Рыбный Мурман. 1972 г. Сентябрь.
Т в о р ч е с т в о новаторов (Окончание. Нач. на 1-й стр.). Это заслуга всего коллектива. Это еще и заслуга новаторов производст ва, судовых рационализаторов. Именно от грамотного техническо го состояния корабля, от новшеств, применяемых рационализаторами, за висит во многом успех коллектива. Большое внимание уделяется экс плуатации силовой установки, а так же оборудования судна. Ремонтно- профилактические работы выполня ются по плану-графику, который со ставлен из расчета работы судна по двухгодичному безремонтному циклу. На каждый месяц планируется опре деленная работа. Вахтенными механиками ведутся журналы технического состояния, где регистрируется время работы от дельных механизмов, а также отме* чается, какие профилактические ме роприятия необходимы через опреде ленные промежутки времени. Поми мо обязательных эксплуатационных журналов и графиков, ведутся жур налы протекторной защиты и тепло технические. В результате планового ведения дела нет случаев скопления большо го объема ремонтно-профилактиче ских работ на отдельные месяцы, по этому все они производятся в спо* койной обстановке с хорошим каче ством. Правда, «узким» местом в эксплуатации силовой установки яв ляется необходимость чистки глав ного дизеля и генераторов во время короткой стоянки судна на промысле. В этом случае весь объем ремонта выполнить просто невозможно, по этому приходится большую часть ра бот с главными дизель-генераторами выполнять на ходу судна. Здесь ведется тщательный анализ износа и поломок деталей, после че го выносится предложение об улуч шен™ условий работы деталей и ме ханизмов. В результате многие дета* ли механизмов работают со времени начала эксплуатации судна. Напри мер, рамовые и мотылевые подшип ники главных двигателей отработали по 15—16 тысяч часов и находятся в хорошем техническом состоянии. Конечно, имелись случаи выкраши вания белого металла, но это еди ничные случаи. Хорошая работа под шипников объясняется тщательным контролем за маслом, принятием срочных мер при первом появлении стальной стружки от поломки шари коподшипников (установка магнитов в фильтрах грубой очистки масла всех дизелей). Хорошо работают и передки глав ных дизелей, все детали привода из нашиваются равномерно. Был слу чай, когда передок ГДГ № 2 был вы веден из строя. При анализе износа шестерен было выявлено, что поса* дочные места насосов пресной и за бортной воды имеют несимметрич ную проточку. Был сделан вывод, что агрегатный метод замены штатных насосов запасными на дизелях дол жен производиться с тщательной про веркой центровки и зазоров в зубча том зацеплении. . Хорошо эксплуатируется судовая электростанция. Полностью перебраны электродви гатели лебедок, брашпиля, аммиач ных компрессоров. , В хорошем техническом состоянии холодильная установка и грузовые устройства. Вовремя производится замена такелажа грузового воору жения. . . О судовой организации ВОИР — подробнее. : «Сейчас особое значение: приобре тает их деятельность в сфере повы шения квалификации, в пропаганде научно-технических знаний и эконо мическом образовании трудящихся, в развертывании движения рациона лизаторов и изобретателей», — го ворил о ВОИРе в своей речи на XV, съезде профессиональных союзов СССР Л. И. Брежнев. Эти слова приняли на судне как программу действия. Судовой совет ВОИР насчитывает 28 человек. Воз главляет совет главный механик суд на коммунист Павел Васильевич Чер няев. И не только возглавляет, но сам является активным пропаганди стом технического прогресса, рацио нализатором и новатором производств ва. На учет взяты все «узкие» места* Над ними работают, о них думают. Еженедельно рационализаторы соби раются на «воировскую пятиминут ку». Подытоживаются результаты ра* боты над рацпредложениями, нова торы советуются, намечают планы. Эти «пятиминутки» дают хорошие плоды. Автору довелось присутство вать на одной из*них. Шел разговор о выполнении лич ных творческих планов, о вкладе ра ционализаторов ко Дню рыбака. В социалистическом обязательст ве, принятом рационализаторами, сказано: разработать н внедрить за год 15 рацпредложений. Обязательство успешно выполня- ется: только за второй квартал вне сено 6 предложений. По-деловому и серьезно подошли рационализаторы к составлению лич ных творческих планов. Приведу не сколько примеров таких планов. _, Необходимость сушки элект рических машин возникает как во время ремонта, так и при эксплуатации их. Сушка элект рических машин в судовых ус ловиях необходима также при попадании в них морской воды или при падении сопротивления изоляции в связи с резкими ко лебаниями температуры и влажности воздуха. Опыт мой ки и сушки электрических ма шин в судовых условиях опи сан в информации ЦБНТИ ММФ «Опыт ремонта гребных электродвигателей при попада нии в них морской воды». Осуществляется сушка греб ных электродвигателей (ГЭД) с целью повышения сопротив ления изоляции. Описываемый метод применялся для ТР ти па «Сибирь» в период их до стройки. При этом методе суш ка осуществлялась от посто роннего источника. Существуют и переносные установки для сушки электри ческих машин, которые могут применяться в судовых услови ях. К ним относится электро калорифер, внедренный на Керченском межколхозном су доремонтном заводе. На Ждановском СРЗ изго товлена и внедрена электриче ская сушильная печь с коакси альными нагревателями, пред назначенными для сушки электрических машин после промывки эмульгатором ОП-7 В Н ИМ А Н ИЮ и пропитки обмоток изоляцион ным лаком. Более подробно с установка ми для сушки и методами ее можно ознакомиться, просмо трев литературу, имеющуюся в научно-технической библиотеке ЦПКТБ. С целью упрощения поиска литературы и сокращения вре мени на него в библиотеке име ется библиографическая справ ка по этому вопросу, состав ленная справочно-информаци онным сектором отдела науч но-технической информации ЦПКТБ. В. ЮНЯБВ, старший инженер отдела на учно-технической информа ции ЦПКТБ. + -к * Переводчики отдела научно- технической информации про изводят обработку технических журналов: «Суда и гавани», «Международные рыболовные новости» и «Методы защиты металлов от коррозии». На ста тьи из этих журналов состав ляются аннотации, которые в виде обзоров рассылаются в службы информации бассей нов страны. В журнале «Суда и гавани» .Ns 4 за 1972 год помещена С П Е Ц И А Л И С Т О В статья «Стерилизация пресной н санитарной воды на борту морских судов с помощью ульт рафиолетовых лучей», где го ворится о таком устройстве, применяемом в ФРГ. Установ ка состоит из фильтра с уголь ными патронами и ультрафио летовыми лампами. Стерили зационная камера может рабо тать при давлении до 10 кг/см3. Имеется схема угольного патро* на и внешний вид установки. В этом же журнале представ ляет интерес статья «Судовые парокотельные установки фир мы «Клайтон», в которой при водятся данные о новой модели котла. Он очень компактен. Ко тел производит .о тонн пара в час, занимает площадь 4,5 кв. м (2.6 — длина, 1,5 — шири на, 2,9 — высота) при общем весе 3500 кг. Паропроизводи- тельность регулируется бессту- пенчато в пределах 20—100 процентов нагрузки, давление пара регулируется выборочно от 4,5 до 10 и 25 кг/см2. Опас ные взрывы почти исключены. Для специалистов-промысло* виков небезынтересна статья «Устройства для подъема н вы борки промысловых катеров на борт судов-фабрик». Особенно стью этого устройства являет ся наличие двойного консольно го мостикового крана, позво ляющего при применении до* полнительных систем тросов уменьшить качку катера, влия ние динамических сил и позво ляющего работать с катерами при волнении в 6 баллов. • Т 4 *- • V ' Большое количество статен этих журналов посвящено кон тейнерным перевозкам и погру зочно-разгрузочным операци ям. Кроме, того, библиотека ЦПКТБ получает аннотирован ные карточки или обзоры по девяти иностранным журналам, переводимым в других бассей нах Министерства рыбного хо зяйства СССР. Со всеми этими материалами можно ознако миться в библиотеке ЦПКТБ (пр. Ленина, 21). г Т. БОГУСЛАВСКАЯ, переводчик отдела научно- технической информации ЦПКТБ. Г ЕРЕВАН. Большая работа по созданию новых машин ведет ся на Ереванском автомобиль ном заводе. На базе микроав тобуса ЕрАЭ-3730, имеющего оригинальную форму, созданы экспериментальный автобус и автомобиль-дача, которые в настоящее. время проходят испытания.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz