Рыбный Мурман. 1972 г. Январь.
Е Л 9DOOI о с т и ъ в . о с т ъ ЮВПРОООВООДОРШТЯДВОПППВРДОВОХЗДРВВПВПРИРПППППпгуррррапга^я^рргтг^! РАСНБОЕ о ш л , достаточно пройти s мржаяиаму X бы Одна* ДВ& ■о й флота, чтобы ярин- so неооЛЬ ЮСЬ «Ч « е й . Ш З Ф « » судить о ре ях недолге* экс плуатации, хотя некоторые выводы я иваша сделать. Мне довелось разговари вать с ведущими чикциали стами «Рыбака»: кааитаном - Иваном Ивановичем Губаре вым, «дедом», секретарем партийной организации Ана» ' тэлием Петровичем Волко вым, старшим помощником Владиславом Ивановичем Колкутовьш, влектромеханн- ком Эммануилом Михайлови чем Лазарем, с другим мо гиф ш ш . Лаигабщеа^-,мнение: ■ работать на таком траулере 3 : возможности у ловцов большие, можно ис- ^•'•яолвзоввтьг в дальних райо- нах, когда в Баренцевом мо ре неудовлетворительная об- тг остановка. f Интересно: рулевая рубка г на РТЛ больше похожа на операторскую — столько а ней всевозможных приборов, пультов управления. Здесь ' даже не найдешь привычного штурвала, вместо него — кнопки. Следить за компа сом надо словно в перископ. (Я не перечисляю здесь всех арибороа, систем. Об атом на ша газета неоднократно уш» сообщала). Интересно: обслуживание механизмов полностью авто матическое. Вахтенному ме ханику остается только сле дить за световой и звуковой сигнализацией. Услышав, увидев предупреждающий _ _ сло ву техники. Большие возможности: — Иногда при хорошей аромысдавай обстановке на волярной гресоч&е брали за сутки ло 100 и более тоив рыбы. В среднем за рей с выь шло но 60 пмш. — говорит В. И. Кошсутов. — Сауск— аедъем трала у нас быстрее, «ем у БМРТ, минут на де сять. Во-нервш» удобиое рае- ттоложение палубных меха- го трава используется же полностью. Остается р »й 3 думать над ей два Р Т Л ченных размеров, оруд ва. чеоное напряжение испыты вают капитан и старпом (на «Рыбаке» этим они только аащшаются), . тратится вре мя. И еще. Сдав рыбу в мешке или контейнере, назад получают порванную тару. Интересно отработана на Так бывает почти всегда. Как «Р м й и ю , «Рнбачие» такта-• « т у т взбежать хлопот? ка сдачи рыбы, которую (при промысле полярной тресоч- ки) на борт не поднимают. Прейдя по косяку, выбирают трал до тоге, как всплывет мешок. Веда улов чямомм /да продолжают вибтгратъ трал. На слипе простым и удоб- Два ловца работают с при крепленной к ним базой «Со ветск». Специальным прика зом утверждено: тару додж- нь? ремонтировать на базе. лег Должны, но не ремонтирова- аи. И приходилось палубной команде, состоящей всего из шести матросов и двух маете- Промысел ведет визмов, длинная палуба, да- втаящнонное управление (ив рубки), быстрее выбирает ва- ера лебедка. На глубинах 200 метров на спуск, подъ ем трала тратили 30 — 25 минут, на 400 метров — до получаса. Владислав Иванович ше- «тнадаать лет ходит на про мысел и знает цену этим ми нутам, может объективно оценить преимущества тоге или иного траулера. И оя рассказывает о них: — Маневренность у «Р ы бака» отличная. Бывало так. Найдем косяк, проходим era € тралом. Затем снова разво рачиваемся быстро. У ПРТ S oto уходит значительно льше времени. Преимуще ство? Да. Траления тольно прицельные — приборы от лично показывают. Н А ЛОВЦАХ сейчас ос воен разноглубинный трал чертежа 2030 для БМРТ, но используют его а црвдонном варианте. Вот при работе с та^им тралом эконо мят моряки до десяти ма- нут. Уловы имеют такие же, вал и у больших трауле ров. Но мощность главного двигателя — она 1750 л. с. — при буксировке освоенио- ньгм способом отделяют ме шок — этот способ изобрели сами моряки — от трала и вередают на базу. Веля улов мал, тогда трал травят в во ду — траление продолжает ся. На треске несколько иная тактика. Как правило, уловы ее значительно меньше. U чтобы набрать пятнадцать тонн, надо много времени. Поступают в этом случае так. Пойманную треску вы сыпают в охлажденный трюм, набирают нужную порцию, потам затаривают в контей неры с применением техники, и дальше все идет как обычно. Трюм используют и в том случае, если база за валена полярной тресочкой. После хранения здесь ее ис пользуют потом на рыбную муку. Обычно к базе подходят пять «ли шесть раз в сутки. Больше — невыгодно. Это одна яг забот моряков об увеличении вылова. И дру гая сторона дела. Сдача сырья доставляет массу хло пот. Во-первых, не так про сто произвести эту операцию в морских условиях: подсте регают разные опасности, большое нервное да и физи- ров по добыче, возиться еще е траловыми изделиями, ис порченными не ими. Долгое время моряки ста вили вопрос о расширении штата палубной команды, чтобы выделили еще одного мастера по добыче за счет штата базы. Наконец, вопрос решен положительно. По хвально, что все-таки пошли навстречу экипажам РТЛ. Но... Так и напрашивается вывод о предвзятом отноше нии к хорошим кораблям. И МЕЯ на борту перво классную технику, тра улер-ловец остался в хвосте ло освоению с него разноглубинного лова. Это как раз те неиспользованные возможности, о которых го ворил мне калитая 1^баре». А между тем на еудае уста новлен пульт дли управления лебедкой основного прибора пелагического лова. А прибо- ра-то я нет. Говорят, скоро они придут кз ГДР, где стро ились РТЛ. Но ведь три го да прошло, как, например, «Рыбак » вступил в эксплуа тацию а траловом ф лок . В отношении «скоро» при ходится сомневаться. Причи на на то веская. Двадцатого Q A ПРОШЛЫЙ год эки- ^павеи РТЛ «Рыбак» и «Рыбачка», работая в основном на полярной тре- оочие, выловили ISO тысяч центнеров этой рыбы. Цифра конечно, большая, но если ее подробно проанализиро вать, можно прийти к выво де, что мы не использовал*; see резким* и возможности етих кораблей. Результат «планировать одновременный яризоод » порт практически невозможно. Начиная с 1979 года, е но ября, н кончая последним рейсом, выходы всех кораб лей комплекса различались на поимесяца, на месяц и более. Техническая сторона этого вопроса выглядела так. В феврале простояли в мото чистке: «Рыбачка» 26 суток, п о в е а ы И . . . Б Е Д Ы мог быть значительно луч- fc** Конец ■76-то года и 71-й былж временем совдавия единого промыслового комп лекса: «Рыбак», «Рыбачка» й ПР «Советск». Но оно яви лось чисто символическим. Я вот почему. По своему' техническому состоянию «Советск», и Оба ловца являются совершенно различными типами кораб лей. Так* сроем ремонтов, до- кования, сроки действия су довых документов, «ото (И - сурсы главных двигателей — все разное. Поэтому сплани ровать одновременные выхо ды всех судов на промысел, дать им единое задание и «Рыбак»— 30, из них добрая половина сверхпланово. .А все из-за того, что Объедине ние «Судоверфь» не могло восстановить износ поршне вых пальцев главных двига телей. И носили их на судо ремонтный завод ММФ, каж дый раз подгоняя зазоры, чтобы отремонтировать паль цы. Йз-за некачественного ремонта подшипников с£оЯм судам сорвали рейс, вернули в порт и «Советск» в конце мая из-за выкрашивания мо- тылевых подшипников. Опять простой. Он составил по «Рь1бачке» “25 суток, по «Рыбаку» и того больше. Естественно, из-за этого не- додовили многие центнеры •рь/бы. Еели взять производствен ный рефрижератор «Со» ветне», то о его техническом состоянии говорить нечего. Как только попадает в порт, то для того, чтобы восстано вить его работоспособность, требуется, как правило, ноя» тора-два месяца .: Что касается промысловой части нашего комплекса, в. этом отношении сделано уже немало. Но предстоит решить еще многие проблемы. Лов цы по своим мощностям приг способлены буксировать тра-г лы различной величины, раз личной конструкции как донные, так и пелагически^ В 1971 году нами освоен ме тод работы пелагическим тралом (чертеж 2830) в при донном варианте. Этот метод дал весомую прибавку в го довом вылове, особенно при сложной промысловой обста новке, неустойчивой сырье-г вой базе. Одним из важных ресур сов увеличения вылова рыбы мы считаем необходимость установки на наши суда при боров контроля глубины хо да трала, так называемых сетевых зондов. Вопрос об установке не новый, уже тя нется три года. Необходимо решить и во прос в главке и управлении тралового флота об исполь зовании ловцов при отсутст вии «Советска» на промысле. Можно предложить такой ва_ риант. Например, при лове Полярной тресочки прикреп лять РТЛ к оДиой из баз «Севрыбхолодфлота» и до бавочно — 3—5 СРТ. Нельзя больше терпеть такой прак тики, какая была в ноябре 1970 и в июне-толе прошло го года. Тогда одну базу обеспечивали 10—15 СРТ и ловец. Естественно, РТЛ ра ботали с нагрузкой на 30про центов, остальное время Про стаивали. СРТ испытывали тоже большие ограничения в сдаче рыбы. Надо, наконец, для наших судов спроектировать и по строить донный трал, кото рый был бы значительно больше того, нто огоиг у нас на вооружении, и позволял ноября 1970 года «Рыбный Мурман» опубликовал статью второго помощника капитана «Рыбачки» Н. Вои нова. в которой автор также говорил, что более эффектив ной работы экипаж достиг бы при наличии на борту се тевого аои-да. Спустя три не дели из управления тралово го флота пришел ответ по этому поводу: «...два комп лекта приборов НС-ЗБ будут Доставлены в Мурманск в первого квартале 1971 года. Эта приборы предназначены для установки на РТЛ «Ры бак» и «Рыбачка». — Если бы наш траулер бьи оснащен вод пелагиче ский лов, то с большим ус пехом смогли бы промыш лять мойву в Баренцевом мо ре, иные рыбы в Централь но-Восточной Атлантике, — говорит Иван Иванович Гу барев и добавляет: — Но этого не можем делать. Об одной причине я уже сказал, есть и друтая. «Советск» в длительном плавании- даже себя не может обеспечить во дой, а тут еще мы. Что траулеры-ловцы ис пользовались не на полную мощность, мнение не одного капитана Губарева. Причина, возможно, в том, что срок был мал. Пока там удалось решать организационные во просы промысла, отработать тактику и технику работы на РТЛ . Возможно, число их мало. Ведь такие корабли имеют свою специфику. А как свидетельствуют резуль таты ваеялуатации цубрин- геров ш ГДР, они дают боль шой эффект. В ПРОШЛОМ роду эки паж «Рыбака» выло вил 83 тысячи центне ров рыбы при задании 70.606 центнеров. Львиная доля до бычи пришлась на последний рейс, проходивший с середи ны июля ло 22 октября. Пос ле прихода траулер постази-. ли в ремонт для устранения дефекта, допущенного ранее судоремонтниками. Об этом стоят сказать. В плавании обнаружили, что да заводе некачественно залили моТылевые подшип ники главного двигателя, они выкрашивались. Приходи* лось часто ложиться а дрейфа чтобы предупредить возмож ную аварию. А через 1200 часов работы двигателя ма шинные специалисты в судо вых условиях произведи вскрытие, выкатку, нанайку выкрошенных подшилникое-. Простои от всего этого шли не ш водьзу. терялось время, терялись многие центнеры рыбы. Да и затянувшаяся стоянка из-за,.ремонта тоже не способствовала увелйче- загружать главный -двийа- • H(ttD Вьшова. Одним словом, тель хотя бы процентов на 80. Пелагические тралы су ществующих чертежей нас удовлетворят. И они . постов янно совершенствуются. В этом году три корабля комплекса долясны будут пройти очередные ремонты. Если заказ в отношении РТЛ р«вместить в Германской Де мократической Республике, где имеется довольно боль шом опыт эксплуатации и ремонта этих кораблей, то он будет произведен в короткий срок, качественно, суда бу дут снабжены расходными запчастями. А это скажется на промысловой работе. Используя накопленный опыт и те резервы, которые у нас имеются, мы можем думать о вылове в год 100 тысяч центнеров рыбы. Тем самым внесем свой вклад а выполнение задач, постав ленных перед всеми рыбака ми Мурмана. А . РОМАШКО, напитан Р Т Л «Рыбачка». моряки смогли бы значи тельно больше добыть рыб ного сырья. Сбрасывать со счета такое обстоятельство- не надо. После долгого плавания большинство моряков по разным причинам списалось с судна. Но и капитан тов. Губарев, я секретарь партор ганизации тов. Волков, и председатель судового коми тета тов. Лазар заслуженно отмечали лучших производ ственников. Среди них трал мейстер Владимир Александ рович Еремин, боцман Алек сандр Савельевич Козлов ский. механик Владимир Ни колаевич Мостовой, старшие мотористы Василий Макси мович Вопщев, Иван Ивано вич Демьянченко. Несмотря на то, что машинная коман да перед рейсом обновилась на восемь человек, она су мела выполнить ремонт свои ми силами в объеме 1883 нормо-часа. В. СЕРГЕЕВ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz