Рыбный Мурман. 1972 г. Ноябрь.

НА ВДНХ С С С Р НОВЫЙ ПАВИЛЬОН На снимке: в павильоне «Охрана природы»! -Посети­ тели у стенда Макеевского металлургического комбина­ та. Очистные сооружения этого предприятия отлича­ ются простотой конструкции, эффективной работой, они позволяют неоднократно ис­ пользовать воду. ^ f .г. Фото В. Созинова. (Фотохроника ТАСС). П о л е з н о з н а т ь На ВДНХ СССР на Всесоюзной выставке-смотре пред­ метов народного потребления и передовых методов бытово­ го обслуживания населения демонстрируется снегоход «Бу­ ран», изготовленный Рыбинским моторостроительным заво­ дом. Он предназначен для перевозки людей и грузов по це­ линному и укатанному снежному покрову. Снегоход разви­ вает скорость 60 километров в час, запас горючего рассчи­ тан на 100 километров. 4 0 Л Е Т Т Е Л Т Г У Спектаклем «Три минуты Мартина Гроу» открыл свой юбилейный сезон Архангельский драматический театр имени М. В. Ломоносова. Ровно 40 лет назад в главном портовом городе на Белом море впервые раздвинулся театральный занавес. Это было большим со­ бытием в культурной жизни северян. За сорок лет театр познако­ мил зрителей со многими произведениями русской, советской и за­ рубежной драматургии. БЛАГОДАРНОСТЬ ЭКИПАЖЕЙ При обработке промысловых судов в Юго-Восточной Атлантике коллектив транспортного рефрижератора «Вильгельм Пик» заслу­ жил благодарности от экипажей крупнотоннажных судов. В управ­ ление «Севрыбхолодфлот» поступила радиограмма от капитана- флагмана тов. Евграфова с просьбой учесть благодарности промыс­ ловиков при оценке работы экипажа. Э МОЦИИ и чувства — слова-близнецы. Говоря в одних случаях об-эмо­ циях, а в других о чувствах, мы по сути имеем в виду одни и те же переживания, которые проявляются в тревоге и стра­ хе, гневе и злобе, удрученности и тоске, радости и восторге. ‘ Роль эмоций в здоровье че­ ловека вопрос не новый, вокруг него образовалось много непра­ вильных и противоречивых взглядов. Вопреки предсказани­ ям некоторых исследователей эмоции не угасают, а продол­ жают играть в жизни огромную роль. В рецензии на книгу Н. А. Рубакина В. Й. Ленин писал: «Автор не догадывает­ ся... что без «человеческих эмоций» никогда не бывало, бовь,* восторг) полезны. Это не совсем верно. Более точно мы сказали бы так: любые эмоции полезны, когда они более или менее умеренны, держатся в рамках «золотой середины*-, чередуются между собой, если человек утопает в их «поло­ водье». С медицинских пози­ ций залог здоровья — в уме­ нии «властвовать собою», т. е. руководить эмоциональными основами своего поведения. Подобно физической культуре, широко и прочно должна войти в наш быт «психическая куль­ тура», разумная дисциплина чувств. У древних греков существо­ вала особая «гимнастика эмо­ ций», они призывали: «Сосчи­ тай до десяти, прежде чем кого- «Учитесь 1 властвовать 1 собою ...» нет и быть не может человече­ ского искания истины». ДС.6Ч. т.-25, стр. 112). Эмбции тесней­ шим образом связаны со. всеми сторонами нашей психической деятельности. Например, внима­ ние лучше всего привлекается к тому, что затрагивает эмоции. Запоминаем мы легче всего то, что зажигает чувства. «О па­ мять сердца! Ты сильней рас­ судка памяти печальной...» — писал поэт К. Батюшков. Богатство и гармоничность психических проявлений чело­ века — основа его душевной красоты, их гармония может стать залогом здоровья, а дис­ гармония — основой болезни. Переживания эмоций тесно свя­ заны с вегетативной нервной си­ стемой, которая регулирует так­ же деятельность сердца, крове­ носных сосудов, органов дыха"- ння; пищеварения, эндокринных желез. Эмоции активно влияют на обмен веществ, на состав крови, отделение пота, слюны и слез, на электропроводимость кожи и многие иные процессы. Существует прямолинейно- упрощенное мнение, будто от­ рицательные эмоции (тоска, страх, гнев) вредят здоровью, а положительные (радость, лю- либо выругать, и до ста, преж­ де чем кого-либо ударить». Ве­ ликий Гете заметил: «Стараясь объективно описать эмоцию, мы тем самым освобождаемся от нее». Действительно, осознав свое эмоциональное состояние, мы тем самым его облегчаем, человек обретает способность критически смотреть на прояв­ ления своих чувств словно со стороны. Понятно, что для по­ добных психических усилий ну­ жен прочный «союз ума и серд­ ца». Именно в интеллектуаль­ ном руководстве чувствами — секрет возможности взять их себе в союзники, сделать чувст­ ва источником укрепления здо­ ровья. Учиться воспитывать эмоции надо с детства. Академик П. К. Анохин говорит: надо разви­ вать в детях не торможение, основанное на запретах, а тор­ мозящее возбуждение. Вовсе недостаточно сказать ребенку: «Того-то делать нельзя!», это будет лишь торможением его желания: задача же истинного воспитателя найти такую новую эмоцию, которая оказалась бы сильнее прежней. Например, вместо того, чтобы сказать: «Руками есть нельзя!», следу­ ет постараться вызвать у малы­ ша эмоции, с требованиями чи-_ стоплотности, гордости, a MtfeT лучше — с возбуждением спор­ тивного азарта. Неплохо, на­ пример, подзадорить его: «Вряд ли ты когда-нибудь научишься есть вилкой. Это ведь очень трудно». Ставку надо делать на то, чтобы в дальнейшем по­ ведение ребенка основывалось на все более и более высоких побуждениях, которые с года­ ми послужат и стимулом ■ твор­ ческого труда. Именно этот «фокус» интересов к чему-то более высокому, чистому и служит регулятором эмоций. Нам, взрослым, говорят: «Нужно держать себя в руках».' Но как? Каждый может делать' это по-своему. Студент одного из вузов, очень взрывчатый и возбудимый, говорил: «Когда я сильно волнуюсь я чувствую* что вот-вот готов дать острую реакцию на грубость или оскорбление, я тут же вспоми­ наю профессора, которого очень' уважаю за выдержанность. Ду­ маю: а как бы он вел себя в подобном положении. И, пред­ ставьте, быстро успокаиваюсь». Полезное подражание хороше­ му образцу — прием, вполне себя оправдызающий. Учитель* ннца рассказывала: «Я очень' чувствительная, слишком близ­ ко принимаю все к сердцу. И вот, когда волнение достигает самой большой степени, начи­ наю думать: каким образам ' происходит расстройство чувств? Почему я поступаю так, а не иначе? Имею ли пра­ во как педагог вести себя та« ким образом? Сами эти раз^ мышления успокаивают». Есть и другие способы «брать- себя в руки». На крайний слу­ чай современная медицина рас­ полагает для регуляции эмоций арсеналом эффективных лекар­ ственных средств, но использо­ вание их, конечно же, целиком в компетенции врача. Профессор ________________ А. ПЛОТИЧЕР. Редактор Е. В. МИХАЙЛОВСКИЙ. ИХ ПРИМЕР МНОГОМУ УЧИТ В ЕЧЕР встречи с членами экипажей коммунисти­ ческого труда, который проходил недавно в кинозале ДМО, привлек большое коли­ чество рыбаков. Культбаза плавсостава хоро­ шо подготовилась к этому ме­ роприятию. Еще до начала встречи в зале звучали мор­ ские песни, сцена была укра­ шена цветами, бросался в гла­ за лозунг: «Коммунизм утверж­ дает на земле труд». В фойе была выставлена витрина, рас­ сказывающая о трудовых до­ стижениях рыбаков Северного бассейна, там же были поме­ щены и фото лучших людей промысловых флотов. Когда заполнился людьми зал, стали демонстрировать документальный фильм «Поэ­ ма о рабочем классе». После этого вступительную речь сде­ лал инженер отдела труда и зарплаты главка «Севрыба» тов. Емельянов Б. В. Он гово­ рил о широком размаха со­ циалистического соревнования среди рыбаков в честь 50-ле­ тия образования СССР, о дви­ жении за коммунистическое отношение к труду, о дости­ жениях комсомольско-моло­ дежных экипажей. Затем он предоставил сло­ во пришедшим на встречу с рыбаками членам экипажей коммунистического труда. Вы­ ступили матрос СРТ-2744 Н. Ка­ шин, машинист РМУ промыс­ лово-рефрижераторного трау­ лера «Заполярный» Г. Русаков, механик • наладчик БМРТ «Ижевск» Г. Вазагов, рыбооб­ работчик плавбазы «Полярная звезда» Ю. Харченко. Из их ярких, немногослов­ ных выступлений присутствую­ щие узнали много интересно­ го. Они рассказали о том, как экипажи передовых кораблей добиваются успешного выпол­ нения планов, о MHOiKX заме­ чательных традициях, родив­ шихся в их коллективах, о пе­ редовом опыте, о бережном отношении к технике, об орга­ низации действенного социали­ стического соревнования и многосторонней массовой культурной работе. Прослушав их выступления, каждый рыбак, сидящий в за­ ле, ясно представил, какой ки­ пучей творческой жизнью жи­ вут лучшие экипажи судов, носящие высокое звание кол­ лективов коммунистического труда. Их опыт, их пример многому учат. Следовать этому примеру — вот какой вывод для себя сделали многие, при­ шедшие на этог ве <ер. В заключение для рыбаков был дан большой концерт. Б. МАЙЗЛИН, методист культбазы плавсостава. СЕГОДНЯ ОЖИДАЕТСЯ ПРИХОД: РТ-122 «Свет», ПР «Советск», БМРТ-440 «Плутокий», ЗАВТРА: РТ-161 «Пе­ ленг», РТ-319 «Могилев», СРТ-13. СРТ-424. ОБЪЯВЛЕНИЕ 29 ноября 1972 года в 15 час. 30 мин. в актовой зале МВИМУ состоится на­ учно-техническая конферен­ ция курсантов судоводитель­ ского факультета. Приглашаем всех судово­ дителей принять участие в работе конференция. Асуанский гидроэнергетический комплекс сотрудничества, ^ СИМВОЛ египетско-советскоп Фотохроника T j т ♦ ИЗ ИНОСТРАННОГО Ю М ОР * — Вчера я видел твою супругу! Она так каш­ ляла. что все оборачивались. Она что заболела? — Нет! Просто на пей было новое платье!.. ★ * * С тех пор как .мы поженились, милый* ты ни разу не сказал мне, что готов броситься в огонь ради меня, — жалуется молодая супруга. — Слушай, ты в сущности, за кого выходила замуж? За служащего или пожарника? а * * Неисправимому пьянице врач предписал стро­ гую молочную диету* .Через два дня пациент го­ ворит своей жене: т Теперь д уж$ понимаю, почему все грудные дети всегда плачут. г. Мурманск — 183&D1, ул. Тра­ ловая, 89. Телефон АТС рыбного порта 62*64. Вызов с телефонов городской АТС осуществляется по номеру 7-86-264. «Рыбный Мурман». Индекс 5S6S4. Цена 1 экз. — Х нъп* Мурманская областная типогра­ фия, г. Мурманск. Зак. 5683. ПН-04315.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz