Рыбный Мурман. 1972 г. Сентябрь.
последствиям. Y \ - Одним из сложных районов работы для промыслового флота в осённё- 1 1 1 КАЖДЫМ ДНЕМ все реже из- за темных облаков прргляды- вает солнце. Все чаще дует хо лодный, порой со снегом и градом ветер, разводя крутую волну. Насту пает самый сложный и тяжелый пе риод работы. для тружеников моря, рыбаков — зима. Именно на это вре мя падает наибольшая доля всевоз можных аварийных случаев и проис шествий. Вот почему иодготовке су дов к плаванию в этот период необхо димо уделить максимум внимания. Прежде всего следует учесть ошиб ки н опыт прошедшего периода. Ошиб ки заключались в следующем. При каз главка № 246, которым были ут верждены мероприятия по обеспече нию безопасной работы флота в осен не-зимний период, вышел с опоздани ем — только 20 октября. 1971 гоДа, и большая группа судов (в частно сти на Лабрадоре) _ по существу не была подготовлена в ’соответствии с требованиями приказа. Подготовка "отдельных судов к плаванию проводилась формально, без должного контроля технического состояния. В результате некоторые суда были направлены туда с естест венным износом корпусов (БМРТ 254, 244 Мурманского тралово го флота). Подвергая риску, непроду манно направлены- в район'Лабрадо ра РТЛ «Рыбак» и «Рыбачка», кото рые при затоплении одного из отсе ков теряют плавучесть. Отсутствие рёгулярных ледовых погодных прогнозов, ледовой; развед ки в районе Лабрадора :до 18 февраля 1972 г., отсутствие на судах прожек торов направленного действия отри цательно сказывалось на работе про мысловых судов. Недостатки в снабжении судов в порту промысловым вооружением вы зывали дополнительные швартовки в море, связанные с риском. Суда, работающие в районе Лабра дора, не всегда комплектовались су доводителями, имеющими опыт рабо ты в ледовых условиях. Необходимо отметить недостаточ ное снабжение листовой сталью спа сателен, которая требуется для ре монта аварийных судов. Неравномерная подача на промы сел и 'непродуманная загрузка транс портов вызывала большое количество швартовок, и непроизводительные по тери, промыслового времени. Продолжают иметь место швар товки, не вызываемые крайней необ-. ходимостью, крупнотоннажных судов друг к другу в открытом море' осо-. бенно плавбаз, ПРТ и БМРТ для сдачи . рыбопродукции, получения снабжения, топлива, продуктов. Так, в Центрально-Восточной Ат лантике ТР «Валентин Серов» 10 ян варя . швартовался к ПР «Сергей Ва силисин» для приема на борт и до ставки в порт 60 штук пустых бал лонов из-под аммиака. ТР «Север ный ветер» 1 марта швартовался к ПР «Сергей Василисин» для приема снабжения, а 4 и 12 марта — для _»терегрузки рыбопродукции. Эти швартовки можно было совместить. Ведь каждая швартовка, не вызывае мая крайней необходимостью, в осен не-зимний период — это потенциаль ная авария судна со всеми вытекаю щими последствиями. Имеют место случаи нарушения руководителями предприятий режи мов плавания судов и ограничений, установленных органами надзора за техническим состоянием флота. На пример, Мурманской инспекцией Ре гистра СССР в апреле производствен ному рефрижератору «Маточкин Шар» было установлено ограничение: запрещались швартовки к правому, борту в связи с местными поврежде ниями корпуса. Техническими специа* листами управления «Севрыбхолод- флот» были разработаны и выданы капитану мероприятия по эксплуата ции судна на промысле. Однако про верка показала, что это ограничение нарушалось и в течение рейса к по врежденным участкам борта прини мались СРТ, БМРТ и РТ с согласия и по указанию руководства флота. Еще пример. СРТ-4427 «Майорн» колхоза «Энергия» Мурманской инс пекцией Регистра были запрещены швартовки к плавбазам, так как су довладельцем не были выполнены требования по изменению конструк ции фальшборта. Несмотря на это, данное ограничение с ведома и йд указанию руководства Мурманского ' рыбакколхозсоюза и колхоза «Энер гия» нарушалось. СРТ 4427 был яа-. правлен в район Новой^ совместной работы с базами. - И такие случаи не единичны. . Приведенные примеры свидетель ствуют о том, что некоторые руково дители наших флотов. отвечающие за безопасность плавания и техниче ское состояние судов, вместо того, чтобы пресекать такие случаи, сами нарушают установленные^ требования и ограничения. Получается парадокс: руководители ходатайствуют, сами уговаривают органы технического надзора выпустить суда в море с те ми или иными недостатками, сами разрабатывают мероприятия, а потом их грубо нарушают. По нашему мнению, надо действовать по принци пу: «Дал слово — обязательно сдер жи его». И это будет деловым подхо дом к решению вопросов. Требованиями по обеспечению бе зопасности мореплавания и промысла судов флота рыбной промышленно сти и рыболовецких колхозов в осен- не-зймннй период, утвержденными приказом МРХ JVs 306 от 20 сентября 1971 года, предусматривается, чтобы подготовка судов к плаванию в слож ных условиях производилась под контролем соответствующих служб и отделов флотов, а также капитанов и старших механиков судов. В процессе подготовки указанные службы и старший командный состав судов обязаны обеспечить исправное состояние корпусов, спасательных, во- , доотливных средств, рулевого уст ройства, водонепроницаемых две рей, иллюминаторов и других герметических закрытий, надеж ности работы ЭРНП и других уст ройств и систем обеспечения живуче сти судна. Все суда должны укомп лектовываться инструментом для сколки льда-согласно «Табелю снаб жения судов флота РП ручным нн* вентарем для борьбы с обледенени ем». Все обнаруженные в процессе под готовки недостатки в техническом со стоянии и снабжении судов должны быть устранены до выхода в море. Предназначенные для работы в осен не-зимний период суда после их под готовки должны осматриваться специ альными ведомственными комиссия ми с составлением соответствующих актов. К сожалению, этого иногда не делается. В феврале в результате проверки было установлено,, что . БМРТ-441 «Бизон» Архангельского тралового флота в феврале вел промысел в Лабрадорском море,., имея трещцну в станине брашпиля, что при аварийной ситуации могло привести к тяжелым зимний период является район полу острова Лабрадор. Капитаны судов должны обратить особое внимание на организацию штурманской службы при наличии здесь плавающего льда. Необходимо также своевременно на править в район Лабрадора судно специального ледового класса с вер толетом и синоптической группой для организации ледовой разведки и , обеспечения флота ледовыми- прогно зами, как это предусмотрено меро приятиями главка «Севрыба» по обеспечению безопасной работы фло та. Рыбакам Мурмана приходится ве сти промысел зимой в районах, где происходит обледенение судов. По этому. с командным составом на пред приятиях должны быть организованы занятия по изучению «Рекомендаций капитанам рыбопромысловых судов по борьбе за живучесть в условиях обледенения», требований «Информа ции об остойчивости для капитанов» и других вопросов по безопасности пла вания я Промысла. С наступлением осенне-зимнего пе риода усложняются условия плавания и в Кольском заливе. В порту Мур манск с целью повышения безопасно сти плавания судов в прошлом году введена «Служба движения судов в Южном колене Кольского залива», которая осуществляет контроль и ре гулирует движение судов независимо от условий видимости, а в ограничен ную видимость осуществляет радио- . локационную проводку судов с по мощью береговой РЛС «Раскат». Однако некоторые судоводители грубо нарушают «Правила плавания и радиолокационного обслуживания судов в Южном колене Кольского за лива». Так, за август «Службой дви жения» зарегистрировано 11 случаев нарушения «Правил» судами главка «Севрыба», которые в условиях осен- не-зимнего времени могли привести к аварийным случаям, и Из опыта* работы нашего рыбопро мыслового флота в осенне-зимний пе риод. 'Известно, что в зимние месяцы йз года в год 'i. происходят перебои в снабжений судов флота топливом (Ди зельным и мазутом). По этой причине многие Суда главка очень ^асто вы нуждены ложиться в дрейф, то есть оказываются в аварийном состоянии, что является весьма опасным; особен но в штормовую погоду и. при работе вблизи берегов. - Нередки случаи, когда некоторые суда остаются полностью без топлива и для обеспечения их безопасности Приходится брать;на буксир, отвлекая на эти цели другие промысловые су да. Это, По нашему мнению, происхо дит потому, что в настоящее время ка питаны промысловых судов еще не располагают четкими указаниями ру ководства предприятий и нормами нё- снижаемого запаса топлива при веде нии промысла. Поэтому целесообраз но было бы поручить ЦПКТБ главна произвести разработку таких норм. По-прежнему на флотах главка «Севрыба» остается тяжелым поло жение с комплектацией судов рефри жераторными механиками. Эта проб- лем«-ннеет прямое отношение к обес печению безопасности плавания судов в осенне-зимний период. В управлениях, эксплуатирующих крупнотоннажные с^да, не хватает рефрижераторных механиков, имею щих свидетельства второй и первой категорий. «Севгосрыбфлотюесгеек- ция» идет навстречу эксплуатационни кам и по ходатайству главного управ ления разрешает специалистам по хо лодильным установкам занижать должности на ступень выше имею щихся свидетельств. Таких разреше ний выдается очень много — порядка 100 — 120 в течение года (общее чис ло рефрижераторных механиков в бассейне 290). Причем эти цифры не снижаются. Механико-судовьци служ бам флотов пора изучить этот вопрос и не забывать, что разрешение на за нятие должности на ступень выше имеемого свидетельств, выдаваемое в порядке исключения, нельзя возво дить в правило. В тацих организациях, как Бело морская база гослова, в Мурман ском и Архангельском рыбакколхоз- союзах, где ранее вообще не было су дов с холодильными установками, а сейчас сюда приходят СРТ-м с таки ми установками, вопрос с комплекта цией судов рефрижераторными меха никами вообще не решается. В спе циалистах здесь острая нужда. Бы ли случаи, когда суда простаивали из- за отсутствия рефрижераторного ме ханика. «Севгосрыбфлотинспенция» пришла к выводу, что этим организа циям самим данного вопроса не ре шить. Нужна помощь главка: вероят: но, надо через министерство рыбного хозяйства СС£Р Договориться о рас пределении 1молодых специалистов;'в эти организации ' после окончания учебцых заведений - или продумз’! вопрос о подготовку рефрижератор ных механико'в - третёёй к^тегорй) (без права обмена) в УКК. Так или иначе, но решаТё" эту проблему над£. Хорошая подготовка судов к работе в осенне-зимний период поможет ес ли не избежать, то хотя бы свести; |к минимуму количество аварийных слу чаев. А это будет залогом успешней работы флота. \ :• П. АНИСИМОВ, заместитель на чальника «Севгосрыбфлотинс- пекцни», Д. ЧЕРЕПАНОВ, мор ской инспектор. НА СНИМКАХ КАПИТАНА А. МОРОЗА И ЭЛЕКТРИКА В. БАРА НОВА ЗАПЕЧАТЛЕНЫ ИМЕННО ТЕ УСЛОВИЯ РАБОТЫ. О КОТО РЫХ ИДЕТ РЕЧЬ В ПУБЛИКУЕМОИ СЕГОДНЯ СТАТЬЕ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz