Рыбный Мурман. 1972 г. Сентябрь.

h I К У Р С О М T EX H i3 4E B K 0 ra ПРЕВГРЕВСП вами раоотал мурманский траулер, мы в бинокль на­ блюдали, как он по три ко- шалки поднимал, а на сове­ тах показывал полтонны... Поиск ведется оперативно. Зря переходы не делаются, в каждом отдельном' случае они бывают вызваны необхо­ димостью. Вот хотя бы в этом рейсе их было немало, но все компенсировались СКОЛЬЗИЛ к клячонке Ь оа- падал за голый топенант, а в районах с губкой —1 за го­ лый футроп, поставлен гуж длиной 1,3 метра, он одно­ временно служит и при спу­ ске трала. Вытяжной конец отнесен в сторону клячовки на 0,9 метра и имеет длину 14,5 метра, что положительно ска­ зывается на вертикальном o n d c i 11 'К ; y b J l U B U f l , особенно трудною! но излюб­ ленного Западно-Прибреж- ного района. На основании долголетней практики рабо­ ты в этом районе капитан выбирает маршрут следова­ ния с тралом, и штурманы, часто определяя местонахож­ дение траулера, строго при­ держиваются указанного ка­ питаном пути. Кильдинской банке БУХГАЛТЕРИЯ ТРАЛМЕЙСТЕРА меру, лебедка. Заведование это третьего механика, но эксплуатируют-то ее добыт­ чики. Перед каждым трале­ нием проверяют, смазывают. Короче, рейс идет своим че­ редом, а мастера не забыва­ ют, что после короткой сто­ янки за ним пойдет следую- Едва пришли в район промысла, старший мастер по добыче рыбы Николай Ар­ темьевич Богданов, как всег­ да, взял на учет все расхо­ дуемое промысловое воору­ жение. Теперь в ходе рейса он будет строго учитывать дель, израсходованную на ре­ монт, канаты, скверы/ пла- сти, крылья. Все эго для то­ го, чтобы точно знать, какое промысловое вооружение и в каком состоянии имеется на борту. На «Жиздре» не водится, чтобы требования писали на авось. Скрывать нечего, на некоторых судах, особенно на BiMPT, тралмейстеры пло­ хо учитывают расход сете- материалов, а потом запра­ шивают неточное количество, и то у них излишки, то недо­ статки в конце рейса. Богда­ нову не нужно ни цифры с потолка брать, ни переры­ вать все запасы вооружения. У него своя бухгалтерия, он каждый день точно знает, что в хозяйстве есть и что потребуется. Под непрерывный конт­ роль взята работа всего про­ мыслового оборудования (ро­ лики. стопор-блоки, ваера, доски), так что к концу рей­ са всегда видно, что надо бу­ дет ремонтировать или заме­ нять. Кстати сказать, «Жиз- дра» полтора года работает после ремонта, а промысло­ вое оборудование в большом порядке. Вот хоть бы, к при- Ни днем, ни ночью не затихает ра­ бота в Рижском морском рыбном порту. Полным ходом идет разгрузка и загрузка плавучих баз, морозиль­ ных траулеров и других судов, НА СНИМКЕ: у причала плавба­ за «Рига». Фото О.’ Сизова. (Фотохроника ТАСС). У капитана своя карта прибрежных районов, по ней и ведется работа, а так как штурманы систематически определяют нахождение суд­ на. то промысел ведется по­ чти без порывов трала. Так, за восемь суток в Прибреж­ ном районе, где грунты ис­ ключительно тяжелые, на ремонт тралов ушло у нас всего два часа. И в других районах Баренцева моря дей­ ствовали так же: придержи­ вались выбранных маршру­ тов, часто определялись по радиомаякам. Вслед за капитаном все судоводители занимаются оперативным поиском рыбы, не скупятся делиться опы­ том. На все вопросы капита­ нов Рудольф Михайлович Орлов давал полные и чет­ кие 'ответы. Следуя с Кильдннской банки, в квадратах 1145, 1115, 1148 обнаружили хо^ рошую концентрацию пикши. На ближайшем же промыс­ ловом совете капитан сооб­ щил об этом большой груп­ пе. судов, что ловили миль за 30 —40 от нас и брали скуд­ ные уловы, не более полу- тонны за траление. Так на «Жиздре» поступают всегда. Считаю, сказать об этом нужно, потому что, к боль­ шому сожалению, откровен­ ность в информации, заинте­ ресованность в общем успехе уловами. На Рыбачьей банке двое суток поднимали по две — три кошалки крупной трески с примесью окуня. Рыба через двое суток от­ казала, но и этот короткий срок был использован для выработки клипфиска и кон­ сервов. Затем сутки искали у берегов, ушли на Кильдин- скую, там обстановка не уст­ раивала, снова вернулись к берегам, в конце концов хо­ рошо ловили пикшу на Мур­ манском мелково’дье. Оперативный поиск, быст­ рая ориентировка в обстанов­ ке, хорошее знание районов лова и умение работать на тяжелых грунтах — эти фак­ торы помогают «Жиздре» добиваться успехов. ВООРУЖЕНИЕ ТРАЛОВ На правом борту «Жиз- дры» трал чертеЖа 1625, на левом — 1605. Нижняя подбора трала 1625 набивалась по схеме, изображенной на чертеже. Этой подборой работали на Кильдинской банке, Мурман­ ском мелководье,, в Западно- Прибрежном районе. Заре­ комендовала себя подбора неплохо. Хочется остановиться на вооружении 3,9-метрового голого грунтропа. Тралмей­ стер Богданов »делает сле­ дующее. На грунтропе, что- раскрытии трала. Экономит­ ся и стальной трос. В Западно-Прибрежном районе, чтобы меньше под­ тирался мешок, ставили ни­ же дележного стропа шесть кухтылей, приподнимая* та­ ким образом, кутковую часть мешка над грунтом. На Кильдинской банке, где много губки, вместо поста­ новки голого футропа и гу- жиков, на нижней пласти трала, в районе соединения ее с мешком, вырезали два клапана. Отрезали дель с трех сторон, переднюю ос­ тавляя целой. Для подкреп­ ления сетной части вдоль и поперек оси трала пропуска­ ли капроновый канат окруж­ ностью в 30 миллиметров. Это значительно уменьшало попадание губки в трал. Чтобы не закручивался, вытяжной конец крепится к грунтропу с помощью сво­ бодно поставленного про­ пускного к о л ь ц а— восьмер­ ки. Для этого- на 14-метро­ вом голом > грунтропе и 3,9-метровом кормовом го­ лом грунтропе заращиваются увеличенные петли и в месте сроста свободно ставится че- кель, ограничивает1скольже­ ние вытяжного конца. Одно­ временно увеличенная петля на носовом 14-метровом го­ лом грунтропе и пропуск­ ные кольца-восьмерки слу­ жат для устранения разницы щий. И чтобы в будущем рейсе спокойно работалось, готовиться к нему надо в текущем. Еще пару слов о добытчи­ ках. Тралмейстер и его по­ мощники Анатолий Зайцев и Яков Замарнн дружны, понимают друг друга с полу­ слова, а то и вовсе без. слов. Помощи не просят. Если она нужна, товарищ сам увидит и — вахта не вахта, счи­ таться не будет — помогать выйдет. БЕЗ СЕКРЕТОВ Судоводители и добытчи­ ки работают дружно, доверя­ ют друг другу. Судоводительский состав опытный, обязанности сври несет хорошо. Капитан от­ лично знает районы промыс- ФЛОТОМ Кренится к подборе сЗДад ехз-» Государственная комиссия приняла в промышленную эксплуатацию ав­ томатизированную информационно­ справочную систему «Флот». Она бу­ дет собирать и обрабатывать опера­ тивную информацию о деятельности промыслового- и транспортного флота Латвии, Литвы, Эстонии, Калинин­ градской и Ленинградской областей, объединенных в главное управление «Запр'ыба». » • • j На океанских просторах сейчас ве* дут добычу и обработку рыбы около девятисот судов главка. Вопросами добычи, приема улова, его доставки в порты и на базы, обработки рыбы, снабжения судов и многими другими проблемами занималось прежде мно­ го специалистов. Теперь им на по­ мощь пришла вычислительная техни­ ка. В бассейновом информационном центре установлена электронно-вычи­ слительная машина «Минск-22», об­ рабатывающая огромный поток ин­ формации, получаемой по радио от капитанов промысловых и транспорт-' ных судов. " Рига,- ОёнозВенное копЬцо СХЕМА ВООРУЖ Е Н И Я 3,9-МЕТРОВОГО ГРУНТРО­ ПА. СХЕМА ВООРУЖЕНИЯ КРЫЛОВОГО ГРУНТРОПА ТРАЛА ЧЕРТЕЖА № 1625. СХЕМА ВООРУЖЕ Н И Я ЦЕНТРАЛЬНОГО ГРУНТРО ПА ТРАЛА ЧЕРТЕЖА № 1625. щи «РЫБНЫЙ МУРМАН» ф 13 СЕНТЯБРЯ 1972

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz