Рыбный Мурман. 1972 г. Сентябрь.

ПРОЛЕТАРИИ ВСЕХ СТРАН. СОЕДИНЯЙТЕСЬ! годовой! - Многие коллективы судов Мурманского сельдяного флота, успешно претворяя в жизнь ре­ шения XXIV съезда КПСС, хо­ рошо справляются с програм­ мой, намеченной на второй год девятой пятилетки. К 25 сен­ тября в «Мурмансельди» спра­ вились с годовым планом 20 экипажей: двух БМРТ, одного среднего рефрижераторного траулера, четырнадцати СРТ и ♦рех сейнеров. С промысла поступают радио­ граммы о трудовых победах ры­ баков. Вот одна из них, подпи­ санная капитаном тов. Козлов- цевым В. А.: «Соревнуясь за достойную встречу 55-й годовщины Вели­ кого Октября и 50-летия со дня Образования СССР, коллектив Нашего СРТ-4226 «Капитан Арбузов» досрочно завершил родовой план и принятые в честь >тих знаменательных дат обяза- 'ельства. Экипаж дает слово к концу рейса, 3 октября, добыть jLOOO центнеров рыбы. Пример самоотверженного труда показывают: старший штурман Корнеев В. В., второй механик Кобец А. А., началь­ ник радиостанции Бережков Ю. В., старший мастер лова Нценко Д. Ф„ боцман Опарин В. М., матрос первого класса Белезяк С. И., повар Логшин А. А.». СЕМГА ВЫРАСТЕТ ДОМА Рыбоводы Княжегубского за­ вода пачалн опытные работы по выращиванию товарной сем­ ги. Как это будет выглядеть? Построен большой водоем объе­ мом в 500 кубических метров для морской воды, которая бу­ дет подаваться в так называе­ мые выростные сооружения. Обычно семга выращивается в этих сооружениях до трехлетне­ го возраста, затем выпускается в море. Опыты же Княжегубско­ го завода предусматривают вы­ ращивание семги до товарного вида непосредственно в водое­ мах рыбозавода. гжш ш Т р а н с п о р т н ы й рефри­ жератор «Иван Шишкин» — одно из судов «Сев- рыбхолодфлота». 1972 год — это уже шестой год с того вре­ мени, когда ТР сошел со стапе­ лей Николаевского судострои­ тельного завода, пришел в свой порт приписки — Мурманск и начал бороздить водные просто­ ры. Сделанные за это время рейсы — славные вехи на тру* ТОИМОСТЬ С У ДНА О К У П Л Е Н А ! довом пути экипажа. Он неод­ нократно являлся победителем общефлотского социалистиче­ ского соревнования, награждал­ ся вымпелами Министерства рыбного хозяйства СССР. Эки­ пажу ТР присвоено высокое звание коллектива коммунисти­ ческого труда, за первый квар­ тал этого года ему присуждено переходящее Красное знамя шанского горкома КПСС. !егодня экипаж первым сре­ ди коллективов однотипных су­ дов выполнил принятое обяза­ тельство: досрочно за счет Mypi С сверхплановой прибыли окупил стоимость судна н уже имеет свыше 100 тысяч рублей сверх этого. Важную роль здесь сыграло продление эксплуатационного периода, сокращение рейсообо- ротов, Вперспективе—разноглубиныйсРТ Апока-только разговоры... Ч ЕТЫРНАДЦАТЬ’ тонн рыбы наловил за двух­ месячный рейс экипаж РТ-222 «Красногвардейски. Третий помощник капитана Леонид Шляхтенко, расска­ зывая об этом, не мог удер­ жаться от улыбки. А мне всполйшлась старая . флот­ ская шутка о судне,"которое по возвращении с моря с та­ ким грузом поставили не к причалу, а на якорь на рейд. Морякам пообещали: — Когда съедите рыбу, тогда и ошвартуетесь. Шутка шуткой, а штур­ ман улыбался от смущения, что корабль как ушел из пор­ та с пустыми трюмами, так и вернулся. Заранее огово­ рюсь: ни один.из 40 промыс­ ловиков «Красногвардейская в этом не виноват. Да и ни* кто не виноват. Иная цель, не рыбная ловля, была у эки­ пажа. Однако «четырна­ дцать тонн» имеют прямое отношение к теме корреспон­ денции. РТ-222 принадлежит тра­ ловому флоту. Флот обеспе­ чивает материально-техниче­ ское снабжение, кадры, а в оперативном подчинении траулер у ЦПКТБ главка «Севрыба». Это значит, что он используется бюро по его усмотрению. В том двухме­ сячном плавании определя­ лись параметры разноглубин­ ного трала в работе, обраба­ тывалась схема пелагическо­ го лова на РТ, решались дру* гие вопросы, связанные с этим. Одним словом, «Крас- ногвардейск» — экспери­ ментальный «бортовик», при­ способленный для разноглу­ бинного промысла. . Раньше траловый флот для этой же цели выделял РТ №JN£ 180, 185. В общей сложности проблемой разно­ глубинного лова с «бортови- ка» занимаются несколько лет. Эксплуатационники вправе потребовать различ­ ных рекомендаций по веде­ нию такого лова, техниче­ скую документацию на тра­ ловое вооружение. Тем бо­ лее, что существует договор между соответствующим от­ делом ЦПКТБ и флотом, в котором ясно написано: пела­ гический трал для добычи мойвы с РТ должен быть пе­ редан в 1970 году. Пока его нет. Обусловлены договор­ ные сроки и по передаче флоту пелагического трала для других пород рыб. Но и его на тот день, когда пи­ сался этот материал, также не получили промысловики. Руководителю отдела ЦПКТБ Николаю Александ­ ровичу Батурову я задал воп­ рос: «Как обстоит дело с ре­ шением «разноглубинной» проблемы?». Последовал от­ вет: «Проблема сложная. Как и в другой подобной орга­ низации, мы работаем по плану. Фактически сейчас флоту переданы инструкции по работе с разноглубинным тралом на РТ и все осталь­ ное». Я уточнил: — Если тралфлот устано­ вит завтра на судах приборы для ведения промысла в пе- лагиале, то они могут уже приступить к добыче рыбы? Николай Александрович подтвердил. Иное мнение по этому воп­ росу у старшего инженера отдела добычи тралового флота Леонида Михайловича Серова. — Инструкции нам при­ слали в черновике, а техни­ ческой документации на трал вообще не выдали. На днях, обещают, все будет отпеча­ тано. Только напомню: срок передачи кончается через три дня (.разговор происходил 26 сентября). Но если кон­ структоры и уложатся в не­ го, то все равно этого мало. А суть вот в чем. Соглас­ но договору ЦПКТБ обязано сдать свою работу и доказать целёсообразность, эффектив­ ность ее. Другими словами, вооружив РТ разноглубин­ ным тралом, надо сделать ходя бы несколько полноцен­ ных тралений. Но пока об этом и разговора не может быть. Тут и вспомним о четырна- , дцатитонном улове, который взяли моряки «Красногвар- дейска» за два месяца. Даже несведущему в рыбацких де­ лах человеку ясно: подобное доказательство не в пользу разноглубинного . промысла на «бортовнке». Но это до­ казательство и не надо при­ нимать во внимание. «Красногвардейск» в то плавание направили в район Гебридских островов, где ожидали концентрации сель­ ди и скумбрии в пелагиале. Но их не было. Вернее, как говорили мне на траулере, их не искали. Трал спускали в любом месте, решая при этом иные задачи, проверять эффективность схемы, види­ мо. не входило в планы. В минувшем рейсе, длив­ шемся 23 суток, судно нахо­ дилось на донном(!) траловом промысле в Баренцевом мо­ ре. Уже сам вид лова свиде­ тельствует, что на этот раз совсем никаких «разноглу­ бинных» вопросов не реша­ лось. Траулер ^вернулся в порт по аварии: «полетел» вал траловой лебедки. С 14 по 26 сентября ремонтом его не занимались. И до 10 октября не будут заниматься — суд­ но поставят на бочку. А сколько еще после этого займет ремонт? Специалисты пессимистично заявляют: «Месяц, полтора, а то и боль­ ше. Знаем, как ремонтиру­ ют». Вывод напрашивается про­ стой: и к декабрю, даже имея техническую документацию на траловое вооружение, ин­ струкции по работе с ‘разно­ глубинным орудием лова, * промысловики не смогут за­ няться таким ловом. Может, есть другой вы­ ход? — Придется, каК всегда, обходиться’ своими силами, — резюмирует тов. Серов. — На «Красногвардейск» — плохая надежда. Тов. Серов, видимо, имел в виду предполагавшийся ввод в строй разноглубин- ников РТ №№ 319 й 321. По возвращении в октябре с мо­ ря на них будут установле­ ны приборы ФНР-50. Что ж, это более реально. Но вот решение другого вопроса — оборудование до конца года еще семи РТ такими прибо­ рами — под сомнением. При­ боров нет, нет и надежды, что их получат. Разноглубинный промы­ сел с «бортовиков» — перс­ пективное и нужное дело. Считают, что суда типа «Му­ ром» останутся в эксплуа­ тации и после 1975 года. Значит, можно и нужно де­ лать на-них ставку. В. СЕРГЕЕВ. О шж и з У ш б ы З НАКОМЬТЕСЬ: Останин Вениамин Андреевич, водитель тягача Умбского рыбозавода. Дисциплинированный ра­ ботник, принципиальный коммунист. Сам трудится доб­ росовестно и требует этого от других. В жаркое время осенней путины он постоянно направлялся на побережье на перевозку рыбы, и всегда его работой рыбаки были довольны. На втором снимке (слева направо): Кострова Файна Изоси- мовна, Дуркина Анна Ивановна, Девяткина Александра Мака­ ровна, Парамонова Серафима Павловна, Кострова Людмила Александровна. Самая старшая из них — С. П. Парамонова: работает на ры­ бозаводе с 1947 года, а самая младшая — Люда Кострова, кото­ рая первый год трудится на этом предприятии, учится у вете­ ранов. Все они очень старательные, трудолюбивые женщины, хорошо знают свое дело и стремятся к тому, чтобы рыбопродук­ ция шла только лучшими сортами. Фото Л. Кузнецовой.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz