Рыбный Мурман. 1973 г. Август.
СЛАГАЕМЫЕ УСПЕХА 5 АВГУСТА — 30 ЛЕТ СО ДНЯ ОСВОБОЖДЕНИЯ БЕЛГОРОДА ОТ ФАШИСТСКИХ ЗАХВАТЧИКОВ & ВОДА РАЗРУШАЕТ НАКИПЬ 0 При кратковременном воз действии магнитного поля вода изменяет свои физико-химиче ские свойства. Использование «магнитной» воды в пароводяных котлах и двигателях внутреннего сгора ния разрушает плотную корку накипи. Применение «магнит ной» воды при производстве бе тона ведет к увеличению его прочности на 20—36 процентов, к сокращению цикла термооб работки на 25%. В бюро технической помощи Читинского транспортного уп равления разработана и внедре на установка для «магнитной» обработки воды. Установка ис пользуется для.заправки систе мы охлаждения двигателей и питания паровых котлов. Годовой экономический аф фект от работы двух паровых котлов на «магнитной» воде — 33400 рублей. ПРИМЕНИМ ВЕЗДЕ В центральном научно-иссле довательском институте шер сти создан технический войлок из поливинилхлоридного волок на. Тонна синтетического войло ка на 840 рублей дешевле ио- лугрубошерстного из натураль ных волокон. Кроме того, синтетический войлок обладает ценнейшими качествами: он негорючий, не подвержен грибку. У него низ кая теплопроводность, он устой чив к действию агрессивных сред. Он не боится тепла и хо лода при температуре до ста градусов. *Яа него не действуют вибрация и рентгеновские лучи. .Эти ценные свойства нового технического войлока привлек ли внимание работников всех отраслей машиностроения. Его начали использовать для изго товления уплотнителей и саль ников. Особенно удобно его ис пользовать в труднодоступных местах трения для задержки смазочных масел и предохране ния узлов от попадания пыли. НОВАЯ ФИЛЬТРОВАЛЬНАЯ ТКАНЬ В фильтровальных установ ках до сих пор применялась так называемая рукавная ткань. Проведенные испытания пока пали, что значительно лучше улавливает пыль и газы фильт ровальная ткань из нитрона. Этот материал имеет лучшие эксплуатационные качества, бо лее высокий коэффициент по лезного действия при очистке. Фильтровальная ткань из нит рона вырабатывается Чимкент ским текстильным объедине нием. За справками обращаться по адресу: город Мурманск, 183693, проспект Ленина, 21. ЦНТИ, тел. 7-27-88. БЕЛГОРОДСКАЯ ОБ ЛАСТЬ. Летом 1943 года в районе Курской дуги развер нулось одно нз самых гран диозных напряженных и кро вопролитных сражений вто рой мировой войны. На протяжении 50 суток Советская Армия осуществи ла единый комплекс трех крупных заранее спланиро ванных стратегических опе раций — Курской оборони тельной, Орловской и Бел- городско - Харьковской на ступательных. Разгром от борных немецко -' фашист ских частей в ходе боев по казал силу Советских Во оруженных Сил и завершил коренной перелом в войне. 5 августа 1943 года был ос вобожден город Белгород. Население города в те дни насчитывало немногим более 150 человек. В настоящее время в Белгороде прожива ет более 150 тысяч челсйек. Город восстановлен, здесь действуют крувнейшне в стране цементный и котло строительный заводы, вита минный комбинат, слюдяная й швейная фабрики и многие другие предприятия. Вырос ли десятки общеобразова тельных школ, детсадов и яслей, Дворец спорта, выс шие учебные заведения. Го род продолжает строиться, его кварталы украшают мно гоэтажные жилые дома, го? стнницы, театр» Дворец куль туры. На снимке: танк на кото ром герой-освободитель Бел города майор А. И. Попов Первым ворвался в город. Именем героя в Белгороде названы v-лица и сквер. (Фотохроника ТАСС). В Р АМ К А Х СЭВ П родукция сортопрокат ного цеха № 2 Челябинского металлургического завода используется во м но гих от р а с л я х промышленности, на стройках, в сельском х о з я й стве. Более 4 тысяч тонн .ме талла ежегодно идет на эк спорт в ГДР, Венгрию , Чехо словакию и другие страны. На снимке: на сортопро катном стане «250» идет ар матурный прокат. (Фотохроника ТАСС). Экипажам мурманских и калинин градских СРТ-р нередко при ходится работать в одних и тех же районах, есть чему поучить ся друг у друга. Сегодня в нашей газете выступают моряки калининградского СРТ-р-9014. Они сумели за t28 промысловых с у т о к выловить Я тысячи центнеров рывы и выполнить годовой план. Экипажу присужден переходящий вымпел Министерства рыбного хо зяйства СССР и ЦК профсоюза рабочих пищевой промышлен- [АЕТ ВЗАИМОВЫРУЧКА И. К. Куриннноа, старший механик, секретарь партийной организации. Успех двух последних рейсов был заложен на берегу: веду щие специалисты во время за водского ремонта судна от на чала и до конца были на нем. Поэтому все механизмы в те чение этого времени работали безотказно. Костяк прежнего экипажа, вышедший на промысел после ремонта судна, обеспечил нуж ный психологический климат в коллективе. Восемь коммунис тов помогали администрации выполнить поставленную зада чу — добиться максимально возможного вылова: рейсовое задание завершили на 45 суток раньше срока. Члены машинной команды от вечали за исправность палуб ных механизмов, во время за мета и выборки невода работа ли на них. Тт. РодиновичиДег- тяренок, как общественные ин спекторы, обеспечивали соблю дение правил техники безопас ности, а если требовался ре монт кошелькового невода, все свободные от вахты охотно за нимались этим, все старались что-то сделать, помимо основ- |ных обязанностей. Например, рефмеханик В. В. Сотниченко за время рейса. обменивал ки нофильмы, сам их демонстри ровал, электрик Ю. П. Дегтя- ренок отремонтировал прови- зионки на девяти судах. Промысловые советы мы слу шали постоянно. Не только начальник радиостанции, .штур маны, но и я принимал в этом участие: мы постоянно вмели исчерпывающую информацию, а благодаря мастерству коман ды и капитана Дмитрия Павло вича Матлашова все заметы :невода были безаварийными. Наш капитан возглавляет это судно два рейса, на базе он во семнадцатый год — после окон чания Таганрогской мореход ной школы, а в 1964 году за кончил Калининградское море ходное училище. Работать с ним интересно, «кошельковист» он отменный. Старший мастер добычи Вик тор Михайлович Сазонов на на ших судах плавает 13 лет, за кончил Белгород - Днестров ский рыбопромысловый техни кум. Он один нз ветеранов ко шелькового промысла, на «9014-^1» сделал два рейса. Виктор Федорович Морозов шестой год ходит на судах- .«кошельковистах» акустиком. ЕСТЬ КОНТАКТ! В. Ф. Морозов, акустик Найти косяк — не проблема, важно держать с ним контакт во время замета невода. Здесь все решают пять-шесть минут. Некоторые акустики работа ют одной рукой, не наклоняя вибратор. Я управляю ручками вибратора двумя руками: ле вой — по наклонной, правой — удерживаю левую кромку кося ка, стараюсь добиться на эхо- лотной ленте четкой записи — («картинки», как мы говорим, чтобы потом можно было про анализировать весь ход замета невода. При приближении к носяку ва минимальную дистанцию в 40—60 метров, при его погру женности от 20 до 40 метров, для точного удержания контак та обязательно нужен наклон вибратора на 20—35 градусов. Косяк надо держать основным лучом диафрагмы вибратора, а не лепестком: последний дает ложный контакт. Во время замета я постоянно выдаю капитану данные о ко сяке — курсовой угол и дис танцию. Если косяк смещается, вношу соответствующую поп равку. При замете пользуемся звуковым индикатором — «слу шаем» косяк, а я веду и визу альное наблюдение по ленте эхолота. Необходимо Постоянно сог ласовывать гидроакустиче скую станцию «Палхус-М». Де лаем мы это так: берем кон такт от кормы плавбазы или другого крупного судна и регу лируем прибор по показаниям. Как отличить крупную рыбу от мелкой? Мелаая дает плот ный контакт, на большом рас стоянии, на эхолотной ленте запись черная. От крупной ры бы более слабый контакт, «шуршащий». Запись серая. Это важно знать, чтобы ие до пустить объячейкн невода, что бы его не «полоскать» потом двое суток. На двадцатом градусе север* нон широты у западного побе режья Африки до 22 часов, как правило, нет настоящей «ры балки», но поиск мы ведем по стоянно, а ночью или на восхо де солнца берем рыбу. Иногда приходится держать контакт с косяком несколько часов, ожи дая, пока он поднимется. В этом случае на рыбу действуют частые посылки поисковой ап паратуры, косяк рассеивается. Поэтому излишнего контакта следует избегать. Частоту по сылок подскажет опыт. Акустик СРТР-9003 (с этим экипажем мы соревновались) пожаловался на расстроенную поисковую аппаратуру. Пере брался я туда, прибор оказался в порядке, но был разрегулиро ван. Давал я консультации по радио и другим акустикам. Сек ретов у нас нет. ОТЧЕГО РВЕТСЯ НЕВОД В. М. Сазонов, старший мастер добычи — Отчего рвется невод? — часто спрашивают меня. Отве чаю: — Из-за плохой его ук- лаДки на кошельковой площад ке. Мы обычно к верхней и нижней подборам набираем дель с небольшой слабиной. Осталь ная идет в жгуте и при отдаче невода проходит свободно. На матывается она часто на но вый, не освобожденный от смазки стяжной трос. Очень важно правильно рас ставить людей по операциям, с учетом их прошлого опыта, спо собностей. специализации. В палубной команде у нас шесть моряков, а постоянно помога ет при работе с неводом элект рик (работает на неводовыбо рочных блоках ПМВК-7 и -5). Рефмеханик помогал при ук ладке невода. Матроса Павла Деревянко (он раньше ходил на «9030-м») поставили на его прежнее по промысловому рае- штсанию место, а второго е о « внчка Анатолия Семенкова —* на укладку дели. За укладку невода отвечал мастер добычи Борис Бычков. Я и рыбмастер Виктор Ро- динович работаем на траловой лебедке и дрифтерном шпиле, ответственны за кольцевание й перекрытие невода. Виктор за-» водит и сливную часть. Сельдяной невод 660x156 ш при 120-метровой стенке у наб был новый, им мы проработа* ли два рейса, сэкономив на промвооружении 4970 рублей. За рейс отдавали невод 104 ра- за, 40 заметов оказались пус тыми. Четыре из них принесли уловы свыше ста тонн каждый, а обычно брали по 30—40 . тонн. • Ф Невод мы отдаем за? 3—4 минуты на полном ходу судна, пользуемся самодельным светя» щимся буем с питанием от двух круглых батарей «Марс* или «Сатурн», работаем с провод ником, с «переходником» -г* для более быстрого кольцева* ния и предохранения посадки невода на грунт. Выходу рыбы из «кошелька» препятствуем светом; с крыла мостика опус каем на глубину 5—10 метров герметический плафон с элект ролампой. Неводовыборочные блоки во время заводского ремонта за» менили на новые, во* втором рейсе была сделана профилак* тика с заменой некоторых:'дета* лей: ПМВК служили исправно. Успеху во многом способст* вовало полное взаимопонима ние, отработанная технология отдачи и выборки невода, то есть организационная и техни ческая подготовка производи* ва, а также почти ежесуточная работа в промысловом режи ме, что очень важно. УСПЕХ ПРИУМНОЖИМ Д. Д. Матлавгов, шшитав В последнем рейсе Д7 чл««- н<?в экипажа вновь вернулись на судно после кратковремен-; кого отдыха на родине. Выле тели в Дакар. Начали работу, на промысле 4 января, а в :<он? це того же мееяца перешли ф 20 на 11 градус ееверной ши* роты, где и пробыли до 16 мая, Как мы ловили рыбу? На 111 градусе небольшой рг>йо» промысла — в 60 квадратных миль, а только промысловый судов собралось более ста. Бра* ли здесь ставриду, скумбрию, сардинеллу. Вся эта армада судов рассе* ивала стаи, нам часто прихО» дилось уходить в сторону. При» ходит флот туда, мы «бежим»' в старый «огород». Ловили основном ночью, но примерно ' пятую часть улова взяли днем^ За два рейса у нас не был£ аварийных заметов невода. В первом рейсе, на банках Банке-: ро и Джорджес работали Hi малых глубинах и дважды са* ; жали невод на скалистый грунт* но удавалось его выбрать. Экипаж очень дружный, ра ботоспособный, все честно, рев ностно относились к своим обя-. занностям. Соревновались мы с экипа- ‘ . жем СРТР-9003 (капитан А. А* Сенькин), но вскоре обошли его, несмотря на то, что у «тройки» рейсовое задание бы ло меньше нашего. Как недостаток можно отмё* тить плохое качество стяжного троса — его запаса не хватило на два рейса, пришлось зани мать у колхозных рыбаков. Трос сечением 22,5 мм. тонок» нужен потолще, хотя бы 24 мм. Нам в этом году предстой# ' еще один рейс. В конце месяца вновь отправимся на промысел»; Постараемся значительно пе рекрыть годовой план. Скажу, больше: думаем о полутора двух годовых в третьем, реша* ющем году пятилетки. Трудно? Да. Но интересно и главное — важно,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz