Рыбный Мурман. 1972 г. Сентябрь.
П ОЗАДИ девять меся цев ремонтной стоян* ки. и вот траулер «Гатчина» шел в контроль ный рейс на 25 суток. И больше з е е х беспокойства выпало на долю машинной команды. Как говорят, «по крутиться» пришлось нема ло. Сразу скажу, что рейс прошел «гладко». И даже больше. Машина работала ритмично, слаженно труди лись матросы, и вот итог рейса ;—гт. выработали 142 тонны рыбного полуфабрика* та. Плановое задание по до быче выполнили на 150 про центов, а по рыбной муке — на все 170! Потом был рейс на сорок суток. Взятую в работе ли нию продолжали вести так же твердо. Добытые экипа- _ 'lixdeii 240!Чг6н^ рыбйЯй» 4бЛь- 4 ко вдвое перекрыли заплани рованную цифру, но, кроме того, — что очень важно — была погашена задолжен ность, возникшая нз-за ремонта, выполнен кварталь ный план. Рыбной муки в этом рейсе было выработано 28 тонн вместо 18. На славу потру дился машинист РМУ Н. Ф. Лешко. Не каждому под си лу вырабатывать муку, кор да ассортимент рыбы остав ляет желать лучшего. Тут уж нужно умение, чтобы ни чего нз пищевых отходов не попало за борт, чтобы все пошло на муку. Им в mwmof мере обладает жгот рыбак. Двадцать два года ходит он i море. Ко^шуяяст, сам очень дисциплинирован и того не» требует от остальных. Това рищи избрали его председа телем судового комитета профсоюза. Отличный тралмейстер- скин состав подобрался ■ экипаже. Судно, каи упо миналось. вышло из ре монта, так что на бор ту никакого запаса пром- вооружения не было. И стар ший мастер лова тов. Уте- мов, и тралмейстер тов. Ва летов проявили завидное умение и мастерство в ра* боте. Мало того, что дело они поставили так, как и должно быть, — быстро ве лась чинка, тралы находи лись в постоянной готовно сти — за время рейсов они в ь т о д н добились экономии промво- оружения на сумму в 1250 рублей. Настоящий хозяин на суд не боцман Н. А. Воронин. Больше двадцати лет он на флоте, так что опыта ему не занимать. Он привел в отличный порядок судовое хозяйство. Хорошим, грамотным спе циалистом зарекомендовал себя котельный машинист И. Г. Палицын. Сейчас он изъявил желание учиться в УКК, и командование судна дало ему рекомендацию. ...Дело было так. Улов — на зависть. На палубу вышла подвахта. Вместе со всеми взял шкерочный нож и встал Т В Е Р Д А Я л ........... .. за рыбодел котельный маши нист Дмитрий Поповенюк. И показал класс в работе! Рыбу шкерил мастерски. Ни кто не мог за ним угнаться. Качество обработки тоже o r личное. Одним словом, еди нодушно был признан луч шим ютгерщином. В рейсе даже хотели перевести его старшиной вахты. Собствен но, Д. Поповенюк я ходил раньше в такой должности. Но вот как-то заглянул он в машинное отделение, потом еще раз и еще. Ну, а что из этого вышло — уже знаете. Получился нз него хороший котельный машинист. За плечами у энипажа не плохие рейсы. Но добиться можно еще большего, если полностью использовать имеющиеся резервы.' В чем мы видим наши резер вы? Первое: добиться рав номерности в -работе на всех трех вахтах. В по следнем рейсе чувствовалось, что разделка рыбы идет Траулер. . . на к о л е с а х Траулер с уловом на борту мчится по шоссе. Картина не вероятная! А между тем, такое судно на колесах существует. Его создали в Ленинграде спе циалисты Института механиза ции рыбной промышленности. Траулер «Амфибия» пред назначен для облова отдален ных лесных озер и прудов. До- далеко не одинаково. Второе, OLAilVfA П » ГЪ CvOwMSDKri ХвСНО ПСрв* плетается с первым услови ем: повысить степень мас терства матросов. Рейсы по казали, что разделка рыбе производится недостаточно интенсивно. В послед* нем рейсе мы потеряли 12 часов по той причине, что был сделан неоправданный переход из квадрата в квад рат. Это, правда, случай единичный. В основном все переходы были оправданны и оперативны, а потому и были пятидневки, когда нор му вылова доводили до 200 процентов. Точный выбор . места промысла, исключе ние потерн времени — в этом еще один резерв. В выполнении всего этого и видит сейчас экипаж свою основную цель. В. ЧЕРНЕНКО, старший механик, секре тарь партийной организа ции. быв тонну-другую карпа, леща, судака, он доставляет улов прямо на приемную базу. Да же в самую жаркую погоду груз сохранит свежесть: в рыб' ном бункере смонтирована хо лодильная установка. " Дорог каж, час — корабля спешат на пронысел! Фото Г. Гиренко ГОДЫ у лааяшпдцатого э к 1 о а ж „ I у р г ■“ сило лолму: сначала буксир, потом спасатель, «Пурга» бы ла приспособлена под потальную н ебесиапивела паром иореблч которые ставили а междурейсовый ремонт млн ив иетлочиегку. Корабли, нам люди, стврятся, и неступевт день, негде они прихо дят в сееерюеииую негодность и.втпрввявютса ив роаку. «Пурге», конечно, лрвжнлв бы еще лет десять. Но время неумолимо. Оно торопится вперёд, вносит свои коррективы. В рыбном порту рвеам- реииыми и высокими темпами ведется строительство новой при цельной линии. Деревянные нестилы убираются, не смену им при ходят бетон и асфальт. «Пурге» строительству мешвле. причале м а м «Пурги» — грузом* маапшо, матросы выкосят м троту штурвал и еще ка- им-ve медные атрибуты доя музея. А • сторонке то, кто м с здесь последнюю мжту. Кто ояи! Капитал последнего mnmno «Пурга» Прокопий Ияемаич Масленой — старый моряк, старший механик Николай Васильевич Оисюма отдал морю и морскому труду почти тридцать лет, доброе половина экипаже — люди пенсионного воз раста. Фотограф сдемл коллективный снимок. Для истории, на память потомкам. НА СНИМКЕ: матрос В. Н. Пономарев, сменный механик Е. И. Быков, боцман Г. X. Усманов, капитан П. И. Масленов, старший ме ханик Н. В. Окаозов и другие. В Норвегии построен несамо ходный плавучий рыбозавод, предназначенный для переработ ки принимаемой рыбы а рыбную муку и рыбий жир. Он является первым в мире судном такого ти па. Во время эксплуатации судно находятся недалеко от района промысла^ - и перерабатывает ры бу, принимаемую с добывающих судов. Суда такого типа легко могут быть отбуксированы в другой район промысла или близлежа щий порт. Кроме того, оно мо жет использоваться в районах с богатыми, запасами рыбы, . где строительство рыбозавода на бе регу в силу каких-либо местных условий является невозможным или нецелесообразным. Появле ние «компактного мобильного ры бозавода», сочетающего в себе многие положительные качества береговых, рыбозаводов и плаву чих рыбообрабатывающих баз, работающего со значительной экономической эффективностью, вызвало большой интерес. Главные - размерения и харак теристики: длина наибольшая 64,6 м, ширина 17,0 м, высота бор та до главной палубы 6,0 м, дед вейт 3500 т., емкость трюмов для рыбной муки 1200 м, танков для рыбьего жира 1000 т, бункеров для свежей рыбы около 500 т, цистерн для топлива 500 т, прес ной воды 150 т; экипаж около 20 человек. ПЛАВУЧИЙ НЕСАМОХОДНЫЙ РЫБОЗАВОД Все основные механизмы и технологическое оборудование установлены на главной палубе. Котельная установка, обеспечи вающая паром технологическую линию, дизель-генераторы и" оп реснители расположены . в кор мовой надстройке, где также на ходятся судовая мастерская и кладовая запчастей. Рыбомучная технологическая линия расположена а носовой надстройке, где также находятся лаборатория для определения качества продукции, помещения углекислотного пожаротушения, оборудование гидоавлической системы и кладовые. Палуба между надстройками предназначена для грузовых опе раций, здесь находятся две трех- тоиные гидравлические лебедки, по одной с каждого борта, и обо рудование рыбонасоса с систе мой отделения воды и устройст вом для измерения количества рыбы. На главной палубе в носо вой надстройке расположены каюты для 10 человек, камбуз, кают-компания, столовая, буфет и* санитарный блок. Там же под полубаком находятся рефрижера торные кладовые, компрессоры и гидравлические механизмы для двух брашпилей. Жилые, помещения, бункера для свежей рыбы и трюмы для рыбной муки вентилируются спе циальной системой, в которую входят пять центробежных вен тиляторов. На непрерывной верх ней палубе, проходящей над обеими надстройками, оборудо вана площадка для вертолета. Технологическое оборудо вание состоит из автоматизиро ванной линии, - рассчитанной на полное использование поступаю щего сырья. Управляют ею всего 2—3 человека. Линия перерабаты вает в сутки до 500 г рыбы, вы пуская при этом приблизительно t00 т рыбной муки и 50—100 т рыбьего жира в зависимости от вида рыбы-сырца. Рыба с добывающих судов вы ливается погружными рыбонасо сами диаметром приемного от верстия 304,8 мм и производитель ностью до 1500 т рыбы в час. Во да с рыбой выкачивается в спе циальную емкость, откуда рыба ленточным транспортером по дается на устройство, автомати чески измеряющее ее количест во, а затем шнековыми транспор терами распределяется по четы рем бункерам емкостью около 120 т рыбы каждый. бункера оборудованы системой для автоматической подачи рыбы для дальнейшей ее обработки и сбора сока, выделяемого рыбой, который также используется для изготовления муки и жира. Уст ройство бункеров позволяет легко их зачистить и убрать. Рыба из бункеров подается в «сухой» варочный аппарат непре рывного действия с приборами для автоматического контроля и поддержания необходимого уров ня и . температуры. Полученная масса поступает в специальное устройство для первичного удале ния воды, состоящее из тран спортера с фильтрами и собствен но устройства для удаления воды с помощью вибрации. После этого масса проходит обработку магни том и подается в двойной винтЬ- вой пресс, в котором удаляется вода и жир. Прессованная масса шнековыми транспортерами по дается в два сушильных устрой ства, работающие параллельно. После размола на горизонталь ной дробилке рыбная мука об рабатывается антиокислителем, проходит через автоматические весы и поступает в гранулирую щее устройство, откуда гранули рованная мука системой тран спортеров подается в трюмы для рыбной муки. Трюмы оборудованы сетью дат чиков с термоэлементами для ди станционного контроля за темпе ратурой в трюмах. Выгрузка му ки из трюма производится дву мя пневматическими транспорти рующими системами производи тельностью до 60 т/час. Сок рыбы и.другие жидкие фракции, соб ранные при транспортировке и обработке рыбы, включая прес сование, перекачиваются через танк предварительного подогрева и затем обрабатываются на го ризонтальной центрифуге. Выделенный сухой компонент смешивается с прессованной мас сой и используется для выпуска муки. Жидкий же остаток после цен трифугирования проходит через два автоматических сепаратора, после чего полученный рыбий жир откачивается в танки для рыбьего жира. Из оставшейся после этого жидкости выделяется «рыбная суспензия» с помощью автомати зированной испарительной уста новки. Из суспензии окончательно удаляются остатки жира сепара тором, после чего твердый оста ток также смешивается с прес сованной массой и идет на выпуск муки. А. ГОЛЬДБЕРГ, сотрудник «Экспресс-информа- ции».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz