Рыбный Мурман. 1972 г. Ноябрь.

4 -------- ШвЖХИ партийной конференции тралового флата отдел добычи -ул­ овления подвергался справедливой аджгаке за то, -что;на нашем зфлоте имеется отставание -х^внедрением прогрессивных видов добычи рЫбы, слабо внедряются разноглубинный лав и .другие передовые метода :ра- гбаты. ЗВсе критические замечания г 6 ьеш ^учтены, проделана ;немалая ор­ ганизаторская работа. Ш сещдня мшнко говорить .о :том, что иояоже- шне -вьщраняшется. ТТЛ крупнотоннажных судов шеаву- приборами контроля хода тра- з*а4 Ш Ж т , на '36 — .ухтветовлены ;приборы<«ЖНР2ЙГО*>, Шее ami кораб­ ли снабжены крушвжчёйгшми разно­ глубинными '.тралами. Щроне того, ооборудпвш! прибором контроля 'хода гтраза Я1,Т-3It), который гвышст ш гн^р- аый рейс. До конца пода ш и и в ю закончить установку -нрЯбарав :-з*а эдеех остальных щ ш ниияянажяых корабляхдаata dBтрадеяерехуаортового траления. йа флоте усиепню прошли произ­ водственную проверку я шнедрены крупноячетгае разноглубинные тралы по чертежам ЦПКТБ №№ 2131, 2152, донные тралы — 2050, «Треска-М». Принят к произ­ водственной проверке трал для БМРТ типа «-Алтай». -На судах бор­ тового траления нашел успешное применение модернизированный . трал по чертежу Л£23-А. лова. ’Эвиаажи 'БМРТ .я ПРТ яме- яот длительные -.сроки плавания и ш '-условии чисто яэмешиощеися про­ мысловой .обстановки могут-влечение двейса'переключаться из «одного ^райо- ша промысла ;в .другой. ^Поэтому, ос выходом « рейс сопи .должны Сбыть подготовлены для -работы по край- •ней иерев трех вариантах — >ябя<я тресни :и -щуии, гббйов шеашетенцяш- ,иых:Объектов и .разноглубинный лае. НашрнЕе ка *судах большого :коли­ чества -’дорогостоящих -орудий лева различных конструкций, >одка ;шш дее «з которых исполшуется т грей- ссе непродолжительное шремя или ж>- шбще не применяется, приводит к .длительному омертвлению средств. Сейчас мы 'вынуждены снабжать «крупнотоннажные суда тралами -«Треска-М», ММЬ .2050, 326, -г«Хек-М» .и разноглубинными трала- *ми, как мшшмум, двух конструкций. То есть, С5ВЫХОДОМ на промысел суд­ но имеет на борту .до■ 8 « более кон­ струкций трала. Такое многообразие конструкций объявляется отсутстви­ ем в бассейне должного порядках внедрением .новых орудий лова, недо­ статочным изучением нашими про­ ектными .организациями достижений -науки и техники, отечественных и.за ­ рубежных .ученых, крайне медленным проектированием и испытанием-но­ вых конструкций тралов. Аналогичное положение и с .раз­ ноглубинными тралами. Сейчас есть I k Y P C Q H ! Лф* ТЕКНМЧЕЫШГШ ПРОГРЕБЕН Г И р о 6 л е ш ш - ш т т т лова. -Нельзя мириться с таким поло­ жением, iкогда .при наличии в ^бас­ сейне таких крупных проектных и науаяю^исследовательских организа­ ций, так ЦПКТБ и ПИНРО, экипажи оказываются ® пролове из-за несовер­ шенства орудий лова и на протяже­ нии целого ряда лет вынуждены по­ лучать некоторые новые, более уло­ вистые тралы из других бассейнов. По мнению инженерно-техниче­ ских работников отдела добычи, эта задача не может быть решена ус­ пешно, еслиз ЦПКТБ и ПИНРО со- гхранятся прежние методы проектиро­ вания орудий лова и их оснастки в -отрыве друг от друга, без единой ме­ тодики, без координации ра­ боты, без достаточно .широкого и хо­ рошо налаженного обмена опытом с другими предприятиями и проектны­ ми организациями страны. .Но наряду с внешними факторами массовому внедрению новых спосо­ бов лова и вообще повышению эффек­ тивности работы судов мешают и на­ ши ^внутренние причины. Приведу три примера. JB июне— августе 1972 года на про­ мысле -в районе Новошотландского шельфа БМРТ «Подмосковье» и •«Эльбрус» имели результаты работы я и и я и и я я В области распорных средств так­ же наметились довольно ощутимые сдвиги. На судах типа «Алтай» ус­ пешно прошли приемо-сдаточные ис­ пытания траловые распорные .доски площадью 615 кв. м. 'Они дали уве­ личение улавнстости трала _в ГОВА до десяти процентов. Успешно внед­ ряются на БМРТ польской построй­ ки крыловидные .досяи площадью В кв. м., а.на БМРТ типа «Алтай» и ТЕРТ — ллощадью 9 кв. м дляраз- ноглубинного .лова. На судах борто­ вого .траления прошли .успешную про­ изводственную проверку трехщеле- вьье траловые .доски площадью 4,”5 кв. м. На 1973 год нами заказано 100 таких досок как -внедрение ма­ лой серии. Кроме того, ша "судах флота идет успешнее "внедрение подъемных щитков и глубоководных куххылей из сплава АМГ. Помимо .улучшения технической оснащенности кораблей, 'большое вни­ мание "было уделено Обобщению и передаче передового "опыта. За де­ вять месяцев подготовлено и сдано в печать 8 плакатов о передовых мето­ дах труда, проведено непосредствен­ но в отделе добычи 9 ..совещаний и семинаров судоводителей и мастеров лова по обмену опытом работы, а также 3 семинара по технической учебе. Все это позволило коллективу флота успешно освоить разноглубин­ ный промысел морского окуня,-мак­ руруса, мойвы Баренцева моря, БНБ, Лабрадора. Особенно больших успехов добились экипажи ПРТ «Буссоль» (капитан тов. Шаньков, ст. мастер по добыче тов. Пузанов), БМРТ-454 «Капитан Демидов» (ка­ питан тов. Беляков, ст. мастер по добыче тов. Петришин), БЙГРТ-423 «Илья Катунин» (капитан тов. Ми­ шин, ст. мастер по добыче тов. Бе­ лоус), БМРТ-243 «Душанбе» (капи­ тан тов. Самохин, ст. мастер по до­ быче тов. Яценко), БМРТ-414 «Трал- флот» (капитан тов. Мочалов, ст. ма­ стер по добыче тов. Ищенко). Увеличилась и добыча рыбы раз­ ноглубинными тралами. Если за де­ вять месяцев 1971 года она равня­ лась 181 тысяче центнеров, то за де­ вять месяцев 1972 года составила 285 тысяч центнеров. Достигнутые результаты, безус­ ловно, радуют. Но они не дают нра­ ва к самоуспокоению. Нерешенных проблем, разного рода упущений еще немало. Все это сдерживает раз­ витие разноглубинного промысла, снижает экономические показатели. На флоте да и в Северном бассей­ не сложилось крайне неблагополуч­ ное положение с выбором наиболее уловистых и эффективных орудий тралы J2Q30-A, .2152,-2Г52-А, 2131, 12131-А. Но достаточно четких .реко­ мендаций агг ЦПКТБ, в наш х случа­ ях и почему должен применяться Тот шш шшй тдикл, флотже «ямеет. Разкей&яяяе ш разнотипность ору­ дий ’яяваащяшезгогкттоиу, что тралы помшю чптажеЕХ сетевых помещений приходится размещать :на .промысле* лой .падубе. Зйю заащдавшт работу "экипажей «в'море м »е «асггаетствует хорошей морской практике. -Невоз­ можно качественно составить заявки, так jaaK..нельзя^предусмотреть, какая имениюэдаяатруа-ция трала-будет даи- менятвея даже ш .следующем квар­ тале. Втеюда ж щдМйяах. увеличива­ етсяЧЖСЯО IHtprWIHWl^ут.’ЙШШТТИХ, шо не аш к - с 1 Иицимщнш тдашгав,-что приводит к омертвлению средств. Ужтшан, ччто хтоимястьявздою донного горала т среднем оеиги вш и т 130D фУйяйй, sa vxoMinseKT аазивсгкйН около ’Ш90 рублен, й & т стонжшпь выдаваемых на :БЛН*Г здбяввхлрв- лов с !ШШ ) -вшросла до Ш Ш ) руб­ лей. Шозрасаа ■стоимясть и ргкнетгп>- биннопо =всюружеш£я. В i конездом итоге ^вее зэт .приво­ дит к арезкому уяелня^ию ^зйбщй! стоимасшаыходапщхенгна судахсору- днй лова и промснаряженш. Так, на­ пример, если на 1 января 1971 года в среднем на БМРТ их стоимость со­ ставляла 50,2 тыс. рублей, то эш 1 сентзй^я JB72 года она возраста до 71,9-тшсзни рублаи. Если проектираоаннол ^внедрение новых орудий;лова будет оставаться на существующем -уровне, то -неизбе­ жен .дальнейшая рост «антдзушщй тралов, а .тем самым рост омертвлен­ ных .средств. Щело в том, что «ы не нсивание жгедрения^ новых opysirii лова, ^хорошо зарекомендававишх се­ бя в других бассейнах, :в :тсо же время Узеа проведения 'басеейяовых испытший не можем снять«с воору­ жения флота ранее принятые штат­ ные конструкции тралов. Это ненормальное положение долж­ но быть исправлено. - Для этого на первом этапе в срочном - порядке следует провести комплексные бассейновые и межбас- сейновые сравнительные испытания всех конструкций существующих тра­ лов «Севрыбы» и «Запрыбы» с це­ лью отбора конструкций донных тра­ лов, имеюнщх наилучшие эксплуата­ ционные каадства. Это позволит в короткий срок снизить количество тралов на судах, повысить оборачи­ ваемость средств и эффективность работы флота. Необходимо в корне улучшить ка­ чество и сократить сроки проектиро­ вания и испытаний новых орудий л о в а , значительногииже, чем однотипные суда^архангельского флота. В отдель­ ные месяцы эта .разница достигала внушительной цифры. Возглавляли эти экипажи капитаны тт. ^Брянский и Пятков, достаточно опытные про­ мысловики, чспособные решать слож­ ные .промысловые задачи. Разбцра- ясь'вдричгат слабой работы, уда­ лось установить, что на .БМРТ «Пад- мас-кавве» работают только два комп- qaeccopa, третий имеет трещину в корпусе. Ф морозильные камеры в •таяшя -.суток на-иод иалубнсиЧ.изоля- -цяинаступает вода. На корабле ча* сты’поломки морозильных линий, ос­ тановки транспортеров, поломки шне­ ков 9НЙУ. 'Вот что мешало нормаль- нёйшаЕбот^- гВМРТ «Эльбрус» выяснилась дналаптаая картина — часто зыхо- .дшш лв .строя компрессоры, моро- ‘ашиые:лиюш, А -«а«архангельских судах все, как тчворптся, крутится, все вертится, и они решительно уходили вперед. -Второй пример. -В начале октября текущего года сложилась блатопри- итная обстановка на промысле мой­ вы в районе о. Надежды в Баренце­ вом море. Экипаж БМРТ-256 имел суточную заморозку до 30— 35 тонн. Выло принято решение увеличить выпуск-этой продукции. В район промЫста сайки, где находилась груяг па БМРТ, направили радиограмму, в которой предлагалось переключить БМРТ №№ 425, 415 и 426 на разно­ глубинный лов мойвы. Выбор был не случаен, так как экипажи БМРТ .№№ 415 и 426 одними из первых освоили лов мойвы разноглубинны­ ми тралами еще в 1971 году, а БЛ1РТ-425 успешно освоил разно­ глубинный лов сайки. Кроме того, мы исходили из того факта, что это должны быть лучшие суда группы по техническому состоянию, и по ре­ зультатам их промысла можно сори­ ентировать работу остального круп­ нотоннажного флота. И вот результат. Капитан БМРТ-415 тов. Ширкин ответил: «Промысел мойвы будет затруднен причинами: не работает выдвижное устройство ГАС «Палтус-М», отсут­ ствие горизонтального поиска, де­ формация винта-движителя не дает должного упора. Прошу добро остать­ ся на промысле сайки». Капитан БМРТ-426 тов. Бабкин радировал: «Уходить нз группы .не имею возможности. На борту отсут­ ствует штатный мотор насоса -ВРШ. .Взамен двух моторов ВРШ поставлен мотор насоса забортной воды, кото­ рый .ненадежен в работе. Оба штат­ ных мотора находятся в порту на пе­ ремотке». Капитан БМРТ-425 тов. Лейбов сообщил, что шестерни траловой.ле­ бедки имеют -значительный износ, зто сильно затрудняет ^ведение разноглу­ бинного лова. 18 октября была получена радио­ грамма с БМРТ «Памир», ведущего разноглубинный промысел мойвы в районе Южного Лабрадора. Вот от­ дельные выдержки нз нее. «Экипаж не справляется .с .суточ­ ным заданием по мойве, работаем хуже других, несмотря на усилия, полученный опыт, помощь, консуль­ тации о других судов. Только в хо­ рошую погоду можем работать на уровне других. При волнении свыше 5 баллов техника не позволяет без­ аварийно поднять пелагический трал. При медленной скорости выборки ка­ бельных лебедок трал испытывает рывки на волне. При выборке основ­ ной части трала частями трал подни­ мается над слипом выше палубы, дель забрасывает на углы огражде­ ния. При волнении 6 баллов, когда все БМРТ работают пелагическим тралом, мы не рискуем. Работа суд­ на неэффективна, израсходовали уже три трала. Коновалов, Романков». Должен сказать, что о крайне мед­ ленной и неэффективной работе ка­ бельных лебедок на БМРТ типа «Подмосковье» на флоте знали с мо­ мента принятия в эксплуатацию го­ ловного судна этой серии и были предпришггы определенные меры по их устранению. ЦПКТБ разработало конструкцию редуктора, позволяю­ щего почти в два раза повысить ско­ рость - выборки кабельных лебедок. Однако ни один из заводов Мурман­ ска не смог изготовить шестерни. Уп­ равление флота обратилось на завод «Океан». Он взялся изготовить щес- Ttjproi, но за два года мы не получи­ ли с -ааведа ни одного редуктора. Вопрос с кабельными лебедками дол­ жен быть решен -в срочном порядке, И здесь без помощи главка управле­ нию флота не обойтись. Я привел эти примеры для того, чтобы показать, как плохо иногда готовятся суда к промыслу в порту. Ведь когда уходили в море «Подмо­ сковье» н «Эльбрус», большие моро­ зильные траулеры № № 415, 425, 426, .специалисты отдела добыта бы­ ли заверены -в том, что эти корабли в техническом отношении к разно­ глубинному промыслу готовы. Како- да это была готовность, видно из при­ веденных примеров. Настало время, когда под поняти­ ем «сУдно по техническому состоя­ нию готово к рейсу» нужно понимать, что оно готово в равной степени ус­ пешно вести и разноглубинный и донный промысел. Каждое отступле­ ние от этого должно рассматривать­ ся как ЧП. Управлению флота пора прекра­ тить только регистрировать факты. Специалисты всех служб и отделов должны заниматься подготовкой су­ дов к выходу в рейс как положено и нести ответственность за упущения и недоработки. Несколько слов о кошельковом промысле. В настоящее время РТ-207 «Север» и РТ-210 «Запад» оснащены для кошелькового лова им­ портным оборудованием норвежского производства. Намечены к переобо­ рудованию еще два траулера типа «Пионер». Но неводовыборочный комплекс на траулерах «Север» и «Запад» постепенно выходит из строя (разрушаются укладочные бло­ ки, срывается резиновое покрытие у выборочных блоков). Однако ради­ кальных мер по исправлению этого положения со стороны механико-судо­ вой службы, на которую возложена их эксплуатация, пока не принима­ ется. Необходимо принять .срочные меры по сохранности дорогостоящего обо­ рудования. В. ЦУКАЛОВ, зам. начальника отдела добычи тралового флота. : LSSBESEHSKSS >SSSSSSS5SSSE

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz