Рыбный Мурман. 1972 г. Сентябрь.
ПЕРВЫЙ РЕЙС ФЛАГМАИА tl ! 1111111111111 ill 11111111i11111111111111111111111111111111111i11111111111111iIii1111111ii1111111111111111111i1111111111111>111111111111111111!111111III11111111111111111■ 1111i111111111111111111111i1111 Спешит РДС к «Востоку» — кораблю-гиганту. О его размерах можно судить по снимку справа. На борту базы виден один из траулеров-ловцов. С ВЫСОТЫ ВОСЬМОГО ЭТАЖА Ильичевский рыбный порт, где ошвартовалась после первого своего плавания рыбопромысловая база «Восток», не имеет ничего общего с Мурман ским родственным предприятием. Масштабы, техни ка, протяженность причальной линии — все не то. Здесь, в Ильичевске, собственно, и порта-то еще не чувствуется: он только строится. Единственной при мечательностью его в то время, когда я оказался там, был «Восток». По корме стояли два-три корпу са, но база их затмила, да и сами по себе они каза лись обычными, маленькими посудинами. Собственно, издали и база выглядела не такой уж громадиной, как можно было представить. Ее размеры на глаа не слишком расходились с габари тами, например, ПР типа «Даурия». Но это только издали и на глаз. Оказавшись на борту и пройдя по судовым помещениям, невольно убеждаешься, что первое впечатление обманчиво. А знакомство мое началось, как и водится, с трапа. Вахтенная служба в лице Николая Кравцова незамедлительно потребовала документ, удостове ряющий личность, ничуть не удивилась интересу мурманчанина к «Востоку» (в рейс выходило более ста человек — представители предприятий страны, врачи, журналисты. Кого после этого удивишь ви зитом еще одного гостя). По селектору «трап» свя зался с «мостиком», вызывая нужного мне человека. Вахтенная служба у трапа—что дежурство у про ходной завода. Николай Кравцов, как мне показа лось, осуществлял только уже упомянутую связь, кроме него, здесь находились вахтенный помощник капитана, еще один вахтенный из числа рядового состава. У трайа проверяли документы у тех, кто приходил на борт и кто списывался с судна. Дина мики, установленные во всех’служебных и жилых помещениях, разносили распоряжения-приглашения кому-то прибыть к трапу — ждут родственники, служебные дела, кому-то следовало позвонить по судовому телефону. Раздавались команды по внут ренней службе. От трапа все сведения поступали на мостик, где несли дежурство еще вахтенные помощники капитана. Через них-то и осуществля лось все руководство службой. Не дождавшись вызываемого лица, Николай Кравцов «прикрепил» меня к кому-то из моряков. — Иди, проводи товарища, покажи, — напутст вовал он. — Начинай с мостика. И мы двинули на мостик длинным коридором. По обе стороны его — каюты. Не помню уже, какая это была палуба по счету, а переведя на сухопут ный язык — этаж, но когда мы подошли, опять же по-сухопутному, к этажной клети, мой проводник сказал: • — Мостик на одиннадцатой палубе. В море, чтобы подняться сюда и на другие этажи- палубы, работает лифт. Сейчас на пульте вызова горел красный сигнал «занято»: лифтом в стоянку какое-то время не пользовались. Одиннадцатая палуба... Взглянув с крыла мости ка вниз, ощущаешь, что это такое. Мне показалось, что я смотрю с высоты восьмого этажа. Впрочем, так оно и есть. Чисто физические размеры базы не дают повода для сомнений. Длина ее — 224 метра, высота от киля до клотика — 64 — не менее двад цати этажей. ' Моим гидом на мостике стал Анатолий Рябоконь. В рейс он ходил рулевым, набирал плавательный ценз после окончания Ленинградской мореходки. В стоянку оформил нужные документы, получит те перь рабочий диплом, и можно позавидовать, что пе ред самостоятельной штурманской службой прошел хорошую практику на «Востоке». Анатолий знал, что особо подчеркнуть, знакомя меня с техникой, установленной в рулевой рубке. Конечно, в первую очередь — с радиолокационным комплексом. Он так и сделал' Подводя от одного прибора к другому, со знанием дела объяснял, не за бывая подчеркивать, что вот это нигде не стоит, только на «Востоке»; Р В комплекс входят две радиолокационные стан ции, электронновычислительная машина — основ ные приборы его. С гордостью Анатолий сказал: «Они решают задачи по расхождению судна одно временно с двумя целями. Обнаружив на дистанции 64 мили, такова дальность действия локаторов, це’ ли, ЭВМ выдает необходимые команды: на сколько градусов изменить курс и сбавить ход, чтобы разой тись безопасно. Обычно на всех судах эту задачу решает вахтенный штурман». Еще одна'новинка: автоматический указатель вы травленного якорного каната. Не звенят теперь склянки на «Востоке» при постановке его на якорь, сообщая, сколько ушло в воду якорной цепи. Штур ман знает это н без доклада боцмана. Рулевая рубка — обширное помещение, разде ленное переборкой на три части. Собственно рубка, штурманская и диспетчерский пункт по управлению рыбодобывающими судами. Их четырнадцать: «Во сток-1» — «Восток-14». В диспетчерском пункте во время лова постоянно дежурят два помощника ка питана по промыслу. К их услугам радиомаяк «Вол га», УКВ. Радиомаяк «пишет» на экране не только очертания «малюток», но и их порядковые номера, позволяет определить, идет ли РДС с тралом или же на переходе. С пункта поступают все распоря жения о передислокаций, о завершении промысла и т. д. Радиус действия радиомаяка — двадцать пять миль. РДС УХОДЯТ ЗА РЫБОЙ На базе, если речь заходила о промысле, постоян но слышалось незнакомое сочетание: «РДС» — рыбодобывающее судно. Ласково — «малютка». Они и впрямь столь малы, столь кажутся беспомощ ными на фоне громадной матки, эти «Востоки» с по’ рядковыми номерами от первого до четырнадцато го, словно- утиный выводок под крылом кряквы. Впервые о «малютках» мне рассказал вахтенный Николай Кравцов, моторист РДС «Восток-13». Все го в экипаже пять человек. Кроме моториста, ка питан, старший механик, тралмейстер, матрос. При постановке орудий лова капитан — на*йостике, «дед» — у механизмов, остальные трое заняты на палубе. Так что Николая можно было считать и до бытчиком. — На ловцах все удобства для работы, — говорил он, — но качает их жуть как. Нет привычной качки — килевой или бортовой — сплошная хаотическая пляска на волне, впрямь поплавок. По этой причине нельзя промышлять при волнении свыше шести баллов. И скорость траления маленькая, и физиче ски трудно. С нами были врачи, которые занимались меди ко-биологическим анализом состояния членов экипа жа РДС. Так вот они определили: в хорошую погоду моряк на «малютке» за сутки теряет в весе полкн- лограмма. При шторме — килограмм. Отойдя от базы, ловец в течение суток ведет про мысел, затем возвращается назад, сдает добычу, смена экипажа, и снова курс — за рыбой. Из четыр надцати РДС на лову постоянно должно быть две надцать, обеспечивая матку сырьем. (За сутки она может переработать 300 тонн). Два — впрофилак- . тике. . Здесь я сделаю небольшое отступление. Коллек тив «Востока» подразделен на службы: общесудовая (штурманский состав, боцманская команда и т. п.), служба главного механика, производственная служ ба, служба добычи. У каждой — своя структура, за дачи, руководство, как у каждого цеха на большом заводе. Даже стенные газеты здесь выпускают по службам. ■В стенгазете добытчиков я прочитал такие циф ры. За 85 промысловых суток * РДС выловлено 18.2 тысячи центнеров, в том числе-2,6 тысячи ко шельковыми неводами, 1,5 — разноглубинными и 4.2 — донными тралами. Самый лучший результат при использовании близнецовых орудий лова — 9,9 тысячи центнеров. ; В среднем добыча на одну «малютку» составила 1300-центнеров, хотя «Восток-3» взял 21119, «Во сток-7^ — 1699 и «Восток-2» — 1608 центнеров. При знакомстве с рулевой рубкой я встретил там капитана «Востока-9» Виктора Дмитриевича Хлеб никова, несшего вахту согласно распределению обя занностей при стоянке в порту. До перехода на базу он работал на судах типа «Атлантик», бывал в тех районах, в которых в про мыслово-экспериментальном рейсе находилась и ба за — от 10 до 18 градусов северной широты Атлан тического океана. Так что в этом смысле для него ничего не было нового. Зато много впечатлений < РДС. — Нам предстояло освоить их. Виды лова: до; ным, разноглубинным, близнецовыми тралами, кг шельком, на электросвет. Поисковую технику,-а на «малютках» ее много. Новая аппаратура, «Ленин град», например, с помощью которой можно опреде лять глубину, температуру воды, величину раскры тия трала. Она используется при разноглубинное лове. Для двусторонней связи стоит станция. Выйдя в нужный район, база ложится в дрейф «Востоки» один за другим отправляются за рыбе По обстановке применяют те или иные орудия лО На поиск концентраций уходит и вертолет. С егс# мощью ведут промысел кошельковыми невод. Кстати, они дают неплохой эффект. Экипажи ий ! за замет до 20 тонн. Но у кошельков высота с ки мала — 50 метров. Предполагают, что с ее уъе* личением РДС значительно увеличат вылов. По ходу промысла, зная результаты работы груп пы, диспетчерская группа базы дает распоряжение перейти на другое место, характеризует поведение рыбы, какие применять «ловушки». Кроме того, каждый «Восток» может связаться с любым судном, работающим рядом, и принять нужное решение. Ка питан Хлебников говорил, что ему не раз доводилось Улов на борту «Востока», Ц один из его «авторов». — тралмейстер Вадим Юшков. Внизу —| идет настройкд. оборудования консерв ного цеха. обмениваться информацией С мурманскими промыс ловиками — капитанами СРТ Шурмансельди», РТ тралового флота. Специфичны условия работы на РДС. Но после трудной суточной вахты моряки vb полной мере мо гут отдохнуть на матке. Здесь кинозал на 160 мест, медицинский комплекс, библиотека с шестью тыся чами томов книг, плавательный бассейн, двух-четы- рехместные каюты. «ТАКОГО Я НЕ ВИДЕЛ ДАШЕ НА БЕРЕГУ» О приходе базы «Восток» в Ильичевскин порт со общили «Известия», В маленькой информации при водилась огромная цифра — свыше ?рех миллио нов. Столько банок консервов из ставриды, скумб рии, бланшированной сардинеллы было выработано в рейсё. _
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz