Рыбный Мурман. 1972 г. Январь.
Б лизнецовый5 ло в с су дов типа СРТ в управле нии «Мурмансельдь» на чали осваивать в 1961 году, ко гда в. Северное море были на правлены на промысел сельди 4 средних рыболовных трауле ра, В последующие годы про водились дальнейшие работы по освоению лова сельди близ нецовыми тралами. В ноябре 1964 года в Северном море этим занимались уже 16 СРТ главка «Севрыба». Тогда же с 10 пб 20 декабря близнецовая группа сельдяного флота вела промысел сельди в Норвеж ском море. Уловы за траление достигали более 4Ш центне ров. В 1965 году в прибрежных районах Баренцева моря был освоен промысел мойвы и сельди близнецовыми трала ми. Периодически экипажи 4**вли< обильные уловы трески. способом вооружили равно- глубинный трал БМРТ (чертеж № 2030) с тонконитным меш ком. Углубители не ставили. Вместо них применили оваль ные однощелевые траловые доски тющшдью 3 квадратных метра. Это позволило при огра ниченной длине ваеров (их бы ло на судах всего по 800 мет ров) вести трал . вблизи от грунта. В своей работе экипажи СРТ Ns№ 20 и 24t использовали ин формацию от промыслово-реф рижераторного траулера «Про копьевск», на котором было установлено, что косяки, нахо дящиеся глубже 30 метров от поверхности моря до грунте, с верхних слоях не облавлива ются даже при большой скоро сти траления. А их диапазон ко лебался от 7,5 до 5,5 угла. Наибольший успех достигался, когда нижняя подбора трала выборки , его на малом ход% носом не ветер. Ш связи с этим траления с т а л и производить прямыми кур сами, при выборке трала ход увеличивали до среднего, ава рийность прекратилась. Разво роты на обратный курс делали после выборки ваеров на ба рабан лебедок до подходе ка белей к кормовым подвесным роликам. Верхняя подбора трала осна щалась металлическими кухты- лями диаметром 200 мм в ко личестве 84 штук. На центр ставили 20 кухтылей. Осталь ные равномерно распределяли по крыльям. Нижняя подбора вооружа лась цепями. На центр 5 цепей общим весом 22 килограмма, на крылья — по 6, весом 4 ки лограмма каждая. На нижние голые концы ставили по одной восьмикилограммовой грунт- ропной катушке. Общий вид оснастки близне цового трала (правое крыло, кабели, доска, ваера) показан на рисунке № 1. Длина кабе лей 70 метров, в том числе по ТО метров амортизаторы из капронового каната окружно стью 100 мм. Они установлены между голыми концами трала И участком кабелей из стально го троса диаметром 15,5 мил лиметра. При выравненных марках на стопоре нижний ваер круче наклонен (имеет больший угол схода) эа счет разницы в дли не линии веер—кабель на ве личину длины траловой доски с оснасткой. Эта разница состав ляет примерно 5 метров. Во время оснастки траловой дос ки нужно измерять длину от веерного вертлюга до гака- карабина (рисунок № 2). Ре зультат измерения записыва ется в тарировочную таблицу, которой надо постоянно поль зоваться при работе. С траловыми досками вместо углубителей промышляли все го две судна. На одном из них была вооружена доска правого хода, на другом — левого. Оба траулера работали правы ми бортами. Передача трала производилась поочередно на любое судно ив пары. 3hra опе рация отработана и не вызьн веет особых затруднений. В этом году вновь предпола гается направить группу судов на промысел полярной тресоч- ки. Следует ожидать, что в оп ределенные пеонеды близне цовый лов ее ^згдет давать лучшие результаты. По прош лому опыту можно предпола гать; наиболее целесообразной формой организации близнецо вого лова будет" групповая. Так, например, после траления «матка» станет заниматься вьь* боркой трала, подъемом улове и сдачей его на базу. Близнец должен будет уйти на поиск рыбы и напарника для букси ровки трала. При этом новый напарник должен быть по от ношению к «матке» вооружен траловой доской другого хода или поменять имеющуюся дос ку. Предложенная наставником по добыче тов. Колесниковым новая схема оснастки близне цовых тралов позволяет еще более развить этот вид про мысле. Следует надеяться, что в летний период, когда в Ба ренцевом море стоит бланк пршояея погода, средние jp * - улеры типе «Океан» мощно стью 540 л. с., используя ошн санные новшества, смогли бы облавливать концентрации тре ски и окуня. BL МАКСИМОВ» мршяьймк лаборатории НОТ, В» ГОЛУ- ПЕВ» старший яияюшц» лабо ратории НОТ сель&яког о флота. Поэтому в последующее вре мя моряки совершенствовали тресковый промысел близне цами. - г ь * — ; у ? . ; В, июне, .прошлого года СРТ ^первые вышли промышлять близнецами полярную тресоч* ку. Поводом для такой пере стройки явился пролов отряде СРТ, которые из-за того, что полярная тресочка часто на ходилась в приподнятом со стоянии над грунтом, не могли брать ее донными тралами. В то же время хороший успех имели моряки больших моро зильных траулеров, работав шие разноглубинными трала ми. Руководители флота приняли решение направить для лова полярной тресочки близнецами два СРТ N2N5 20, 241. Коман довали ими капитаны А. И. Ка- кошкин и А. П. Морозов. Большую помощь командам этих судов оказал наставник по добыче рыбы Владимир Алек сеевич Колесников. По его предложению для облова по лярной тресочки близнецовым шла над фунтом на расстоянии от 3 до 5 метров. Трал названного чертежа для двух средних траулеров ока зался тяжелым, скорость тра ления не превышала 2,5—2,6 узла,- но уловы были такими же, как у БМРТ. В настоящее время этот трал значительно модернизирован. В кем увеличен размер ячеи устья, наибольшая ячея имеет шаг 200 миллиметров. Есть все предпосылки для более успеш ной работы на облове поляр ной тресочки. Следует отметить, что у СРТ, занимавшихся близнецовым ло вом, не было прибора контро ля глубины хода трала, поэто му параметры трала проверя лись эхолотом постороннего СРТ-849. Вертикальное раскры тие оказалось равным 14 мет рам. Трал шел над грунтом на высоте 5—7 метра, траловые доскн — по фунту. Имели место аварийные слу^ чаи при поворотах с тралом на 10—-15 фадусов и во время 60.0лг ШОРОДОООООООВОЮТЮО— — ИВВСОРД перш*ентальные работы по внед рению предложенного способа. С этой целью надо обеспечив суда дощаты- ш п р ш а р ш хотя бы для укладки рыбы в оджм трюме (15 кубически* 1^Бо^щие резервы для повышения it роизводетелыюета труда имеются и в машинной команде^ Суда .типа . ТР « Амурский залив» хорошо оснащены технически. Работа машинной уста новки максимально автоматизирова на. И в связи с этим разделение тру да машинной команды на специали стов, обеспечивающих эксплуатацию установки (несение вахты) и специа листов, обеспечивающих постоянную исправность механизмов и автомати ки (ремонтные бригады), позволило бы раскрыть дополнительные резервы повышения производительности тру да членов машинной команды и всего экипажа. Об этом стоит подумать. Ф. ДАНЬКО, первый помощник капитана ТР «Амурский залив». г. Севастополь. П ОИСК резервов производства, повышения его эффективности П А г т а я н н л наХОДШССЯ В Ц е н т р е внимания экипажа ТР «Амурский за лив». Еще в четвертом рейсе по ини- остро был поставлен вопрос о повы шении производительности труда. Го- рячо, с задором этот вопрос обсуж дался среди членов экипажа. Речь шла о механизации тяжелого ручного физического труда, особенно по укладке рыбы и рыбной муки в трю мах. Всем известна эффективность па кетных перевозок. Немало усилий приложено в нашем управлении по внедрению строп-контейнеров. Однако все это пока остается проблемой. Внедрение их на судах оттягивается то из-за отсутствия контейнеров, то по причинам чисто организационного характера. В связи с этим пристального вни мания заслуживает предложение о
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz