Рыбный Мурман. 1972 г. Октябрь.
I l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l i l l i l l l l l l l l l l l l l i l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l i l l l i l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l i l l l l l l l t l l l l l l l l l l i l l l l l l l l l l l l l l l t l l l l l l l l П УТ Опыт работы экипажа СРТ-р-120 «Калевала» iKirmmtiiiiiiiiiiiifiifiiirHiiniiminiKiiiifftffn (шшшпщпшишмшмшшшншшшшпшппшшшпшшшшпншпшшшм Передовые глоряни траулера *<Налевала» (слева на- I- ;• i "».у с• ,г '{!'• право): Олег Шарин, Иван Панарин, Виктор Баранов, Ва лерий Лебедев, Валерий Тельников, Александр Уемля- йин. На снимйе Справа — напитай Петр Дмитриевич Шорт+ков, «КАЛЕВАЛА» В РОДНОМ ПОРТУ. Все снимки для этой страницы сделаны Л. КУЗНЕЦОВОЙ. ЛОДОТВОРНЫИ труя экипажа характеризу ют не только первые денежные премии,-- присуж денные ему в первом и «о втором кварталах второго года девятой пятилетки. 06 успешной работе коллектива убедительно говорят произ* аодстаенные и экономиче ские доказатели. Достаточно сказать, что коллектив «Ка* левады» за девять месяцев юбилейного года 50-летия образования СССР добыл 15207 центнеров рыбы при предусмотренном на это время задании 12040 цент неров. Чистый доход за де вять месяцев составил 1463 тысячи рублей. Из них сто тысяч рублей отчислено в фонды колхоза. Как это нам удалось, по пытаемся раскрыть «секре ты». Во-первых, искусство про мысловой работы на борту нашего судна зависело от творческого" . подхода всех член® •личного состава к своему делу. Каждый моряк преяеде чем уйти в -рейс, знал о предстоящих задачах. Уже на берегу он духовно и не посредственным участием в подготовке корабля к про мыслу направлял свои спо собности и знания на выпол нение этих задач. Такой настрой — во что бы то ни стало достичь как можно качественнее и “быст рее цели — увлекал людей в старательный и полезный труд..: ‘Зная, -что: в море ме лочей не бывает, моряки тщательно выполняли и контролировали ремонт про мысловых механизмов, тра лового устройства, главного двигателя, вспомогательных механизмов и всех судовых систем, Зато в море*— ника кого простоя, никакой поте ри времени! В чем вы убе дитесь ниже. Здесь же хочется сказать, что умелый подбор кадров Дал свои плоды $ форме .ве ликолепной слаженности и взаимопонимания коллекти вов всех производственшлх участков. Очень положи тельно сказались и доходчи вый технический инструк таж, и экономические бесе да, и .школа передового опы та, где молодые моряки учи лись правильной обработке рыбы, заточке шкерочного ножа н т. д. Личному соста ву не надо было напоминать поименно о выходе на под- вахту при обильных уловах. На этот случай все было рагсписано =в вывешенных листках. '■Но... продолжим разговор О подготовке к рейсу. Известно, что не все бы вает гладко по обеспечению необходимыми запчастями, промвооружением и т. д. су дов, уходящих на промысел. По такому случаю старший мастер по добыче Л. В. Куз- мичев на редкость предус мотрительный человек. Он со своими помощниками еще в порту аккуратно заготов ляет кабели, голые концы и производит прочие поделки. Зато в море у него всегда все есть под рукой. У тралмей- сверского состава (кстати, это передается и матросам) выработано добросовестное, как уже говорилось, творче ское отношение к рабочему процессу. -В любую погоду й в -различное время суток — стоит лишь заметить сниже ние улова — мастер скрупу лезно вымеряет дайну голых концов, проверяет посадку трала. Прежде чем набить грунтроп, Л. .Кузмичев взве шивает каждый бобинец н Сооружает -подбору -бобин- идаали одного неса, чтобы со хранить симметрию грунт- рола. . Промысловику хорошо из вестно, насколько для рас крытия трала важен угол атаки траловых досок. Так, Л. Кузмичев после несколь ких тралений регулируй угол атаки путем переме* 1 цения подшипников лапок по ходу доски или наоборот. После очередного подъема трала на борт тралмейстер с -матросами тщательно ос матривают всю снасть. И ес ли нужно, не откладывая, производят необходимый ре монт. Наши наблюдения обло ва пикши в западном при брежном районе Баренцева .моря (квадраты: 1090, 1056, 1091) должны вызвать у вас производственный инте рес, когда познакомитесь со следующими краткими запи сями. Было так, что пикша боль ших миграций не произво дила, то есть почти стояла на месте. Приборы яе пока зывали рыбных записей. В такой обстановке мы не спу скали трал. Искали рЫбу. Минут через 30—40 прибор фиксировал -косяк. Таням образом мы установили на правление передвижения пикши. С тралом ходили ту да и обратно по косяку до тех лор, пока прибор отме чал показашш. "Но этим открытием мы не ограничивались, Нас инте ресовало буквально все, от чего зависел улов. Удачным оказался эксперимент с уче том скорости во время тра лений. Например, в одинако вых условиях работы с тра лом при скорости 3,0—3,2 узла за два часа траления улов составлял в среднем .одну тонну. А при скорости 4,3—4,5 узла улоз доходил до 2,5 тонны за этот же пе риод времени. Во время работы в дан ном районе у нас в любое время суток было отмечено местонахождение судна по РЛС «Дон». Причем РЛС включали и при хорошей ви димости с тем, чтоб штур ман мог сравнить визуаль ные приметные мысы с кар тинкой на экране РЛС. Та кая практика помогала при плохой видимости уверенно знать свое место. Есть смысл отметить ха рактерную деталь в органи зации промысла у Мур манского -мелководья. Здесь в отличие от прибрежного района в большинстве случа ев приборы не дают рыбных показаний, видимо, рыба плотно залегает у грунта (квадраты: 907, 908, 909, 941, 942, 944, 938, 983, 979, 973, 937, 1049, 1082, 1083, 1113, 1204...). .В таких ситуациях мы че задерживались в группе промысловых судов (в то время в этом районе рыба чили РТ, закрепленные по сдаче рыбы эа плайбазой «Маточкин Шар»), а отходи ли в сторону. Нам удавалось «нащупать» скопление ры бы, и мы не замедлили по работать на пеленг для кол лег по труду. Здесь мы тоже убедились, что пикшу чужно облавливать на повышенных Скоростях. Наша неустанная «слеж ка» за перемещением рыбы помогла сделать конкретные выводы, что косяк продвига ется к северо-западу. И мы вмещались вместе с . ним до Мурманского языка.. Итак, благодаря стара тельным и разумным дейст виям тралмейстерского и су доводительского составов, на борту, как говорят моряки, сырья было в полном до статке. Но добыть рыбу — одно, а сохранить качество рыбно го полуфабриката — другое. Тут тоже нужен был не устанный творческий подход к своему Делу. Этому требо ванию " как раз и отвечал рыбмастер О. С. Шпек со своим помощником. Помимо того, что они никогда не за бывали напомнить матросам делать правильный разрез рыбы, не допускать, чтобы ос тавались кусочки печени, они проверяют бочки на водо- течность перед их использо ванием. Правильная осадка обручей, своевременный ре монт бочек способствуют на шим мЬрякам сдавать рыб ную ’ продукцию высоким сортом. Совершенно несправедли во было бы не упомнить о машинной команде, возглав ляемой старшим механиком А. И. Мыскиным. Даже сам факт, что этот коллектив уже два года справляется с ремонтными работами меха низмов на корабле без вме шательства завода, говорит сам за себя. А соль вот в чем. Механики в междурей совые стоянки стараются за казать и доставить на судно максимум запасных частей. Профилактику, ремонт дви гателей, различных механиз мов они доводят в обяза тельном порядке качествен но н до конца. Отстою топли ва, его фильтрации механи ки уделяют очень серьезное внимание. После удаления воды топливо дважды сепа рируется. Фильтры регуляр но и тщательно моются, до бавочно обматываются кап роном или тонкой материей. Неослабный уход за топлив ной аппаратурой, своевре менная замена форсунок (эта операция производится, когда судно в дрейфе во вре мя подъема трала) позволи ли обеспечить ритмичную ра боту двигателей. Траулеру, впряженному в трал, мож но было всегда задать необ ходимую скорость, что в не малой степени обеспечивало хороший улов._ Вот так совокупность свое образного опыта в постанов ке работы на каждом произ водственном участке кораб ля позволила экипажу до биться высоких показателей в труде. П. ШОРНИКОВ, капитан СРТ-р-120 «Кале- вала», Повар СРТ «Калевала» Ва лентин Овчаренко.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz