Рыбный Мурман. 1972 г. Ноябрь.
НА ВДНХ С С С Р НОВЫЙ ПАВИЛЬОН На снимке: в павильоне «Охрана природы»! -Посети тели у стенда Макеевского металлургического комбина та. Очистные сооружения этого предприятия отлича ются простотой конструкции, эффективной работой, они позволяют неоднократно ис пользовать воду. ^ f .г. Фото В. Созинова. (Фотохроника ТАСС). П о л е з н о з н а т ь На ВДНХ СССР на Всесоюзной выставке-смотре пред метов народного потребления и передовых методов бытово го обслуживания населения демонстрируется снегоход «Бу ран», изготовленный Рыбинским моторостроительным заво дом. Он предназначен для перевозки людей и грузов по це линному и укатанному снежному покрову. Снегоход разви вает скорость 60 километров в час, запас горючего рассчи тан на 100 километров. 4 0 Л Е Т Т Е Л Т Г У Спектаклем «Три минуты Мартина Гроу» открыл свой юбилейный сезон Архангельский драматический театр имени М. В. Ломоносова. Ровно 40 лет назад в главном портовом городе на Белом море впервые раздвинулся театральный занавес. Это было большим со бытием в культурной жизни северян. За сорок лет театр познако мил зрителей со многими произведениями русской, советской и за рубежной драматургии. БЛАГОДАРНОСТЬ ЭКИПАЖЕЙ При обработке промысловых судов в Юго-Восточной Атлантике коллектив транспортного рефрижератора «Вильгельм Пик» заслу жил благодарности от экипажей крупнотоннажных судов. В управ ление «Севрыбхолодфлот» поступила радиограмма от капитана- флагмана тов. Евграфова с просьбой учесть благодарности промыс ловиков при оценке работы экипажа. Э МОЦИИ и чувства — слова-близнецы. Говоря в одних случаях об-эмо циях, а в других о чувствах, мы по сути имеем в виду одни и те же переживания, которые проявляются в тревоге и стра хе, гневе и злобе, удрученности и тоске, радости и восторге. ‘ Роль эмоций в здоровье че ловека вопрос не новый, вокруг него образовалось много непра вильных и противоречивых взглядов. Вопреки предсказани ям некоторых исследователей эмоции не угасают, а продол жают играть в жизни огромную роль. В рецензии на книгу Н. А. Рубакина В. Й. Ленин писал: «Автор не догадывает ся... что без «человеческих эмоций» никогда не бывало, бовь,* восторг) полезны. Это не совсем верно. Более точно мы сказали бы так: любые эмоции полезны, когда они более или менее умеренны, держатся в рамках «золотой середины*-, чередуются между собой, если человек утопает в их «поло водье». С медицинских пози ций залог здоровья — в уме нии «властвовать собою», т. е. руководить эмоциональными основами своего поведения. Подобно физической культуре, широко и прочно должна войти в наш быт «психическая куль тура», разумная дисциплина чувств. У древних греков существо вала особая «гимнастика эмо ций», они призывали: «Сосчи тай до десяти, прежде чем кого- «Учитесь 1 властвовать 1 собою ...» нет и быть не может человече ского искания истины». ДС.6Ч. т.-25, стр. 112). Эмбции тесней шим образом связаны со. всеми сторонами нашей психической деятельности. Например, внима ние лучше всего привлекается к тому, что затрагивает эмоции. Запоминаем мы легче всего то, что зажигает чувства. «О па мять сердца! Ты сильней рас судка памяти печальной...» — писал поэт К. Батюшков. Богатство и гармоничность психических проявлений чело века — основа его душевной красоты, их гармония может стать залогом здоровья, а дис гармония — основой болезни. Переживания эмоций тесно свя заны с вегетативной нервной си стемой, которая регулирует так же деятельность сердца, крове носных сосудов, органов дыха"- ння; пищеварения, эндокринных желез. Эмоции активно влияют на обмен веществ, на состав крови, отделение пота, слюны и слез, на электропроводимость кожи и многие иные процессы. Существует прямолинейно- упрощенное мнение, будто от рицательные эмоции (тоска, страх, гнев) вредят здоровью, а положительные (радость, лю- либо выругать, и до ста, преж де чем кого-либо ударить». Ве ликий Гете заметил: «Стараясь объективно описать эмоцию, мы тем самым освобождаемся от нее». Действительно, осознав свое эмоциональное состояние, мы тем самым его облегчаем, человек обретает способность критически смотреть на прояв ления своих чувств словно со стороны. Понятно, что для по добных психических усилий ну жен прочный «союз ума и серд ца». Именно в интеллектуаль ном руководстве чувствами — секрет возможности взять их себе в союзники, сделать чувст ва источником укрепления здо ровья. Учиться воспитывать эмоции надо с детства. Академик П. К. Анохин говорит: надо разви вать в детях не торможение, основанное на запретах, а тор мозящее возбуждение. Вовсе недостаточно сказать ребенку: «Того-то делать нельзя!», это будет лишь торможением его желания: задача же истинного воспитателя найти такую новую эмоцию, которая оказалась бы сильнее прежней. Например, вместо того, чтобы сказать: «Руками есть нельзя!», следу ет постараться вызвать у малы ша эмоции, с требованиями чи-_ стоплотности, гордости, a MtfeT лучше — с возбуждением спор тивного азарта. Неплохо, на пример, подзадорить его: «Вряд ли ты когда-нибудь научишься есть вилкой. Это ведь очень трудно». Ставку надо делать на то, чтобы в дальнейшем по ведение ребенка основывалось на все более и более высоких побуждениях, которые с года ми послужат и стимулом ■ твор ческого труда. Именно этот «фокус» интересов к чему-то более высокому, чистому и служит регулятором эмоций. Нам, взрослым, говорят: «Нужно держать себя в руках».' Но как? Каждый может делать' это по-своему. Студент одного из вузов, очень взрывчатый и возбудимый, говорил: «Когда я сильно волнуюсь я чувствую* что вот-вот готов дать острую реакцию на грубость или оскорбление, я тут же вспоми наю профессора, которого очень' уважаю за выдержанность. Ду маю: а как бы он вел себя в подобном положении. И, пред ставьте, быстро успокаиваюсь». Полезное подражание хороше му образцу — прием, вполне себя оправдызающий. Учитель* ннца рассказывала: «Я очень' чувствительная, слишком близ ко принимаю все к сердцу. И вот, когда волнение достигает самой большой степени, начи наю думать: каким образам ' происходит расстройство чувств? Почему я поступаю так, а не иначе? Имею ли пра во как педагог вести себя та« ким образом? Сами эти раз^ мышления успокаивают». Есть и другие способы «брать- себя в руки». На крайний слу чай современная медицина рас полагает для регуляции эмоций арсеналом эффективных лекар ственных средств, но использо вание их, конечно же, целиком в компетенции врача. Профессор ________________ А. ПЛОТИЧЕР. Редактор Е. В. МИХАЙЛОВСКИЙ. ИХ ПРИМЕР МНОГОМУ УЧИТ В ЕЧЕР встречи с членами экипажей коммунисти ческого труда, который проходил недавно в кинозале ДМО, привлек большое коли чество рыбаков. Культбаза плавсостава хоро шо подготовилась к этому ме роприятию. Еще до начала встречи в зале звучали мор ские песни, сцена была укра шена цветами, бросался в гла за лозунг: «Коммунизм утверж дает на земле труд». В фойе была выставлена витрина, рас сказывающая о трудовых до стижениях рыбаков Северного бассейна, там же были поме щены и фото лучших людей промысловых флотов. Когда заполнился людьми зал, стали демонстрировать документальный фильм «Поэ ма о рабочем классе». После этого вступительную речь сде лал инженер отдела труда и зарплаты главка «Севрыба» тов. Емельянов Б. В. Он гово рил о широком размаха со циалистического соревнования среди рыбаков в честь 50-ле тия образования СССР, о дви жении за коммунистическое отношение к труду, о дости жениях комсомольско-моло дежных экипажей. Затем он предоставил сло во пришедшим на встречу с рыбаками членам экипажей коммунистического труда. Вы ступили матрос СРТ-2744 Н. Ка шин, машинист РМУ промыс лово-рефрижераторного трау лера «Заполярный» Г. Русаков, механик • наладчик БМРТ «Ижевск» Г. Вазагов, рыбооб работчик плавбазы «Полярная звезда» Ю. Харченко. Из их ярких, немногослов ных выступлений присутствую щие узнали много интересно го. Они рассказали о том, как экипажи передовых кораблей добиваются успешного выпол нения планов, о MHOiKX заме чательных традициях, родив шихся в их коллективах, о пе редовом опыте, о бережном отношении к технике, об орга низации действенного социали стического соревнования и многосторонней массовой культурной работе. Прослушав их выступления, каждый рыбак, сидящий в за ле, ясно представил, какой ки пучей творческой жизнью жи вут лучшие экипажи судов, носящие высокое звание кол лективов коммунистического труда. Их опыт, их пример многому учат. Следовать этому примеру — вот какой вывод для себя сделали многие, при шедшие на этог ве <ер. В заключение для рыбаков был дан большой концерт. Б. МАЙЗЛИН, методист культбазы плавсостава. СЕГОДНЯ ОЖИДАЕТСЯ ПРИХОД: РТ-122 «Свет», ПР «Советск», БМРТ-440 «Плутокий», ЗАВТРА: РТ-161 «Пе ленг», РТ-319 «Могилев», СРТ-13. СРТ-424. ОБЪЯВЛЕНИЕ 29 ноября 1972 года в 15 час. 30 мин. в актовой зале МВИМУ состоится на учно-техническая конферен ция курсантов судоводитель ского факультета. Приглашаем всех судово дителей принять участие в работе конференция. Асуанский гидроэнергетический комплекс сотрудничества, ^ СИМВОЛ египетско-советскоп Фотохроника T j т ♦ ИЗ ИНОСТРАННОГО Ю М ОР * — Вчера я видел твою супругу! Она так каш ляла. что все оборачивались. Она что заболела? — Нет! Просто на пей было новое платье!.. ★ * * С тех пор как .мы поженились, милый* ты ни разу не сказал мне, что готов броситься в огонь ради меня, — жалуется молодая супруга. — Слушай, ты в сущности, за кого выходила замуж? За служащего или пожарника? а * * Неисправимому пьянице врач предписал стро гую молочную диету* .Через два дня пациент го ворит своей жене: т Теперь д уж$ понимаю, почему все грудные дети всегда плачут. г. Мурманск — 183&D1, ул. Тра ловая, 89. Телефон АТС рыбного порта 62*64. Вызов с телефонов городской АТС осуществляется по номеру 7-86-264. «Рыбный Мурман». Индекс 5S6S4. Цена 1 экз. — Х нъп* Мурманская областная типогра фия, г. Мурманск. Зак. 5683. ПН-04315.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz