Рыбный Мурман. 1972 г. Ноябрь.
4 -------- ШвЖХИ партийной конференции тралового флата отдел добычи -ул овления подвергался справедливой аджгаке за то, -что;на нашем зфлоте имеется отставание -х^внедрением прогрессивных видов добычи рЫбы, слабо внедряются разноглубинный лав и .другие передовые метода :ра- гбаты. ЗВсе критические замечания г 6 ьеш ^учтены, проделана ;немалая ор ганизаторская работа. Ш сещдня мшнко говорить .о :том, что иояоже- шне -вьщраняшется. ТТЛ крупнотоннажных судов шеаву- приборами контроля хода тра- з*а4 Ш Ж т , на '36 — .ухтветовлены ;приборы<«ЖНР2ЙГО*>, Шее ami кораб ли снабжены крушвжчёйгшми разно глубинными '.тралами. Щроне того, ооборудпвш! прибором контроля 'хода гтраза Я1,Т-3It), который гвышст ш гн^р- аый рейс. До конца пода ш и и в ю закончить установку -нрЯбарав :-з*а эдеех остальных щ ш ниияянажяых корабляхдаata dBтрадеяерехуаортового траления. йа флоте усиепню прошли произ водственную проверку я шнедрены крупноячетгае разноглубинные тралы по чертежам ЦПКТБ №№ 2131, 2152, донные тралы — 2050, «Треска-М». Принят к произ водственной проверке трал для БМРТ типа «-Алтай». -На судах бор тового траления нашел успешное применение модернизированный . трал по чертежу Л£23-А. лова. ’Эвиаажи 'БМРТ .я ПРТ яме- яот длительные -.сроки плавания и ш '-условии чисто яэмешиощеися про мысловой .обстановки могут-влечение двейса'переключаться из «одного ^райо- ша промысла ;в .другой. ^Поэтому, ос выходом « рейс сопи .должны Сбыть подготовлены для -работы по край- •ней иерев трех вариантах — >ябя<я тресни :и -щуии, гббйов шеашетенцяш- ,иых:Объектов и .разноглубинный лае. НашрнЕе ка *судах большого :коли чества -’дорогостоящих -орудий лева различных конструкций, >одка ;шш дее «з которых исполшуется т грей- ссе непродолжительное шремя или ж>- шбще не применяется, приводит к .длительному омертвлению средств. Сейчас мы 'вынуждены снабжать «крупнотоннажные суда тралами -«Треска-М», ММЬ .2050, 326, -г«Хек-М» .и разноглубинными трала- *ми, как мшшмум, двух конструкций. То есть, С5ВЫХОДОМ на промысел суд но имеет на борту .до■ 8 « более кон струкций трала. Такое многообразие конструкций объявляется отсутстви ем в бассейне должного порядках внедрением .новых орудий лова, недо статочным изучением нашими про ектными .организациями достижений -науки и техники, отечественных и.за рубежных .ученых, крайне медленным проектированием и испытанием-но вых конструкций тралов. Аналогичное положение и с .раз ноглубинными тралами. Сейчас есть I k Y P C Q H ! Лф* ТЕКНМЧЕЫШГШ ПРОГРЕБЕН Г И р о 6 л е ш ш - ш т т т лова. -Нельзя мириться с таким поло жением, iкогда .при наличии в ^бас сейне таких крупных проектных и науаяю^исследовательских организа ций, так ЦПКТБ и ПИНРО, экипажи оказываются ® пролове из-за несовер шенства орудий лова и на протяже нии целого ряда лет вынуждены по лучать некоторые новые, более уло вистые тралы из других бассейнов. По мнению инженерно-техниче ских работников отдела добычи, эта задача не может быть решена ус пешно, еслиз ЦПКТБ и ПИНРО со- гхранятся прежние методы проектиро вания орудий лова и их оснастки в -отрыве друг от друга, без единой ме тодики, без координации ра боты, без достаточно .широкого и хо рошо налаженного обмена опытом с другими предприятиями и проектны ми организациями страны. .Но наряду с внешними факторами массовому внедрению новых спосо бов лова и вообще повышению эффек тивности работы судов мешают и на ши ^внутренние причины. Приведу три примера. JB июне— августе 1972 года на про мысле -в районе Новошотландского шельфа БМРТ «Подмосковье» и •«Эльбрус» имели результаты работы я и и я и и я я В области распорных средств так же наметились довольно ощутимые сдвиги. На судах типа «Алтай» ус пешно прошли приемо-сдаточные ис пытания траловые распорные .доски площадью 615 кв. м. 'Они дали уве личение улавнстости трала _в ГОВА до десяти процентов. Успешно внед ряются на БМРТ польской построй ки крыловидные .досяи площадью В кв. м., а.на БМРТ типа «Алтай» и ТЕРТ — ллощадью 9 кв. м дляраз- ноглубинного .лова. На судах борто вого .траления прошли .успешную про изводственную проверку трехщеле- вьье траловые .доски площадью 4,”5 кв. м. На 1973 год нами заказано 100 таких досок как -внедрение ма лой серии. Кроме того, ша "судах флота идет успешнее "внедрение подъемных щитков и глубоководных куххылей из сплава АМГ. Помимо .улучшения технической оснащенности кораблей, 'большое вни мание "было уделено Обобщению и передаче передового "опыта. За де вять месяцев подготовлено и сдано в печать 8 плакатов о передовых мето дах труда, проведено непосредствен но в отделе добычи 9 ..совещаний и семинаров судоводителей и мастеров лова по обмену опытом работы, а также 3 семинара по технической учебе. Все это позволило коллективу флота успешно освоить разноглубин ный промысел морского окуня,-мак руруса, мойвы Баренцева моря, БНБ, Лабрадора. Особенно больших успехов добились экипажи ПРТ «Буссоль» (капитан тов. Шаньков, ст. мастер по добыче тов. Пузанов), БМРТ-454 «Капитан Демидов» (ка питан тов. Беляков, ст. мастер по добыче тов. Петришин), БЙГРТ-423 «Илья Катунин» (капитан тов. Ми шин, ст. мастер по добыче тов. Бе лоус), БМРТ-243 «Душанбе» (капи тан тов. Самохин, ст. мастер по до быче тов. Яценко), БМРТ-414 «Трал- флот» (капитан тов. Мочалов, ст. ма стер по добыче тов. Ищенко). Увеличилась и добыча рыбы раз ноглубинными тралами. Если за де вять месяцев 1971 года она равня лась 181 тысяче центнеров, то за де вять месяцев 1972 года составила 285 тысяч центнеров. Достигнутые результаты, безус ловно, радуют. Но они не дают нра ва к самоуспокоению. Нерешенных проблем, разного рода упущений еще немало. Все это сдерживает раз витие разноглубинного промысла, снижает экономические показатели. На флоте да и в Северном бассей не сложилось крайне неблагополуч ное положение с выбором наиболее уловистых и эффективных орудий тралы J2Q30-A, .2152,-2Г52-А, 2131, 12131-А. Но достаточно четких .реко мендаций агг ЦПКТБ, в наш х случа ях и почему должен применяться Тот шш шшй тдикл, флотже «ямеет. Разкей&яяяе ш разнотипность ору дий ’яяваащяшезгогкттоиу, что тралы помшю чптажеЕХ сетевых помещений приходится размещать :на .промысле* лой .падубе. Зйю заащдавшт работу "экипажей «в'море м »е «асггаетствует хорошей морской практике. -Невоз можно качественно составить заявки, так jaaK..нельзя^предусмотреть, какая имениюэдаяатруа-ция трала-будет даи- менятвея даже ш .следующем квар тале. Втеюда ж щдМйяах. увеличива етсяЧЖСЯО IHtprWIHWl^ут.’ЙШШТТИХ, шо не аш к - с 1 Иицимщнш тдашгав,-что приводит к омертвлению средств. Ужтшан, ччто хтоимястьявздою донного горала т среднем оеиги вш и т 130D фУйяйй, sa vxoMinseKT аазивсгкйН около ’Ш90 рублен, й & т стонжшпь выдаваемых на :БЛН*Г здбяввхлрв- лов с !ШШ ) -вшросла до Ш Ш ) руб лей. Шозрасаа ■стоимясть и ргкнетгп>- биннопо =всюружеш£я. В i конездом итоге ^вее зэт .приво дит к арезкому уяелня^ию ^зйбщй! стоимасшаыходапщхенгна судахсору- днй лова и промснаряженш. Так, на пример, если на 1 января 1971 года в среднем на БМРТ их стоимость со ставляла 50,2 тыс. рублей, то эш 1 сентзй^я JB72 года она возраста до 71,9-тшсзни рублаи. Если проектираоаннол ^внедрение новых орудий;лова будет оставаться на существующем -уровне, то -неизбе жен .дальнейшая рост «антдзушщй тралов, а .тем самым рост омертвлен ных .средств. Щело в том, что «ы не нсивание жгедрения^ новых opysirii лова, ^хорошо зарекомендававишх се бя в других бассейнах, :в :тсо же время Узеа проведения 'басеейяовых испытший не можем снять«с воору жения флота ранее принятые штат ные конструкции тралов. Это ненормальное положение долж но быть исправлено. - Для этого на первом этапе в срочном - порядке следует провести комплексные бассейновые и межбас- сейновые сравнительные испытания всех конструкций существующих тра лов «Севрыбы» и «Запрыбы» с це лью отбора конструкций донных тра лов, имеюнщх наилучшие эксплуата ционные каадства. Это позволит в короткий срок снизить количество тралов на судах, повысить оборачи ваемость средств и эффективность работы флота. Необходимо в корне улучшить ка чество и сократить сроки проектиро вания и испытаний новых орудий л о в а , значительногииже, чем однотипные суда^архангельского флота. В отдель ные месяцы эта .разница достигала внушительной цифры. Возглавляли эти экипажи капитаны тт. ^Брянский и Пятков, достаточно опытные про мысловики, чспособные решать слож ные .промысловые задачи. Разбцра- ясь'вдричгат слабой работы, уда лось установить, что на .БМРТ «Пад- мас-кавве» работают только два комп- qaeccopa, третий имеет трещину в корпусе. Ф морозильные камеры в •таяшя -.суток на-иод иалубнсиЧ.изоля- -цяинаступает вода. На корабле ча* сты’поломки морозильных линий, ос тановки транспортеров, поломки шне ков 9НЙУ. 'Вот что мешало нормаль- нёйшаЕбот^- гВМРТ «Эльбрус» выяснилась дналаптаая картина — часто зыхо- .дшш лв .строя компрессоры, моро- ‘ашиые:лиюш, А -«а«архангельских судах все, как тчворптся, крутится, все вертится, и они решительно уходили вперед. -Второй пример. -В начале октября текущего года сложилась блатопри- итная обстановка на промысле мой вы в районе о. Надежды в Баренце вом море. Экипаж БМРТ-256 имел суточную заморозку до 30— 35 тонн. Выло принято решение увеличить выпуск-этой продукции. В район промЫста сайки, где находилась груяг па БМРТ, направили радиограмму, в которой предлагалось переключить БМРТ №№ 425, 415 и 426 на разно глубинный лов мойвы. Выбор был не случаен, так как экипажи БМРТ .№№ 415 и 426 одними из первых освоили лов мойвы разноглубинны ми тралами еще в 1971 году, а БЛ1РТ-425 успешно освоил разно глубинный лов сайки. Кроме того, мы исходили из того факта, что это должны быть лучшие суда группы по техническому состоянию, и по ре зультатам их промысла можно сори ентировать работу остального круп нотоннажного флота. И вот результат. Капитан БМРТ-415 тов. Ширкин ответил: «Промысел мойвы будет затруднен причинами: не работает выдвижное устройство ГАС «Палтус-М», отсут ствие горизонтального поиска, де формация винта-движителя не дает должного упора. Прошу добро остать ся на промысле сайки». Капитан БМРТ-426 тов. Бабкин радировал: «Уходить нз группы .не имею возможности. На борту отсут ствует штатный мотор насоса -ВРШ. .Взамен двух моторов ВРШ поставлен мотор насоса забортной воды, кото рый .ненадежен в работе. Оба штат ных мотора находятся в порту на пе ремотке». Капитан БМРТ-425 тов. Лейбов сообщил, что шестерни траловой.ле бедки имеют -значительный износ, зто сильно затрудняет ^ведение разноглу бинного лова. 18 октября была получена радио грамма с БМРТ «Памир», ведущего разноглубинный промысел мойвы в районе Южного Лабрадора. Вот от дельные выдержки нз нее. «Экипаж не справляется .с .суточ ным заданием по мойве, работаем хуже других, несмотря на усилия, полученный опыт, помощь, консуль тации о других судов. Только в хо рошую погоду можем работать на уровне других. При волнении свыше 5 баллов техника не позволяет без аварийно поднять пелагический трал. При медленной скорости выборки ка бельных лебедок трал испытывает рывки на волне. При выборке основ ной части трала частями трал подни мается над слипом выше палубы, дель забрасывает на углы огражде ния. При волнении 6 баллов, когда все БМРТ работают пелагическим тралом, мы не рискуем. Работа суд на неэффективна, израсходовали уже три трала. Коновалов, Романков». Должен сказать, что о крайне мед ленной и неэффективной работе ка бельных лебедок на БМРТ типа «Подмосковье» на флоте знали с мо мента принятия в эксплуатацию го ловного судна этой серии и были предпришггы определенные меры по их устранению. ЦПКТБ разработало конструкцию редуктора, позволяю щего почти в два раза повысить ско рость - выборки кабельных лебедок. Однако ни один из заводов Мурман ска не смог изготовить шестерни. Уп равление флота обратилось на завод «Океан». Он взялся изготовить щес- Ttjproi, но за два года мы не получи ли с -ааведа ни одного редуктора. Вопрос с кабельными лебедками дол жен быть решен -в срочном порядке, И здесь без помощи главка управле нию флота не обойтись. Я привел эти примеры для того, чтобы показать, как плохо иногда готовятся суда к промыслу в порту. Ведь когда уходили в море «Подмо сковье» н «Эльбрус», большие моро зильные траулеры № № 415, 425, 426, .специалисты отдела добыта бы ли заверены -в том, что эти корабли в техническом отношении к разно глубинному промыслу готовы. Како- да это была готовность, видно из при веденных примеров. Настало время, когда под поняти ем «сУдно по техническому состоя нию готово к рейсу» нужно понимать, что оно готово в равной степени ус пешно вести и разноглубинный и донный промысел. Каждое отступле ние от этого должно рассматривать ся как ЧП. Управлению флота пора прекра тить только регистрировать факты. Специалисты всех служб и отделов должны заниматься подготовкой су дов к выходу в рейс как положено и нести ответственность за упущения и недоработки. Несколько слов о кошельковом промысле. В настоящее время РТ-207 «Север» и РТ-210 «Запад» оснащены для кошелькового лова им портным оборудованием норвежского производства. Намечены к переобо рудованию еще два траулера типа «Пионер». Но неводовыборочный комплекс на траулерах «Север» и «Запад» постепенно выходит из строя (разрушаются укладочные бло ки, срывается резиновое покрытие у выборочных блоков). Однако ради кальных мер по исправлению этого положения со стороны механико-судо вой службы, на которую возложена их эксплуатация, пока не принима ется. Необходимо принять .срочные меры по сохранности дорогостоящего обо рудования. В. ЦУКАЛОВ, зам. начальника отдела добычи тралового флота. : LSSBESEHSKSS >SSSSSSS5SSSE
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz