Рыбный Мурман. 1972 г. Январь.

КАЛИНИНГРАДЦЫ ПРОВОДЯТ ЭКСПЕРИМЕНТ В ПРЕДПОСЛЕДНЕМ рей- се хватили мы лиха с на­ шим мастером лова. На словах: — Все сделаю, все знаю!.. Не учите, не волнуйтесь. На деле — картина обратная. Промышляли сайку.., .Рыба ш квадрате есть, соседи прямо- таки черпают ее, в наш трал раз за разом только одну грязь со дна приносит. Короче, распрощались мы с ним. С удовольствием! Коман­ да облегченно вздохнула. Но напряжение не спадает, все )кдут: а какой-то новый будет? Появился он, новый тралмей­ стер. Деловито так — тихо, спокойно — стал копаться в ТАЛАНТ тралах. Стали интересоваться друг у друга, кто он и что. Узнали, что ходит в моря не один десяток лет. Полегчало! В. П. Питомец все так же возле тралов, по всему видно, что рядом с ними он чувствует себя как рыба в воде. В эки­ паже г о в о р и л и : «...Это, видно, не тот. Рука чувствует­ ся. Видно, с рыбой будем». Но все же говорилось это осто­ рожно, с опаской «спугнуть» счастье. Ушли на промысел в район острова Колгуева, снова под сайку. Но побыли там недолго, несколько дней. Получили рас­ поряжение: оставить район промысла, вернуться, а затем снова уйти, но уже в рейс под треску. Так и сделали. За сут­ ки В. П. Питомец переоборудо­ вал трал, что был под сайку приспособлен, подготовил его. И вот уже он пошел за борт. Возвращения его жадно ожи­ дал экипаж. Смотрели во все глаза. Каков-то будет первый «блин». Вышло — не комом! С рыбой пришел. Повеселели кругом. Оно и понятно: забы­ вать уж стали, как трал с ры­ бой выглядит. Дальше-лучше! За траление брали до полутора тонн. На со­ седних судах : диву давались. Пошли вопросы: как там у вас и ..что?^Объяснял^ ..л£асосазь 1 - вали/Работали на пеленг. В последнее время суточные уловы были по 4— 5 тонн. На­ строение экипажа надо было видеть. Давненько на палубе не было такого рабочего огонька и задора. Именинника­ ми ходили. А тралмейстер наш так же спокойно и невозмутимо v продолжал колдовать .* возле тралов. г ‘ ' ' * /г. Ь Многих мурманских мальчи­ шек жизненная дорога уводит в море. Властно позвало оно к себе и Виктора Питомца. Про­ изошло это в 1948 году, ему минуло тогда 16 лет. Сперва пошел юнгой, потом учеником, машиниста. Скоро ученичество кончилось,"стал стоятельно. На все эти ступе- нй"ушди считанные месяцы. И однажды настал тот день, который стал поворотным во всей его морской судьбе. Был свободен. Вышел на па­ лубу. Увидел там, что тралмей­ стер Александр Петрович Бес­ кровный чинит трал. Возле ни­ кого не было. Виктор ;nqдошел. Виктор пожал плечами. А и правда: откуда? Не задумы­ вался как-то. Пришло это ис­ подволь. Незаметно. Вроде бы само собой. — Ну, начинай, — разрешил тралмейстер. Стали р а б о т а т.ь вместе. После того как кончили, он по­ шел к капитану и там катего­ рически заявил: — Беру Питомца в помощ­ ники. Другого не надо. У капитана глаза на лоб по­ лезли. — Да ты что, Петрович? Мальчишка ведь еще!.. — Мальчишка!.. — пробур­ чал он. — Все бы такие! Коро-, че — в помощники. Сказал как отрезал. А слово его было очень даже весомо и авторитетно. Стал Виктор Питомец помощ­ ником тралмейстера, и вряд ли в такой должности можно было встретить рыбака моложе его. Подошел срок идти на воин­ скую службу. Отслужил, а пос­ ле демобилизации вернулся снова на флот, к своему делу. В 1956 году послали на уско­ ренную учебу в Астраханский рыбопромышленный техникум. Конечно, по своей специально­ сти. Закончил его с отличием. А вскоре, в 1958 году, как заслуженное признание ры­ бацкого таланта, легла на его грудь первая награда — ор­ ден Трудового Красного Зна­ мени. Потом к нему прибави­ лось еще две медали — «За трудовую доблесть» и «За тру­ довое отличие». Было много учеников. Сколь­ ко — и не припомнишь уже. Школу проходили хорошую. «Можешь— окажи товарищу помощь на промысле» — эту формулу Виктор Питомец ста­ вит во главу угла рыбацкой ра­ боты. Сам неукоснительно дер­ жится этой заповеди, этому учит тех, с кем вместе трудит­ ся. Если заговорить с ним о тон­ костях его профессии, спросить о причинах удачливости, поин­ тересоваться о возможных ка- каких-либо секретах, то в ответ услышишь: — Главное — надо уметь «видеть» трал! Он умеет! Видит! Сейчас мы уйдем «под се­ ледку» на дрифтерный лов. Рейс ответственный. Для мно­ гих членов экипажа дело это новое. Для тралмейстера — хо­ рошо знакомое. — Дрифтерный лов — он ак­ куратность любит, — говорит Виктор Петрович Питомец. На недавнем судовом собра­ нии только назвали фамилию тралмейстера Питомца для за­ несения на судовую Доску по­ чета — тут же взметнулись.ру ­ ки всех рыбаков, кто-то обро­ нил: — Да, такого поискать!.. Это, собственно, было мне­ ние всего экипажа. Об этом и хотелось рассказать. И. АЛЮШИН, начальник радиостанции СРТ-217, председатель судо­ вого комитета. На транспортном рефрижераторе «Муссон* проводились испытания по переводу главного двигателя с обычного ди­ зельного топлива на так называемое моторное или тяжелое. Испытания показали, что главный двигатель работает на этом топливе нормально. Тепло отрабатываемых газов полно­ стью использовалось для производства пара в утилизацион­ ном котле. По мнению специалистов, перевод главного двигателя на тяжелое топливо целесообразен, экономически выгоден. Какую же выгоду сулит переход на мазут? Вот некото­ рые подсчеты по нашему судну. За предыдущий пятимесяч­ ный рейс у нас набралось 50 ходовых суток. За это время главный двигатель сжег 1.200 тонн дизельного топлива на 80 тысяч рублей. А то же количество тяжелого топлива в два раза дешевле. Практически, по самым скромным подсчетам, годовая экономия только по нашему судну с переходом на моторное топливо составит почти сто тысяч рублей. А сколь­ ко тысяч в миллионов это может дать в целом по управ­ лению! Н. БАШТАРЕВ , верный помощник капитана транспортного рефри­ жератора «Муссон». Принимая во внимаеие не­ сомненную целесообразность начатой работы, хочется оста­ новиться на некоторых трудно­ стях, возникающих в ходе пере­ вода флота на тяжелое топливо. Большую помощь управлению оказывает специальное экспе­ риментальное конструкторское бюро промрыболовства. Однако бюро выполняет заявки не так быстро, как бы хотелось. Ведь уже сейчас, имея спе­ цификации на материалы и оборудование, можно было бы производить необходимые зака­ зы. Отсутствие таковых ослож­ няет снабжение. Установку нового оборудова­ ния и модернизационные рабо­ ты на многих судах следует ве­ сти поэтапно, в период межрей- Н ЕКОТОРЫХ читателей может удавить письмо Н. Баштарева. Почему, мол, до сих пор не использова­ лось моторное топливо на судах рыбной промышленности? Что это — открытие или наша бес­ хозяйственность? Ни то и ни другое. Мотор­ ное топливо представляет собой смесь ряда легких и тяжелых нефтепродуктов. Но дизельное топливо, как более легкое и чи­ стое, нашло широкое примене­ ние, а вот мазут сжигали толь­ ко в котлах. Потребность в легком топливе в целом по стране растет из года в год прежде всего за счет увеличе­ ния парка транспортных дизе­ лей и их суммарной мощности. Возросший спрос на этот вид топлива в значительной степе­ ни определил его стоимость. И в последнее время оно стало дороже тяжелого примерно вдвое. Отечественный и зарубежный опыт применения тяжелых сор­ тов дизельного топлива насчи­ тывает не один десяток лет. В частности, за последнее десяти­ летие широкое практическое применение получили в отечест­ венном морском флоте такие виды топлива, как моторное, ко­ тельные мазуты, газотурбин­ ные и некоторые другие. Целесообразность примене­ ния дешевых сортов топлива на целом ряде судов флота рыбной промышленности доказывают технико-экономические обосно­ вания. Так, например, ориенти­ ровочно экономический эффект от перевода транспортного реф­ рижератора «Прибой» и БМРТ типа «Маяковский» на мотор­ ное топливо даст соответствен­ но 120 и 25 тысяч рублей в год. . В рыбной промышленности, включая и флот Калининград­ ского производственного управ­ ления, имеется сравнительно большое число двигателей, ко­ торые могут работать на тяже­ лом топливе. Однако отличи­ тельной особенностью нашего флота является то, что подав­ ляющая часть расхода дизель­ ного топлива — 60— 70 про­ центов — приходится на сред­ не- и вььсокооборотные двига­ тели, а опыта эксплуатации мно­ гих из них на тяжелом топливе еще крайне недостаточно. Сле­ довательно, внедрению такого вида топлива должен предшест­ вовать комплекс эксперимен­ тальных работ, На тех же судах, Э Ф Ф Е К Т тяжелого топлива где установлены двигатели, эф­ фективная работа которых на разных видах топлива давно доказана опытом морского флота, надо переоборудовать топливные системы, так как они не приспособлены к перека­ чиванию, сепарации и сжиганию его. Потребуется также разде­ ление топливных систем судов для питания главных и вспомо­ гательных двигателей, так как большинство последних не мо­ гут использовать столь эффек­ тивно тот же вид топлива. К та­ ким судам следует отнести «Прибой», «Пионерск» и им подобные, БМРТ отечественной и зарубежной постройки. Необходимо также серьезно изучить возможность эффектив­ ного применения такого топли­ ва на режимах малых и пере­ менных ходов, имеющих значи­ тельный удельный вес в рабо­ чем времени транспортных и промысловых судов. Наконец, нужно уже сейчас подумать о доставке на промысел топлива разных марок. Таков далеко не полный пе­ речень только основных задач, вставших на пути внедрения де­ шевых сортов топлива. Чтобы ответить на возникаю­ щие вопросы, требовался неко­ торый опыт. Сейчас можно уже сказать, что мы его имеем. В частности, испытаны БМРТ «Хрусталь», транспортный реф­ рижератор «Ленинские горы», портовые и морские буксиры. Успешно прошли эксплуатаци­ онные испытания транспортного рефрижератора «Муссон»: эко­ номия денежных средств толь­ ко в период испытаний соста­ вила более шести тысяч рублей. Полученные результаты и на­ копленный опыт позволили кон­ кретизировать стоящие перед управлением рыбной промыш­ ленности задачи, разработать предварительный план перевода флота на тяжелые сорта топли­ ва на 1971 — 1972 годы и при­ ступить к его реализации. Пла­ ном предусмотрено переобору­ довать на тяжелое топливо 21 судно. совых стоянок, а также при за­ водском ремонте. Но для этого должны быть заранее подготов­ лены мощности судоремзаводов и выделены дополнительные средства. Давно назрел вопрос о раз­ мещении на нефтебазе рыбного порта трех видов топлива. Наконец, нужно подумать о системе поощрения специали­ стов, связанных с внедрением тяжелого топлива и выполняю­ щих эту работу параллельно с основными производственными и служебными обязанностями. Не только внедрение, но и ис­ пользование тяжелого топлива связано с повышенным износом деталей двигателей, увеличени­ ем нагарообразований, услож­ нением обслуживания механиз­ мов, существенным увеличени­ ем доли инженерного труда в решении обычных производст­ венных вопросов. Поэтому ус­ пешное, а главное, быстрое рас­ пространение на флоте новых видов топлива в определенной степени зависит от заинтересо­ ванности многих людей. Следо­ вательно, наряду с мерами мо­ рального поощрения следует применять и меры материаль­ ного стимулирования. Пока что действующая система премиро­ вания не отвечает этой потреб­ ности. Наиболее целесообраз­ ным было бы, на наш взгляд, отчисление на премирование ча­ сти средств непосредственно из суммы полученного экономиче­ ского эффекта. Таков круг лишь основных проблем на пути внедрения де­ шевого топлива. От того, на­ сколько быстро и качественно будут они решены, зависит раз­ мер реализации и технико-эконо­ мического эффекта. Тяжелое топливо экономически выгодно. Надо всемерно расширить на­ чатую работу. Г. ЛЕВШИН, начальник Центральной теплотехниче­ ской службы Калинннград- _ ского управления рыбной промышленности, А. ЦУКА­ НОВ, механик-наставник. — Давай помогуб « » 1 £ И Тот покосился на него, про­ молчал, продолжал свое дело. Молчать было неловко, и он сказал снова. Тралмейстер прервал рабо­ ту, с видимым интересом гля­ нул на парнишку. — А ты откуда дело знаешь? НА ПРОМЫСЛЕ. Фотоэтюд Е. Малинина .

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz