Рыбный Мурман. 1973 г. Апрель.

СОВЕТСКИЕ УЧЕНЫЕ, КОНСТРУКТОРЫ, ИНЖЕНЕРЫ, = ТЕХНИКИ, ИЗОБРЕТАТЕЛИ И РАЦИОНАЛИЗАТОРЫ! 1 ВСЕМЕРНО УСКОРЯЙТЕ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИИ ПРО- = ГРЕСС, УКРЕПЛЯЙТЕ СВЯЗЬ НАУКИ С ПРОИЗВОДСТ- = ВОМ! ДОБИВАИТЕСЬ БЫСТРЕЙШЕГО ВНЕДРЕНИЯ В НА- § РОДНОЕ ХОЗЯЙСТВО ДОСТИЖЕНИИ СОВРЕМЕННОЙ = НАУКИ И ТЕХНИКИ! = (Из Призывов ЦК КПСС). = мн^шннмиишиишнимтшнкншпшннпшшшпншшшгшиипммншп: Н ОВЫЙ ТИП глазуровоч- нон маш!шы разработан на БМРТ-2642 «Пинаго- рий» сельдяного флота стар­ шим механиком тов. Молдав­ ским А. А- и механиком-налад- чиком тов. Захаровым В. Н. Ра­ нее глазуровка рыбы произво­ дилась вручную и считалась одним из самых трудоемких процессов. До сегодняшнего дня на судах было установлено 10 самодельных глазуровочных ма­ шин типа «Душевая-440». Но и эти машины не удовлетворяли требований моряков. Поэтому был начат выпуск машин А-8, стоимостью 7 тысяч рублей каждая. Две такие машины предполагалось получить в чет­ вертом квартале прошлого года, шесть машин было заказано на Г973 год. Кроме того, что ма­ шины эти дорогостоящие, они плохо вписываются в общую ли­ нию разработки из-за больших размеров, сложны в обслужи­ вании, и производительность их готовлении и вообще не требу­ ет обслуживания. Машина пред­ ставляет собой бак, к которому по транспортеру движутся бри­ кеты. Лента транспортера уг- М А Ш И Н У С О З Д А Л И М О Р Я К И довольно низкая — 5 брикетов в минуту. Глазуровочная машина по­ гружного типа тт. Молдавского и Захарова разработана и изго­ товлена на судне. Производи­ тельность ее — 9 брикетов в минуту, что превосходит произ­ водительность всех известных ранее машин. Она проста в из­ лом входит в бак, и брикет на две трети погружается в воду. Затем брикет перехватывается транспортером с другого конца и противоположная сторона бри­ кета погружается в воду. Бри­ кет в ледяной корке автомати­ чески подается на разделочный стоя. Для изготовления машины были использованы имеющиеся на судне материалы. 1000 тонн мойвы отглазуровано за послед­ ний рейс на данной машине, и рекламации на качество не по­ ступило. По заключению флагманско­ го технолога тов. Пазича слой глазури на блоках составляет около четырех процентов от ве­ са блока, что полностью соот­ ветствует требованиям рыбооб­ работки. Машина отлично вписывается в общую линию обработки. Предварительные расчеты пока­ зали, что стоимость ее не пре­ высит 350—400 рублей. Н. СТРЕЛКОВА, старший инженер сектора пропаганды передового опы­ та отдела научно-техниче- ской информации ЦПКТБ. ЛИ Ч НЫ Е П Л АНЫ В ЖЕСТЯНО-БАНОЧНОМ цехе Мурманского рыбо­ комбината оживляется творческая работа инженерно- технического персонала. Пятна­ дцать человек в настоящее вре­ мя имеют личные творческие планы, выполнение которых должно способствовать успеш­ ному завершению цежт девя­ той пятилетки. Личные творческие планы ут­ верждаются на заседании тех­ нического совета, здесь же оп­ ределяются сроки внедрения мероприятий, предусмотренных планами. Инженер-жеханнк тов. Оку- лавский в, С. включил в свой план тесть мероприя­ тий, направленных на обес­ печение техники безопасности, улучшение организации труда и экономию рабочего времени. Внедренное по его личному пла­ ну устройство для загиба обре­ занных кромок корпуса банки номер восемь значительно об­ легчило уборку отходов с рабо­ чего места. — В текучке повседневных дел, — говорит зам. начальни­ ка цеха тов. Пономарев А. М., — не всегда остается время для творчества. Личные планы дис­ циплинируют инженерно-тех­ нических работников. Это его обязательство, к выполнению которого он стремится. И в ко­ нечном итоге личные планы ак­ тивизируют рационализатор­ скую мысль в цехе. Пятнадцатилетиий путь В. Гордина П ЯТНАДЦАТЬ ЛЕТ отдал работе на Кандалакшском механическом заводе Владимир Афанасьевич Гордня. С его приходом связано создание it пуск на предприя­ тии электроизмерительной лаборатории. Са­ мое активное участие в этом принял молодой специалист. Свонвш рунами он изготовил ряд испытательных стендов. В результате на заво­ де появилась возможность наладить проверну электротеплоизмернтельных приборов. ♦ехннк во образованию, Й. А. Гордйн про­ должал повышать уровень своих знаний на за­ очном отделении политехнического ннетитута. Творческий подход к Делу, инициативность за­ менены руководством. Он был переведен на должность ннженерк, ]а недйвно выдвинут на должность главнога эВергетнка завода. На сннМке: 6. А» Пвдин. Фоте А. Брысова. ■II П II ■ ........................................ БЫСТР! В HAJEIB0 В ПРАКТИКЕ судов fnna БМРТ польской и оте­ чественной постройки соединение лент транспортеров при их разрыве или расслоении по вулканизированному c&iky лент производится «замкОм», изготовленным из цветного-ли­ стового материала. Изготовле­ ние «замка» и операция поста­ новки его на ленту весьма тру­ доемки. Но все же осйовйЬМ недостатком является быстрый износ обрезиненного слоя на ведомом и ведущем барабанах при проходе «замка» по ним и возникающем при этом про­ скальзывании. Для устранения этих недо­ статков механик-наладчик БМРТ «Зодчий» тов. Касюйов Г. А. предложил соединение транспортерных лент произво­ дить полосой кожи шириной 20 мм., вырезанной из защит­ ной шкуры, устанавливаемой на мешок трала. Для этого в шахматном порядке просечкой диаметром 10 мм пробивают в ленте отверстия и производят соединения концов ленты в стыке друг к другу. Преимущества предложения: прекращается износ обрезинен­ ного слоя барабанов транспор­ тера, материала, из которого из­ готовляются полосы, на кораб­ ле много, ремонт транспортер­ нойленты производится быстро. Схема соединения лент при­ лагается. Д Р У Г И М С П О С О Б О М Р А Б О Т А Т Ь Л У Ч Ш Е Н А СУДАХ типа «Лесков» во время эксплуатации вакуумного опреснителя на трубах испарительной 6ata- рен происходит отложение осад­ ков в виде соли. Со временем толщина накипи увеличивается до такой степени, что произво­ дительность испарителя начнет резко уменьшаться, что являет­ ся признаком необходимости проведения очистки поверхно­ сти нагрева испарителя. Для удаления отложений ме­ ханическим сЬособом нужна очень трудоемкая работа, кото­ рая отнимает много времени. Четвертый механик БМРТ «Зодчий» тов. Смирнов С. П. предложил вместо механическо­ го способа производить цирку­ ляцию раствора соли с антиде- поном, то есть химический спо­ соб. Для этого потребовался бак (можно бочку) емкостью 120— 150 литров, переносной насос, резиновые шланги, 110—120 литров пресной воды и 8— 10 кг ай*нделона. Раствор сле­ дует приготовлять в теплой во­ де. Принцип действия предло­ женного метода следующий: ра­ створ засасывается из бачка 4 Насосом 7 йнагнетается через ротоМетр в испарительйую ба­ тарею, где разрыхляет отложе­ ния н стекает в нижнюю часть корпуса испарителя, оксуда са­ мотеком Ш резиновому шлангу t u m i a иД-Чи. W Л Уд х Л М ■тсхупиет oop&Tfro в ош% ч* Клапан служи» для регули­ ровка производительности на­ соса 7 (речь идет о клапане 6), Раствор через испари­ тель прокачивается в течение 20—24 часов, потом запуска­ ется эжекторный насос, н испа­ ритель промывается забортной водой в течение 4 —5 часов 60 предложений Б. Елизарова З НАКОМЬТЕСЬ: Влади­ мир Дмитриевич Елиза­ ров. Родился он в 1840 году в селе Харабали Астрахан­ ской области. Его отец, ветери­ нарный врач, погиб под Ста­ линградом, когда Володе было 2,5 года. Мать, колхозница, ду­ мала, что от нее перейдет к де­ тям привязанность к земле. И почти не ошиблась. Почти, по­ тому что только двое ее сыно­ вей остались в колхозе, а дво­ их... позвало море. Еще в шко­ ле Володя твердо решил, что станет моряком. Поэтому и по­ ступил в Астраханский рыб­ ный институт. В институте по­ нял, что море полюбил навсе­ гда. В 1963 году Елизаров и семь его товарищей по институту приехали в Мурманск. С нашим городом у него связаны первые победы, первые неудачи н пер­ вое его «большое» море. Было это так. В 1964 году Владимир Дмитриевич ходил на БМРТ- 236 «Жигулевск». На судне тя­ жело заболел человек. И в шторм моряки, рискуя жизнью, спустили на воду катер, чтобы Отправить больного. Тогда я ощутил он» какая большая си­ ла — дружная моряцкая се­ мья, и какое это счастье — стать ее полноправным членом, работать в полную меру своих сил. В Мурманском траловом фло­ те Владимир Дмитриевич — из­ вестный рационализатор. Пер­ вые мысли о наиболее эффек­ тивном использовании техники появились после двухгодичного в'-Я * * « ■ : ш щ ш ш Морского стажа. С тех пор про­ шло шесть лет, а На счету у не­ го уже более 60 внедренных предложений. Сейчас тов. Елизаров рабо­ тает групповым механиком об технологическому оборудова­ нию. Girt» рассматривает рацио­ нализаторские предложения* море, ду*а- Ёлнзаров. Сегодня мы Даем описадае одного Из предложений группо­ вого мехашйса тов, Елнайрова. КОНСТРУКЦИЯ УПРОЩЕНА Н А СУДАХ типа «Грумант» противень 8 морозильного конвейера фиксируется в рамке замком 1 (см. схемы). За­ мок 2 открывается посредством стационарно установленного клина 12, закрывается под действием веса пЛанки 14. Опыт эксплуата­ ции морозильных конвейеров показал несо­ вершенство данной конструкции замка. Основные недостатки: 1» Имеют место Час­ тые случаи проскальзывания замка над кли­ ном, в результате чего замок не открываема, противень не разворачивается, в брикет попа­ дает горячая вода, сам брикет выпрессовмва* ется из противня вручную свайкой, как прави­ ло, с одновременной деформацией протйвйя; 2* Случаются полные перевороты замка во­ круг оси 13, затем при подходе ко второму клину замок обламывается; 3. Случайно от­ крывшийся замок в камере (от намерзания монорельса на пути движения замка) приво­ дит к заклиниванию и деформации противней и крышек: 4. Трудоемок процесс замень* вам- ка н его оси; 5. Длителен процесс сМазки осей замка, велик расход смазочных материалов; 6. Сложен и дорог процеос заводского изго­ товления планок, замков и осей; 7. Нет взаи­ мозаменяемости рамок (в сборе с замками): 8. Необходимость оттайки осей замков, кроме излишнего расхода пресной воды, ведет к по­ паданию горячих водяных паров в камеру о последующим обмерзанием монорельсов, что ведет к нарушению норшйьаби работы вов- вейера. Как результат вышеперечисленных недо­ статков — частые npoctort Морбзильны* кон­ вейеров, ежесменный ремонт раМОк, большие затраты по заводскому изготовлению замков, осей и планок. Для исключения этих недосТЙ*Ков групповой механик по технологическому оборудованию тов. Елизаров предложил следующее: замки вместе с осями и ИлайКами Исключить. Для фийсаЦии протйййей в рамйах установить по всей длине монорельсов верхние ограничите­ ли — трубку в ИЗ нержавеющей стали или полосовое ЖелеЗб С приклешШной К нему кап­ роновой полосой. Трубка илй Пблосовое желе­ зо Приваривается К фигурным крОнш?ейнам 7. кронштейны прикрепляются На болтах к мо­ норельсам 10. Йазор между втулкой противня и ограничителем около 2 мм. На поворотах (у звездочек) ввиДу невозможности постановки стационарных верхних ограничителей из-за постойнноЙ пульсации звездочек — стацио­ нарно установить нижние огранич^ели — капроновые полосы скольжения под противня­ ми по аналогий с полосамй у весов «Вега». Клинья для открывания замков исключаются, и облегчаемся процесс ивготовлейня новых ра­ мок (нет втулки для оси замка). Данное предложение в ближайшее время будет практически проверено на одном ез су­ дов типа «Грумавг», ----------л — \ JL Зъм** X S . /?MOC€L JLZ cctti Q&Z* JUKJt€3* €. fpy&ica* czs ме. r. %i*au.u*.i*Qu*c « ) *ъл.Ж€ас за St X i m u * * * * , м fZ/CJLLLH. *э Ось •голоса. M l ffjtoHJCa. solmcl ~ ■ность работать поочередно с Этот способ имеет явные прей- | «Кальмаром», или «Судаком» мущества перед механическим. Д а ГМ ЯРО»/» ИМATM Н О Ы Ш Е С Г П В ИНФОРМАЦИЯ БЕСПРЕРЫВНА ада ЭМ 1ся кзМе] — эхоло Н А СУДАХ tttna устанавливает тель глубины т- эхОлочг- бы связи ный кабельный универсальный ИГЭКу, который ж якоьф е** * в комплекте С рЫбооонсйовыш прибором «Кальмар». Инфор­ мация от ИГЭКу в этом комп­ лекте получается сжатой. Вто­ рым недостатком использования ИГЭКу только с одним Прибо­ ром является ФО» что при вы­ ходе из строя прибора инфор­ мацию о положении трала по­ лучить невозможно. Это может привести к потере промвоору- ження, тралового вибратора я к обрыву кабеля связи. Прихо­ дится срочно поднимать трал, теряя промысловое время. РТ Для устранения этих ведо- ков А. Ф. предложили устано­ вок- с±а*ков рационализаторы служ- вить на судах дополнительно -------- I на траловый вибратор, а также работать с «Судаком» на трало­ вый вибратор, когда «Кальмар» используется одновременно в эхолотном режиме на судовой вибратор. При работе ИГЭКу в комплекте с «Суда­ ком» можно получить более подробную ин­ формацию о положе­ нии трала и косяках рыбы: «Су­ дак» имеет шкалы 50 м, 100 м и 300 и. В случае выхода из строя одного прибора, траловый виб­ ратор можно быстро переклю­ чить на другой прибор, чем из­ бегается прекращение инфор­ мации о положении трала, а, следовательно, потеря промво- оружения, тралового вибратора и обрыв кабеля связи, «Судак» ийеет сравнительно малые размеры, что позволяет установить самописец около пульта управления машиной и в удобном для снятия инфор­ мации положении. В. КАЗАНЦЕВ, инженер по технической информации Архангель­ ского тралового флота. Т Р У Д О Б Л Е Г Ч Е Н Ц А СУДАХ типа «Лесков» соортера, которые подают их а рыбы при одновременном про- сборнику филе. Со сборника фа- пуске мелкой и крупной лейчики руками перегружались через филетировочную в корзины н подавались на стоя машину «ьаадер-188» вознйка- зачистки. Операция загрузки ет необходимость ручной зачи- корзин Занимала основное вре- стки филейчиков — удаление мя одного рыбообработчика, оставшейся пленки, а при не- была малопроизводительна и умелой укладке рыбы на укла- утомительна, дочное устройство машины — хвостовых плавников и боковых Для сокращения времени яр­ костей, так как машина имеет грузки корзин филейчиками и только жесткую регулировку на облегчения труда рыбообработ- мелкую или крупную рыбу. Для Зика механик-наладчик БМРТ этого требуется значительная «Зодчий» тов. Касюков Г. А. затрата времени, а отборка ры- предложил в сборнике филе бы по размерам практически не- установить боковую задвижку, целесообразна. позволяющую наполнять корзи- После окончательной обрез- ны при поднятии ее вверх. Shrmi ки от основной кости обе поло- самым вышеуказанный недоста- винки филе падают на два тран- ток был устранен. __ J п в 1 V ь 1 <2 п 0 .. \ НГ/У//У1 / I / 1Г9'ТГ? м 1 — «Кальмар» 2 — «Судак» 3 — Генератор дак» РПП «Су- А в т о м а т и ч е с к о е отключение приводов РМУ Заполнение и взвешивание наполненных мукой мешков — одна из трудоемких операций обработки рыбной муки на БМРТ проекта 394, так как оборудование для брикетирования муки, дробилки УДРМ и весы находятся в разных помещениях. Машинист рыбомучной установки, занятый обслуживанием ос­ новного оборудования, не в состоянии непрерывно следить за наполнением мешков мукой и своевременно отключать электро­ двигатели приводов дробилки и транспортера подачи муки. Это снижает качество дробления брикетов и препятствует заполне­ нию мешков в соответствии с заданным весом. 4 — Траловый вибратор «Ры б вы А М .уряяяя» ф 18 а п р е л я 1973 г. Рационализаторы БМРТ «Топаз» Калининградской базы тралового флота разработали и внедрили схему, которая авто­ матически прекращает подачу муки в мешки по достил{ении заданного веса. В предложенной схеме остановка электроприводов и дро­ билки осуществляется выключателем, установленным под рыча­ гом весов. В. СОКОЛОВА, старший инженер технического отдела Калининградской базы тралового флота.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz