Рыбный Мурман. 1972 г. Сентябрь.
h I К У Р С О М T EX H i3 4E B K 0 ra ПРЕВГРЕВСП вами раоотал мурманский траулер, мы в бинокль на блюдали, как он по три ко- шалки поднимал, а на сове тах показывал полтонны... Поиск ведется оперативно. Зря переходы не делаются, в каждом отдельном' случае они бывают вызваны необхо димостью. Вот хотя бы в этом рейсе их было немало, но все компенсировались СКОЛЬЗИЛ к клячонке Ь оа- падал за голый топенант, а в районах с губкой —1 за го лый футроп, поставлен гуж длиной 1,3 метра, он одно временно служит и при спу ске трала. Вытяжной конец отнесен в сторону клячовки на 0,9 метра и имеет длину 14,5 метра, что положительно ска зывается на вертикальном o n d c i 11 'К ; y b J l U B U f l , особенно трудною! но излюб ленного Западно-Прибреж- ного района. На основании долголетней практики рабо ты в этом районе капитан выбирает маршрут следова ния с тралом, и штурманы, часто определяя местонахож дение траулера, строго при держиваются указанного ка питаном пути. Кильдинской банке БУХГАЛТЕРИЯ ТРАЛМЕЙСТЕРА меру, лебедка. Заведование это третьего механика, но эксплуатируют-то ее добыт чики. Перед каждым трале нием проверяют, смазывают. Короче, рейс идет своим че редом, а мастера не забыва ют, что после короткой сто янки за ним пойдет следую- Едва пришли в район промысла, старший мастер по добыче рыбы Николай Ар темьевич Богданов, как всег да, взял на учет все расхо дуемое промысловое воору жение. Теперь в ходе рейса он будет строго учитывать дель, израсходованную на ре монт, канаты, скверы/ пла- сти, крылья. Все эго для то го, чтобы точно знать, какое промысловое вооружение и в каком состоянии имеется на борту. На «Жиздре» не водится, чтобы требования писали на авось. Скрывать нечего, на некоторых судах, особенно на BiMPT, тралмейстеры пло хо учитывают расход сете- материалов, а потом запра шивают неточное количество, и то у них излишки, то недо статки в конце рейса. Богда нову не нужно ни цифры с потолка брать, ни переры вать все запасы вооружения. У него своя бухгалтерия, он каждый день точно знает, что в хозяйстве есть и что потребуется. Под непрерывный конт роль взята работа всего про мыслового оборудования (ро лики. стопор-блоки, ваера, доски), так что к концу рей са всегда видно, что надо бу дет ремонтировать или заме нять. Кстати сказать, «Жиз- дра» полтора года работает после ремонта, а промысло вое оборудование в большом порядке. Вот хоть бы, к при- Ни днем, ни ночью не затихает ра бота в Рижском морском рыбном порту. Полным ходом идет разгрузка и загрузка плавучих баз, морозиль ных траулеров и других судов, НА СНИМКЕ: у причала плавба за «Рига». Фото О.’ Сизова. (Фотохроника ТАСС). У капитана своя карта прибрежных районов, по ней и ведется работа, а так как штурманы систематически определяют нахождение суд на. то промысел ведется по чти без порывов трала. Так, за восемь суток в Прибреж ном районе, где грунты ис ключительно тяжелые, на ремонт тралов ушло у нас всего два часа. И в других районах Баренцева моря дей ствовали так же: придержи вались выбранных маршру тов, часто определялись по радиомаякам. Вслед за капитаном все судоводители занимаются оперативным поиском рыбы, не скупятся делиться опы том. На все вопросы капита нов Рудольф Михайлович Орлов давал полные и чет кие 'ответы. Следуя с Кильдннской банки, в квадратах 1145, 1115, 1148 обнаружили хо^ рошую концентрацию пикши. На ближайшем же промыс ловом совете капитан сооб щил об этом большой груп пе. судов, что ловили миль за 30 —40 от нас и брали скуд ные уловы, не более полу- тонны за траление. Так на «Жиздре» поступают всегда. Считаю, сказать об этом нужно, потому что, к боль шому сожалению, откровен ность в информации, заинте ресованность в общем успехе уловами. На Рыбачьей банке двое суток поднимали по две — три кошалки крупной трески с примесью окуня. Рыба через двое суток от казала, но и этот короткий срок был использован для выработки клипфиска и кон сервов. Затем сутки искали у берегов, ушли на Кильдин- скую, там обстановка не уст раивала, снова вернулись к берегам, в конце концов хо рошо ловили пикшу на Мур манском мелково’дье. Оперативный поиск, быст рая ориентировка в обстанов ке, хорошее знание районов лова и умение работать на тяжелых грунтах — эти фак торы помогают «Жиздре» добиваться успехов. ВООРУЖЕНИЕ ТРАЛОВ На правом борту «Жиз- дры» трал чертеЖа 1625, на левом — 1605. Нижняя подбора трала 1625 набивалась по схеме, изображенной на чертеже. Этой подборой работали на Кильдинской банке, Мурман ском мелководье,, в Западно- Прибрежном районе. Заре комендовала себя подбора неплохо. Хочется остановиться на вооружении 3,9-метрового голого грунтропа. Тралмей стер Богданов »делает сле дующее. На грунтропе, что- раскрытии трала. Экономит ся и стальной трос. В Западно-Прибрежном районе, чтобы меньше под тирался мешок, ставили ни же дележного стропа шесть кухтылей, приподнимая* та ким образом, кутковую часть мешка над грунтом. На Кильдинской банке, где много губки, вместо поста новки голого футропа и гу- жиков, на нижней пласти трала, в районе соединения ее с мешком, вырезали два клапана. Отрезали дель с трех сторон, переднюю ос тавляя целой. Для подкреп ления сетной части вдоль и поперек оси трала пропуска ли капроновый канат окруж ностью в 30 миллиметров. Это значительно уменьшало попадание губки в трал. Чтобы не закручивался, вытяжной конец крепится к грунтропу с помощью сво бодно поставленного про пускного к о л ь ц а— восьмер ки. Для этого- на 14-метро вом голом > грунтропе и 3,9-метровом кормовом го лом грунтропе заращиваются увеличенные петли и в месте сроста свободно ставится че- кель, ограничивает1скольже ние вытяжного конца. Одно временно увеличенная петля на носовом 14-метровом го лом грунтропе и пропуск ные кольца-восьмерки слу жат для устранения разницы щий. И чтобы в будущем рейсе спокойно работалось, готовиться к нему надо в текущем. Еще пару слов о добытчи ках. Тралмейстер и его по мощники Анатолий Зайцев и Яков Замарнн дружны, понимают друг друга с полу слова, а то и вовсе без. слов. Помощи не просят. Если она нужна, товарищ сам увидит и — вахта не вахта, счи таться не будет — помогать выйдет. БЕЗ СЕКРЕТОВ Судоводители и добытчи ки работают дружно, доверя ют друг другу. Судоводительский состав опытный, обязанности сври несет хорошо. Капитан от лично знает районы промыс- ФЛОТОМ Кренится к подборе сЗДад ехз-» Государственная комиссия приняла в промышленную эксплуатацию ав томатизированную информационно справочную систему «Флот». Она бу дет собирать и обрабатывать опера тивную информацию о деятельности промыслового- и транспортного флота Латвии, Литвы, Эстонии, Калинин градской и Ленинградской областей, объединенных в главное управление «Запр'ыба». » • • j На океанских просторах сейчас ве* дут добычу и обработку рыбы около девятисот судов главка. Вопросами добычи, приема улова, его доставки в порты и на базы, обработки рыбы, снабжения судов и многими другими проблемами занималось прежде мно го специалистов. Теперь им на по мощь пришла вычислительная техни ка. В бассейновом информационном центре установлена электронно-вычи слительная машина «Минск-22», об рабатывающая огромный поток ин формации, получаемой по радио от капитанов промысловых и транспорт-' ных судов. " Рига,- ОёнозВенное копЬцо СХЕМА ВООРУЖ Е Н И Я 3,9-МЕТРОВОГО ГРУНТРО ПА. СХЕМА ВООРУЖЕНИЯ КРЫЛОВОГО ГРУНТРОПА ТРАЛА ЧЕРТЕЖА № 1625. СХЕМА ВООРУЖЕ Н И Я ЦЕНТРАЛЬНОГО ГРУНТРО ПА ТРАЛА ЧЕРТЕЖА № 1625. щи «РЫБНЫЙ МУРМАН» ф 13 СЕНТЯБРЯ 1972
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz