Рыбный Мурман. 1972 г. Сентябрь.

V Фл а г ма н флота рыбной промышленности „Восток" Да, флагман рыбопромыслового флота — в строю! «Восток» —• детище корабелов Ленинграда, но строила его вся страна. Это и понятно: современный корабль — средоточие достижений науки й техники, мастерства инженеров и рабочих. Мы постоянно информпровали читателей о «Востоке»: его строительстве, ходовых испытаниях, выходе в первый эксперимен­ тальный рейс. Капитан-директором на этом корабле бывший тру­ женик «Мурманседьди» Игорь Алексеевич Баранов. Мы обратились к нему с просьбой рассказать о работе на флагмане. Он охотно ответил. Корреспонденцию И. А. Баранова и первого помощника капитана В. Садовникова «Восток» в океане» мы опубликовали 12 июля с. г. с Сегодня читайте еще один репортаж о том, как начинался этот интересмый рейс. В одном из ближайших номеров мы опубликуем материал наше­ го корреспондента Виктора Хряшкова, побывавшего недавно в Одессе на борту «Востока». Даже в открытом океане «Восток» производит внушительное впечатление. П Е Р В Ы Й У Л О В ...Все с нетерпением ждали того часа, когда на­ чнут работать механизмы рыбзавода. Их опробова­ ли, уже на холостом ходу, но нас волновало одно: как поведет себя техника в обычных рабочих усло­ виях. И вот мы в районе промысла. Один за другим по­ кидают свои места на борту малютки — рыбодобы­ вающие суда. Бережно спущенные на воду, они как бы не спешат в голубые просторы Атлантики: под боком у базы спокойнее. Но отходит один, за ним второй. Почти тысяча пар глаз с волнением наблюдают за ними. Малютки «выплясывают» на воде что-то акробатическое. rMrw?710 четыРе Дня- И вот радостная новость: «РДС-8» доставил на базу первый улов!». Сразу прибавилось забот у всех служб. Механики, мастера, наладчики, рабочие — все спешили испытать свои силы на рабочем месте. \ Один за другим подходят к борту РДС с дарами океана. Первые потрошеные тушки, первая мороз­ на. Все в движении, все становится на свои места. Вот только задержка с консервами. Проходит еще «сколько суток. Опробованы различные орудия това. Экипажи судов-ловцов учатся, осваивают 'ложную технику. Наконец, еще одна радостная вес'гь: уравнение с юследним неизвестным решено: в 11 часов 15 ми- ‘ гут по местному времени капитан РПФ И. А. Ба-' >анов получает долгожданный подарок консервного Чеха — первый ящик консер(вов. В первые дни промысла мне удалось побывать ia борту РДС-8. И сразу ощутил обманчивое спо- юйствие океана. Казалось, кто-то подшутил: «зем- iyio твердь» базы подменили чем-то-неопределенным юд ногами, линия горизонта потеряла свою класси­ ческую форму. Это была диагональ, вертикаль, все, что угодно, но не горизонт. Капитан Виктор Л щук сказал; .«Идем на лов», Ходовай рубка до отказа забита умной техникой. Можно померяться силами с океаном, имея такое оснащение*. Первая постановка трала. Все четко выполняют команды капитана. Люди удивительно хорбшо по­ нимают друг друга без слов. Одни жесты, скупые, выразительные. Даже если и надо что-то сказать, то не всегда слышишь собственный голос. Трал пошел. Впереди 1,5—2 часа свободного вре­ мени. Члены экипажа занимаются камбузным де­ лом. Снизу, из кубрика уже доносятся ароматные запахи тушеного мяса. Помещение небольшое, 7,7 квадратных метра, но оборудовано всем необходи­ мым. Ребята шутят: «Жить нельзя, но работать можно!». Четыре спальных места, стол с откидными крыльями, два сифона для газированной воды. Холо­ дильник «Минск-4», электроплита с герметичными судками для быстрой варки пищи, жаровня — все это еще раз подчеркивает заботу об экипаже и изо­ бретательность конструкторов. Меню сегодня простое: жаркое с картофелем, кол­ баса вареная свиная, лук, мелко покрошенный с маслом, хлеб'с маслом и сыром и чай. Поварская вахта в составе тралмейстера Юшкова Вадима и мастера на все руки (по рекомендации ка­ питана и остальных членов экипажа) матроса перво­ го класса Владимира Дяченко обещает нам делика­ тесы впереди. После выборки трала — обязательно вареные креветки. С удивительной проворностью мы все расправ­ ляемся с трудами поваров, и для них этот пустею­ щий стол, кажется, выше всех похвал. •ч . Раздаются короткие звонки, зовущие всех на-‘ верх. Опять мало слов, только жесты. У штурвала капитан, механик — у пульта управ­ ления лебедок. На кррме атлетическая, немного грузноватая фигура тралмейстера с приподнятыми кверху руками и напряженная поза матроса Дячен­ ко. Моторист — в ревущей всеми своими 600 сила­ ми преисподней — в машинном отделении. Теперь суденышком командует тралмейстер. Начинается выборка трала... Появляются кухтыли на вспененной поверхности океана. И вот над палубой куток, полный рыбы. Ре­ бята сразу остерегают от близкого знакомства с му­ ренами и сомиками. Поражает многообразие красок, оттенков, тональностей. Всеми цветами радуги иг­ рает палуба РДС в лучах заходящего солнца. И настроение у всех тоже приподнятое. Напряже­ ние суток спадает, труды — три-четыре траления — не пропали даром: рыбой заполнены все четыре приемные ванны. Заполнены и два бачка с камбуза. Только не ры­ бой, а креветками. Нет (да простят меня одесситы), это далеко не одесские рачки! Должное их вкусо­ вым качествам все отдавали молча, с туго набитыми ртами. Уже после выяснил, что отваривают их в крутом рассоле. Команда приступает к приборке. Окатывается па­ луба чистой, водой. Обтираются загрязненные за вре­ мя работы поверхности. Курс РДС-8 — на базу. Снова будет смена вахт. И новая отважная пятер­ ка (таков экипаж малютки) сменит своих друзей. И снова — траление за тралением. А через сутки — двое начнут испытывать близнецовый способ лова: новые проблемы, новые возможности. П. ПРЕЖЕГОЛИНСКИИ, машинист РПФ «Восток». „Бриз“ иа суше и на воде «Брнз» — так назвали рационализаторы одного нз ле­ нинградских заводов построенный имн на базе серийно выпу­ скаемых советской промышленностью аэросаней оригинала, нык аппарат на воздушной подушке. Он предназначен для поездок на небольшие расстояния. Воздушная подушка соз­ дается двумя блоками центробежных вентиляторов, которые приводятся в действие двигателями от автомобиля «Моск- внч-407». «Бриз» способен перевозить по суше н по воде до десяти пассажиров со скоростью около ста километров в час. НА СНИМКЕ: «Бриз» выходит на берег. Фото В. Корзина. {Фотохроника ТАСС). * «НУ И ЮБИЛЕЙ!» В нашей газете за 16 августа 1972 года под таким заголов- ком была опубликована замет­ ка матроса Л. Кирикова. Ав­ тор сообщал о двухлетнем ре* монте катера «Утес», о халат­ ном отношении к работе на нем судоремонтников. - «Часовой» — катер по* жарный. Служба на нем расписана до каждой минуты. Днем и ночью, при солнце и про­ ливном дожде, в ветер и тре­ скучий мороз у телефона и радио несут вахту матросы- пожарные, а внизу у дизе­ лей — мотористы и механи­ ки. Всегда начеку судоводите­ ли. Казалось бы, все обыден­ но. Но эту обыденность мо­ гут понять те, кому хоть один раз в жизни доводилось стоять на посту. А если ме­ сяцы, годы?.. Много прошло народу че­ рез этот катер. Особенно ро­ зовые иллюзии рушатся у новичков, когда за кажу­ щимся ироническим . словом . «пожарный» стоит совсем нелегкая работа. С утра до обеда, как правило, теорети- Такая служба Вот что отвечает по этому поводу и. о. начальника техни­ ческого отдела toe. Громов: «В настоящее время управле­ ние тралового флота направи­ ло на СРЗ № 2 и в главк «Сев- рыба» письмо с требованием ускорить разработку докумен­ тации по установке радиообо­ рудования на т/х «Утес». ческая подготовка, за ней практика: одеться, влезть на марсовую площадку, проло­ жить рукавную линию;.. Все это делается бегом, «на вре­ мя». Вот тут-то и познается моряк-пожарный. Блестяще выдержали эк­ замен и с честью несут служ­ бу на катере старожилы: старший матрос Петр Про­ нин, мотористы первого клас­ са Владимир Герасимов, Павел Мячин и другие. Боцман Евгений Ануфри­ ев восемь лет назад начинал с матроса второго класса. Но вскоре у него раскрылись способности судового хозяй­ ственника. Именно ему бы­ валый боцман Зосим Ильич Нутрихин всегда доверял по­ краску мачты. А если сам уходил по хозяйственным делам на склады, то за себя оставлял Ануфриева. В нем не ошибся старый моряк. Корабль всегда покрашен, на борту порядок. Своим поварским искусст­ вом уже пятнадцать лет слу­ жит экипажу Елена Евгень­ евна Савун. Ветеран Мур­ манского ордена Ленина мор­ ского рыбного порта, она проработала на судах два­ дцать шесть лет. - - - ■ Умелым учителем пожар­ ных дел зарекомендовал себя старший помощник капитана по пожарной части Алексей Александрович Молчанов. Это под его руководством проходили и проходят все операции, вызванные боевой тревогой. Много энергии от моряков однажды потребовала откач­ ка воды из затонувшего учебно-производственно г о судна «Компас». Помнят матросы-пожар­ ные с «Часового», как вы­ бивались из последних сил, когда тушили пожар, вспых­ нувший вблизи нефтебазы. Малейшее упущение — взрыв цистерн огромной ем­ кости с горючим веществом наделал бы бед городу. Очень умело действовали в тот затянувшийся грозный миг матросы Олег Логинов, Петр Пронин, Рушан Шкал- •дыков, боцман Евгений Ануфриев. Пожар был потушен. Подобных примеров на счёту у экипажа немало. : Потому каждой день, час, миг для пожарных — тРе' важное оншдание. Такая, у них служба. г . Л. МАКСИМОВ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz