Рыбный Мурман. 1972 г. Январь.
На снимках: В. Д : Демяненко (слева) и В. Н* Демья ненко. . ■ ' . ' II м«Л §3 SS2^::*:3wi: yv.Л лЛ даА Щ Ш С О ШВАР Т О В К О Й « Т о р о с а » что-то мешкали. Сказали: «Будет часов в семь», но _ _ _ _ _ _ уже шел девя- ИЕЯВИ1 тый, а его все не ставили к причалу. Порт давно купался в чер нильной темноте, особенно заметной над водой южного ковша, над выходом из него, там, где одиноко сигналил огонь Абрам-корги; другие огни были далеко: на при чальных постройках, корпу сах судов. Знатный морозец заставлял уйти куда-нибудь потеплее, чтоб уберечь уши, нос. Да и ноги не спасти ходьбой взад- вперед — когда еще судно по дойдет. И мы, встречающие большой морозильный трау лер «Торос», временно иска ли убежище на других ко раблях, закончивших раньше плавание, уютно прижав шихся к надежной причаль ной стенке. Таким убежищем для меня оказался «Магадан» — РТ- 306. Оказался отнюдь не слу чайно. В такой поздний для рабочего дня час на борту находился его капитан Ва лентин Викторович Крюков, с которым и знакомы много лет, и ходили, хоть в разное время, но с одним и тем же капитаном на одном и том же РТ «Семга». Муторная все же у капита на должность. Кончалась суббота, сидеть бы ему с Димкой сыном своим, рас сказывать перед сном самим выдуманную, всегда особо интересную, сказку, а потом устроиться рядом с Антони ной у телевизора — да ведь такое после постоянных раз лук тоже сказкой станет. Ан нет, сидел Валентин в осто чертевшей за время этих са мых разлук каюте и ждал, когда же подойдет пора пе рестановки траулера. При таком деле обязательно дол жен быть он, капитан, или старпом. И представилось: сегодня капитан остался для пере- швартовки, завтра штормо вое предупреждение по всем видам связи передали — опять беги на борт, после завтра вдруг «ЧП » ночью — как же без капитана разо браться. А там, смотришь, и пора прощаться. Это я так, к примеру, хотя и довольно типичному. Мно гие капитаны испытали. Но в тот приход «Магадана» по добное исключалось. Крю ков так твердо и заявил: — Все, хватит. Иду 8 от пуск. Из-за этой рыбы не выдерживают уже нервы, — и разговор наш повернулся а обычное, рыбацкое русло. — Работать нынче трудно, это тебе не несколько лет на зад. Сейчас надо забыть про разные там баночки. Пом нишь, у Телова баночка бы ла, — Валентин торопился, будто ему не дадут пол ностью высказаться. Вспом нил о нашем Павле Василье виче Телове, ибо оба мы хо дили с ним за треской и зна ли оба о его, теловской рыб ной баночке, приносившей нам удачу в самые безрыб- ные дни. — Сейчас на баноч ке и раза с тралом не прой дешь. Сейчас оперативность и оперативность. Замешкал ся, информацию не получил, не проявил инициативу — все, худо дело. Иная, доро гой, психология промысла, тактика, организация, — убеждал меня собеседник. Вспомнился отзыв о Крю кове капитана траулера «Ми чуринск» Виктора Леонтье вича Петрова: «Беспокойный товарищ. Разговорчивый, вызовешь на связь — все толком объяснит, разложит по полочкам, сам не будет ждать, когда ты молчишь. Оперативный. Мы с ним раз и разбежались, проверили квадраты, обстановка стала ясна. Работать с таким инте ресно». А Валентин продолжал го ворить мне о своих капитан ских бедах, беспокойных сутках, о том, что только тог да наловишь рыбы, если спать не будешь, забудешь обо всем на свете. — Рыба, она дается твои ми нервами, бессонницей, а тут тебя тормошат, где надо и не надо. Сколько бы капитан Крю ков ни говорил об этих бедах, так и хотелось сказать: «Да ведь еще пойдешь в море, как же ты без проклятой ры бы, без всей этой судовой уже давно привычной обста новки». И я имел бы право на та кие слова. Крюков был хо рошим штурманом: вторым, старшим. Скупой на похвалы Павел Васильевич Телов, ко гда ушел с «Семги» его вто рой помощник Валентин Викторович Крюков, гово рил: — Знает дело. На «Днепропетровске», где старпомил Валентин, лучше го палубного хозяина и не надо было. А сейчас он хо роший капитан - промысло вик. «Магадан» весь год вел за собой группу однотипных судов, экипаж, наверное, не упустил ни одной награды, МЫ ИДЕМ В НОВОГОДЬЕ Бьют куранты — двенадцать! Бьют торжественно, четко. И сменяются вахты У звенящей лебедки. Рулевой у штурвала, Мы идем в новогодье С первым плановым тралом Трудового сегодня. Через штормы н шквалы, В вихрях снежных метелей Нас ведут капитаны К достижению цели. За кормой остаются Промысловые мнли. И на палубу льются Серебристые ливни. ...Бьют куранты — двенадцать! О. СОЛДАТОВ, матрос тралового флота. которые полагались за доб рые рыбацкие дела. А рыбу-то все-таки ловит капитан. Затянувшаяся беседа поме» шала наблюдать за поз,г ’ й швартовкой «Тороса». А 1 йи том было как-то неловко ме шать капитану Виталию Де- мяненко в этот вечер после четырехмесячного плавания спешить домой. Договоржч лись о встрече на завтра. «Тороса» ждали многие, и журналисты в том числе. А интерес был для них обыч ный. Мне попалась на глаза четырехлетней давности ин формация в нашей газете. «В течение последних лет суда перспективной промысловой разведки уделяют большое внимание поиску скоплений макруруса — будущей про мысловой рыбы, которая по пищевым качествам не усту- Т А Н пает рыбам тресковых по род.*. Первого успеха добился экипаж БМРТ «Всполох» (он в то время был выделен для разведки — примеч. В. X.) на юге Исландии... Однако на стоящая удача поджидала его в районе Баффиновой Земли. Суточный вылов до ходил до пятидесяти тонн и пятнадцати тонн готовой продукции... Однако тяже лые грунтовые условия не дали возможности морякам добиться промыслового успе ха». И как было после этого не удивиться «большой» рыбе экипажа «Тороса», который в тех же местах с самого на чала и до конца работы здесь брал отменные уловы, вышел на первое место в своем, сельдяном, флоте и не усту пил его. И достигли-то победы благодаря пелагиче скому лову, о котором в той же информации и слова не было сказано, — он только- только приживался а Се верном бассейне. Да что там—дела давно ми нувших дней. Буквально ны нешним летом, возвратив шись из разведывательного рейса, капитан БМРТ «По лярное сияние» Кособуцкий говорил: — Донным тралом не име ют там успеха — рвутся. Мы ловили макруруса в педагиа- ле, а больше никто не мог. шш Ы По различным причинам. Нерв ничали коллеги и ушли бы, на верное, отсюда, не подойди «То- I рос». Сразу у него отлично по лучилось. Так вот группа здесь и образовалась. Виталий Демяненко... Он и ровесник Крюкова, и почти одновременно закончил с ним нашу мореходку, и хотя были занесены в судовую роль разных по судовладель цу кораблей, доказали: хоро шее получили они наставле ние в стенах училища для нелегкой, беспокойной сего дня уже капитанской своей работы. Кто бы мог сказать тогда, когда еще носили кур сантскую форму, что прой дет немного времени и оба дадут фору бывалым море ходам. Один — во вдоль и поперек исхоженном Барен цевом море на тресковом промысле, другой докажет, что новое дело по плечу мо лодым — освоить пелагиче ский лов. Доказывать Демя ненко приходилось не в луч шей обстановке... Пришел в Баффиновой Земле и на первом же капи танском совете его «обрадо вали»: — Что ты собираешься де лать тут? Кто пришел рань ше тебя, не рад. Горим, рвем ся, не рыбалка — мука. Демяненко не смалодуш ничал. Решил даже единого раза не спускать обычный, донный трал, а сразу нала живать разноглубинный. Но не знал ни течений, ни глу- (Окончание на S стр.). В Е Т Е РАН З А В О Д А С ЕЙЧАС на судоверфи ста раются выпускать из ре монта в первую очередь суда типа БМРТ и ППР. У т к высокий коэффициент полезного действия. Наиболее сложный ре монт главных машин этих судов в мехаяо-моатажном цехе пору чают бригаде Федора Германо вича Кондакова. Это не случай но. Бригадир Ф. Г. Кондаков за двадцать три года работы в це хе прошел к вершинам мастер ства долгий путь. Старший ма стер слесарного участка Лев Иванович Лебедев рассказывал, что все эти годы рабочий не только стремился оправдать должность бригадира. Он посто янно накапливал опыт. Специализируясь раньше на ремонте паровых машин, Ф. Г. Кондаков первым в цехе изу чил особенности дизельных дви гателей. Он правильно подме тил, что если сердцем корабля является двигатель, то сердцем двигателя можво смело назвать коленчатый вал. Разобраться в секретах его переукладки дане не всякому. Спросите любого ди зелиста, и вам ответят, что каж дый двигатель, как и человек, имеет свой характер. Все слесари в бригаде Федора Германовича — мастера высо кого класса. Это потому, что бригадир, не скупясь, передает им самое лучшее, что сумел на копить. Уходя в отпуск, он ни когда не испытывает трудностей в выборе замены. Его ученик» Михаил Хабибулин, Валенти* Миронов с успехом могут руко водить бригадой. В бригаде подобрались люди пытливого ума. Они постоянна ищут новые пути повышения производительности труда. Эта можно подтвердить хотя бы та ким маленьким примером. Несо вершенным было приспособле ние для проверки правильно! шабровки подшипников главного двигателя, которое бригажа взя ла на вооружение у слесаре! дизельного цеха. Некоторым на слесарном участке мехажз-мо*» тажного не верилось, что ах ет* внедрения можно будет к о л у чить эффект. Бригада <3*вдора Германовича* после невспторы* усовершенствований, с успехом применила приспособление на практике. Воспользовавшись впервые им на «Новдоре», он* намного раньше срока перебра ла валовую часть главной ма шины н сдала в эксплуатации) е первого предъявления. Передовой опыт. Его обобще ние, распространение и переда ча — это для рабочего inkoira повышения мастерства. В меха- но-монтажном цехе на слесар ном участке постарались сде лать все возможное, чтобы шко* яа передового ояыта не значи лась галочной на бумаге, а бы ла верным помощником в рабо те. Одним из энтузиастов ее стал Федор Германович. Не раз- и не два ходил он на ремонтиру ющиеся суда с другими брига* дами, на месте объяснял, пока зывал, как действуют в подоб ных ситуациях его товарищи. Внедрять в производство про грессивные методы работы, ши роко обмениваться опытам, до биваться равномерности показа телей, увлекать соседа к более высоким вершинам. — к этому призвал тружеников партийный съезд, от этого зависит успеш ное выполнение нлана пятилет- ки.Первый шаг в этом уже сде лан. Бригада Ф. Г. Кондакова 1972 год начала раньше кален даря, труд самого бригадира от мечен высокой правительствен ной наградой — орденом рк» тябфвской •революции. Это большое событие в жизни вете рана и его бригады. На снимке: Ф. Г. Кондаков (справа) и В. Миронов. С. ДАНИЛОВ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz