Рыбный Мурман. 1973 г. Апрель.
В Е Р Д А я П О С Т У П Ь к о л л е к т и в а З АПАЛАi! МНЕ В ПА МЯТЬ недавно увиден ная в «Крокодиле» ка рикатура. Она вот о чем. Ру ководители рещили: социалисти ческие обязательства устарели. Надо заменить. И заменили.., •рамку, в которую обязательст ва были вставлены. Сами же обязательства остались преж ними. Можно с уверенностью сказать, что доброе дело на этом предприятии такой вот назенщиной намертво подруб лено на корню. Социалистическое соревнова ние — дело живое и творческое. От самого начала и до конца, й; только так. Спадет к нему внимание, затянет его болотной тиной, пиши пропало. Нашим экипажем траулера ♦Вельск» приняты повышенные социалистические обязательст ва. План третьего, решающего года пятилетки по вылову ры бы мы решили завершить к 7-ноября. А сверх этого добыть 2500 центнеров рыбы. Намечено выработать тысячи сверхплано вых банок консервов, десятки центнеров клипфиска. Экипаж вступил в борьбу за звание кол лектива коммунистического тру да. Замахнулись, как видно, на многое. И дл& вгёййлвения все го этого силы потребуются не малые. Как же мы идем к намеченно му рубежу? Четкая, продуманная органи зация соревнования — это главное и решающее, что помо жет успешно прийти-к намечен ной цели.- Кроме; общесудового социалистического обязательет- т*в,-всеми тремя вахтами и инди- ьядуально каждым членом эки- -важа приняты отдельные обяза тельства. И главное достоинст во их в том, что все они кон кретны, целенаправленны и каждое имеет, так сказать, свое лицо. Гласность — это фактор, по вышающий действенность со ревнования. У нас в салоне ви сит большой график, показыва ющий каждодневную работу трех соревнующихся вахт. Учи тывается следующее: время, за траченное на спуск и подъем трала, на переход с трала на трал, количество сделанных тралений за сутки, вылов рыбы, •качество ее обработки, непроиз водительно потраченное время. Показатели проставляются каж дый день. Все они предвари тельно проходят через строгий хронометраж. Картина работы каждой вахты становится пол ной. Она, как говорится, на ла дони, ясно видны удачи, про махи и причины последних. Не надо заниматься пустословием, гадать, почему у одних лучше, а у других хуже. Недостатки видны, остается их устранять. Создан у нас пост народного контроля. В нем пять человек. Руководит — матрос коммунист тов. Тонковидов В. С. В поле' зрения контролеров работа эки пажа на всех производственных участках. Под наблюдением от бор печени, качество обработки рыбы, отбор объячеенной рыбы, расход электроэнергии и т. д. В последнем рейсе пост выпустил три «Листка народного контро ля». Первый касался бережли вости. Материал назывался «Бе речь в большом и малом». Го ворилось о том, что матросы второй и третьей вахт много пи щевой рыбы отбрасывают в утиль. Такой подход к делу не назовешь хозяйским. Обращали контролеры внимание на низ кие темпы работы некоторых матросов. Контрольный пост по качест ву обработки рыбы, возглавляе мыйпомощником мастера по об работке тов. Павликовым М. Е., ведет строгий ежедневный конт роль, и показатели вывешива ются в салоне. Этот контроль, безусловно, явился причиной того, что качество шкерки зна чительно улучшилось. Экономическая учеба личного состава неразрывно связана с социалистическим соревнова нием. Подавляющее большинст во моряков активно и на заня тиях по экономике, и при изуче нии материалов в «Школе ком мунистического труда». Вот, на пример, третий помощник ка питана тов. Лукашевич М. В. У него отлично сочетается про изводственная деятельность с общественной. Штурман акти вен в развертывании соревнова ния между вахтами. Он часто беседует с людьми, зажигает у них интерес к соревнованию. И его вахта из отстающей в прош лом рейсе стала передовой. Тов. Лукашевич М. В. к заняти ям готовится хорошо, ведет конспекты. Но есть и другие. Пришлось, например, слышать от одного из рыбмастеров та кое: «За изучение экономики и докладов мне не платят». Горе- суждения, подобные этому, еди ничны, ошибочность их доказы ваем и в коллективе изживаем. В школе коммунистического труда занимаются 32 человека. В последнем рейсе было два за нятия. Проводились они по вах там. Пропагандисты — стар ший механик тов. Бурковский А. Я. и второй помощник капи тана тов. Ермолин Н. В: прово* дили их живо, интересно» было много вопросов. Ввели мы на судне обязатель ный отчет по выполнению ин дивидуально намеченных задач. И у каждого моряка вместе е принятыми обязательствами ря дом будет находиться документ, показывающий, как же слово оправдывается делом. Сознание того, что предстоит отчитывать ся перед товарищами за свою работу, участие в общественной жизни, поведение в быту, по вышает чувство ответственности за обязательство. Задание последнего рейса, который, кстати, был очень на пряженным (работать приходи лось все время с подвахтой), эки паж выполнил по вылову рыбы на 118 процентов, по выработке консервов на 120 процентов, клипфиска — на 128 процен тов. Перекрыто и квартальное задание. Цифры говорят, что коллектив идет твердой по ступью. И еще одна приятная весть. На днях решением базового ко митета по итогам работы за квартал четырем нашим товари щам — старшему помощнику напитана тов. Мальцеву А. В., радисту тов. Турутину М. М., консервному мастеру тов. Хле- босолову Н. Н. и боцману тов. Киселеву А. К, — присвоено звание «Лучший по профессии». Несколько слов о боцмане. Рыбак с большой буквы — так коротко можно охарактеризо вать его. Как уже говорилось, весь рейс работали с подвахтой. И наш боцман был постоянно впереди. На треске 15 рыбин в минуту под соль, на окуне под свежье 8 — 10 штук — такие темпы шкерки у этого рыбака. Результату могут позавидовать многие. И у наших моряков пе ред глазами пример такой ра боты, которую называют клас сной. На флоте сейчас наш экипаж занимает седьмое место. Даль нейшее развитие социалистиче ского соревнования, тесный кон такт с нашим напарником в тру довом соревновании — экипа жем архангельского траулера «Анива» — курс, взятый на это командой, способствует дальнейшей успешной работе. В. КУЗНЕЦОВ, первый помощник капитана траулера «Вельск». РАБОТНИКИ ПРОМЫШЛЕННОСТИ! БОРИТЕСЬ ЗА ДАЛЬНЕЙШЕЕ РАЗВИТИЕ И УКРЕПЛЕНИЕ ИНДУСТРИ АЛЬНОЙ МОЩИ СТРАНЫ! ДОБИВАЙТЕСЬ БЫСТРЕЙ ШЕГО ОСВОЕНИЯ НОВЫХ МОЩНОСТЕЙ, УСКОРЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОГРЕССА! ШИРЕ ДОРОГУ НОВОЙ ТЕХНИКЕ И ПРОГРЕССИВ НОЙ ТЕХНОЛОГИИ! (Из Призывов ЦК КПСС). Передовики предмайского соревнования Слесарь Василий Василь евич Цыкин один из луч ших производственников Кандалакшского механичен ского завода. Бригаде Г. Ли- сюка, в которой он работает, присвоено почетное звания- коллектива коммунистиче ского труда . В этом успехе есть и немалая доля заслуг опытного металлиста В. В « Цыкина. Сейчас слесарь. ударно трудится на перво майской вахте . На снимке слева: слесарь В. В . Цыкин. , Недавно на Кандалакша ском механическом заводе чествовали Льва Евдокимо вича Веденина в связи £ 25-летием работы па пред приятии . На протяжении двух с лишним лет завод не имеет ни однойрекламации . В этом есть и заслуга Льва Евдоки мовича, старшего мастера ОТК на сборке . Высококва* лифицированный специа лист, принципиальный чело век , он учит и воспитывает молодежь, прививает чувст во ответственности за пору ченное дело . На снимке: Л. Е. Веденин. Фото А. Брысова. И5 сегодня помнится форсиро вание Сиваша, штурм Перекопа, контузия, госпиталь в Симферо поле. Три месяца провалялся — правое ухо «отказывало». А по* правился — оказался снова за тридевять земель от .родного до ма— во Владивостоке. Тут снова закаляло море, традиции смелых людей, только что вышвырнув* ших из «нашенского» города и всего Дальнего Востока непро шеных гостей. Само название миноносца, где служил, — «Ла зе» — напоминало ежечасно об этом. Так и связывалась в судь бе помора^Kpqr^a*«Vt*nb *событий на. Севере и Востоке. И характер молодого моряка ковался. После службы — Архангельск, траулеры «Пикша», «Палтус», «Зу батка», «Макрель». Кочегар, тре тий механик... Азы рыбацкого дела на кораблях, уцелевших пос ле гражданской войны, возвра щенных к "жизни упорством, мо золями и сблёным ‘лотом’ севе рян. Рост продолжался. В 1929 году Матвея Артемьевича посылают а Ленинград на самые первые кур сы специалистов для рыболовно го флота. Через два года — воз вращение домой, старшим меха-: ником на РТ-37 «Палтус». Вот уж- корабль полюбился — до сих пор до винтика и заклепки помнится. Построили минный тральщик в Голландии для нужд Белого мо ря. Корпус — как у миноносца, машина — 600 сил, скорость — 11 узлов. Хорошо, что уцелел он для мирной работы — на славу потрудился тралец в рыбацкой рйбе. И в этом немалая заслуга новоиспеченного стармеха-помо- ра. Правда, одно неудобство ме шало палубной команде на лову — не было у . корабля полубака. Сработали северяне для «Палту са» и* полубак; сделав балласт на корме. Как тут не вспомнить подкованную «аглицкую блоху». Правда, с одной поправкой! бло ха перестала прыгать, а «Палтус» остался все таким же резвым. Матвей Артемьевич не жалел сил для того, чтобы рыбное хо зяйство быстрее встало на креп кие ноги. Так поступали все его товарищи. Многим молодым рыбакам се годня может показаться стран ным: как это нельзя было отры ваться от берегов, не ловить зи мой? А ведь не отрывались, не ловили... Только в 1929 году тра улеры пришли из Архангельска-в Мурманск на зимовку. Вскоре стали промышлять круглый год. Машинным командам забот при бавилось. Флот постоянно пополнялся -- строили траулеры сами, заказы вали за рубежом. Надо было позаботиться и о кадрах. Матвей Артемьевич уже имел немалый опыт, передавал молодежи на копленные знания. Но и ему до велось кое-чему поучиться. На пример, пройти полугодовую ста жировку у слесарей-судоремонт- ников, поплавать стажером на дизельных судах. Если на паро вых РТ он мог уже по слуху опре делить, чем. «больна» машина, помочь механикам в любую ми нуту поправить дело, то на «ди зеле» ему надо - было кое-что освоить. Вспоминается Павел. Александ рович Попов. Ходил с ним два рейса. Товарищи подшучивали: «Не съел тебя старик?» — мно гие относились с. неприязнью к этому замкнутому, хмурому, че ловеку, думали, что с ним не найти общего языка. Может, так и было, если речь шла не о ма шине. А в этом Павел Алек сандрович разбирался тонко, лю бил машины, как живые существа. Матвея Артемьевича это и поко ряло в полуграмотном мэханикэ- самородке. Когда слесарный стаж «набирал», был он свидете лем спора Попова с инженера- ми-судоремонтниками по поводу точности шабровки: они доказы вали, что стармех требует невоз можного. Попов в споре одер жал верх. Он и на практике тре бовал большой точности, аккурат ности. Без этого НЧЁГт настоящего специалиста, будь он с любым дипломом. Н ОВАЯ СТРАНИЦА в жизни Немчинова открылась в финскую кампанию. Не большой «мирный абзац» — сно ва испытание огнем: рыболовные траулеры стали сторожевиками, десантными, эскортными судами. Только главное испытание для рыбака готовил сухопутный фронт Великой Отечественной. Из севе рян была - сформирована мор ская бригада для отправки в Сталинград, когда в 1942 году враг рвался к Волге. Матвею Артемьевичу врезался в память каждый тот день. Поезд с моряками торопился туда, где 22 августа — в свой день рож дения — Немчинов увидел Ста линград с восточного берега ве ликой русской реки. Город был на пороге сражения. Уже на вто рой день он пылал после масси рованного налета — фашисты еще до подхода сухопутных сил стре мились . сломить волю защитников города, посеять панику. Ничего из этого не вышло! Моряки - северяне, а среди них немало было и вчерашних рыбаков, в начале сентября пе реправились в Сталинград. Боль шую баржу с трудом тащил не большой буксир. Пришлось даже ему помочь матросскими рука-* ми: при посадке баржа «уцепи-; лась» за грунт — столкнули, что бы не «загорать», рискуя попасть под бомбовый удар. Посчастли вилось морякам на реке —- фа«{ шистские воздушные пираты быг ли над другими целями. А вот дела пехотные по неопыт-* ности дали «прикурить». Коман диров явно не хватало. Тем бо лее таких, чтобы знали тонкости; 9 . 1 наземного боя. И главстаршине - Немчинову предложили даже сначала роту. Сошлись на отде-: лении. И были в этой боевой еди* нице богатыри-астраханцы, по нюхавшие пороху еще в первую мировую, а до Сталинграда — на строительстве оборонных рубе жей под Москвой. Рассудитель ные, неторопливые, они знали цену солдатской дружбы и сол датской смекалки. Все это тут же пригодилось. Сначала — на рытье ячеек. Об окопах и речи (Окончание на 4 стр.).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz