Рыбный Мурман. 1972 г. Октябрь.

I l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l i l l i l l l l l l l l l l l l l i l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l i l l l i l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l i l l l l l l l t l l l l l l l l l l i l l l l l l l l l l l l l l l t l l l l l l l l П УТ Опыт работы экипажа СРТ-р-120 «Калевала» iKirmmtiiiiiiiiiiiifiifiiirHiiniiminiKiiiifftffn (шшшпщпшишмшмшшшншшшшпшппшшшпшшшшпншпшшшм Передовые глоряни траулера *<Налевала» (слева на- I- ;• i "».у с• ,г '{!'• право): Олег Шарин, Иван Панарин, Виктор Баранов, Ва­ лерий Лебедев, Валерий Тельников, Александр Уемля- йин. На снимйе Справа — напитай Петр Дмитриевич Шорт+ков, «КАЛЕВАЛА» В РОДНОМ ПОРТУ. Все снимки для этой страницы сделаны Л. КУЗНЕЦОВОЙ. ЛОДОТВОРНЫИ труя экипажа характеризу­ ют не только первые денежные премии,-- присуж­ денные ему в первом и «о втором кварталах второго года девятой пятилетки. 06 успешной работе коллектива убедительно говорят произ* аодстаенные и экономиче­ ские доказатели. Достаточно сказать, что коллектив «Ка* левады» за девять месяцев юбилейного года 50-летия образования СССР добыл 15207 центнеров рыбы при предусмотренном на это время задании 12040 цент­ неров. Чистый доход за де­ вять месяцев составил 1463 тысячи рублей. Из них сто тысяч рублей отчислено в фонды колхоза. Как это нам удалось, по­ пытаемся раскрыть «секре­ ты». Во-первых, искусство про­ мысловой работы на борту нашего судна зависело от творческого" . подхода всех член® •личного состава к своему делу. Каждый моряк преяеде чем уйти в -рейс, знал о предстоящих задачах. Уже на берегу он духовно и не­ посредственным участием в подготовке корабля к про­ мыслу направлял свои спо­ собности и знания на выпол­ нение этих задач. Такой настрой — во что бы то ни стало достичь как можно качественнее и “быст­ рее цели — увлекал людей в старательный и полезный труд..: ‘Зная, -что: в море ме­ лочей не бывает, моряки тщательно выполняли и контролировали ремонт про­ мысловых механизмов, тра­ лового устройства, главного двигателя, вспомогательных механизмов и всех судовых систем, Зато в море*— ника­ кого простоя, никакой поте­ ри времени! В чем вы убе­ дитесь ниже. Здесь же хочется сказать, что умелый подбор кадров Дал свои плоды $ форме .ве­ ликолепной слаженности и взаимопонимания коллекти­ вов всех производственшлх участков. Очень положи­ тельно сказались и доходчи­ вый технический инструк­ таж, и экономические бесе­ да, и .школа передового опы­ та, где молодые моряки учи­ лись правильной обработке рыбы, заточке шкерочного ножа н т. д. Личному соста­ ву не надо было напоминать поименно о выходе на под- вахту при обильных уловах. На этот случай все было рагсписано =в вывешенных листках. '■Но... продолжим разговор О подготовке к рейсу. Известно, что не все бы­ вает гладко по обеспечению необходимыми запчастями, промвооружением и т. д. су­ дов, уходящих на промысел. По такому случаю старший мастер по добыче Л. В. Куз- мичев на редкость предус­ мотрительный человек. Он со своими помощниками еще в порту аккуратно заготов­ ляет кабели, голые концы и производит прочие поделки. Зато в море у него всегда все есть под рукой. У тралмей- сверского состава (кстати, это передается и матросам) выработано добросовестное, как уже говорилось, творче­ ское отношение к рабочему процессу. -В любую погоду й в -различное время суток — стоит лишь заметить сниже­ ние улова — мастер скрупу­ лезно вымеряет дайну голых концов, проверяет посадку трала. Прежде чем набить грунтроп, Л. .Кузмичев взве­ шивает каждый бобинец н Сооружает -подбору -бобин- идаали одного неса, чтобы со­ хранить симметрию грунт- рола. . Промысловику хорошо из­ вестно, насколько для рас­ крытия трала важен угол атаки траловых досок. Так, Л. Кузмичев после несколь­ ких тралений регулируй угол атаки путем переме* 1 цения подшипников лапок по ходу доски или наоборот. После очередного подъема трала на борт тралмейстер с -матросами тщательно ос­ матривают всю снасть. И ес­ ли нужно, не откладывая, производят необходимый ре­ монт. Наши наблюдения обло­ ва пикши в западном при­ брежном районе Баренцева .моря (квадраты: 1090, 1056, 1091) должны вызвать у вас производственный инте­ рес, когда познакомитесь со следующими краткими запи­ сями. Было так, что пикша боль­ ших миграций не произво­ дила, то есть почти стояла на месте. Приборы яе пока­ зывали рыбных записей. В такой обстановке мы не спу­ скали трал. Искали рЫбу. Минут через 30—40 прибор фиксировал -косяк. Таням образом мы установили на­ правление передвижения пикши. С тралом ходили ту­ да и обратно по косяку до тех лор, пока прибор отме­ чал показашш. "Но этим открытием мы не ограничивались, Нас инте­ ресовало буквально все, от чего зависел улов. Удачным оказался эксперимент с уче­ том скорости во время тра­ лений. Например, в одинако­ вых условиях работы с тра­ лом при скорости 3,0—3,2 узла за два часа траления улов составлял в среднем .одну тонну. А при скорости 4,3—4,5 узла улоз доходил до 2,5 тонны за этот же пе­ риод времени. Во время работы в дан­ ном районе у нас в любое время суток было отмечено местонахождение судна по РЛС «Дон». Причем РЛС включали и при хорошей ви­ димости с тем, чтоб штур­ ман мог сравнить визуаль­ ные приметные мысы с кар­ тинкой на экране РЛС. Та­ кая практика помогала при плохой видимости уверенно знать свое место. Есть смысл отметить ха­ рактерную деталь в органи­ зации промысла у Мур­ манского -мелководья. Здесь в отличие от прибрежного района в большинстве случа­ ев приборы не дают рыбных показаний, видимо, рыба плотно залегает у грунта (квадраты: 907, 908, 909, 941, 942, 944, 938, 983, 979, 973, 937, 1049, 1082, 1083, 1113, 1204...). .В таких ситуациях мы че задерживались в группе промысловых судов (в то время в этом районе рыба­ чили РТ, закрепленные по сдаче рыбы эа плайбазой «Маточкин Шар»), а отходи­ ли в сторону. Нам удавалось «нащупать» скопление ры­ бы, и мы не замедлили по­ работать на пеленг для кол­ лег по труду. Здесь мы тоже убедились, что пикшу чужно облавливать на повышенных Скоростях. Наша неустанная «слеж­ ка» за перемещением рыбы помогла сделать конкретные выводы, что косяк продвига­ ется к северо-западу. И мы вмещались вместе с . ним до Мурманского языка.. Итак, благодаря стара­ тельным и разумным дейст­ виям тралмейстерского и су­ доводительского составов, на борту, как говорят моряки, сырья было в полном до­ статке. Но добыть рыбу — одно, а сохранить качество рыбно­ го полуфабриката — другое. Тут тоже нужен был не­ устанный творческий подход к своему Делу. Этому требо­ ванию " как раз и отвечал рыбмастер О. С. Шпек со своим помощником. Помимо того, что они никогда не за­ бывали напомнить матросам делать правильный разрез рыбы, не допускать, чтобы ос­ тавались кусочки печени, они проверяют бочки на водо- течность перед их использо­ ванием. Правильная осадка обручей, своевременный ре­ монт бочек способствуют на­ шим мЬрякам сдавать рыб­ ную ’ продукцию высоким сортом. Совершенно несправедли­ во было бы не упомнить о машинной команде, возглав­ ляемой старшим механиком А. И. Мыскиным. Даже сам факт, что этот коллектив уже два года справляется с ремонтными работами меха­ низмов на корабле без вме­ шательства завода, говорит сам за себя. А соль вот в чем. Механики в междурей­ совые стоянки стараются за­ казать и доставить на судно максимум запасных частей. Профилактику, ремонт дви­ гателей, различных механиз­ мов они доводят в обяза­ тельном порядке качествен­ но н до конца. Отстою топли­ ва, его фильтрации механи­ ки уделяют очень серьезное внимание. После удаления воды топливо дважды сепа­ рируется. Фильтры регуляр­ но и тщательно моются, до­ бавочно обматываются кап­ роном или тонкой материей. Неослабный уход за топлив­ ной аппаратурой, своевре­ менная замена форсунок (эта операция производится, когда судно в дрейфе во вре­ мя подъема трала) позволи­ ли обеспечить ритмичную ра­ боту двигателей. Траулеру, впряженному в трал, мож­ но было всегда задать необ­ ходимую скорость, что в не­ малой степени обеспечивало хороший улов._ Вот так совокупность свое­ образного опыта в постанов­ ке работы на каждом произ­ водственном участке кораб­ ля позволила экипажу до­ биться высоких показателей в труде. П. ШОРНИКОВ, капитан СРТ-р-120 «Кале- вала», Повар СРТ «Калевала» Ва­ лентин Овчаренко.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz