Рыбный Мурман. 1972 г. Сентябрь.

друзьях - товарищах До каки х пор? Ж ИВЕМ мы н работаем на «малыше» с громким именем «Афанасий Никитин». Вот уже три рейса позади. О трех я сказал потому, что все они после капитально­ го ремонта в Клайпеде. Два первых — мы тогда пикшу ловили — были особенно удачливыми. Жаркое было вре- ;чя. Ка мостике — один капитан, все осталь­ ные на палубе, за рыбоделом. Рыба затмила все остальное, а такие понятия, как сон, от* дых, личное время — перетасовала между собой. Потрудились на совесть. Ну и процент­ ное выполнение тех двух рейсов — 180 про­ центов, цифра, согласитесь, внушительная. Не ударили лицом в грязь и в этом послед­ нем: сдали 60 тонн рыбы, задание рейса пе­ ревыполнили. А дался успех нелегко. Погода перестала быть «ручной». Два-три дня постоя­ ла хорошая, а потом пошли шторма в 5—6 баллов. Кроме того, пришлось за рыбкой по­ бегать, миграция была очень большая. Выбро­ шен буй—выходит, должна быть рыба, броса­ ешь трал — «колеса». Сделаешь перебежку за 30 миль на север — там заловился окунь, придешь, а рыба уже ушла на юг. В связи с этим я хочу сказать вот о чем. На мой взгляд, на промысле ощущается явная нехватка поисковых судов. Их надо больше, чтобы промысловые корабли получали опера­ тивнее все необходимые данные. Иначе два* три дня в пролове — записывай на свой счет долг. А догонять да наверстывать, как извест­ но, дело не самое приятное и надежное. Работой нашего экипажа руководит капи­ тан И. И. Елисеев. Опытный моряк, умеет быстро и верно оценить промысловую обста­ новку, хорошо выходит на рыбу, и держится л а ней. Экипаж поверил в своего капитана, благо, времени для того, чтобы узнать и по­ чувствовать его твердую руку, было достаточ­ но. И вот как результат этого — команда дер­ жится, и пресловутая текучесть кадров судно не лихорадит. Больше десяти лет на этом корабле хозяин машины — старший механик В. Н. Рубинскнй. И хотя судно только что из капитального ре* монта — а это, как показывает пракгика, то время, когда; не исключается возможность появления каких-то послеремонтных трений в работе машины, — никаких поломок за все -прошедшие рейсы не возникло, и простоев, со­ ответственно, тоже не было. Исключительно добросовестно относится к своим обязанностям второй механик Л. П. Ко­ жин. Дело знает отлично, не считаясь со вре­ менем проверит еще и еще раз работу меха­ низмов, добиваясь стопроцентной уверен­ ности в их надежности. И когда выходит на подвахту, там тоже оказывается на своем месте. Боцман тов. Шалайко давно стал моряком. И хорошим. Судовое хозяйство содержит в по­ рядке, в случае необходимости на палубу на помощь выходит первым. Умело, четко работает мастер лова тов. Ази­ зов. Хорошо организует работу вахты, доби* ваясь сплоченности, взаимопонимания и пол­ ной отдачи сил. У нас сейчас на практике курсанты мореход­ ного училища Петров, Перегородин, Чесноков. Нелегко приходилось ребятам на промысле. За плечами у них практика на учебном судне, кое у кого — на БМРТ. А это совсем не то, что рыбацкий труд на судне типа нашего. К чести молодых моряков нужно сказать, что рыбац­ кую науку осваивали они довольно уверенно. Неплохо орудовали шкерочными ножами на палубе, практиковались в своей штурманской специальности. И особенно морская хватка чувствовалась у курсанта Чеснокова: цсе у не­ го выходило споро и хорошо. Когда узнали его поближе, то поняли, что так оно н должно быть: до поступления в училище он служил на флоте, где закалку получил хорошую. Красиво работает за рыбоделом матрос пер­ вого класса тов. Агеев. Рубит ли головы, шке- рит ли рыбу — все красиво, без остановок и задержек. И кажется, что инструмент в его руках сам выполняет всю работу без воли хозяина. О таких рыбаках можно с полной уверенностью и без преувеличения сказать, что матрос в своем деле — художник. Вот такие люди трудятся на нашем судне, в коллективе, который. твёрдым шагом идет к выполнению принятых социалистических обязательств второго года девятой пятилетки. В. СЕМЕНОВ, старший помощник капитана СРТ «Афана­ сий Никитин». - ’ Рыбаки знают, насколько трудна работа у машинистов рыбомучной установки на су* дах и особенно промысловых. Продукцию для изготовления рыбной муки — головы, отхо­ ды и нестандартную мелочь — им приходится собирать самим за рыборазделочными стола­ ми и складывать в ящики до загрузки в бункер. Погода в.море бывает вся­ кая. Порой их с ног до голо­ вы окатывает волна. Как пра­ вило, вручную они загружают отходы в бункер, а затем, пе­ репускают в барабан рыбомуч­ ной установки. После главной палубы машинист РМУ спуска­ ется в помещение установки, где тоже работать трудно': температура окружающего воздуха здесь порой достига­ ет 60 градусов по Цельсию. И так изо дня в-день, в иные рейсы по 16 часов в сутки. Кончается промысловый рейс, судно становится к при­ чалу, машинист РМУ начина­ ет сдавать продукцию, и вот здесь начинаются неприятно; сти. Вакуумные насосы, кото­ рыми откачивают муку в спе­ циальную машину, давно уже пришли в негодность. Шланги насосов в местах соединений дают большую течь. Вокруг машины постоянно стоит об­ лако пыли из рыбной муки. Несколько раз приходилось наблюдать, как эти соединения накрывали листами фанеры, одначо это не лучший способ решения вопроса. Муку по- прежнему разносит ветер по причалам. Во время работы насоса возле специальной ма­ шины нельзя пройти. Ее необ­ ходимо обходить в радиусе &о 30 метров. После того, как ма­ шина с рыбной мукой уходит на мукомольный завод, на при­ чал являются рабочие порта и водяными струями из по­ жарных шлангов смывают рыбную муку,. на выработку которой было затратно не­ мало-усилий машинистов РМУ, в залив. Посмотришь на такую бесхозяйственность и стано­ вится обидно за труд, бро­ шенный на ветер. Об этом положении вещей уже много раз говорилось ра­ ботникам мукомольного заво­ да и рыбного порта, но меры не принимаются. Об этом уже много писалось, но с некото­ рых руководителей взятки гладки. Так до каких же пор мы будем смывать в залив тонны ценнейшего корма для скота, швырять ка ветер сот­ ни государственных рублей! И. ПОДВОЛОЦКИЙ, механик подменного экипа­ жа тралового флота. t l i l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l i i n ПЕТРОЗАВОДСК. На Онежском трак­ торном заводе перед началом рабочего дня инженерно-технические работники получают закрепленный за каждым небольшой транзисторный приемник. В случае надобности они могут быть вы­ званы по радио диспетчером и полу­ чить от него необходимые распоряже­ ния. Как показывает опыт, эта система связи достаточно удобна. На снимке: начальник сборочного це­ ха И. В. Скоков принимает по радио распоряжение главного инженера. (Фотохроника ТАСС). l l l l l l l l l l l l l i l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l ' Д а ем коо рдинаты ’ Л н о в ш Е с т в мш •«* > Долговечнее и быстрее На БМРТ типа «Алтай» при эксплуатации кранов Г-71-21 часто выходят из строя уплотнения штока клапана управления. При выхо­ де из строя этих уплотнительных колец наблюдается большая утеч­ ка масла. Чтобы заменить уплотнительное кольцо, требуется пол­ ная разборка крана с выводом из эксплуатации всего пульта управ­ ления. На это уходит много времени. Механик'наладчик БМРТ «Копет-Даг» тов. Зеленцов предложил в крышке крана управления нарезать резьбу и установить нажим­ ной сальник из маслостойкой резины. Для смены уплотнения тре­ буется меньше времени, чем для замены уплотнительного кольца. Намного увеличилась долговечность уплотнения. В. КАЗАНЦЕВ, инженер по технической информации Архангельского трало­ вого флота. впомощьщиосщшнсп С х е м а у п р о щ е н а Промысловые суда типа БМРТ отечественной и зару­ бежной постройки оборудованы поисковым эхолотом «Кальмар» и гидролокатором «Палтус-М». При эксплуатации последних нередко выходит из строя цепь высоковольтного выпрямителя генератора (накальной обмотки высоковольтного трансформатора). При пробое накальной обмотки на корпус непосред­ ственно или через анодную обмотку трансформатора выпрямленное напряжение «садится» на землю, так как высоковольтный выпрямитель выполнен на лампе В1-0,1/30 с катодом прямого накала. Замыкание на кор­ пус выпрямленного напряжения происходит или непо­ средственно, или через анодную обмотку трансформа­ тора, сопротивление которой по постоянному току мало. При неисправности подобного типа имеем рабочую высоковольтную обмотку и нерабочую по выполненной схеме включения трансформатора — накальную. Для дальнейшего использования высоковольтного трансформатора с нерабочей накальной обмоткой бы­ ло сделано следующее. Лампу высоковольтного выпря­ мителя генератора В1-0,1/30 заменили полупроводнико­ вым прибором Д1009А из имеющихся в ЗИПё. Накаль­ ные концы В1-0,1/30 отсоединили от обмотки тран­ сформатора и изолировали от корпуса, оставив всю остальную схему выпрямителя без изменений. Д1009А, предварительно собранные в один пакет и соединенные последовательно, расположили на месте В1-0.1/30, не нарушая панели последнего. Выпрямленное напряже­ ние подали в накальное гнездо В1-0,1/30. Замена 81-0,1/30 на Д1009А 16 штук, соединенных последовательно, то есть 3 пакета по 2 диода) была осуществлена на научно-поисковом судне «Персей-3» и испытана в рабочих условиях. Параметры выходного каскада генератора после замены оказались в преде­ лах нормы. ___ Замена В1-0,1/30 на Д1009А в схеме поисковых при­ боров «Кальмар» и «Палтус-М» позволяет использовать вышедший из строя высоковольтный трансформатор и облегчает тепловой режим работы генерад°Рщ ЕрБИНА Ю - 1 2 7 ( 220 ) DI009A r f i S S 11Л(ГУ-50) *U3(ГМИт5) ( 220 ) + и 0 ( Г М И - 5 ) ТР5В А Я/МЗА И - - R I L (ry-50)+U.jrm-5) я / о т т щ г т - 5 ) На схеме слева ей видите узел генератора до переделки, справа —- после нее

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz