такие стаи не рекомендует­ ся, так как в большинстве слу­ чаев при замете косяк рыбы рассыпается или уходит под нижнюю подбору невода, всплы­ вая с другой стороны его. Замет следует производить за 300—400 метров до стаи при курсовом угле 10—15 градусов с правого борта. Ма­ шине дают команду: «Полный ход» и идут на стаю, выпустив предварительно буи, тросы и «хвост» невода. Отдают невод за 100—120 метров до голов­ ки стаи при курсовом угле 15—20 градусов с правого бор­ та и положении руля судна 5 градусов вправо. Первые несколько десятков метров невода отдают на пол­ ном ходу, затем дают в маши­ ну максимальные обороты, идя на обгон стаи. После того, как судно обгонит, «головку» стаи хотя бы на 20—25 градусов к траверзу, кладут руль на 20—30 градусов правого бор­ та. В этом случае «головка» стаи отворачивает вправо от носа судна и идет под углом 30—50 градусов по его ходу. Замет ведут полным ходом до завершения, выводя стаю под названным углом на пят- ную часть невода. Не доходя до буев, дают судну полный ход назад. Иногда «головку» стаи «ре­ жут», то есть проходят по ры­ бе. В такое случае опасаться за результаты замета не следует, так как с левого борта судна остается только ведущая часть стаи рыбы, а основной косяк остается в неводе, хорошо об­ лавливается и не уходит под нижнюю подбору во время кольцевания. Лов на «верлрводке» по дао* ной схеме проведен экипажей СРТР-9168 во главе с капита­ ном Ю. М. Антошиным в ми­ нувшем рейсе. Практика пода твердила высокую эффектив­ ность этого опыта. В. БУЛГАКОВ, наставник по добыче.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz