Рыбный Мурман. 1972 г. Январь.

Б лизнецовый5 ло в с су­ дов типа СРТ в управле­ нии «Мурмансельдь» на­ чали осваивать в 1961 году, ко­ гда в. Северное море были на­ правлены на промысел сельди 4 средних рыболовных трауле­ ра, В последующие годы про­ водились дальнейшие работы по освоению лова сельди близ­ нецовыми тралами. В ноябре 1964 года в Северном море этим занимались уже 16 СРТ главка «Севрыба». Тогда же с 10 пб 20 декабря близнецовая группа сельдяного флота вела промысел сельди в Норвеж­ ском море. Уловы за траление достигали более 4Ш центне­ ров. В 1965 году в прибрежных районах Баренцева моря был освоен промысел мойвы и сельди близнецовыми трала­ ми. Периодически экипажи 4**вли< обильные уловы трески. способом вооружили равно- глубинный трал БМРТ (чертеж № 2030) с тонконитным меш­ ком. Углубители не ставили. Вместо них применили оваль­ ные однощелевые траловые доски тющшдью 3 квадратных метра. Это позволило при огра­ ниченной длине ваеров (их бы­ ло на судах всего по 800 мет­ ров) вести трал . вблизи от грунта. В своей работе экипажи СРТ Ns№ 20 и 24t использовали ин­ формацию от промыслово-реф­ рижераторного траулера «Про­ копьевск», на котором было установлено, что косяки, нахо­ дящиеся глубже 30 метров от поверхности моря до грунте, с верхних слоях не облавлива­ ются даже при большой скоро­ сти траления. А их диапазон ко­ лебался от 7,5 до 5,5 угла. Наибольший успех достигался, когда нижняя подбора трала выборки , его на малом ход% носом не ветер. Ш связи с этим траления с т а ­ л и производить прямыми кур­ сами, при выборке трала ход увеличивали до среднего, ава­ рийность прекратилась. Разво­ роты на обратный курс делали после выборки ваеров на ба­ рабан лебедок до подходе ка­ белей к кормовым подвесным роликам. Верхняя подбора трала осна­ щалась металлическими кухты- лями диаметром 200 мм в ко­ личестве 84 штук. На центр ставили 20 кухтылей. Осталь­ ные равномерно распределяли по крыльям. Нижняя подбора вооружа­ лась цепями. На центр 5 цепей общим весом 22 килограмма, на крылья — по 6, весом 4 ки­ лограмма каждая. На нижние голые концы ставили по одной восьмикилограммовой грунт- ропной катушке. Общий вид оснастки близне­ цового трала (правое крыло, кабели, доска, ваера) показан на рисунке № 1. Длина кабе­ лей 70 метров, в том числе по ТО метров амортизаторы из капронового каната окружно­ стью 100 мм. Они установлены между голыми концами трала И участком кабелей из стально­ го троса диаметром 15,5 мил­ лиметра. При выравненных марках на стопоре нижний ваер круче наклонен (имеет больший угол схода) эа счет разницы в дли­ не линии веер—кабель на ве­ личину длины траловой доски с оснасткой. Эта разница состав­ ляет примерно 5 метров. Во время оснастки траловой дос­ ки нужно измерять длину от веерного вертлюга до гака- карабина (рисунок № 2). Ре­ зультат измерения записыва­ ется в тарировочную таблицу, которой надо постоянно поль­ зоваться при работе. С траловыми досками вместо углубителей промышляли все­ го две судна. На одном из них была вооружена доска правого хода, на другом — левого. Оба траулера работали правы­ ми бортами. Передача трала производилась поочередно на любое судно ив пары. 3hra опе­ рация отработана и не вызьн веет особых затруднений. В этом году вновь предпола­ гается направить группу судов на промысел полярной тресоч- ки. Следует ожидать, что в оп­ ределенные пеонеды близне­ цовый лов ее ^згдет давать лучшие результаты. По прош­ лому опыту можно предпола­ гать; наиболее целесообразной формой организации близнецо­ вого лова будет" групповая. Так, например, после траления «матка» станет заниматься вьь* боркой трала, подъемом улове и сдачей его на базу. Близнец должен будет уйти на поиск рыбы и напарника для букси­ ровки трала. При этом новый напарник должен быть по от­ ношению к «матке» вооружен траловой доской другого хода или поменять имеющуюся дос­ ку. Предложенная наставником по добыче тов. Колесниковым новая схема оснастки близне­ цовых тралов позволяет еще более развить этот вид про­ мысле. Следует надеяться, что в летний период, когда в Ба­ ренцевом море стоит бланк пршояея погода, средние jp * - улеры типе «Океан» мощно­ стью 540 л. с., используя ошн санные новшества, смогли бы облавливать концентрации тре­ ски и окуня. BL МАКСИМОВ» мршяьймк лаборатории НОТ, В» ГОЛУ- ПЕВ» старший яияюшц» лабо­ ратории НОТ сель&яког о флота. Поэтому в последующее вре­ мя моряки совершенствовали тресковый промысел близне­ цами. - г ь * — ; у ? . ; В, июне, .прошлого года СРТ ^первые вышли промышлять близнецами полярную тресоч* ку. Поводом для такой пере­ стройки явился пролов отряде СРТ, которые из-за того, что полярная тресочка часто на­ ходилась в приподнятом со­ стоянии над грунтом, не могли брать ее донными тралами. В то же время хороший успех имели моряки больших моро­ зильных траулеров, работав­ шие разноглубинными трала­ ми. Руководители флота приняли решение направить для лова полярной тресочки близнецами два СРТ N2N5 20, 241. Коман­ довали ими капитаны А. И. Ка- кошкин и А. П. Морозов. Большую помощь командам этих судов оказал наставник по добыче рыбы Владимир Алек­ сеевич Колесников. По его предложению для облова по­ лярной тресочки близнецовым шла над фунтом на расстоянии от 3 до 5 метров. Трал названного чертежа для двух средних траулеров ока­ зался тяжелым, скорость тра­ ления не превышала 2,5—2,6 узла,- но уловы были такими же, как у БМРТ. В настоящее время этот трал значительно модернизирован. В кем увеличен размер ячеи устья, наибольшая ячея имеет шаг 200 миллиметров. Есть все предпосылки для более успеш­ ной работы на облове поляр­ ной тресочки. Следует отметить, что у СРТ, занимавшихся близнецовым ло­ вом, не было прибора контро­ ля глубины хода трала, поэто­ му параметры трала проверя­ лись эхолотом постороннего СРТ-849. Вертикальное раскры­ тие оказалось равным 14 мет­ рам. Трал шел над грунтом на высоте 5—7 метра, траловые доскн — по фунту. Имели место аварийные слу^ чаи при поворотах с тралом на 10—-15 фадусов и во время 60.0лг ШОРОДОООООООВОЮТЮО— — ИВВСОРД перш*ентальные работы по внед­ рению предложенного способа. С этой целью надо обеспечив суда дощаты- ш п р ш а р ш хотя бы для укладки рыбы в оджм трюме (15 кубически* 1^Бо^щие резервы для повышения it роизводетелыюета труда имеются и в машинной команде^ Суда .типа . ТР « Амурский залив» хорошо оснащены технически. Работа машинной уста­ новки максимально автоматизирова­ на. И в связи с этим разделение тру­ да машинной команды на специали­ стов, обеспечивающих эксплуатацию установки (несение вахты) и специа­ листов, обеспечивающих постоянную исправность механизмов и автомати­ ки (ремонтные бригады), позволило бы раскрыть дополнительные резервы повышения производительности тру­ да членов машинной команды и всего экипажа. Об этом стоит подумать. Ф. ДАНЬКО, первый помощник капитана ТР «Амурский залив». г. Севастополь. П ОИСК резервов производства, повышения его эффективности П А г т а я н н л наХОДШССЯ В Ц е н т р е внимания экипажа ТР «Амурский за­ лив». Еще в четвертом рейсе по ини- остро был поставлен вопрос о повы­ шении производительности труда. Го- рячо, с задором этот вопрос обсуж­ дался среди членов экипажа. Речь шла о механизации тяжелого ручного физического труда, особенно по укладке рыбы и рыбной муки в трю­ мах. Всем известна эффективность па­ кетных перевозок. Немало усилий приложено в нашем управлении по внедрению строп-контейнеров. Однако все это пока остается проблемой. Внедрение их на судах оттягивается то из-за отсутствия контейнеров, то по причинам чисто организационного характера. В связи с этим пристального вни­ мания заслуживает предложение о

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz