Рыбный Мурман. 1972 г. Октябрь.
а Людмила улыбается смещение: — В начале рейса такое бывает^ а потом как-то свы каешься. Да и вообще л привыкла. Уже семь лет ходит Дубкевич за рыбок. И рейсы у нее были все вот такие, по полгода* Потому что почти сразу ее прописали на промыслово>-рефрижераторных траулерах. Это хороший выбор. А начинала Люда на рыбокомбинате. Приехала в Мурманск к брату, моряну тралфлота. Кстати, его рыбацкий стаж сейчас f4 лет. Устроилась на береговое предприятие. А потом- та ли соблазни лась морской жизнью, то ли хотела быть рядом с род ственником. Но морская жизнь особа». ГТо две года не видятся брат с сестрой, все никак не поттадут на одно судно, а стоянки бывают в разное время*. Разговаривая сл ^ищний раз убеждался: нет на траулёр^ легкой раб&ты. С ут ра уборка помещении. Пока э т ш занимается, наступа ет время обедав пора кормить мужчин^ Чуть отдохнет — опять дела. Вечером идет помотать матросам к об** работке рыбы. И там чередой* все сути* плавания. — Хороший она у нас работник, — говорит первый помощник капитана Борис Александрович Подуди*». — В этом рейсе присвоили звание ударника коммуни стического труда. Благодарности у нее. Моряки ува жают. — Уважать будут, если правильно себя поставить, — чуть позже отвечала Людмилес — А. вообще тяжело. Столько людей, и у каждого- свои характер. Не пока удается ладить. Приехав из Белоруссии, Л- Дубкевич прочие осела ~ Мурманске. Здесь ее причал, здесь ее друзья, КАК ЭТО АОСТШвСЬ «мишяшявинншшнннннаашпнншнншвшнш» В чисто промысловом отношении у экипажа «При- лук» бывало по-разному. В одни периоды мало брали рыбы. Тогда искали причину, принимал* меры, если, конечно, это не зависело от сырьевой базы. Но бы вали периоды, когда поднимали многие тонны рыбы за траление. И вот тогда возникла нова# проблема: как сохранить сырье. В то время температура воздуха в Центрально-Восточной Атлантике была высокой. Естественно, - сразу начали применять чешуйчатый лед, вырабатываемый судовым льдогенератором. Но полностью проблема этим не решалась. Уловы подни мали такие, что никаких запасов льда не хватил* бы. Решили производить короткие траления — де 15 ми нут, — чтоб улов был не более 5—£ тонн*. Когда зекам- чивали обработку рыбы,' делали новое траление. Те- ним образом,, сырье не залеживалось не падубе. С введением коротки* тралений попутно «оборудо вали» трал так называемыми «окнами»* На определенной длине траловоге мешка сделали д м разреза. Теперь в нем больше & тонн не оставалось* хоть иди с тралом и значительно дольше. С целые сохранен** рыбы применяли облегченную подбору. А дела вот в чем. Обычно подбору набивали 400-миллиметровыми бобинцами или в комбинации € 500-миллиметровыми. В этом случае трал захватывал песок, ил, который попадал в жаберные крышки. Это уменьшало срок хранения сырья. ПОДЪЕМ ТРАЛА. Фото В. Якунина. А. В. ТЕРЕНТЬЕВ В. И, НОВИКОВ. -----------* *' д---- ------- Облегченная подбора е 500-миллиметровыми бобин- цами позволяла чуть поднимать сети от грунта. Кроме тего^ • мешок вшили рубашку с крупной ячеей. А во обще на «Прилуках» в готовности держали три совер шенно разные подборы и применяли их в зависимо сти от глубины траления и грунтовых условий. Другая проблема — качество морозна. Контроль за этим вела специальная комиссия, которая проводила рейды и докладывала о результатах их партийному собранию, а оперативно — командирам. Так, при од ной из проверок выяснилось, что при прохождении j по направляющему столу рыба получает повреждение кожного покрова. Причина: неровность стола и попада ние воды. Срочно приняли меры. Стол отрегулировали, ! удалось предотвратить и поступление воды. И вот ры бообработчик член КПСС Михаил Иванович Викшта, проводивший вместе с другими проверку, доложил, что брака больше нет. Вносили свою лепту и судовые рационализаторы. Что бы можно было передавать с транспортере рыбу на тот или другой борт, по предложению механика-на ладчика Бориса Сауловича Иткина состыковали два оп- ; ределенных транспортера. Работать стало удобнее. Технолог Антон Николаевич Андрейчук нашел нуж ным сделать в бункере люки. Благодаря им остаток улова легко было передвигать на транспортеры. Или вот такое новшество: установление дополнитель ной системы горячей воды для оттайки рамок моро зильных линий. Свое слово здесь сказал тов. Иткин. Раньше при передвижении брикетов из камер рамки обмерзали и в дальнейшем не могли, вращаться, что приводило к остановке линии. Когда поставили систе му, этого удалось избежать. И так на каждом судовом участке решались возни кавшие проблемы, намечались пути улучшения работы. _ Перегрузка рыбопродукции. По возможности произ водили это на три точки. И еще одно: свои трюмы загружали с учетом загрузки плавбазы. На практике дело выглядело так. В районе промысла находилась ка кая-либо база, к которой предстояла швартовка. Ка питан-Добытчик спрашивал своего коллегу t рефриже ратора, как у него с судовыми емкостями. Узнав, давал команду соответственно загружать траулер; Такая прак* тика позволяла при разгрузке добиваться высокой про изводительности. Конечно, все, чем жил экипаж, находило отражение в различных средствах наглядной агитации. Как рабо тает смены, кто идет впереди, узнавали каждый день из специально заведенного экрана показателей. Итоги соревнования подводили по декадам, месяцам, тогда определяли и победителей. Лучшей была признана смена Василия Григорьевича Тарасенко. Случались неурядицьь — выпускались сатирические листки. И регулярно в течение всего рейса моряки слу шали свою радиогазету. Ее редактировал первый по мощник капитана тов. Полулихов. Из радиогазеты можно было узнать судовые новости: каковы производственные и экономические показатели работы экипажа за определенный период. Кто лучше трудится. В другом разделе — обзор событий в стра не и за рубежом. Особое место занимала пропаганда правовых знаний. Кроме того, для любознательных да вались короткие исторические справки, интересные факты. И последний отдел — сатирический. Рассказывали мне, что в одном из выпусков прозву чала своеобразная беседа корреспондента и судо вого лодыря. Когда передача окончилась, все в один голос назвали одного товарища, хотя его имя и не при водилось в интервью. Конечно, ему было не по себе. А теперь несколько слов о тех, кто в 6-месячном плавании показал себя с самой лучшей стороны. И как работники, и как активисты судна, и как отличные моря ки. Это Вячеслав Михайлович Булатов, третий помощ ник капитана, котельный машинист Николай Алексеевич Туркин, матросы Виктор Иосифович Дунец, Геннадий Иванович Памазан, Виктор Вениаминович Юрьев, их начальник, руководитель палубной команды Николой Алексеевич Зяблицев, рыбообработчики Анатолий Ва сильевич Терентьев, Клим Антонович Хачатуров. Ш И Ш С «БОРТОВИКЛ» В этом году экипаж «Прилук» совершил полтора рей са. Первый был переходной — начинался он в 1971-м под командованием Героя Социалистического Труда Прокопия Прокопьевича Решетова. По возвращении в порт заслуженный мурманский рыбак пошел в отпуск. Кто мог возглавить экипаж такого большого современ ного рыбацкого судна? Выбор пал на Константина Ни колаевича Буданова. И это было смелым решением; руководителей флота, а для Буданова большим дове-- рием. — J3bt доверие полностью оправдали, — сказал Юрий Николаевич Быстров, начальник флота, когда преемник Решетова оказался в родной гавани после долгого плавания. Я не оговорился, сказав, что назначение Буданова командиром «Прилук» было смелым решением. ~Он и капитан молодой, и на подобных кораблях не. работал. До этого водил за треской в Баренцево море траулер «Дубоссары» и немного — «Куренку». Трудно пришлось Константину Николаевичу привы кать к новому кораблю. Он и сам понимал: начинать придется с азов, со знакомства со многими неизвест ными ему участками производства, техникой. О других проблемах — кадры, заботы об улове — и говорить не приходится. Оии у каждого промысловика. Так Буданов и поступил. Вставал утром, справившись о судовой службе, шел изучать судно. . Именно изу чать, вникая в тонкости, докапываясь до сути, не счи тал зазорным спросить о чем-то специалиста. И вот что интересно. По многим вопросам он потом мог дать фору и старожилам ПРТ. А секрет прост. Считая, что все знают, старожилам как раз не хватало знания тон костей, детальности. Капитан Буданов сразу утвердил себя главным человеком на борту. Как и положено. Вспоминаю встречу с ним несколько лет назад, когда Константин Николаевич еще был первокурсником — заочником Мурманского высшего инженерного мор ского училища. И нас была целая группа таких. Учи лись кто как. С вечной проблемой «хвостов», отста- 1 ванием на курс—два. А некоторые и совсем габоосили учебу. Буданов один из немногих, кто не отставал от программы и получил диплом о высшем образовании в срок. А ведь ему не было легче. Постоянные рейсы, в которых, бывало, и выспаться по-настоящему не уда валось, короткие стоянки, когда, хоть разорвись на ча сти, следовало управиться с судовыми делами, офоомить нужные документы, наконец, найти время побыть с семьей. И он, как видно, сумел все совместить. Хотя и молод как промысловик капитан Буданов, но к нему меньше всего подходит формула «молодо-зе лено». Ибо с первььх же самостоятельных капитанских рейсов он ловил рыбу не только не хуже многих быва лых рыбаков, а даже лучше. В его распоряжении тог да был РТ-270 «Дубоссары», а год, как все считали, вы дался неурожайным — 1971-й. Буквально сплошь и ря дом, на ответственных заседаниях и в рыбацких разго ворах, слышалось: неблагоприятная промысловая обста новка. А Буданов рыбу ловил. Если не ошибаюсь, v не го не было случая, чтоб вернулся без «плана». И на вопрос: как это тебе удается?— полушутя отвечал: —* Спать надо меньше. Рыба к тому идет, кто мало спит. В одной из передач радиостанции «Атлантика» вы ступал с обзором промысловых дел тралового флота известный флагманский специалист. Вместе с опытными капитанами он называл и Буданова. Умеет быстро сори ентироваться в море, принять решение, гозооилось в передаче, а оперативность сейчас играет большую роль. Но Константин Николаевич ловил не любую рыбу, а наиболее ценную в пищевом отношении. Когда мы встречались с ним, он засыпал меня цифрами. А потом рассказывал, как с помощью этих цифр «агити ровал» экипаж на выработку того или иного полуфаб риката: соленого, охлажденного, из трески, палтуса. Так строил свою работу и на «Прилуках». Опять капитан-директор повторял излюбленную свою фор мулу: «меньше слать надо». И мне вспомнились слова официантки Людмилы Дубкевич: -— Будить его не приходилось. Когда ни приду в каюту, Константин Николаевич на ногах. Назначение Буданова командиром «Прилук» было вполне оправдано. Поэтому начальник флота сказал: — Вы доверие оправдали. В. СЕРГЕЕВ» НА СНИМКАХ: Иван Петрович Бродов работает на «Прилуках» год, а всего траловому флоту отдано 17 лет жизни. В 1963 году он стал членом КПСС и сейчас возглавляет партийную организацию этого крупного современного корабля. Три года тому назад он учился в учебно-курсовом комбинате и приобрел специаль ность рефрижераторного машиниста. Без малого 20 лет работает в траловом флоте матрес первого класса Василий Иванович Новиков, которого вы видите на снимке. На кораблях типа ПРТ он уже ходит 7 лет. Дело свое знает хорошо, в прош» лом рейсе успешно справлялся на рыбефабрике с обязанностями упаковщика. Среди лучших и матрос Анатолий Васильевич Те-» рентьев. Морю отдано 12 лет, но промысловик он сравнительно молодой — в нашем флоте второй год. Фото П. Быстроумова,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz