Рыбный Мурман. 1972 г. Октябрь.

К е о а д л ж ж ю р ы б л ц ж о г о м у з е я Н ЕДАВНО «Рыбный Мурман» сообщил читателям интерес­ ную новость: создается му- вей рыбной промышленности Се­ вера. По этому поводу главное управление «Севрыба» собирало совещание, пригласив на него представителей всех лредприя» тмй бассейна, ветеранов, коррес­ пондентов газет, радио и телеви­ дения. Проделана уже большая организационная работа сектором «инструментом». (Я покажу это здесь на конкретном примере). И такой инструмент для историка не всегда пригоден — ему нуж­ ны факты, доказанные докумен­ тально* «овеществленные» собы­ тия, чтобы представить их в му* see. Припоминается такой случай. Несколько лет тому назад при за­ кладке фундамента под здание в порту обнаружили в котловане на П О Т ОМ С Т В У В ПРИМЕР истории главка, собран богетый материал для экспозиций музея. В ближайшие годы для него бу­ дет выделено в новом здании специальное помещение. Все это меня, человека, отдав­ шего Северу, рыбной промыш­ ленности десятки лет, живущему в Мурманске с 1925 года, радует и привлекает не только как буду­ щего посетителя музея. Хотелось бы поделиться с читателями не­ которыми мыслями. Мы, ветераны, благодарны всем, кто заботится о создании рыбацкого музея. Но одной бла­ годарности мало — надо помочь его организаторам и делом. Мы можем многое вспомнить, под­ сказать адреса, где сотрудники музея найдут для себя много интересного* Да и у нас есть что передать на память потомкам, что послужит делу воспитания молодых рыбаков. При этом вот о чем надо пом­ нить. Память человеческая, не­ смотря на то, что она хранит в своих тайниках многое — собы­ тия, фамилии, даты и т. д. — под­ час оказывается ненадежным А. ЕДРМСКИЙ И ЕГО УЧЕНИКИ На днях рыбаки Латвии теп­ ло поздравили прославленного напитана, Героя Социалистиче­ ского Труда Александра Гри­ горьевича Едемского со свое­ образным юбилеем. За время работы на Балтике экипажи су­ дов, руководимые им, добыли миллион центнеров рыбы. Морская биография , Алек­ сандра Едемского началась сорок лет назад на Севере. Он был матросом, боцманом, штурманом на промысловых судах Архангельского и Мур­ манского траловых флотов. В годы войны сражался -в брига­ де морской пехоты, защищая Заполярье. Был тяжело ранен, но нашел в себе силы вновь вернуться к любимой профес­ сии. После войны Александр Едемский — капитан рыболов­ ных судов в Мурманске, одним из первых освоил работу на БМРТ, добился отличных по­ казателей на «Добролюбове». Двенадцать лет назад груп­ па капитанов приехала в Ригу и Вентспилс, чтобы помочь ла ­ тышским друзьям освоить промысел в . Атлантическом океане. / Среди них был и Едемский. Экипаж большого морозильного траулера, воз­ главляемый им, добился ре­ кордного вылова в- Западном бассейне — сто тысяч центне­ ров рыбы л год, Капитан — «втор ‘ высокоэффективных орудий промысла. „ Тралами его конструкции промышляют латвийские, польские, болгар­ ские рыбаки. Немало прославленных капи­ танов воспитал Александр Гри­ горьевич. Его ученики Герои Социалистического Труда Ха- рий Лидакс и Гунар Салтайс, кавалеры орденов Юрий Рат- цев и Имант Калнынь стали от­ личными .... судоводителями, опытными промысловиками. двухметровой глубине железно­ дорожный путь. С рельсами, шпалами — как положено. Мно­ гих эта находка удивила, как весть из другой. эпохи неизмен­ но удивляет археологов. Начали строить догадки: куда этот путь пролегал, для каких целей, поче­ му оказался глубоко под землей? Никто не мог дать точного отве­ та. У меня хранились генпланы 20—30-х годов — так, «для исто­ рии». Они-то и гуодсказали: же­ лезнодорожная ветка пролегала к нулевому причалу, была един­ ственным путем доставки груза к располагавшемуся ' там сольскла- ду. Это только один пример из многих. Часто мы говорим: «текучка за­ едает». Она-то и мешает как бы остановиться, оглядеться, по­ смотреть со стороны на гранди­ озные события, участниками и свидетелями которых являемся. Хуже того, мы не заботимся по­ рой о сохранении вещественных исторических доказательств. Слу­ чился такрй промах однажды и со мной. Многие помнят приезд на Се­ вер И. В. Сталина, К. Е. Вороши­ лова и С. М. Кирова. Буксир на­ шего порта «Буревестник» доста­ вил их к местам, где потом по решению Советского правитель­ ства была заложена база будуще­ го Северного флота, сыгравшего важную роль надежного форпо­ ста на крайнем правом фланге Великой Отечественной войны. «Буревестник» стал историче­ ским судном, что отмечено во многих документах. Буксира дав­ но нет. Но у нас в конструктор­ ском бюро долгие годы храни­ лась техническая документация «Буревестника», как и чертежи других кораблей, оставивших о себе добрую память. За этими бумагами мы видели и отважных людей, прославленных морехо­ дов. Мне многие, жалуясь на тес­ ноту в помещении, предлагали этот «хлам» ликвидировать. Мол, и техническую документацию но­ вых кораблей хранит*-негде, ле­ жит она на полу из-за отсутствия места на стеллажах. И вот при очередной «чистке» документация списанных судов стала макулату­ рой, с чем я очень жалею: не* которые чертежи сейчас могли бы пригодиться нашему музею: Но, увы, утраченного не вер­ нешь... Правда, в порту сейчас создана специальная комиссия, ответст­ венные работники проинструкти­ рованы на этот счет, есть указа­ ние беречь для истории все цен­ ное, сотрудники будущего музея наладили с портовиками хороший деловой контакт. Поколения сменяют друг дру­ га... Молодые рыбаки теперь уже не могут- испытывать тех трудно­ стей, что выпали на долю их от­ цов — голода, неустроенности корабельного бы.та и т. д. — их просто нет. Осталось только одно для всех времен испытание — единоборство со стихией. Но и тут уже другие масштабы — сравните человека, испытывавше­ го шторм на мотоботе, и моряка, стоящего в непогоду на палубе ПРТ, БМРТ... Это я к гому, что экспозиции рыбацкого музея помогут моло­ дым увидеть то, что, как говорят, «кануло в Лету». «Заговорят» документы, пред­ меты корабельного обихода, : приборы, образцы техники. Вот такой пример. 'Есть а порту мас­ терская по' ремонту точных при­ боров. Она сделала большой вклад в дела рыбаков, ведь от точности штурманских инстру­ ментов зависит судьба не только промысла, но и самого корабля, его экипажа. Беседуя с одним из старейших работников мастер­ ской Александром Алексеевичем Трошиным, я узнал, что у него хранится хронометр конца XIX века — чуть ли не один из пер­ вых таких приборов рыбаков Се­ вера. А ведь за прибором — лю­ ди, их дела, заботы, испытания. Корабельные приборы, словно свидетели бурь и сражений, че­ ловеческих судеб. Например, ка­ питана Якова Богданова, командо­ вавшего РТ-62 «Ворошилов». Он первым из северян и в числе пер­ вых иностранцев получил диплом капитана дальнего плавания Анг­ лийского Ллойда. Он же первые достиг высоких уловов на трау­ лерах отечественной постройки, доказав, что они могут работвть на равных с РТ, построенными в Германии. • Этот волевой человек еще в одном деле показал себя класс­ ным мореходом — в глухую по­ лярную ненастную военную ночь, , когда были погашены все нави­ гационные огни, успешно провел к вражескому берегу корабли Северного флота, выполнив бое­ вое лоцманское задание. Тради­ ции отца — наследие сына Алек­ сандра, судового механика рыб­ ного порта. Все это знают старики. Да они . и сами, их семьи — живая исто- . рия. И чтобы эта история пред­ стала перед современниками зримо, надо в музее показать на­ грады, фотографии, документы прославленных ветеранов. Они, как правило, люди скромные. Тут уж придется работникам музея, их активу доказать, что для мо­ лодежи жизнь старших товари­ щей — образец для подражания. Ничто так не влияет на созна­ ние, как такой пример, славные традиции нашего народа, Комму­ нистической партии. Именно им — партии и народу — принадлежит главная заслуга а преобразовании жизни на род­ ной земле. Это мы видим своими глазами: год от года хорошеет столица рыбаков — Мурманск, растет первоклассный флот, Я на открою ничего нового, ес­ ли скажу, что молодой рыбак по­ лучит большее впечатление на от макета траулера тридцатых—со­ роковых годов, а от настоящего, всамделишнего старого , «траль- ца» w пахаря моря, который сво­ ими железными боками много- много лет испытывал удары волн седого моря Баренца, и не только его. Знаю: было много попыток сохранить для потомков старые корабли в качестве филиалов му­ зеев. ВспомнимJ хотя бы «битву» за сохранение «Ермака» — гор­ дости ледокольного флота. Эту битву проиграли те, кто хотел не только сам' видеть свидетеля ис­ тории, но и сохранить его на ве­ ка. Не буду взвешивать здесь асе «за» и «против» в этом деле. Но становится обидно, когда узна­ ешь, что в некоторых местах у причалов ошвартовались на дли­ тельную стоянку парусники, став­ шие ресторанами, где посетители, будем судить об этом без ханже­ ства, вкушают не только хлеб на­ сущный, но и в то же время чув­ ствуют себя в какой-то мере при­ частными к тому, что когда-то происходило на этой палубе и под этими романтическими пару­ сами. Так почему бы не иметь наше­ му музею филиал-траулер, на котором уживалась бы обстанов­ ка старого работяги-ловца и не­ большого современного кафе? Стояли же траулеры-причалы, траулеры-котельные на Трех ручьях и Абрам-мысе... Пусть жил бы не на плаву, а на бетонном основании (чтобы не отчитываться перед морскими властями}, но настоящий траулер — свидетель нашего первого ры­ бацкого крупного шага в Миро­ вом океане. Вот , этим я и хочу закончить свои заметки по поводу создания музея рыбной промышленности Севера. Надеюсь, во многом чи­ татели согласятся со мной. А. ХРАПОВИЦКИЙ, член совета музея Северного рыбопромыслового бассейна. „СИЯНИЕ СЕВЕРА" В ЛАТВИИ ЛАТВИЙСКАЯ ССР. Завер­ шено строительство ветки га эопровода «Сияние севера: Валдай — Псков — Рига. Подключение Латвии к Вук тыльскому газовому место рождению обеспечит сгабиль ное снабжение топливом про мышлении* предприятий Риг и других городов. НА СНИМКЕ: преждг че; попасть к потребителям, га очищается здесь от разнь примесей. ^ Фото Ю. Житлухин< (Фотохроника ТАСС ЦЕНА И АБР1ЛФ1 (Окончание. Нач. на 1 стр.). При таком большом проценте недоброкачественно выполняе­ мых работ с неоднократными пе­ ределками и авралах машинная команда физически не в силах проконтролировать качество выполняемых заводом работ. Этот контроль усложнялся еще и по вине отдела кадров трало­ вого флота, который производил частую замену механиков и мо­ тористов: четыре раза менялись электромеханики, механики-на- ладчики, четвертые механики и мотористы. v- . - - Коллективу головного пред­ приятия судоремонтного объе­ динения необходимо покончить с укоренившейся практикой ав­ ралов, вызывающих брак, пере­ делки, задержку судна в ремон­ те. Считаю также, что на неко­ торые работы нормы времени явно завышены. Например, на опрессовку провизионной ам­ миачной установки калькуляци­ ейустановлено время в объеме 250 нормо-часов (это без под­ вода трубопровода). Фактически опрессовка выполнена одним рабочим за двое суток. На оп­ рессовку осушительного трубо­ провода дано 463 нормо-часа. Фактически она двумя рабочи­ ми выполнена за семь суток. Такое же положение и с рас­ ценкам на прокладку временно­ го парового отопления и на ряд других работ. На 80 нормо-ча­ сов завышены расценки на из­ готовление лесов над главным двигателем, правда, после вну­ шительной претензии заказчика расценка была исправлена. Лесоматериалы на судоверфи расходуются бесхозяйственно. После изготовления лесов и их разборки вторично они не ис­ пользуются. Были неоднократ­ ные случаи, когда из-за несо­ гласованности леса делались для одной и тойже цели по два раза, например, для демонтажа вентиляторов, и каждый раз из нового материала. Это, безус­ ловно, приводит к удорожанию стоимости ремонта. Не пора ли подумать о внедрении более удобных и экономически выгод­ ных металлических быстросбор­ ных лесов, которые на други судоремонтных предприятия уже применяются широко. Что касается заказчика, т он не должен забывать о том что на судоверфи проявляете, четкая оперативность по изь: сканию причин для составленн дополнительного соглашения н продление срока ремонта. ! этом отношении механизм сра батывает без задержки, даж< тогда, когда эти причины явля ются необоснованными. Напри мер, была попытка (с наложе нием резолюции на доковой ве домости) , продлить , срок нг 8 суток. И. ПАРХОМЕНКО, старшт; механик БМРТ-250 «Пущ кнн». ВЫСТУПЛЕНИИ ХЛЕБ ЗА БОРТОМ» - В статье «Хлеб за бортом», опубликованной в газете «Рыбный Мурман» от 27 сентября 1972 го­ да, вопрос поставлен совершенно правильно. В управлении «Севрыбхолодфлот» принимают* ся меры для экономного расходования хлебопро­ дуктов. На флоте издан приказ об усилении контроля за расходованием хлебопродуктов и сбору отходов на судах с обязательной сдачей сухарей специальной конторе по сбору пищевых отходов. На всех крупнотоннажных кораблях пенарни оборудованы новой техникой. Мука выдается строго по существующим нормам, утвержденным Министерством рыбного хозяйства СССР. Магази­ ну № 1 рыбкоопа тралового флота дано указа­ ние выдавать хлеб на малотоннажные суда так­ же строго по нормам. А. ГНРШФЕЛЬД, начальник отдела материаль­ но-технического снабжения.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz