Рыбный Мурман. 1972 г. Сентябрь.

Т в о р ч е с т в о новаторов (Окончание. Нач. на 1-й стр.). Это заслуга всего коллектива. Это еще и заслуга новаторов производст­ ва, судовых рационализаторов. Именно от грамотного техническо­ го состояния корабля, от новшеств, применяемых рационализаторами, за­ висит во многом успех коллектива. Большое внимание уделяется экс­ плуатации силовой установки, а так­ же оборудования судна. Ремонтно- профилактические работы выполня­ ются по плану-графику, который со­ ставлен из расчета работы судна по двухгодичному безремонтному циклу. На каждый месяц планируется опре­ деленная работа. Вахтенными механиками ведутся журналы технического состояния, где регистрируется время работы от­ дельных механизмов, а также отме* чается, какие профилактические ме­ роприятия необходимы через опреде­ ленные промежутки времени. Поми­ мо обязательных эксплуатационных журналов и графиков, ведутся жур­ налы протекторной защиты и тепло­ технические. В результате планового ведения дела нет случаев скопления большо­ го объема ремонтно-профилактиче­ ских работ на отдельные месяцы, по­ этому все они производятся в спо* койной обстановке с хорошим каче­ ством. Правда, «узким» местом в эксплуатации силовой установки яв­ ляется необходимость чистки глав­ ного дизеля и генераторов во время короткой стоянки судна на промысле. В этом случае весь объем ремонта выполнить просто невозможно, по­ этому приходится большую часть ра­ бот с главными дизель-генераторами выполнять на ходу судна. Здесь ведется тщательный анализ износа и поломок деталей, после че­ го выносится предложение об улуч­ шен™ условий работы деталей и ме­ ханизмов. В результате многие дета* ли механизмов работают со времени начала эксплуатации судна. Напри­ мер, рамовые и мотылевые подшип­ ники главных двигателей отработали по 15—16 тысяч часов и находятся в хорошем техническом состоянии. Конечно, имелись случаи выкраши­ вания белого металла, но это еди­ ничные случаи. Хорошая работа под­ шипников объясняется тщательным контролем за маслом, принятием срочных мер при первом появлении стальной стружки от поломки шари­ коподшипников (установка магнитов в фильтрах грубой очистки масла всех дизелей). Хорошо работают и передки глав­ ных дизелей, все детали привода из­ нашиваются равномерно. Был слу­ чай, когда передок ГДГ № 2 был вы­ веден из строя. При анализе износа шестерен было выявлено, что поса* дочные места насосов пресной и за­ бортной воды имеют несимметрич­ ную проточку. Был сделан вывод, что агрегатный метод замены штатных насосов запасными на дизелях дол­ жен производиться с тщательной про­ веркой центровки и зазоров в зубча­ том зацеплении. . Хорошо эксплуатируется судовая электростанция. Полностью перебраны электродви­ гатели лебедок, брашпиля, аммиач­ ных компрессоров. , В хорошем техническом состоянии холодильная установка и грузовые устройства. Вовремя производится замена такелажа грузового воору­ жения. . . О судовой организации ВОИР — подробнее. : «Сейчас особое значение: приобре­ тает их деятельность в сфере повы­ шения квалификации, в пропаганде научно-технических знаний и эконо­ мическом образовании трудящихся, в развертывании движения рациона­ лизаторов и изобретателей», — го­ ворил о ВОИРе в своей речи на XV, съезде профессиональных союзов СССР Л. И. Брежнев. Эти слова приняли на судне как программу действия. Судовой совет ВОИР насчитывает 28 человек. Воз­ главляет совет главный механик суд­ на коммунист Павел Васильевич Чер­ няев. И не только возглавляет, но сам является активным пропаганди­ стом технического прогресса, рацио­ нализатором и новатором производств ва. На учет взяты все «узкие» места* Над ними работают, о них думают. Еженедельно рационализаторы соби­ раются на «воировскую пятиминут­ ку». Подытоживаются результаты ра* боты над рацпредложениями, нова­ торы советуются, намечают планы. Эти «пятиминутки» дают хорошие плоды. Автору довелось присутство­ вать на одной из*них. Шел разговор о выполнении лич­ ных творческих планов, о вкладе ра­ ционализаторов ко Дню рыбака. В социалистическом обязательст­ ве, принятом рационализаторами, сказано: разработать н внедрить за год 15 рацпредложений. Обязательство успешно выполня- ется: только за второй квартал вне­ сено 6 предложений. По-деловому и серьезно подошли рационализаторы к составлению лич­ ных творческих планов. Приведу не­ сколько примеров таких планов. _, Необходимость сушки элект­ рических машин возникает как во время ремонта, так и при эксплуатации их. Сушка элект­ рических машин в судовых ус­ ловиях необходима также при попадании в них морской воды или при падении сопротивления изоляции в связи с резкими ко­ лебаниями температуры и влажности воздуха. Опыт мой­ ки и сушки электрических ма­ шин в судовых условиях опи­ сан в информации ЦБНТИ ММФ «Опыт ремонта гребных электродвигателей при попада­ нии в них морской воды». Осуществляется сушка греб­ ных электродвигателей (ГЭД) с целью повышения сопротив­ ления изоляции. Описываемый метод применялся для ТР ти­ па «Сибирь» в период их до­ стройки. При этом методе суш­ ка осуществлялась от посто­ роннего источника. Существуют и переносные установки для сушки электри­ ческих машин, которые могут применяться в судовых услови­ ях. К ним относится электро­ калорифер, внедренный на Керченском межколхозном су­ доремонтном заводе. На Ждановском СРЗ изго­ товлена и внедрена электриче­ ская сушильная печь с коакси­ альными нагревателями, пред­ назначенными для сушки электрических машин после промывки эмульгатором ОП-7 В Н ИМ А Н ИЮ и пропитки обмоток изоляцион­ ным лаком. Более подробно с установка­ ми для сушки и методами ее можно ознакомиться, просмо­ трев литературу, имеющуюся в научно-технической библиотеке ЦПКТБ. С целью упрощения поиска литературы и сокращения вре­ мени на него в библиотеке име­ ется библиографическая справ­ ка по этому вопросу, состав­ ленная справочно-информаци­ онным сектором отдела науч­ но-технической информации ЦПКТБ. В. ЮНЯБВ, старший инженер отдела на­ учно-технической информа­ ции ЦПКТБ. + -к * Переводчики отдела научно- технической информации про­ изводят обработку технических журналов: «Суда и гавани», «Международные рыболовные новости» и «Методы защиты металлов от коррозии». На ста­ тьи из этих журналов состав­ ляются аннотации, которые в виде обзоров рассылаются в службы информации бассей­ нов страны. В журнале «Суда и гавани» .Ns 4 за 1972 год помещена С П Е Ц И А Л И С Т О В статья «Стерилизация пресной н санитарной воды на борту морских судов с помощью ульт­ рафиолетовых лучей», где го­ ворится о таком устройстве, применяемом в ФРГ. Установ­ ка состоит из фильтра с уголь­ ными патронами и ультрафио­ летовыми лампами. Стерили­ зационная камера может рабо­ тать при давлении до 10 кг/см3. Имеется схема угольного патро* на и внешний вид установки. В этом же журнале представ­ ляет интерес статья «Судовые парокотельные установки фир­ мы «Клайтон», в которой при­ водятся данные о новой модели котла. Он очень компактен. Ко­ тел производит .о тонн пара в час, занимает площадь 4,5 кв. м (2.6 — длина, 1,5 — шири­ на, 2,9 — высота) при общем весе 3500 кг. Паропроизводи- тельность регулируется бессту- пенчато в пределах 20—100 процентов нагрузки, давление пара регулируется выборочно от 4,5 до 10 и 25 кг/см2. Опас­ ные взрывы почти исключены. Для специалистов-промысло* виков небезынтересна статья «Устройства для подъема н вы­ борки промысловых катеров на борт судов-фабрик». Особенно­ стью этого устройства являет­ ся наличие двойного консольно­ го мостикового крана, позво­ ляющего при применении до* полнительных систем тросов уменьшить качку катера, влия­ ние динамических сил и позво­ ляющего работать с катерами при волнении в 6 баллов. • Т 4 *- • V ' Большое количество статен этих журналов посвящено кон­ тейнерным перевозкам и погру­ зочно-разгрузочным операци­ ям. Кроме, того, библиотека ЦПКТБ получает аннотирован­ ные карточки или обзоры по девяти иностранным журналам, переводимым в других бассей­ нах Министерства рыбного хо­ зяйства СССР. Со всеми этими материалами можно ознако­ миться в библиотеке ЦПКТБ (пр. Ленина, 21). г Т. БОГУСЛАВСКАЯ, переводчик отдела научно- технической информации ЦПКТБ. Г ЕРЕВАН. Большая работа по созданию новых машин ведет­ ся на Ереванском автомобиль­ ном заводе. На базе микроав­ тобуса ЕрАЭ-3730, имеющего оригинальную форму, созданы экспериментальный автобус и автомобиль-дача, которые в настоящее. время проходят испытания.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz