Рыбный Мурман. 1972 г. Сентябрь.

последствиям. Y \ - Одним из сложных районов работы для промыслового флота в осённё- 1 1 1 КАЖДЫМ ДНЕМ все реже из- за темных облаков прргляды- вает солнце. Все чаще дует хо­ лодный, порой со снегом и градом ветер, разводя крутую волну. Насту­ пает самый сложный и тяжелый пе­ риод работы. для тружеников моря, рыбаков — зима. Именно на это вре­ мя падает наибольшая доля всевоз­ можных аварийных случаев и проис­ шествий. Вот почему иодготовке су­ дов к плаванию в этот период необхо­ димо уделить максимум внимания. Прежде всего следует учесть ошиб­ ки н опыт прошедшего периода. Ошиб­ ки заключались в следующем. При­ каз главка № 246, которым были ут­ верждены мероприятия по обеспече­ нию безопасной работы флота в осен­ не-зимний период, вышел с опоздани­ ем — только 20 октября. 1971 гоДа, и большая группа судов (в частно­ сти на Лабрадоре) _ по существу не была подготовлена в ’соответствии с требованиями приказа. Подготовка "отдельных судов к плаванию проводилась формально, без должного контроля технического состояния. В результате некоторые суда были направлены туда с естест­ венным износом корпусов (БМРТ 254, 244 Мурманского тралово­ го флота). Подвергая риску, непроду­ манно направлены- в район'Лабрадо­ ра РТЛ «Рыбак» и «Рыбачка», кото­ рые при затоплении одного из отсе­ ков теряют плавучесть. Отсутствие рёгулярных ледовых погодных прогнозов, ледовой; развед­ ки в районе Лабрадора :до 18 февраля 1972 г., отсутствие на судах прожек­ торов направленного действия отри­ цательно сказывалось на работе про­ мысловых судов. Недостатки в снабжении судов в порту промысловым вооружением вы­ зывали дополнительные швартовки в море, связанные с риском. Суда, работающие в районе Лабра­ дора, не всегда комплектовались су­ доводителями, имеющими опыт рабо­ ты в ледовых условиях. Необходимо отметить недостаточ­ ное снабжение листовой сталью спа­ сателен, которая требуется для ре­ монта аварийных судов. Неравномерная подача на промы­ сел и 'непродуманная загрузка транс­ портов вызывала большое количество швартовок, и непроизводительные по­ тери, промыслового времени. Продолжают иметь место швар­ товки, не вызываемые крайней необ-. ходимостью, крупнотоннажных судов друг к другу в открытом море' осо-. бенно плавбаз, ПРТ и БМРТ для сдачи . рыбопродукции, получения снабжения, топлива, продуктов. Так, в Центрально-Восточной Ат­ лантике ТР «Валентин Серов» 10 ян­ варя . швартовался к ПР «Сергей Ва­ силисин» для приема на борт и до­ ставки в порт 60 штук пустых бал­ лонов из-под аммиака. ТР «Север­ ный ветер» 1 марта швартовался к ПР «Сергей Василисин» для приема снабжения, а 4 и 12 марта — для _»терегрузки рыбопродукции. Эти швартовки можно было совместить. Ведь каждая швартовка, не вызывае­ мая крайней необходимостью, в осен­ не-зимний период — это потенциаль­ ная авария судна со всеми вытекаю­ щими последствиями. Имеют место случаи нарушения руководителями предприятий режи­ мов плавания судов и ограничений, установленных органами надзора за техническим состоянием флота. На­ пример, Мурманской инспекцией Ре­ гистра СССР в апреле производствен­ ному рефрижератору «Маточкин Шар» было установлено ограничение: запрещались швартовки к правому, борту в связи с местными поврежде­ ниями корпуса. Техническими специа* листами управления «Севрыбхолод- флот» были разработаны и выданы капитану мероприятия по эксплуата­ ции судна на промысле. Однако про­ верка показала, что это ограничение нарушалось и в течение рейса к по­ врежденным участкам борта прини­ мались СРТ, БМРТ и РТ с согласия и по указанию руководства флота. Еще пример. СРТ-4427 «Майорн» колхоза «Энергия» Мурманской инс­ пекцией Регистра были запрещены швартовки к плавбазам, так как су­ довладельцем не были выполнены требования по изменению конструк­ ции фальшборта. Несмотря на это, данное ограничение с ведома и йд указанию руководства Мурманского ' рыбакколхозсоюза и колхоза «Энер­ гия» нарушалось. СРТ 4427 был яа-. правлен в район Новой^ совместной работы с базами. - И такие случаи не единичны. . Приведенные примеры свидетель­ ствуют о том, что некоторые руково­ дители наших флотов. отвечающие за безопасность плавания и техниче­ ское состояние судов, вместо того, чтобы пресекать такие случаи, сами нарушают установленные^ требования и ограничения. Получается парадокс: руководители ходатайствуют, сами уговаривают органы технического надзора выпустить суда в море с те­ ми или иными недостатками, сами разрабатывают мероприятия, а потом их грубо нарушают. По нашему мнению, надо действовать по принци­ пу: «Дал слово — обязательно сдер­ жи его». И это будет деловым подхо­ дом к решению вопросов. Требованиями по обеспечению бе­ зопасности мореплавания и промысла судов флота рыбной промышленно­ сти и рыболовецких колхозов в осен- не-зймннй период, утвержденными приказом МРХ JVs 306 от 20 сентября 1971 года, предусматривается, чтобы подготовка судов к плаванию в слож­ ных условиях производилась под контролем соответствующих служб и отделов флотов, а также капитанов и старших механиков судов. В процессе подготовки указанные службы и старший командный состав судов обязаны обеспечить исправное состояние корпусов, спасательных, во- , доотливных средств, рулевого уст­ ройства, водонепроницаемых две­ рей, иллюминаторов и других герметических закрытий, надеж­ ности работы ЭРНП и других уст­ ройств и систем обеспечения живуче­ сти судна. Все суда должны укомп­ лектовываться инструментом для сколки льда-согласно «Табелю снаб­ жения судов флота РП ручным нн* вентарем для борьбы с обледенени­ ем». Все обнаруженные в процессе под­ готовки недостатки в техническом со­ стоянии и снабжении судов должны быть устранены до выхода в море. Предназначенные для работы в осен­ не-зимний период суда после их под­ готовки должны осматриваться специ­ альными ведомственными комиссия­ ми с составлением соответствующих актов. К сожалению, этого иногда не делается. В феврале в результате проверки было установлено,, что . БМРТ-441 «Бизон» Архангельского тралового флота в феврале вел промысел в Лабрадорском море,., имея трещцну в станине брашпиля, что при аварийной ситуации могло привести к тяжелым зимний период является район полу­ острова Лабрадор. Капитаны судов должны обратить особое внимание на организацию штурманской службы при наличии здесь плавающего льда. Необходимо также своевременно на­ править в район Лабрадора судно специального ледового класса с вер­ толетом и синоптической группой для организации ледовой разведки и , обеспечения флота ледовыми- прогно­ зами, как это предусмотрено меро­ приятиями главка «Севрыба» по обеспечению безопасной работы фло­ та. Рыбакам Мурмана приходится ве­ сти промысел зимой в районах, где происходит обледенение судов. По­ этому. с командным составом на пред­ приятиях должны быть организованы занятия по изучению «Рекомендаций капитанам рыбопромысловых судов по борьбе за живучесть в условиях обледенения», требований «Информа­ ции об остойчивости для капитанов» и других вопросов по безопасности пла­ вания я Промысла. С наступлением осенне-зимнего пе­ риода усложняются условия плавания и в Кольском заливе. В порту Мур­ манск с целью повышения безопасно­ сти плавания судов в прошлом году введена «Служба движения судов в Южном колене Кольского залива», которая осуществляет контроль и ре­ гулирует движение судов независимо от условий видимости, а в ограничен­ ную видимость осуществляет радио- . локационную проводку судов с по­ мощью береговой РЛС «Раскат». Однако некоторые судоводители грубо нарушают «Правила плавания и радиолокационного обслуживания судов в Южном колене Кольского за­ лива». Так, за август «Службой дви­ жения» зарегистрировано 11 случаев нарушения «Правил» судами главка «Севрыба», которые в условиях осен- не-зимнего времени могли привести к аварийным случаям, и Из опыта* работы нашего рыбопро­ мыслового флота в осенне-зимний пе­ риод. 'Известно, что в зимние месяцы йз года в год 'i. происходят перебои в снабжений судов флота топливом (Ди­ зельным и мазутом). По этой причине многие Суда главка очень ^асто вы­ нуждены ложиться в дрейф, то есть оказываются в аварийном состоянии, что является весьма опасным; особен­ но в штормовую погоду и. при работе вблизи берегов. - Нередки случаи, когда некоторые суда остаются полностью без топлива и для обеспечения их безопасности Приходится брать;на буксир, отвлекая на эти цели другие промысловые су­ да. Это, По нашему мнению, происхо­ дит потому, что в настоящее время ка­ питаны промысловых судов еще не располагают четкими указаниями ру­ ководства предприятий и нормами нё- снижаемого запаса топлива при веде­ нии промысла. Поэтому целесообраз­ но было бы поручить ЦПКТБ главна произвести разработку таких норм. По-прежнему на флотах главка «Севрыба» остается тяжелым поло­ жение с комплектацией судов рефри­ жераторными механиками. Эта проб- лем«-ннеет прямое отношение к обес­ печению безопасности плавания судов в осенне-зимний период. В управлениях, эксплуатирующих крупнотоннажные с^да, не хватает рефрижераторных механиков, имею­ щих свидетельства второй и первой категорий. «Севгосрыбфлотюесгеек- ция» идет навстречу эксплуатационни­ кам и по ходатайству главного управ­ ления разрешает специалистам по хо­ лодильным установкам занижать должности на ступень выше имею­ щихся свидетельств. Таких разреше­ ний выдается очень много — порядка 100 — 120 в течение года (общее чис­ ло рефрижераторных механиков в бассейне 290). Причем эти цифры не снижаются. Механико-судовьци служ­ бам флотов пора изучить этот вопрос и не забывать, что разрешение на за­ нятие должности на ступень выше имеемого свидетельств, выдаваемое в порядке исключения, нельзя возво­ дить в правило. В тацих организациях, как Бело­ морская база гослова, в Мурман­ ском и Архангельском рыбакколхоз- союзах, где ранее вообще не было су­ дов с холодильными установками, а сейчас сюда приходят СРТ-м с таки­ ми установками, вопрос с комплекта­ цией судов рефрижераторными меха­ никами вообще не решается. В спе­ циалистах здесь острая нужда. Бы­ ли случаи, когда суда простаивали из- за отсутствия рефрижераторного ме­ ханика. «Севгосрыбфлотинспенция» пришла к выводу, что этим организа­ циям самим данного вопроса не ре­ шить. Нужна помощь главка: вероят: но, надо через министерство рыбного хозяйства СС£Р Договориться о рас­ пределении 1молодых специалистов;'в эти организации ' после окончания учебцых заведений - или продумз’! вопрос о подготовку рефрижератор ных механико'в - третёёй к^тегорй) (без права обмена) в УКК. Так или иначе, но решаТё" эту проблему над£. Хорошая подготовка судов к работе в осенне-зимний период поможет ес­ ли не избежать, то хотя бы свести; |к минимуму количество аварийных слу­ чаев. А это будет залогом успешней работы флота. \ :• П. АНИСИМОВ, заместитель на­ чальника «Севгосрыбфлотинс- пекцни», Д. ЧЕРЕПАНОВ, мор­ ской инспектор. НА СНИМКАХ КАПИТАНА А. МОРОЗА И ЭЛЕКТРИКА В. БАРА­ НОВА ЗАПЕЧАТЛЕНЫ ИМЕННО ТЕ УСЛОВИЯ РАБОТЫ. О КОТО РЫХ ИДЕТ РЕЧЬ В ПУБЛИКУЕМОИ СЕГОДНЯ СТАТЬЕ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz