Рыбный Мурман. 1972 г. Январь.
ПИСЬМО В РЕДАКЦИЮ ДОЛЖЕН ВЫТЬ ТРАУЛЕ1 амалуева • w г МОСКВА. Красная площадь. Мавзолей В. И. Ленина. Фото В. Егором (Фотохроника ТАСС], имени М Ы, ветераны рыбной промышленности Севе ра, обращаемся в ре дакцию нашей бассейновой газеты «Рыбный Мурман» с вопросом, который, хотя и не нов, но до сих пор не решен. И он волнует всех нас, кто связал свою жизнь с рыбац ким флотом еще в тридцатые годы, на чьих глазах рос, становился и развивался рыб ный промысел на Мурмане. Речь идет о первом русском тралмейстере Федоре Егоро виче Шамалуеве. . Рыбакам старшего поколе ния хорошо известно это имя, дела, характер этого че ловека — отличного специа листа, моряка, проработав- и л г т и ж ш л я жшзшъ Л ЕКЦИИ, доклады и бесе ды — испытанная форма политического просвеще ния, воспитания трудящихся. В наших условиях пропаганда и агитация позволяют парторга низации распространять свое влияние на всех моряков, про буждать у них интерес к поли тическим и научным знаниям. Там, где эта работа под посто янным контролем коммунистов, она отличается массовостью, мы доходим в ней до каждого чле на экипажа, способствуем его росту. водить агитколлективом парт организация поручила мне. Чтобы вести агитационную работу, надо многое знать и уметь. Успешное выполнение этого ответственного партий ного поручения нередко зави сит и от того, своевременно ли оказана помощь и поддержка члену ‘агитколлектива. На на шем корабле они все — слу- ' шатели семинара по научному комммунизму. Для них еже месячно проводятся' занятия, даются инструктажи.. Как пра вило, капитан-директор тов. Судовая парторганизация промыслово - производственно го рефрижератора «Заполяр ный» в последнем многомесяч ном рейсе уделяла агитацион ной работе много внимания, считая одной из важнейших своих задач пропаганду и разъ яснение материалов XX IV съез да КПСС. На корабле работали группа докладчиков, первичная ' организация общества «Знание», политинформаторы. Деятель ность их была координирован ной, никго не дублировал друг друга, в общем, сложилась та кая обстановка, что мы не ста ли как-то разделять товарищей, занятых пропагандой и полити ческой агитацией, как бы объ единяя их в одно понятие — агитколлектив. И дело, конечно, не в названии, а в содержании работы — кропотливой и повсе дневной. К формированию агитколлек тива парторганизация подходит с должной ответственностью. В него вошли наиболее подготов ленные коммунисты и беспар тийные моряки, особенно из командного состава. В нашем корабельном агитколлективе 9 человек. Это капитан-дирек тор член КПСС Глеб Павлович Осокин, старший механик ком мунист Виктор Георгиевич Хлыновский, судовой врач А ль берт Федорович Васильев, вто рой механик Александр Степа нович Гришанин, врач-стома толог член КПСС Василий Сте панович Христофоров и другие. Пять товарищей из агиткол лектива имеют высшее образо вание, остальные — средне-тех ническое. Некоторые из них, как тт. Осокин, Христофоров и Хлыновский, имеют значи тельный опыт агитационно пропагандистской работы. Здесь же следует отметить, что парт организация привлекает к этой работе специалистов корабля, активистов профсоюзной и ком сомольской организаций. Руко- Осокин систематически и по дробно информирует агиткол лектив о задачах, стоящих перед флотом и нашим экипа жем, рассказывает об обста новке на промысле. Мне пору чено сообщать о событиях в нашей стране и за рубежом, информировать о постановле ниях и решениях партии и -правительства. В прошлом рейсе для агит коллектива было сделано подробное сообщение о четвер том пленуме обкома КПСС, даны консультации: по меж дународным вопросам, о По становлении - ЦК КПСС по дальнейшему улучшению ор ганизации соревнования, о раз вертывании всесоюзного со ревнования рыбаков по ини циативе коллектива главка «Запрыба», о советско-индий ских отношениях, о ноябрь ском пленуме ЦК КПСС и тре тьей сессии Верховного Сове та СССР, а также по другим вопросам. Лекторам и докладчикам оказывается помощь в подборе материалов, им даются советы, проводятся собеседования. На пример, перед экономической конференцией «О путях повы шения производительности тру да и .снижения себестоимости рыбопродукции на ППР «Запо лярный» капитан-директор тов. Осокин дал советы-консульта ции готовившимся к выступле ниям старшему мастеру по до быче тов. Топоровскому и тех нологу тов. Эрте, со мной сове товался по своему выступлению второй механик тов. Гришанин. Мы не даем лекторам и до кладчикам, как говорится, ва риться в собственном соку, по стоянно практикуем взаимное слушание их выступлений, про водим их разбор, указывая вы ступавшим на их слабые и силь ные стороны. Так, второй по мощник капитана тов. Пашков, долго и обстоятельно готовился к лекции «О проблемах народо населения планеты». Он высту пил 'с этой темой в йоябре. В лекции было ' много хорошего материала, интересных фактов, но слушалась она^Гтяжеловато», без дол&ного внимания. Лекто ру не удалось’ глубоко заинте ресовать аудиторию,‘ так как в выступлении было много ино странных терминов, материал излагался правильно, но сухо; монотонно, без должных выво дов. После лекции с тов. Паш ковым по-товарищески беседо вали Три" пропагандиста — тт. Осокин, Христофоров и я. Мы отметили положительные стороны его лекции, ука- S5SS зали на промахи и недо статки, дали советы. Не сомненно, этот способный молодой лектор при под готовке к следующему выступлению учтет пер вый опыт, постарается не допустить промахов. Парторганизация посто- 5 S S янно заботится о росте мастерства членов агит коллектива, работает с ними индивидуально. Мы понимаем, что эти люди зани мают особое место в системе воспитания моряков. А посколь ку они — пропагандисты и аги таторы — в большинстве своем являются командирами и спе циалистами корабля, они вы полняют и свой служебный долг. Именно об этом еще раз напомнил нам важный партий ный документ, опубликованный недавно, — Постановление ЦК КПСС «Об участии руководя щих и инженерно-технических работников Череповецкого ме таллургического завода в идей но-политическом воспитании членов коллектива». Корабельные агитаторы своим ярким словом несут всесиль ную правду партии в массы, до биваются, чтобы эта великая правда, как говорил Карл Маркс, становилась материаль ной силой. Каждый член агит коллектива ведет свою работу бескорыстно и безвозмездно, следуя партийному, комсомоль скому долгу, своим убеждениям. Назову некоторые лекции, про читанные в прошлом рейсе, — «XX IV съезд КПСС о росте ма териального уровня жизни на рода, о развитии науки и куль туры», «Комсомол и пятилет ка», «О народнохозяйственном плане и бюджете СССР на 1972 год», «О международном поло жении», «Империализм и Аф рика». Учитывая важность пропаган ды экономических знаний сре ди моряков, партийная органи зация и судовой комитет проф союза организовали в рейсе на родный университет этого про филя. Лекции, доклады и заня тия в народном университете экономических знаний проводи лись также силами агитколлек тива, по специально разрабо танному и утвержденному пла ну. Занятия привлекли боль шинство членов экипажа, их, как правило, посещали 50—60 человек, а на переходах — 75—80. В университете были прочи таны лекции и доклады по те мам, отражающим наши кон кретные задачи, историю пар тии и Советского государства. Члены нашего агитколлекти- , ва тт. Осокин, Хлыновский, Гри шанин и Эрте подготовили и провели 10 ноября экономиче скую конференцию, тему кото рой я уже назвал в этой статье. На конференции присутствовало 62 моряка. В связи с этим приведу такой примечательный факт. Занятия в народном университете эконо мических знаний шли и после конференции. На одном из них с докладом «Перспективы раз вития производительных сил Кольского полуострова в девя той пятилетке» выступил пяти курсник Мурманского высшего инженерного мореходного учи лища комсомолец Вадим Соко лов. Как видно, будущий моло дой командир и специалист чув ствует потребность участвовать в пропагандистской работе. Ко нечно, в той или иной мере на него оказывали влияние и стар шие товарищи, занимающиеся этим важным делом уже много лет. 17 ноября мы закончили про мысел в Индийском океане и взяли курс в родной порт. Пе реход был длительным. Мы не могли допустить паузы в работе агитколлектива. В данном слу чае мы учли интерес моряков к странам, мимо которых будет проложен наш курс. Были про читаны лекции: «ЮАР — цита дель империализма в Африке», «Два государства Конго», об Ан голе, Гане, Либерии, Береге Сло новой Кости, о Сенегале и Ис пании. Подробно познакомились моряки с экономикой, государ ственным устройством и поли тикой Англии и Норвегии. Все эти выступления вызывали большой интерес. При активном участии агит коллектива был подготовлен и проведен вечер вопросов и отве тов, техническая викторина: «А как ты знаешь свой корабль?». Пропагандисты и агитаторы нашего корабля ведут и индиви дуальную работу среди моряков, разъясняя им вопросы внутрен ней и внешней политики Ком мунистической партии и Совет ского правительства, а также очередные задачи, стоящие пе ред экипажем. Агитаторы на корабле чувствуют себя актив ными бойцами партии. Они вно сят свой личный вклад в вы полнение производственных за даний и социалистических обя зательств, выполняя и большую общественную работу. Судовая партийная организация всегда видит в них свою верную опо- РУ- И. ЯРОВОЙ, первый помощник капитана ППР «Заполярный». шего только в Мурманском траловом флоте сорок лет. И дела его не могут быть за бытыми теми, кто продолжа ет традиции своих отцов. Плавая еще юношей на первых русских рыболовных траулерах, Федор Егорович от иностранных инструкто ров, не желавших обучать на ших людей и ревностно обе регающих тайны, все-таки на учился тралмейстерскому де лу. Он явился потом факти чески единственным квали фицированным мастером по сшивке, ремонту тралов, ра боте с ними. И в двадцатом году — году зарождения тра лового флота — выход на лов рыбы траулеров под со ветским флагом стал возмо жен благодаря тому, что у, пас был русский тралмейстер Федор Егорович .Шамалуей. Об эт-ом хорошо рассказал в мудрой книге «Беседы ста рых капитанов» пионер тра лового промысла па Мурма- нё Степан Дмитриевич Копы- тов. Приведем отрывок из того рассказа. ...С того памятного дня 20 февраля 1920 года, когда телеграф известил о паде нии власти белых на Севере и восстановлении власти тру дящихся, наш небольшой коллектив экипажей судов,- зимовавших в Порчнихе. жил одной мыслью — . поскорее восстановить флот. На зимующих в Порчнихе траулерах оставалось по 6-—: 8 человек. Для того, чтобы приступить к ремонтным ра ботам, необходимо было: команды пополнить. С каж дым приходящим из Мурман ска мотоботом стали возвра щаться капитаны, штурманы,- механики, матросы. С одним из мотоботов как-то прибыла группа людей. И штурман Неклюдов доложил мне, что это приехали несколько помо- ров-матросов в число палуб ной команды, а вместе с ни*, ми прибыл и Шамалуев. (Окончание на 4 стр.) В Пехлевн, иранском пор- ту на Каспийском море, со* стоялась передача построен ной в Советском Союзе для Ирана рыболовецкой флоти лии в составе среднего рыбо ловного траулера «Гдлян » водоизмещением 1.100 тонн и 5 средних сейнеров. Вместе с иранскими моря ками на судах в течение двух лет будут плавать советские специалисты, передавая им свой опыт и мастерство. НА СНИМКЕ: советский специалист Борис Погодин объясняет устройство гиро компаса своему коллеге из Ирана Махмуду Мазлюни. (Фотохроника ТАСС).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz