Рыбный Мурман. 1973 г. Апрель.

35 лет на коптильном Н Е ТАК ДАВНО молодые работницы коптильного отделения собрались в красном уголке завода, чтобы встретиться с ветеранами тру­ да. Среди других ветеранов перед молодежью выступила Александра Герасимовна Чи­ стякова. Рассказ свой старейший ма­ стер начала о годах далеких, довоенных, когда ома, совсем еще молодой девушкой, после окончания фабрично-заводско­ го училища пришла на коп­ тильный завод. 193S год. Заводом называ­ лось деревянное помещение, кое-как приспособленное для копчения рыбы. Утром, перед тем как приступить к работе, осалыаали с пола толстый слой льда. Теперь, когда воды в цехе так много, трудно пред­ ставить, что молодая работни­ ца Шура Чистякова с подруга­ ми таскала ее ведрами. В -1937 году коптильный за­ вод разместился в новом зда­ нии, в котором находится и сейчас. Здесь уже все было -по-другому, и условия труда лучше. С каждым годом на заводе что-то менялось, усо­ вершенствовалось и в обору­ довании, и в технологии. И во всем этом принимала участие Александра Герасимовна, са­ ма вносила рационализатор­ ские предложения и внедряла Р*^$^Цпная« смекалистая девушка, с желанием все уз­ нать, с явными задатками ор­ ганизатора вскоре была на­ значена мастером. С заводом расставалась не­ лихую военную го* эвакуации* заво- де. ^мвсрсак реготали в ту по- ру жёнгцйны — стало легендой. А потом снова родной за­ вод. И теперь вот возраст пен­ сионный, а уходить трудно. Сердцем приросла к коллек­ тиву, к производству, где все знакомо до мелочей. И слушают ее молодые ра­ ботницы. Может быть, не все они останутся на коптильном, но рабочую закваску они по­ лучат здесь, и научит их всему доброму, хорошему Александ­ ра Герасимовна. Так в свое время получила диплом инженера ее воспи­ танница Крылова П. И. и те­ перь работает а ПИНРО. Там же трудится и Шувалова М. Г., закончившая заочно техникум. Матерью называет своего бывшего сменного мастера МилиТина ’ Георгиевна Шувало­ ва. Мать. Но не добренькая, всепрощающая, а требователь­ ная, строгая и справедливая. За час до начала смены она уже. на работе. Обойдет весь участок, проверит, подвезен ли полуфабрикат. Она, прав­ да, еще с вечера звонила на базу, но проверить нужно. Да мало ли еще какие неполад­ ки сможет заметить мастер и Бовремя устранить их. Так поступают и работницы их смены. За 10—15 минут до работы готовят ножи, доски, полуфабрикаты. времени здесь терять не любят. Но вот кто-то пришел чуть позд­ нее — значит, будет потом серьезный разговор. в течение рабочего дня хло­ пот и забот у мастера много. Следит за отмочкой рыбы, во­ время ли она направлена в сушку и копчение. Но главная забота — люди. Что-то не ла­ дится у молодой работницы. Мастер видит. Подойдет, под­ скажет, поставит рядом с опытной работницей. Замеча­ ние сделает не на повышенных тонах, это ей несвойственно. Перерыв на обед. Мастер с людьми. Завязываются непри­ нужденные беседы. Еще с ут­ ра заметила работницу в пло­ хом настроении. Обязательно вызовет на откровенный раз­ говор, выяснит, в чем причи­ на. А вечером, возможно, пой­ дет домой я этой работнице, поможет уладить семейный конфликт. Так бывает нередко. Сама Александра Гераси­ мовна специального образова­ ния не имеет. Огромный прак­ тический опыт помогает ей в правильной организации про­ изводства. Но девушкам своей смены покоя не дает: учи­ тесь. Молодым все дано, все условия созданы для этого. Выучилась Зайкова . Венера Алексеевна, теперь инженер- техпелог на этом же заводе. Учится заочно в техникуме Белая Антонина. Тынкевич Людмила совсем недавно по­ лучила диплом и работает ма­ стером. — Я еще не очень опытна как мастер, — говорит Л. Тын­ кевич, — но все, что я могу, все от нее, от Александры Ге­ расимовны. Да почти все мастера на за­ воде прошли ее школу. Глав­ ное, чему учит, — работе с людьми. И идут к ней за сове­ том мастера. Она же, мастер второго класса, охотно делит­ ся своим богатым опытом. Сама Александра Гераси­ мовна знает каждого челове­ ка в смене и как работника, и чем он живет дома, в свобод­ ное время. Работницы всегда в курсе всех заводских дел, знают свои задачи, знают трудности, которые предстоит преодолеть участку. Теперь вот палтус хо­ лодного копчения сдается со знаком качества, а сколько потребовалось сил, чтобы по­ лучить его. Воспитывает мастер у сво­ их, как она говорит, девочек чувство общественной актив­ ности, гражданственности. Они не побоятся резко выступить на собрании, на заседании то­ варищеского суда. Отмалчи­ ваться, проходить стороной не приучены. И совсем не случайно смена с 1958 года подтверждает зва­ ние коллектива коммунистиче­ ского труда, она же носит по­ четное звание смены имени 50-летия Октября. А сменный мастер Чистяко­ ва Александра Герасимовна за свой многолетний труд отме­ чена двумя медалями «3а тру­ довое отличие» и другими на­ градами. Не менее дорогая на­ града — уважение коллекти­ ва, в котором проработала 35 лет. 3. АНДРЕЕВА, старший ма­ стер участка холодного копчеиив.. Г. КОЛОМЕНКИНА, секре­ тарь партбюро коптильного завода. Щ А. Г. ЧИСТЯКОВА. Фото Л. Кузнецовой. liffliiiiwiiiiiiiiiiiiitm iiiiiiiniiiiiiiiiiiiHiitiuiiniiiiffliiim i БМРТ «Алтай» — первенец судов отечественной постройки вступил в эксплуатацию в тра­ ловом флоте в 1970 году. Суда етой серии:— дизель-электрохо- ды — принципиально новые рыболовные траулеры. Это об­ стоятельство, а также ряд кон­ структивных неувязок ослож­ няли работу экипажей. Если проанализировать рабо­ ту БМРТ «Алтай» с момента поступления во флот, то видно, что экономические и эксплуа­ тационные показатели его пло­ хие. Судно длительное время простаивало в ремонтах. По­ этому у многих моряков сло­ жилось мнение, что БМРТ ти­ па «Алтай» не могут работать успешно. Однако это далеко не так. Результаты последнего рейса «Алтая» опровергают та­ лое мнение. Автор статьи в те­ чение последнего рейса нахо­ дился на судне и хочет расска­ зать, как моряки БМРТ «Ал­ тай» обеспечили выполнение рейсового задания. Траулер находился на про-' мысле с 6 ноября прошлого го­ да по 13 марта 1973 года. Про­ мысловики начали рейс в Ба­ ренцевом море. Экипаж судна на 80 процентов состоял из но­ вичков, впервые вышедших в море. Переход до места про­ мысла был коротким — полто­ ра суток, поэтому обучить мо­ лодых моряков трудовым при­ емам за столь короткое время было практически невозможно. Вначале работа осложнялась из-за плохого технического со­ стояния рыбоцеха. Сказывались запущенность, некачественный ремонт и некоторые конструк­ тивные неувязки. Были часты заломы крышек блокформ, что приводило к длительным про­ стоям рыбоцеха.' А итог — не­ выполнение суточного плана по вьшуску мороженой продук- _ ции, хотя палубная команда, возглавляемая опытным стар­ шим мастером по добыче тов. Хренниковым В. В., -со евоими обязанностями справлялась — рьгба все время была в бунке­ рах. пуск увеличился вдвое и к се­ редине рейса он достиг уже 35 —38 тонн. Значительным подспорьем в работе судоводителей оказался большой опыт промысловой ра­ боты в районе Лабрадора капи­ тана тов. Голомонзина Г. М. Не­ малую помощь экипажу оказа­ ли ежедневные встречи в эфи­ ре с судоводителями БМРТ-454 -«Капитан Демидов», «Холмо- БМРТ ТИПА «АЛТАЙ» М О Г У Т Р А Б О Т А Т Ь ХОР ОШО Осложнили работу машинной команды не только недоделки после заводского ремонта, ко­ торые пришлось устранять сво­ ими силами. Перед самым от­ ходом судна были сменены главный и второй механики. Неужели руководителям меха­ нико-судовой службы не ясно, что нельзя заменять одновре­ менно двух ведущих старших специалистов? Чуть не сорвала рейс авария котла. Члены машинной коман­ ды во главе с главным механи­ ком Графковым Г. И. приложи­ ли немало усилий, чтобы отре­ монтировать котел своими си­ лами. Т ' Во время перехода в район Северо-Западной Атлантики были проведены партийное, комсомольское и профсоюзное собрания. На них моряки не только вскрыли все недостатки и неполадки, мешавшие нор­ мальной трудовой деятельности экипажа, но и наметили пути улучшения работы. Была орга­ низована регулярная техниче­ ская учеба моряков: И это сразу же сказалось на работе экипажа: в рыбоцехе стало меньше заломов крышек блок- форм. В районе ВНБ экипаж начал ловить мойву, которая держа­ лась в толще воды. -Сразу же возникли трудности у палубной команды, так как опыта рабо­ ты с разноглубинным тралом у них не было. Спуск-подъем трала не ладился, кабель при­ бора контроля хода трала час­ то рвался. Все это приводило к длительным простоям судна. Но требовательность капитана, старшего мастера по добыче и терпеливое обучение молодых моряков сделали свое. Если вначале вылов в сутки состав­ лял лишь 15—18 тонн, то через неделю суточный вылов увели­ чился до 35 — 40 тонн. По указанию руководства флота судно перешло в район Южного Лабрадора на облов трески, где удерживалась хо­ рошая промысловая обстанов­ ка. Теперь возникла новая за­ дача: у многих матросов не бы­ ло опыта в шкерке рыбы. Пос­ ле проведенных хронометраж- ных наблюдений за работой матросов-шкерщиков оказа­ лось, что в среднем один мат­ рос шкерил 3 —5 рыбин в мину­ ту, а суточный выпуск готовой продукции составлял только 12—18 тонн. Технологу тов. Воробьеву В. А. пришлось вместе с рыб- мастерами заново расставить членов производств е н н о й команды в рыбоцехе. К нович­ кам прикрепили опытных шкерщиков. Это незамедли­ тельно сказалось на суточном выпуске готовой продукции. Через две недели суточный вы­ горы», «Памир» и румынского БМРТ. В помощь производственной команде были организованы подвахты по шкерке рыбы. Вначале дела с выпуском филе обстояли плохо: суточный вы­ пуск составлял только 0,4—0,8 тонны. Создали постоянную бригаду филейщиков, состоя­ щую из опытных моряков, — к середине рейса выпуск довели до 4—5 тонн в сутки. Для мобилизации творческой мысли моряков на БМРТ «Ал­ тай» создали творческую брига­ ду НОТ. Ее возглавил главный механик тов. Графков Г. И. Членами бригады и автором статьи проводились ежеднев­ ные хронометражи. Их резуль­ таты обсуждались по вахтам. Не забыли и рационализатор­ скую работу: за рейс было вне­ дрено семь предложений. Два из них заслуживают особого внимания. В рыбопех горячая вода для оттайки блокформ из-за низкой температуры забортной воды через основной подогреватель подавалась слабо подогретой. Члены творческой бригады раз­ решили эту проблему, изменив схему подогрева. Было предло­ жено соединить последователь­ но основной подогреватель с по­ догревателем жиротопной уста­ новки. Зто позволило устранить простои рыбоцеха из-за некаче­ ственной оттайки блокформ без увеличения расхода пара и топлива на дополнительный по­ догрев воды. Старшим мастером по добыче рыбы внедрена проводка ваеров с барабана лебедки на подвес­ ной ролик, исключая поворот­ ный. Это позволило устранить скручивание ваеров и исклю­ чить случаи пролова по этой причине. Активное участие в работе творческой бригады принимали второй механик тов. Макарков Н. А., технолог тов. Воробьев В. А., рыбмастера тт. Велигжа- нинов О. П., Малаев И. П., то­ карь тов. Калинин Ю. П., мат­ росы тт. Возгаок В. А., Ястре­ бов Г. В., Завадский В. Д. Творческий поиск судовых новаторов, инициатива и требо­ вательность капитана помогли наладить четкое взаимодейст­ вие всех производственных звеньев экипажа, что благо­ творно сказалось на результа­ тах производственной деятель­ ности. В итоге БМРТ «Алтай» сумел достигнуть таких высо­ ких производственных показа­ телей, которых не смогли до­ стичь однотипные ему суда бо­ лее поздней постройки, а следо­ вательно, более совершенные по конструкции. В течение все­ го периода работы в районе Лабрадора промысловики «Ал­ тая» удерживали лидирующее место среди всех кораблей, на­ ходящихся в этом районе. Экипаж БМРТ «Алтай» вы­ полнил рейсовое задание на 102,4 процента, дал 179,3 тысячи рублей прибыли и занял тре­ тье место по флоту среди одно­ типных судов. Таким образом, можно смело и уверенно ска­ зать, что, несмотря на все труд­ ности технического и организа­ ционного характера, БМРТ типа «Алтай» могут и должны работать успешно. Л. КОПЕИКИН, инженер-нормировщик уп­ равления тралового флота.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz