Рыбный Мурман. 1973 г. Апрель.
35 лет на коптильном Н Е ТАК ДАВНО молодые работницы коптильного отделения собрались в красном уголке завода, чтобы встретиться с ветеранами тру да. Среди других ветеранов перед молодежью выступила Александра Герасимовна Чи стякова. Рассказ свой старейший ма стер начала о годах далеких, довоенных, когда ома, совсем еще молодой девушкой, после окончания фабрично-заводско го училища пришла на коп тильный завод. 193S год. Заводом называ лось деревянное помещение, кое-как приспособленное для копчения рыбы. Утром, перед тем как приступить к работе, осалыаали с пола толстый слой льда. Теперь, когда воды в цехе так много, трудно пред ставить, что молодая работни ца Шура Чистякова с подруга ми таскала ее ведрами. В -1937 году коптильный за вод разместился в новом зда нии, в котором находится и сейчас. Здесь уже все было -по-другому, и условия труда лучше. С каждым годом на заводе что-то менялось, усо вершенствовалось и в обору довании, и в технологии. И во всем этом принимала участие Александра Герасимовна, са ма вносила рационализатор ские предложения и внедряла Р*^$^Цпная« смекалистая девушка, с желанием все уз нать, с явными задатками ор ганизатора вскоре была на значена мастером. С заводом расставалась не лихую военную го* эвакуации* заво- де. ^мвсрсак реготали в ту по- ру жёнгцйны — стало легендой. А потом снова родной за вод. И теперь вот возраст пен сионный, а уходить трудно. Сердцем приросла к коллек тиву, к производству, где все знакомо до мелочей. И слушают ее молодые ра ботницы. Может быть, не все они останутся на коптильном, но рабочую закваску они по лучат здесь, и научит их всему доброму, хорошему Александ ра Герасимовна. Так в свое время получила диплом инженера ее воспи танница Крылова П. И. и те перь работает а ПИНРО. Там же трудится и Шувалова М. Г., закончившая заочно техникум. Матерью называет своего бывшего сменного мастера МилиТина ’ Георгиевна Шувало ва. Мать. Но не добренькая, всепрощающая, а требователь ная, строгая и справедливая. За час до начала смены она уже. на работе. Обойдет весь участок, проверит, подвезен ли полуфабрикат. Она, прав да, еще с вечера звонила на базу, но проверить нужно. Да мало ли еще какие неполад ки сможет заметить мастер и Бовремя устранить их. Так поступают и работницы их смены. За 10—15 минут до работы готовят ножи, доски, полуфабрикаты. времени здесь терять не любят. Но вот кто-то пришел чуть позд нее — значит, будет потом серьезный разговор. в течение рабочего дня хло пот и забот у мастера много. Следит за отмочкой рыбы, во время ли она направлена в сушку и копчение. Но главная забота — люди. Что-то не ла дится у молодой работницы. Мастер видит. Подойдет, под скажет, поставит рядом с опытной работницей. Замеча ние сделает не на повышенных тонах, это ей несвойственно. Перерыв на обед. Мастер с людьми. Завязываются непри нужденные беседы. Еще с ут ра заметила работницу в пло хом настроении. Обязательно вызовет на откровенный раз говор, выяснит, в чем причи на. А вечером, возможно, пой дет домой я этой работнице, поможет уладить семейный конфликт. Так бывает нередко. Сама Александра Гераси мовна специального образова ния не имеет. Огромный прак тический опыт помогает ей в правильной организации про изводства. Но девушкам своей смены покоя не дает: учи тесь. Молодым все дано, все условия созданы для этого. Выучилась Зайкова . Венера Алексеевна, теперь инженер- техпелог на этом же заводе. Учится заочно в техникуме Белая Антонина. Тынкевич Людмила совсем недавно по лучила диплом и работает ма стером. — Я еще не очень опытна как мастер, — говорит Л. Тын кевич, — но все, что я могу, все от нее, от Александры Ге расимовны. Да почти все мастера на за воде прошли ее школу. Глав ное, чему учит, — работе с людьми. И идут к ней за сове том мастера. Она же, мастер второго класса, охотно делит ся своим богатым опытом. Сама Александра Гераси мовна знает каждого челове ка в смене и как работника, и чем он живет дома, в свобод ное время. Работницы всегда в курсе всех заводских дел, знают свои задачи, знают трудности, которые предстоит преодолеть участку. Теперь вот палтус хо лодного копчения сдается со знаком качества, а сколько потребовалось сил, чтобы по лучить его. Воспитывает мастер у сво их, как она говорит, девочек чувство общественной актив ности, гражданственности. Они не побоятся резко выступить на собрании, на заседании то варищеского суда. Отмалчи ваться, проходить стороной не приучены. И совсем не случайно смена с 1958 года подтверждает зва ние коллектива коммунистиче ского труда, она же носит по четное звание смены имени 50-летия Октября. А сменный мастер Чистяко ва Александра Герасимовна за свой многолетний труд отме чена двумя медалями «3а тру довое отличие» и другими на градами. Не менее дорогая на града — уважение коллекти ва, в котором проработала 35 лет. 3. АНДРЕЕВА, старший ма стер участка холодного копчеиив.. Г. КОЛОМЕНКИНА, секре тарь партбюро коптильного завода. Щ А. Г. ЧИСТЯКОВА. Фото Л. Кузнецовой. liffliiiiwiiiiiiiiiiiiitm iiiiiiiniiiiiiiiiiiiHiitiuiiniiiiffliiim i БМРТ «Алтай» — первенец судов отечественной постройки вступил в эксплуатацию в тра ловом флоте в 1970 году. Суда етой серии:— дизель-электрохо- ды — принципиально новые рыболовные траулеры. Это об стоятельство, а также ряд кон структивных неувязок ослож няли работу экипажей. Если проанализировать рабо ту БМРТ «Алтай» с момента поступления во флот, то видно, что экономические и эксплуа тационные показатели его пло хие. Судно длительное время простаивало в ремонтах. По этому у многих моряков сло жилось мнение, что БМРТ ти па «Алтай» не могут работать успешно. Однако это далеко не так. Результаты последнего рейса «Алтая» опровергают та лое мнение. Автор статьи в те чение последнего рейса нахо дился на судне и хочет расска зать, как моряки БМРТ «Ал тай» обеспечили выполнение рейсового задания. Траулер находился на про-' мысле с 6 ноября прошлого го да по 13 марта 1973 года. Про мысловики начали рейс в Ба ренцевом море. Экипаж судна на 80 процентов состоял из но вичков, впервые вышедших в море. Переход до места про мысла был коротким — полто ра суток, поэтому обучить мо лодых моряков трудовым при емам за столь короткое время было практически невозможно. Вначале работа осложнялась из-за плохого технического со стояния рыбоцеха. Сказывались запущенность, некачественный ремонт и некоторые конструк тивные неувязки. Были часты заломы крышек блокформ, что приводило к длительным про стоям рыбоцеха.' А итог — не выполнение суточного плана по вьшуску мороженой продук- _ ции, хотя палубная команда, возглавляемая опытным стар шим мастером по добыче тов. Хренниковым В. В., -со евоими обязанностями справлялась — рьгба все время была в бунке рах. пуск увеличился вдвое и к се редине рейса он достиг уже 35 —38 тонн. Значительным подспорьем в работе судоводителей оказался большой опыт промысловой ра боты в районе Лабрадора капи тана тов. Голомонзина Г. М. Не малую помощь экипажу оказа ли ежедневные встречи в эфи ре с судоводителями БМРТ-454 -«Капитан Демидов», «Холмо- БМРТ ТИПА «АЛТАЙ» М О Г У Т Р А Б О Т А Т Ь ХОР ОШО Осложнили работу машинной команды не только недоделки после заводского ремонта, ко торые пришлось устранять сво ими силами. Перед самым от ходом судна были сменены главный и второй механики. Неужели руководителям меха нико-судовой службы не ясно, что нельзя заменять одновре менно двух ведущих старших специалистов? Чуть не сорвала рейс авария котла. Члены машинной коман ды во главе с главным механи ком Графковым Г. И. приложи ли немало усилий, чтобы отре монтировать котел своими си лами. Т ' Во время перехода в район Северо-Западной Атлантики были проведены партийное, комсомольское и профсоюзное собрания. На них моряки не только вскрыли все недостатки и неполадки, мешавшие нор мальной трудовой деятельности экипажа, но и наметили пути улучшения работы. Была орга низована регулярная техниче ская учеба моряков: И это сразу же сказалось на работе экипажа: в рыбоцехе стало меньше заломов крышек блок- форм. В районе ВНБ экипаж начал ловить мойву, которая держа лась в толще воды. -Сразу же возникли трудности у палубной команды, так как опыта рабо ты с разноглубинным тралом у них не было. Спуск-подъем трала не ладился, кабель при бора контроля хода трала час то рвался. Все это приводило к длительным простоям судна. Но требовательность капитана, старшего мастера по добыче и терпеливое обучение молодых моряков сделали свое. Если вначале вылов в сутки состав лял лишь 15—18 тонн, то через неделю суточный вылов увели чился до 35 — 40 тонн. По указанию руководства флота судно перешло в район Южного Лабрадора на облов трески, где удерживалась хо рошая промысловая обстанов ка. Теперь возникла новая за дача: у многих матросов не бы ло опыта в шкерке рыбы. Пос ле проведенных хронометраж- ных наблюдений за работой матросов-шкерщиков оказа лось, что в среднем один мат рос шкерил 3 —5 рыбин в мину ту, а суточный выпуск готовой продукции составлял только 12—18 тонн. Технологу тов. Воробьеву В. А. пришлось вместе с рыб- мастерами заново расставить членов производств е н н о й команды в рыбоцехе. К нович кам прикрепили опытных шкерщиков. Это незамедли тельно сказалось на суточном выпуске готовой продукции. Через две недели суточный вы горы», «Памир» и румынского БМРТ. В помощь производственной команде были организованы подвахты по шкерке рыбы. Вначале дела с выпуском филе обстояли плохо: суточный вы пуск составлял только 0,4—0,8 тонны. Создали постоянную бригаду филейщиков, состоя щую из опытных моряков, — к середине рейса выпуск довели до 4—5 тонн в сутки. Для мобилизации творческой мысли моряков на БМРТ «Ал тай» создали творческую брига ду НОТ. Ее возглавил главный механик тов. Графков Г. И. Членами бригады и автором статьи проводились ежеднев ные хронометражи. Их резуль таты обсуждались по вахтам. Не забыли и рационализатор скую работу: за рейс было вне дрено семь предложений. Два из них заслуживают особого внимания. В рыбопех горячая вода для оттайки блокформ из-за низкой температуры забортной воды через основной подогреватель подавалась слабо подогретой. Члены творческой бригады раз решили эту проблему, изменив схему подогрева. Было предло жено соединить последователь но основной подогреватель с по догревателем жиротопной уста новки. Зто позволило устранить простои рыбоцеха из-за некаче ственной оттайки блокформ без увеличения расхода пара и топлива на дополнительный по догрев воды. Старшим мастером по добыче рыбы внедрена проводка ваеров с барабана лебедки на подвес ной ролик, исключая поворот ный. Это позволило устранить скручивание ваеров и исклю чить случаи пролова по этой причине. Активное участие в работе творческой бригады принимали второй механик тов. Макарков Н. А., технолог тов. Воробьев В. А., рыбмастера тт. Велигжа- нинов О. П., Малаев И. П., то карь тов. Калинин Ю. П., мат росы тт. Возгаок В. А., Ястре бов Г. В., Завадский В. Д. Творческий поиск судовых новаторов, инициатива и требо вательность капитана помогли наладить четкое взаимодейст вие всех производственных звеньев экипажа, что благо творно сказалось на результа тах производственной деятель ности. В итоге БМРТ «Алтай» сумел достигнуть таких высо ких производственных показа телей, которых не смогли до стичь однотипные ему суда бо лее поздней постройки, а следо вательно, более совершенные по конструкции. В течение все го периода работы в районе Лабрадора промысловики «Ал тая» удерживали лидирующее место среди всех кораблей, на ходящихся в этом районе. Экипаж БМРТ «Алтай» вы полнил рейсовое задание на 102,4 процента, дал 179,3 тысячи рублей прибыли и занял тре тье место по флоту среди одно типных судов. Таким образом, можно смело и уверенно ска зать, что, несмотря на все труд ности технического и организа ционного характера, БМРТ типа «Алтай» могут и должны работать успешно. Л. КОПЕИКИН, инженер-нормировщик уп равления тралового флота.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz