Рыбный Мурман. 1972 г. Январь.
I А Д Е Ж Н Ы Е ЮМОЩНИКИ Н АШ А ремонтная группа по численности невелика: в ней всего четыре чело- ка. А задачи стоят большие: жно обеспечить бесперебой но работу машин и механиз ме на участках литографии, орной ;башси ,и на всех осталь- iX. ■ .*• v . : • -ч - . . Специалисты наши называют- слесарями-ремонтниками. Но нова специфика, что в процес- ремонта возникают и токар- ie работы, а фрезерные. И ти они не очень большой ожности, то слесари сами гаюг за станки. Это экономит ого рабочего времеии. Качественный ремонт ста чного оборудования невозмо- н без большого профессво льного опыта. Им и обладают ши товарищи. Вот, например, зсарь ударник коммунистиче- ого труда Василий Александ рин Соловьев. Десять послед ах лет он работает в ремонт- *м участке цеха. Здесь он вы- ‘C до слесаря самой высокой :алнфикации, у него шестой :бочий разряд. Нет, наверное, цехе такой гайки, которой бы * касались его руки. Работает он всегда вдумчиво, творчески. Перед началом ремонта пред ставит весь его объем и ход в целом, прикинет, что и как здесь выгадать, чтобы прошел он быстрее и качественнее. При дет, поделится своими предло жениями. И всегда выходит, что они очень интересные и дель ные. Ну а за качество его ре монта волноваться не приходит ся. Оно у него постоянно одно — отличное! В работе его посюянно при сутствуют сметка и смекалка. Вот недавно, например, он внес рационализаторское предложе ние, совершенствующее опера цию при укладке коленчатых валов. Внедрение его принесло следующее: во-первых, это да ло возможность отказаться от ручного труда при установке коленчатого вала, а во-вторых, сама его установка стала гораз до выше по точности. В про шедшем году им подано пять рационализаторских предложе ний. Не менее творчески* он под ходит к вводу в действие и тех новшеств, которые пришли к нам на производство со стороны. Вот, например, последнее: пнев матическое включение пресса. Дело, несомненно, хорошее, да ет большую выгоду для произ водства. Но при внедрении его возникло много неувязок, раз решить которые успешно по могли предложения В. А. Со ловьева. Много у него перебывало уче ников. Всех и не припомнишь. И с каждым из них он щедро делился своим мастерством и опытом. Хорошей работой зарекомен довал себя и Евгений Александ рович Шемякин. Недавно ква лификационная комиссия при своила ему шестой разряд, та ким образом, он стал тоже сле сарем высшей квалификации. После службы в армии вер нулся к нам слесарь Сергей Кузнецов. По мастерству ему, конечно, далеко до старших то варищей. Но он упорно пости гает слесарно-ремонтную науку. У парня есть все задатки к то му, чтобы стать хорошим спе циалистом. Коллектив жестяно-баночно го цеха рыбокомбината успешно выполнил социалистические обя зательства прошлого года и хо рошо начал второй год девятой пятилетки. Н в этом есть вклад небольшого коллектива ремонт ников. А. ДЕМЕНТЬЕВ, старший инженер-механик но ремонту. СОДРУЖЕСТВО БРАТСКИХ РЕСП УБЛИК На границе Киргизии и Узбекистана а ущелье Камяыр-Роват сооружается шмткна, которая преградит путь стремительной реке Кара-Дарья. Плотина даст возможность создать водохранилище об» щей площадью около семи тысяч гектаров. Его воды оросят 44 ты сячи гектаров земель, улучшится водоснабжение еще 460 тысяч гек таров плантаций. В тело плотины, высотой сто метров п длиной более километра, будет уложено четыре миллиона кубометров бетона. В 1972 году начнется перекрытие реки. На снимке: в ущелье Кампыр-Роват воздвигается плотина Анди жанского водохранилища. Фото В. Морева. (Фотохроника ТАСС ). Ш 111 Ш 1 П 11111111 ИМ 1 МШМ 1 ММШ 11 Ш 1 ШШ 1 НШДШтИШ 1 НШНМ 1 Ш 1 Ш 11 ЯН 1 МШ 11 ШШ 11 Н 1111111111111 Ц| 1 Ш 1111 А> Г Л У Б Ш Н Л Х 2. Подготовка трала к спуску ( Продолжение . Нач. в №№ 8, 9). На переходе к месту промысла необходимо прове- гь -траловое вооружение и сам трал, а затем уже ос- цать для промысловой работы. Цель проверки — вы бить соответствие трала и тралового вооружения чер- <ам и техническим условиям. Перед оснасткой проверяются верхние, нижние и бо- ые подборы, топенанты трала, подсчитываются коли» тво ячей отдельных частей и шаг ячеи. Все элементы ропки трала должны соответствовать проектным, от- нения допускаются не выше 20 см. При обнаруже- * значительных расхождений трал нужно заменить. Одновременно с проверкой трала подготовляются ели. Особое внимание должно уделяться точности промерки. От них в значительной степени зависит «истость трала. Промер кабелей нужно производить i натяжением. Расхождения устранять, добавляя ско- или гужики. Рекомендуется иметь несколько пар ка- ей для быстрой замены сомнительных. Строгой, внимательной проверке подлежат траловые ,<и. Траловь 1 е доски должны быть без вмятин, де- лмаций, дуги —- свободно ходить в подшипниках, размеры, вес должны соответствовать проектным. За тралом, траловым вооружением в течение рейса жен вестись постоянный контроль. Только после всех этих проверок можно приступать снастке трала, досок. Перед спуском трал необходимо уложить на палубе дком порядке, в каком он идет по слипу. Крылья эдываются шлагами, каждое — на своем борту. Для аварийной работы верхнюю подбору надо тщатель- лроверить, распутать, аккуратно уложить шлагами, верить вибратор, крепление к нему кабель-троса, -кить так, чтобы он свободно шел по центру трала. Особое внимание надо обратить на блоки кухты- освободить их от делей (они закручиваются очень о), распутать, аккуратно уложить. Нельзя допу- ь западание жгутов дели и различных деталей ос- ки в крупную ячею, fee выступающие части: скобьг, эатор, штанга крепления вибратора и т. п. — должны ь обмотаны мешковиной, чтобы не выступали ост- углы. Западание различных деталей оснастки в пную ячею приводит к запутыванию трала й боль- * порывам сетного полотна. Только тнательной .готовкой этого можно избежать. Перед спуском орудия лова надо проверить лебед- ИГЕКу на легкость вращения. Следует набрать 28—30 ров слабины кабель-троса, аккуратно скойлать бух- ку возле лебедки, проверить, чтобы не было колы- г. Прежде чем спускать трал, нужно проверить ра- у всей акустической и. электрической систем~прибо- контроля глубины хода трала. Обязанности вахтенного штурмана: изучить окру- эщую обстановку, с учетом всех факторов выбрать с траления и постановки трала, который бы не ме шал работе других судов. Принимая во внимание гидрометеорологические условия, натренированность палубной команды, судоводитель должен рассчитать время постановки трала и расстояние, проходящие суд на за это время. — Спуск трала с кабельным прибором контроля хода при ветре свыше 4 баллов рекомендуется производить, строро на ветер или по ветру, во избежание закручива ния кабель-троса в верхней подборе или же в кабе лях. Курс траления по отношению к ветру и волне мож но выбирать любой. В штилевую погоду спускать трал можно на любом курсе. В моменты, когда ветер и волна действуют с различ ных направлений (что часто бывает при резком изме нении направления ветра), курс судна выбирается с та ким расчетом, чтобы суммарное действие волнения и ветра компенсировалось и трал при спуске находился строго по корме. Основное внимание рулевого должно быть уделено удержанию трала строго по корме до момента, когда кабели будут взяты на ролики. Этим можно избежать закручивания кабель-троса <и вибратора в верхней под боре^ сохранится его целостность. При спуске трала на ветер судно удерживается стро го носом на ветер малым ходом, выбрасывается мешок и спускается весь трал до кабелей. Ход должен быть минимальный, но и такой, чтобы избежать намотки се тей на винт. Вместе с тралом травится слабина кабель- троса, набранная на бухточку на палубе лебедки ИГЕКу. Выбросив трал за борт, быстро заводит кабель- трос ИГЕКу за канифас-блок, подвешенный посредине слипа к рыму на переходном мостике тралом. Канифас- блок удерживается свободно на двухметровом стальном конце так, чтобы его можно было легко достать багром. Остаточную слабину кабель-троса наматывают на лебедку ИГЕКу, обтягивают вручную. При этом надо следить, чтобы не образовывались колышки и не было переломов. При помощи лебедки ИГЕКу вибратор при поднимают на 40—60 см. В таком положении можно убедиться в правильности его положения. После этого по команде мастера по добыче начинают травить кабе ли. Контроллер лебедки ИГЕКу надо ставить на любое положение. Тогда кабель-трос с барабана будет схо дить слабо. Избыточную слабину по необходимости под бирают лебедкой. При подходе -углубителей к слипу верхние кабели джильсонами- приподнимаются над палубой на 1,5 —2 метра во избежание попадания их под углубители. Трал нужно удерживать по корме с^дна. Когда углубителч начинают входить в воду на 5—7 см, увеличивают обороты главного двигателя, чтобы струей воды расправить крь.лья трала. В этот же момент отдают джильсомы с верхних кабелей. Такой маневр при помощи оборотов главного двига теля. позволяет расправить трал: верхняя подбора при нимает подковообразный^вид, и кабель-трос идет стро го посреди подковы. При травлении кабелей ход судна немного увеличивается. Кабели травят до переходных концов, затем заводят их на подвесные ролики. Когда закончили травить кабели, включают лебедку ИГЕКу в первое положение, подбирается излишняя сла бина кабель-троса. В гаком положении лебедка ИГЕКу оставляется до начала травпени* ваеров, она автомати чески подбирает появившуюся слабину кабель-троса или же потравливают ere при превышении допустимой нагрузки. Взяв кабели на подвесные траловые ролики, судно можно разворачивать на любой курс. Ход выбирается таким, чтобы верхняя подбора трала была на плаву. Подсоединение траловых досок производится обычным способом. Во время подсоединения досок штурман выводит судно на курс траления. Доски травят на прямом курсе. Ход судна увеличи вается до среднего. Доски надо травить медленно и сле дить за тем, чтобы они хорошо работали. Если плохо, необходимо задержать их спуск на несколько секунд. Как правило, при таком маневре они быстро и хорошо расходятся. Ваера рекомендуется травить на прямом курсе, ко торый при необходимости постепенно можно изменить на 20—30 градусов. Скорость траления ваеров выбира ется такой, чтобы лебедка ИГЕКу успевала сматывать кабель-трос. Первые 600—650 метров кабель-троса травят при по мощи ручного тормоза лебедки ИГЕКу, т. е. контроллер пульта управления лебедкой должен стоять в нулевом положении. Ручной тормоз отрегулирован таким обра зом, чтобы натяжение кабель-троса было меньше, чем натяжение при 1 -ом положении контроллера пульта уп равления лебедкой. Когда будет вытравлено более 650 метров кабель-троса, нужно поставить контроллер пульта управления лебедкой в первое положение и про должать травить при помощи мотора. Количество ваеров выбирается в зависимости от глу бины хода трала. Во всех случаях с учетом гидромете орологических отклонений судоводитель должен подби рать такое количество ваеров, чтобы удержать трал на заданном горизонте при максимальной скорости тра ления. При работе на больших глубинах пелагическим тра лом. можно руководствоваться следующей таблицей: Глуб. хода трала (м) Кол-во ваеров (м) Глуб. хода трала (м) Кол-во ваеров (м) 500—600 1200 800—900 1700 600—700 1400 900—1000 1800 ■* 700—800 1600 >1000 м >1800 . -• -s г - г * с __ Если курс траления выбран по свалу, т. е. с малой глубины на большую, первоначально вытравливается" максимальное количество ваеров для данной глубины, затем с увеличением глубины хода трала количество ваеров увеличивается. С началом травления ваеров необходимо включить самописец прибора контроля хода трала ИГЕКу для конт роля за погружением и работой трала. Проверку лучше всего производить на 200-ом диапазоне. По вертикаль ному раскрытию трала опытный судоводитель может определить, правильно ли спущен трал. Если правильно* запись нижней подборы и отметки поверхности воды будут четкими. Если запись будет нечеткой или верти кальное раскрытие трала меньше или больше положен ного, спуск трала рекомендуется остановить, выбрать ваера и кабели и проверить правильность раскрытия трала. В. ДЕМЯНЕНКО, капитан. (Продолжение следyt т).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz