Рыбный Мурман. 1973 г. Август.
Таблица 7, РЕШАЮТСЯ ВАЖНЫЕ ЗАДАЧИ Научно-поисковое судно -ерсей-3» находится в очеред- м рейсе. Продолжительность авания — 120 суток. Основ- й задачей этого рейса явля- 'я учет молоди трески и пик- | с целью использования по- ченных материалов для дол- :рочного прогнозирования. Многолетними исследования- ! доказано, что появление уро- гйных поколений очень силь- • отражается на производи- льности тралового промысла рез определенный период, обходимый для достижения •1бой промысловых размеров, шдена количественная связь .•жду количеством молоди на с траления и будущей произ- дительностью промысла. Кро- i того, регулярный учет моло- помогает вскрыть важные щебиологические закономер- сти. Так, удалось установить, о «урожайность» очередных колений трески Северо-Запад- ^^Дмргакии^еверо№ ропей - •фазе: в год появления н$?^£ айных поколений на западе по- ляется урожайное поколение Баренцевом море. Таким об* 130М, опираясь на хорошо по- авленный учет молоди в ка- •м-либо районе, можно ориен- .ровочно судить о будущем со- оянии запасов в другом. Вторая важная задача — тра мвая съемка с целью определе- ш численности и биомассы рослых рыб (включая про- •гсловые) района Ньюфауяд- нда для сравнения с анало- чными показателями прош- IX лет. Учет всех взрослых рыб проводится полярным ин ститутом на «Персее-3» с 1971 года по рекомендации между народной организации ИКНАФ. Подобные съемки проводятся для выяснения общей рыбопро дуктивности водоема и динами ки численности по годам, что необходимо при организации ра ционального рыболовства. Уже проходит эра, когда че ловек лишь охотился в океане, истребляя все живое ради своей выгоды, не думая о завтрашнем дне. Человечеством в настоя щее время изымается из океана около 80 миллионов тонн рыбы и морепродуктов, что составля ет около половины того, что мо жет дать океан. Однако уже сейчас в результате неправиль ной, однобокой эксплуатации сырьевых ресурсов океана по дорваны запасы некоторых про мысловых рыб. На «Персее-3» проводятся также океанографические ис следования для изучения сезон- бод в районе Ньюфаундленда, определяющих условия обита ния и сроки нереста, а также воспроизводство всех рыб. Кро ме того, рейсовое задание пре дусматривает сбор ихтиопланк- тона-икрииок и личинок основ ных промысловых рыб. Изуче ние ихтиопланктона позволяет установить места и сроки нере ста, локальность стад, пути и протяженность дрейфовых миг раций рыб ранних стадий раз вития. Кроме того, результаты регулярно проводимых ихтио- планктонных съемок в совокуп ности с океанологическими на блюдениями и учетом молоди помогут установить характер и вскрыть причины колебания численности, что в конечном итоге позволяет ввести правиль ное лимитирование промысла при рациональном использова нии сырьевых ресурсов океана, Исследованиями в прошлые годы, в том числе и в подобных рейсах, удалось выявить ряд за кономерностей в изменениях среды и распределении рыб. В частности, сотрудниками лабо ратории донных рыб Северо-За падной Атлантики В. В. Бур макиным и К. Г. Константино вым установлена цикличность в смене теплых и холодных лет у Лабрадора и Ньюфаундленда и протнвофазность в изменениях теплосодержания водных масс в Баренцевом море и Северо-За падной Атлантике. На основа нии этого уже в конце 1971 го да было предсказано, что 1972 год будет холодным для райо нов Лабрадора и Ньюфаундлен- да. и что в Баренцевом море тем- JiC[Jci XJyix «■»▼.ТТГОТПТПЯИН; Всегда очень интересными бывают результаты исследова ний, проведенные в экстремаль ные годы, т, е. годы с резко вы раженными температурными из менениями, каким был 1972 год. Б Северо-Западной Атлантике в 1972 году наблюдалось необы чайное похолодание водных масс. Раньше обычного нача лось льдообразование, в резуль тате почти весь Лабрадорский шельф и материковый склон бы ли закрыты льдом. Создалась очень тяжел |я ледовая обста новка для судов, ведущих про мысел в этом районе. А в Ба ренцевом море в этот год наблю далась противоположная карти на. т. е. водные массы были не обычайно отеплены. Сильное по тепление баренцевоморских вод сказалось и на климате Европы. Изменение температуры в районах Атлантики сказалось и на распределении промысловых рыб. Сильное отепление водных масс Восточно-Исландского те чения летом 1972 года опреде лило крайне широкое распреде ление путассу на акватории Норвежского моря. Рыба держа лась на обширной акватории, не создавая плотных скоплений. Сотрудник ПИНРО В. Н. Шлей- ник отмечал необычное распре деление сайки в Баренцевом мо ре. В результате повышения теплосодержания вод сайка сместилась значительно дальше на север и северо-восток моря, чем в предыдущие годы. А в во дах Северо-Западной Атланти ки похолодание обусловило вы сокую производительность су- лот. облавливающих скопления ЧерНОГО ПаЛТ^Са. Тупорчтттлй макрурус, как более * теплолю бивый вид, мигрировал на боль шие глубины, не образуя плот ных скоплений. 1973 год находится на грани це двух -, циклов. Такие годы обычно бывают холодными для Лабрадора и Ньюфаундленда и теплыми для Баренцева моря. А. ЧУМАКОВ, научный сотрудник ПИНРО. В ЭКИПАЖЕ ТРАУЛЕРА и М О Л Д А В И Я :> К ЛИПФИС К - НЙКА БОРИСА ФИЛИП ПОВИЧА ШКУРЕНКО ПО ПРАВУ СЧИТАЮТ СПЕ ЦИАЛИСТОМ ВЫСОКОГО КЛАССА. ЕЖЕРЕЙСНО ВЫРАБОТКА ПРОДУКЦИИ У НЕГО СОСТАВЛЯЕТ 115 — 120 ПРОЦЕНТОВ. ЕГО ВЫ И ВИДИТЕ НА СНИМ КЕ. Фото В. Нименского. (Окончание. Нач. в ММ 87—89). Цля экипаже» суда» достаточ- иметь нормативы прямых за- iT на один центнер по всему ортименту продукции, норма- .ы режимных суточных затрат элементам рейсооборота и в юм на эксплуатационные сут- Нормагивы могут быть рас- эстранены на суда вместе с 40 вым промфинпланом или со- дены по радио судам, нахо димся на промысле. Для апробирования норматив- *о метода ежедневных судовых рат автор настоящей работы «работал нормативы по райо- л Юго-Восточной Атлантики ч судов типа ППР на основе 1 четных данных техпромфин- ша Мурманского тралового ота на 1971 год. Для иллюстра- 1 нормативного метода вос- 1 ьзуемся этими нормативами. Допустим, что нам требуется яснить, какие затраты произве- «ы на ППР в течение одного ч на промысле. По учету тех- чога нам известно, сколько и :ой продукции выпущено за т день. Нормативы затрат на судне имеются. Эти данные фор мируются в небольшой таблице и рассчитываются затраты (см. таблицу 7). Аналогично можно рассчитать сумму затрат за любой период рейса (пятидневку, декаду, ме сяц и т. д.). Рассчитав доходы, зная расходы судов, можно опе ративно определить эффектив ность промыслового района по группе судов. Можно также по этим же данным подводить итоги по результатам парного соревно вания между судами. Рассмотрим подведение итогов по результатам законченного рейса ППР «Глетчер» в 1970 го ду (см. таблицу 8). Здесь следует иметь в виду, что транспортные расходы долж ны корректироваться на разницу объема грузов, перевезенных за время рейса для судна. Напри мер, планом было предусмотре но вывезти из района промысла девятьсот тонн мороженой рыбы транспортными судами и доста вить на промысел 60 тонн воды. Фактически вывезено продукции 80G тонн и воды доставлено 90 тонн. В этом случае надо исклю чить из рейсовых затрат стои мость перевозки — 100 тонн (900 — 800) рыбопродукции и приба вить к затратам стоимость пере возки 30 тони (90—60) воды по тарифам. Тарифы за перевозку грузов транспортными судами указываются в рейсовом плане, и расчет не вызовет затруднений. Так, по ППР «Глетчер» в на шем примере транспортных рас ходов оказалось на шесть тысяч рублей меньше по сравнению с рейсовым планом. Скорректиро ванный итог по рейсовым затра там (таблица 8) составил 1322,3 тысячи рублей (1328,3 — 6). Фак тически за рассматриваемый рейс затрат было 1255,8 тысячи рублей и по плану, пересчитанному на фактическую работу, — 1312,5 тысячи рублей. Это соответствен но составляет 5 и 0,77 процента. Такие незначительные отклонения для целей оперативного учета и анализа затрат допустимы и свидетельствуют о возможности применения нормативного мето да. При организации внутрисудово- го хозяйственного расчета для определения затрат по судну, ко торые необходимы в расчетах обобщающих показателей уровня хозрасчетной деятельности внут- рисудовых звеньев, можно при менять нормативный метод. Этим не исчерпывается сфера применения нормативного мето да. Используя его, можно вести оперативный нормативный учет затрат по группам судов за лю бой период времени. Открывает ся возможность использования з оперативных аналитических дан ных, наряду с показателями вы лова рыбы, выпуска продукции в натуральном и денежном выра жении и др., также показатели себестоимости продукции и при были. Получение этих показате лей облегчит решение задачи со вершенствования и автоматиза ции управления предприятиями и судами на базе ЭВМ. Однако это выходит за рамки судового хозрасчета, и рассмотрение это го вопроса не входит в мою за дачу в рамках этой статьи. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Внедрение в хозрасчету ю практику судов в^нутрисудовогр хозрасчета, применение обоб щающих показателей уровня хоз расчета и организация на их ос нове материального етимулиро-? Всгния судовых хозрасчетных звеньев являются неотъемлемой частью ведения хозяйственного расчета предпри ятия. Применение нормативного ме*? тода учета судовых затрат не только облегчит задачу развития внутрисудового хозрасчета, орга низации социалистического со ревнования, но и обеспечит воз можность руководителям про- Bh мысла, капитанам оперативно определять эффективность рай онов промысла. Рассматриваемые в настоящей статье вопросы. с внедрением их в производственно-хозяйственную практику явятся - инструментом совершенствования и . углубления хозяйственного расчете.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz