Рыбный Мурман. 1973 г. Апрель.
СОВЕТСКИЕ УЧЕНЫЕ, КОНСТРУКТОРЫ, ИНЖЕНЕРЫ, = ТЕХНИКИ, ИЗОБРЕТАТЕЛИ И РАЦИОНАЛИЗАТОРЫ! 1 ВСЕМЕРНО УСКОРЯЙТЕ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИИ ПРО- = ГРЕСС, УКРЕПЛЯЙТЕ СВЯЗЬ НАУКИ С ПРОИЗВОДСТ- = ВОМ! ДОБИВАИТЕСЬ БЫСТРЕЙШЕГО ВНЕДРЕНИЯ В НА- § РОДНОЕ ХОЗЯЙСТВО ДОСТИЖЕНИИ СОВРЕМЕННОЙ = НАУКИ И ТЕХНИКИ! = (Из Призывов ЦК КПСС). = мн^шннмиишиишнимтшнкншпшннпшшшпншшшгшиипммншп: Н ОВЫЙ ТИП глазуровоч- нон маш!шы разработан на БМРТ-2642 «Пинаго- рий» сельдяного флота стар шим механиком тов. Молдав ским А. А- и механиком-налад- чиком тов. Захаровым В. Н. Ра нее глазуровка рыбы произво дилась вручную и считалась одним из самых трудоемких процессов. До сегодняшнего дня на судах было установлено 10 самодельных глазуровочных ма шин типа «Душевая-440». Но и эти машины не удовлетворяли требований моряков. Поэтому был начат выпуск машин А-8, стоимостью 7 тысяч рублей каждая. Две такие машины предполагалось получить в чет вертом квартале прошлого года, шесть машин было заказано на Г973 год. Кроме того, что ма шины эти дорогостоящие, они плохо вписываются в общую ли нию разработки из-за больших размеров, сложны в обслужи вании, и производительность их готовлении и вообще не требу ет обслуживания. Машина пред ставляет собой бак, к которому по транспортеру движутся бри кеты. Лента транспортера уг- М А Ш И Н У С О З Д А Л И М О Р Я К И довольно низкая — 5 брикетов в минуту. Глазуровочная машина по гружного типа тт. Молдавского и Захарова разработана и изго товлена на судне. Производи тельность ее — 9 брикетов в минуту, что превосходит произ водительность всех известных ранее машин. Она проста в из лом входит в бак, и брикет на две трети погружается в воду. Затем брикет перехватывается транспортером с другого конца и противоположная сторона бри кета погружается в воду. Бри кет в ледяной корке автомати чески подается на разделочный стоя. Для изготовления машины были использованы имеющиеся на судне материалы. 1000 тонн мойвы отглазуровано за послед ний рейс на данной машине, и рекламации на качество не по ступило. По заключению флагманско го технолога тов. Пазича слой глазури на блоках составляет около четырех процентов от ве са блока, что полностью соот ветствует требованиям рыбооб работки. Машина отлично вписывается в общую линию обработки. Предварительные расчеты пока зали, что стоимость ее не пре высит 350—400 рублей. Н. СТРЕЛКОВА, старший инженер сектора пропаганды передового опы та отдела научно-техниче- ской информации ЦПКТБ. ЛИ Ч НЫ Е П Л АНЫ В ЖЕСТЯНО-БАНОЧНОМ цехе Мурманского рыбо комбината оживляется творческая работа инженерно- технического персонала. Пятна дцать человек в настоящее вре мя имеют личные творческие планы, выполнение которых должно способствовать успеш ному завершению цежт девя той пятилетки. Личные творческие планы ут верждаются на заседании тех нического совета, здесь же оп ределяются сроки внедрения мероприятий, предусмотренных планами. Инженер-жеханнк тов. Оку- лавский в, С. включил в свой план тесть мероприя тий, направленных на обес печение техники безопасности, улучшение организации труда и экономию рабочего времени. Внедренное по его личному пла ну устройство для загиба обре занных кромок корпуса банки номер восемь значительно об легчило уборку отходов с рабо чего места. — В текучке повседневных дел, — говорит зам. начальни ка цеха тов. Пономарев А. М., — не всегда остается время для творчества. Личные планы дис циплинируют инженерно-тех нических работников. Это его обязательство, к выполнению которого он стремится. И в ко нечном итоге личные планы ак тивизируют рационализатор скую мысль в цехе. Пятнадцатилетиий путь В. Гордина П ЯТНАДЦАТЬ ЛЕТ отдал работе на Кандалакшском механическом заводе Владимир Афанасьевич Гордня. С его приходом связано создание it пуск на предприя тии электроизмерительной лаборатории. Са мое активное участие в этом принял молодой специалист. Свонвш рунами он изготовил ряд испытательных стендов. В результате на заво де появилась возможность наладить проверну электротеплоизмернтельных приборов. ♦ехннк во образованию, Й. А. Гордйн про должал повышать уровень своих знаний на за очном отделении политехнического ннетитута. Творческий подход к Делу, инициативность за менены руководством. Он был переведен на должность ннженерк, ]а недйвно выдвинут на должность главнога эВергетнка завода. На сннМке: 6. А» Пвдин. Фоте А. Брысова. ■II П II ■ ........................................ БЫСТР! В HAJEIB0 В ПРАКТИКЕ судов fnna БМРТ польской и оте чественной постройки соединение лент транспортеров при их разрыве или расслоении по вулканизированному c&iky лент производится «замкОм», изготовленным из цветного-ли стового материала. Изготовле ние «замка» и операция поста новки его на ленту весьма тру доемки. Но все же осйовйЬМ недостатком является быстрый износ обрезиненного слоя на ведомом и ведущем барабанах при проходе «замка» по ним и возникающем при этом про скальзывании. Для устранения этих недо статков механик-наладчик БМРТ «Зодчий» тов. Касюйов Г. А. предложил соединение транспортерных лент произво дить полосой кожи шириной 20 мм., вырезанной из защит ной шкуры, устанавливаемой на мешок трала. Для этого в шахматном порядке просечкой диаметром 10 мм пробивают в ленте отверстия и производят соединения концов ленты в стыке друг к другу. Преимущества предложения: прекращается износ обрезинен ного слоя барабанов транспор тера, материала, из которого из готовляются полосы, на кораб ле много, ремонт транспортер нойленты производится быстро. Схема соединения лент при лагается. Д Р У Г И М С П О С О Б О М Р А Б О Т А Т Ь Л У Ч Ш Е Н А СУДАХ типа «Лесков» во время эксплуатации вакуумного опреснителя на трубах испарительной 6ata- рен происходит отложение осад ков в виде соли. Со временем толщина накипи увеличивается до такой степени, что произво дительность испарителя начнет резко уменьшаться, что являет ся признаком необходимости проведения очистки поверхно сти нагрева испарителя. Для удаления отложений ме ханическим сЬособом нужна очень трудоемкая работа, кото рая отнимает много времени. Четвертый механик БМРТ «Зодчий» тов. Смирнов С. П. предложил вместо механическо го способа производить цирку ляцию раствора соли с антиде- поном, то есть химический спо соб. Для этого потребовался бак (можно бочку) емкостью 120— 150 литров, переносной насос, резиновые шланги, 110—120 литров пресной воды и 8— 10 кг ай*нделона. Раствор сле дует приготовлять в теплой во де. Принцип действия предло женного метода следующий: ра створ засасывается из бачка 4 Насосом 7 йнагнетается через ротоМетр в испарительйую ба тарею, где разрыхляет отложе ния н стекает в нижнюю часть корпуса испарителя, оксуда са мотеком Ш резиновому шлангу t u m i a иД-Чи. W Л Уд х Л М ■тсхупиет oop&Tfro в ош% ч* Клапан служи» для регули ровка производительности на соса 7 (речь идет о клапане 6), Раствор через испари тель прокачивается в течение 20—24 часов, потом запуска ется эжекторный насос, н испа ритель промывается забортной водой в течение 4 —5 часов 60 предложений Б. Елизарова З НАКОМЬТЕСЬ: Влади мир Дмитриевич Елиза ров. Родился он в 1840 году в селе Харабали Астрахан ской области. Его отец, ветери нарный врач, погиб под Ста линградом, когда Володе было 2,5 года. Мать, колхозница, ду мала, что от нее перейдет к де тям привязанность к земле. И почти не ошиблась. Почти, по тому что только двое ее сыно вей остались в колхозе, а дво их... позвало море. Еще в шко ле Володя твердо решил, что станет моряком. Поэтому и по ступил в Астраханский рыб ный институт. В институте по нял, что море полюбил навсе гда. В 1963 году Елизаров и семь его товарищей по институту приехали в Мурманск. С нашим городом у него связаны первые победы, первые неудачи н пер вое его «большое» море. Было это так. В 1964 году Владимир Дмитриевич ходил на БМРТ- 236 «Жигулевск». На судне тя жело заболел человек. И в шторм моряки, рискуя жизнью, спустили на воду катер, чтобы Отправить больного. Тогда я ощутил он» какая большая си ла — дружная моряцкая се мья, и какое это счастье — стать ее полноправным членом, работать в полную меру своих сил. В Мурманском траловом фло те Владимир Дмитриевич — из вестный рационализатор. Пер вые мысли о наиболее эффек тивном использовании техники появились после двухгодичного в'-Я * * « ■ : ш щ ш ш Морского стажа. С тех пор про шло шесть лет, а На счету у не го уже более 60 внедренных предложений. Сейчас тов. Елизаров рабо тает групповым механиком об технологическому оборудова нию. Girt» рассматривает рацио нализаторские предложения* море, ду*а- Ёлнзаров. Сегодня мы Даем описадае одного Из предложений группо вого мехашйса тов, Елнайрова. КОНСТРУКЦИЯ УПРОЩЕНА Н А СУДАХ типа «Грумант» противень 8 морозильного конвейера фиксируется в рамке замком 1 (см. схемы). За мок 2 открывается посредством стационарно установленного клина 12, закрывается под действием веса пЛанки 14. Опыт эксплуата ции морозильных конвейеров показал несо вершенство данной конструкции замка. Основные недостатки: 1» Имеют место Час тые случаи проскальзывания замка над кли ном, в результате чего замок не открываема, противень не разворачивается, в брикет попа дает горячая вода, сам брикет выпрессовмва* ется из противня вручную свайкой, как прави ло, с одновременной деформацией протйвйя; 2* Случаются полные перевороты замка во круг оси 13, затем при подходе ко второму клину замок обламывается; 3. Случайно от крывшийся замок в камере (от намерзания монорельса на пути движения замка) приво дит к заклиниванию и деформации противней и крышек: 4. Трудоемок процесс замень* вам- ка н его оси; 5. Длителен процесс сМазки осей замка, велик расход смазочных материалов; 6. Сложен и дорог процеос заводского изго товления планок, замков и осей; 7. Нет взаи мозаменяемости рамок (в сборе с замками): 8. Необходимость оттайки осей замков, кроме излишнего расхода пресной воды, ведет к по паданию горячих водяных паров в камеру о последующим обмерзанием монорельсов, что ведет к нарушению норшйьаби работы вов- вейера. Как результат вышеперечисленных недо статков — частые npoctort Морбзильны* кон вейеров, ежесменный ремонт раМОк, большие затраты по заводскому изготовлению замков, осей и планок. Для исключения этих недосТЙ*Ков групповой механик по технологическому оборудованию тов. Елизаров предложил следующее: замки вместе с осями и ИлайКами Исключить. Для фийсаЦии протйййей в рамйах установить по всей длине монорельсов верхние ограничите ли — трубку в ИЗ нержавеющей стали или полосовое ЖелеЗб С приклешШной К нему кап роновой полосой. Трубка илй Пблосовое желе зо Приваривается К фигурным крОнш?ейнам 7. кронштейны прикрепляются На болтах к мо норельсам 10. Йазор между втулкой противня и ограничителем около 2 мм. На поворотах (у звездочек) ввиДу невозможности постановки стационарных верхних ограничителей из-за постойнноЙ пульсации звездочек — стацио нарно установить нижние огранич^ели — капроновые полосы скольжения под противня ми по аналогий с полосамй у весов «Вега». Клинья для открывания замков исключаются, и облегчаемся процесс ивготовлейня новых ра мок (нет втулки для оси замка). Данное предложение в ближайшее время будет практически проверено на одном ез су дов типа «Грумавг», ----------л — \ JL Зъм** X S . /?MOC€L JLZ cctti Q&Z* JUKJt€3* €. fpy&ica* czs ме. r. %i*au.u*.i*Qu*c « ) *ъл.Ж€ас за St X i m u * * * * , м fZ/CJLLLH. *э Ось •голоса. M l ffjtoHJCa. solmcl ~ ■ность работать поочередно с Этот способ имеет явные прей- | «Кальмаром», или «Судаком» мущества перед механическим. Д а ГМ ЯРО»/» ИМATM Н О Ы Ш Е С Г П В ИНФОРМАЦИЯ БЕСПРЕРЫВНА ада ЭМ 1ся кзМе] — эхоло Н А СУДАХ tttna устанавливает тель глубины т- эхОлочг- бы связи ный кабельный универсальный ИГЭКу, который ж якоьф е** * в комплекте С рЫбооонсйовыш прибором «Кальмар». Инфор мация от ИГЭКу в этом комп лекте получается сжатой. Вто рым недостатком использования ИГЭКу только с одним Прибо ром является ФО» что при вы ходе из строя прибора инфор мацию о положении трала по лучить невозможно. Это может привести к потере промвоору- ження, тралового вибратора я к обрыву кабеля связи. Прихо дится срочно поднимать трал, теряя промысловое время. РТ Для устранения этих ведо- ков А. Ф. предложили устано вок- с±а*ков рационализаторы служ- вить на судах дополнительно -------- I на траловый вибратор, а также работать с «Судаком» на трало вый вибратор, когда «Кальмар» используется одновременно в эхолотном режиме на судовой вибратор. При работе ИГЭКу в комплекте с «Суда ком» можно получить более подробную ин формацию о положе нии трала и косяках рыбы: «Су дак» имеет шкалы 50 м, 100 м и 300 и. В случае выхода из строя одного прибора, траловый виб ратор можно быстро переклю чить на другой прибор, чем из бегается прекращение инфор мации о положении трала, а, следовательно, потеря промво- оружения, тралового вибратора и обрыв кабеля связи, «Судак» ийеет сравнительно малые размеры, что позволяет установить самописец около пульта управления машиной и в удобном для снятия инфор мации положении. В. КАЗАНЦЕВ, инженер по технической информации Архангель ского тралового флота. Т Р У Д О Б Л Е Г Ч Е Н Ц А СУДАХ типа «Лесков» соортера, которые подают их а рыбы при одновременном про- сборнику филе. Со сборника фа- пуске мелкой и крупной лейчики руками перегружались через филетировочную в корзины н подавались на стоя машину «ьаадер-188» вознйка- зачистки. Операция загрузки ет необходимость ручной зачи- корзин Занимала основное вре- стки филейчиков — удаление мя одного рыбообработчика, оставшейся пленки, а при не- была малопроизводительна и умелой укладке рыбы на укла- утомительна, дочное устройство машины — хвостовых плавников и боковых Для сокращения времени яр костей, так как машина имеет грузки корзин филейчиками и только жесткую регулировку на облегчения труда рыбообработ- мелкую или крупную рыбу. Для Зика механик-наладчик БМРТ этого требуется значительная «Зодчий» тов. Касюков Г. А. затрата времени, а отборка ры- предложил в сборнике филе бы по размерам практически не- установить боковую задвижку, целесообразна. позволяющую наполнять корзи- После окончательной обрез- ны при поднятии ее вверх. Shrmi ки от основной кости обе поло- самым вышеуказанный недоста- винки филе падают на два тран- ток был устранен. __ J п в 1 V ь 1 <2 п 0 .. \ НГ/У//У1 / I / 1Г9'ТГ? м 1 — «Кальмар» 2 — «Судак» 3 — Генератор дак» РПП «Су- А в т о м а т и ч е с к о е отключение приводов РМУ Заполнение и взвешивание наполненных мукой мешков — одна из трудоемких операций обработки рыбной муки на БМРТ проекта 394, так как оборудование для брикетирования муки, дробилки УДРМ и весы находятся в разных помещениях. Машинист рыбомучной установки, занятый обслуживанием ос новного оборудования, не в состоянии непрерывно следить за наполнением мешков мукой и своевременно отключать электро двигатели приводов дробилки и транспортера подачи муки. Это снижает качество дробления брикетов и препятствует заполне нию мешков в соответствии с заданным весом. 4 — Траловый вибратор «Ры б вы А М .уряяяя» ф 18 а п р е л я 1973 г. Рационализаторы БМРТ «Топаз» Калининградской базы тралового флота разработали и внедрили схему, которая авто матически прекращает подачу муки в мешки по достил{ении заданного веса. В предложенной схеме остановка электроприводов и дро билки осуществляется выключателем, установленным под рыча гом весов. В. СОКОЛОВА, старший инженер технического отдела Калининградской базы тралового флота.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz