Рыбный Мурман. 1972 г. Январь.
ХОРОШЕЕНАЧАЛО- ПОЛОВИНА ПОБЕДЫ Н АШ экипаж траулера «Светлана» но сит высокое звание коллектива комму нистического труда. Что оно по праву — подтверждает работа в прошлом году. С планом, выловив 1.600 тонн полярной тре- сочки, мы справились еще в августе. А до конца года добавили к этой цифре еще столь ко же. Нечасто встретишь, чтобы на «малыше» Типа нашего люди работали по несколько лет непрерывно. У нас же в экипаже есть i -кие. Давно на судне старший мастер лова В. Д. Платонов. Он секретарь партийной организа ции. «Старожил» и мастер лова В. И. Павло вич, его фамилия на судовой Доске почета: Сам я на «Светлане» уже три года. Но самая боль шая верность судну у нашего капитана А. В/ Дементьева. В последний рейс мы ушли в конце ноября прошлого года, а вернулись уже в новом, 1972 году. Говорят: хорошее начало — половина де ла. Каким же было начало второго года пяти летки у нас? Промысел проходил так. Рейс был заплани рован на 66 суток. Задание — выловить 672 тонны сайки. Оно было выполнено на 20 суток раньше окончания срока рейса. По том мы отправились в другие квадраты на лов трески. За время перехода из района в район быстро переоборудовали т р а л . В порт вернулись, имея на борту около 20 тонн этой рыбы, хотя работать приходилось в тяжелых условиях. Сайку сдавали на базу «Печенга». Ничего не скажу: и рыбу хорошо принимали, п обра- ' батывали судно быстро. И все же, пока дойдет очередь, стоять и терять промысловое время приходилось! Чего уж там! И вот тут мне хо чется поблагодарить за помощь наших же то варищей, рыбаков большого морозильного траулера «Самшит». Имея возможность при нимать рыбу, они брали ее у нас, делали это быстро и четко, что позволило нам уйти от сни жения как качества и сортности сдаваемой рыбы, так й от потерь дорогого промыслового времени. О работе палубной команды могу сказать одно: дело свое знает. Почти все матросы — комсомольцы, почти у всех первый класс. Ре гулярно на судне проходит учеба. Больше практически. Да и где, как не на палубе, мож но постичь науку мастерской чинки трала? Грамотные " подобрались и механики. Горя с машиной не знаем. Старший механик Виктор Михайлович Солохин — коммунист, внима тельный и требовательный командир. В пос леднем рейсе механикам немало пришлось по работать. Условия промысла у Новой Земли тяжелые. Замерзала вода в некоторых систе мах, забивало льдом кингстоны. Машинная команда не знала покоя ни днем, ни ночью. И ценой их самоотверженного труда жизнь суд на не выбивалась из нужного русла. Все шло так, как надо. Уважение экипажа снискал моторист Вик тор Потапов. Кандидат в члены КПСС. Рыбак он молодой, на флог пришел после службы в армии. Его поведение и отношение к делу говорят о том, что это будет хороший моряк. По душе экипажу пришелся и третий меха ник комсомолец Владимир Коцубко. Тоже ры бак молодой, выпускник Лиепайского мореход ного училища. Немало ему пришлось порабо тать, пока все принятое электрохозяйство он привел в надлежащий вид и порядок. И таким держит его все время. Кончилась вахта, но Владимир и после этого находит себе занятие. Душой болеет моряк за дело. И как вполне закономерный всему итог — его фамилия на судовой Доске почета в числе лучших коллек тива. „ Экипаж нашего траулера «Светлана», не снижая темпов, продолжает трудовую вахту во втором году девятой пятилетки. И. БОРОВЙНСКИИ, рыбмастер, председатель судового комитета СРТ «Светлана». ШТИЛЬ. Фотоэтюд С. Баркова. О: ВЫСТУПЛЕНИЙ «РАКЕТЫ НАД ГОРОДОМ» По корреспонденции, опубликованной под таким заголовком в • номере «Рыбного Мурмана» за 7 января, приняты меры. Бывшему мотористу танкера «Кекур» Тараба- рину В. Н. постановле нием комитета BJIKCM флота объявлен строгий выговор с занесением в учетную карточку. Боц ман плавбазы «Воркута» Аюпов Р. И. нз флота уволен. Котельному ма шинисту танкера «Кекур» Растригину В. С. поста новлением судового коми тета объявлен обществен ный выговор. Е. СИВОЛОБОВ, зам. начальника управ ления «Севрыбхолод- флот» по мореплава нию. Illllllllllllll В А Р А З Н Ы Х Г Л У Б И Н А Х (Продолжение . Начало в №№ 8—10). Первоначально глубину погружения нужно отсчиты вать от поверхности воды. Если трал погрузится на та кую глубину, что эхолот прибора контроля хода трала ИГЕКу достанет грунт, контроль за погружением трала лучше вести относительно грунта. При взятии ваеров на стопор ход судна можно не уменьшать, т. к. скорость травления ваеров с кабель- троса малая. При работе с бескабельным прибором контроля хода трала во время взятия ваеров на стопор ход судна необходимо уменьшать, ибо скорость трав ления ваеров с такими приборами больше и возможен обрыв трала. Во всех конкретных случаях судоводитель должен сем принять решение об уменьшении скорости хода судна • зависимости от скорости травления ваеров. Спуск трале по ветру осуществляется точно так же, как и. на ветер. При большом волнении спускать по ветру трал с кабельным прибором контроля хода не рекомендуй». Во-Первых, при^спуске по ветру необходи мо держать самую малую емерост* ходе, а в этом, слу чае судно плохо управляется. Во-вторых, при большом волнении гребни волн набрасывают трал, и • этом слу чае возможно закручивание кобель-троса, вибратора за подбору и обрыв их. В-третьих, на волнении мебель-трос испытывает боль шие динамические нагрузки, лебедке ИГЕКу не успевает на них реагировать, а это ведет к обрыву кабель-троса. При спуске трала по волне судоводитель должен.вни мательно следить эа полг иди ш ве^п^я и его скоростью. Во избежание обрыва иеДЬжг тросе, повреждения вибратора, лебедки ИГЕКу спуск fpana при ветре свы ше 8 баллов и океанском волнении на рекомендуется. Спуск трала в штилевую погоду трудностей не пред ставляет. t . а . : - .• ** , 0 ; w** .* 3. Идеи на поиск Работа разноглубинным тралом требует оперативно сти, точности выхода на косяк. Это достигается путем" грамотной организации поиска, выбора наилучшего - курса траления, точным расчетом постановки -трала и выхода на рыбные концентрации. При глубоководном лове важно за два-три траления выполнить суточное задание, что возможно только при отличной организа ции всех процессов работы с пелагическими орудиями лова. Правильно произвести поиск, обнаружить рыбные скопления — половина успеха в промысловом деле. Начиная разведку косяков, судоводитель должен учесть все факторы: течения, метеорологическую обстановку, время суток, информацию коллег с других судов. Ана лизируя данные, можно правильно выбрать направ ление поиска. , ' При облове макруруса в районах Баффиновой Зем ли и Северного Лабрадора мы столкнулись с опреде ленными трудностями. Прежде всего здесь надо было учесть направление и скорость суммарного течения — постоянного и приливно-отливного, которые меняются в течение сутрк. В первые дни наши штурманы не знали исходных данных. Кек правило, суда сносит а южном на правлении, поэтому поиск надо вести на север, против течение.. * , ' Многие породы рыб заранее чувствуют изменение метеорологической обстановки. Очень чутко реагирует на эти изменения мвкрурус. Кроме того, надо помнить, что он совершает и ..суточные миграции. Очень важное место в поиске занимает информация с других судов. ' Необходимо вести его относительно группы/ используя все данные своих коллег. Для этого промысловик должен эксплуатировать радиолокатор на больших шкалах , дальности., Судоводитель периоди чески наносит на планшет группу кораблей относитель но своего судив (по пеленгу и расстоянию). Получая- сведения о глубине, записях хостов , принимает реше- яние о направлении поиска. , Конечно, такая прокладка относительная, но боль шей точности для нанесения группы и отдельных судов и не требуется. Связь с судами должна быть надежная и круглосуточная* Наибольшего эффекта можно полу чить при поиске отрядим из трех-четырех траулеров во главе с опытным капитаном, хррошо, злеющим район промысла. Точное определение месте судна — важное уаювие успешной разведки. Макрурус — рыбе малоподвижная и в одном районе держится продолжительное время. Отсюда и требования к судоводителям: как можно точ нее определить место скоппений и удерживаться на них. Курсы при поисках лучше располагать вдоль свала с пересечением изобат, захватывая большой диапазон глубин. Если nonqc, производится группой, каждому суд ну для обследования необходимо установить опреде ленный диапазон глубин. Судоводитель должен пом нить: косяки макруруса в районе Баффиновой Зем/ 1 и и Северного Лабрадора располагаются с южной стороны скал, на свалах глубин. Надо придерживаться и другой рекомендации — вести поиск вертикальным трактом в диапазоне 0—1200 метров с фазировкой. Макрурус держится на саалах, между скалами, над скалами, на больших глубинах. По этому поиск горизонтальным трактом в таких условиях невозможен. При ведении прокладки следует учитывать снос суд на, делать ее надо на крупномасштабном планшете. На всех галсах нужно наносить места обнаруженных кося ков. Изобаты в этих местах меняются очень редко. Штурманам не стоит удивляться, если на обратном кур се характер записи глубины будет иной. Сместившись на один кабельтов в сторону от курса, можно получить другую конфигурацию рельефа дна. Ориентировка по глубине там дает успех, где материковый склон образу ет пологость. Скорость поиска выбирается с учетом метеорологи ческой обстановки и работы прибора. В штормовую по году рекомендуется вести его по ветру, так как поиск на ветер и лагом к волне вызывает сильные помехи в работе гидроакустической станции. Когда обнаружен косяк, судно проходит над ним не сколькими галсами, судоводитель определяет место наи большей плотности, глубину залегания,^ форму и рас положение. Изучая данные концентраций, надо за«оми- натъ и конфигурацию рельефа, дна. Только после этого прививается решение об облове,., выбирается наилучший , курс--тр.аления кс учетом гидрометеорологической обста- ~ИЯРИ®;Л-Л- -J‘ i.' '■ •Z. L К Курс траления изыскивается с таким расчетом, что бы провести трал по более плотной и продолжительной части косяка. При этом надо учитывать все факторы: расположение косяка, течение, направление и силу вет ра, окружающую обстановку. В хорошую погоду тралировать следует только по течению или против него. Но во всех случаях рекомен дуется идти с тралом в таком направлении, чтобы удер живался он строго по корме. Если курс будет выбран неудачно и трал пойдет в стороне от судна, неизбежна авария при работе на скалах или свалах глубин. В. ДЕМЯНЕНКО, капитан. (Продолжение следует).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz