Рыбный Мурман. 1973 г. Апрель.
В. Ю. Ш ИРЯЕВ (Мурманский траловый флот); «Приемы и методы доказательности, образности и лтяяшшшшшявшттшшштттшитшвшшшвшшвшшш/шшяшяшшшшшшшШтящ^шшшшИшш' наглядности в рассказе пропагандиста. Использо- ——......... — — — — — —— — ванне технических средств пропаганды». 8 постановлении ЦК КПСС «Об улучшении эко номического образования трудящихся» подчерки ваемся, что экономическая подготовка кадров, широ ки* !3иасс выступает в качестве важного условия по вышения научного уровня хозяйствования, роста инициативы, активности трудящихся в управлении производством, в осуществлении намеченной XXIV съездом КПСС программы развития народного хо зяйства. Выполняя это постановление, мы активизи ровали изучение экономики. Для лучшего усвоения материала широко используем наглядную агитацию. Так, пропагандист тов. Тестов наглядно раскрывал' тему задач девятой пятилетки с помощью стенда, на занятии по теме «Характерные черты экономики СССР на современном этапе». Демонстрировался ди афильм «Это и есть НОТ». На одном из занятий тов. Горбатюк использовал схемы, раскрывающие организацию управления предприятием. Способствуют, на наш взгляд, повышению качест ва занятий и выступления перед слушателями ра ботников управления флота. Например, у нас вы ступили заместитель начальника планового отдела тов. Елизарова, старший экономист договорно-пра вового отдела тов. Войцеховская, работник финан сового отдела тов. Кухнюк, которые на конкретных вримерах показали влияние затрат на рентабель ность продукции, рассказали, как правильно офор» млять документы, добиваться высоких экономиче ских показателей. На таких занятиях обычно слу шатели задают много вопросов, подают предложе ния по устранению недостатков в работе флота. Пропагандисты флота стараются сделать все, чтобы была, как мы говорим, отдача от нашей ра боты, чтобы она способствовала повышению эффек тивности производства, чтобы воспитывала в людях высокое чувство ответственности. Д.,, СМИРНОВ («Мурмансельдь», БМРТ-2642 «Шйаагорий»):! «Мобилизация слушателей на вы* .лпп."! ^ 2..-. 1. . ------- -------- Ж яосярнение плана и обязательств». После окончания программы по изучению йоли- [ческой экономии слушатели нашей школы Основ йрксизма-ленинизма, а в ней занимаются 16 ком мунистов и беспартийных моряков, в этом учебном Яерещли к изучению материала по програм му '«Основы экономики и управления производст вом». Я расскажу о связи экономической учебы с шгзныо, с производственной практикой, с задачами юревновання за коммунистическое отношение к тру- ?у. Это способствует мобилизации слушателей на ‘ыполнение плана и социалистических обязательств. На каждом занятии я провожу собеседования по -редыдущей теме и разбираю новую. Причем преж- ,е чем начать собеседование, проверяю готовность яуШтёаДО^}$Шйгйям. Большую пользу приносят практические задания, Слушатели изучают, как используется техника, существляется борьба за высокое качество продук т а как расходуются материалы н т. д. Одно вре- 1 йу нас наблюдался большой расход пресной воды (ри глазуровке мороженых брикетов. Разбирая во зрос: «О показателях эффективности хозяйственной -,’еятельности судна», мы решили разобраться в *том деле. Слушатели механик-наладчик тов. Заха- юв и технолог тов. Машннец получили задание: <айтн путь сокращения до минимума материальных атрат на производство едишщы | рыбопродукции, ix упорная работа дала положительные реэульта- ы: удалось не только улучшить качество глазуров- « брикетов, но и ежесуточно вяономить на этой операции не менее двух тонн пресной воды. К тому же был значительно облегчен труд рыбообработчи ков. Наш метод был использован и на других BlVIPT флота. Эти же слушатели усовершенствовали систему выработки жира, которая сейчас позволяет не толь ко увеличить выпуск Этого ценного продукта, но и освободить одного человека, занятого на этой опе рации. Кропотливо ищут резервы повышения эффектив ности производства слушатели нашей школы маши нисты РМУ коммунист тов. Ганага и комсомолец тов. Румянцев. Выполняя практические задания, они обеспечили безукоризненную работу шламоотде- лителя и сепаратора, что позволило увеличить вы пуск рыбной муки из мойвы, а также изготовить 42 тонны рыбьего жира. Поиски таких резервов осо бенно важны на мойвенной путине. На занятии по теме: «Повышение эффективности производства — главный фактор развития экономи ки» слушатели тт. Захаров, Румянцев и Машинец рассказали о выполнении практических заданий. Сразу же возник серьезный разговор о потерях ра бочего времени, особенно на ночных вахтах. Слу шателю рефмеханику тов. Гунину было предложено составить вместе со специалистами по рыбообра ботке график использования морозильных камер применительно к породам рыб в осуществлять стро* гий контроль за его выполнением. Такое решение вопроса позволило, несмотря на большие потерн промыслового времени из-за погодных условий, ус пешно справиться с заданиями четвертого квартала в я целом 1972 года. В ходе учебы красной нитью через все темы про ходила мысль о том, что слушатели должны актив но бороться за выполнение обязательств. А они бы ли напряженными. В 1972 году экипаж выработал 50 тысяч центнеров пищевой рыбопродукции при плане 43 тысячи. Учеба в школе основ марйСнзма-ленинизма повы шает политическую активность слушателей. Тан, кандидат в члены КПСС рефмашнннет тов. Демура систематически стал выступать с беседами и докла дами. Он ранее заочно окончил технологический ин ститут, коммунисты корабля доверили ему ответст венное дело — сейчас он пропагандист школы ос нов марксизма-ленинизма. Я уже показал на примерах, как плодотворно вли яет на производственную деятельность коллектива выполнение слушателями практических заданий. Привилась и другая действенная форма — подго товка рефератов. Помощник капитана тов. Маши нец подготовил реферат по теме:' «Задачи девятой пятилетки по повышению качества продукции», чет вертый механик тов. Данилов — по теме: «Улучше ние размещения производительных сил», а четвер тый,штурман тов. Иноземцев: «Развитие рыбной промышленности в девятой пятилетке». Обсужде ние рефератов на занятиях вызвало большой ин терес слушателей, состоялся оживленный обмен мнениями. Конечно, не каждому слушателю подчас по пле чу задание пропагандиста. Некоторые из них нуж даются в помощи, тан как не могут получить на за нятиях знаний в полном объеме. Выход из этого положения есть. Я ежедневно встречаюсь со слу шателями на рабочих местах и,р каютах, на прове дении различных мероприятий, чтобы не толыю по интересоваться, как идет выполнение практических заданий или подготовка реферата, — если возника ет необходимость, нахожу способ помочь. Вся эта работа повышает идейно-теоретический уровень, трудовую и политическую активность, слу шателей. Только в этом учебном году трое телей нашей школы стали кандидатами в КПСС, двое выдвинуты на более высокую носТь, 12 являются■ ударниками номмунис труда, многие занимаются рационализатора* ботой. Слушатели повышают свои професс ные знания, становятся экономистами на своих ра бочих местах. И. С. НЕСТЕРЕНКО (рыбокомбинат): «Роль про- пагандиста в организации систематического изуче- иня и глубокого усвоения слушателями марксистско- ленинской теории». Центральный Комитет ВЛКСМ указывает, что комсомольская учеба на производстве должна про должать и развивать изучение марксистско-ленин ской теории, начатое в вузах и техникумах. Комсо мольский возраст — это время становления харак тера, когда формируется идейный н нравственный облик молодого человека. Возраст этот сам по себе сложный. Жизнь ставит перед нами множество труд ных вопросов, на которые нужно найти правильный ответ. Решению всех этих задач и способствует уче ба в системе комсомольского политпросвещения. Я веду кружок в управлении рыбокомбината. На чало учебного года было знаменательно для меня знакомством с будущими слушателями. В кружке 14 человек. Все они комсомольцы, имеют среднее и высшее образование. До этого политической уче бой на предприятии с ними не занимались. Программа кружка: «Основы экономических зна ний». Учебный год начали с Ленинского урока: «Мы — патриоты. Мы — интернационалисты». Накану не проведения Ленинского урока для нас, пропа гандистов, провел консультацию тов. Шамин (Дом политического просвещения). Ленинский урок про шел неплохо, слушатели сумели раскрыть тему во всей полноте. К каждому занятию приходится готовиться тща тельно, не жалея времени, чтобы слушатели полу чили полноценный материал, а сами занятия про шли интересно. При подготовке я использую учеб ник, «Экономическую газету», статистические дан ные, полученные на семинаре при кабинете полит просвещения, куда я хожу систематически. Допол нительный материал получаю в журнале «Полити ческое самообразование», справочный — из докла дов работников управления тт. Махрова* Дубини ной, Угрюмовой и других. Занятия проводйтся в первый и третий вторники каждого месяца, без срывов и в назначенное время. Меня всегда волнует вопрос, как провести занятие, чтобы убедить каждого слушателя в точности и до стоверности изложенного материала. Для нагляд ности пользуюсь пособием — «Альбомом по осно вам экономических знаний». Большую роль в глу боком усвоении слушателями изучаемого материа ла играет самостоятельная работа комсомольцев с книгой. Учитывая высокий общеобразовательный уровень слушателей кружка, я стараюсь давать им возможность самостоятельно изучать многие вопро сы. - . К занятиям регулярно готовятся рефераты. Тан, при изучении темы: «Социалистическое Производств венное предприятие» три основных вопроса были разбиты на подвопросы. При обсуждении темы слу шатели дополняли основного докладчика. • Два часа было отведено на обсуждение Вне про граммы материалов юбилейных торжеств в честь” 50-летия СССР. Они вызвали живой интерес Слу шателей. Придаю особое значение тому, чтобы слушатели; глубоно изучая материал,,делали выводы. Тан, ир» изучении темы: «Пути повышения эффективности работы предприятия» слушатели приводили много примеров из производственной , практики. Они ука зывали на недостатки в планировании, говорили е слабом внедрении НОТ. Я постоянно обращаю внимание слушателей яа пути улучшения работы предприятия, на создание условий для активного участия каждого труженика В управлении производством, подчеркиваю, что до стижение успеха зависит от глубоких знаний и вы сокой трудовой активности. О Ц Е Н К А - „ Н Е У Д О В Л Е Т В О Р И Т Е Л Ь Н О " -В- плановом отделе трало- ого флота мне назвали ие- колько БМРТ различных ипов, экипажи которых в осЛедних рейсах не справи- ись с заданием по выпуску отовой рыбной продукции, о объему ее реализации, по кономному расходованию редств по многим статьям атрат. .Оценка их производ- твенно - финансовой дея- ельности «неудовлетвори- ельно». В числе таких оказался кнпаж БМРТ-401 «Куп- ин». Разговор о неудачах ектива шел на борту с; . столовой команды^ ись многие моряки. И е чем говорить, какую ты несут они за отстава- »е, надо сказать об ответ- венностн береговых работ- шов при подготовке трау- 5ра к плаванию (оно прохо- ш> с 26 октября по 6 арта). К работникам некоторых рделов у рыбаков «Купри- 1 ». претензии веские. Известно, какой важной 1 Дачей сегодня является”1 зкстшальный выпуск кор овой рыбной муки. В свое время для решения ътой задачи было дано распо ряжение снабжать суда сырьем — сайкой, котирую должны были перерабаты вать на муку на переходах на промысел. Определенное количество сайки взяли на борт и моряки БМРТ-401. Но должного эффекта от это го не получили. Дело не только в том, чта пока шли в промысловые квадраты, сильно штормило, а груз лежал в носовом трю ме и его приходилось перепо- сить на рыбофабрику вруч ную, более того — с опре деленной опасностью, а й в том, чго вообще весь рейс много простаивала рыбомуч ная установка. Причина — постоянные поломки. Два рейса назад с трау лера сняли дробилку (ее ис пользуют для предваритель ного размельчения сырья), поставили на другой БМРТ. Что ж, таной шаг был. види мо, оправдан в свое время. Но ведь следовало потом по заботиться механико-судо войслужбе о возвращении агрегата. ■ Распоряжением -начальни ка флота яеред выходом в минувший рейс штат маши нистов РМУ увеличивался на одного человека. Однако отдел кадров не сумел вы полнить распоряжение. По ложение, тагам образом, еще более усугублялось. Производственную служ бу на корабле возглавил специалист - технолог, ранее работавший в «Севрыбхолод- флоте». Естественно, он не знал специфики добываю щих судов, что отрицатель но сказалось на организации всей производственной ра боты. Отделу обработки следова ло учесть профессиональные качества технолога и преж де чем назначать его на эту должность, надо было бы испытать в качестве рыбно го мастера. Моряки «Куприна» выска зали претензии и другого порядка. Как известно, этот траулер, — первый в серии БМРТ польской постройки, довольно поизносился. На пример, давно требуют заме ны противни. Заявка на них была дана, но ее не выпол нили. В результате брикеты мороженой рыбы получались деформированные, отсюда нерациональная загрузка трюмов.. А теперь конкретные циф ры, характеризующие дея тельность экипажа за рейс. План по выпуску готовой продукции выполнили моря ки яа 78,9 процента, по фи ле — на 67,9; по рыбной му ке — на 88,8 процента. Вместо 362,6 тысячи рублей прибыли дано всего 275,1 тысячи. Себестоимость цент нера обезличенной продук ции выше плановой на 94 ко пейки. Хозрасчетная комиссия признала объективными при чинами невыполнения зада ния по выпуску готовой про дукции, филе: неудовлетво рительную промысловую об становку, отсутствие нужно го для филе размера рыб, ожидание плавбаз. Но вот с чем нельзя согласиться. Траулер пролежал в дрей фе, ожидая разгрузки на ба зы, 9,7 суток, что прямо свя зано с материальным убыт ком. Однако траловый флот не может предъявить пре тензию к «Севрыбхолод- флоту», так как отчетная документация на судне да лека от идеала. Фактичесш* никакого документа 6 про стое составлено не было. Допущено нарушение 8 ведении отчетности при раз грузке рыбы в порту. Это давало возможность для нри*| писок. И только случайно приписки удалось обнару жить. Низкие экономические по казатели объясняются и тем, что судно вернулось с боль шим запасом топлива — 119 тонн. Капитан тов. Зотиков объяснял: — Собирались еще про мышлять, не могли риско вать при плавании в слож ных ледовых условиях. И тем не менее такой за пас ни на каком другом суд не не оставляли. Не использовал полно стью экипаж и вместимость трюмов. Если БМРТ-409 до ставил в порт более 700 тонн рыбопродукции, то БМРТ- 401 — всего пятьсот. Зна чит, лишние тонны были сда ны на базу, а это прямые лишние расходы. Кстати, экипаж 409-го намного луч ше сработал, чем его това рищи по соревнованию: име ет хорошие финансовые по казатели, справился с рей совым заданием. В. СЕРГЕЕВ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz