Рыбный Мурман. 1973 г. Август.

! i У ЧАСТНИКИ СОБРАНИЯ партийно - хозяйственного ак­ тива, выступавшие в прени­ ях, рассказывали о том, как прохо­ дит на их кораблях соревнование за досрочное выполнение заданий треть­ его года пятилетки, как организова­ на работа по коммунистическому вос­ питанию моряков, как командиры ^производства сочетают организатор­ скую и воспитательную функции. ^Выступления дополнили основное со­ держание доклада. , , Капитан тов. Климчук высказал пожелание культбазе плавсостава поддерживать более тесную связь с экипажами малотоннажных судов, помогать в организации отдыха мо­ ряков в порту. Первый помощник капитана тов. Зайцев говорил о том, что у капита­ нов всех судов флота, у всех обще­ ственных организаций должны быть общие, единые требования к моря­ кам. Тогда меньше будет беготни с корабля на корабль. Текучесть кад­ ров мешает организации воспитатель­ ной работы. Пока к человеку при­ смотришься, узнаешь его, проходит половина рейса. С большим интересом слушали участники собрания старшего меха­ ника СРТ-р-703 тов. Чижова. Он по­ делился опытом организации воспи­ тательной работы в рейсе. В его вы­ ступлении был затронут вопрос о соблюдении формы одежды моряка (командиры производства яе должны проходить мимо морских «петухов»). Выступление председателя обще­ флотского товарищеского суда тов. Шутова участники собрания также слушали с большим вниманием. Он говорил о том, что недостаточное участие в воспитательной работе при­ нимают командиры производства среднего звена, приводил примеры, когда в нетрезвом состоянии являют­ ся на отход даже капитаны и стар­ шие механики. Председатель базового комитета профсоюза тов. Данилов привел при­ меры, когда отдел кадров увольняет из флота моряков совершенно по другой статье, хотя базком давал администрации согласие на увольне­ ние по статьям, связанным с пьянст­ вом и прогулами. Такие факты в дальнейшем недопустимы. В выступлениях участников собра­ ния партийно - хозяйственного акти­ ва высказана правильная мысль о том, что партийные организации не должны довольствоваться числом проведенных мероприятий. Надо глубже анализировать, как руководи- - тели ведут воспитательную работу, доходят ли они в ней до каждого мо­ ряка. Надо учить командиров про­ изводства опыту воспитательной ра­ боты, широко показывать и поощ­ рять наиболее умелых из них. ЗА КАЧЕСТВО «СЛАВЫ» Надежность, точность, долго­ вечность — вот к чему стремится ноллектнв ордена Трудового Крас­ ного Знамени 2-го Московского часового завода. Вопросы качества часов «Сла­ ва» здесь постоянно в центре внимания. И решаются они не от­ дельными мероприятиями, а вне­ дрением целой научно обоснован­ ной системы управления качест­ вом. Ш ироко внедряется автоматика» усилен контроль выходящих изде- лий. На снимке : лучшая комсомоль­ ско-молодежная бригада, имени Ю. А. Гагарина. ■' (Фотохроника ТАСС). К ОМ А Н Д И Р ПРО И ОРГАНИЗАТОР И З В О Д С Т В А - ВОСПИТАТЕЛЬ (Окончание. Нач. на 1 стр.) советуется. В последнем рейсе собрание экипажа £было созвано только на пятнадцатый день после вы- [хода из порта. Настоящего делового разговора о ,,том, как организовать выполнение рейсового зада­ ния, на этоу собрании не получилось». Требования к руководителям всех степеней воз­ растают с каждым годом, и это закономерно. Но .•чтобы соответствовать им, каждый руководитель должен повседневно повышать свою квалифика­ цию. Для этого в Калининграде создан институт повышения квалификации. При Мурманском море- ' ходном училище и Архангельском рыбопромышлен­ ном техникуме работают одномесячные курсы по­ вышения квалификации. За последние три года на всех этих курсах прошли переподготовку 362 судо­ водителя, судомеханика, радиоспециалиста, мастера по добыче и обработке рыбы. Но плохо то, что наши руководители отделов и служб не следят за тем, чтобы на эти курсы направ­ лялись перспективные специалисты, которых мож- ео было бы выдвигать на вышестоящие должности. Иногда не все места, выделенные, флоту на этих «урсах, заполняются. Это относится в первую оче­ редь к механико-судовой службе. Бывают промахи и у службы мореплавания. Крайне мало специалистов учатся в заочных выс­ ших и средних учебных заведениях. Тревожит чти мшамг шшамдиры' проповод - ства недооценивают значение своей учебы в уни­ верситете марксизма-ленинизма. Постоянная рабо­ та над собой, повышение знаний в области общест­ венных наук на современном этапе развития нашего общества так же необходимы, как и повседневное v повышение своей профессиональной подготовки. В коллектив «Мурмансельди» ежегодно влива­ ется от 150 до 200 молодых специалистов, окон­ чивших высшие и средние технические учебные за­ ведения. Ежегодно на флоте проходят производст­ венную плавательную практику от 250 до 350 кур­ сантов высших и средне-технических учебных за­ ведений. К молодежи мы должны относиться осо­ бенно внимательно, ибо от них зависит наше буду­ щее. Это наша смена. Воспитание молодых специалистов, курсантов в духе политической сознательности, трудовой ак­ тивности, чтобы они настойчиво овладевали про­ фессией, перенимали и развивали лучшие тради­ ции своих коллективов, гордились принадлежностью к славному коллективу тружеников сельдяного флота — вот задача всех руководителей. На большинстве судов капитаны, механики, технологи, мастера так и понимают свою задачу. Вот, например, старший мастер по добыче рыбы тов. Караваев Петр Андреевич. Он имеет большой практический опыт, работает на судах управления «Мурмансельдь» с 1950 года, вырастил трех моло­ дых специалистов, окончивших отделение промры- боловства в Архангельском техникуме. Сейчас его ученики прекрасно работают старшими мастерами по добыче. Это тт. Зворыкин М. П.. Гомзаков В. Д., Красиков В. А. Хорошими наставниками молодых специалистов, курсантов и новичков зарекомендова­ ли себя старший механик тов. Тартаковский, стар­ ший помощник капитана тов. Чередников, технолог тов. Носова и другие. Руководители отделов и служб, капитаны, стар­ и т е механики должны помнить, что государство на обучение молодого специалиста затратило огром­ ные народные средства, что опытным руководите­ лем сразу никто не становится. Вот почему работа по совершенствованию деловой квалификации и вос­ питанию молодых специалистов — дело партийной и государственной важности. Следует расценивать списание с корабля моло­ дого специалиста или просто матроса чрезвычай­ ным происшествием. Здоровый коллектив способен воздействовать на любого своего товарища. А если уж дошло дело до списания, стало быть, этот человек действительно непригоден для работы на судах, и его надо увольнять из флота. А чего греха таить, еще есть капитаны, которые, не желая утру­ ждать себя воспитанием, списывают людей за ма­ лейшее нарушение. 20 июня 1972 года ЦК КПСС и Совет Минист­ ров СССР приняли постановление <0 завершении перехода ко всеобщему среднему образованию мо­ лодежи». *- У нас на флоте работают около 760 человек в возрасте до 29 лет и не имеющих среднего образо­ вания. А учатся в заочной школе моряков только 460 человек. Долг и обязанность каждого руково­ дителя, большого и малого, проявлять постоянную заботу о том, чтобы их подчиненные учились в заоч­ ной школе моряков. Каждый из нас понимает, что работать на флоте и учиться очень тяжело, но в то же время можно. Здесь, конечно, нужна забота ка­ питанов, первых помощников о создании необходи­ мых условий морякам для учебы. Правильно понимают свои долг и обязанности в этом деле капитаны и первые помощники тт. Озе­ ров, Смирнов, Кобычев, Енин, Громцев, Стишкин и другие. ' На днях завершила работу шестая сессия Вер­ ховного Совета СССР. На сессии принят очень важный документ — «Основы законодательств; юза ССР о наропы»у______ нашли свое отражение в этом законе, он предусматривает активное участие в деле народного образования хозяйственных руко­ водителей, профсоюзных и общественных организа­ ций. В нем прямо сказано, что каждый хозяйствен­ ный руководитель должен активно способствовать делу получения среднего образования работающей молодежью путем заочного обучения. На флоте еще велико количество нарушений дис­ циплины, уставов, наставлений, многие моряки на­ рушают правила поведения в общественных местах. Количество этих нарушений снижается крайне мед­ ленно. В чем же дело? Ведь если посмотреть на рейсовые отчеты капитанов, политдоеесения первых помощников, то получается, что на каждом корабле организованы и проводятся политическая и эконо­ мическая учеба, лекции, доклады, беседы, собрания, работают товарищеские суды. ; “ ‘ ' • Анализ нарушений дисциплины, общественного порядка показывает, что большинство нарушений связано с" отсутствием у многих капитанов, первых помощников, старших помощников, старших меха­ ников чувства ответственности за воспитание, за заботу о своих подчиненных. На судах составляется много разных планов, за исключением одного — как организовать отдых личного состава в порту? Как только корабль приходит в порт, на него за­ ступает подменный экипаж, первый помощник сни­ мает с себя все обязанности. Очень мало у нас ор­ ганизуется коллективных походов в театр, на кон­ церт, в кино, поездок за город, на туристическую базу флота, вечеров отдыха. Во время стоянки судов в порту даже тогда, ког­ да сменяется подменный экипаж, морской поря­ док нередко нарушается. Питание организуется не­ регулярно. постельные принадлежности почему-то не выдаются, вахта несется плохо. Это также спо­ собствует росту-нарушений. Подмена воспитательной работы голым админи­ стрированием также отрицательно сказывается. Не­ которые наши капитаны пытаются решать произ­ водственные и дисциплинарные вопросы при помо­ щи «голосовых связок», надеются на силу прика­ зов, выговоров и не всегда учитывают морально- политические последствия таких решений. В борьбе за укрепление дисциплины, против про­ гульщиков, против пьяниц надо в полной мере ис­ пользовать всю силу общественного мнения. Важную роль в укреплении дисциплины, в про­ ведении воспитательной работы среди личного со­ става флота призван сыграть отдел кадров управ­ ления. Именно этот отдел, работники которого име­ ют повседневно личные контакты с моряками, ком­ плектуют экипажи судов, принимают на работу и направляют на учебу, должен быть застрельщиком воспитательной работы среди коллектива. Чуткость к людям должна сочетаться у работников отдела кадров с высокой принципиальностью, требователь­ ностью и непримиримостью к нарушителям дисцип­ лины. К сожалению, до сих пор отдел кадров рабо­ тает без перспективы, нередко хаотично, что отри­ цательно сказывается на результатах комплектации экипажей, а следовательно, и на дальнейшей рабо­ те судна в море. В качестве такого отрицательного примера рабо­ ты отдела кадров можно привести комплектацию БМРТ-450. Как известно, на этом судне сложилась не вполне благоприятная обстановка с выполнением государственного плана. Прекрасно зная об этом, руководители отдела кадров сменили практически весь экипаж, укомплектовав БМРТ матросами на 60 процентов за счет вновь оформленных, не име­ ющих навыков работы в море. В результате в первый месяц работы судно, не смогло обеспе­ чить выполнение плановых заданий при ci иительно й и го тщ || | Д , .. ............. .. | , , рядового состава 28 члейов экипажа были укомплек­ тованы за счет прогульщиков, доставленных в вы­ трезвитель, нарушителей трудовой дисциплины. До сих пар нередки случаи направления отделом кадрой на СРТ и СРТ-р людей, списанных за нару­ шение трудовой, дисциплины на одном корабле, порой даже с повышением. Достойно поддержки начинание судо-механиче- ской службы и службы мореплавания, когда нару­ шители дисциплины обсуждаются судом чести ка­ питанов и старших механиков. Это более действен­ ная форма, нежели выговор. Обсуждение нарушите­ лей надо проводить при возможно большой аудито* рии. предавать их проступки широкой гласности. Трудовой коллектив как основная ячейка наше­ го общества является большой силой в развитий и совершенствовании производства, в коммуниста* ческом восштании . „трудящийся, я в привлечений масс к управлению производством. У нас на флоте немало примеров, подтверждаю? щих этот тезис. И в то же время на ряде кораблей не используется такая мера борьбы с нарудштеля- ми дисциплины, ,прогульщиками, пьяницами, как критика их на общих собраниях. Роль общих собра­ ний и производственных совещаний нам надо по­ вышать. Если правильно, по-деловому использовать на­ званные и другие формы и методы массово-поли­ тической работы на судах и береговых предприяти­ ях, то мы, безусловно, поднимем на более высокий уровень состояние трудовой и производственной дисциплины, более весомыми станут достижения коллектива флота. Во втором полугодии коллективу сельдяного флота предстоит решить боле,| сложные задачу Необходимо выловить 13Q7.5 тысячи це^неров ры­ бы, выпустить пищевой прбдукЩга 699 тысяч цент­ неров, в том числе филе — 18900 центнеров, туш­ ки — 10500 центнеров, консервов — 1500 туб. Третий квартал будет решать судьбу выполнения годового плана и обязательств. Вот почему наши успехи в первом полугодии не должны успокаивать. Необходимо продолжать настойчивый поиск неис­ пользованных возможностей, закреплять положи­ тельный опыт, чтобы и впредь, как учил нас В. И. Ленин, двигаться дальше, добиваться большего. Этому в большой степени будет способствовать дальнейшее повышение ответственности руководи­ телей за воспитание подчиненных, усиление работы по коммунистическому воспитанию моряков.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz