Рыбный Мурман. 1972 г. Январь.
i= E E -J5* С КОЛЬКО ИХ у нас в жизни случа ется — этих перекрестков. Многие памятны, оставляют глубокий след. У этого человека что ни факт из био графии, то готовая страница книг*. ®ет — к примеру. 33се мы знаем, на кую роль в сразвитии Кольского полуострова -сыграл видный деятель пар тии и Советского государства Сергей Миронович Киров. А мой новый знако мый видел его на Кавказе в тггды граж- данской войны. Сяыша 1 Ь<ж нио^деятеяь- мости Анастаса Ивановича Микояна, Сер го Орджоникидзе, Миха Цхакая, Иоси фа .Джугашвили... Короле /передо мной открывались живые страницы нашли тории. А слушал я свидетеля и участ ника многочисленных важных событий Вячеслеаа Николаевича Корсака, работ ника управления «Севрыбхолодфяпт», моряка с 58-летним стажем. Завтра -ему исполняется семьдесят. Крепкое здоровье, бодрость, -не .ска жи он о своем возрасте, ме выдадут -со беседнику этой «^биографической справ ки». Когда мы толковали о морском жи тье-бытье, Вячеслав Николаевич часто как бы загорался, речь его была-с той характерной живинкой, которая прису ща людям, любящим свой труд, сохра нившим в памяти множество добрых имен и дел, знающим подлинную цену хлебу и поту. Ему повезло с местом рождения вблизи Батуми. Этот город, как извест но, ^ начале нашего века •был третьим по величине промышленным центром Закавказья. В нем насчитывалось 11 ты- шШшь — Мы потихоньку носили динамит на танкер, — рассказывает Вячеслав Нико лаевич. — Безобидные такие на .вид «колбаски». Правда, как они работают, мы знали: нас научили взрывчаткой глушить .рыбу.,, ‘Какой аулов» полупился тчри ,ди*ер- ■сии, догадатьхя не трудно. М было это одним из... «комсомольских*» поручений Славе Ч(*?рсакуи 1 зато товарищам подеод- :полью. Раз т а т е поручили, значит доверим . Иначе и быть не смогло: гртец «ноши, Николаи Людвигович, еще ла -участие т ъ4б*тв& *VS &—07 яодов З&ыл заклан. ьНелвгко гпришамь «его семи?. Жена /стирка белье для б о ты х сем^ . Сыновья — старший Николай и Вячеслав — работали с малых лет, убирали чай. Г «ОДАМ К ДВЕНАДЦАТИ -младшему повезло ——взяли «в гараж помощ ником шофера. Была такая «спе циальность» —- мотор рукояткой заво дить, 'выполнять самую гржзную работу. Мотор Славе освоил ^быстро. М тот пут- то он н стал*.. моряком. Случилось *.зто так. \ Попался помощ- ник шофера на глаза ^хозяину гаража, и он поспал его х некими-то бумагами зв порт. Яозлин фелюги, которому эпм бу маги предназначались, был человеком ^словоохотливым. . Разговорились. :Выяс- »нилось, ЯТОтПОСЫЛЬНЫЙ зивет мотор, --.уста новленный на этом >небольшом судне. Вообще«т®о .'оно обычно ходило под па- трусами, но нередко и мотор -выручая. Хозяева ^быстро договорились, и Слава .перебрался на .фелюгу. ,5 сяч рабочих, социал-демократические £ кружки, возникшие .еще *в 896-—98 го- £ дах, руководили борьбой ,пролетариата s на заводах Ротшильда, Манташееа, Си- Е деридиса. Широко известны выступяе- = ния рабочих и железнодорожников Ба- £ туми 1902— 1905 годов, события 1918—*20, ~ борьба с интервентами, белогвардейца- 5 ми, вооруженными меньшевиками. п РЕДСТАВЬТЕ себе такую картину». Миновав охранников, группа маль чишек подходит к трапу танкера. Е Глухо клокочет в шлангах топливо, за- Е полнея ненасытное чрево большого па- Е рохода. Е — Слава! — Этот возглас останавли- Е вает паренька лет шестнадцати—семна- Е дцати. Товарищ, окликнувший его, под- Е ходит, полушепотом .спрашивает: «При- Е нес?» — Слава слегка кивает: «Да...» г Ни часовой у трапа, ни команда танке- ~ ра -не обращают особого внимания на Е мальчишек — это очередная смена кот- Е лочистов. Хозяевам парохода выгодно = иметь такую рабочую силу — почти.да- Е ровую, не вступающую в спор. Е Но о подлинной цене этого труда Е вскоре узнают не только белогвардей- Е цы, ждущие топливо для своих танков, Е аэропланов, автомобилей, —■узнает весь Е город. Е Ушла с танкера ватага чумазых котло- z: чистое. Все еще шумит по трубам чер- г: ное золото Баку. Много его перекачал а Е резервуары Батуми богач Манташев. Е Много его может уплыть далеко отсю- п да... Е чвдруг на танкере раздался взрыв. Е Несильный, но поднявший на но- Е ги о х р а н у и администрацию пор- Е та, экипаж, в с п о л о ш и в ш и й жи- Е телей ближних .улиц. На танкере начался Е пожар. Всем было ясно — взрыв грозит Е не только запасам топлива на берегу, но Е и всему Батуми. Загоревшийся пароход Е срочно уводят с акватории порта, по- Е дальше от берега. И тут гремит взрыв, Е которого тек‘боялись... Е контрразведка тщетно искала смель- Е чаков. Да и не каждому могло придти в Е голову, что диверсию совершили маль- Е нишки, чистившие котлы. Но это было Е дело их рук. Не :без помощи старших, ~ конечно. дях на бирже труда, брался за любое дело, лишь бы жить, помогать ,$емье. Иные из молодых, слушая сегодня убе ленного сединой бывалого дшряка, не .верят: 'биржа труда при Советской вла- -сти? Стоит лишь пожалеть этих «знато ков» -истории нашего государства, ^кото рые судят-о ней так потому, **то уподо- *бились «Иванам, не ^помнящим родства». «Они не представляют, каким трудным 'лутем м ы шли. В 1^53 голу Вячеслав Корсак прошел в торговом флоте асе *л\улени штурма на, .побывал л заграничных плаваниях. И вот ?парт*« направляет молодого напи тана « Шоенног^Морской флот. Д ОВЫЙ ПОВОРОТ судьбы. Три года л школе подплава. Старший по мощник, « тем командир подвод ной лодки ив Балтике. «Трудный и памят ный сорок первый, когда часть подлодок срочно переправлялась по Ьеломоро- Балтикскому каналу на Север. Навсегда запомнился этот -переход, встреча х се вероморцами. Лотом подвиги экипажей подлодок гпрогремели на эвсю страну. .Но ^самому Корсаку, >уиве накопившему немалый «опыт подводного плавании, -да ли новое дело — учить молодежь. Прав да, учеба -на воине -— та лее двойка. И после .второй контузии начальника шта ба бригады вернули на капитанский ^моас- тик^. транспорта. Это г 6 ыЛ‘. 4 «Л||берти». -Крупные, но по строенные -наспех, ^рассчитанные на ко роткий .срок работы, эти «суда не *вызы вали особых *симпатий моряков. А Фяце- п . БЫСТРОУМОВ ПЕРЕКРЕСТКИ СУДЬБЫ * О Ч £ Р К . ■ Я Вот 'Он — этот первый перекресток .в судьбе «батумского мальчишки, которо му предстояло пройти долгий и трудный путь, побывать почти во всех морях Ми рового океана. А о первом его морском приключении (взрыве танкера) -мы уже рассказали. (В памяти — кадры из «Неуловимых». Поистине смелыми и на ходчивыми были юные бойцы револю- ции). Двадцатые годы Вячеславу Николае вичу памятны плаваниями на паруснике. .Был кухарем (помповара — по нынеш ним штатам), матросом, упорно .учился. Тут следует коротко оглянуться на дет ство Славы. Отец хотел, чтобы он был человеком образованным. В гимназии у сына простого рабочего дела шли неплохо. Но подвело... море. Вернее — религиозный сюжет на морскую тему. Священник, преподаватель «слова бо жьего», рассказывал о разных страстях- мордастях, связанных с китами: мол, гло тают эти чудища всех, не щадя даже .святых. А Слава Корсак уже знал, что этосо~быть не может: кит мелкой живно стью морской питается. Слово .за слово, потребовал священник у отца от вета за поведение хына. И оказался Сла гав за порогом гимназии. (В скобках за метим -— речь о китах дальше еще пой дет. Только без всяких попов и их басен), Ч ТОБЫ ПОПАСТЬ в мореходный тех никум, мало было сдать экзамены — требовался еще и двухгодичный стаж плавания. И обязательно на парус нике. Слава Корсак этот «показатель» с лихвой перекрыл еще перед тем, как стать учащимся Херсонского мортехни- кума. К тому же он был комсомольцем, молодым бойцом-ленинцем, для кото рых завет вождя — учиться!— один из главных.,А закалку Слава прошел не только в труде, но и в операциях ЧОНа. Что такое части особого назначения —- можно не объяснять: .о их славных де лах мы хорошо знаем. И об учебе — коротко: Вячеслав Кор сак, как и есо товарищи, .жадно впиты вал знания. Дипломы штурмана малого, затем дальнего плавания, в 1933 году — капитана дальнего плавания — таковы гитоги упорной учебы. Но пока он при шел к этому перекрестку, испытал нема ло. Был и безработным, стоял в *очере- слав Николаевич, водивший такой ко рабль через Тихий океан из Владивосто ка в США и обратно, может засвиде тельствовать: их подстерегали не только торпеды и бомбы, но и сюрпризы «он- хурукции собственного ?парохода, ^ од нажды оправдалось худшее -из предпо ложений: корпус *в шторм -дал трещину. Пытаясь спасти корабль, советские мо ряки во главе с-капитаномсделали креп ление из тросов и цепей, не давая тре- .щине разрастись до угрожающих разме ров. Но стихия была неумолима — ко рабль разорвало на две части. Много часов эти беспомощные хтальные короб ки с людьми были во власти океана. счастью, помощь пришла сдерем*. Это уже было приключение морским «по всем гф.авилам». А ПОСЛЕ ВОЙНЫ капитан Кореек познакомился и с китами.'Вернул ся он на Балтику, но вскоре был откомандирован ^для приемки кораблей первой советской антарктической кито бойной флотилии. Старпом лСлавы»,.шд в экспедиции... Строчка -в биографии, а сколько нового, неожиданного. Недаром ^Вячеслав Николаевич до -сих ттор удив ляет своих слушателей рассказом об этом плавании, подробностями самоот верженной работы китобоев. Так В. Н. Корсак приблизился к -тому делу, которому отдано уже точти 20 лет, — рыбному делу. ;Но до зтого на его долю выпало еще одно испытание. В 1947 году ему поручили провести из Бал- тики вокруг Скандинавии на Енисей ка раван судов. Правительственное задание было выполнено успешно, но сразу с караваном Вячеславу Николаевичу .рас статься не -удалось. Районы Сибири, при легающие к Енисею, богаты полезными -ископаемыми — ценными даудами, «неф тью, а лес, проданный за границу, давал стране взамен машины, различное гобо- рудование, которые так были необхо димы нам в w годы для "восстановле ния заводов и фабрик, городов и сел, разрушенных гитлеровцами. В. Н. Корсаку приказали остаться в Сибири. В его ^распоряжении было 8 су дов, в том числе — земснаряды. Шло •бурное ^строительство ‘Игарского порта — опыт, знания, настойчивость капитана пригодились. Отсюда уходили корабли с 5 сибирским лесом и рудой — порт стал Е океанскими воротами Западной Сибири. 5 Но вот Вячеслав Николаевич — мур- Е манчанин. В «Мурмансельди» — только Е что организованном новом рыбодобы- Е вающем флоте — опытному моряку Е дали сразу крупный корабль — плав- Е базу. Начиналось освоение Северной Е Атлантики. Это целая эпопея. Флотилии 2 не&кльших промысловых кораблей —- Е средних ттраулеров — уходили в откры- Е тый океан, далеко от родного порта на 'Е добычу хельди. А к ним со всем необ- ^ лходимым для жизни м работы в много- -S месячном плавании спешили базы, или, = как еще их тогда называли, — матки. И =: было в ^том названии что-то от повсе- = дневной жашей человеческой жизни: ба- = за — большой корабль — как мать, была и всегда в .окружении малышей. Но.мате- 5 ри бывают разные. И подчас рыбаки Е обижались на таких'«мамаш», Е Вячеслав Николаевич, возглавлял эки- Е паж плавбазы, заботился не только о том, Е чтобы ,еЬэ коллектив успешно справлялся 55 с заданиями, но и чтобы промысловики Е обслуживались четко. А тут еще несбро- ^ сишь со счетов -и -трудности плавания в Е океане «а старых судах. Первые «матки» = были Щбраны, как говорится, с бору по сосенке — не чета им современны^, ^ .специально сконструированные и обо- js: Трудовавные гигантские плавбазы. s Когда «Мурмансельдь» стала занимать- Е ея гголь#со промыслом, а приемку улова, Е достав^ его в порт и снабжение рыба- ^ кое поручили новой организации — ’Е «Севрьбхолодфлоту», Вячеслав Нико- ^ лшевичёвместе с кораблем перешел сю- *5 да. Он {возглавлял в свое время кол- Е лективы плавбаз: «Антарктика», «Памя- 3 ти Ильича», «Памяти Кирова», «Ворку- -5 та^, «Печенга», «Атлантика». Затем стал ^ калитадам-наставником, сейчас он — Е : старший моринспектор. Е Х / Ж Е ОДНО ПЕРЕЧИСЛЕНИЕ долж^ "Е ^ ш>стей говорит о главном занятии "Е ветервна — го аыспитлнии «одди. Е Эти встречи-перекрестки ^аще всего вы- Е зывают добрые воспоминания, А забота Е о становлении человека для Вячеслава ^ Николаевича — и главное партийное тю- ручение. Этому он .учился еще у отца, Е который н овой путь закончил .в труде: , Е умер после скоротечной и тяжелой бо- 2 лезми на строительстве Днепрогэса. Е Жизнь старшего брата ^Николая, только Е что вышедшего на тгеноию, — tojkb д а - Е -стойный для подражания пример (он Е был капитаном Туапсинского порта). . Е Можно гордиться учениками, молоды- Е ми ш* 5 урмггнадАи, начинавшими свой путь Е на кораблях плечом к -плечу с гетера- Е ном. Когда Вячеслав 'Николаевич начи- Е нает »речиспять 1 их, и ^дивявеешься и?его Е завидной памяти: ггодытрошли, «а он баз Е запинки перечисляет фамилии, имена, Е величеет по _отцу. Назовем и мы неко- Е торых^из них. Это капитан-директор тгро- Е изводатвенного рефрижератора 4 <Ье- = лике Кон» Ьэннадий Александрх>вич-Кли- Е махин, руководитель экипажа ПР «А-яек- ^Е овй Х|*обысюв» Алексей Александрович Е Лукин. Виктор Сергеевич’Кузьмин ходил Е эпиталам на среднем траулере, Е когда «его приметил Вячеслав Николае- = яшч. восоветовал перейти на базу. Так ^ В. С . {Кузьмин хм я еевдрломом, л .заввм Е 4 мн 1 итзеном «Пэденод. Сегодня он фдаг- ман оггряда судов «Севрыбхолодфлота» Е ?в -районе промысла. Уже ^будучи кепи- Е таиомгнаставником, iB. Н .^ ^ а к много Е мнимт \ия шэдгодо* 5 , .росту Ста- = нислав!а Сергеевича Лазарева. Т1о его Е рекомендации стал командиром :яруго- Е го крупного корабля—- 4 (Севрыба»^южф Е Петрович Болычев, помнят советы, ^дру- S шаекме наставления ветерана руководи- Е тели коллективов плавбаз «Рыбный Мур- Е ман» — Геннадий Павлович Кирьянов, Е «Печенга» ~ Николай Иванович flten- Е лиев, «С«еродвинсю> — Александр Е Ильич Нуйкин, Е ’Выли, конечно, и обидные для ,учи- Е теля промахи ученик». £ще четвертым Е штурманом начинал у Вячеслава Нико- = лаевича -на плавбазе «Шмяти Ильича» Е •Виктор Бойков. Пришлогзврамя — стал он = во главе экипажа ^большого корабля. S Немало сил отдал этод^у ^человеку В. Н. = Корсак. Ручался, как гаворят, за него, = считал .умелым судоводителем. А Явой- = кое не ^оправдал доверия, покстнлея = «низ. этот перекресток — тюзадч... = Г З*АВНЫЕ ИТОГИ .семидесятилет- = ней жизни радуют. Не жалея ни- = -него, Вячеслав Николаевич лерно = служил Родине. Его заслуги отмечены Е орденом «Знак Почета», многочислен- 5 ными медалями, ср>еди которых наибо- Е лее дорога юбилейная ленинекзя. А Е главная награда — уважение людей, со- Е знание того, что для ?них сделано много Е доброго. Для этого не стоит жалеть сил. Е n i l il ll ll l ll ll ll l lt l ll ll ll l ll l l l l l l l l l l i l l l l l l l l iH I IU i l lM I I I I I I IH It t l lt l l l l l l l l l lt l l l l l l l l l lH l i l i l l l l l l i l l l l l l l l l l l l l lt it l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l lt l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l lS l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l lt l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l i l i i i l l l l l l l l l l l l l l l l l l l lH l l lR '
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz