Рыбный Мурман. 1972 г. Октябрь.

а Людмила улыбается смещение: — В начале рейса такое бывает^ а потом как-то свы­ каешься. Да и вообще л привыкла. Уже семь лет ходит Дубкевич за рыбок. И рейсы у нее были все вот такие, по полгода* Потому что почти сразу ее прописали на промыслово>-рефрижераторных траулерах. Это хороший выбор. А начинала Люда на рыбокомбинате. Приехала в Мурманск к брату, моряну тралфлота. Кстати, его рыбацкий стаж сейчас f4 лет. Устроилась на береговое предприятие. А потом- та ли соблазни­ лась морской жизнью, то ли хотела быть рядом с род­ ственником. Но морская жизнь особа». ГТо две года не видятся брат с сестрой, все никак не поттадут на одно судно, а стоянки бывают в разное время*. Разговаривая сл ^ищний раз убеждался: нет на траулёр^ легкой раб&ты. С ут­ ра уборка помещении. Пока э т ш занимается, наступа­ ет время обедав пора кормить мужчин^ Чуть отдохнет — опять дела. Вечером идет помотать матросам к об** работке рыбы. И там чередой* все сути* плавания. — Хороший она у нас работник, — говорит первый помощник капитана Борис Александрович Подуди*». — В этом рейсе присвоили звание ударника коммуни­ стического труда. Благодарности у нее. Моряки ува­ жают. — Уважать будут, если правильно себя поставить, — чуть позже отвечала Людмилес — А. вообще тяжело. Столько людей, и у каждого- свои характер. Не пока удается ладить. Приехав из Белоруссии, Л- Дубкевич прочие осела ~ Мурманске. Здесь ее причал, здесь ее друзья, КАК ЭТО АОСТШвСЬ «мишяшявинншшнннннаашпнншнншвшнш» В чисто промысловом отношении у экипажа «При- лук» бывало по-разному. В одни периоды мало брали рыбы. Тогда искали причину, принимал* меры, если, конечно, это не зависело от сырьевой базы. Но бы­ вали периоды, когда поднимали многие тонны рыбы за траление. И вот тогда возникла нова# проблема: как сохранить сырье. В то время температура воздуха в Центрально-Восточной Атлантике была высокой. Естественно, - сразу начали применять чешуйчатый лед, вырабатываемый судовым льдогенератором. Но полностью проблема этим не решалась. Уловы подни­ мали такие, что никаких запасов льда не хватил* бы. Решили производить короткие траления — де 15 ми­ нут, — чтоб улов был не более 5—£ тонн*. Когда зекам- чивали обработку рыбы,' делали новое траление. Те- ним образом,, сырье не залеживалось не падубе. С введением коротки* тралений попутно «оборудо­ вали» трал так называемыми «окнами»* На определенной длине траловоге мешка сделали д м разреза. Теперь в нем больше & тонн не оставалось* хоть иди с тралом и значительно дольше. С целые сохранен** рыбы применяли облегченную подбору. А дела вот в чем. Обычно подбору набивали 400-миллиметровыми бобинцами или в комбинации € 500-миллиметровыми. В этом случае трал захватывал песок, ил, который попадал в жаберные крышки. Это уменьшало срок хранения сырья. ПОДЪЕМ ТРАЛА. Фото В. Якунина. А. В. ТЕРЕНТЬЕВ В. И, НОВИКОВ. -----------* *' д---- ------- Облегченная подбора е 500-миллиметровыми бобин- цами позволяла чуть поднимать сети от грунта. Кроме тего^ • мешок вшили рубашку с крупной ячеей. А во­ обще на «Прилуках» в готовности держали три совер­ шенно разные подборы и применяли их в зависимо­ сти от глубины траления и грунтовых условий. Другая проблема — качество морозна. Контроль за этим вела специальная комиссия, которая проводила рейды и докладывала о результатах их партийному собранию, а оперативно — командирам. Так, при од­ ной из проверок выяснилось, что при прохождении j по направляющему столу рыба получает повреждение кожного покрова. Причина: неровность стола и попада­ ние воды. Срочно приняли меры. Стол отрегулировали, ! удалось предотвратить и поступление воды. И вот ры­ бообработчик член КПСС Михаил Иванович Викшта, проводивший вместе с другими проверку, доложил, что брака больше нет. Вносили свою лепту и судовые рационализаторы. Что­ бы можно было передавать с транспортере рыбу на тот или другой борт, по предложению механика-на­ ладчика Бориса Сауловича Иткина состыковали два оп- ; ределенных транспортера. Работать стало удобнее. Технолог Антон Николаевич Андрейчук нашел нуж­ ным сделать в бункере люки. Благодаря им остаток улова легко было передвигать на транспортеры. Или вот такое новшество: установление дополнитель­ ной системы горячей воды для оттайки рамок моро­ зильных линий. Свое слово здесь сказал тов. Иткин. Раньше при передвижении брикетов из камер рамки обмерзали и в дальнейшем не могли, вращаться, что приводило к остановке линии. Когда поставили систе­ му, этого удалось избежать. И так на каждом судовом участке решались возни­ кавшие проблемы, намечались пути улучшения работы. _ Перегрузка рыбопродукции. По возможности произ­ водили это на три точки. И еще одно: свои трюмы загружали с учетом загрузки плавбазы. На практике дело выглядело так. В районе промысла находилась ка­ кая-либо база, к которой предстояла швартовка. Ка­ питан-Добытчик спрашивал своего коллегу t рефриже­ ратора, как у него с судовыми емкостями. Узнав, давал команду соответственно загружать траулер; Такая прак* тика позволяла при разгрузке добиваться высокой про­ изводительности. Конечно, все, чем жил экипаж, находило отражение в различных средствах наглядной агитации. Как рабо­ тает смены, кто идет впереди, узнавали каждый день из специально заведенного экрана показателей. Итоги соревнования подводили по декадам, месяцам, тогда определяли и победителей. Лучшей была признана смена Василия Григорьевича Тарасенко. Случались неурядицьь — выпускались сатирические листки. И регулярно в течение всего рейса моряки слу­ шали свою радиогазету. Ее редактировал первый по­ мощник капитана тов. Полулихов. Из радиогазеты можно было узнать судовые новости: каковы производственные и экономические показатели работы экипажа за определенный период. Кто лучше трудится. В другом разделе — обзор событий в стра­ не и за рубежом. Особое место занимала пропаганда правовых знаний. Кроме того, для любознательных да­ вались короткие исторические справки, интересные факты. И последний отдел — сатирический. Рассказывали мне, что в одном из выпусков прозву­ чала своеобразная беседа корреспондента и судо­ вого лодыря. Когда передача окончилась, все в один голос назвали одного товарища, хотя его имя и не при­ водилось в интервью. Конечно, ему было не по себе. А теперь несколько слов о тех, кто в 6-месячном плавании показал себя с самой лучшей стороны. И как работники, и как активисты судна, и как отличные моря­ ки. Это Вячеслав Михайлович Булатов, третий помощ­ ник капитана, котельный машинист Николай Алексеевич Туркин, матросы Виктор Иосифович Дунец, Геннадий Иванович Памазан, Виктор Вениаминович Юрьев, их начальник, руководитель палубной команды Николой Алексеевич Зяблицев, рыбообработчики Анатолий Ва­ сильевич Терентьев, Клим Антонович Хачатуров. Ш И Ш С «БОРТОВИКЛ» В этом году экипаж «Прилук» совершил полтора рей­ са. Первый был переходной — начинался он в 1971-м под командованием Героя Социалистического Труда Прокопия Прокопьевича Решетова. По возвращении в порт заслуженный мурманский рыбак пошел в отпуск. Кто мог возглавить экипаж такого большого современ­ ного рыбацкого судна? Выбор пал на Константина Ни­ колаевича Буданова. И это было смелым решением; руководителей флота, а для Буданова большим дове-- рием. — J3bt доверие полностью оправдали, — сказал Юрий Николаевич Быстров, начальник флота, когда преемник Решетова оказался в родной гавани после долгого плавания. Я не оговорился, сказав, что назначение Буданова командиром «Прилук» было смелым решением. ~Он и капитан молодой, и на подобных кораблях не. работал. До этого водил за треской в Баренцево море траулер «Дубоссары» и немного — «Куренку». Трудно пришлось Константину Николаевичу привы­ кать к новому кораблю. Он и сам понимал: начинать придется с азов, со знакомства со многими неизвест­ ными ему участками производства, техникой. О других проблемах — кадры, заботы об улове — и говорить не приходится. Оии у каждого промысловика. Так Буданов и поступил. Вставал утром, справившись о судовой службе, шел изучать судно. . Именно изу­ чать, вникая в тонкости, докапываясь до сути, не счи­ тал зазорным спросить о чем-то специалиста. И вот что интересно. По многим вопросам он потом мог дать фору и старожилам ПРТ. А секрет прост. Считая, что все знают, старожилам как раз не хватало знания тон­ костей, детальности. Капитан Буданов сразу утвердил себя главным человеком на борту. Как и положено. Вспоминаю встречу с ним несколько лет назад, когда Константин Николаевич еще был первокурсником — заочником Мурманского высшего инженерного мор­ ского училища. И нас была целая группа таких. Учи­ лись кто как. С вечной проблемой «хвостов», отста- 1 ванием на курс—два. А некоторые и совсем габоосили учебу. Буданов один из немногих, кто не отставал от программы и получил диплом о высшем образовании в срок. А ведь ему не было легче. Постоянные рейсы, в которых, бывало, и выспаться по-настоящему не уда­ валось, короткие стоянки, когда, хоть разорвись на ча­ сти, следовало управиться с судовыми делами, офоомить нужные документы, наконец, найти время побыть с семьей. И он, как видно, сумел все совместить. Хотя и молод как промысловик капитан Буданов, но к нему меньше всего подходит формула «молодо-зе­ лено». Ибо с первььх же самостоятельных капитанских рейсов он ловил рыбу не только не хуже многих быва­ лых рыбаков, а даже лучше. В его распоряжении тог­ да был РТ-270 «Дубоссары», а год, как все считали, вы­ дался неурожайным — 1971-й. Буквально сплошь и ря­ дом, на ответственных заседаниях и в рыбацких разго­ ворах, слышалось: неблагоприятная промысловая обста­ новка. А Буданов рыбу ловил. Если не ошибаюсь, v не­ го не было случая, чтоб вернулся без «плана». И на вопрос: как это тебе удается?— полушутя отвечал: —* Спать надо меньше. Рыба к тому идет, кто мало спит. В одной из передач радиостанции «Атлантика» вы­ ступал с обзором промысловых дел тралового флота известный флагманский специалист. Вместе с опытными капитанами он называл и Буданова. Умеет быстро сори­ ентироваться в море, принять решение, гозооилось в передаче, а оперативность сейчас играет большую роль. Но Константин Николаевич ловил не любую рыбу, а наиболее ценную в пищевом отношении. Когда мы встречались с ним, он засыпал меня цифрами. А потом рассказывал, как с помощью этих цифр «агити­ ровал» экипаж на выработку того или иного полуфаб­ риката: соленого, охлажденного, из трески, палтуса. Так строил свою работу и на «Прилуках». Опять капитан-директор повторял излюбленную свою фор­ мулу: «меньше слать надо». И мне вспомнились слова официантки Людмилы Дубкевич: -— Будить его не приходилось. Когда ни приду в каюту, Константин Николаевич на ногах. Назначение Буданова командиром «Прилук» было вполне оправдано. Поэтому начальник флота сказал: — Вы доверие оправдали. В. СЕРГЕЕВ» НА СНИМКАХ: Иван Петрович Бродов работает на «Прилуках» год, а всего траловому флоту отдано 17 лет жизни. В 1963 году он стал членом КПСС и сейчас возглавляет партийную организацию этого крупного современного корабля. Три года тому назад он учился в учебно-курсовом комбинате и приобрел специаль­ ность рефрижераторного машиниста. Без малого 20 лет работает в траловом флоте матрес первого класса Василий Иванович Новиков, которого вы видите на снимке. На кораблях типа ПРТ он уже ходит 7 лет. Дело свое знает хорошо, в прош» лом рейсе успешно справлялся на рыбефабрике с обязанностями упаковщика. Среди лучших и матрос Анатолий Васильевич Те-» рентьев. Морю отдано 12 лет, но промысловик он сравнительно молодой — в нашем флоте второй год. Фото П. Быстроумова,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz