Рыбный Мурман. 1972 г. Сентябрь.
Развите рыбной промышлености Севра В о з н и к н о в е н и е и рост рыбной промыш ленности Севера является ярким примером огромной созидательной работы, которая проводится нашим государством для процветания ранее заброшенных и пустынных северных окраин. Мне, прожившей на Севере почти 40 лет (с июня 1933 г.), особенно хорошо видны изменения, кото рые претерпела наша рыбная промышленность за 50 лет. '■ , Истории рыбных промыслов интересна и поучи тельна. Рыбный промысел у берегов Мурмана суще ствует с 13 века. Рыбный и звериный промыслы до стигли особенного развития в 16 и 17 веках. Тогда поморы промышляли не только в Белом море и у бе регов Мурмана, но и у Шпицбергена, у Новой Зем ли. Велась оживленная торговля с Норвегией, Анг лией, Голландией на западе и Мангазеей на востоке. С 18 века промысел стал замирать, в связи с раз витием торговли у Северной;Норвегии и переносом торговли русских с побережья Мурмана в Архан гельск и введением более высоких^налогов. Прекра тились плавания на Шпицберген/ .. Новую Землю. Встал вопрос о состоянии запасов в Баренцевом мо ре. Мнения ученых были различными. Чтобы ре шить этот вопрос, была организована специальная экспедиция (на частные ср§д£тва)Г Ее; возглавил Н. М. Книповпч, имя которогЪ носит наш институт. Жизненный путь Николая Михайловича весьма свое образен. Талантливый исследователь, блестящий лектор покидает Петербург и многие годы своей жиз ни уделяет изучению северных морей (Баренцева, Белого). Его интересует не только фауна морей, но и тяжелая жизнь поморов, развитие рыбного про мысла, создание промыслового телеграфа и др. В. И. Ленин знал Н. М. Книповича с 90-х годов прошлого века (старшая сестра Николая Михайло вича Л. М. Книпович — известная революционер ка, соратница Ленина). Экспедиция, организованная Н. М. К^иповичем, работала в течение 10 лет (1898—1908 гг.) на спе циально построенном судне «Андрей Первозван ный», оснащенном всеми необходимыми новейшими приборами. Было доказано наличие рыбы в откры той части Баренцева моря и возможность ее облова тралом (впервые в мировой практике был применен трал). Результаты экспедиции дали много нового и прак тически ценного для развития рыболовства в этом море, но, к сожалению, они не были использованы русскими. Ими воспользовались иностранные рыбо- ,пр^мышленнйки. С полным грузом, в основ ном из морской камбалы (треска, пикша англичан тогда не интересовала), возвращались в первые годы из Баренцева моря английские траулеры. С 1904 г. Баренцево море регулярно стали посещать англий ские и германские траулеры, ведя лов рыбы у бере- гов Мурмана. Рыболовство в дореволюционной России было крайне отсталым и кустарным. Промышленный лов находился в руках частных предпринимателей и осу ществлялся с парусно-гребных мелких судов, носил прибрежный и сезонный характер. Пионером русского тралового лова в Баренцевом море был Никита Лукич Копытов. Плавая матросом • J 4* на английском траулере, он изучил траловый лов. В мае 1906 г. Никита Лукич зафрахтовал пароход «Эрлинг» и приступил к траловому лову самосто ятельно. Трудностей было много. Работая в услови ях жесточайшей капиталистической конкуренции, он не делал тайны из своего богатого опыта. Им бы ла опубликована в 1911 г. первая сводка о Канин- ско-Мурманских промыслах. Вторая попытка создать русский траловый промы-. сел была сделана в 1910 г. предпринимателем и мо ряком К. Ю. Спаде. Им было закуплено >4 неболь ших траулера со всем вооружением и организован лов. Он мечтал довести свой флот до 50 единиц, но война 1914—1918 гг. помешала этому. В. И. Ленин интересовался вопросами рыбного промысла задолго до. революции. Он писал о тяже лой, печальной судьбе поморов-спокрученников» Се вера, находившихся в полной экономической зависи мости от своих хозяев. С 1920 г., после освобождения Севера от интер вентов, начался новый этап в освоении богатств се верных морей. Доставшийся от интервентов флот (12 единиц) был разоружен и требовал капитального ремонта, людей, знающих траловое дело, почти не было. Но все же в 1920 г. было выловлено 17 тысяч центнеров рыбы. Первые годы флот базировался на Архангельск. В 1924 г. флот перевели в Мурманск, и стало воз можным вести промысел круглый год. Партия, правительство и лично В. И. Ленин уделяли большое внимание рыбному промыслу на Мурмане. Строится порт, рыбообрабатывающие предприятия, увеличивается число траулеров, заку паются орудия лова за границей и др. Перевод траулеров в Мурманск обусловил неук лонный рост добычи рыбы. Если в 1924 г. было вы ловлено 123 тысячи центнеров, то в 1930 г.—в три с лишним раза больше. С 1924 г. появились трауле ры с радиоустановками — стала возможной связь с берегом. _ • В 1930 г. впервые в истории тралового промысла были выделены специальные траулеры-разведчики. Флот пополнялся траулерами с иностранных верфей и отечественной постройки. Тяжесть первых лет работы вынесли на своих пле чах капитаны —,С . Д. Копытов, Ф. М. Михов, С. П. Леонтьев, Я. А. Богданов, А. И. Новожилов, К. Л. Бурков, Ф._ Е. Самков, П. Ф. Хохлин, И. Н. Деми дов, А. А. Егоров, И. Е. Кононов. Первыми трал мейстерами были Ф. Е. Шамалуев, В. П. Махилев, Н. П. Амосов. Они совместно с работниками науки изучали и осваивали Баренцево море, совершенство вали технику лова, передавали опыт молодым спе циалистам, пришедшим во флот. Кадры готовились в учебно-курсовом комбинате (1931), в мореходном училище (с 1932). В конце 1933 г. на базе Мурман ского отделения ГОИНа и Мурманской сельдяной экспедиции был создан ПИНРО, переведенный из Полярного в Мурманск. Создание института позво лило поднять на новую, научную основу развитие рыбной промышленности Севера. В 1937 г. по инициативе А. И. Микояна — шефа рыбаков, была создана промысловая разведка для обеспечения флота сырьевой базой. В этом же году вошел в строй рыбокомбинат с холодильником: в 1940 г. на смену лошади и лебедке пришли механи зированные стеллинги и краны для выгрузки рыбы. Тридцатые годы были годами роста добычи рыбы, расширения ассортимента выпускаемой рыбопродук ции, укрепления и развития материально-техниче ской базы Северного бассейна. Война нанесла большой ущерб рыбной промыш ленности Севера — погибло 30 процентов флота, .много моряков, -уничтожено 70 процентов жилого фонда. Но еще до окончания войны партией и правитель ством было принято решение об ускорении восста новления рыбнОй промышленности Севера. Для это го ряд траулеров с командами передается Северным флотом. С 1947 г. флот пополняется судами, постро енными в Финляндии и Швеции. К 1957 г. числен ность флота увеличилась почти в 5 раз. В 1950 г. появилась новая рыбодобывающая организация «Мурмансельдь». Еще в 1938 г. учеными ПИНРО была обнаружена атлантическая сельдь «полярный залом». Но война помешала освоить новый объект и новый район промысла. В 1947—1949 гг. работы продолжались — экспедиции направлялись к бере гам Исландии и Шпицбергена. Они дали хорошие ре зультаты, что и послужило основанием к созданию «Мурмансельди». В Л950 г. было открыто в Мурманске высшее мо реходное училище по подготовке специалистов для рыбной промышленности. Одновременно с пополнением флота улучшается и его техническая оснащенность. В настоящее время не найдешь ни одного рыбодобывающего судна, не вооруженного гидроакустикой, радионавигационной-— аппаратуройг Качественно меняются и орудия лова: на смену пеньке для снастей стал поступать капрон и другие синтетические материалы. Автономность плавания увеличивается с каждым годом за счет пополнения новыми мощными судами с более совершенными ус тановками. С 1955 г. флот стал пополняться большими моро зильными траулерами. По мере роста уловов, расши рения и удаления промысловых районов, возникла необходимость в создании современного .траулера- завода, вылов которого в среднем составляет более 70 тысяч центнеров. Внедрение этих судов позволило советскому рыбо промысловому флоту выйти на первое место в мире по техническому уровню. Можно смело утверждать, что в послевоенные го ды во флоте рыбной промышленности произошла техническая революция. Вылов рыбы и других морепродуктов по всему Советскому Союзу увеличился по сравнению с 1940 годом в 6 раз и составил в 1971 году 78 миллионов центнеров. v П. ВИНОГРАДОВА, старший научный сотрудник ПИНРО, кандидат геолого-минералогнческих наук. 4iiiliiltlllill!lllllillllllirilllliiliillliil!iiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiniiiii Народ против войны во Вьетнаме ТОКИО. Более 28 тысяч жителей японской столицы приняли уча» стие я митинге, организованном Коммунистической и Социалисти ческой партиями совместно < другими массовыми организациями. Участники митинга выразили решительный протест а связи с тем, что многочисленные военные базы США на территории Японии активно используются американской военщиной для ведения гряз ной войны в Индокитае. На снимке: рабочий-железнодорожник зачитывает резолюцию, В которой осуждается американская агрессия во Вьетнаме. Фото Джапан Пресс — ТАСС. Н ЕДАВНО состоялся партийно-хозяйств е н- ный актив Мурман ского тралового флота. Он обсудил вопрос «О повыше нии ответственности команд ного состава за идейно-поли тическую и воспитательную работу в коллективе». На активе говорилось о хороших командирах произ водства, хороших воспитате лях, о том, что большинст во наших моряков скромные люди, им чужды высокоме рие, чванство, зазнайство и хвастовство. Все это, конеч но, украшает советских лю дей, делает их высоконравст венными. Но отмечалось также и то, что некоторые моряки как командного, так и рядо вого состава, недостойно ве дут себя в коллективе, в бы ту, на улице, в обществе, за бывают о скромности. А ведь простота и скромность — родные братья: где скром ность, там и простота. Неда ром есть такая пословица: «Можно быть скромным, не будучи мудрым, но нельзя быть мудрым, не обладая скромностью». Академик Иван Петрович Павлов в своем завещании молодежи, говоря о скром ности, писал: «Никогда не думайте, что вы уже все знаете. И как бы высоко ни оценивали вас, С о в е т у е м К а к н е н а д о всегда имейте мужество ска зать себе: я невежда. Не да вайте гордыне овладеть ва ми. Из-за нее вы откажетесь от полезного совета и дру жеской помощи, из-за нее вы утратите меру объектив ности». Это прекрасный совет, ко торый должны всегда пом нить юноши и девушки, вступающие на широкий жизненный путь. Только скромность и постоянная требовательность к себе по могут- отбросить ложную славу, вовремя предупредить ошибки или недостатки, только эти качества обере гают человека от самомне ния, невежества и других пороков. Образцом скромности был Ильич Ленин, му посчастливилось рабо тать или встречаться с Лени ным, в своих воспоминаниях отмечают прежде всего про стоту, доступность и вели чайшую скромность Влади мира Ильича. Отношения между людь ми, особенно в нашем об ществе, строящем комму низм, именно такими и подлинной Владимир Те, ко- должны быть: взаимное ува жение, умение держать себя и в обществе и дома. Антон Павлович Чехов писал: «Какое наслаждение уважать людей». Но уважать можно только человека мо рально и физически чистого, человека воспитанного. Ведь тот же Чехов говорил: «В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли». О том, как себя вести, на писано немало, а вот о том, как не надо себя вести, пишут редко. Вот почему рекомен дуемая книга Михаила Хода- кова «Как не надо себя ве сти», выпущенная издатель ством «Молодая гвардия» (1972 г.), в высшей степе ни — нужная книга. Автор пишет: «Если даже выучить наизусть все учебники хо' рошего тона и все инструк ции о том, где и как себя вести, воспитанным челове ком не станешь. Воспитание — дело тонкое, кропотливое, длительное. Им занимаются и родители, и школы, и ву зы, н комсомол, и партия. не год, не два, а десятки' лет. Так что воспитанный человек уже сам по себе
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz