Рыбный Мурман. 1972 г. Октябрь.
i H i i i i n i B a i i i i В ТЕЧЕНИЕ ЭТОГО ГОДА В ТРАЛОВОМ ФЛОТЕ ХОРОШО РАБОТАЕТ ЭКИПАЖ ПРОМЫСЛОВО-РЕФРИЖЕРАТОРНОГО ТРАУЛЕРА «ПРИЛУКИ». ОДНО ВРЕМЯ ОН ЛИДИРОВАЛ В ГРУППЕ КОЛЛЕКТИВОВ ПОДОБНЫХ СУДОВ, ПО ИТОГАМ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО СОРЕВНОВАНИЯ ЗА ВО СЕМЬ МЕСЯЦЕВ МОРЯКИ ЗАНЯЛИ ВТОРОЕ МЕСТО, ЗА ДЕВЯТЬ МЕСЯ ЦЕВ — ТРЕТЬЕ. НО ЭТО ОБЪЯСНЯЕТСЯ ТЕМ, ЧТО СЕНТЯБРЬ УШЕЛ НА ПЕРЕХОД С ПРОМЫСЛА В ПОРТ. .. В СЕГОДНЯШНЕМ НОМЕРЕ «РЫБНОГО МУРМАНА» МЫ ШИРОКО РАССКАЗЫВАЕМ ОБ ОПЫТЕ РАБОТЫ ЭКИПАЖА, О ЛЮДЯХ СУДНА, О НЕ КОТОРЫХ ИНТЕРЕСНЫХ МОМЕНТАХ В ЖИЗНИ В ПРОШЕДШЕМ ШЕСТИ МЕСЯЧНОМ ПЛАВАНИИ. м ш а ! трофеи Чем живет рыбак в плавании? Ожиданием возвраще ния на берег, встреч, писем. Книгами, кино. Конечно, заботами об уловах и всем остальным, что связано с этим. Но ожидания, заботы... — это общее для всех. А бывают моменты в жизни какого-либо экипажа* не под дающиеся стандартизации. Вдруг на палубу где-нибудь за экватором жалует морской.лев. Выбившаяся из сил, нашла приют на борту наша се- веоная перелетная птаха. Неоднократно приносили в нашу редакцию снимки, иа которых новые встречи — с пингвинами. А потом, может быть, помощь терпевшему бедствие товарищу. Мне до сих пор помнится очаровательная картина. Горел под весенним солнцем айсберг у Лабрадора. К айсбергу пришвартовался СРТ. И моряки, как только сумели, брали с вершины айсберга питьевую воду. И вот еще маленькая деталь из шестимесячной ры бацкой жизни экипажа промыслово-рефрижераторного траулера «Прилуки». Чтобы сдать рыбу, ошвартовался траулер к реф рижератору «Отто Гротеволь». Дело обычное, и как обычно все происходило. Но после отхода остался у рыбаков трофей — павиан Боб. Обезьянку моряки «Отто Гротеволя» приобрели при посещении какого-то африканского порта. Только про казником оказался Боб. Не было от него никакого спасе ния. Как в «Полосатом рейсе»* И они от него избави лись — подарили старпому «Прилук». И тут новый член команды не изменил своего характера — все проказни чал. Пришлось принимать меры. Уходя из каюты, стар пом на коротком поводке оставлял Боба у батареи. На верное, чтоб не замерз. В стоянку обезьянка поменяла местожительство — поселилась в квартире. — Выводят ребята ее гулять — весь, двор собира ется; Павиан — маленькая страничка в жизни рыбаков. А теперь — детей. Рыбацких. И ЕСЛИ О СЕРЬЕЗНОМ.. Так уж бывает всегда: историям, подобным той, что приключилась с Бобом, рыбаки и значения не придают. И узнал я о ней между прочим, слушая о главном ры бацком деле — промысле. Рассказывал капитан Бу данов. — Уходили ,«&i в апреле, вернулись в конце сентября. МО суток. Из них на переходы в Юго-Восточную Атлан тику и обратно потратили более двух месяцев. Далек был путь и не из легких — плавание. И когда мы здесь, на берегу, получали радиограммы с «При лук» о преодоленном рубеже и официальные сооб щения планового отдела флота, что экипаж занимает первое место или второе (ниже он не опускался), то не могли представить, как это достигалось. Фактиче ски моряки по день возвращения оставались лидерами. Сделанное ими красноречивее всех слов. Я «перевел» цифру выработки за рейс готовой продук ции на «вагонные» размеры. Если погрузить ее в 40- тонные вагоны, потребовалось бы почти сто вагонов. А это сколько составов? Плюс сюда вагоны для перевоз ки 116,4 тонны филе, 403,5 тонны* рыбной муки. Всей продукции изготовлено более чем на два с половиной миллиона рублей, что почти на 400 тысяч рублей сверх запланированного. Капитан скрупулезно подсчитывает экономию по ста л ям затрат. 15 тысяч рублей — промысловое воору жение. 4.200 — тара, вспомогательные материалы. Так. Транспортные расходы. По предварительным 'подсче там тут минус. Но его не должно быть. Во-первых, расчеты сделаны не по фактически переданному на ба зы грузу, а по плану. Во-вторых, сами привезли в порт значительно больше продукции, чем полагалось. Пи щевой рыбной 1603 тонны плюс 183 тонны рыбной му ки. Следовало 141 тонну. Разница объясняется про сто: лучше использовали судовые емкости. Даже сете вую кладовую забили мукой. А каждая тонна ее пере возки обходится в 133 рубля. Нет, минус не должен быть. нею длт вот Это парадокс. Среди водного океана моряки с осо бое аккуратностью относятся к воде, ее расходованию. И так на протяжении всей истории мореплавания. Ка залось бы, сейчас такой проблемы не должно быть. Суда для рькбзйое * построили по •последнему слову науки и техники, оборудовали установками по опресне нию морской воды, и все же и рыбаки считают каждую тонну живительной влаги. А если дело касается десят ков тонн, то что уж тут говорить — клад. Вот такой клад — .30 тонн — нашли моряки «Прилук» у экватора, хотя «нашли» — не то слово. Взяли его у природы, В тех местах уж пройдет ливень, то это — ливень» Сплошной водяной поток. А нельзя ли его направить по руслу прямо в судовые танки. Попробовали — поду чилось. Шлюпочную палубу предварительно хорошенько продраили. Поставили ограждения, чтоб случайно кто не прошел. А потом подсоединили шланги к сточным шпигатам. Вода пошла по назначению, использовали ее на хозяйственные нужды. А теперь чисто цифровые подсчеты. На «Прилуках» есть и опреснитель, и запас воды был взят достаточ ный. Но ведь рейс предстоял на полгода. Тут никаких запасов не хватило бы. На сей счет предусмотрено бы ло пополнение всем необходимым у борта базы. На пример, пресной воды планировалось взять 243 тон ны. Обошлись всего двадцатью. А только доставка од ной тонны стоит 54 рубля. Значит, моряки «Прилук» избежали значительных материальных расходов. Отсю да выше экономические показатели. н тот , ШНаВвК-£ШМвННвШвЯ 0 вНвВИВвЯВ*г Д'ЧВМВММр И ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЕЕ Чего можно, достичь, если несколько моря-ков- при ступят к работе на пять минут раньше? Многого или малого? А почему они не выходят так? На что пропада ет время? А как избежать этого? Вот круг вопросов, которые поставила перед собой специальная комис сия, производя хронометраж рабочего времени палуб ной команды и рыбообработчиков «Прилук». И. П. БРОДОВ. — с* «е- Комиссия выяснила: если палубники после каждого спуска трала своевременно будут выходить на обра ботку рыбы, не допуская S—6-минутных перекуров, а на фабрике людей расставят с учетом их профессио нальной выучки, опытности, не станет также утечки ра бочих минут, то производительность на шкерке подни мется на 20 процентов. И этого добились на «Прилуках», Комиссия по использованию вскрытых резервов под председательством капитана сделала большое дело. И не только одно это. Казалось бы, мелочь — решетки под ноги работаю щим на фабрике. И не просто решетки, а такие, что как раз по росту моряка. Не мелочь. Стал человек на такие решетки — и удобнее ему выполнять операции, не надо тянуться или наоборот — трудиться внаклонку. А если так, то и сделать можно больше и обеспечива лась безопасность труда. Попутно по рекомендации членов комиссии были изготовлены и удобные столь» для выработки филе. Кстати, об этом виде продукции. На флоте существует два варианта выпуска ее. На пример, на ^Буссоли», как рассказывали мне спе циалисты «Прилук», ставят на филе всю смену рыбооб работчиков. У этого варианта свой плюс: многие моря ки овладевают навыками изготовления филе, и если достаточно сырья, можно добиться высоких, показате лей по этому виду продукции. На «Прилуках» работали по второму варианту: вы деляли в каждой смене 5—6 рыбообработчиков, имев ших опыт выработки филе. Они этим только и занима лись. В данном случае производительность была не ниже, чем при работе по первому варианту,, а качество продукции выше. Для филе перед бункером и в пространство между транспортервми поставили специально сделанные сто лы. Расфасовщики отбрасывали с конвейера в ванну годную для филе рыбу. Работать было удобно и про изводительно. Для производства продукции из разделанной рыбы на «Прилуках» применили так называемый косой рез для обработки сырья. Если хороший шкерщик дает 15— 16 рыбин в минуту, то при испольэоаании косого реза темгт выше на 2—3 рыбины. Примеров того, как боролся экипаж за использова ние всех резервов, много. Много делалось для увели чения выпуска готовой продукции. А это прямо связа но с максимальной отдачей мощности морозильных линий. Тут шли несколькими путями. В первую очередь, своевременно производили о т т е ку камер. Как правило, при больших уловах после 3—4 суток их эксплуатации на стенках появляется снежная шуба, что отрицательно сказывается на дальнейшей ра боте. Шубу снимают. Но на «Прилуках» не ждали это го срока; оттайку вели раньше. Время находили раз ное: безрыбье, перебежки, стоянки у базы. К большим уловам камеры были всегда готовы. Второй путь — рациональная цикличность работы ли нии. Их можно пустить на различную скорость, напри мер, на прохождение двух, пяти, шести противней в минуту. На первый взгляд все просто: поставили боль шую скорость — больше можно заморозить рыбы. Но не тут-то было. При увеличении скорости камеры быстрее обрастают шубой, да. и качество .морозки сни жается. А это недопустимо. Чисто практическим путем на «Прилуках» выбрали скорость два с половиной—три противня в минуту. При этом ГОСТ соблюдался, и линии работали в хорошем режиме. 14 еще один «секрет» повышения производительно сти «морозилок» имели моряки. За счет попеременной — полной и неполной — оттайки камер. Полная с вы каткой рыбы,-на что обычно уходит 6 часов. Неполная •— без выкатки. Времени затрачивалось значительно меньше. Вот эти все «секреты» позволили намного поднять пропускную способность морозильных линий. unninu Рабочий день на «Прилуках» начинался с пятимину ток. Но это не для всех. Вахты рыбообработчиков, лубной команды, машинных специалистов сразу при ступали к делу. На пятиминутки собирались у капитана ггервый помощник, технолог, старший механик, стар пом. Каждый докладывал по своей службе. Вот как это было, например, по производственной линии. Технолог называл цифры: столько-то за прошед шие сутки выпущено продукции. Мороженой, филе, муки. У капитана в руках сводка. Он уже знает, что за те же сутки в среднем по флоту показатели выше. Значит, экипаж сработал хуже. Почему? Почему техно лог не обеспечил высокой производительности? Уважи тельные причины — аргументируй. Нет — принимай срочно меры. Или еще пример. За прошедшие сутки филе сдела но, предположим, 200 килограммов. А вечером был на фабрике капитан и видел, что ассортимент рыбы позво лял выпустить чуть больше. Опять «почему»? По машинному хозяйству на сегодня требуется двух часовая остановка механизмов. «Дед» настаивает на этом. Хорошо. Тут же в курс дела вводят судоводите лей: если случится какая-либо заминка с ремонтом ору дий лова или придется ложиться в дрейф, немедленно сообщать механикам. И пусть они гарантируют, что через два часа машина будет на «товсь». Вот так решались все судовые вопросы. По-делово му, четко. А цель одна: достижение наилучшей орга низации труда; — И потом такие пятиминутки накладывали на глав ных специалистов особую ответственность, — говорил капитан. — Люди были более собранными. морят Людмиле Дубкевич, официантке «Прилук», я задал традиционный вопрос: — Женщине в море, наверное, особенно трудно сми риться с однообразием судовой жизни. Но вот вам разве не хочется красиво одеться и пройтись, скажем, просто по улице? Себя показать, как говорят, и других посмотреть.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz