Рыбный Мурман. 1972 г. Январь.

Е Л 9DOOI о с т и ъ в . о с т ъ ЮВПРОООВООДОРШТЯДВОПППВРДОВОХЗДРВВПВПРИРПППППпгуррррапга^я^рргтг^! РАСНБОЕ о ш л , достаточно пройти s мржаяиаму X бы Одна* ДВ& ■о й флота, чтобы ярин- so неооЛЬ­ ЮСЬ «Ч « е й . Ш З Ф « » судить о ре­ ях недолге* экс­ плуатации, хотя некоторые выводы я иваша сделать. Мне довелось разговари­ вать с ведущими чикциали­ стами «Рыбака»: кааитаном - Иваном Ивановичем Губаре­ вым, «дедом», секретарем партийной организации Ана» ' тэлием Петровичем Волко­ вым, старшим помощником Владиславом Ивановичем Колкутовьш, влектромеханн- ком Эммануилом Михайлови­ чем Лазарем, с другим мо­ гиф ш ш . Лаигабщеа^-,мнение: ■ работать на таком траулере 3 : возможности у ловцов большие, можно ис- ^•'•яолвзоввтьг в дальних райо- нах, когда в Баренцевом мо­ ре неудовлетворительная об- тг остановка. f Интересно: рулевая рубка г на РТЛ больше похожа на операторскую — столько а ней всевозможных приборов, пультов управления. Здесь ' даже не найдешь привычного штурвала, вместо него — кнопки. Следить за компа­ сом надо словно в перископ. (Я не перечисляю здесь всех арибороа, систем. Об атом на­ ша газета неоднократно уш» сообщала). Интересно: обслуживание механизмов полностью авто­ матическое. Вахтенному ме­ ханику остается только сле­ дить за световой и звуковой сигнализацией. Услышав, увидев предупреждающий _ _ сло­ ву техники. Большие возможности: — Иногда при хорошей аромысдавай обстановке на волярной гресоч&е брали за сутки ло 100 и более тоив рыбы. В среднем за рей с выь шло но 60 пмш. — говорит В. И. Кошсутов. — Сауск— аедъем трала у нас быстрее, «ем у БМРТ, минут на де­ сять. Во-нервш» удобиое рае- ттоложение палубных меха- го трава используется же полностью. Остается р »й 3 думать над ей два Р Т Л ченных размеров, оруд ва. чеоное напряжение испыты­ вают капитан и старпом (на «Рыбаке» этим они только аащшаются), . тратится вре­ мя. И еще. Сдав рыбу в мешке или контейнере, назад получают порванную тару. Интересно отработана на Так бывает почти всегда. Как «Р м й и ю , «Рнбачие» такта-• « т у т взбежать хлопот? ка сдачи рыбы, которую (при промысле полярной тресоч- ки) на борт не поднимают. Прейдя по косяку, выбирают трал до тоге, как всплывет мешок. Веда улов чямомм /да продолжают вибтгратъ трал. На слипе простым и удоб- Два ловца работают с при­ крепленной к ним базой «Со­ ветск». Специальным прика­ зом утверждено: тару додж- нь? ремонтировать на базе. лег Должны, но не ремонтирова- аи. И приходилось палубной команде, состоящей всего из шести матросов и двух маете- Промысел ведет визмов, длинная палуба, да- втаящнонное управление (ив рубки), быстрее выбирает ва- ера лебедка. На глубинах 200 метров на спуск, подъ­ ем трала тратили 30 — 25 минут, на 400 метров — до получаса. Владислав Иванович ше- «тнадаать лет ходит на про­ мысел и знает цену этим ми­ нутам, может объективно оценить преимущества тоге или иного траулера. И оя рассказывает о них: — Маневренность у «Р ы ­ бака» отличная. Бывало так. Найдем косяк, проходим era € тралом. Затем снова разво­ рачиваемся быстро. У ПРТ S oto уходит значительно льше времени. Преимуще­ ство? Да. Траления тольно прицельные — приборы от­ лично показывают. Н А ЛОВЦАХ сейчас ос­ воен разноглубинный трал чертежа 2030 для БМРТ, но используют его а црвдонном варианте. Вот при работе с та^им тралом эконо­ мят моряки до десяти ма- нут. Уловы имеют такие же, вал и у больших трауле­ ров. Но мощность главного двигателя — она 1750 л. с. — при буксировке освоенио- ньгм способом отделяют ме­ шок — этот способ изобрели сами моряки — от трала и вередают на базу. Веля улов мал, тогда трал травят в во­ ду — траление продолжает­ ся. На треске несколько иная тактика. Как правило, уловы ее значительно меньше. U чтобы набрать пятнадцать тонн, надо много времени. Поступают в этом случае так. Пойманную треску вы­ сыпают в охлажденный трюм, набирают нужную порцию, потам затаривают в контей­ неры с применением техники, и дальше все идет как обычно. Трюм используют и в том случае, если база за­ валена полярной тресочкой. После хранения здесь ее ис­ пользуют потом на рыбную муку. Обычно к базе подходят пять «ли шесть раз в сутки. Больше — невыгодно. Это одна яг забот моряков об увеличении вылова. И дру­ гая сторона дела. Сдача сырья доставляет массу хло­ пот. Во-первых, не так про­ сто произвести эту операцию в морских условиях: подсте­ регают разные опасности, большое нервное да и физи- ров по добыче, возиться еще е траловыми изделиями, ис­ порченными не ими. Долгое время моряки ста­ вили вопрос о расширении штата палубной команды, чтобы выделили еще одного мастера по добыче за счет штата базы. Наконец, вопрос решен положительно. По­ хвально, что все-таки пошли навстречу экипажам РТЛ. Но... Так и напрашивается вывод о предвзятом отноше­ нии к хорошим кораблям. И МЕЯ на борту перво­ классную технику, тра­ улер-ловец остался в хвосте ло освоению с него разноглубинного лова. Это как раз те неиспользованные возможности, о которых го­ ворил мне калитая 1^баре». А между тем на еудае уста­ новлен пульт дли управления лебедкой основного прибора пелагического лова. А прибо- ра-то я нет. Говорят, скоро они придут кз ГДР, где стро­ ились РТЛ. Но ведь три го­ да прошло, как, например, «Рыбак » вступил в эксплуа­ тацию а траловом ф лок . В отношении «скоро» при­ ходится сомневаться. Причи­ на на то веская. Двадцатого Q A ПРОШЛЫЙ год эки- ^павеи РТЛ «Рыбак» и «Рыбачка», работая в основном на полярной тре- оочие, выловили ISO тысяч центнеров этой рыбы. Цифра конечно, большая, но если ее подробно проанализиро­ вать, можно прийти к выво­ де, что мы не использовал*; see резким* и возможности етих кораблей. Результат «планировать одновременный яризоод » порт практически невозможно. Начиная с 1979 года, е но­ ября, н кончая последним рейсом, выходы всех кораб­ лей комплекса различались на поимесяца, на месяц и более. Техническая сторона этого вопроса выглядела так. В феврале простояли в мото­ чистке: «Рыбачка» 26 суток, п о в е а ы И . . . Б Е Д Ы мог быть значительно луч- fc** Конец ■76-то года и 71-й былж временем совдавия единого промыслового комп­ лекса: «Рыбак», «Рыбачка» й ПР «Советск». Но оно яви­ лось чисто символическим. Я вот почему. По своему' техническому состоянию «Советск», и Оба ловца являются совершенно различными типами кораб­ лей. Так* сроем ремонтов, до- кования, сроки действия су­ довых документов, «ото (И - сурсы главных двигателей — все разное. Поэтому сплани­ ровать одновременные выхо­ ды всех судов на промысел, дать им единое задание и «Рыбак»— 30, из них добрая половина сверхпланово. .А все из-за того, что Объедине­ ние «Судоверфь» не могло восстановить износ поршне­ вых пальцев главных двига­ телей. И носили их на судо­ ремонтный завод ММФ, каж­ дый раз подгоняя зазоры, чтобы отремонтировать паль­ цы. Йз-за некачественного ремонта подшипников с£оЯм судам сорвали рейс, вернули в порт и «Советск» в конце мая из-за выкрашивания мо- тылевых подшипников. Опять простой. Он составил по «Рь1бачке» “25 суток, по «Рыбаку» и того больше. Естественно, из-за этого не- додовили многие центнеры •рь/бы. Еели взять производствен­ ный рефрижератор «Со» ветне», то о его техническом состоянии говорить нечего. Как только попадает в порт, то для того, чтобы восстано­ вить его работоспособность, требуется, как правило, ноя» тора-два месяца .: Что касается промысловой части нашего комплекса, в. этом отношении сделано уже немало. Но предстоит решить еще многие проблемы. Лов­ цы по своим мощностям приг способлены буксировать тра-г лы различной величины, раз­ личной конструкции как донные, так и пелагически^ В 1971 году нами освоен ме­ тод работы пелагическим тралом (чертеж 2830) в при­ донном варианте. Этот метод дал весомую прибавку в го­ довом вылове, особенно при сложной промысловой обста­ новке, неустойчивой сырье-г вой базе. Одним из важных ресур­ сов увеличения вылова рыбы мы считаем необходимость установки на наши суда при­ боров контроля глубины хо­ да трала, так называемых сетевых зондов. Вопрос об установке не новый, уже тя­ нется три года. Необходимо решить и во­ прос в главке и управлении тралового флота об исполь­ зовании ловцов при отсутст­ вии «Советска» на промысле. Можно предложить такой ва_ риант. Например, при лове Полярной тресочки прикреп­ лять РТЛ к оДиой из баз «Севрыбхолодфлота» и до­ бавочно — 3—5 СРТ. Нельзя больше терпеть такой прак­ тики, какая была в ноябре 1970 и в июне-толе прошло­ го года. Тогда одну базу обеспечивали 10—15 СРТ и ловец. Естественно, РТЛ ра­ ботали с нагрузкой на 30про­ центов, остальное время Про­ стаивали. СРТ испытывали тоже большие ограничения в сдаче рыбы. Надо, наконец, для наших судов спроектировать и по­ строить донный трал, кото­ рый был бы значительно больше того, нто огоиг у нас на вооружении, и позволял ноября 1970 года «Рыбный Мурман» опубликовал статью второго помощника капитана «Рыбачки» Н. Вои­ нова. в которой автор также говорил, что более эффектив­ ной работы экипаж достиг бы при наличии на борту се­ тевого аои-да. Спустя три не­ дели из управления тралово­ го флота пришел ответ по этому поводу: «...два комп­ лекта приборов НС-ЗБ будут Доставлены в Мурманск в первого квартале 1971 года. Эта приборы предназначены для установки на РТЛ «Ры ­ бак» и «Рыбачка». — Если бы наш траулер бьи оснащен вод пелагиче­ ский лов, то с большим ус­ пехом смогли бы промыш­ лять мойву в Баренцевом мо­ ре, иные рыбы в Централь­ но-Восточной Атлантике, — говорит Иван Иванович Гу­ барев и добавляет: — Но этого не можем делать. Об одной причине я уже сказал, есть и друтая. «Советск» в длительном плавании- даже себя не может обеспечить во­ дой, а тут еще мы. Что траулеры-ловцы ис­ пользовались не на полную мощность, мнение не одного капитана Губарева. Причина, возможно, в том, что срок был мал. Пока там удалось решать организационные во­ просы промысла, отработать тактику и технику работы на РТЛ . Возможно, число их мало. Ведь такие корабли имеют свою специфику. А как свидетельствуют резуль­ таты ваеялуатации цубрин- геров ш ГДР, они дают боль­ шой эффект. В ПРОШЛОМ роду эки­ паж «Рыбака» выло­ вил 83 тысячи центне­ ров рыбы при задании 70.606 центнеров. Львиная доля до­ бычи пришлась на последний рейс, проходивший с середи­ ны июля ло 22 октября. Пос­ ле прихода траулер постази-. ли в ремонт для устранения дефекта, допущенного ранее судоремонтниками. Об этом стоят сказать. В плавании обнаружили, что да заводе некачественно залили моТылевые подшип­ ники главного двигателя, они выкрашивались. Приходи* лось часто ложиться а дрейфа чтобы предупредить возмож­ ную аварию. А через 1200 часов работы двигателя ма­ шинные специалисты в судо­ вых условиях произведи вскрытие, выкатку, нанайку выкрошенных подшилникое-. Простои от всего этого шли не ш водьзу. терялось время, терялись многие центнеры рыбы. Да и затянувшаяся стоянка из-за,.ремонта тоже не способствовала увелйче- загружать главный -двийа- • H(ttD Вьшова. Одним словом, тель хотя бы процентов на 80. Пелагические тралы су­ ществующих чертежей нас удовлетворят. И они . постов янно совершенствуются. В этом году три корабля комплекса долясны будут пройти очередные ремонты. Если заказ в отношении РТЛ р«вместить в Германской Де­ мократической Республике, где имеется довольно боль­ шом опыт эксплуатации и ремонта этих кораблей, то он будет произведен в короткий срок, качественно, суда бу­ дут снабжены расходными запчастями. А это скажется на промысловой работе. Используя накопленный опыт и те резервы, которые у нас имеются, мы можем думать о вылове в год 100 тысяч центнеров рыбы. Тем самым внесем свой вклад а выполнение задач, постав­ ленных перед всеми рыбака­ ми Мурмана. А . РОМАШКО, напитан Р Т Л «Рыбачка». моряки смогли бы значи­ тельно больше добыть рыб­ ного сырья. Сбрасывать со счета такое обстоятельство- не надо. После долгого плавания большинство моряков по разным причинам списалось с судна. Но и капитан тов. Губарев, я секретарь партор­ ганизации тов. Волков, и председатель судового коми­ тета тов. Лазар заслуженно отмечали лучших производ­ ственников. Среди них трал­ мейстер Владимир Александ­ рович Еремин, боцман Алек­ сандр Савельевич Козлов­ ский. механик Владимир Ни­ колаевич Мостовой, старшие мотористы Василий Макси­ мович Вопщев, Иван Ивано­ вич Демьянченко. Несмотря на то, что машинная коман­ да перед рейсом обновилась на восемь человек, она су­ мела выполнить ремонт свои­ ми силами в объеме 1883 нормо-часа. В. СЕРГЕЕВ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz