Рыбный Мурман. 1973 г. Апрель.

В Е Р Д А я П О С Т У П Ь к о л л е к т и в а З АПАЛАi! МНЕ В ПА­ МЯТЬ недавно увиден­ ная в «Крокодиле» ка­ рикатура. Она вот о чем. Ру­ ководители рещили: социалисти­ ческие обязательства устарели. Надо заменить. И заменили.., •рамку, в которую обязательст­ ва были вставлены. Сами же обязательства остались преж­ ними. Можно с уверенностью сказать, что доброе дело на этом предприятии такой вот назенщиной намертво подруб­ лено на корню. Социалистическое соревнова­ ние — дело живое и творческое. От самого начала и до конца, й; только так. Спадет к нему внимание, затянет его болотной тиной, пиши пропало. Нашим экипажем траулера ♦Вельск» приняты повышенные социалистические обязательст­ ва. План третьего, решающего года пятилетки по вылову ры­ бы мы решили завершить к 7-ноября. А сверх этого добыть 2500 центнеров рыбы. Намечено выработать тысячи сверхплано­ вых банок консервов, десятки центнеров клипфиска. Экипаж вступил в борьбу за звание кол­ лектива коммунистического тру­ да. Замахнулись, как видно, на многое. И дл& вгёййлвения все­ го этого силы потребуются не­ малые. Как же мы идем к намеченно­ му рубежу? Четкая, продуманная органи­ зация соревнования — это главное и решающее, что помо­ жет успешно прийти-к намечен­ ной цели.- Кроме; общесудового социалистического обязательет- т*в,-всеми тремя вахтами и инди- ьядуально каждым членом эки- -важа приняты отдельные обяза­ тельства. И главное достоинст­ во их в том, что все они кон­ кретны, целенаправленны и каждое имеет, так сказать, свое лицо. Гласность — это фактор, по­ вышающий действенность со­ ревнования. У нас в салоне ви­ сит большой график, показыва­ ющий каждодневную работу трех соревнующихся вахт. Учи­ тывается следующее: время, за­ траченное на спуск и подъем трала, на переход с трала на трал, количество сделанных тралений за сутки, вылов рыбы, •качество ее обработки, непроиз­ водительно потраченное время. Показатели проставляются каж­ дый день. Все они предвари­ тельно проходят через строгий хронометраж. Картина работы каждой вахты становится пол­ ной. Она, как говорится, на ла­ дони, ясно видны удачи, про­ махи и причины последних. Не надо заниматься пустословием, гадать, почему у одних лучше, а у других хуже. Недостатки видны, остается их устранять. Создан у нас пост народного контроля. В нем пять человек. Руководит — матрос коммунист тов. Тонковидов В. С. В поле' зрения контролеров работа эки­ пажа на всех производственных участках. Под наблюдением от­ бор печени, качество обработки рыбы, отбор объячеенной рыбы, расход электроэнергии и т. д. В последнем рейсе пост выпустил три «Листка народного контро­ ля». Первый касался бережли­ вости. Материал назывался «Бе­ речь в большом и малом». Го­ ворилось о том, что матросы второй и третьей вахт много пи­ щевой рыбы отбрасывают в утиль. Такой подход к делу не назовешь хозяйским. Обращали контролеры внимание на низ­ кие темпы работы некоторых матросов. Контрольный пост по качест­ ву обработки рыбы, возглавляе­ мыйпомощником мастера по об­ работке тов. Павликовым М. Е., ведет строгий ежедневный конт­ роль, и показатели вывешива­ ются в салоне. Этот контроль, безусловно, явился причиной того, что качество шкерки зна­ чительно улучшилось. Экономическая учеба личного состава неразрывно связана с социалистическим соревнова­ нием. Подавляющее большинст­ во моряков активно и на заня­ тиях по экономике, и при изуче­ нии материалов в «Школе ком­ мунистического труда». Вот, на­ пример, третий помощник ка­ питана тов. Лукашевич М. В. У него отлично сочетается про­ изводственная деятельность с общественной. Штурман акти­ вен в развертывании соревнова­ ния между вахтами. Он часто беседует с людьми, зажигает у них интерес к соревнованию. И его вахта из отстающей в прош­ лом рейсе стала передовой. Тов. Лукашевич М. В. к заняти­ ям готовится хорошо, ведет конспекты. Но есть и другие. Пришлось, например, слышать от одного из рыбмастеров та­ кое: «За изучение экономики и докладов мне не платят». Горе- суждения, подобные этому, еди­ ничны, ошибочность их доказы­ ваем и в коллективе изживаем. В школе коммунистического труда занимаются 32 человека. В последнем рейсе было два за­ нятия. Проводились они по вах­ там. Пропагандисты — стар­ ший механик тов. Бурковский А. Я. и второй помощник капи­ тана тов. Ермолин Н. В: прово* дили их живо, интересно» было много вопросов. Ввели мы на судне обязатель­ ный отчет по выполнению ин­ дивидуально намеченных задач. И у каждого моряка вместе е принятыми обязательствами ря­ дом будет находиться документ, показывающий, как же слово оправдывается делом. Сознание того, что предстоит отчитывать­ ся перед товарищами за свою работу, участие в общественной жизни, поведение в быту, по­ вышает чувство ответственности за обязательство. Задание последнего рейса, который, кстати, был очень на­ пряженным (работать приходи­ лось все время с подвахтой), эки­ паж выполнил по вылову рыбы на 118 процентов, по выработке консервов на 120 процентов, клипфиска — на 128 процен­ тов. Перекрыто и квартальное задание. Цифры говорят, что коллектив идет твердой по­ ступью. И еще одна приятная весть. На днях решением базового ко­ митета по итогам работы за квартал четырем нашим товари­ щам — старшему помощнику напитана тов. Мальцеву А. В., радисту тов. Турутину М. М., консервному мастеру тов. Хле- босолову Н. Н. и боцману тов. Киселеву А. К, — присвоено звание «Лучший по профессии». Несколько слов о боцмане. Рыбак с большой буквы — так коротко можно охарактеризо­ вать его. Как уже говорилось, весь рейс работали с подвахтой. И наш боцман был постоянно впереди. На треске 15 рыбин в минуту под соль, на окуне под свежье 8 — 10 штук — такие темпы шкерки у этого рыбака. Результату могут позавидовать многие. И у наших моряков пе­ ред глазами пример такой ра­ боты, которую называют клас­ сной. На флоте сейчас наш экипаж занимает седьмое место. Даль­ нейшее развитие социалистиче­ ского соревнования, тесный кон­ такт с нашим напарником в тру­ довом соревновании — экипа­ жем архангельского траулера «Анива» — курс, взятый на это командой, способствует дальнейшей успешной работе. В. КУЗНЕЦОВ, первый помощник капитана траулера «Вельск». РАБОТНИКИ ПРОМЫШЛЕННОСТИ! БОРИТЕСЬ ЗА ДАЛЬНЕЙШЕЕ РАЗВИТИЕ И УКРЕПЛЕНИЕ ИНДУСТРИ­ АЛЬНОЙ МОЩИ СТРАНЫ! ДОБИВАЙТЕСЬ БЫСТРЕЙ­ ШЕГО ОСВОЕНИЯ НОВЫХ МОЩНОСТЕЙ, УСКОРЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОГРЕССА! ШИРЕ ДОРОГУ НОВОЙ ТЕХНИКЕ И ПРОГРЕССИВ­ НОЙ ТЕХНОЛОГИИ! (Из Призывов ЦК КПСС). Передовики предмайского соревнования Слесарь Василий Василь­ евич Цыкин один из луч­ ших производственников Кандалакшского механичен ского завода. Бригаде Г. Ли- сюка, в которой он работает, присвоено почетное звания- коллектива коммунистиче­ ского труда . В этом успехе есть и немалая доля заслуг опытного металлиста В. В « Цыкина. Сейчас слесарь. ударно трудится на перво­ майской вахте . На снимке слева: слесарь В. В . Цыкин. , Недавно на Кандалакша ском механическом заводе чествовали Льва Евдокимо­ вича Веденина в связи £ 25-летием работы па пред­ приятии . На протяжении двух с лишним лет завод не имеет ни однойрекламации . В этом есть и заслуга Льва Евдоки­ мовича, старшего мастера ОТК на сборке . Высококва* лифицированный специа­ лист, принципиальный чело­ век , он учит и воспитывает молодежь, прививает чувст­ во ответственности за пору­ ченное дело . На снимке: Л. Е. Веденин. Фото А. Брысова. И5 сегодня помнится форсиро­ вание Сиваша, штурм Перекопа, контузия, госпиталь в Симферо­ поле. Три месяца провалялся — правое ухо «отказывало». А по* правился — оказался снова за тридевять земель от .родного до­ ма— во Владивостоке. Тут снова закаляло море, традиции смелых людей, только что вышвырнув* ших из «нашенского» города и всего Дальнего Востока непро­ шеных гостей. Само название миноносца, где служил, — «Ла­ зе» — напоминало ежечасно об этом. Так и связывалась в судь­ бе помора^Kpqr^a*«Vt*nb *событий на. Севере и Востоке. И характер молодого моряка ковался. После службы — Архангельск, траулеры «Пикша», «Палтус», «Зу­ батка», «Макрель». Кочегар, тре­ тий механик... Азы рыбацкого дела на кораблях, уцелевших пос­ ле гражданской войны, возвра­ щенных к "жизни упорством, мо­ золями и сблёным ‘лотом’ севе­ рян. Рост продолжался. В 1929 году Матвея Артемьевича посылают а Ленинград на самые первые кур­ сы специалистов для рыболовно­ го флота. Через два года — воз­ вращение домой, старшим меха-: ником на РТ-37 «Палтус». Вот уж- корабль полюбился — до сих пор до винтика и заклепки помнится. Построили минный тральщик в Голландии для нужд Белого мо­ ря. Корпус — как у миноносца, машина — 600 сил, скорость — 11 узлов. Хорошо, что уцелел он для мирной работы — на славу потрудился тралец в рыбацкой рйбе. И в этом немалая заслуга новоиспеченного стармеха-помо- ра. Правда, одно неудобство ме­ шало палубной команде на лову — не было у . корабля полубака. Сработали северяне для «Палту­ са» и* полубак; сделав балласт на корме. Как тут не вспомнить подкованную «аглицкую блоху». Правда, с одной поправкой! бло­ ха перестала прыгать, а «Палтус» остался все таким же резвым. Матвей Артемьевич не жалел сил для того, чтобы рыбное хо­ зяйство быстрее встало на креп­ кие ноги. Так поступали все его товарищи. Многим молодым рыбакам се­ годня может показаться стран­ ным: как это нельзя было отры­ ваться от берегов, не ловить зи­ мой? А ведь не отрывались, не ловили... Только в 1929 году тра­ улеры пришли из Архангельска-в Мурманск на зимовку. Вскоре стали промышлять круглый год. Машинным командам забот при­ бавилось. Флот постоянно пополнялся -- строили траулеры сами, заказы­ вали за рубежом. Надо было позаботиться и о кадрах. Матвей Артемьевич уже имел немалый опыт, передавал молодежи на­ копленные знания. Но и ему до­ велось кое-чему поучиться. На­ пример, пройти полугодовую ста­ жировку у слесарей-судоремонт- ников, поплавать стажером на дизельных судах. Если на паро­ вых РТ он мог уже по слуху опре­ делить, чем. «больна» машина, помочь механикам в любую ми­ нуту поправить дело, то на «ди­ зеле» ему надо - было кое-что освоить. Вспоминается Павел. Александ­ рович Попов. Ходил с ним два рейса. Товарищи подшучивали: «Не съел тебя старик?» — мно­ гие относились с. неприязнью к этому замкнутому, хмурому, че­ ловеку, думали, что с ним не найти общего языка. Может, так и было, если речь шла не о ма­ шине. А в этом Павел Алек­ сандрович разбирался тонко, лю­ бил машины, как живые существа. Матвея Артемьевича это и поко­ ряло в полуграмотном мэханикэ- самородке. Когда слесарный стаж «набирал», был он свидете­ лем спора Попова с инженера- ми-судоремонтниками по поводу точности шабровки: они доказы­ вали, что стармех требует невоз­ можного. Попов в споре одер­ жал верх. Он и на практике тре­ бовал большой точности, аккурат­ ности. Без этого НЧЁГт настоящего специалиста, будь он с любым дипломом. Н ОВАЯ СТРАНИЦА в жизни Немчинова открылась в финскую кампанию. Не­ большой «мирный абзац» — сно­ ва испытание огнем: рыболовные траулеры стали сторожевиками, десантными, эскортными судами. Только главное испытание для рыбака готовил сухопутный фронт Великой Отечественной. Из севе­ рян была - сформирована мор­ ская бригада для отправки в Сталинград, когда в 1942 году враг рвался к Волге. Матвею Артемьевичу врезался в память каждый тот день. Поезд с моряками торопился туда, где 22 августа — в свой день рож­ дения — Немчинов увидел Ста­ линград с восточного берега ве­ ликой русской реки. Город был на пороге сражения. Уже на вто­ рой день он пылал после масси­ рованного налета — фашисты еще до подхода сухопутных сил стре­ мились . сломить волю защитников города, посеять панику. Ничего из этого не вышло! Моряки - северяне, а среди них немало было и вчерашних рыбаков, в начале сентября пе­ реправились в Сталинград. Боль­ шую баржу с трудом тащил не­ большой буксир. Пришлось даже ему помочь матросскими рука-* ми: при посадке баржа «уцепи-; лась» за грунт — столкнули, что­ бы не «загорать», рискуя попасть под бомбовый удар. Посчастли­ вилось морякам на реке —- фа«{ шистские воздушные пираты быг ли над другими целями. А вот дела пехотные по неопыт-* ности дали «прикурить». Коман­ диров явно не хватало. Тем бо­ лее таких, чтобы знали тонкости; 9 . 1 наземного боя. И главстаршине - Немчинову предложили даже сначала роту. Сошлись на отде-: лении. И были в этой боевой еди* нице богатыри-астраханцы, по­ нюхавшие пороху еще в первую мировую, а до Сталинграда — на строительстве оборонных рубе­ жей под Москвой. Рассудитель­ ные, неторопливые, они знали цену солдатской дружбы и сол­ датской смекалки. Все это тут же пригодилось. Сначала — на рытье ячеек. Об окопах и речи (Окончание на 4 стр.).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz