Рыбный Мурман. 1972 г. Январь.
КАЛИНИНГРАДЦЫ ПРОВОДЯТ ЭКСПЕРИМЕНТ В ПРЕДПОСЛЕДНЕМ рей- се хватили мы лиха с на шим мастером лова. На словах: — Все сделаю, все знаю!.. Не учите, не волнуйтесь. На деле — картина обратная. Промышляли сайку.., .Рыба ш квадрате есть, соседи прямо- таки черпают ее, в наш трал раз за разом только одну грязь со дна приносит. Короче, распрощались мы с ним. С удовольствием! Коман да облегченно вздохнула. Но напряжение не спадает, все )кдут: а какой-то новый будет? Появился он, новый тралмей стер. Деловито так — тихо, спокойно — стал копаться в ТАЛАНТ тралах. Стали интересоваться друг у друга, кто он и что. Узнали, что ходит в моря не один десяток лет. Полегчало! В. П. Питомец все так же возле тралов, по всему видно, что рядом с ними он чувствует себя как рыба в воде. В эки паже г о в о р и л и : «...Это, видно, не тот. Рука чувствует ся. Видно, с рыбой будем». Но все же говорилось это осто рожно, с опаской «спугнуть» счастье. Ушли на промысел в район острова Колгуева, снова под сайку. Но побыли там недолго, несколько дней. Получили рас поряжение: оставить район промысла, вернуться, а затем снова уйти, но уже в рейс под треску. Так и сделали. За сут ки В. П. Питомец переоборудо вал трал, что был под сайку приспособлен, подготовил его. И вот уже он пошел за борт. Возвращения его жадно ожи дал экипаж. Смотрели во все глаза. Каков-то будет первый «блин». Вышло — не комом! С рыбой пришел. Повеселели кругом. Оно и понятно: забы вать уж стали, как трал с ры бой выглядит. Дальше-лучше! За траление брали до полутора тонн. На со седних судах : диву давались. Пошли вопросы: как там у вас и ..что?^Объяснял^ ..л£асосазь 1 - вали/Работали на пеленг. В последнее время суточные уловы были по 4— 5 тонн. На строение экипажа надо было видеть. Давненько на палубе не было такого рабочего огонька и задора. Именинника ми ходили. А тралмейстер наш так же спокойно и невозмутимо v продолжал колдовать .* возле тралов. г ‘ ' ' * /г. Ь Многих мурманских мальчи шек жизненная дорога уводит в море. Властно позвало оно к себе и Виктора Питомца. Про изошло это в 1948 году, ему минуло тогда 16 лет. Сперва пошел юнгой, потом учеником, машиниста. Скоро ученичество кончилось,"стал стоятельно. На все эти ступе- нй"ушди считанные месяцы. И однажды настал тот день, который стал поворотным во всей его морской судьбе. Был свободен. Вышел на па лубу. Увидел там, что тралмей стер Александр Петрович Бес кровный чинит трал. Возле ни кого не было. Виктор ;nqдошел. Виктор пожал плечами. А и правда: откуда? Не задумы вался как-то. Пришло это ис подволь. Незаметно. Вроде бы само собой. — Ну, начинай, — разрешил тралмейстер. Стали р а б о т а т.ь вместе. После того как кончили, он по шел к капитану и там катего рически заявил: — Беру Питомца в помощ ники. Другого не надо. У капитана глаза на лоб по лезли. — Да ты что, Петрович? Мальчишка ведь еще!.. — Мальчишка!.. — пробур чал он. — Все бы такие! Коро-, че — в помощники. Сказал как отрезал. А слово его было очень даже весомо и авторитетно. Стал Виктор Питомец помощ ником тралмейстера, и вряд ли в такой должности можно было встретить рыбака моложе его. Подошел срок идти на воин скую службу. Отслужил, а пос ле демобилизации вернулся снова на флот, к своему делу. В 1956 году послали на уско ренную учебу в Астраханский рыбопромышленный техникум. Конечно, по своей специально сти. Закончил его с отличием. А вскоре, в 1958 году, как заслуженное признание ры бацкого таланта, легла на его грудь первая награда — ор ден Трудового Красного Зна мени. Потом к нему прибави лось еще две медали — «За трудовую доблесть» и «За тру довое отличие». Было много учеников. Сколь ко — и не припомнишь уже. Школу проходили хорошую. «Можешь— окажи товарищу помощь на промысле» — эту формулу Виктор Питомец ста вит во главу угла рыбацкой ра боты. Сам неукоснительно дер жится этой заповеди, этому учит тех, с кем вместе трудит ся. Если заговорить с ним о тон костях его профессии, спросить о причинах удачливости, поин тересоваться о возможных ка- каких-либо секретах, то в ответ услышишь: — Главное — надо уметь «видеть» трал! Он умеет! Видит! Сейчас мы уйдем «под се ледку» на дрифтерный лов. Рейс ответственный. Для мно гих членов экипажа дело это новое. Для тралмейстера — хо рошо знакомое. — Дрифтерный лов — он ак куратность любит, — говорит Виктор Петрович Питомец. На недавнем судовом собра нии только назвали фамилию тралмейстера Питомца для за несения на судовую Доску по чета — тут же взметнулись.ру ки всех рыбаков, кто-то обро нил: — Да, такого поискать!.. Это, собственно, было мне ние всего экипажа. Об этом и хотелось рассказать. И. АЛЮШИН, начальник радиостанции СРТ-217, председатель судо вого комитета. На транспортном рефрижераторе «Муссон* проводились испытания по переводу главного двигателя с обычного ди зельного топлива на так называемое моторное или тяжелое. Испытания показали, что главный двигатель работает на этом топливе нормально. Тепло отрабатываемых газов полно стью использовалось для производства пара в утилизацион ном котле. По мнению специалистов, перевод главного двигателя на тяжелое топливо целесообразен, экономически выгоден. Какую же выгоду сулит переход на мазут? Вот некото рые подсчеты по нашему судну. За предыдущий пятимесяч ный рейс у нас набралось 50 ходовых суток. За это время главный двигатель сжег 1.200 тонн дизельного топлива на 80 тысяч рублей. А то же количество тяжелого топлива в два раза дешевле. Практически, по самым скромным подсчетам, годовая экономия только по нашему судну с переходом на моторное топливо составит почти сто тысяч рублей. А сколь ко тысяч в миллионов это может дать в целом по управ лению! Н. БАШТАРЕВ , верный помощник капитана транспортного рефри жератора «Муссон». Принимая во внимаеие не сомненную целесообразность начатой работы, хочется оста новиться на некоторых трудно стях, возникающих в ходе пере вода флота на тяжелое топливо. Большую помощь управлению оказывает специальное экспе риментальное конструкторское бюро промрыболовства. Однако бюро выполняет заявки не так быстро, как бы хотелось. Ведь уже сейчас, имея спе цификации на материалы и оборудование, можно было бы производить необходимые зака зы. Отсутствие таковых ослож няет снабжение. Установку нового оборудова ния и модернизационные рабо ты на многих судах следует ве сти поэтапно, в период межрей- Н ЕКОТОРЫХ читателей может удавить письмо Н. Баштарева. Почему, мол, до сих пор не использова лось моторное топливо на судах рыбной промышленности? Что это — открытие или наша бес хозяйственность? Ни то и ни другое. Мотор ное топливо представляет собой смесь ряда легких и тяжелых нефтепродуктов. Но дизельное топливо, как более легкое и чи стое, нашло широкое примене ние, а вот мазут сжигали толь ко в котлах. Потребность в легком топливе в целом по стране растет из года в год прежде всего за счет увеличе ния парка транспортных дизе лей и их суммарной мощности. Возросший спрос на этот вид топлива в значительной степе ни определил его стоимость. И в последнее время оно стало дороже тяжелого примерно вдвое. Отечественный и зарубежный опыт применения тяжелых сор тов дизельного топлива насчи тывает не один десяток лет. В частности, за последнее десяти летие широкое практическое применение получили в отечест венном морском флоте такие виды топлива, как моторное, ко тельные мазуты, газотурбин ные и некоторые другие. Целесообразность примене ния дешевых сортов топлива на целом ряде судов флота рыбной промышленности доказывают технико-экономические обосно вания. Так, например, ориенти ровочно экономический эффект от перевода транспортного реф рижератора «Прибой» и БМРТ типа «Маяковский» на мотор ное топливо даст соответствен но 120 и 25 тысяч рублей в год. . В рыбной промышленности, включая и флот Калининград ского производственного управ ления, имеется сравнительно большое число двигателей, ко торые могут работать на тяже лом топливе. Однако отличи тельной особенностью нашего флота является то, что подав ляющая часть расхода дизель ного топлива — 60— 70 про центов — приходится на сред не- и вььсокооборотные двига тели, а опыта эксплуатации мно гих из них на тяжелом топливе еще крайне недостаточно. Сле довательно, внедрению такого вида топлива должен предшест вовать комплекс эксперимен тальных работ, На тех же судах, Э Ф Ф Е К Т тяжелого топлива где установлены двигатели, эф фективная работа которых на разных видах топлива давно доказана опытом морского флота, надо переоборудовать топливные системы, так как они не приспособлены к перека чиванию, сепарации и сжиганию его. Потребуется также разде ление топливных систем судов для питания главных и вспомо гательных двигателей, так как большинство последних не мо гут использовать столь эффек тивно тот же вид топлива. К та ким судам следует отнести «Прибой», «Пионерск» и им подобные, БМРТ отечественной и зарубежной постройки. Необходимо также серьезно изучить возможность эффектив ного применения такого топли ва на режимах малых и пере менных ходов, имеющих значи тельный удельный вес в рабо чем времени транспортных и промысловых судов. Наконец, нужно уже сейчас подумать о доставке на промысел топлива разных марок. Таков далеко не полный пе речень только основных задач, вставших на пути внедрения де шевых сортов топлива. Чтобы ответить на возникаю щие вопросы, требовался неко торый опыт. Сейчас можно уже сказать, что мы его имеем. В частности, испытаны БМРТ «Хрусталь», транспортный реф рижератор «Ленинские горы», портовые и морские буксиры. Успешно прошли эксплуатаци онные испытания транспортного рефрижератора «Муссон»: эко номия денежных средств толь ко в период испытаний соста вила более шести тысяч рублей. Полученные результаты и на копленный опыт позволили кон кретизировать стоящие перед управлением рыбной промыш ленности задачи, разработать предварительный план перевода флота на тяжелые сорта топли ва на 1971 — 1972 годы и при ступить к его реализации. Пла ном предусмотрено переобору довать на тяжелое топливо 21 судно. совых стоянок, а также при за водском ремонте. Но для этого должны быть заранее подготов лены мощности судоремзаводов и выделены дополнительные средства. Давно назрел вопрос о раз мещении на нефтебазе рыбного порта трех видов топлива. Наконец, нужно подумать о системе поощрения специали стов, связанных с внедрением тяжелого топлива и выполняю щих эту работу параллельно с основными производственными и служебными обязанностями. Не только внедрение, но и ис пользование тяжелого топлива связано с повышенным износом деталей двигателей, увеличени ем нагарообразований, услож нением обслуживания механиз мов, существенным увеличени ем доли инженерного труда в решении обычных производст венных вопросов. Поэтому ус пешное, а главное, быстрое рас пространение на флоте новых видов топлива в определенной степени зависит от заинтересо ванности многих людей. Следо вательно, наряду с мерами мо рального поощрения следует применять и меры материаль ного стимулирования. Пока что действующая система премиро вания не отвечает этой потреб ности. Наиболее целесообраз ным было бы, на наш взгляд, отчисление на премирование ча сти средств непосредственно из суммы полученного экономиче ского эффекта. Таков круг лишь основных проблем на пути внедрения де шевого топлива. От того, на сколько быстро и качественно будут они решены, зависит раз мер реализации и технико-эконо мического эффекта. Тяжелое топливо экономически выгодно. Надо всемерно расширить на чатую работу. Г. ЛЕВШИН, начальник Центральной теплотехниче ской службы Калинннград- _ ского управления рыбной промышленности, А. ЦУКА НОВ, механик-наставник. — Давай помогуб « » 1 £ И Тот покосился на него, про молчал, продолжал свое дело. Молчать было неловко, и он сказал снова. Тралмейстер прервал рабо ту, с видимым интересом гля нул на парнишку. — А ты откуда дело знаешь? НА ПРОМЫСЛЕ. Фотоэтюд Е. Малинина .
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz