Рыбный Мурман. 1972 г. Октябрь.

i H i i i i n i B a i i i i В ТЕЧЕНИЕ ЭТОГО ГОДА В ТРАЛОВОМ ФЛОТЕ ХОРОШО РАБОТАЕТ ЭКИПАЖ ПРОМЫСЛОВО-РЕФРИЖЕРАТОРНОГО ТРАУЛЕРА «ПРИЛУКИ». ОДНО ВРЕМЯ ОН ЛИДИРОВАЛ В ГРУППЕ КОЛЛЕКТИВОВ ПОДОБНЫХ СУДОВ, ПО ИТОГАМ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО СОРЕВНОВАНИЯ ЗА ВО­ СЕМЬ МЕСЯЦЕВ МОРЯКИ ЗАНЯЛИ ВТОРОЕ МЕСТО, ЗА ДЕВЯТЬ МЕСЯ­ ЦЕВ — ТРЕТЬЕ. НО ЭТО ОБЪЯСНЯЕТСЯ ТЕМ, ЧТО СЕНТЯБРЬ УШЕЛ НА ПЕРЕХОД С ПРОМЫСЛА В ПОРТ. .. В СЕГОДНЯШНЕМ НОМЕРЕ «РЫБНОГО МУРМАНА» МЫ ШИРОКО РАССКАЗЫВАЕМ ОБ ОПЫТЕ РАБОТЫ ЭКИПАЖА, О ЛЮДЯХ СУДНА, О НЕ­ КОТОРЫХ ИНТЕРЕСНЫХ МОМЕНТАХ В ЖИЗНИ В ПРОШЕДШЕМ ШЕСТИ­ МЕСЯЧНОМ ПЛАВАНИИ. м ш а ! трофеи Чем живет рыбак в плавании? Ожиданием возвраще­ ния на берег, встреч, писем. Книгами, кино. Конечно, заботами об уловах и всем остальным, что связано с этим. Но ожидания, заботы... — это общее для всех. А бывают моменты в жизни какого-либо экипажа* не под­ дающиеся стандартизации. Вдруг на палубу где-нибудь за экватором жалует морской.лев. Выбившаяся из сил, нашла приют на борту наша се- веоная перелетная птаха. Неоднократно приносили в нашу редакцию снимки, иа которых новые встречи — с пингвинами. А потом, может быть, помощь терпевшему бедствие товарищу. Мне до сих пор помнится очаровательная картина. Горел под весенним солнцем айсберг у Лабрадора. К айсбергу пришвартовался СРТ. И моряки, как только сумели, брали с вершины айсберга питьевую воду. И вот еще маленькая деталь из шестимесячной ры­ бацкой жизни экипажа промыслово-рефрижераторного траулера «Прилуки». Чтобы сдать рыбу, ошвартовался траулер к реф­ рижератору «Отто Гротеволь». Дело обычное, и как обычно все происходило. Но после отхода остался у рыбаков трофей — павиан Боб. Обезьянку моряки «Отто Гротеволя» приобрели при посещении какого-то африканского порта. Только про­ казником оказался Боб. Не было от него никакого спасе­ ния. Как в «Полосатом рейсе»* И они от него избави­ лись — подарили старпому «Прилук». И тут новый член команды не изменил своего характера — все проказни­ чал. Пришлось принимать меры. Уходя из каюты, стар­ пом на коротком поводке оставлял Боба у батареи. На­ верное, чтоб не замерз. В стоянку обезьянка поменяла местожительство — поселилась в квартире. — Выводят ребята ее гулять — весь, двор собира­ ется; Павиан — маленькая страничка в жизни рыбаков. А теперь — детей. Рыбацких. И ЕСЛИ О СЕРЬЕЗНОМ.. Так уж бывает всегда: историям, подобным той, что приключилась с Бобом, рыбаки и значения не придают. И узнал я о ней между прочим, слушая о главном ры­ бацком деле — промысле. Рассказывал капитан Бу­ данов. — Уходили ,«&i в апреле, вернулись в конце сентября. МО суток. Из них на переходы в Юго-Восточную Атлан­ тику и обратно потратили более двух месяцев. Далек был путь и не из легких — плавание. И когда мы здесь, на берегу, получали радиограммы с «При­ лук» о преодоленном рубеже и официальные сооб­ щения планового отдела флота, что экипаж занимает первое место или второе (ниже он не опускался), то не могли представить, как это достигалось. Фактиче­ ски моряки по день возвращения оставались лидерами. Сделанное ими красноречивее всех слов. Я «перевел» цифру выработки за рейс готовой продук­ ции на «вагонные» размеры. Если погрузить ее в 40- тонные вагоны, потребовалось бы почти сто вагонов. А это сколько составов? Плюс сюда вагоны для перевоз­ ки 116,4 тонны филе, 403,5 тонны* рыбной муки. Всей продукции изготовлено более чем на два с половиной миллиона рублей, что почти на 400 тысяч рублей сверх запланированного. Капитан скрупулезно подсчитывает экономию по ста­ л ям затрат. 15 тысяч рублей — промысловое воору­ жение. 4.200 — тара, вспомогательные материалы. Так. Транспортные расходы. По предварительным 'подсче­ там тут минус. Но его не должно быть. Во-первых, расчеты сделаны не по фактически переданному на ба­ зы грузу, а по плану. Во-вторых, сами привезли в порт значительно больше продукции, чем полагалось. Пи­ щевой рыбной 1603 тонны плюс 183 тонны рыбной му­ ки. Следовало 141 тонну. Разница объясняется про­ сто: лучше использовали судовые емкости. Даже сете­ вую кладовую забили мукой. А каждая тонна ее пере­ возки обходится в 133 рубля. Нет, минус не должен быть. нею длт вот Это парадокс. Среди водного океана моряки с осо­ бое аккуратностью относятся к воде, ее расходованию. И так на протяжении всей истории мореплавания. Ка­ залось бы, сейчас такой проблемы не должно быть. Суда для рькбзйое * построили по •последнему слову науки и техники, оборудовали установками по опресне­ нию морской воды, и все же и рыбаки считают каждую тонну живительной влаги. А если дело касается десят­ ков тонн, то что уж тут говорить — клад. Вот такой клад — .30 тонн — нашли моряки «Прилук» у экватора, хотя «нашли» — не то слово. Взяли его у природы, В тех местах уж пройдет ливень, то это — ливень» Сплошной водяной поток. А нельзя ли его направить по руслу прямо в судовые танки. Попробовали — поду­ чилось. Шлюпочную палубу предварительно хорошенько продраили. Поставили ограждения, чтоб случайно кто не прошел. А потом подсоединили шланги к сточным шпигатам. Вода пошла по назначению, использовали ее на хозяйственные нужды. А теперь чисто цифровые подсчеты. На «Прилуках» есть и опреснитель, и запас воды был взят достаточ­ ный. Но ведь рейс предстоял на полгода. Тут никаких запасов не хватило бы. На сей счет предусмотрено бы­ ло пополнение всем необходимым у борта базы. На­ пример, пресной воды планировалось взять 243 тон­ ны. Обошлись всего двадцатью. А только доставка од­ ной тонны стоит 54 рубля. Значит, моряки «Прилук» избежали значительных материальных расходов. Отсю­ да выше экономические показатели. н тот , ШНаВвК-£ШМвННвШвЯ 0 вНвВИВвЯВ*г Д'ЧВМВММр И ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЕЕ Чего можно, достичь, если несколько моря-ков- при­ ступят к работе на пять минут раньше? Многого или малого? А почему они не выходят так? На что пропада­ ет время? А как избежать этого? Вот круг вопросов, которые поставила перед собой специальная комис­ сия, производя хронометраж рабочего времени палуб­ ной команды и рыбообработчиков «Прилук». И. П. БРОДОВ. — с* «е- Комиссия выяснила: если палубники после каждого спуска трала своевременно будут выходить на обра­ ботку рыбы, не допуская S—6-минутных перекуров, а на фабрике людей расставят с учетом их профессио­ нальной выучки, опытности, не станет также утечки ра­ бочих минут, то производительность на шкерке подни­ мется на 20 процентов. И этого добились на «Прилуках», Комиссия по использованию вскрытых резервов под председательством капитана сделала большое дело. И не только одно это. Казалось бы, мелочь — решетки под ноги работаю­ щим на фабрике. И не просто решетки, а такие, что как раз по росту моряка. Не мелочь. Стал человек на такие решетки — и удобнее ему выполнять операции, не надо тянуться или наоборот — трудиться внаклонку. А если так, то и сделать можно больше и обеспечива­ лась безопасность труда. Попутно по рекомендации членов комиссии были изготовлены и удобные столь» для выработки филе. Кстати, об этом виде продукции. На флоте существует два варианта выпуска ее. На­ пример, на ^Буссоли», как рассказывали мне спе­ циалисты «Прилук», ставят на филе всю смену рыбооб­ работчиков. У этого варианта свой плюс: многие моря­ ки овладевают навыками изготовления филе, и если достаточно сырья, можно добиться высоких, показате­ лей по этому виду продукции. На «Прилуках» работали по второму варианту: вы­ деляли в каждой смене 5—6 рыбообработчиков, имев­ ших опыт выработки филе. Они этим только и занима­ лись. В данном случае производительность была не ниже, чем при работе по первому варианту,, а качество продукции выше. Для филе перед бункером и в пространство между транспортервми поставили специально сделанные сто­ лы. Расфасовщики отбрасывали с конвейера в ванну годную для филе рыбу. Работать было удобно и про­ изводительно. Для производства продукции из разделанной рыбы на «Прилуках» применили так называемый косой рез для обработки сырья. Если хороший шкерщик дает 15— 16 рыбин в минуту, то при испольэоаании косого реза темгт выше на 2—3 рыбины. Примеров того, как боролся экипаж за использова­ ние всех резервов, много. Много делалось для увели­ чения выпуска готовой продукции. А это прямо связа­ но с максимальной отдачей мощности морозильных линий. Тут шли несколькими путями. В первую очередь, своевременно производили о т т е ­ ку камер. Как правило, при больших уловах после 3—4 суток их эксплуатации на стенках появляется снежная шуба, что отрицательно сказывается на дальнейшей ра­ боте. Шубу снимают. Но на «Прилуках» не ждали это­ го срока; оттайку вели раньше. Время находили раз­ ное: безрыбье, перебежки, стоянки у базы. К большим уловам камеры были всегда готовы. Второй путь — рациональная цикличность работы ли­ нии. Их можно пустить на различную скорость, напри­ мер, на прохождение двух, пяти, шести противней в минуту. На первый взгляд все просто: поставили боль­ шую скорость — больше можно заморозить рыбы. Но не тут-то было. При увеличении скорости камеры быстрее обрастают шубой, да. и качество .морозки сни­ жается. А это недопустимо. Чисто практическим путем на «Прилуках» выбрали скорость два с половиной—три противня в минуту. При этом ГОСТ соблюдался, и линии работали в хорошем режиме. 14 еще один «секрет» повышения производительно­ сти «морозилок» имели моряки. За счет попеременной — полной и неполной — оттайки камер. Полная с вы­ каткой рыбы,-на что обычно уходит 6 часов. Неполная •— без выкатки. Времени затрачивалось значительно меньше. Вот эти все «секреты» позволили намного поднять пропускную способность морозильных линий. unninu Рабочий день на «Прилуках» начинался с пятимину­ ток. Но это не для всех. Вахты рыбообработчиков, лубной команды, машинных специалистов сразу при­ ступали к делу. На пятиминутки собирались у капитана ггервый помощник, технолог, старший механик, стар­ пом. Каждый докладывал по своей службе. Вот как это было, например, по производственной линии. Технолог называл цифры: столько-то за прошед­ шие сутки выпущено продукции. Мороженой, филе, муки. У капитана в руках сводка. Он уже знает, что за те же сутки в среднем по флоту показатели выше. Значит, экипаж сработал хуже. Почему? Почему техно­ лог не обеспечил высокой производительности? Уважи­ тельные причины — аргументируй. Нет — принимай срочно меры. Или еще пример. За прошедшие сутки филе сдела­ но, предположим, 200 килограммов. А вечером был на фабрике капитан и видел, что ассортимент рыбы позво­ лял выпустить чуть больше. Опять «почему»? По машинному хозяйству на сегодня требуется двух­ часовая остановка механизмов. «Дед» настаивает на этом. Хорошо. Тут же в курс дела вводят судоводите­ лей: если случится какая-либо заминка с ремонтом ору­ дий лова или придется ложиться в дрейф, немедленно сообщать механикам. И пусть они гарантируют, что через два часа машина будет на «товсь». Вот так решались все судовые вопросы. По-делово­ му, четко. А цель одна: достижение наилучшей орга­ низации труда; — И потом такие пятиминутки накладывали на глав­ ных специалистов особую ответственность, — говорил капитан. — Люди были более собранными. морят Людмиле Дубкевич, официантке «Прилук», я задал традиционный вопрос: — Женщине в море, наверное, особенно трудно сми­ риться с однообразием судовой жизни. Но вот вам разве не хочется красиво одеться и пройтись, скажем, просто по улице? Себя показать, как говорят, и других посмотреть.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz