Рыбный Мурман. 1972 г. Сентябрь.

П ОЗАДИ девять меся­ цев ремонтной стоян* ки. и вот траулер «Гатчина» шел в контроль­ ный рейс на 25 суток. И больше з е е х беспокойства выпало на долю машинной команды. Как говорят, «по­ крутиться» пришлось нема­ ло. Сразу скажу, что рейс прошел «гладко». И даже больше. Машина работала ритмично, слаженно труди­ лись матросы, и вот итог рейса ;—гт. выработали 142 тонны рыбного полуфабрика* та. Плановое задание по до­ быче выполнили на 150 про­ центов, а по рыбной муке — на все 170! Потом был рейс на сорок суток. Взятую в работе ли­ нию продолжали вести так же твердо. Добытые экипа- _ 'lixdeii 240!Чг6н^ рыбйЯй» 4бЛь- 4 ко вдвое перекрыли заплани­ рованную цифру, но, кроме того, — что очень важно — была погашена задолжен­ ность, возникшая нз-за ремонта, выполнен кварталь­ ный план. Рыбной муки в этом рейсе было выработано 28 тонн вместо 18. На славу потру­ дился машинист РМУ Н. Ф. Лешко. Не каждому под си­ лу вырабатывать муку, кор­ да ассортимент рыбы остав­ ляет желать лучшего. Тут уж нужно умение, чтобы ни­ чего нз пищевых отходов не попало за борт, чтобы все пошло на муку. Им в mwmof мере обладает жгот рыбак. Двадцать два года ходит он i море. Ко^шуяяст, сам очень дисциплинирован и того не» требует от остальных. Това­ рищи избрали его председа­ телем судового комитета профсоюза. Отличный тралмейстер- скин состав подобрался ■ экипаже. Судно, каи упо­ миналось. вышло из ре­ монта, так что на бор­ ту никакого запаса пром- вооружения не было. И стар­ ший мастер лова тов. Уте- мов, и тралмейстер тов. Ва­ летов проявили завидное умение и мастерство в ра* боте. Мало того, что дело они поставили так, как и должно быть, — быстро ве­ лась чинка, тралы находи­ лись в постоянной готовно­ сти — за время рейсов они в ь т о д н добились экономии промво- оружения на сумму в 1250 рублей. Настоящий хозяин на суд­ не боцман Н. А. Воронин. Больше двадцати лет он на флоте, так что опыта ему не занимать. Он привел в отличный порядок судовое хозяйство. Хорошим, грамотным спе­ циалистом зарекомендовал себя котельный машинист И. Г. Палицын. Сейчас он изъявил желание учиться в УКК, и командование судна дало ему рекомендацию. ...Дело было так. Улов — на зависть. На палубу вышла подвахта. Вместе со всеми взял шкерочный нож и встал Т В Е Р Д А Я л ........... .. за рыбодел котельный маши­ нист Дмитрий Поповенюк. И показал класс в работе! Рыбу шкерил мастерски. Ни­ кто не мог за ним угнаться. Качество обработки тоже o r личное. Одним словом, еди­ нодушно был признан луч­ шим ютгерщином. В рейсе даже хотели перевести его старшиной вахты. Собствен­ но, Д. Поповенюк я ходил раньше в такой должности. Но вот как-то заглянул он в машинное отделение, потом еще раз и еще. Ну, а что из этого вышло — уже знаете. Получился нз него хороший котельный машинист. За плечами у энипажа не­ плохие рейсы. Но добиться можно еще большего, если полностью использовать имеющиеся резервы.' В чем мы видим наши резер­ вы? Первое: добиться рав­ номерности в -работе на всех трех вахтах. В по­ следнем рейсе чувствовалось, что разделка рыбы идет Траулер. . . на к о л е с а х Траулер с уловом на борту мчится по шоссе. Картина не­ вероятная! А между тем, такое судно на колесах существует. Его создали в Ленинграде спе­ циалисты Института механиза­ ции рыбной промышленности. Траулер «Амфибия» пред­ назначен для облова отдален­ ных лесных озер и прудов. До- далеко не одинаково. Второе, OLAilVfA П » ГЪ CvOwMSDKri ХвСНО ПСрв* плетается с первым услови­ ем: повысить степень мас­ терства матросов. Рейсы по­ казали, что разделка рыбе производится недостаточно интенсивно. В послед* нем рейсе мы потеряли 12 часов по той причине, что был сделан неоправданный переход из квадрата в квад­ рат. Это, правда, случай единичный. В основном все переходы были оправданны и оперативны, а потому и были пятидневки, когда нор­ му вылова доводили до 200 процентов. Точный выбор . места промысла, исключе­ ние потерн времени — в этом еще один резерв. В выполнении всего этого и видит сейчас экипаж свою основную цель. В. ЧЕРНЕНКО, старший механик, секре­ тарь партийной организа­ ции. быв тонну-другую карпа, леща, судака, он доставляет улов прямо на приемную базу. Да­ же в самую жаркую погоду груз сохранит свежесть: в рыб' ном бункере смонтирована хо­ лодильная установка. " Дорог каж, час — корабля спешат на пронысел! Фото Г. Гиренко ГОДЫ у лааяшпдцатого э к 1 о а ж „ I у р г ■“ сило лолму: сначала буксир, потом спасатель, «Пурга» бы­ ла приспособлена под потальную н ебесиапивела паром иореблч которые ставили а междурейсовый ремонт млн ив иетлочиегку. Корабли, нам люди, стврятся, и неступевт день, негде они прихо­ дят в сееерюеииую негодность и.втпрввявютса ив роаку. «Пурге», конечно, лрвжнлв бы еще лет десять. Но время неумолимо. Оно торопится вперёд, вносит свои коррективы. В рыбном порту рвеам- реииыми и высокими темпами ведется строительство новой при­ цельной линии. Деревянные нестилы убираются, не смену им при­ ходят бетон и асфальт. «Пурге» строительству мешвле. причале м а м «Пурги» — грузом* маапшо, матросы выкосят м троту штурвал и еще ка- им-ve медные атрибуты доя музея. А • сторонке то, кто м с здесь последнюю мжту. Кто ояи! Капитал последнего mnmno «Пурга» Прокопий Ияемаич Масленой — старый моряк, старший механик Николай Васильевич Оисюма отдал морю и морскому труду почти тридцать лет, доброе половина экипаже — люди пенсионного воз­ раста. Фотограф сдемл коллективный снимок. Для истории, на память потомкам. НА СНИМКЕ: матрос В. Н. Пономарев, сменный механик Е. И. Быков, боцман Г. X. Усманов, капитан П. И. Масленов, старший ме­ ханик Н. В. Окаозов и другие. В Норвегии построен несамо­ ходный плавучий рыбозавод, предназначенный для переработ­ ки принимаемой рыбы а рыбную муку и рыбий жир. Он является первым в мире судном такого ти­ па. Во время эксплуатации судно находятся недалеко от района промысла^ - и перерабатывает ры­ бу, принимаемую с добывающих судов. Суда такого типа легко могут быть отбуксированы в другой район промысла или близлежа­ щий порт. Кроме того, оно мо­ жет использоваться в районах с богатыми, запасами рыбы, . где строительство рыбозавода на бе­ регу в силу каких-либо местных условий является невозможным или нецелесообразным. Появле­ ние «компактного мобильного ры­ бозавода», сочетающего в себе многие положительные качества береговых, рыбозаводов и плаву­ чих рыбообрабатывающих баз, работающего со значительной экономической эффективностью, вызвало большой интерес. Главные - размерения и харак­ теристики: длина наибольшая 64,6 м, ширина 17,0 м, высота бор­ та до главной палубы 6,0 м, дед­ вейт 3500 т., емкость трюмов для рыбной муки 1200 м, танков для рыбьего жира 1000 т, бункеров для свежей рыбы около 500 т, цистерн для топлива 500 т, прес­ ной воды 150 т; экипаж около 20 человек. ПЛАВУЧИЙ НЕСАМОХОДНЫЙ РЫБОЗАВОД Все основные механизмы и технологическое оборудование установлены на главной палубе. Котельная установка, обеспечи­ вающая паром технологическую линию, дизель-генераторы и" оп­ реснители расположены . в кор­ мовой надстройке, где также на­ ходятся судовая мастерская и кладовая запчастей. Рыбомучная технологическая линия расположена а носовой надстройке, где также находятся лаборатория для определения качества продукции, помещения углекислотного пожаротушения, оборудование гидоавлической системы и кладовые. Палуба между надстройками предназначена для грузовых опе­ раций, здесь находятся две трех- тоиные гидравлические лебедки, по одной с каждого борта, и обо­ рудование рыбонасоса с систе­ мой отделения воды и устройст­ вом для измерения количества рыбы. На главной палубе в носо­ вой надстройке расположены каюты для 10 человек, камбуз, кают-компания, столовая, буфет и* санитарный блок. Там же под полубаком находятся рефрижера­ торные кладовые, компрессоры и гидравлические механизмы для двух брашпилей. Жилые, помещения, бункера для свежей рыбы и трюмы для рыбной муки вентилируются спе­ циальной системой, в которую входят пять центробежных вен­ тиляторов. На непрерывной верх­ ней палубе, проходящей над обеими надстройками, оборудо­ вана площадка для вертолета. Технологическое оборудо­ вание состоит из автоматизиро­ ванной линии, - рассчитанной на полное использование поступаю­ щего сырья. Управляют ею всего 2—3 человека. Линия перерабаты­ вает в сутки до 500 г рыбы, вы­ пуская при этом приблизительно t00 т рыбной муки и 50—100 т рыбьего жира в зависимости от вида рыбы-сырца. Рыба с добывающих судов вы­ ливается погружными рыбонасо­ сами диаметром приемного от­ верстия 304,8 мм и производитель­ ностью до 1500 т рыбы в час. Во­ да с рыбой выкачивается в спе­ циальную емкость, откуда рыба ленточным транспортером по­ дается на устройство, автомати­ чески измеряющее ее количест­ во, а затем шнековыми транспор­ терами распределяется по четы­ рем бункерам емкостью около 120 т рыбы каждый. бункера оборудованы системой для автоматической подачи рыбы для дальнейшей ее обработки и сбора сока, выделяемого рыбой, который также используется для изготовления муки и жира. Уст­ ройство бункеров позволяет легко их зачистить и убрать. Рыба из бункеров подается в «сухой» варочный аппарат непре­ рывного действия с приборами для автоматического контроля и поддержания необходимого уров­ ня и . температуры. Полученная масса поступает в специальное устройство для первичного удале­ ния воды, состоящее из тран­ спортера с фильтрами и собствен­ но устройства для удаления воды с помощью вибрации. После этого масса проходит обработку магни­ том и подается в двойной винтЬ- вой пресс, в котором удаляется вода и жир. Прессованная масса шнековыми транспортерами по­ дается в два сушильных устрой­ ства, работающие параллельно. После размола на горизонталь­ ной дробилке рыбная мука об­ рабатывается антиокислителем, проходит через автоматические весы и поступает в гранулирую­ щее устройство, откуда гранули­ рованная мука системой тран­ спортеров подается в трюмы для рыбной муки. Трюмы оборудованы сетью дат­ чиков с термоэлементами для ди­ станционного контроля за темпе­ ратурой в трюмах. Выгрузка му­ ки из трюма производится дву­ мя пневматическими транспорти­ рующими системами производи­ тельностью до 60 т/час. Сок рыбы и.другие жидкие фракции, соб­ ранные при транспортировке и обработке рыбы, включая прес­ сование, перекачиваются через танк предварительного подогрева и затем обрабатываются на го­ ризонтальной центрифуге. Выделенный сухой компонент смешивается с прессованной мас­ сой и используется для выпуска муки. Жидкий же остаток после цен­ трифугирования проходит через два автоматических сепаратора, после чего полученный рыбий жир откачивается в танки для рыбьего жира. Из оставшейся после этого жидкости выделяется «рыбная суспензия» с помощью автомати­ зированной испарительной уста­ новки. Из суспензии окончательно удаляются остатки жира сепара­ тором, после чего твердый оста­ ток также смешивается с прес­ сованной массой и идет на выпуск муки. А. ГОЛЬДБЕРГ, сотрудник «Экспресс-информа- ции».

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz