Рыбный Мурман. 1973 г. Апрель.

В. Ю. Ш ИРЯЕВ (Мурманский траловый флот); «Приемы и методы доказательности, образности и лтяяшшшшшявшттшшштттшитшвшшшвшшвшшш/шшяшяшшшшшшшШтящ^шшшшИшш' наглядности в рассказе пропагандиста. Использо- ——......... — — — — — —— — ванне технических средств пропаганды». 8 постановлении ЦК КПСС «Об улучшении эко­ номического образования трудящихся» подчерки­ ваемся, что экономическая подготовка кадров, широ­ ки* !3иасс выступает в качестве важного условия по­ вышения научного уровня хозяйствования, роста инициативы, активности трудящихся в управлении производством, в осуществлении намеченной XXIV съездом КПСС программы развития народного хо­ зяйства. Выполняя это постановление, мы активизи­ ровали изучение экономики. Для лучшего усвоения материала широко используем наглядную агитацию. Так, пропагандист тов. Тестов наглядно раскрывал' тему задач девятой пятилетки с помощью стенда, на занятии по теме «Характерные черты экономики СССР на современном этапе». Демонстрировался ди­ афильм «Это и есть НОТ». На одном из занятий тов. Горбатюк использовал схемы, раскрывающие организацию управления предприятием. Способствуют, на наш взгляд, повышению качест­ ва занятий и выступления перед слушателями ра­ ботников управления флота. Например, у нас вы­ ступили заместитель начальника планового отдела тов. Елизарова, старший экономист договорно-пра­ вового отдела тов. Войцеховская, работник финан­ сового отдела тов. Кухнюк, которые на конкретных вримерах показали влияние затрат на рентабель­ ность продукции, рассказали, как правильно офор» млять документы, добиваться высоких экономиче­ ских показателей. На таких занятиях обычно слу­ шатели задают много вопросов, подают предложе­ ния по устранению недостатков в работе флота. Пропагандисты флота стараются сделать все, чтобы была, как мы говорим, отдача от нашей ра­ боты, чтобы она способствовала повышению эффек­ тивности производства, чтобы воспитывала в людях высокое чувство ответственности. Д.,, СМИРНОВ («Мурмансельдь», БМРТ-2642 «Шйаагорий»):! «Мобилизация слушателей на вы* .лпп."! ^ 2..-. 1. . ------- -------- Ж яосярнение плана и обязательств». После окончания программы по изучению йоли- [ческой экономии слушатели нашей школы Основ йрксизма-ленинизма, а в ней занимаются 16 ком­ мунистов и беспартийных моряков, в этом учебном Яерещли к изучению материала по програм­ му '«Основы экономики и управления производст­ вом». Я расскажу о связи экономической учебы с шгзныо, с производственной практикой, с задачами юревновання за коммунистическое отношение к тру- ?у. Это способствует мобилизации слушателей на ‘ыполнение плана и социалистических обязательств. На каждом занятии я провожу собеседования по -редыдущей теме и разбираю новую. Причем преж- ,е чем начать собеседование, проверяю готовность яуШтёаДО^}$Шйгйям. Большую пользу приносят практические задания, Слушатели изучают, как используется техника, существляется борьба за высокое качество продук­ т а как расходуются материалы н т. д. Одно вре- 1 йу нас наблюдался большой расход пресной воды (ри глазуровке мороженых брикетов. Разбирая во­ зрос: «О показателях эффективности хозяйственной -,’еятельности судна», мы решили разобраться в *том деле. Слушатели механик-наладчик тов. Заха- юв и технолог тов. Машннец получили задание: <айтн путь сокращения до минимума материальных атрат на производство едишщы | рыбопродукции, ix упорная работа дала положительные реэульта- ы: удалось не только улучшить качество глазуров- « брикетов, но и ежесуточно вяономить на этой операции не менее двух тонн пресной воды. К тому же был значительно облегчен труд рыбообработчи­ ков. Наш метод был использован и на других BlVIPT флота. Эти же слушатели усовершенствовали систему выработки жира, которая сейчас позволяет не толь­ ко увеличить выпуск Этого ценного продукта, но и освободить одного человека, занятого на этой опе­ рации. Кропотливо ищут резервы повышения эффектив­ ности производства слушатели нашей школы маши­ нисты РМУ коммунист тов. Ганага и комсомолец тов. Румянцев. Выполняя практические задания, они обеспечили безукоризненную работу шламоотде- лителя и сепаратора, что позволило увеличить вы­ пуск рыбной муки из мойвы, а также изготовить 42 тонны рыбьего жира. Поиски таких резервов осо­ бенно важны на мойвенной путине. На занятии по теме: «Повышение эффективности производства — главный фактор развития экономи­ ки» слушатели тт. Захаров, Румянцев и Машинец рассказали о выполнении практических заданий. Сразу же возник серьезный разговор о потерях ра­ бочего времени, особенно на ночных вахтах. Слу­ шателю рефмеханику тов. Гунину было предложено составить вместе со специалистами по рыбообра­ ботке график использования морозильных камер применительно к породам рыб в осуществлять стро* гий контроль за его выполнением. Такое решение вопроса позволило, несмотря на большие потерн промыслового времени из-за погодных условий, ус­ пешно справиться с заданиями четвертого квартала в я целом 1972 года. В ходе учебы красной нитью через все темы про­ ходила мысль о том, что слушатели должны актив­ но бороться за выполнение обязательств. А они бы­ ли напряженными. В 1972 году экипаж выработал 50 тысяч центнеров пищевой рыбопродукции при плане 43 тысячи. Учеба в школе основ марйСнзма-ленинизма повы­ шает политическую активность слушателей. Тан, кандидат в члены КПСС рефмашнннет тов. Демура систематически стал выступать с беседами и докла­ дами. Он ранее заочно окончил технологический ин­ ститут, коммунисты корабля доверили ему ответст­ венное дело — сейчас он пропагандист школы ос­ нов марксизма-ленинизма. Я уже показал на примерах, как плодотворно вли­ яет на производственную деятельность коллектива выполнение слушателями практических заданий. Привилась и другая действенная форма — подго­ товка рефератов. Помощник капитана тов. Маши­ нец подготовил реферат по теме:' «Задачи девятой пятилетки по повышению качества продукции», чет­ вертый механик тов. Данилов — по теме: «Улучше­ ние размещения производительных сил», а четвер­ тый,штурман тов. Иноземцев: «Развитие рыбной промышленности в девятой пятилетке». Обсужде­ ние рефератов на занятиях вызвало большой ин­ терес слушателей, состоялся оживленный обмен мнениями. Конечно, не каждому слушателю подчас по пле­ чу задание пропагандиста. Некоторые из них нуж­ даются в помощи, тан как не могут получить на за­ нятиях знаний в полном объеме. Выход из этого положения есть. Я ежедневно встречаюсь со слу­ шателями на рабочих местах и,р каютах, на прове­ дении различных мероприятий, чтобы не толыю по­ интересоваться, как идет выполнение практических заданий или подготовка реферата, — если возника­ ет необходимость, нахожу способ помочь. Вся эта работа повышает идейно-теоретический уровень, трудовую и политическую активность, слу­ шателей. Только в этом учебном году трое телей нашей школы стали кандидатами в КПСС, двое выдвинуты на более высокую носТь, 12 являются■ ударниками номмунис труда, многие занимаются рационализатора* ботой. Слушатели повышают свои професс ные знания, становятся экономистами на своих ра­ бочих местах. И. С. НЕСТЕРЕНКО (рыбокомбинат): «Роль про- пагандиста в организации систематического изуче- иня и глубокого усвоения слушателями марксистско- ленинской теории». Центральный Комитет ВЛКСМ указывает, что комсомольская учеба на производстве должна про­ должать и развивать изучение марксистско-ленин­ ской теории, начатое в вузах и техникумах. Комсо­ мольский возраст — это время становления харак­ тера, когда формируется идейный н нравственный облик молодого человека. Возраст этот сам по себе сложный. Жизнь ставит перед нами множество труд­ ных вопросов, на которые нужно найти правильный ответ. Решению всех этих задач и способствует уче­ ба в системе комсомольского политпросвещения. Я веду кружок в управлении рыбокомбината. На­ чало учебного года было знаменательно для меня знакомством с будущими слушателями. В кружке 14 человек. Все они комсомольцы, имеют среднее и высшее образование. До этого политической уче­ бой на предприятии с ними не занимались. Программа кружка: «Основы экономических зна­ ний». Учебный год начали с Ленинского урока: «Мы — патриоты. Мы — интернационалисты». Накану­ не проведения Ленинского урока для нас, пропа­ гандистов, провел консультацию тов. Шамин (Дом политического просвещения). Ленинский урок про­ шел неплохо, слушатели сумели раскрыть тему во всей полноте. К каждому занятию приходится готовиться тща­ тельно, не жалея времени, чтобы слушатели полу­ чили полноценный материал, а сами занятия про­ шли интересно. При подготовке я использую учеб­ ник, «Экономическую газету», статистические дан­ ные, полученные на семинаре при кабинете полит­ просвещения, куда я хожу систематически. Допол­ нительный материал получаю в журнале «Полити­ ческое самообразование», справочный — из докла­ дов работников управления тт. Махрова* Дубини­ ной, Угрюмовой и других. Занятия проводйтся в первый и третий вторники каждого месяца, без срывов и в назначенное время. Меня всегда волнует вопрос, как провести занятие, чтобы убедить каждого слушателя в точности и до­ стоверности изложенного материала. Для нагляд­ ности пользуюсь пособием — «Альбомом по осно­ вам экономических знаний». Большую роль в глу­ боком усвоении слушателями изучаемого материа­ ла играет самостоятельная работа комсомольцев с книгой. Учитывая высокий общеобразовательный уровень слушателей кружка, я стараюсь давать им возможность самостоятельно изучать многие вопро­ сы. - . К занятиям регулярно готовятся рефераты. Тан, при изучении темы: «Социалистическое Производств венное предприятие» три основных вопроса были разбиты на подвопросы. При обсуждении темы слу­ шатели дополняли основного докладчика. • Два часа было отведено на обсуждение Вне про­ граммы материалов юбилейных торжеств в честь” 50-летия СССР. Они вызвали живой интерес Слу­ шателей. Придаю особое значение тому, чтобы слушатели; глубоно изучая материал,,делали выводы. Тан, ир» изучении темы: «Пути повышения эффективности работы предприятия» слушатели приводили много примеров из производственной , практики. Они ука­ зывали на недостатки в планировании, говорили е слабом внедрении НОТ. Я постоянно обращаю внимание слушателей яа пути улучшения работы предприятия, на создание условий для активного участия каждого труженика В управлении производством, подчеркиваю, что до­ стижение успеха зависит от глубоких знаний и вы­ сокой трудовой активности. О Ц Е Н К А - „ Н Е У Д О В Л Е Т В О Р И Т Е Л Ь Н О " -В- плановом отделе трало- ого флота мне назвали ие- колько БМРТ различных ипов, экипажи которых в осЛедних рейсах не справи- ись с заданием по выпуску отовой рыбной продукции, о объему ее реализации, по кономному расходованию редств по многим статьям атрат. .Оценка их производ- твенно - финансовой дея- ельности «неудовлетвори- ельно». В числе таких оказался кнпаж БМРТ-401 «Куп- ин». Разговор о неудачах ектива шел на борту с; . столовой команды^ ись многие моряки. И е чем говорить, какую ты несут они за отстава- »е, надо сказать об ответ- венностн береговых работ- шов при подготовке трау- 5ра к плаванию (оно прохо- ш> с 26 октября по 6 арта). К работникам некоторых рделов у рыбаков «Купри- 1 ». претензии веские. Известно, какой важной 1 Дачей сегодня является”1 зкстшальный выпуск кор­ овой рыбной муки. В свое время для решения ътой задачи было дано распо­ ряжение снабжать суда сырьем — сайкой, котирую должны были перерабаты­ вать на муку на переходах на промысел. Определенное количество сайки взяли на борт и моряки БМРТ-401. Но должного эффекта от это­ го не получили. Дело не только в том, чта пока шли в промысловые квадраты, сильно штормило, а груз лежал в носовом трю­ ме и его приходилось перепо- сить на рыбофабрику вруч­ ную, более того — с опре­ деленной опасностью, а й в том, чго вообще весь рейс много простаивала рыбомуч­ ная установка. Причина — постоянные поломки. Два рейса назад с трау­ лера сняли дробилку (ее ис­ пользуют для предваритель­ ного размельчения сырья), поставили на другой БМРТ. Что ж, таной шаг был. види­ мо, оправдан в свое время. Но ведь следовало потом по­ заботиться механико-судо­ войслужбе о возвращении агрегата. ■ Распоряжением -начальни­ ка флота яеред выходом в минувший рейс штат маши­ нистов РМУ увеличивался на одного человека. Однако отдел кадров не сумел вы­ полнить распоряжение. По­ ложение, тагам образом, еще более усугублялось. Производственную служ­ бу на корабле возглавил специалист - технолог, ранее работавший в «Севрыбхолод- флоте». Естественно, он не знал специфики добываю­ щих судов, что отрицатель­ но сказалось на организации всей производственной ра­ боты. Отделу обработки следова­ ло учесть профессиональные качества технолога и преж­ де чем назначать его на эту должность, надо было бы испытать в качестве рыбно­ го мастера. Моряки «Куприна» выска­ зали претензии и другого порядка. Как известно, этот траулер, — первый в серии БМРТ польской постройки, довольно поизносился. На­ пример, давно требуют заме­ ны противни. Заявка на них была дана, но ее не выпол­ нили. В результате брикеты мороженой рыбы получались деформированные, отсюда нерациональная загрузка трюмов.. А теперь конкретные циф­ ры, характеризующие дея­ тельность экипажа за рейс. План по выпуску готовой продукции выполнили моря­ ки яа 78,9 процента, по фи­ ле — на 67,9; по рыбной му­ ке — на 88,8 процента. Вместо 362,6 тысячи рублей прибыли дано всего 275,1 тысячи. Себестоимость цент­ нера обезличенной продук­ ции выше плановой на 94 ко­ пейки. Хозрасчетная комиссия признала объективными при­ чинами невыполнения зада­ ния по выпуску готовой про­ дукции, филе: неудовлетво­ рительную промысловую об­ становку, отсутствие нужно­ го для филе размера рыб, ожидание плавбаз. Но вот с чем нельзя согласиться. Траулер пролежал в дрей­ фе, ожидая разгрузки на ба­ зы, 9,7 суток, что прямо свя­ зано с материальным убыт­ ком. Однако траловый флот не может предъявить пре­ тензию к «Севрыбхолод- флоту», так как отчетная документация на судне да­ лека от идеала. Фактичесш* никакого документа 6 про­ стое составлено не было. Допущено нарушение 8 ведении отчетности при раз­ грузке рыбы в порту. Это давало возможность для нри*| писок. И только случайно приписки удалось обнару­ жить. Низкие экономические по­ казатели объясняются и тем, что судно вернулось с боль­ шим запасом топлива — 119 тонн. Капитан тов. Зотиков объяснял: — Собирались еще про­ мышлять, не могли риско­ вать при плавании в слож­ ных ледовых условиях. И тем не менее такой за­ пас ни на каком другом суд­ не не оставляли. Не использовал полно­ стью экипаж и вместимость трюмов. Если БМРТ-409 до­ ставил в порт более 700 тонн рыбопродукции, то БМРТ- 401 — всего пятьсот. Зна­ чит, лишние тонны были сда­ ны на базу, а это прямые лишние расходы. Кстати, экипаж 409-го намного луч­ ше сработал, чем его това­ рищи по соревнованию: име­ ет хорошие финансовые по­ казатели, справился с рей­ совым заданием. В. СЕРГЕЕВ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz