Рыбный Мурман. 1972 г. Январь.

Пролетарии всех стран, соединяйтесь? Н о в ы е р у б е ж и О РГАН ГЛАВК А «С Е В РЫ В А » И ПАРТКОМОВ ТРАЛОВОГО И СЕЛЬДЯНОГО ФЛОТОВ РАСПОЛОЖИТЬ В ИСКУССТВЕ руко­ водства экипажем, коллективом цеха, за­ вода — а это, несомненно, искусство, и тонкое, сложное, глубоко партийное по самой своей сутн, — едва ли не главным является умение руководителя расположить к себе людей. Что это значит и как это понимать? Словаря объясняют просто: располо­ жить к себе человека — зна­ чит вызвать у него хорошее отношение, тяготение, симпа­ тию к себе... Объяснение действительно простое, но как этого добиться? Какими пу­ тями н средствами такое рас­ положение достигается. Единого рецепта для всех Н на все случаи, разумеется, не существует. Но вопрос по­ ставлен самой жизнью, прак­ тикой, требованиями улучше­ ния руководства, и у нас имеется немало примеров, я Стало быть, и достаточно «снований, чтобы как раз к практике и обратиться за от­ ветом. «Мне пришлось плавать, — пишет в редакцию матрос И. Г. Савчук, — на кораблях, где капитанами были извест­ ные промысловики Андрей Яковлевич Маклаков и Про­ копий Прокопьевич Решетов. Работа у них очень ответст­ венная. Сутки на ногах. Ка­ залось бы, в таких условиях не до подчиненных. А они запомнились мне руководи­ телями, которые всегда ока­ зывали внимание рядовым членам экипажа. От них все­ гда услышишь квалифициро­ ванное слово, они всегда все разъяснят морякам, помогут понять любой вопрос, не под­ черкивая при этом, что опи раитом выше других. Конечно, смешно думать, будто человек в одиночку способен воспитать весь эки­ паж. Но показать пример, увлечь за собой, дать кол­ лективу почувствовать свою силу — это руководитель мо­ жет, и в этом его талант и капитанах, что оно как нель- авторитет. : Руководитель обязан чувствовать н уважать силу коллектива, счи­ таться с ним. К примеру, -друзей у Макяакова и Реше- -това на «орибднх всегда бы- яо много, « з е т «сынков» и « пасынков» — не видели. Моряки это всегда чувство­ вали и одобряли. И понима­ ли: друг ты капитану или просто подчиненный, но если нарушил дисциплину, по­ блажки не жди ни от капи­ тана, ни от коллектива/ В очень редких случаях они своей властью наказыва­ ли нарушителей (а таких не­ много было). Сами моряки разбирались в грехах своих товарищей и определяли ме­ ру наказания. • I I Андрей Яковлевич я Про­ копий Прокопьевич хорошо знали все судовые специаль­ ности, всю судовую технику. И к каждому моряку у них был свой интерес и справед­ ливый подход. Пустых слов от них не слышали. Никогда никому они ничего не обеща­ ли, если не взвесят, а смо- Й т ли выполнить обещанное, омню, отказал мне в одном деле Андрей Яковлевич да так, что я даже и ие обидел­ ся. Короче говоря, добрая у меня осталась о них па­ мять...» Письмо небольшое, но со­ держательное. В нем нагляд­ но показано, что значит для руководителя уметь располо­ жить к себе подчиненных, за­ воевать себе авторитет. Авто­ ритет не дешевый,, не одно­ дневный, а настоящий, проч­ ный. Можно привести фамилии сотен капитанов, механиков, мастеров, инженеров, началь­ ников цехов, служб, отделов, обладающих подобным авто­ ритетом. И все же давайте по- честному, напрямую спросим себя: ну, а если бы пришлось составлять, н тоже пофа­ мильный перечень команди­ ров, не пользующихся столь добрым и крепким авторите­ том в своих коллективах, не умеющих вызывать к себе хо­ рошее Отношение, тяготение, симпатию, -г* так ли уж был бы он короток, подобный спи­ сок? Этот вопрос задан но для того, чтобы кого-то обидеть, а с прямой целью дать повод каждому руководителю, от мала до велика, спросить се­ бя: а как я отношусь к под­ чиненным и могу ли рассчи­ тывать на такое к себе распо­ ложение, какое завоевали тт. Маклаков, Решетов и многие другие наши командиры? И еще потому мы привели это письмо моряка о своих зя лучше подчеркивает все значение для наших коман­ диров производства постанов­ лении ЦК КПСС «Об участии руководящих и инженерно- технических работников Че­ реповецкого ' металлургиче­ ского завода- в идейно-поли­ тическом воспитании членов коллектива». Важно, — подчеркивается i этом партийном документе, - 7 - чтобы руководители про­ изводства и специалисты яв­ лялись примером добросове­ стного отношения к поручен­ ному делу, отличались скром­ ностью, критически оценива­ ли достигнутое, ценили кол­ лективный опыт, располагали к себе людей и пользовались среди них уважением. MMJCWWWV. П РОИЗВОДСТВЕННЫЕ рефрижера­ торы можно по праву назвать ги­ гантскими рыбофабриками. Ко­ рабли такого типа «Севрыбхолодфлота» сейчас можно видеть во многих райо­ нах Мирового океана. Их экипажи при­ нимают обязательства на 1972 год, в честь 50-летия со дня образования СССР, намечают рубежи на девятую пя­ тилетку. Работа эта ведется активно. Первыми свое слово сказали в этом флоте моряки ПР «Феликс Кон». Вот обязательство экипажа про* изводственного рефрижератора на соответственно 1000 , 810 и 500 «Севрыба»: «План - 1972 года по тонн рыбопродукции. Все эти кол- выпуску пищевой рыбной продук- лективы будут бороться за макси- ции выполнить к 25 декабря, к мальный режим экономии, за 50-летию образования СССР аыра- внедрение научной организации ботать 500 тонн сверхплановой труда, четкое обслуживание про­ продукции. Повысить сортность мысловых кораблей, оказание им рыбопродукции на 0,5 процента. Перевыполнить план ремонта ме­ ханизмов и оборудования силами помощи • ремонте ники. судовой тех- Моряки «В. Кингисеппа», «С. Ва» экипажа на 20 процентов. Сэконо- силисина» и «Рыбного Мурманаи мит^ Э процента топлива и 2 про- решили отработать своими силами материалов. на ремонте соответственно 20 . 000 , 3000 и 20.000 нормо-часов, подать и внедрить 20, 25 и 20 рацпредло- цента смазочных Внедрить 10 рационализаторских предложений. Без претензий об­ служивать промысловые суда. Пе- жений. ревыполнить план подготовки кед­ ров. Продолжить активную борь­ бу за право называться коллекти­ вом коммунистического труда. Вызываем Коллективы этих рефрижерато­ ров продолжат индивидуальное и бригадное обучение специалистов на соревнование массовых "Р °ф е «и й , позаботятся моряков ПР «Рыбный Мурман». 0 Лосрочнс^л возвращении госу Капитан ЧЕРНЯВСКИЙ, первый Д^ венны х средств, затраченных помощник капитана МАКАРЕН- на пос* оикУ W * ' участ­ ков , предсудкома КРАВЦОВ». - ДВИЖЕНИЙ за коммунисти- В вовать в парно-групповом сорев­ новании, Так, экипаж ПР «Рыбный Мурман» вызвал на соревнование коллективы производственных ческое отношение к труду рефрижераторов «Маточкин Шар»», лт «иарт ism ы «Григории Лысенко» и «Севрыба», а моряки ПР «Сергей Василисин» — экипаж ПР «Алексей Хлобыс­ тов». принимают участие и экипа­ жи производственных рефрижера­ торов «Виктор Кингисепп», «Сер* гей Василисин» и «Рыбный Мурман». Все они решили годо- Принятие повышенных обяза- вой план по выработке пищевой тельств и заключение договорое рыбной продукции выполнить к на соревнование в «Севрыбхолод- 20 декабря и выпустить сверх пла- флоте» продолжается. В числе лучших производст­ венников , жестяно-баночного цеха вот уж е несколько лет на* зывают имя. слесаря по ремон­ ту оборудования Василия Алек ­ сандровича Соловьева. Пришел он сюда работать с головного предприятия объединения «С у ­ доверфь», где получил эту про­ фессию и рабочую закалку. Сложный был капитальный ре­ монт корпусной линии помер два/ Что ни говори, а все же автоматика — не просто меха­ низм с колесиками. Здесь сотни крупных и мелких деталей. Все они должны работать, взаимо­ действуя друг с другом» а и бригаде Василия Александровича в большинстве своем недавние выпускники средних школ. Вот и получается, что основной объ­ ем работ приходится выполнять бригадиру. Но никто в цехе не слышал от него упрека в адрес молодых рабочих. Василий Алек ­ сандрович понимает, что сразу вникнуть в секреты профессии невозможно, поэтому он посто­ янно учит их мастерству. . Фото С. Данилова. СЧАСТЛИВАЯ НЕДЕЛЯ Е СЛИ в первых числах января на всех судах, пришедших из Баренцева моря, можно было слышать лишь: «Штормо­ вали все время, какие уж там уловы», — то сейчас положение более оптимистичное: рыба пошла. Не у одного, не у нескольких счастлив­ цев — удачно ведет лов целая группа судов. Рыбаки с азартом говорят о счастливой неде­ ле, начавшейся с 8 января. Понятен мой интерес к РТ-130 «Сириус», вернувшемуся 16 января с неожиданно разбо­ гатевшего' рыбой северо-западного склона Мурманской банки, где сейчас находятся около полусотни РТ, СРТ, плавбаза «Даурия». «Си- ' риус» только разгрузили. За десять дней лова (исключая три дня шторма) его экипаж выло- . вил 50 тонн трески. О самом рейсе рассказы­ вает старший помощник капитана Вениамин Дмитриевич Кокарев. - **' * - i ~ На промысел мы вышли 29 декабря. Метеорологи предсказывали непогоду. Так оно и было сначала. Первые дни в судовой журнал приходилось записывать: «Малым ходом штормуем на волну». Когда была воз­ можность, спускали трал, но толку было ма-* ло. — От таких попыток — один убьггок, — шутили матросы. В самом деле, сил затрачи­ вали массу, а поднимали по 2— 3 центнера. Настроение у команды было прескверное... — Да еще Новый год пришлось в море встречать, — поддакнул я. — Не в этом суть, — отмахнулся старпом. - — Для моряка праздник, когда он из рейса возвращается, да с хорошим уловом. В общем, настроение было неважное: ни погоды,' ни ры­ бы. 5— 6 января ветер приутих, море тоже. За двое суток десять раз спускали трал, но -- взяли всего четыре тонны трески. Потом нача­ лась счастливая неделя. Вот посмотрите, — показывает он промысловый журнал. — Седь­ мого числа взяли четыре тонны трески, вось­ мого, девятого — по пять тонн, десятого — семь, дальше три дня— по пять и четырнадца­ того — шесть тонн. Погода нас больше не огорчала. Экипаж трудился на совесть. Хва­ лить надо всех.: С такими ребятами, как сей­ час на сто тридцатом, горы можно своротить. Пусть читатели не думают, что речь идет о лучшем экипаже. «Сириус» нельзя отнести ни к отстающим, ни к показательным судам. Последние годы за ним укрепилась репутация «середнячка». По результатам группового со­ ревнования за первую декаду месяца, итоги которого подвел в море совет капитанов, «Си­ риус» не попал в ведущую пятерку кораблей такого же типа, он занял шестое место. — «Изголодались» люди по хорошим уло­ вам, по полнокровной, неиалрасной работе. А тут наши соперники по соревнованию — мо­ ряки РТ-147 на «пятки наступают», обогнать хотят,—продолжает Вениамин Дмитриевич, —с надо сказать, что появление постоянной радио­ телефонной связи между РТ позволяет вести не формальное групповое или парное соревно­ вание, когда бабки подбиваются после рейса, а деловое— ежечасно, ежедневно и потому ни­ кого не оставляющее равнодушным. Когда разговор коснулся соревнования, я понял: точно, о равнодушии говорить не прихо­ дится. Старпом" с нескрываемой досадой гово­ рил.' что поломка циркуляционного насоса, из- за которой РТ-130 вернулся в порт, задержи* судно на стоянке. « А за это время сколько бы рыбы взяли:-Тот же РТ-147 все планы, на­ верное, уже перекрыл», — огорчается Вениа­ мин Дмитриевич.- ...... . • На Доску почета нашего траулера судовой комитет решил поместить фотографии девяти лучших из лучших. Среди них есть и давно плавающие, опытные, такие, как старший мат- рбс Н. А. Сараев, есть и молодые, например. И. А. Иванов — матрос третьего класса, кото­ рый у рыбодела занимает место подавальщи­ ка. Человек старается, работает с душой — : его надо поощрить. Судовой комитет отметил также засольщика Н. И. Дроздовского, рыб- мастера В. А. Вихарева, второго помощника • капитана В. И. Федорова и других. ; На мой последний вопрос: «Скоро ли пойде* те в рейс?» — старший помощник отвечает: — Это зависит от того, как быстро устранят поломку. Чем быстрее, тем лучше. Душой мь* уже на промысле. О. КОТОВ»

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz