Рыбный Мурман. 1973 г. Август.

Таблица 7, РЕШАЮТСЯ ВАЖНЫЕ ЗАДАЧИ Научно-поисковое судно -ерсей-3» находится в очеред- м рейсе. Продолжительность авания — 120 суток. Основ- й задачей этого рейса явля- 'я учет молоди трески и пик- | с целью использования по- ченных материалов для дол- :рочного прогнозирования. Многолетними исследования- ! доказано, что появление уро- гйных поколений очень силь- • отражается на производи- льности тралового промысла рез определенный период, обходимый для достижения •1бой промысловых размеров, шдена количественная связь .•жду количеством молоди на с траления и будущей произ- дительностью промысла. Кро- i того, регулярный учет моло- помогает вскрыть важные щебиологические закономер- сти. Так, удалось установить, о «урожайность» очередных колений трески Северо-Запад- ^^Дмргакии^еверо№ ропей - •фазе: в год появления н$?^£ айных поколений на западе по- ляется урожайное поколение Баренцевом море. Таким об* 130М, опираясь на хорошо по- авленный учет молоди в ка- •м-либо районе, можно ориен- .ровочно судить о будущем со- оянии запасов в другом. Вторая важная задача — тра­ мвая съемка с целью определе- ш численности и биомассы рослых рыб (включая про- •гсловые) района Ньюфауяд- нда для сравнения с анало- чными показателями прош- IX лет. Учет всех взрослых рыб проводится полярным ин­ ститутом на «Персее-3» с 1971 года по рекомендации между­ народной организации ИКНАФ. Подобные съемки проводятся для выяснения общей рыбопро­ дуктивности водоема и динами­ ки численности по годам, что необходимо при организации ра­ ционального рыболовства. Уже проходит эра, когда че­ ловек лишь охотился в океане, истребляя все живое ради своей выгоды, не думая о завтрашнем дне. Человечеством в настоя­ щее время изымается из океана около 80 миллионов тонн рыбы и морепродуктов, что составля­ ет около половины того, что мо­ жет дать океан. Однако уже сейчас в результате неправиль­ ной, однобокой эксплуатации сырьевых ресурсов океана по­ дорваны запасы некоторых про­ мысловых рыб. На «Персее-3» проводятся также океанографические ис­ следования для изучения сезон- бод в районе Ньюфаундленда, определяющих условия обита­ ния и сроки нереста, а также воспроизводство всех рыб. Кро­ ме того, рейсовое задание пре­ дусматривает сбор ихтиопланк- тона-икрииок и личинок основ­ ных промысловых рыб. Изуче­ ние ихтиопланктона позволяет установить места и сроки нере­ ста, локальность стад, пути и протяженность дрейфовых миг­ раций рыб ранних стадий раз­ вития. Кроме того, результаты регулярно проводимых ихтио- планктонных съемок в совокуп­ ности с океанологическими на­ блюдениями и учетом молоди помогут установить характер и вскрыть причины колебания численности, что в конечном итоге позволяет ввести правиль­ ное лимитирование промысла при рациональном использова­ нии сырьевых ресурсов океана, Исследованиями в прошлые годы, в том числе и в подобных рейсах, удалось выявить ряд за­ кономерностей в изменениях среды и распределении рыб. В частности, сотрудниками лабо­ ратории донных рыб Северо-За­ падной Атлантики В. В. Бур­ макиным и К. Г. Константино­ вым установлена цикличность в смене теплых и холодных лет у Лабрадора и Ньюфаундленда и протнвофазность в изменениях теплосодержания водных масс в Баренцевом море и Северо-За­ падной Атлантике. На основа­ нии этого уже в конце 1971 го­ да было предсказано, что 1972 год будет холодным для райо­ нов Лабрадора и Ньюфаундлен- да. и что в Баренцевом море тем- JiC[Jci XJyix «■»▼.ТТГОТПТПЯИН; Всегда очень интересными бывают результаты исследова­ ний, проведенные в экстремаль­ ные годы, т, е. годы с резко вы­ раженными температурными из­ менениями, каким был 1972 год. Б Северо-Западной Атлантике в 1972 году наблюдалось необы­ чайное похолодание водных масс. Раньше обычного нача­ лось льдообразование, в резуль­ тате почти весь Лабрадорский шельф и материковый склон бы­ ли закрыты льдом. Создалась очень тяжел |я ледовая обста­ новка для судов, ведущих про­ мысел в этом районе. А в Ба­ ренцевом море в этот год наблю­ далась противоположная карти­ на. т. е. водные массы были не­ обычайно отеплены. Сильное по­ тепление баренцевоморских вод сказалось и на климате Европы. Изменение температуры в районах Атлантики сказалось и на распределении промысловых рыб. Сильное отепление водных масс Восточно-Исландского те­ чения летом 1972 года опреде­ лило крайне широкое распреде­ ление путассу на акватории Норвежского моря. Рыба держа­ лась на обширной акватории, не создавая плотных скоплений. Сотрудник ПИНРО В. Н. Шлей- ник отмечал необычное распре­ деление сайки в Баренцевом мо­ ре. В результате повышения теплосодержания вод сайка сместилась значительно дальше на север и северо-восток моря, чем в предыдущие годы. А в во­ дах Северо-Западной Атланти­ ки похолодание обусловило вы­ сокую производительность су- лот. облавливающих скопления ЧерНОГО ПаЛТ^Са. Тупорчтттлй макрурус, как более * теплолю­ бивый вид, мигрировал на боль­ шие глубины, не образуя плот­ ных скоплений. 1973 год находится на грани­ це двух -, циклов. Такие годы обычно бывают холодными для Лабрадора и Ньюфаундленда и теплыми для Баренцева моря. А. ЧУМАКОВ, научный сотрудник ПИНРО. В ЭКИПАЖЕ ТРАУЛЕРА и М О Л Д А В И Я :> К ЛИПФИС К - НЙКА БОРИСА ФИЛИП­ ПОВИЧА ШКУРЕНКО ПО ПРАВУ СЧИТАЮТ СПЕ­ ЦИАЛИСТОМ ВЫСОКОГО КЛАССА. ЕЖЕРЕЙСНО ВЫРАБОТКА ПРОДУКЦИИ У НЕГО СОСТАВЛЯЕТ 115 — 120 ПРОЦЕНТОВ. ЕГО ВЫ И ВИДИТЕ НА СНИМ­ КЕ. Фото В. Нименского. (Окончание. Нач. в ММ 87—89). Цля экипаже» суда» достаточ- иметь нормативы прямых за- iT на один центнер по всему ортименту продукции, норма- .ы режимных суточных затрат элементам рейсооборота и в юм на эксплуатационные сут- Нормагивы могут быть рас- эстранены на суда вместе с 40 вым промфинпланом или со- дены по радио судам, нахо­ димся на промысле. Для апробирования норматив- *о метода ежедневных судовых рат автор настоящей работы «работал нормативы по райо- л Юго-Восточной Атлантики ч судов типа ППР на основе 1 четных данных техпромфин- ша Мурманского тралового ота на 1971 год. Для иллюстра- 1 нормативного метода вос- 1 ьзуемся этими нормативами. Допустим, что нам требуется яснить, какие затраты произве- «ы на ППР в течение одного ч на промысле. По учету тех- чога нам известно, сколько и :ой продукции выпущено за т день. Нормативы затрат на судне имеются. Эти данные фор­ мируются в небольшой таблице и рассчитываются затраты (см. таблицу 7). Аналогично можно рассчитать сумму затрат за любой период рейса (пятидневку, декаду, ме­ сяц и т. д.). Рассчитав доходы, зная расходы судов, можно опе­ ративно определить эффектив­ ность промыслового района по группе судов. Можно также по этим же данным подводить итоги по результатам парного соревно­ вания между судами. Рассмотрим подведение итогов по результатам законченного рейса ППР «Глетчер» в 1970 го­ ду (см. таблицу 8). Здесь следует иметь в виду, что транспортные расходы долж­ ны корректироваться на разницу объема грузов, перевезенных за время рейса для судна. Напри­ мер, планом было предусмотре­ но вывезти из района промысла девятьсот тонн мороженой рыбы транспортными судами и доста­ вить на промысел 60 тонн воды. Фактически вывезено продукции 80G тонн и воды доставлено 90 тонн. В этом случае надо исклю­ чить из рейсовых затрат стои­ мость перевозки — 100 тонн (900 — 800) рыбопродукции и приба­ вить к затратам стоимость пере­ возки 30 тони (90—60) воды по тарифам. Тарифы за перевозку грузов транспортными судами указываются в рейсовом плане, и расчет не вызовет затруднений. Так, по ППР «Глетчер» в на­ шем примере транспортных рас­ ходов оказалось на шесть тысяч рублей меньше по сравнению с рейсовым планом. Скорректиро­ ванный итог по рейсовым затра­ там (таблица 8) составил 1322,3 тысячи рублей (1328,3 — 6). Фак­ тически за рассматриваемый рейс затрат было 1255,8 тысячи рублей и по плану, пересчитанному на фактическую работу, — 1312,5 тысячи рублей. Это соответствен­ но составляет 5 и 0,77 процента. Такие незначительные отклонения для целей оперативного учета и анализа затрат допустимы и свидетельствуют о возможности применения нормативного мето­ да. При организации внутрисудово- го хозяйственного расчета для определения затрат по судну, ко­ торые необходимы в расчетах обобщающих показателей уровня хозрасчетной деятельности внут- рисудовых звеньев, можно при­ менять нормативный метод. Этим не исчерпывается сфера применения нормативного мето­ да. Используя его, можно вести оперативный нормативный учет затрат по группам судов за лю­ бой период времени. Открывает­ ся возможность использования з оперативных аналитических дан­ ных, наряду с показателями вы­ лова рыбы, выпуска продукции в натуральном и денежном выра­ жении и др., также показатели себестоимости продукции и при­ были. Получение этих показате­ лей облегчит решение задачи со­ вершенствования и автоматиза­ ции управления предприятиями и судами на базе ЭВМ. Однако это выходит за рамки судового хозрасчета, и рассмотрение это­ го вопроса не входит в мою за­ дачу в рамках этой статьи. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Внедрение в хозрасчету ю практику судов в^нутрисудовогр хозрасчета, применение обоб­ щающих показателей уровня хоз­ расчета и организация на их ос­ нове материального етимулиро-? Всгния судовых хозрасчетных звеньев являются неотъемлемой частью ведения хозяйственного расчета предпри ятия. Применение нормативного ме*? тода учета судовых затрат не только облегчит задачу развития внутрисудового хозрасчета, орга­ низации социалистического со­ ревнования, но и обеспечит воз­ можность руководителям про- Bh мысла, капитанам оперативно определять эффективность рай­ онов промысла. Рассматриваемые в настоящей статье вопросы. с внедрением их в производственно-хозяйственную практику явятся - инструментом совершенствования и . углубления хозяйственного расчете.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz