Рыбный Мурман. 1972 г. Сентябрь.

ПЕРВЫЙ РЕЙС ФЛАГМАИА tl ! 1111111111111 ill 11111111i11111111111111111111111111111111111i11111111111111iIii1111111ii1111111111111111111i1111111111111>111111111111111111!111111III11111111111111111■ 1111i111111111111111111111i1111 Спешит РДС к «Востоку» — кораблю-гиганту. О его размерах можно судить по снимку справа. На борту базы виден один из траулеров-ловцов. С ВЫСОТЫ ВОСЬМОГО ЭТАЖА Ильичевский рыбный порт, где ошвартовалась после первого своего плавания рыбопромысловая база «Восток», не имеет ничего общего с Мурман­ ским родственным предприятием. Масштабы, техни­ ка, протяженность причальной линии — все не то. Здесь, в Ильичевске, собственно, и порта-то еще не чувствуется: он только строится. Единственной при­ мечательностью его в то время, когда я оказался там, был «Восток». По корме стояли два-три корпу­ са, но база их затмила, да и сами по себе они каза­ лись обычными, маленькими посудинами. Собственно, издали и база выглядела не такой уж громадиной, как можно было представить. Ее размеры на глаа не слишком расходились с габари­ тами, например, ПР типа «Даурия». Но это только издали и на глаз. Оказавшись на борту и пройдя по судовым помещениям, невольно убеждаешься, что первое впечатление обманчиво. А знакомство мое началось, как и водится, с трапа. Вахтенная служба в лице Николая Кравцова незамедлительно потребовала документ, удостове­ ряющий личность, ничуть не удивилась интересу мурманчанина к «Востоку» (в рейс выходило более ста человек — представители предприятий страны, врачи, журналисты. Кого после этого удивишь ви­ зитом еще одного гостя). По селектору «трап» свя­ зался с «мостиком», вызывая нужного мне человека. Вахтенная служба у трапа—что дежурство у про­ ходной завода. Николай Кравцов, как мне показа­ лось, осуществлял только уже упомянутую связь, кроме него, здесь находились вахтенный помощник капитана, еще один вахтенный из числа рядового состава. У трайа проверяли документы у тех, кто приходил на борт и кто списывался с судна. Дина­ мики, установленные во всех’служебных и жилых помещениях, разносили распоряжения-приглашения кому-то прибыть к трапу — ждут родственники, служебные дела, кому-то следовало позвонить по судовому телефону. Раздавались команды по внут­ ренней службе. От трапа все сведения поступали на мостик, где несли дежурство еще вахтенные помощники капитана. Через них-то и осуществля­ лось все руководство службой. Не дождавшись вызываемого лица, Николай Кравцов «прикрепил» меня к кому-то из моряков. — Иди, проводи товарища, покажи, — напутст­ вовал он. — Начинай с мостика. И мы двинули на мостик длинным коридором. По обе стороны его — каюты. Не помню уже, какая это была палуба по счету, а переведя на сухопут­ ный язык — этаж, но когда мы подошли, опять же по-сухопутному, к этажной клети, мой проводник сказал: • — Мостик на одиннадцатой палубе. В море, чтобы подняться сюда и на другие этажи- палубы, работает лифт. Сейчас на пульте вызова горел красный сигнал «занято»: лифтом в стоянку какое-то время не пользовались. Одиннадцатая палуба... Взглянув с крыла мости­ ка вниз, ощущаешь, что это такое. Мне показалось, что я смотрю с высоты восьмого этажа. Впрочем, так оно и есть. Чисто физические размеры базы не дают повода для сомнений. Длина ее — 224 метра, высота от киля до клотика — 64 — не менее двад­ цати этажей. ' Моим гидом на мостике стал Анатолий Рябоконь. В рейс он ходил рулевым, набирал плавательный ценз после окончания Ленинградской мореходки. В стоянку оформил нужные документы, получит те­ перь рабочий диплом, и можно позавидовать, что пе­ ред самостоятельной штурманской службой прошел хорошую практику на «Востоке». Анатолий знал, что особо подчеркнуть, знакомя меня с техникой, установленной в рулевой рубке. Конечно, в первую очередь — с радиолокационным комплексом. Он так и сделал' Подводя от одного прибора к другому, со знанием дела объяснял, не за­ бывая подчеркивать, что вот это нигде не стоит, только на «Востоке»; Р В комплекс входят две радиолокационные стан­ ции, электронновычислительная машина — основ­ ные приборы его. С гордостью Анатолий сказал: «Они решают задачи по расхождению судна одно­ временно с двумя целями. Обнаружив на дистанции 64 мили, такова дальность действия локаторов, це’ ли, ЭВМ выдает необходимые команды: на сколько градусов изменить курс и сбавить ход, чтобы разой­ тись безопасно. Обычно на всех судах эту задачу решает вахтенный штурман». Еще одна'новинка: автоматический указатель вы­ травленного якорного каната. Не звенят теперь склянки на «Востоке» при постановке его на якорь, сообщая, сколько ушло в воду якорной цепи. Штур­ ман знает это н без доклада боцмана. Рулевая рубка — обширное помещение, разде­ ленное переборкой на три части. Собственно рубка, штурманская и диспетчерский пункт по управлению рыбодобывающими судами. Их четырнадцать: «Во­ сток-1» — «Восток-14». В диспетчерском пункте во время лова постоянно дежурят два помощника ка­ питана по промыслу. К их услугам радиомаяк «Вол­ га», УКВ. Радиомаяк «пишет» на экране не только очертания «малюток», но и их порядковые номера, позволяет определить, идет ли РДС с тралом или же на переходе. С пункта поступают все распоря­ жения о передислокаций, о завершении промысла и т. д. Радиус действия радиомаяка — двадцать пять миль. РДС УХОДЯТ ЗА РЫБОЙ На базе, если речь заходила о промысле, постоян­ но слышалось незнакомое сочетание: «РДС» — рыбодобывающее судно. Ласково — «малютка». Они и впрямь столь малы, столь кажутся беспомощ­ ными на фоне громадной матки, эти «Востоки» с по’ рядковыми номерами от первого до четырнадцато­ го, словно- утиный выводок под крылом кряквы. Впервые о «малютках» мне рассказал вахтенный Николай Кравцов, моторист РДС «Восток-13». Все­ го в экипаже пять человек. Кроме моториста, ка­ питан, старший механик, тралмейстер, матрос. При постановке орудий лова капитан — на*йостике, «дед» — у механизмов, остальные трое заняты на палубе. Так что Николая можно было считать и до­ бытчиком. — На ловцах все удобства для работы, — говорил он, — но качает их жуть как. Нет привычной качки — килевой или бортовой — сплошная хаотическая пляска на волне, впрямь поплавок. По этой причине нельзя промышлять при волнении свыше шести баллов. И скорость траления маленькая, и физиче­ ски трудно. С нами были врачи, которые занимались меди­ ко-биологическим анализом состояния членов экипа­ жа РДС. Так вот они определили: в хорошую погоду моряк на «малютке» за сутки теряет в весе полкн- лограмма. При шторме — килограмм. Отойдя от базы, ловец в течение суток ведет про­ мысел, затем возвращается назад, сдает добычу, смена экипажа, и снова курс — за рыбой. Из четыр­ надцати РДС на лову постоянно должно быть две­ надцать, обеспечивая матку сырьем. (За сутки она может переработать 300 тонн). Два — впрофилак- . тике. . Здесь я сделаю небольшое отступление. Коллек­ тив «Востока» подразделен на службы: общесудовая (штурманский состав, боцманская команда и т. п.), служба главного механика, производственная служ­ ба, служба добычи. У каждой — своя структура, за­ дачи, руководство, как у каждого цеха на большом заводе. Даже стенные газеты здесь выпускают по службам. ■В стенгазете добытчиков я прочитал такие циф­ ры. За 85 промысловых суток * РДС выловлено 18.2 тысячи центнеров, в том числе-2,6 тысячи ко­ шельковыми неводами, 1,5 — разноглубинными и 4.2 — донными тралами. Самый лучший результат при использовании близнецовых орудий лова — 9,9 тысячи центнеров. ; В среднем добыча на одну «малютку» составила 1300-центнеров, хотя «Восток-3» взял 21119, «Во­ сток-7^ — 1699 и «Восток-2» — 1608 центнеров. При знакомстве с рулевой рубкой я встретил там капитана «Востока-9» Виктора Дмитриевича Хлеб­ никова, несшего вахту согласно распределению обя­ занностей при стоянке в порту. До перехода на базу он работал на судах типа «Атлантик», бывал в тех районах, в которых в про­ мыслово-экспериментальном рейсе находилась и ба­ за — от 10 до 18 градусов северной широты Атлан­ тического океана. Так что в этом смысле для него ничего не было нового. Зато много впечатлений < РДС. — Нам предстояло освоить их. Виды лова: до; ным, разноглубинным, близнецовыми тралами, кг шельком, на электросвет. Поисковую технику,-а на «малютках» ее много. Новая аппаратура, «Ленин­ град», например, с помощью которой можно опреде­ лять глубину, температуру воды, величину раскры­ тия трала. Она используется при разноглубинное лове. Для двусторонней связи стоит станция. Выйдя в нужный район, база ложится в дрейф «Востоки» один за другим отправляются за рыбе По обстановке применяют те или иные орудия лО На поиск концентраций уходит и вертолет. С егс# мощью ведут промысел кошельковыми невод. Кстати, они дают неплохой эффект. Экипажи ий ! за замет до 20 тонн. Но у кошельков высота с ки мала — 50 метров. Предполагают, что с ее уъе* личением РДС значительно увеличат вылов. По ходу промысла, зная результаты работы груп­ пы, диспетчерская группа базы дает распоряжение перейти на другое место, характеризует поведение рыбы, какие применять «ловушки». Кроме того, каждый «Восток» может связаться с любым судном, работающим рядом, и принять нужное решение. Ка­ питан Хлебников говорил, что ему не раз доводилось Улов на борту «Востока», Ц один из его «авторов». — тралмейстер Вадим Юшков. Внизу —| идет настройкд. оборудования консерв­ ного цеха. обмениваться информацией С мурманскими промыс­ ловиками — капитанами СРТ Шурмансельди», РТ тралового флота. Специфичны условия работы на РДС. Но после трудной суточной вахты моряки vb полной мере мо­ гут отдохнуть на матке. Здесь кинозал на 160 мест, медицинский комплекс, библиотека с шестью тыся­ чами томов книг, плавательный бассейн, двух-четы- рехместные каюты. «ТАКОГО Я НЕ ВИДЕЛ ДАШЕ НА БЕРЕГУ» О приходе базы «Восток» в Ильичевскин порт со­ общили «Известия», В маленькой информации при­ водилась огромная цифра — свыше ?рех миллио­ нов. Столько банок консервов из ставриды, скумб­ рии, бланшированной сардинеллы было выработано в рейсё. _

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz