Рыбный Мурман. 1972 г. Ноябрь.

Д Е Л О НО В О Е , но уже привычное С РЕДНИЙ рыболовный траулер сделал крутой разворот, застопорил ход я осторожно коснулся бор­ том причала. Не прошло и по­ лучаса, как на его бревенча­ том настиле показалась маши­ на. По борту белой цистерны надпись — «Живая рыба». И никого это не удивило. Рабо­ чие судоремонтных заводов, рыбокомбината и порта спо­ койно проходили мимо. Разве что огромный скат на палубе привлекал внимание. По всему было видно, что к приходам CFT-427 «Хатанга» сельдяного флота, который занимается до­ ставкой живой рыбы, мурман­ чане привыкли. Привык к необычным рей­ сам и сам экипаж «Хатанги». Первые экспериментальные рейсы в августе вносили в ра­ боту сумятицу, недоверие к опыту. Неверующие в успех начатого дела уходили на дру­ гие суда. Люди, которым этот труд пришелся по душе, оста­ лись. Они отработали систему прокачки бассейна, научились отбирать в него нужные эк­ земпляры трески, пикши, кам­ балы. Они научились бороться с пеной, накапливающейся в гор­ ловине бассейна и затрудняю­ щей доступ свежему воздуху к воде, научились быстро пере­ гружать живую рыбу из бас­ сейна в цистерну машины. Од­ ним словом, экипаж «Хатанги» во главе с капитаном Александ­ ром Степановичем Богослов­ ским сумел наладить контакт «трюм—магазин», в реальность осуществления которого мало кто верил. Есть моряки, которые счита­ ют работу экипажа СРТ-427 не работой, а так, чем-то вроде баловства. Сам же экипаж «Ха­ танги» далек от подобных мне­ ний. Сначала и ему казалось, что все уж больно просто: де­ сять часов до места лова, де­ сять на лову, десять обратно — вот и вся забота. Только на деле оказалось куда сложнее. Нужно было вы­ ловить и отобрать более круп­ ные экземпляры. Когда дело идет о тоннах, думать особо не приходится о размерах рыбы. Протралил пару часов, поднял этак с полтонны — вот тебе и рыбка. К «Хатанге» это не от­ носилось. Мелкая рыба «Ха­ танге» не подходила, большие уловы тоже. Экипажу нужны были верные траления по 200 — 300 килограммов и обяза­ тельно крупной рыбы. Оказы­ вается, и здесь есть над чем поломать голову штурманам. - Отобрать и сохранить рыбу тоже дело нелегкое. Здесь нуж­ но огромное терпение, а глав­ ное — честный подход в делу. И этими качествами выделяет­ ся матрос первого класса ком­ сомолец Александр Сивовол. На вид шумливый и непоседли­ вый, он крайне аккуратен в ра­ боте. А ребята идут за ним, н это хорошо. Многие из них, было, отчаялись, потеряв не­ сколько десяток в зарплате. Александр с присущим ему юмором сумел уверить их, что нетвердые расценки — это в начале пути, постепенно все образуется, вернутся ребятам их десятки. Поверили ребята Александру, стали отбирать ры­ бу более тщательно, а в ре­ зультате и в магазин стало по­ ступать меньше задохшейся оы- бы. Но вот рыба отобрана. На прикидку рыбмастера — 700 килограммов. Судно разворачи­ вается носом к порту, а над бассейном остается рыбмастер. Теперь он главный ответчик за сохранность улова и заработки ребят. Рыбмастер СРТ-427 Николай Васильевич Большаков — ве­ теран сельдяного флота. Дол­ гое время он работал на трау­ лере «Верхоянск», а если чи­ татель помнит, это судно п по сей день в передовых. Опыт у Николая Васильевича большой, и к работе он умеет относиться по-рыбацки, с душой. На пере­ ходе в порт он то и дело появ­ ляется у бассейна, снимает пе­ ну. «шевелит» рыбку, чтобы не «засыпала». Второй штур­ ман Николай Федорович Со­ ловьев отозвался о Н. В. Боль­ шакове так: «Человек он на судне новый, всего рейс про­ работал, но уже добился ува­ жения команды за трудолю­ бие». Перегрузить рыбу из бассей­ на в цистерну машины, каза­ лось бы, пустяковое дело. Только это не так. Особого приспособления для ее пере­ грузки пока не придумали и пользоваться приходится обыч­ ными сачками. Вот здесь и ло­ ви момент, старайся сделать так. чтобы рыба как можно меньше времени была на воз­ духе. Рабочие бригады № 56 первого грузового участка, ру­ ководит которой кавалер орде­ на Ленина Таисия Ивановна Перминова, хорошо это пони­ мают. а потому и работают они на перегрузке свежей рыбы споро, умело. И особенно вы­ делялась Мария Георгиевна Го­ релова. Работа так и горела у нее в руках. Вся рыба из трю­ ма СРТ-427 в машину была перегружена очень быстро, без потерь. Предложить живую рыбу по­ купателю, удовлетворить его потребности хорошо умеет в фирменном магазине «Нептун» комсомолка Лена Амосова. Есть покупатель добродушный, а есть и придирчивый, однако Лена ко всем находит подход, и каждый, кто покидал мага­ зин, был доволен покупкой. Живая рыба нашла широкий спрос у покупателей. Однако, во многих магазинах продажа ее ведется очень плохо. Хра­ нится она в обычных ваннах, где нет прокачки воздуха, а о смене воды и говорить не при­ ходится. В таких условиях ры­ ба быстро погибает, а труд всех вышеназванных людей пропадет зря. Однако, работни­ ков торговли пока винить не приходится. Они просто не ус­ пели подготовиться к приему свежей морской рыбы. Посте­ пенно они заменят ванны на приспособленные резервуары, и дело пойдет гораздо лучше. С. ДАНИЛОВ. Фото автора. Пятнадцать В КОЛЛЕКТИВАХ КОММУНИСТИЧЕСКОГО ТРУДА D ПРОШЛЫЙ четверг на борту транспортного D рефрижератора «Иркутск» собрались меря» км »того судна-ветерана. Здесь состоялось торже­ ственное собрание, посвященное 15-летию со дня ввода в строй действующих судов рыбной про­ мышленности Северного бассейна ТР «Иркутск». С приветственным словом к юбилярам обратился заместитель начальника управления «Севрыбхо- лодфлот» тов. Шаповалов К. Н. Он зачитал при- ms начальника приемно-транспортного рефри­ жераторного флота, сердечно поздравившего экипаж с успехами, достигнутыми в социалисти­ ческом соревновании. Затем К. Н. Шаповалов вручил коллективу Почетную грамоту управле­ ния флота и базового комитета профсоюза. Почетные грамоты были также вручены луч­ шим членам экипажа. Среди награжденных реф­ рижераторный механик ударник коммунистиче­ ского труда Д. А. Парфенов, проработавший здесь 15 лет; лучший матрос флота М. П. Чароч- кин; начальник радиостанции Н. Е. Тимофеев, чье имя занесено на областную Доску почета. Затем юбиляров поздравили член базкома профсоюза тов. Лобанов А. А., секретарь коми­ тета ВЛКСМ флота тов. Ккязик Г. Н. Они вручи­ ли команде «Иркутска» свидетельство о занесе­ нии мшпажа коммунистического труда в «Книгу трудовых вкладов в девятую пятилетку» и По­ четную грамоту за умелую организацию шефской и воспитательной работы среди учащихся 7-А класса 47 школы. Выст у пин * шие с ответ­ ным словом ве­ тераны кораб­ ля-юби л я р а лет в строю Д. А., Тимофе- t ев Н. Е., Чароч- кин М. П. по­ благодарили за высокую оценку труда их коллек­ тива. Они заверили руководство, партийный, ба­ зовый и комсомольский комитеты флота, что приложат все силы, опыт и знания для еще более эффективной работы судна после его выхода в рейс. Команда транспортного рефрижератора «Ир­ кутск» в числе первых добилась присвоения ей в 1963 году почетного звания экипажа комму­ нистического труда. Прославленный коллектив с честью выполнял высокие социалистические обязательства. Его зрелость и вдумчивая работа по досрочному выполнению производственных заданий отмечались присуждением передовому экипажу переходящего вымпела Министерства рыбного хозяйства СССР и ЦК профсоюза ра­ бочих пищевой промышленности. Команда неод­ нократно подтверждала право на высокое зна­ ние коммунистического труда. В первом году девятой пятилетии экипаж ТР «Иркутск» дал около 547 тысяч рублей прибыли. Это почти на 250 тысяч рублей превысило плано­ вое задание. Моряки обратились к руководству флота с просьбой о переводе всей сверхплано­ вой прибыли, полученной в процессе дальнейшей эксплуатации судна, на особый счет. Экипаж ре­ шил так для того, чтобы в будущем, когда суд­ но устареет морально и физически, всю сумму накопленных средств от сверхплановой прибыли пустить на постройку нового транспортного реф­ рижератора с именем «Иркутск». Моряки кораб- ля-ветерана свято чтут свои лучшие трудовые ТИДДУНУМ - М. КАРПОВ, старший инженер отдела труда и зарпла­ ты управления «Севрыбхолодфлот». На снимках (сверху вниз): второй штурман Николай Федо­ рович Соловьев, матрос I клас­ са ко.псомолец Александр Ми­ хайлович Сивовол, рыбмастер Николай Васильевич Больша­ ков, рабочая бригады № 56 Ма­ рия Георгиевна Горелова, про­ давец магазина «Нептун» Лена Амосова. илыих ВЫСТУПЛЕНИИ «РЕЗЕРВ — ЛУЧШЕЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТОПЛИВА» В статье тов. Кошелева («Рыбный Мурман» за 29 сентября) поднят очень важный вопрос] Технологическая группа управления флота про­ водит необходимую работу с машинными команда­ ми. В настоящее время лабораториями СКЛОМТ обеспечены экннажн БМРТ. По мере поступления ими будут обеспечиваться средние рыболовные траулеры. Циркуляционное масло заменяется по браковоч­ ным показателям, что будет закреплено в нормах расхода масла на 1973 год. Журналами экипажи обеспечены. Ведение их контролируется специалистами ме­ ханико-судовой службы. Однако следует отметить, что на БМРТ j только по машинной частя необхо­ димо вести 29 журналов и запои-, нить 16 различных документов (от- > четы, донесения, планы, акты; и т. д.). Кроме того, необходимо приготовить и сда­ вать на анализ 12 проб (с заполнением этикеток по 8 пунктам). Все это в основном ложится на старше­ го и второго механиков н отвлекает нх от решения конкретных задач по повышению уровня техниче­ ской эксплуатации. По мнению специалистов технических служб уп­ равления флота ЦПКТБ следует продумать и ре­ шить вопрос о сокращении второстепенной докумен­ тации, не оказывающей влияния на уровень техни­ ческой эксплуатации судна и эффективное исполь­ зование горюче-смазочных материалов. А. КОЛТУН, главный инлсенер управления «Мурмансельдь».

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz