Рыбный Мурман. 1973 г. Август.
ФИЛЬМ о в е р н о й д р у ж б е и л ю б в и Кинофильм «По собственному желанию» рассказывает о дружбе трех рабочих парней — Кости, Степана и Василия — с большого машиностроительного предприятия, об их увлеченности своим делом, своей профессией. об их преданности родному заводу. В фильме снимались: Евгений Киндинов (Костя), Ирина Печерникова (Полина), Борне Чирков (дядя Миша), Александр Кавалеров (Петушок), Анатолий. Вёденкни (Степан), Александр Вдовин (Василий). Поставлена лента Эдуардом Гавриковым на студии «Мосфильм» по сценарию Геннадия Бокарева. На снимке: кадр из фильма. Слева направо: Полина — артистка И. Печерникова, Василий — артист А. Вдовин, Степан — артист А. Ве- денкин. Фотохроника ТАСС. ■ ■ В и В ОТКРЫТОЕ МОРЕ гости из ФИНЛЯНДИИ На днях экипаж БМРТ-264 «Град» прини мал на борту своего кораб ля гостей из Финляндии. С трудом заполярных промыс ловиков, их жизнью при шли познакомиться 42 ак тивиста отделения общества «Финляндия—СССР» из финского города Кеми. Группу возглавлял председа тель отделения Каарле Мар- тала. ^ Капитан-директор Васи ли!! Михайлович Абаркин, который неплохо знает фин ский язык, подробно рас сказал гостям о том, как работает экипаж, в каких районах он промышлял и ка кого добился результата на лову. Состоялась оживлен ная беседа, в ходе которой моряки подробно ответили на вопросы друзей из Финт ляндии. А гости исполнили песню рабочего класса их страны «Дорогами битв». На прощанье они оставили теп лую запись в книге отзывов." Моряки БМРТ «Град» решили стать коллективным членом общества «СССР — Финляндия». О. ГОРБА. 75 лет назад на Мурмане нача лись научно-исследовательские работы по изучению Баренцева моря. Руководил ими Николай Михайлович Книпович, чье имя сейчас носит Полярный институт. Разведочная экспедиция явилась отправкой точкой для* главной на- учно-исследовательскои экспеди ции, которую год спустя возгла вил также Н. М. Книпович. В одном из документов, хра нящемся в архиве Ленинградского отделения Академии Наук СССР, Николай Михайлович писал по этому поводу: «С весны 1898 го да начались продолжавшиеся год работы так называемой «Разве дочной экспедиции» на парусном судне «Помор» и различных бо лее мелких судах и отчасти на ад министративном пароходе «Мур ман». С весны следующего года начались работы главной экспеди ции для научно-промысловых ис следований у берегов Мурмана на специально построенном для этой экспедиции в Германии пароходе «Андрей Первозванный»... Об ласть работ простиралась от Финмаркена до Новой Земли и ТЕРНИСТЫЙ ПУТЬ (Окончание. Нач. на 3 стр.) - На XXIV съезде КПСС отмеча лось, что в цепи, соединяющей науку с производством, наиболее слабыми звеньями являются те, которые связаны с практической реализацией достижений науки, с их внедрением в массовое произ водство. В полной мере это отно сится и к внедрению рационали заторских предложений». Начнем с того, что внедрение большинства предложений осу* ществляется на судах своими си лами. Внедрение предложений, требующих разработки и техниче ской документации,, проводится с большими задержкамй из-за ма лочисленности штата конструк торского бюро и загрузки . его ремонтными работами. Проект ные же организации и институты отказываются от заключения до говоров на разработку рациона лизаторских предложений, ссы лаясь-на загруженность темами 'по плану. * ' Траловый флот не имеет своей производственной. базы, поэтому изготовленйе опытных и серий ных образцов по предложениям зависит от судоремонтных пред приятий. Предполагалось,' что ра боты эти будет выполнять экспе риментальная база ПИНРО. Одна ко надежды не оправдались. Кро ме того, что экспериментальная база не принимает всех работ по опытным образцам, стоимость из готовления их очень высокая. Так, изготовление приспособления для ручной резки стальных тросов было определено в 500 рублей, хотя все приспособление немно гим отличаетсяуот обычных нож ниц по металлу. Какой-то выход из положения дает возможность заказывать не обходимые детали на СРЗ-1 и на головном предприятии. Осуще- *сталяется это так. Механик,. сда- *вая ремонтную ведомость, в кон це пишет: сделать для рациона- : лизаторского предложения то-то и то-то. Просьба его, часто очень скромная, наталкивается на волю . прораба. И эта прорабская воля . диктует здесь принцип добро- . вольности выполнения заказа. Не смогли изготовить на СРЗ-1 *для старшего механика ПРТ «Про- - копьевск» тов. Смирнова две ше- . стерни для опытного образца проволокообвязывающей маши ны. Начальник стола заказов за вода тов. Перунов ответил: — Со всей бы душой, но что делать, если часто нет необходи мого оборудования, свободного времени и свободных людей. Действительно, что делать? Очевидно, создать специаль ней цех на СРЗ для исполнения заказов всех флотов и других предприятий главка. Эта мысль высказана в предложениях по усовершенствованию организа торской работы по рационали- ^ ации и изобретательству в трал- моте. Часты случаи длительной за держки предложений на рассмот рении. В основном это бывает, ко гда для решения . необходимо присутствие^ автора, но он в этот момент находится в море. На пример, рационализаторское предложение «Схема оснастки трала для облова природных ко сяков рыбы с судов бортового траления» зарегистрировано в на чале февраля, а будет рассмот рено только в четвертом кварта ле по приходе автора в порт. „ . Много претензий можно предъ явить и к отдельным судовым тех ническим советам. Предложения, поданные на судне, не регистри руются и не направляются в группу по рационализации флота, .нет постоянной связи судового . техсовета с флотской группой по рационализации, Отчасти это объ ясняется тем, что работниками технического отдела флота ослаб лен контроль за сроками рас смотрения поданных предложе ний, за своевременной выплатой вознаграждения. Но, предположим, . предложе ние оформлено, внедрено и под лежит внедрению на других су дах. Здесь возникает множество всяких «но». В первую** очередь, — как довести до сведения мо ряков информацию о новшестве. Способов распространения ин формации много. Это межотрас левой обмен, которым, кстати сказать, в траловом флоте зани мается один человек, что совер шенно недостаточно. А он играет огромную роль. Так, с его по мощью были внедрены кухтыли из сплава АМГ (опыт дальнево сточников). Это дало возмож ность работать на глубинах до -1000—1200 метров. Изготовленные пр чертежам/ присланным с Дальнего Восток#, на Кандалакшском механическбМ заводе, кухтыли сразу же нашли широке применение на флоте. Уже в 1972 году их было внвдре-: но более десяти тысяч штукУ По плану этого года - должно быть внедрено 20 тысяч таких кухты- лей. В море ; особенно . эффек тивна, такая форма информации — радиообмен между специали стами разных судов.*; Примером эффективности ра диообмена служит внедрение . на БМРТ типа «Алтай» схемы «дубль». Эта схема позволяет значительно сократить потерй времени при спуске, подъеме трала и выливке улова. Первым внедрил схему . «дубль» экипаж БМРТ «Диксон» и по радио пере дал, свой опыт^ на все суда дан ного типа, находящиеся в море; Схема сразу же. была внедрена на БМРТ «Полесье». Р АЦИОНАЛИЗАТОРС К И Е предложения, поданные мо ряками, поступают в БРИЗ. Здесь рассматривают их и луч шие направляют в ЦПКТБ на раз множение. Отпечатанные в коли честве; 20—40 экземпляров, они поступают на суда. Волокита при этом была большая. Сейчас дело обстоит еще хуже. С начала 1973 года ЦНИТИРХ за претил ОНТИ (отделу научно-тех нической информации ЦПКТБ) из давать информационные листки, .за которые автор и инженер входов а Карское морэ и от юж ной части Белого моря до южных окраин полярных льдов». Разведочная экспедиция харак терна тем, что во время е е Н. М. Книпович впервые на Севере об следовал высокие широты Барен цева моря и обнаружил здесь скопления рыбы. До этого помо ры вели ярусный лов трески у бе рега, не решаясь на ёлах, шняках выходить в открытое море. Ин тересны дневниковые записи Ни колая Михайловича. «Следуем в Вайда-губу. Берег виден преотлично. Суровые ска лы, на вершинах еще снег. 13 мая. Купили немного мойвы. Вечером вышли в море. Наживи ли 24 тюка яруса. 15 мая. Широта 72 градуса 14 минут северная, долгота 32 граду са 46 минут восточная. Стоим на якоре, глубина. 425 метров. Шки пер Захаров распорядился спу стить лодки. Поставили яруса. Ме ня беэут сомнения. Норвежцы утвермдают, что треска хуже ло вится гри температуре около 4—5 градусов по Цельсию, а при 2—3 градусах — ее или совсем БРИЗа получали гонорар, а реко мендовал выпускать информаци онные письма (гонорара нет) ог раниченным тиражом. И инфор мация заглохла. Связь с пред приятиями нарушилась. А ведь если, допустим, из 140 опублико ванных информаций по предло* жениям три-четыре предложения внедрены, это полностью окупает расходы на издание листков. За последнее время ЦНИТИРХ несколько раз обращался к ОНТИ с просьбой о выпуске информа ционных листков (видимо, есть Ic e ж* а них нужда), но выпуск их был эпизодическим и полно стью флот во внутрибассейновой информации не удовлетворил. Все упростилось бы, если бы тралфлот имел свою множитель ную технику. Но ёе нет. Единст венный выход •— опубликование рационализаторских предложе ний в бассейновой газете. Так бы ло сделано со схемой «дубль». Номера «Рыбного Мурмана», в которых помещен этот материал, пойдут на все суда типа «Алтай». Но этого « н о недостаточно. Га зета не всегда может удовлетво рить нужды работников БРИЗа в распространении информации. И проблема остается нерешенной. Вопросов по организации ин формации действительно много. И тут непочатый край работы для лабораторий НОТ. Опыт передо вых предприятий доказывает, что в результате внедрения НОТ в промышленности а целом можно сократить потери рабочего вре мени в два раза и повысить про" изводительность труда на пять процентов. Научный метод орга низации труда обеспечивает до стижения наилучших результатов при минимальных затратах вслед ствие применения наиболее целе сообразного во всех отношениях способа выполнения данной ра боты. Это ли не рационализация? Н. СТРЕЛКОВА, старший инже нер отдела научно-технической информации ЦПКТБ. Летний отдых в разгаре. Сотни тысяч любителей ту ризма совершают путешест вия по Волге. Ежедневно теплоходы швартуются в Са ратовском речном порту. В этом году Саратовское бюро путешествий и экскур сий обслужит более 600 ты сяч человек. На снимке: туристские теплоходы у речного вокзала Саратова. Фото Ю. Набатова. (Фотохроника ТАСС). нет, или мало. Наши замерения показали плюс 2,6 градуса у дна. На море сильное волнение. Это нам не на руку: рыба при такой погоде срывается с крючков. Пой мали всего 29 палтусов, исклю чительно крупных. 16 мая. Шестибалльный зюйд- ост не позволяет ставить ярус. Помощник шкипера Поспелов удил прямо с судна, наживил крючок куском пикши. Вскоре поймал громадного палтуса. 18 мая. Шторм разыгрался не на шутку. Море темное, види мость слабая. В три часа дня от крылся берег. По очертаниям — полуостров Рыбачий. Вечером те леграфировал в Петербург о ре зультатах первого опыта лова в открытом море. На мой взгляд, они заслуживают внимания и вполне удовлетворительны. В Вай- да-губе мне пришлось разговари вать с промышленниками. Они упали духом. Рыба к ним не шла, многие терпели убытки. Когда мы уходили в море, некоторые пред полагали, что мы не наловим и на уху. Однако стало ясно, чтъ вдали от берегов много ценной рыбы. И это при неблагоприят ных для нас условиях. Я все больше убеждаюсь в пра вильности моих предположений: рыба есть не только у берега, но и далеко в открытом море. А это главная задача нашей разведоч ной экспедиции — обеспечить по мора обильным уловом, когда мурманский промысел или отсут ствует или ничтожно мал». В середине лета Н. М. Книпович остался на берегу подготавливать к отправке в Петербург экспона ты. Их собралось немало. Днем возился со своими морскими тро феями, ««чарами, перелистывал дневник, готовил отчет. Предстоя ло систематизировать данные гйД-* рологических и метеорологиче ских наблюдений. Перед отъездом папка распух ла от бумаг. Они содержат хотя и малые, но ценнее сведения о подводном мире Баренцева мо ря. Он писал^ «Собранные зоологические кол лекции могут считаться весьма богатыми. Особенно интересно коллекция рыб, которая включает ряд форм, новых для Мурмана, или таких, нахождение которых здесь не было ранее установлено научным образом: кроме того, многие виды, считавшиеся редки ми на Мурмане или вообще ред кими, добыты в значительном чис ле экземпляров... Общий результат работ разве дочной экспедиции сводится к подтверждению большого рыбно го богатства Мурмана...» В. ХРЯШКОВ. Зам. редактора П. А. БЫСТРОУМОВ. С промысла в порт СЕГОДНЯ ОЖИДАЕТСЯ ПРИХОД: РТ-262 «Гатчина», РТ-171 «Лот», БМРТ «Бело* морье», плавбазы «Севрыба», ТР «Демьян Коротченко*. ЗАВТРА: РТ-220 «Вилково», РТ-144 «Магнитогорск», СРТ- 4124. вРыбный Мурмакв. Индекс 55654. Цена 1 экз. — 2 коп. Мурманская областная типогра фия, г. Мурманск. Зак. 5040. ПИ-00580.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz