Рыбный Мурман. 1972 г. Октябрь.
К е о а д л ж ж ю р ы б л ц ж о г о м у з е я Н ЕДАВНО «Рыбный Мурман» сообщил читателям интерес ную новость: создается му- вей рыбной промышленности Се вера. По этому поводу главное управление «Севрыба» собирало совещание, пригласив на него представителей всех лредприя» тмй бассейна, ветеранов, коррес пондентов газет, радио и телеви дения. Проделана уже большая организационная работа сектором «инструментом». (Я покажу это здесь на конкретном примере). И такой инструмент для историка не всегда пригоден — ему нуж ны факты, доказанные докумен тально* «овеществленные» собы тия, чтобы представить их в му* see. Припоминается такой случай. Несколько лет тому назад при за кладке фундамента под здание в порту обнаружили в котловане на П О Т ОМ С Т В У В ПРИМЕР истории главка, собран богетый материал для экспозиций музея. В ближайшие годы для него бу дет выделено в новом здании специальное помещение. Все это меня, человека, отдав шего Северу, рыбной промыш ленности десятки лет, живущему в Мурманске с 1925 года, радует и привлекает не только как буду щего посетителя музея. Хотелось бы поделиться с читателями не которыми мыслями. Мы, ветераны, благодарны всем, кто заботится о создании рыбацкого музея. Но одной бла годарности мало — надо помочь его организаторам и делом. Мы можем многое вспомнить, под сказать адреса, где сотрудники музея найдут для себя много интересного* Да и у нас есть что передать на память потомкам, что послужит делу воспитания молодых рыбаков. При этом вот о чем надо пом нить. Память человеческая, не смотря на то, что она хранит в своих тайниках многое — собы тия, фамилии, даты и т. д. — под час оказывается ненадежным А. ЕДРМСКИЙ И ЕГО УЧЕНИКИ На днях рыбаки Латвии теп ло поздравили прославленного напитана, Героя Социалистиче ского Труда Александра Гри горьевича Едемского со свое образным юбилеем. За время работы на Балтике экипажи су дов, руководимые им, добыли миллион центнеров рыбы. Морская биография , Алек сандра Едемского началась сорок лет назад на Севере. Он был матросом, боцманом, штурманом на промысловых судах Архангельского и Мур манского траловых флотов. В годы войны сражался -в брига де морской пехоты, защищая Заполярье. Был тяжело ранен, но нашел в себе силы вновь вернуться к любимой профес сии. После войны Александр Едемский — капитан рыболов ных судов в Мурманске, одним из первых освоил работу на БМРТ, добился отличных по казателей на «Добролюбове». Двенадцать лет назад груп па капитанов приехала в Ригу и Вентспилс, чтобы помочь ла тышским друзьям освоить промысел в . Атлантическом океане. / Среди них был и Едемский. Экипаж большого морозильного траулера, воз главляемый им, добился ре кордного вылова в- Западном бассейне — сто тысяч центне ров рыбы л год, Капитан — «втор ‘ высокоэффективных орудий промысла. „ Тралами его конструкции промышляют латвийские, польские, болгар ские рыбаки. Немало прославленных капи танов воспитал Александр Гри горьевич. Его ученики Герои Социалистического Труда Ха- рий Лидакс и Гунар Салтайс, кавалеры орденов Юрий Рат- цев и Имант Калнынь стали от личными .... судоводителями, опытными промысловиками. двухметровой глубине железно дорожный путь. С рельсами, шпалами — как положено. Мно гих эта находка удивила, как весть из другой. эпохи неизмен но удивляет археологов. Начали строить догадки: куда этот путь пролегал, для каких целей, поче му оказался глубоко под землей? Никто не мог дать точного отве та. У меня хранились генпланы 20—30-х годов — так, «для исто рии». Они-то и гуодсказали: же лезнодорожная ветка пролегала к нулевому причалу, была един ственным путем доставки груза к располагавшемуся ' там сольскла- ду. Это только один пример из многих. Часто мы говорим: «текучка за едает». Она-то и мешает как бы остановиться, оглядеться, по смотреть со стороны на гранди озные события, участниками и свидетелями которых являемся. Хуже того, мы не заботимся по рой о сохранении вещественных исторических доказательств. Слу чился такрй промах однажды и со мной. Многие помнят приезд на Се вер И. В. Сталина, К. Е. Вороши лова и С. М. Кирова. Буксир на шего порта «Буревестник» доста вил их к местам, где потом по решению Советского правитель ства была заложена база будуще го Северного флота, сыгравшего важную роль надежного форпо ста на крайнем правом фланге Великой Отечественной войны. «Буревестник» стал историче ским судном, что отмечено во многих документах. Буксира дав но нет. Но у нас в конструктор ском бюро долгие годы храни лась техническая документация «Буревестника», как и чертежи других кораблей, оставивших о себе добрую память. За этими бумагами мы видели и отважных людей, прославленных морехо дов. Мне многие, жалуясь на тес ноту в помещении, предлагали этот «хлам» ликвидировать. Мол, и техническую документацию но вых кораблей хранит*-негде, ле жит она на полу из-за отсутствия места на стеллажах. И вот при очередной «чистке» документация списанных судов стала макулату рой, с чем я очень жалею: не* которые чертежи сейчас могли бы пригодиться нашему музею: Но, увы, утраченного не вер нешь... Правда, в порту сейчас создана специальная комиссия, ответст венные работники проинструкти рованы на этот счет, есть указа ние беречь для истории все цен ное, сотрудники будущего музея наладили с портовиками хороший деловой контакт. Поколения сменяют друг дру га... Молодые рыбаки теперь уже не могут- испытывать тех трудно стей, что выпали на долю их от цов — голода, неустроенности корабельного бы.та и т. д. — их просто нет. Осталось только одно для всех времен испытание — единоборство со стихией. Но и тут уже другие масштабы — сравните человека, испытывавше го шторм на мотоботе, и моряка, стоящего в непогоду на палубе ПРТ, БМРТ... Это я к гому, что экспозиции рыбацкого музея помогут моло дым увидеть то, что, как говорят, «кануло в Лету». «Заговорят» документы, пред меты корабельного обихода, : приборы, образцы техники. Вот такой пример. 'Есть а порту мас терская по' ремонту точных при боров. Она сделала большой вклад в дела рыбаков, ведь от точности штурманских инстру ментов зависит судьба не только промысла, но и самого корабля, его экипажа. Беседуя с одним из старейших работников мастер ской Александром Алексеевичем Трошиным, я узнал, что у него хранится хронометр конца XIX века — чуть ли не один из пер вых таких приборов рыбаков Се вера. А ведь за прибором — лю ди, их дела, заботы, испытания. Корабельные приборы, словно свидетели бурь и сражений, че ловеческих судеб. Например, ка питана Якова Богданова, командо вавшего РТ-62 «Ворошилов». Он первым из северян и в числе пер вых иностранцев получил диплом капитана дальнего плавания Анг лийского Ллойда. Он же первые достиг высоких уловов на трау лерах отечественной постройки, доказав, что они могут работвть на равных с РТ, построенными в Германии. • Этот волевой человек еще в одном деле показал себя класс ным мореходом — в глухую по лярную ненастную военную ночь, , когда были погашены все нави гационные огни, успешно провел к вражескому берегу корабли Северного флота, выполнив бое вое лоцманское задание. Тради ции отца — наследие сына Алек сандра, судового механика рыб ного порта. Все это знают старики. Да они . и сами, их семьи — живая исто- . рия. И чтобы эта история пред стала перед современниками зримо, надо в музее показать на грады, фотографии, документы прославленных ветеранов. Они, как правило, люди скромные. Тут уж придется работникам музея, их активу доказать, что для мо лодежи жизнь старших товари щей — образец для подражания. Ничто так не влияет на созна ние, как такой пример, славные традиции нашего народа, Комму нистической партии. Именно им — партии и народу — принадлежит главная заслуга а преобразовании жизни на род ной земле. Это мы видим своими глазами: год от года хорошеет столица рыбаков — Мурманск, растет первоклассный флот, Я на открою ничего нового, ес ли скажу, что молодой рыбак по лучит большее впечатление на от макета траулера тридцатых—со роковых годов, а от настоящего, всамделишнего старого , «траль- ца» w пахаря моря, который сво ими железными боками много- много лет испытывал удары волн седого моря Баренца, и не только его. Знаю: было много попыток сохранить для потомков старые корабли в качестве филиалов му зеев. ВспомнимJ хотя бы «битву» за сохранение «Ермака» — гор дости ледокольного флота. Эту битву проиграли те, кто хотел не только сам' видеть свидетеля ис тории, но и сохранить его на ве ка. Не буду взвешивать здесь асе «за» и «против» в этом деле. Но становится обидно, когда узна ешь, что в некоторых местах у причалов ошвартовались на дли тельную стоянку парусники, став шие ресторанами, где посетители, будем судить об этом без ханже ства, вкушают не только хлеб на сущный, но и в то же время чув ствуют себя в какой-то мере при частными к тому, что когда-то происходило на этой палубе и под этими романтическими пару сами. Так почему бы не иметь наше му музею филиал-траулер, на котором уживалась бы обстанов ка старого работяги-ловца и не большого современного кафе? Стояли же траулеры-причалы, траулеры-котельные на Трех ручьях и Абрам-мысе... Пусть жил бы не на плаву, а на бетонном основании (чтобы не отчитываться перед морскими властями}, но настоящий траулер — свидетель нашего первого ры бацкого крупного шага в Миро вом океане. Вот , этим я и хочу закончить свои заметки по поводу создания музея рыбной промышленности Севера. Надеюсь, во многом чи татели согласятся со мной. А. ХРАПОВИЦКИЙ, член совета музея Северного рыбопромыслового бассейна. „СИЯНИЕ СЕВЕРА" В ЛАТВИИ ЛАТВИЙСКАЯ ССР. Завер шено строительство ветки га эопровода «Сияние севера: Валдай — Псков — Рига. Подключение Латвии к Вук тыльскому газовому место рождению обеспечит сгабиль ное снабжение топливом про мышлении* предприятий Риг и других городов. НА СНИМКЕ: преждг че; попасть к потребителям, га очищается здесь от разнь примесей. ^ Фото Ю. Житлухин< (Фотохроника ТАСС ЦЕНА И АБР1ЛФ1 (Окончание. Нач. на 1 стр.). При таком большом проценте недоброкачественно выполняе мых работ с неоднократными пе ределками и авралах машинная команда физически не в силах проконтролировать качество выполняемых заводом работ. Этот контроль усложнялся еще и по вине отдела кадров трало вого флота, который производил частую замену механиков и мо тористов: четыре раза менялись электромеханики, механики-на- ладчики, четвертые механики и мотористы. v- . - - Коллективу головного пред приятия судоремонтного объе динения необходимо покончить с укоренившейся практикой ав ралов, вызывающих брак, пере делки, задержку судна в ремон те. Считаю также, что на неко торые работы нормы времени явно завышены. Например, на опрессовку провизионной ам миачной установки калькуляци ейустановлено время в объеме 250 нормо-часов (это без под вода трубопровода). Фактически опрессовка выполнена одним рабочим за двое суток. На оп рессовку осушительного трубо провода дано 463 нормо-часа. Фактически она двумя рабочи ми выполнена за семь суток. Такое же положение и с рас ценкам на прокладку временно го парового отопления и на ряд других работ. На 80 нормо-ча сов завышены расценки на из готовление лесов над главным двигателем, правда, после вну шительной претензии заказчика расценка была исправлена. Лесоматериалы на судоверфи расходуются бесхозяйственно. После изготовления лесов и их разборки вторично они не ис пользуются. Были неоднократ ные случаи, когда из-за несо гласованности леса делались для одной и тойже цели по два раза, например, для демонтажа вентиляторов, и каждый раз из нового материала. Это, безус ловно, приводит к удорожанию стоимости ремонта. Не пора ли подумать о внедрении более удобных и экономически выгод ных металлических быстросбор ных лесов, которые на други судоремонтных предприятия уже применяются широко. Что касается заказчика, т он не должен забывать о том что на судоверфи проявляете, четкая оперативность по изь: сканию причин для составленн дополнительного соглашения н продление срока ремонта. ! этом отношении механизм сра батывает без задержки, даж< тогда, когда эти причины явля ются необоснованными. Напри мер, была попытка (с наложе нием резолюции на доковой ве домости) , продлить , срок нг 8 суток. И. ПАРХОМЕНКО, старшт; механик БМРТ-250 «Пущ кнн». ВЫСТУПЛЕНИИ ХЛЕБ ЗА БОРТОМ» - В статье «Хлеб за бортом», опубликованной в газете «Рыбный Мурман» от 27 сентября 1972 го да, вопрос поставлен совершенно правильно. В управлении «Севрыбхолодфлот» принимают* ся меры для экономного расходования хлебопро дуктов. На флоте издан приказ об усилении контроля за расходованием хлебопродуктов и сбору отходов на судах с обязательной сдачей сухарей специальной конторе по сбору пищевых отходов. На всех крупнотоннажных кораблях пенарни оборудованы новой техникой. Мука выдается строго по существующим нормам, утвержденным Министерством рыбного хозяйства СССР. Магази ну № 1 рыбкоопа тралового флота дано указа ние выдавать хлеб на малотоннажные суда так же строго по нормам. А. ГНРШФЕЛЬД, начальник отдела материаль но-технического снабжения.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz